Молитва слов вечерняя. Молитвы перед сном. Пресвятой Богородице, десятая

Отходя ко сну верующему человеку необходимо приготовиться к наступающей ночи и грядущему дню. Молитвы на сон грядущим (вечерние) – подведение духовного итога прожитого дня с целью укрепить человека для жизни по заповедям, для избежания повторения ошибок и грехов. Изначально это правило было написано на церковно-славянском языке, но для удобства было переведено на более понятный. На русском языке и представлены указанные ниже обращения, выделены правильные ударения.

Церковная

Начинать нужно так:

Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

После того, как будут прочитаны начальные строки (до молитвы Господня), призывается милость Небес, и нужно читать тропари.

Молитва Господня

Тропари

Прочтение этих слов 12 раз утром и вечером символически обозначает освящение каждого часа в сутках.

Совершаются три вечерних песнопения, направленные к каждому из Лиц Святой Троицы.

Тексты молитв

В обращении к Богу Отцу преподобный Макарий Великий (IV век) учит людей молить Царя Небесного о том, чтобы Всевышний простил грехи, которые были совершены за истекший день, чтобы Господь помог людям переночевать и в состоянии смирения и благоговения вступить в день грядущий.

Святого Макария Великого, к Богу Отцу, первая

Второе прошение к Богу Сыну составлено преподобным Антиохом, сирийским подвижником V века — опыт постижения совершенства Творца как Доброго пастыря. Здесь осознается глубокая греховность природы человека («семя тли во мне есть» ) и выражается упование на то, что душа будет спасена. Здесь испрашивается просвещение ума, сердца чистотой Божественного Слова, души, тела, бесстрашием Христовым. В заключение просится «смирение мысли».

Святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу, вторая

Смысл третьего псалма - к Богу Духу Святому, примерно таков: за уходящий день смертные совершили множество грехов, что породило уныние, и я потерял покой в своей душе. Здесь просится о помиловании, чтобы совесть людей была чиста, и они могли славить имя Творца.

Преподобного Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу, третья

Готовность человека предстать перед Всевышним и завтра выражается в следующих четырех песнопениях (с 4 по 7). Четвертое создано Макарием Великим, а пятое — великим учителем церкви, святителем Иоанном Златоустом (347-407 г.г.).

Последнее особенно интересно тем, что содержит 24 прошения — по числу часов в сутках. Православные испрашивают у Творца многие милости, чтобы творить добро в жизни, хорошие сновидения, в которых нет кошмаров и дурных мыслей, а утром быть услышанными о том, что покаялись, стать тверже в благой мысли, чтобы воля Всевышнего совершилась в грешных людях.

Макария Великого, четвертая

Пятая

Шестая

Иоанна Златоуста, седьмая

(24 просьбы по числу часов в сутках)

В восьмой спрашивается заступничество за люд перед Господом у Богоматери, Ангелов и союза почитаемых мудрецов. Каждый стремится подражать их святости, умению быть смиренными. Упование человека на милость укрепляется словами самого Творца о том, что Он не желает грешнику смерти, а хочет, чтобы грешник встал на путь истинный и остался жив.

Ко Господу нашему Иисусу Христу, восьмая

Девятое прошение (преподобного Петра Студийского, VIII-IX века) и десятое, которые обращены к Деве Марии, ибо Ее мольбы помогают людям «любить закон Божий» и укреплять их волю, чтобы каждый жил «в повелении Сына Ее» и смог попасть в Царствие Небесное.

Петра Студийского, девятая

Пресвятой Богородице, десятая

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

В одиннадцатом прошении, обращенном к Ангелу-Хранителю, призывается покровительство душе и телу, защита от лукавых нападений дьявола; выражается потребность очищенного покаяния сердца более не оскорблять Всевышнего ни единым грехом.

Святому Ангелу хранителю, одиннадцатая

Далее читается прекрасный благодарственный гимн Деве Марии — Кондак «Взбранной Воеводе…». Это песнопение составлено патриархом Константинопольским Сергием в связи с чудесным заступлением православной Византийской империи от нашествия персов и аваров в 626 году. Вдохновенный гимн «Взбранной Воеводе…» был включён в уже существовавший тогда Акафист Божией Матери.

