Праздник Воздвижения Креста Господня. Приметы на праздник и их значение. Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье. Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из господских (от славянского «дванадесять » - двенадцать), то есть самых больших , установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена , мать императора Константина , нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября . Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня - один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина , равноапостольная Елена , отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский » и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал ») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй! » Обретение Креста совершилось около , поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое , персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие , Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи →

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения . После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже » выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости ». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя ». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост - пища поставляется только с растительным маслом . В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений - Феофан , Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

П роњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори2…

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

П ріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. П ріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Д нeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Д нeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни » для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

————————

Библиотека Русской веры

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах - через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст.

В ознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие - лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение - поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже ». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй ». В начале пения «Господи, помилуй » епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли ». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй » епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье - к югу, четвертое - к северу, пятое - вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй !». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX - началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены - по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день . Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу », или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась ».

Праздник Воздвижения был постным . Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится ». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца » или «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло », - говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы Воздвижения Креста Господня на Руси. Романов-Борисоглебск

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы ».

По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее - склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Храм был заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове .

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней.

В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых . В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в . храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Тарбагатай

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин , организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

В начале XIX века община разделилась на две части - мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится. Более подробно об архитектуре и убранстве поповских и безпоповских старообрядческих храмов можно прочитать в статье «Отличия старообрядческого храма от новообрядческого ».

Православная церковь 27 сентября отмечает один из 12 главных праздников — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной из года в год.

Воздвижение означает "поднятие". Праздник посвящен Кресту Иисуса Христа, на котором он был распят и символизирует его поднятие из земли после того, как он был там обнаружен.

По свидетельству историков, после распятия и воскрешения Иисуса Христа язычники пытались всеми способами стереть из памяти людской воспоминания об этом событии.

Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, а на их месте возвели храм, в котором язычники поклонялись своим идолам. И только через 300 лет, при императоре Константине Великом, величайшая святыня христианства была обретена вновь.

История

Равноапостольный император Константин (306-337) пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах — на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и других и найти Крест, на котором Спаситель был распят.

Исполнить желание императора взялась его мать, святая равноапостольная Елена, которая в 326 году с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Христов Крест, так как враги скрыли его, зарыв в землю. Наконец ей указали на одного престарелого еврея по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень.

После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Святая Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, царь Иудейский".

По совету Иерусалимского патриарха (епископ) Макария, кресты один за другим стали подносить к одной тяжело больной женщине, чтобы узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Икона "Снятие с Креста" XVI века

От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас выздоровела.

Согласно преданию, в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего. И когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Спасителя, через который Господь совершил чудеса и показал его животворящую силу.

Святая Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту.

Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"

Императрица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, а другую часть оставила в Иерусалиме.

© REUTERS / AMMAR AWAD

По повелению императора Константина в Иерусалиме был выстроен храм в честь Воскресения Христа, строительство которого шло почти десять лет. Храмы также построили на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Святая Елена скончалась в 327 году, не дожив до освящения храма. Он был освящен 13 сентября (26 сентября по новому стилю) 335 года, а на следующий день было назначено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Часть Креста Господня по сей день покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

© AFP / THOMAS COEX

Праздник

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Праздничные службы проходят во всех православных храмах. В этот день Крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения.

Он имеет один день предпразднства (26 сентября) и семь дней попразднства (с 28 по 4 октября). Отдание праздника - 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Традиции и обряды

В этот праздник православные ходят в храм, читают молитвы, слушают проповедь, рассказывающую об истории возвращения Креста Господня. Верующие православной церкви поклоняются Кресту. Традиционно совершаются обходы или крестные ходы с иконами и молитвами.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

В народных традициях празднование Воздвижения тесно переплелось с древнеславянскими дохристианскими обычаями. Крестьяне воспринимали праздник Воздвижения как окончательное наступление осени и смену времен года.

Церковь призывает в Воздвижение придерживаться строгого поста, даже если этот праздник приходится на воскресенье. В народе говорили: "Кто на Воздвижение не постится, на того семь грехов воздвигнется".

