Почему Чацкий одинок в комедии А. Сочинение: Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"


В человеческом обществе большинство играет огромную роль, противостоять толпе практически невозможно, поэтому образ Чацкого, взявшего на себя роль воина, но пока еще одинокого, трагичен.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» из 20 персонажей только А.А.Чацкий является положительным героем. Он противостоит своими взглядами всему фамусовскому обществу, не находя понимания, вынужден покинуть Москву. Что же лежит в основе противоречия Чацкого и фамусовского общества?

Во-первых, это разный взгляд на образование. Фамусов считает, что все зло таится в науках и образовании: «Уж коли зло пресечь:/Забрать все книги бы, да сжечь.».

Скалозуб утверждает: «Я вас обрадую: всеобщая молва, /Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;/Там будут лишь учить по нашему: раз, два;/А книги сохранят так: для больших оказий.». А вот Чацкий, напротив, в образовании видит благо для России, возможно именно поэтому провел несколько лет в Европе, набираясь «уму-разуму». Во-вторых, по разному смотрят герои и на образ жизни и ее смысл. Для Фамусова, Скалозуба и других представителей «старой Москвы» служба превыше всего. Но под «службой» они подразумевают способность добывать «золотой ключ» (звание камергера – высший чин при дворе). Для Фамусова авторитетным человеком является Максим Петрович, который был высочайшею пожалован улыбкой за проворное падение перед императрицей, после чего последовало повышение по службе.

Скалозуб же, не принимая участия ни в одном сражении, практически дослужился до генерала. Не зря же Лиза говорит о нем: « И золотой мешок, и метит в генералы.». А вот Чацкий « служить бы рад», но ему « прислуживаться тошно». Ибо он, так же, как и Стародум из фонвизинской комедии- предшественницы «Недоросль», видит смысл своего существования в служении отечеству, а не лицам. Но если они и имеют какое-то свое мнение, то остальные, как Молчалин, вообще считают, что они не в праве судить о таких вещах: «В мои лета не должно сметь/свое суждение иметь». Кроме того, острота проблемы заключается в том, что фамусовское общество состоит из людей, в которых даже человеческого мало осталось, в них мало нравственных качеств. Сам Чацкий видит, кому в этом мире отдается предпочтение, и говорит: «Молчалины блаженствуют на свете». А таких людей, как Чацкий, фамусовское общество старается изгнать, чтобы ничего не мешало спокойной и привычной жизни. Да, если человек живет, руководствуясь только личными выгодами, умеет вовремя промолчать, « моську погладить», платочек поднять - он «свой»!

Усиливает трагедийность образа Чацкого и любовная линия пьесы. Софья, будучи девушкой неглупой, предпочитает Чацкому Молчалина, того самого Молчалина, который всем сумел угодить. И, конечно, Александр Андреевич не может понять, почему она сделала такой выбор: «Что я Мочалина глупее?». Его любовь к Софье настолько велика, что он даже не может поверить ее словам, ему необходимо самолично во всем убедиться. И он убеждается в том, что Софья, так долго пребывая в фамусовском обществе стала носительницей его черт. Холодность Софьи, ее неприязнь к нему, да еще и клевета, которую она пустила, нанесли сильный удар по сердцу Чацкого.

Тем не менее, утверждать, что Чацкий абсолютно одинок в комедии, нельзя. Ведь говорит же Скалозуб о своем брате: «… крепко набрался каких-то новых правил. /Чин следовал ему; он службу вдруг оставил, /В деревне книги стал читать.». А госпожа Хлестова рассказывает о своем племяннике: «Профессоры!! - у них учился наш родня, /И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи./От женщин бегает, и даже от меня!/Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, /Князь Федор, мой племянник.». Несмотря на то что эти лица не появляются на сцене, все же становится понятно, что Чацкий в своих стремлениях совсем не одинок.

Таким образом, мы видим, что неприятие со стороны общества и отказ любимой девушки делают образ Чацкого трагически одиноким, но способным противостоять в войне. Появление людей его типа дает надежду на зарождающееся изменение в общественном сознании россиян 19 в.

Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"?

Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.

В образе Чацкого показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова - друга его покойного отца. Чацкий не только умный, но и развитый человек. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.

Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Стремление Чацкого - служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь".