Окончанию вечернего моления предшествует чтение краткой литургии преподобного Иоанникия Великого (IX век). Семьдесят лет из своего почти столетнего бытия он провел в монашеских подвигах, наизусть знал Псалтирь, почитал псалмы, присоединяя каждому песнопению этот небольшой, но умилительный стих: «Упование мое Отец…»

Святого Иоанникия

Однако сам вечерний канон на этом не заканчивается.

Славословие пресвятого Иоанна Дамаскина (VIII-IX века) напоминает, что ложе ночного отдыха может неожиданно оказаться для нас гробом, и потому каждый должен усилить покаяние. Опасность духовной смерти велика, народ постоянно ходит «посреди сетей многих», от которых могут спасти только благодать и милость Всевышнего, поэтому стоит прибегнуть к Его неизреченному милосердию.

Святого Иоанна Дамаскина

Затем, окрестив себя (в некоторых молитвословах указывается, что нужно перекрестить и свою постель, а также вокруг четыре стороны света), православный христианин обращается к Честному Кресту Господню. Так выражается наша вера в его силу, силу крестного знамения, отгоняются бесы.

Обращаясь к Кресту Господню, мы именуем его Животворящим, ибо Крест — непостижимая и непобедимая сила: Иисус Христос был убит на нём как на жертвеннике во умилостивление за наши прегрешения и этим помог людям избавиться от смерти вечной, открыл им путь на Небеса. Существует и краткий вариант этого псалма.

Или краткая:

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Короткое славословие «Ослаби, остави…» связано с просьбой обо всех и за все. Следуя призыву Спасителя и его подвижников, усердно молившимся о врагах своих, христианин обращается к Всевышнему с мольбами о тех, кто нас ненавидит и когда-либо обидел нас, молясь далее о своих родственниках и добрых знакомых, о больных и путешествующих, о благодетелях, об уже ушедших из земного мира…

Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наша вольные и невольные, совершённые словом и делом, сознательно и неосознанно, днём и ночью, в уме и в помысле, – всё нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Засыпая, христианин думает о том, что каждому когда-нибудь предстоит дать ответ за дела в жизни на Суде Божием, и совершает исповедную литургию к Царю Небесному. Перечисляются некоторые грехи, в той или иной степени свойственные очень многим людям, и приносится искреннее покаяние.

Завершается все отходом ко сну: молитвослов предписывает произносить краткую мольбу, передающую душу каждого «в руки Творца» — на Его Волю.

Короткая

В ру́це Твои́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мой, предаю́ дух мой: Ты же мя благослови́, Ты мя поми́луй и живо́т ве́чный да́руй ми. Ами́нь

Вышеперечисленные богослужения в союзе дают очень сильную защиту, очищают мысли, противостоят ночным кошмарам. Старайтесь использовать полный вариант молитвенного слова на ночь.

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Современному человеку, окруженному суетой, трудами и заботами, не часто удается уделить вечернему или утреннему распорядку должное время. Осознавая это, Преподобный Серафим Саровский (1757-1833 гг), который жил не так давно относительно основных почитаемых угодников и наблюдал за жизнью людей из разных сословий, составил для нас канон, который более доступен, в коротком варианте.

Короткий вариант вечернего правила – это:

  • молитвы Господня (читается три раза)
  • Песни Пресвятой Деве Марии (читается три раза)
  • Символ Веры (читается однократно)

Указанные псалмы к Создателю — основные начала веры и смирения для каждого православного. Также днем нужно мысленно, как вариант тихо, чуть слышно прочитать Отче наш. Возможен и ее короткий вариант — «Господи, помилуй». После обедни и до того, как соберетесь ложиться спать, Серафим Саровский рекомендует обращаться и к Приснодеве, повторяя как можно больше слова «Пресвятая Богородице, спаси мя».

Соблюдение канонов вечерней литургии помогут и взрослым и детям обрести спокойный сон.

После трудного дня или, находясь продолжительное время в стрессе, людям часто снятся кошмары, плохие сновидения. Это говорит о перегруженности организма, его напряженном состоянии, переживаниях. Говорят, чтобы увиденное не сбылось, проснувшись, нужно поскорее кому-либо рассказать все, что приснилось. При этом стараться вспомнить как можно больше подробностей. А вечером того же дня, во время молитв на сон грядущий, прочитать богослужение к Творцу, которое защитит от кошмаров.

