Офелия милле. Офелия. История картины милле "офелия"

Джон Эверетт Милле Офелия . 1851-1852 Ophelia Холст , масло . 76,2 × 111,8 см Галерея Тейт , Лондон (инв. N01506 и NG1506 ) Изображения на Викискладе

Сюжет

История создания

Оригинальный текст (англ.)

I sittailor-fashion under an umbrella throwing a shadow scarcely larger than a halfpenny for eleven hours, with a child"s mug within reach to satisfy my thirst from the running stream beside me. I am threatened with a notice to appear before a magistrate for trespassing in a field and destroying the hay; likewise by the admission of a bull in the same field after the said hay be cut; am also in danger of being blown by the wind into the water, and becoming intimate with the feelings of Ophelia when that lady sank to muddy death, together with the (less likely) total disappearance, through the voracity of the flies. There are two swans who not a little add to my misery by persisting in watching me from the exact spot I wish to paint, occasionally destroying every water-weed within their reach.

Такая приверженность работе объясняется взглядами Милле, который ратовал за утверждение принципов прерафаэлитизма в искусстве. Одна из ключевых идей прерафаэлитов состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому даже цветы на картине выписаны с ботанической точностью . Критик Джон Рёскин отмечал, что «это прекраснейший английский пейзаж; пронизанный скорбью» .

Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом . Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал , которую Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Несмотря на то, что ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счёт от докторов на 50 фунтов . Студия же сохранилась до настоящего времени и находится около Британского музея в Лондоне. В настоящее время там висит табличка, которая гласит, что в здании «было в 1848 году основано Братство прерафаэлитов». Сейчас внутри располагается юридическая контора, а место знаменитой ванны занимает копировальный аппарат .

Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой - и я собираюсь использовать его в „Офелии“» . Согласно записи от 31 марта, живописцу осталось только «нарисовать юбку… на что, я думаю, не потребуется больше одной субботы» .

Символизм картины

Картина известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах.

Цветы в реке - «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов , лютики - символ неблагодарности или инфантилизма , плакучая ива , склонившаяся над девушкой, - символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность . Плакун-трава в правом верхнем углу картины - «персты покойников» Шекспира, или пурпурные цветы (англ. long purples ) в другом переводе . Шекспир, говоря об этом растении, подразумевал, вероятно, внешне схожее, но не родственное плакун-траве растение, - ятрышник мужской из семейства орхидных . Русское и латинское (оrchis (лат.) - яичко) названия этого растения объясняют строку Шекспира «That liberal shepherds give a grosser name» (в пер. М. Лозинского: «У вольных пастухов грубей их кличка»). Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует верность; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки - символ верности; алый и похожий на мак адонис , плавающий около правой руки, символизирует горе .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. Лоранс де Кар. Прерафаэлиты: модернизм по-английски / Пер. с англ. Ю. Эйделькинд. - М. : Астрель, 2003. - ISBN 5-17-008099-9 .
  3. Secher, Benjamin. Десять вещей, которые вы не знали об «Офелии» (англ.) . Проверено 7 февраля 2008. Архивировано 26 января 2012 года.

Офелия (1851-52), Галерея Тейт, Лондон

На своем знаменитом полотне Миллес запечатлел тот момент, когда Офелия, наполовину погруженная в воду, поет. Из трагедии Шекспира "Гамлет" мы знаем, что девушка сошла с ума от того, что принц Гамлет, которого она любила, убил ее отца, Полония. Безумие привело Офелию к смерти.
Миллес начал писать эту картину в 22 года, как многие молодые люди его возраста, он буквально бредил бессмертной пьесой Шекспира. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом.
Для сцены смерти Офелии Миллес выбрал живописный речной уголок (художник с юмором вспоминал, что сам едва не утонул, работая над этим полотном). Фигуру девушки Миллес писал уже после того, как закончил речной пейзаж, - в мастерской в зимние месяцы. Натурщица, Элизабет Сиддел, позировала художнику, лежа в ванне с теплой водой. К сожалению, позирование обернулось для Элизабет ухудшением здоровья: однажды отказали лампы, которыми подогревали воду в ванне, и у девушки обострилась мучившая ее чахотка.

Прерафаэлиты принципиально использовали белую основу. Приступая к творческому процессу, они покрывали небольшие участки холста белой краской и писали по ней, пока она не просыхала. Правда, Миллес пользовался этим приемом только на тех фрагментах холста, где писал пейзаж. До сих пор не до конца понятна техника Миллеса, однако известно, что вначале он наносил на холст точный рисунок будущей картины, а затем брался за краски. Художник не закрашивал белой основой те участки, где позже появлялись живописнейшие цветы.
Самым сложным для Миллеса в создании этой картины было изобразить наполовину погруженную в воду женскую фигуру. Писать ее с натуры было довольно опасно, но техническое мастерство художника позволило ему совершить ловкий трюк: написать воду на пленэре (работа на природе постепенно входила в практику живописцев с 1840-х годов, когда впервые появились масляные краски в металлических тюбиках), а фигуру - в своей мастерской.