Одно из главных отличительных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Чацкий - единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Хочется надеяться, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не оставила девятиклассников равнодушными. Комедия прекрасного мастера слова, о котором великий поэт А.А. Блок сказал, что «не имея предшественников, он не имел и последователей, себе равных».

В ноябре 2016 года в 9 классе проведен открытый урок по литературе «Трагическое одиночество Чацкого». В начале урока были предложены «грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»): надо было закончить фразу и за правильный ответ получить 1 балл.
Например: Уж коли зло пресечь: забрать ….. /все книги бы да сжечь/.

С 25 «поговорками» учащиеся справились без особого труда: комедию прочитали. Самым активным оказался Михаил Кравченко.

Сообщения, подготовленные дома, показали, что девятиклассники понимают своеобразие бессмертной комедии Грибоедова, владеют монологической речью.

Тимофей Хопрянинов рассказал об идейном замысле комедии и ее композиции.

Степан Цыбин дал характеристику защитникам старины, представителям «века минувшего».

Михаил Кравченко очень энергично представил Александра Андреевича Чацкого. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям. Интересна и личная драма Чацкого.
Анна Береснева и Артур Кадников проанализировали ключевую сцену комедии (действие III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого. Анна целенаправленно выделяла определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни. Артур старательно помогал Анне.

«Горе от ума» или «Горе уму»?

Равнодушных в классе не было при обсуждении этого проблемного вопроса. Каждый старался высказать свое мнение. Драматург Грибоедов недвусмысленно выразил свою точку зрения: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека»… Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Тема урока «Трагическое одиночество Чацкого». На вопрос: «Согласны ли вы с такой формулировкой?» - ответы были разные.

Михаил защищал Чацкого, для которого идеал не Максим Максимыч, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность. Чацкий за единение интеллигенции с народом. Называет его «умным» и «бодрым», т.е. жизнедеятельным. Речь у Михаила грамотная, выразительная.
Неплохо умеет говорить Степан. Ему нравится, что Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто их высказывать. Чацкий спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?».

Анна немногословна, но говорит с достоинством, грамотно.

Тимофей и Артур больше слушают, высказывают свое мнение редко.

Урок прошел незаметно. Мнение девятиклассников было единодушным: таких людей, как Чацкий, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми - будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа произведения;
- расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии;
- определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа;
- показать значение пьесы для русской литературы;
- выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Оборудование:
компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума». Книги А.С. Грибоедова «Горе от ума».

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Проверка домашнего задания (индивидуальное задания).
  4. Сообщение новой темы:

Беседа по вопросам с привлечением текста;
- просмотр видеофрагмента.
5. Проблемный вопрос.
6. Слово учителя.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.

Ход урока.
Тест по содержанию комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы». Это известное высказывание А.С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.
«Грибоедовские поговорки» (как назвал их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний») надо закончить. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Скромна, а ничего, кроме _______

/проказ и ветру на уме/.

  1. У девушек сон

/утренний так тонок/.

  1. Минуй нас пуще всех печалей

/и барский гнев, и барская любовь/.

  1. Нельзя ли для прогулок
  1. Не надобно другого образца,

/когда в глазах пример отца/.

  1. Кто беден,

/тот тебе не пара/.

  1. Подумаешь, как счастье

/своенравно/.

  1. И золотой мешок, и

/метит в генералы/.

  1. Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и

/ездить так далёко/.

  1. Что значит видеть свет! Где ж лучше?

/Где нас нет/.

  1. Когда постранствуешь, воротишься домой,

/и дым Отечества нам сладок и приятен/.

  1. Господствует еще смешенье языков:

/французский с нижегородским/.

  1. Не человек,
  1. Что за комиссия, создатель,

/быть взрослой дочери отцом/.

  1. Служить бы рад,

/прислуживаться тошно/.

  1. Упал он больно,

/встал здорово/.

  1. Чтобы чины добыть,

/есть многие каналы/.

  1. И кто влюблен -

/на все готов/.

  1. Я странен, а

/не странен кто ж/.

  1. Пустейший человек, из

/самых бестолковых/.

  1. Над старостью смеяться
  1. Уж коли зло пресечь: забрать

/все книги бы да сжечь/.

  1. Ба! знакомые

/все лица!/.

  1. Вон из Москвы! Сюда

/я больше не ездок/.

  1. Ум с сердцем

/не в ладу/.

  1. Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот

/чем я людям мил/.