От кошмаров

Кроме вышеуказанных способов избавления от ночных кошмаров можно использовать заговор или особый ритуал.

Важно помнить, что нигде не стоит упоминать о намерениях. Ведь главная сила заговора — вера.

Проснувшись ночью от кошмара необходимо трижды сказать

«Куда ночь, туда и сон. Аминь» .

Наложите на себя крестное знамение трижды. Если на дворе лето, можно сказать эти слова в открытое окно или форточку. Вода смывает негатив — сделайте глоток воды. Также необходимо сменить позу, в которой спите, к примеру, если спали на спине — лягте на бок и т.д. Полезным будет сменить постельное белье или хотя бы переодеть на изнаночную сторону.

Вода — очищает. Проснувшись, расскажите плохое видение воде: в душе или открыв кран. После произнесите текст:

«Вода, смой все горести и беды» , «Куда вода, туда и сон».

Изготовление ловца сновидений

Это очень сильный ритуальный предмет, он появился у древних индейцев. Кроме того что этот оберег поможет «обезвредить» плохие сновидения, и воплотить позитивные изменения в жизнь. Сейчас можно приобрести подобную безделушку в магазинах, но лучше сделать его самому, при этом вкладывать только хорошие мысли.

Оптинских старцев

Полезные советы от церковнослужителей:

  • Пение Оптинских старцев благотворно сказывается на нас при прослушивании. Этот мужской монастырь славится мудрыми старцами, которые предвидят судьбу человека. Когда мы слушаем их песнопения, настраиваемся на путь истинный, становимся смиренными и покорными своей судьбе.
  • Православная церковь не возбраняет просмотр видеозаписей с церковным содержанием. Но стоит очень серьезно и нравственно относиться к такого рода информации. Во время того, как вы будете смотреть или слушать подобное, стоит максимально сконцентрироваться на озвучиваемом и отложить остальные дела.
  • Священнослужители рекомендуют читать моления Оптинских старцев в вечернее время. Им уже много веков, поэтому несут в себе мудрость, которая способна объяснить основы православия и необходимость веры в Бога.

Чтобы скачать православные тексты на русском языке себе на компьютер и потом расспечатать, читайте вот эту .

Слушать на видео

Яже содеях во вся дни живота моего - которые я сотворил в течение всей моей жизни.
Тайноядением - невоздержанием от пищи в пост, тайным от других ядением.
Небрежением - беспечностью (в деле спасения).
Неправдоглаголанием - ложью.
Скверноприбытчеством - преступной наживой (прибылью).
Мшелоимством - взяточничеством, корыстолюбием (мшел - корысть).
Ревнованием - ревностью, подозрительностью (недоверчивостью).
Памятозлобием - злопамятностью.
Лихоимством - жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательств и т.д.
Чувствы - чувствами.
Грехи - грехами.
Душевными вкупе и телесными - как душевными, так и телесными.
Имиже Тебе - которыми Тебя.
Прогневах - прогневал.
Онеправдовах - я оклеветал; причинил всякое зло, неправду.
Винна себе Тебе Богу моему представляю - я, во всем этом повинный, предстою перед Тобой, Богом моим.
Имею волю каятися - имею желание принести покаяние.
Точию - только.
Прешедшая же согрешения - прежде бывшие (прошлые) мои согрешения.
От всех сих, яже изглаголах - от всего этого, что я высказал.