Образ Офелии в мировой живописи: безвинно утонувшая героиня Шекспира

«Офелия, безвинно утонувшая». Так называется одна из новелл режиссера и сценариста Ренаты Литвиновой. Но что мы знаем об этой девушке, которую Шекспир словно пускает тенью по «Гамлету». Известно, что она покончила с собой, утонула. Предположительно, этому предшествовали душевные муки и неприятие действительности - факт убийства ее отца. Этот образ, лишенный ярких черт и детального описания, на протяжении нескольких столетий привлекает внимание художников. Чем? Загадочностью и непостижимостью? Или в Офелии авторы живописных полотен воплощают свое представление о женской сущности?

Самой знаменитой картиной, на которой изображена влюбленная в принца датского девушка, стало полотно прерафаэлита Джона Эверетта Милле , написанная в 1852 году. Его Офелия предстает обезумевшей и отдавшейся судьбе героиней, ее рассеянный взгляд привлекает внимание зрителей. История создания картины печальна. Милле позировала девятнадцатилетняя начинающая художница Элизабет Сиддал. Сперва он отдельно писал окружающий пейзаж, что было несвойственно для прерафаэлитов. Эту работу он описывал так: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья… Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».

Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире. Девушка лежала в ванной, воду в которой подогревали горелки. Во время одной из встреч лампы погасли, но Элизабет не сказала об этом художнику. В итоге она промерзла, так как дело происходило зимой, и тяжело заболела. По одной из легенд, окутавших эту картину, девушка скончалась после завершения работы над полотном. Однако другая версия, более похожая на правду, гласит: Сиддал умерла в возрасте 32 лет после продолжительных болезней и сопутствующей депрессии, от передозировки лауданума. Многие расценивают это факт как самоубийство.

Через тридцать лет русский художник Константин Маковский представляет свою версию шекспировской истории. В 1980-е годы из-под его кисти выходят сразу две «Офелии». Общим для обоих полотен становится совершенно потерянное состояние девушки и всепоглощающая атмосфера безысходности. Неадекватный взгляд в никуда, глубоко в себя или бесконечно далеко, в предчувствии скорого, единственно возможного, исхода - такой видит возлюбленную Гамлета Маковский.

Дважды обращается к шекспировским героям Михаил Врубель . Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога. Образ драмы предстает на контрасте: противоречивый, но полный уверенности Гамлет и погруженная в себя, задумчивая Офелия. Художник передает атмосферу всепроникающего трагизма, который прячет под своим крылом и героев, и зрителей. Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона».

Трижды, в 1889, 1894, 1910 годах пишет «Офелию» представитель позднего прерафаэлитизма Джон Уильям Уотерхаус . На первом полотне героиня лежит на траве, на втором мы видим ее на пороге самоубийства, сидящей около реки, и, наконец, третья картина иллюстрирует момент, предшествующий гибели - Офелия вот-вот здесь сделает решающий шаг и окажется в воде.

На картине французской художницы Мадлен Лемер Офелию отличает от других вариаций наличие некоего озорства. Героиня Лемер лишена привычного отчаяния - оно скрывается за легкостью, с которой Офелия подходит к воде. Однако это впечатление рассевается при внимательном изучении деталей - девушка, возможно сама того не осознавая, ведомая безумием, находится на грани. А дальше? А дальше, цитируя самого Шекспира, «а дальше - тишина».

Самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов — и не просто так. Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе — Элизабет Сиддал, а Джон Милле, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел объединить черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы — мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время: Лиз Сиддал едва не утонула, позируя для «Офелии», а вследствие умерла молодой, подобно героине трагедии Шекспира.

«Благовещение» Данте Габриэля Россетти

Одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии «Братства прерафаэлитов» — показывать жизнь такой, какая она есть, и в то же время видеть красоту и смысл в любом моменте: жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашивания, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами, видит правду. И прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой — не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивленной, немного испуганной, и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашенного, тайного.

«Светоч мира» Уилльяма Холмана Ханта

Картина главенствует среди религиозных произведений Ханта. Поиски истины и смысла однажды неизбежно приводят человека к попытке понять духовное — такую линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идет в ночи и стучится к каждому в двери — кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?