На праздничном столе в этот день должны быть только постные блюда. Хозяйки чаще всего готовили яства из капусты нового урожая — тушили, жарили, пекли пироги с капустой, делали разнообразные салаты. Поэтому этот день среди людей также называли "Капустницей".

В народе 27 сентября называли еще Ставров день — от греческого "ставрос" — крест. В этот праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком, кровью животного рисуют кресты. Небольшие крестики из дерева помещают в закромах и яслях животных. При отсутствии крестов их делают из веточек рябины. Крест должен был защитить дом, хлев и скотину от нечистой силы.

В этот день начинаются Воздвиженские вечерки, которые длятся две недели. Если, собираясь на праздник, незамужняя девушка семь раз в этот день прочтет особый заговор, то приглянется понравившемуся ей парню. Слова любовного заговора такие:

"Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице (имя), чтобы этой любви не было конца-веку, чтоб она в огне не горела, в воде не тонула, чтоб зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!"

Приметы

Праздником Воздвижения заканчивалось бабье лето — с этого дня уже не стоит ждать теплых дней. Начиналась глубокая осень, и не за горами уже была снежная, холодная зима.

Именно со сменой времен года связаны большинство народных примет на Воздвижение. На Воздвижение шуба за кафтаном тянется!

На дворе Воздвижение, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!

В этот день медведи залегают в зимнюю спячку, змеи прячутся в норы до самой весны, отлетают последние перелетные птицы.

Если на Воздвижение заморозки — весна ранняя будет.

Уборкой дома на Воздвижение можно выгнать нечистую силу.

Согласно народным поверьям, в этот день строго-настрого запрещалось ходить в лес — считалось, что леший обходит свои владения и пересчитывает всех животных. Если человек попадется ему на глаза, то из леса он уже не вернется.

Также считается, что 27 сентября нельзя начинать ничего нового или строить какие-либо планы. Они будут разрушены, а начатое дело потерпит неудачу.

Воздвижение Креста Господня — церковный праздник возвращения одной их главных христианских святынь (креста Иисуса) верующим. Событию этому посвящена икона, помогающая многим исцелиться.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Воздвижение Креста Господня в 2019 году будет 27 сентября. Подробнее о предпосылке и проведении этого важного праздника Православной Церкви читайте в статье!

Воздвижение Креста Господня в 2019 году

Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2019 года

На котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого. С воцарением ее сына царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни укреплению христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину.

На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.

По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. “Пойдем, – сказала она, – пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать”. Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось.

Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя – Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.

Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Едва только определено было место страдания Иисуса Христа, как сама Елена, во главе работников и воинов, поспешила на указанное место и велела его расчистить. Работа представляла большие затруднения; нужно было разрушить большое количество построек, возвышавшихся на холме голгофском и его окрестностях. Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями. Разрушали и дома, и храмы языческие, копали глубокие ямы, и притом заботились как можно дальше уносить выкопанные материалы, дабы очистить святое место от всего, что было сделано руками язычников. Святая Елена побуждала всех к труду горячими словами. “Вот, – говорила она, – место сражения, но где же знамение победы? Я ищу этого знамения нашего спасения и не нахожу его. Как! Я царствую, а крест моего Спасителя лежит в прахе!.. Как вы хотите, чтобы я считала себя спасенною, когда я не вижу знамения моего искупления?”

Наконец, чрезвычайные усилия святой Елены Господь благословил полным успехом: под развалинами капища Венеры открыта была пещера святого гроба и, по свидетельству всех историков (кроме Евсевия), найдены три деревянных креста, сохранившихся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Иисуса Христа и двух разбойников, с Ним распятых. Затруднение состояло только в том, каким образом узнать, на котором из трех крестов пострадал Богочеловек.

К месту, где лежали кресты, принесена была женщина, одержимая неисцелимою болезнью; достали из пещеры три найденные креста. Епископ Иерусалимский Макарий, императрица Елена и все присутствующие пали на колени, прося Господа указать им древо спасения. Затем на больную по очереди были положены два креста, но безуспешно. Но едва только третий крест коснулся членов умирающей, как она открыла глаза, встала на ноги и начала ходить, прославляя Господа.