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: "Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены...".
Сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них - мы не должны в то же время "обращать их в уме", заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом - одно из проявлений искусства "невидимой брани", срединного "царского" пути, каким должен идти христианин.
Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее - во все дни жизни. Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.
Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.
Объядение, пиянство, тайноядение - грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение - употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие - страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.
Празднословие . Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: "Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность оставаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь". (Преподобный Иоанн Пророк )
Расширяет понятие празднословия преподобный Ефрем Сирин: "А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным - именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит".
Уныние . Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:
"Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия... Уныние есть расслабление души, изнеможение ума... оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно... в послушании лицемерно". (Преподобный Иоанн Лествичник )
Леность , как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет "леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению" в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.
Прекословие . "Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем", - учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. "Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей неисцелим".
Непослушание . "Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле", - так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям. Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети - родителям. Повиноваться начальствующим.
Оклеветание - прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего - Исх. 20,16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание - это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
Небрежение - небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой...
Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин - матерью всего худого.
"Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти". (Святой Максим Исповедник )
Многостяжание . Любостяжание... есть идолослужение , - говорит апостол Павел (Кол. 3, 5). Многостяжание - это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.
Хищение . В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что "плохо лежит": например, "зачитать" книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения - святотатство - "присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви" (см. "Православный катихизис"), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канун или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.
Неправдоглаголание - любая ложь словом. Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12,22).
Надо помнить, что нет "невинной" лжи, всякая ложь не от Бога. "Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви", - говорит святитель Филарет в своем "Православном катихизисе".
Скверноприбытчество - получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, - например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого - тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, "когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать" (см. "Православный катихизис").
Мшелоимство - корыстолюбие, взимание мшела - корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.
Ревнование - ревность всех родов.
Зависть. "Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога - раздаятеля даров". (Святитель Иоанн Златоуст )
"…Зависть и соперничество - страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство". (Преподобный Ефрем Сирин )
Гнев - одна из восьми главных страстей.
"От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза - ценность металлов не делает разницы в ослеплении". (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин )
Памятозлобие "есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: "прости и прощено будет" - ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: "остави, якоже и мы..."?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло". (Преподобный Иоанн Лествичник )
"Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души". (Святой Максим Исповедник )
Ненависть . Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Лихоимство - "когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене" (см. "Православный катихизис"). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).
Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не "подводить" под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей - аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Молитвы на сон грядущим или Вечерние молитвы - заключительная часть регулярного молитвенного правила православного христианина - молитвы, ежедневно читаемые вечером.

Для чего нужно читать молитвы на сон грядущим

Наверное каждый верующий задавал себе вопрос: а нужно ли мне молиться перед сном? Казалось бы, прочитал утренние молитвы, прожил день без потрясений и ладно. Зачем читать ещё и вечерние молитвы, после которых - только сон и ничего более.

Если вас посетил такой вопрос, то прочитайте следующие слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Краткое успокоение сном во время ночи – образ продолжительного сна во мраке могилы. И вспоминают нам молитвы на сон грядущим преселение наше в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них». Даже двух коротких строк достаточно, чтобы понять: значение вечерних молитв очень велико и опускать их ни в коим случае не следует.

Ими принято благодарить Господа за прожитый день и исповедоваться за совершённые грехи. Вместе с молитвами утренними и молитвами в течение дня молитвы вечерние служат пищей для души, которая, как и тело наше, нуждается в постоянной заботе. Как писал преподобный авва Исаия: «Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа».

Вечернее молитвенное правило

Вечернее молитвенное правило может быть полным или кратким. Первое предназначено для монахов, а также духовно опытных мирян и печатается в «Православном молитвослове». Оно требует знания всех молитв наизусть и особенного душевного настроя, поэтому для людей, только приступающих к практике чтения вечерних молитв, является довольно сложным: им лучше сперва читать правило краткое.

Существует два варианта краткого молитвенного правила.

Первый вариант включает чтение таких молитв как, «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть» и предназначен для тех редких случаев, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий), затруднительно читать правило полное.

Второй вариант, также молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, подразумевает чтение трижды в день «Отче наш» и «Богородице Дево», и один раз «Символ веры». Он не рекомендуется для регулярного чтения; предназначен лишь для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать чтение вечерних молитв нежелательно, также как и читать их без должного внимания, «формально». Лучше прочитать выборочно лишь часть из них, зато искренне и с усердием, чем быстренько протараторить и брякнуться в постель: пользы от такого «чтения» точно не будет. В случае же возникновения сомнений стоит обратить к своему духовнику, самому переписывать вечернее молитвенное правило крайне нежелательно.

Читать молитвы на сон грядущий

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари покаянные, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу

Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложи моем: просвети ум мой светом разума святаго Евангелия Твоего, душу любовию Креста Твоего, сердце чистотою словесе Твоего, тело мое Твоею страстию безстрастною, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением, и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.

Молитва 5-я

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 6-я

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

Господи, избави мя вечных мук.

Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

Господи, избави мя от всякаго искушения.

Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.

Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.

Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.

Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Господи, в покаянии приими мя.