«Христос в родительском доме» Джона Эверетта Милле

Необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым, обыкновенным человеком, когда еще никто не знал о нем. Милле изобразил символичный момент, когда мальчик Христос поранился в мастерской гвоздем, и алая рана его — как прообраз распятия, предвестие будущих страданий. Он уже знает обо всем, что его ждет, и художник с поразительным чувством показал это. Взгляните в его лицо — простой ли он человек?

«Христос омывает ноги апостолу Петру» Форда Мэдокса Брауна

Полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с не меньшим психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподает один из последних уроков — и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.

«Беата Беатрикс» («Благословенная Беатриче») Данте Габриэля Россетти

Посмертный портрет Элизабет Сиддал, той самой, что позировала для «Офелии», и к тому времени ставшей супругой Данте Габриэля Россетти, основоположника «Братства прерафаэлитов». Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею все свое творчество. «Беата Беатрикс» — вершина и память этой грустной истории любви, написанная словно икона, но прославляющая реальную женщину.

«Апрельская любовь» Артура Хьюза

«Апрельская любовь» относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились и стали узнаваемыми идеалы течения: душевная чистота в чертах лиц, поучительные сюжеты из античности, библейских времен и Средневековья — с точки зрения Викторианской эпохи. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто и не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьезны, — ведь здесь все ровно наоборот.

«Леди Годива» Джона Кольера

Настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идет на унижение, показываясь в городе обнаженной. Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к ее поступку. С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку — без вызывающей чувственности, но с преклонением перед ее чистой красотой.

«Гилас и нимфы» Джона Уилльяма Уотерхауса

Картина также относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал — здесь он показан наиболее многогранно и полно: все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен, как и сама суть искусства — увлекающего и манящего позабыть обо всем и сделать бесповоротный шаг.

«Прекрасная безжалостная дама» Фрэнка Бернарда Дикси

Полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его, — вечная загадка, на которую нет ответа. Скоро она ускользнет, исчезнет навсегда, но сейчас она еще с ним. Дикси удалось поймать мимолетное, практически увековечить чудо.

В 1852 году английский живописец Джон Милле завершил работу над картиной «Офелия». Она стала пятой в его послужном списке и выполнена в духе нового направления - прерафаэлизма. Полотно было выставлено в Лондоне в Королевской Академии художеств. Однако современники не сразу оценили гений мастера. Познакомимся с особенностями стиля и творчества художника. Каков сюжет и символизм картины? И где она находится сегодня?

Живописец-новатор

Джон Милле является одним из самых крупных английских живописцев, основателем Братства прерафаэлитов. Родился и вырос в Саутгемптоне (Англия) и уже в 11 лет поступил в Академию художеств. Милле был самым юным студентом. К 15 годам он уже великолепно владел кистью. Двумя годами позже участвовали в академических выставках и были признаны лучшими.

Библейские мотивы и женские образы, широко использовавшиеся Милле, переосмысливаются и представляются в ином, «неканоническом» свете. Все это легло в основу нового направления в английской живописи - прерафаэлизма. Однако после женитьбы художнику пришлось отойти от этой техники. Семья требовала большего материального дохода. Поэтому Милле стал портретистом и пейзажистом. Его состояние достигало 30 тысяч фунтов в год.

Самыми известными работами являются картины Милле «Офелия» и «Спелая вишня». Последняя не просто пользовалась большим успехом у любителей искусства, но и стала предметом подражаний и копий.

Прерафаэлизм

Название нового направления в английской живописи 19-го века уже заведомо отсылает обывателей в эпоху флорентийских художников раннего Возрождения. Они предшествовали Рафаэлю и Микеланджело. До появления прерафаэлитов британское искусство развивалась «по четкому указанию» Академии художеств. Братство же, в которое входили Данте Россетти, Джон Милле, Мэдокс Браун, Артур Хьюз и другие, явило живописцев-революционеров. Они намеренно отходили в своих работах от условности «образцовых», религиозных и мифологических произведений. Их решением было писать с натуры. Для этого в качестве моделей они приглашали родных, друзей, своих возлюбленных. Более того, прерафаэлиты уравняли отношения художника и модели. Теперь образ королевы было позволено писать с продавщицы, а образ Девы Марии - с сестры или матери. Никаких ограничений фантазии!

Сначала новое направление в живописи было принято тепло. Однако после представления картины Милле «Христос в родительском доме» на прерафаэлитов обрушился шквал негодования и суровой критики. Живописца обвинили в излишней натуралистичности и отступлении от религиозного канона. Ситуацию сгладил выдающийся в то время критик и искусствовед Джон Рёскин. Он высказал мнение о том, что новое направление может стать основой для создания величественной школы живописи. И его мнение было принято обществом. Однако, несмотря на все старания критика, Братство все же распалось. Романтический дух и увлечение Средневековьем - это все, что объединяло художников.