  1. Счастливые

/часов не наблюдают/.

  1. Делить со всяким можно
  1. Он дойдет до степеней известных,

/ведь нынче любят бессловесных/.

  1. Он слова умного

/не выговорил сроду - мне все равно, что за него, что в воду/.

Вступительное слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и … - больше всего комедия - какая едва ли найдется в других литературах…».

Сообщения учащихся:
Тимофей - Идейный замысел комедии и ее композиция.
Степан - «Век минувший» (фамусовское общество).
План (примерный):

  1. Кто они, защитники старины?
  2. Люди фамусовского круга являются убежденными сторонниками самодержавно-крепостнического строя.
  3. В фамусовском обществе человека ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам.
  4. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей.
  5. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство.
  6. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.
  7. Консервативное общество Фамустовых - крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению.
  8. Воспитание, которое получают представители фамустовского общества, делает их чуждыми своему народу.

Михаил - «Век нынешний» (Александр Андреич Чацкий).
План (примерный):

  1. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям.
  2. Прослушивание фрагмента (видеоролик) «Монолог Чацкого «А судьи кто?».
  3. Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?
  4. Личная драма Чацкого.

Анна - Артур.
Выразительное чтение и анализ ключевой сцены (д. III, явл. 4-14), в которой рождается слух о сумасшествии Чацкого (выделить определенные содержательные линии, связанные с зарождением сплетни, показать роль этой сцены в развитии драматического конфликта комедии).

Обсуждение .
Слово учителя.
В комедии представлены различные типы ума - от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молчалин) до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «Горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим…
Грибоедов:
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Назвав Чацкого умным, а других героев - глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов.

Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.

Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед фамустовским обществом.

Показывая неудачу проповедей Чацкого, Грибоедов показывает, что от слов пора переходить к делу, к действию.

Несмотря на то, что Чацкий терпит неудачу, глубокой ошибкой было бы считать его «лишним человеком», беспочвенным мечтателем, «одиноким протестантом». Сам Чацкий отнюдь не чувствует себя одиноким. В знаменитом монологе «А судьи кто?» он выступает от лица нового поколения.
Где, укажите нам , отечества отцы…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи.

Кто это - «мы »? Кого имел в виду Чацкий? «Судьям » он противопоставляем молодое поколение, идущее другим путем. Образ «одного из нас» возникает в словах грибоедовского героя.

Враг исканий,
Не требуя ни места, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

Это и двоюродный брат Скалозуба, отказавшийся от чинов, и князь Федор - химик и ботаник, «который чинов не хочет знать», чуждается пустой светской среды, это и профессора, упражняющиеся в «расколах и безверии».

Что Чацкий не одинок, понимает и Фамусов. «Ужасный век! - воскликнул он. - Нынче пуще чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».

И, как верно заметил Гончаров, «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим…»

Вопрос.
Тема нашего урока: «Трагическое одиночество Чацкого». Согласны ли вы с такой формулировкой?
Обсуждение.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: тест (контрольный).
Из книги для преподавателей «Литература. 9 класс. Поурочные планы». Автор - составитель С.Б. Шадрина.
Волгоград, издательство «Учитель», 2014.

Для многих из нас, такое слово как "одиночество" ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг. Конечно, следовать за всеми с одной стороны хорошо, так как это позволяет ощутить поддержку со стороны других, а с другой, общество может застопорить развитие вашей личности.

Многие боятся выделяться среди других, ведь часто это заканчивается непониманием и осуждением за спиной. Александр Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" показывает, как живется человеку, который пытается донести свои идеи, которые со всех сторон подвергаются критике. Главный герой Александр Чацкий наделен чертами идеального человека, он независим, свободен и щедр. Александр был дворянин, из-за ранней смерти родителей ему пришлось жить и расти в доме Фамусова, который был давним другом отца. Чацкий с юного возраста привык к свободе, поэтому часто слышал от Фамусова в свой адрес негативные слова. Чацкий хотел служить Отечеству, но из-за своей честности он не смог протянуть долго и его карьера быстро закончилась на словах:"Служить бы рад - прислуживаться тошно". В комедии "Горе от ума" образ Чацкого является единственным положительным.