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Едва только Господь силою чуда засвидетельствовал истинный крест Христов, как святая Елена, с сердцем, исполненным радости и одновременно страха, поспешила приблизиться к священному древу. Она желала, но вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться и облобызать столь великую святыню. С чувствами глубочайшего благоговения преклонилась она пред крестом Христовым.

До отъезда из Палестины царица очень деятельно занялась сооружением церкви Воскресения и Креста Христова, которую решили воздвигнуть над святою гробницею. Кроме этого храма, Елена начала строить еще другие два: над пещерою Вифлеемской, где родился Спаситель, и на горе Елеонской – откуда Он вознесся на небо.

Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Иисуса Христа . C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Император Адриан (117-138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306-337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши».

Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой , с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию .

Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.

Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа.

После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда - Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.

После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.

Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II . Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария , который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.

О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня

Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.

Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.

Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.

Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.

В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.

Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.

Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»

На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.

На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.

На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.

В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.

На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.

На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.

На Воздвижение - осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».

На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.

Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты - светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.

На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.

Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.

На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» - весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Вконтакте

Одноклассники

27 сентября православные верующие отмечают великий праздник – Воздвижение Креста Господня 2017. Этот день относится к числу двунадесятых, то есть считается одним из двенадцати главных в году. Мы расскажем, что можно делать, а что нельзя.

Воздвижение Креста Господня 2017: история праздника

Праздник посвящен обретению Креста Господня, которое произошло в 326 году в Иерусалиме возле горы Голгофы – места, где распяли Иисуса.

Крест Господний – это священный крест, на котором распяли Христа.

По легенде, крест нашли в Палестине. Во время раскопок нашли гроб Господин, место, где похоронили Иисуса после распятия. А неподалеку три креста, один из которых был Христа. Это обнаружилось, когда умерший, которого проносили мимо реликвии, воскрес. Отсюда пошло и название – Животворящий Крест.

27 сентября отмечается еще одно событие – возвращение Креста Господня из 14-летнего плена в Персии.

По легенде, Царь персов Хосров II напал на Иерусалим, разграбил город и увез, в том числе, христианскую реликвию. Долгих 14 лет Крест находился в Персии. Но когда к власти пришел Ираклий I, крест вернули в Иерусалим.

Воздвижение 2017: что нужно делать

У христиан существуют традиции, связанные с этим великим днем. Считалось, что 26 сентября все пресмыкающиеся вьют себе гнезда на зиму. Поэтому люди закрывали ворота и двери в дом, чтобы змеи и ящерицы не проникли туда.

По православной традиции, на Воздвижение Креста Господня нужно идти в церковь на божественную литургию. При этом, стоит поставить свечу к иконе Воздвижения Креста Господня и помолиться.

В этот день нужно молиться о здравии, благополучии и счастье в семье.

Воздвижение Креста Господня: что нельзя делать

Согласно поверьям, в этот праздник запрещается:

  • По поверья, на Воздвижение запрещалось ходить в лес, потому что Леший обходит свои владения и перечитывает животных. И если человек попадется ему на глаза, то из леса уже не вернется.
  • В этот великий православный праздник запрещается заниматься тяжелым трудом, например, делать ремонт, убирать или рубить дрова.
  • На Воздвижение лучше не ругаться. Особенно это важно по отношению к близким людям. Считается, что вся отрицательная энергия обязательно вернется в тройне.
  • На праздник не рекомендуется начинать новые дела, потому что начатое пойдет прахом. Поэтому лучше оставить дела на завтра.
  • На Воздвижение православные верующие придерживаются поста. Поэтому запрещается есть мясо, рыбу, молочные продукты и яйца.

Икона Воздвижение Креста Господня: о чем молится

  • В народе считается, что иконе нужно молиться, если пара не может завести детей.
  • Если человек долго не может избавиться от болезней.
  • Обязательно иконе нужно помолиться и попросить здравия себе и своим близким.