Сюжет

В основу картины «Офелия» лег сюжет шекспировской пьесы «Гамлет». Из него следует, что Офелия была юной красавицей. Она горячо любила принца Гамлета. Но, узнав о том, что он убил ее отца, сошла с ума. Поддавшись смятению, девушка утопилась в реке. Могильщики, выловив тело, сразу поняли, что смерть темная и отпевать священнику утопленницу нельзя. Но Королева, мать Гамлета, представляет все, как несчастный случай. Будто юная дева, пытаясь украсить иву цветочными венками, случайно упала в реку. Именно эту версию действия и использует Милле в картине «Офелия».

Он изображает героиню после падения в реку, когда она венки свои «повесить думала на ветках ивы». Девушка поет горестные песни, ее взгляд и руки устремлены в небо. Одни критики увидели в этом библейский мотив распятия Христа, другие же усмотрели эротический намек. Художник изображает медленное погружение Офелии в воду. Происходит угасание жизни на фоне цветущего, яркого пейзажа. В лице героини полное смирение с участью: ни паники, ни страха, ни отчаяния. Смерть неизбежна, однако создается впечатление, что время остановилось. Живописцу Милле удалось поймать и запечатлеть мгновение между жизнью и смертью девушки.

Другое название картины - «Смерть Офелии».

История создания

В биографических источниках отмечается, что живописец проводил по 11 часов у мольберта. Местом для работы Милле выбрал у реки Хогсмилл. Такая погруженность в творческий процесс объясняется критиками стремлением Милле утвердить основные принципы прерафаэлизма в британском искусстве. Одним из них было точное изображение природы. Даже цветы выписаны художником с ботанической достоверностью.

После создания пейзажа Милле приступил к созданию образа Офелии. Такой подход к написанию картины был нов для классического искусства, так как обычно художники уделяли меньшее внимание пейзажу. Моделью стала молодая девушка Ей было тогда всего 19 лет. Позднее она прославилась как поэтесса, живописец и натурщица прерафаэлитов, а также возлюбленная Данте Россети.

Во время работы в студии Милле заставлял девушку долгое время лежать в ванне. И хотя вода в ней подогревалась специальными лампами, Элизабет сильно простудилась. Она даже выслала художнику рецепт врача на 50 фунтов. Кроме того, художник приобрел для модели старинное платье с цветочной вышивкой стоимостью 4 фунта.

Символизм

Картина «Офелия» за счет доминирующего изображения природы, разноцветья наполнена символическим смыслом. Так, например, «причудливые гирлянды», которые по сюжету сплела героиня, состоят из лютиков - символа инфантилизма. Склонившаяся над девушкой плакучая ива олицетворяет собой отвергнутую любовь. Маргаритки несут смысл невинности, а крапива - боли и страдания. Розы на картине традиционно выступают символом красоты и нежности. Ожерелье из фиалок и незабудки на берегу говорят о верности. А плавающий возле правой руки Офелии цветок адониса символизирует горе.

Выставка в Москве

Немало любопытства и восторга вызывают и сегодня художники-прерафаэлиты и их картины. «Офелия» и многие другие шедевры знаменитого Братства составили великолепную экспозицию. 11 июня 2013 года она открылась для посетителей в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.

Британская выставка, по словам организаторов, получилась более изящной, полной по сравнению с ее предыдущей презентацией в Вашингтоне. В Государственном музее представили 86 картин (из музейных и частных коллекций). Среди них работы на исторические сюжеты, пейзажная живопись и женские портреты.

Для экспозиции было отведено четыре зала, которые, к слову, никогда не оставались без посетителей. Особый интерес вызвали шекспировские образы. Именно в этом разделе картин прерафаэлитов «Офелия» занимала центральное место.

Также к организации были приурочены литературный проект - сборник "Поэтический мир прерафаэлитов" - и образовательная программа для детей и взрослых.

Продление экспозиции

Британскую выставку в Москве посетили почти 300 тысяч человек. И поток любителей искусства не прекращался до последнего дня. По просьбам посетителей вместо 22 сентября днем закрытия было объявлено 13 октября.

Кураторы выставки отмечали, что такое продление стало удачей. Экспозиция проходила в летние месяцы, когда многие москвичи уезжали в отпуск. Изменения позволили привлечь большее внимание и посетителей к такому знаковому мероприятию.

«Офелия» в Японии

Британский Совет сразу уточнил, что Москва не последняя точка «путешествия» выставки Викторианского авангарда. Дальше ее встретила Страна восходящего солнца. И на этот раз были представлены лишь 60 работ английских мастеров акварели. Картина «Офелия» Милле в Японии также была в их числе.