Господи, не остави мене.

Господи, не введи мене в напасть.

Господи, даждь ми мысль благу.

Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.

Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.

Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.

Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.

Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.

Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.

Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.

Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.

Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Молитва 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: неужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Aминь.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Молитва 11-я, ко святому Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Тропари, глас 2-й

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших.

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Православным христианом спобо́рствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Молитва на сон

И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго, и всякаго темнаго и нощнаго сладострастия. Утиши стремление страстей, и угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстиво движимыя. Плоти нашея востания утоли, и всяко земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящеeся, сон легок, и всякаго сатанина мечтания изменен. Возстави же нас во время молитвы, утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща. Всенощное славословие нам даруй, во еже пети и благословити и славити пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Aминь.

Читается отдельно от вечерних молитв, например, перед полуденным сном.

Слушать вечерние молитвы

В жизни случаются самые разные ситуации и порой на чтение вечернего молитвенного правила, даже краткого, времени совсем не остаётся. В таких случаях вместо чтения личных вечерних молитв допускается слушать их в записи.

Если же соединение с интернетом у вас иногда отсутствует, то скачайте запись себе на телефон или плеер, чтобы всегда была она под рукой.

Скачать вечерние молитвы в исполнении игумена Флавиана (Матвеева). Длительность записи 29:43.

Становление вечернего молитвенного правила

В известном нам виде вечернее молитвенное правило сформировалось достаточно поздно: по-видимому лишь в XVIII веке, о чём свидетельствуют Феофан Говоров и Игнатий Брянчанинов. До этого момента состав вечерних молитв был заметно более скуден (с ними можно ознакомиться в старообрядческих изданиях) и по сути представлял собой сильно сокращённое повечерие. В древности же отдельных вечерних молитв вовсе не существовало: в первые века христианской истории была лишь общая соборная молитва, которая дополнялась личными прошениями.

Начало становления молитвенного правила относится к XII веку, когда епископом Кириллом Туровским, прозванный потомками «Златоустом, просиявшим паче всех на Руси», был создан цикл из 21 молитвы на всю седмицу: по одной после каждой вечерни, утрени и часов. И хотя предназначался он для распространения в монастырях, довольно быстро сделался популярным: цикл известен из многих списков древнерусского и южнославянского происхождения XIII и последующих веков, неоднократно включался в молитвословы конца XVI века и XVII столетий.

До сих пор остаётся неясным, когда молитвенное правило для монахов, созданное Кириллом Туровским, трансформировалось в келейное правило для мирян. По свидетельству святителя Афанасия Сахарова уже в XIII-XIV вв. на Руси широкое распространение получила практика самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований, а повечерие и полунощница стали восприниматься как частные молитвы вечером и утром.

В 1522 году Франциском Скориной была подготовлена и выпущена в печать «Малая подорожная книжица» - Псалтирь с восследованием, в которую автор включил два своих акафиста с именными акростихами. В дальнейшем она стала основой для многих Акафистников XVI-XVII веков, в которые помимо последования обычных служб суточного круга стали включаться утренние и вечерние молитвы для келейного чтения (сокращенные повечерие и полунощница с дополнительными молитвами), правила к причащению и молитвы перед ним.

В XVIII веке место Акафистников заняли Молитвословы. Последование утренних и вечерних молитв принимает свой окончательный вид.

Традиции чтения вечерних молитв

Несмотря на то, что другое название вечерних молитв - молитвы на сон грядущий, читать их непосредственно перед сном не рекомендуется. Поздно вечером, в связи с усталостью, бывает очень сложно сосредоточиться на словах молитвословия и уделить ему должное внимание, поэтому лучше молитвы вечерние читать в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Для чтения молитв на сон грядущим желательно уединиться, зажечь лампаду или свечу и встать перед иконой святого, имя которого носишь. Сперва стоит осенить себя крёстным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов. Настроиться на внутренний диалог с Господом. И лишь затем приступить к исполнению молитвенного правила: лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы. Заканчивают вечерние молитвы благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

В некоторых православных семьях заведена традиция совместного чтения вечернего молитвенного правила: обычно перед ужином либо в особые торжественные дни.