Автор поработал над тем, чтобы придать герою качества, которые хотелось бы видеть в каждом человеке. Чацкий настроен бороться с несправедливостью, он с уважением относится к народу и пытается противостоять крепостнической системе. Его искренние намерения видны и по отношению к Софье. Но с ней ему пришлось расстаться по причине того, что главным для него было призыв служить Отечеству.

Автор создал образ "нового человека", наделив его всеми хорошими качествами, с другой стороны это значит, что Чацкий становится изгоем общества. В свою очередь главный герой настроен отстаивать свои идеи и принципы, но как оказывается, всё то, к чему стремится Чацкий никому не нужно. Общество не готово принять что-то новое в свою жизнь, ведь гораздо проще оставить всё как было. Перед Александром становится выбор стать таки как все, но такая перспектива его вовсе не радует и автор сравнивает это с нравственной смертью.
Идея рассказа состоит в противоречии характера и поступков Чацкого по отношению к фамусовскому миру.

Размышляя глубже можно понять, что автор создает образа идеального героя, который не получает поддержки в свою сторону, он сам пытается внести свои идеи, когда против него стоят множество людей. Не желая понимать, его считают сумасшедшим безумцем. Чацкий обречен на одиночество из-за общества, которое его окружает, ведь среди них много богатых людей, со своими капризами, и совершенно другими ценностями. Все эти люди живут ради себя, поэтому для них дико пойти на какие-то уступки. Главный герой пытается привнести в дом Фамусовых некую радость, смех, донести до этих людей понятие нежности и искренности, но им этого не понять, ведь у них главное совсем другое.

Возможности Чацкий в какой-то степени сам виноват в своем одиночестве. Хоть он и был наделен всеми положительными чертами, ему не хватало особой гибкости мышления, дабы приспосабливаться к обществу.

Одиночество Чацкого в фамусовском обществе

В комедии Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются представители двух миров – ушедшего века и века нынешнего. Чацкий в произведении является представителем пришедшего на смену минувшему века.

Видимо на смене эпох всегда новому тяжело сражаться со старым устоем жизни. Так вот и Чацкому было просто невозможно доказать свои новые взгляды представителям большинства дворянства, которым невдомек было что-либо менять в жизни, ибо их и так все устраивало.

Оставив службу, ибо в его понимании нужно служить на пользу Отечества, а не из-за собственных корыстных мотивов, он начал путешествовать.

Вернувшись из путешествия, Александр Андреевич явился в дом Фамусова со своими передовыми взглядами на жизнь и на происходящее вокруг, надеясь на то, что в Москве уже наступили перемены. Но здесь осталось все по-старому, поэтому свободолюбивому, умному, щедрому на хорошие поступки человеку было трудно общаться с представителями московских кругов, но он пытался доказать свою правоту.

Чацкий был большим патриотом своей Родины и осуждал дворян за то, что они нанимают гувернанток и учителей иностранцев. Ведь как такие учителя могут воспитать в детях любовь к русским традициям и патриотизм.

Будучи ярым критиком крепостного права, он очень любил простой народ, сетовал за свободу людей, за справедливость.

Как такое могло понравиться обществу Фамусова, где образ жизни был основан на лжи, поклонении сильным, обогащении. Представители этого общества не хотели отказываться от своего уютного мира. Они не могли понять и принять новых идей Чацкого, которые осуждают их быт и нравы. Более того, они посчитали их безумными.

Чацкий не такой, как все, поэтому и одинок в своих идеях и взглядах на жизнь. Он смело пошел против системы, не подгибаясь под навязывающие ему обществом устои, и отказался стать таким как все, гордо отстаивая свою правоту. Это лишь усугубляет его одиночество.

Чацкого высмеяли, любимая девушка предала его и, наконец, ему не могли простить свободолюбия и изгнали из общества, с ненавистью объявив, что он сошел с ума. Расстроенный всем этим, он отправляется искать «уютный уголок», где его новые идеи поймут, и он не будет одинок в своих помыслах.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года.

  • Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ

    Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.

  • У меня есть собака, его зовут Мухтар, но я в основном его зову муха. Он отзывается на эту кличку значит понимает,что обращаются именно к нему. Муха у нос появился щенком. Он был такой маленький, я даже видела как у него открываются глазки

  • Сочинение Что такое душевные силы 9 класс 15.3

    Душа, как много означает одно слово. С ним всегда связывают переживания, воспоминания, встречи, разговоры, посиделки. Никто так и не определил, где она находится в организме человека

  • Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество, является основополагающим для понимания не только характера этого героя, но и смысла всей комедии «Горе от ума» в целом. Данный персонаж с самого своего начала появления на сцене приковывает внимание читателей, зрителей, а также всех окружающих своим незаурядным, язвительным и острым умом, необычным чувством юмора и смелостью суждений. Этим он резко выделяется среди представителей старого патриархального московского общества. В данном обзоре будет показано, чем именно отличался этот персонаж от остальных действующих лиц комедии, что в конце концов и определило тот факт, что у него так и не оказалось ни одного единомышленника или сторонника.

Характер

Для того чтобы понять, почему Чацкий обречен на одиночество, сначала нужно обратить внимание на его личность. Этот молодой человек весел, остроумен и общителен.

Он чрезвычайно наблюдателен, сразу подмечает малейшие недостатки в окружающих и тотчас зло их высмеивает. Кроме того, Александр Андреевич не только наблюдает, но и рассуждает обо всем увиденном и услышанном. Он анализирует не только поступки окружающих людей, но выносит суждения о целых явлениях социальной жизни. Уже хотя бы одна эта причина показывает, почему Чацкий обречен на одиночество. Никому из окружающих не нравилась его критика дворянского уклада жизни.

Но самое главное различие героя от других персонажей заключалось в том, что он был слишком активен, эмоционален и предприимчив, в то время как остальные действующие лица представлены как люди, ведущие достаточно размеренный образ жизни.

Образование

В воспитании Александра Андреевича следует искать причины того, почему Чацкий обречен на одиночество. С самого первого его появления читатели и зрители понимают, что этот человек начитан и очень образован.

Герой внимательно следит за общественно-политическими событиями, он явно интересуется литературой и философскими учениями, которые и развили в нем критический ум и наблюдательность. Представители же фамусовского общества считали, что чтение книг вредит формированию личности. Герой очень скептически отзывается об образованности современного ему общества.

Поведение

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество по комедии «Горе от ума», наверное, волновал всякого, кто прочитал данное произведение Грибоедова. Ответ можно найти в поступках главного героя. Так, он с самого начал держится слишком самоуверенно, что мешает ему разглядеть перемену к нему Софьи, которая единственная из всего фамусовского общества могла бы его понять. Но Чацкий слишком зло высмеял Молчалина, к которому девушка была неравнодушна, что и настроило ее против него. Герой с самого первого своего появления начинает язвить и критиковать образ жизни не только старого, но и молодого поколения, что и привело к финальному конфликту.

Сравнение с обществом

Отвечать на вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество (с цитатами учащиеся лучше смогут раскрыть данную проблему), следует в контексте сопоставления его с остальными действующими лицами произведения. Высказывания героя наглядно показывают его отличие от старого московского общества.

Те, кого он так зло высмеивает на протяжении всего произведения, жили по старинным традициям, которые предполагали безусловное подчинение начальству. Эта привычка безусловного повиновения и послужила причиной знаменитой фразы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Представители фамусовского общества - консерваторы по натуре: они не любят никаких перемен и стараются сохранить старые обычаи. Никто из них не принимает тех взглядов, которые излагает герой. Их даже пугает стремительный полет его мысли, они предпочитают оставаться на своей родной, привычной почве, что также вызывает насмешку у героя, который выражается о них так: «Дома новы, а предрассудки стары». Таким образом, автор подчеркивает принципиальную разницу между своим персонажем и окружающими людьми. То же самое можно сказать про отношения героя с Софьей, которая явно выделяется среди других действующих лиц своим незаурядным умом и независимостью мышления. Однако девушка оказалась не готова к слишком смелому характеру своего поклонника и его чересчур дерзким взглядам.

План

В заключение следует подвести итоги причин одиночества главного героя. Лучше всего их перечислить по пунктам, так как подобная форма изложения позволяет школьнику систематизировать пройденный материал.

Причины разлада Чацкого с фамусловским обществом:

  1. Независимый характер героя, смелость его суждений, критический взгляд на окружающий мир.
  2. Образование главного героя, которое разительно его отличало от представителей старого поколения.
  3. Смелое поведение персонажа в свете.
  4. Расхождение во взглядах с представителями московского общества.

Итак, тема «Почему Чацкий обречен на одиночество», план которой представлен выше, является ключевой в изучении комедии Грибоедова.