В современной традиции вечерние молитвы часто совмещаются с молитвами о живых и уже мёртвых родственниках, о благодетелях, о враждующих, об Отечестве и обо всём мире. В дни двунадесятых праздников и их попраздненств к ним добавляются тропарь, кондак, задостойник со стихом и величание данного праздника, а в дни Великого поста - молитва Ефрема Сирина. В Пасху же и всю последующую седмицу молитвы на сон грядущим не читаются, вместо них поётся Пасхальный час.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Православные люди придерживаются определенных молитвенных правил и каждый день читают утренние и вечерние молитвы.

С давних пор отход ко сну у человечества ассоциировался с высшими силами, многие задавали себе вопрос, ложась спать, а наступит ли следующий день для них. Поэтому очень важно было молитвы вечерние читать, перед тем как лечь спать.

Традиции православных христиан

Испокон веков в конце дня люди возвращаются в свой дом вечером после тяжелого трудового дня, разговаривают со своими родными и близкими, желают им хорошего и спокойного сна.

При этом на Древней Руси никогда не забывали о Господе, ведь именно он давал людям уверенность в завтрашнем дне, вселял в души надежду и умиротворение.

Состояние покоя было очень важно обрести на сон грядущий , именно в таком состоянии человек чувствовал себя полностью расслабившимся и отдохнувшим, готовым приступать к новым свершениям утром.

Молитвы на сон грядущий были созданы святыми людьми в первые века после принятия христианской веры, их также называют правилами, так как читать их нужно регулярно.

На сегодняшний день вечерние молитвы для начинающих доступны в любом виде. Православный христианин может не только заучивать священный текст наизусть, но и слушать его в виде аудиозаписи, смотреть видеозапись с ним или просто читать онлайн.

При этом Господу будет неважен выбранный способ чтения правил, главное, чтобы в этом присутствовала глубокая вера и желание служить ему искренне.

Данные тексты были составлены священнослужителями на церковнославянском языке, к сожалению, этот язык сегодня многими забыт и его трудно воспринимать визуально, ранее он входил в обязательную программу, изучаемую в школах. Сегодня его изучают лишь филологи и те, кто собирается стать священнослужителем.

На сегодняшний день тексты большинства вечерних молитв адаптированы под современного человека, то есть их можно читать на русском языке, так их смысл становится более понятным.

Как читают священные тексты на сон грядущий

Многие начинающие христиане интересуются вопросами, какие именно вечерние правила нужно читать, во сколько, и как читать. Стоит отметить, что на чтение молитвенных слов уйдет примерно 15 минут, читать такие тексты следует медленно, вдумываясь в каждое слово, в душе человека должны происходить некие изменения, осознание того, что читаешь.

Святые отцы рекомендуют читать молитвы на сон грядущий каждый день, потратив на это лишние полчаса, которые можно было бы провести за компьютером или за просмотром телевизора. Очень важно читать правила перед причастием и во время великого поста.

Также некоторых людей интересует вопрос можно ли читать сидя вечерние молитвы. По поводу данного вопроса существует несколько мнений.

Большинство верующих людей считает, что обращаться к Господу нужно только стоя перед иконами. Но, дома многие люди читают священные тексты и в сидячем положении. Также допускается общение с Богом сидя тем людям, которые по каким-либо причинам не могут вообще стоять, или могут, но не долго.

Что входит в вечерние молитвы

  • Первым делом христианин должен прочесть обращение к Святой Троице;
  • Далее читается наизусть всем известная молитва «Отче наш» (читать молитву можно не только на сон грядущий, но и тогда, когда есть сильная потребность в общении с Богом);
  • Затем человек должен поочередно обратиться к Богу Отцу, Святому Духу, Иисусу Христу. Это обращение было составлено монахом Макарием Великим, автором многих священных текстов.

Обращение к Святой Троице

Отче наш


Моление Макария Великого


Также люди в вечерних молитвах часто обращаются к Богу с прошением об отпущении грехов. Это связано с тем, что ночь — время покоя, но в этом состоянии человек слаб, так как его душой могут овладеть бесы, подвергая ее различным соблазнам и искушениями, с которыми очень трудно бороться.

Чтобы бесы не посещали и справиться с их искушениями было легче, необходимо очистить душу с помощью покаяния.

Кроме того, в правилах, читаемых вечером, христианину важно обратиться и к своему Ангелу Хранителю. Каждый человек, прошедший обряд крещения, имеет своего Ангела Хранителя, который охраняет его душу и тело, подсказывает своему подопечному, как нужно поступить в том или ином случае.

Известно, что символом христианской веры является Крест, поэтому существует и ему молитва. Все знают, что Крест символизирует жертву, принесенную Иисусом Христом за грехи, совершенные человечеством. Крестное знамение означает защиту от сил тьмы, поэтому важно не забывать креститься при чтении вечерних правил.

Когда читать слова молитвы на сон грядущий

У каждого человека свой режим, но стоит учитывать, что время по церковным суткам исчисляется по иному. Вечерние правила можно начинать читать после трех часов дня. Людей также интересует, в какое время вечером можно это делать, можно ли ночью. Священнослужители рекомендуют прочитывать молитвы на сон грядущий до 12 часов ночи.

Если человек посещает вечерние службы в храме, то правила нужно зачитывать после ее окончания. Читать священные тексты можно и дома, взяв молитвенник с крупным шрифтом и не спеша произносить фразы.

Считается, что одна молитва, произнесенная с чувством и пониманием, способна заменить собой десяток тех, что были прочтены наспех, и их глубокий смысл не был понят человеком.

Начинающим христианам очень важно при чтении вечерних молитв не отвлекаться на посторонние мысли, быть собранными, стараться понять их суть, только при соблюдении данных условий будет получена духовная польза.

Когда отходишь ко сну, произноси:
В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Вознесение молитвенных слов перед сном необходимо православному христианину для обретения защиты и опоры в ночное время. Испокон веков матери просили защиты для своих чад у Господа, обращаясь к нему с молитвами на сон грядущий.

Святые всегда слышат искренние слова обращения к ним и стремятся уберечь своих подопечных и ниспослать им милость.

До свидания, дорогие гости и читатели блога, делитесь интересной и полезной информацией с помощью социальных сетей! Подписывайтесь на обновления блога!

Молитва на сон обычно очень короткая, однако крайне эффективная и действенная. С её помощью можно привести мысли в порядок, а также защититься от множества болезней, несчастий и неудач.

Зачем молиться перед сном?

В наше время человек общается с Господом только тогда, когда ему что-то нужно. В любое другое время он просто забывает о существовании Бога или вообще в него не верит. Однако, если случается какое-то жизненное потрясение или же человек заболевает, он сразу вспоминает о Боге и просит его помочь. Такой алгоритм уже сам по себе неверен, ибо человек должен быть благодарным Господу всегда, вне зависимости от материального достатка, состояния здоровья или настроения. В мире случается много бед, катастроф и несчастий, так как человек начинает забывать о своей связи с Богом. Если забывать о Господе или упрекать его в недостаточной поддержке, можно и вовсе лишиться внимания Господа. Поэтому важно всегда быть в связи с богом и обязательно читать молитвы на сон.

Какие молитвы читать на сон?

Молитва на сон Богородице (для женщин)

Женщинам необходимо молиться Богородице. Её икона должна висеть в каждом доме, где есть дети, ведь она является хранительницей и защитницей детей. Молиться Богородице правильно не под одеялом, а сидя перед иконой. Читать молитву можно и несколько раз подряд, строгих правил или законов не существует, так как делаться это должно от чистого сердца, а не от разума. Только тогда молитва принесёт должный эффект.

К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: неужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Aминь.

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Кондак Богородице

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная. Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Молитва на сон Иисусу Христу (для мужчин)

Мужчине следует молиться Иисусу Христу. Для этого подойдёт абсолютно любая икона. Главное — знать правильные слова и иметь верный настрой. Необязательно о чём-то просить Господа, можно просто что-то рассказать или поведать.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Молитва на сон перед иконой Святой Троицы

Для тех, кто думает, что согрешил, подойдёт молитва перед иконой Святой Троицы. Читать её можно не только перед сном, но и в любое другое время. Рекомендуется делать это на протяжении всей своей жизни.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Сила молитвы перед сном

Действенная сила молитв уже давно доказана известными теологами, поэтому сомневаться в их смысле невозможно. Но следует помнить, что молиться необходимо не из корыстных побуждений (чтобы что-то получить от Господа), а от чистого сердца, ведь Бог всегда видит фальшь и лож и незачем стараться его обмануть.