Принцесса Алтая (Укока). Гнев Белой Госпожи. Мумия «Алтайской принцессы» грозит мировой войной

В последнее время Алтай накрыла волна природных катаклизмов: землетрясения, небывалое по разрушительной мощи наводнение, град размером с хорошее куриное яйцо, разбивавший стекла в домах горноалтайцев, аномальные ливни, которые идут стеной неделю кряду…

Кто-то видит во всем этом обычные проявления матушки-природы, а кто-то винит новосибирских археологов, которые в 1993 году на кургане Ак-Алаха-3 плоскогорья Укок обнаружили захоронение 25-летней женщины, лежавшей в позе новорожденного в ледяной «линзе».

Шаманы Горного Алтая поспешили назвать ее легендарной прародительницей алтайского народа принцессой Кадын, или Очы-Бала, а жители алтайцы с подачи СМИ окрестили ее принцессой Укока. Но ученые настаивают: не стоит называть таинственную незнакомку принцессой, она — обычный представитель среднего рода пазырыкского общества. Мы попытались с помощью новосибирских и бийских археологов пролить свет на эту таинственную и загадочную историю…

Раскопки принцессы Укока

Итак, в 1993 году на плато Укок высадилась экспедиция археологов из Новосибирского института археологии и этнографии под руководством доктора наук Натальи Полосьмак — ученые исследовали курган Ак-Алаха-З, который был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии.

Сначала наткнулись на разоренное захоронение железного века, углубились дальше — и вот она, сенсация мирового уровня! Под «разорением» — более древнее погребение, сохранившееся в своем первоначальном виде, но заполненное изнутри льдом.

Несколько дней ученые топили лед, а когда ледяные оковы спали, то взору археологов предстали шесть коней в полной боевой выкладке и деревянная колода, в которой, подогнув к животу длинные ноги, лежала мумия молодой женщины в рубашке из китайского шелка, шерстяной юбке, шубе и в чулках-сапогах из войлока. Обритая голова, парик из конского волоса, руки и плечи испещрены татуировками — на левом плече фантасмагорический олень с клювом грифона и рогами козерога.

Ученые сразу вынесли свой первоначальный «диагноз»: судя по всему, захоронение относится к скифской Пазырыкской культуре, которая была распространена на Алтае две с половиной тысячи лет назад. Девушка совсем не знатного рода, но и не простолюдинка, может быть, хранительница сакральных знаний, принесшая себя в жертву. Мумия была доставлена в лабораторию Новосибирского института археологии и этнографии для детального изучения. Такая находка позволила бы ученым «узнать будущее, считывая прошлое».

Некоторые СМИ таинственно писали, что во время транспортировки мумии у вертолета, в котором находилась команда Натальи Полосьмак, отказали турбины — одним словом, мистический квест принцессы Укока благополучно начался.

Легенда принцессы Укока

Алтайские шаманы тоже сделали официальное заявление: археологи потревожили древнейшее захоронение прародительницы алтайского народа принцессы Кадын (Очы-Бала), и если мумию ученые не вернут на место — быть стихийным бедствиям. Кстати, вполне возможен и конец света, который, по их предсказаниям, должен произойти уже в этом году.

По преданиям, хранительница покоя Ак-Кадын (Белая Госпожа) принесла себя специально в жертву, чтобы сакрально сдерживать темные силы, которые пытаются прорваться в наш мир из низших слоев, и перемена ее мистического «места жительства» пагубно скажется на всеобщей гармонии. Принцесса Кадын стояла на страже врат подземного мира и относилась к высшей касте жриц-охранительниц.

Одним словом, шаманы забили в свои бубны, их в свою очередь поддержали уфологи и метафизики, которые высказывали туманные предположения, что принцесса Кадын — представитель внеземной цивилизации.

С отъездом принцессы Укока в Новосибирск начались мистические волнения среди алтайцев, искусно подогреваемые СМИ, шаманами, метафизиками и интеллигенцией Республики Алтай, которые поспешили объявить мумию «нашим всем».

Катаклизмы и даже исторические события (к примеру, раскопка кургана на Укоке совпала с датой правительственного кризиса — 31 июля 1993 года) выстраивались в единую логическую цепочку — принцесса Алтая сердится, ее нужно возвращать на родину. Не помогали официальные выступления ученых, которые, опираясь на генетический анализ мумии, объявили — погребенная девушка относилась к европеоидной расе и к алтайскому народу отношения не имеет.

— С моей точки зрения, это шаманство, — говорит историк, археолог и краевед из Бийска Сергей Исупов, который вместе с новосибирскими учеными занимался «жизнеописанием» принцессы Укока.

Принцесса Укока — не что иное, как удобная мифология, придуманная местными шаманами, которая нашла отклик в сердцах «золотой интеллигенции» Горного Алтая. Это девушка не может быть принцессой Кадын, хотя бы в силу своих генетических особенностей — она принадлежит к европейской расе, к скифской эпохе, об этом красноречиво говорят результаты научных изысканий, которые были проведены новосибирскими учеными. Она не может быть прародительницей алтайского народа. Понимаете, эта сенсационная находка команды Натальи Полосьмак имела огромное интернациональное значение, можно было еще очень долго изучать этот материал.

— Не стоит называть ее принцессой, — в свое время говорил академик Вячеслав Молодин. — Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернем принцессу на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай. Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В 30-е и 50-е годы при раскопках Пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И, слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества.

Общественность Республики Алтай все-таки добилась своего — в 2012 году принцесса Укока вернулась из лабораторий новосибирского института в Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске . Казалось бы, противостояние ученого мира и алтайского народа закончилось: хранительница мира Кадын вновь на родной земле, а значит, стихийные бедствия, массовые самоубийства и падеж скота должны закончиться. Но…

Захоронение принцессы Укока

Страшное наводнение, в результате которого были разрушены мосты, плотины и затоплены сотни деревень, сел и городов Алтая, вновь подняло массовое недовольство: принцесса Кадын не должна лежать в музейном саркофаге, ее нужно вернуть в родную землю — на плато Укок. Древние люди были мудрее нас и понимали, что покой жриц, охраняющих врата подземного мира, нельзя нарушать.

Сейчас в Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения. Как сообщают краевые СМИ, председатель оргкомитета Акай Кине даже собирается обратиться к новосибирским археологам за помощью в захоронении принцессы Кадын на плато.

— Ну что ж, это их решение, — говорит Сергей Юрьевич. — Они добивались того, чтобы мумию вернули в Горный Алтай — ученые пошли навстречу и свернули все свои работы, которые в будущем могли стать настоящим мировым открытием в области «кто мы и откуда мы?». Теперь они хотят ее захоронить… Я выскажу свое субъективное мнение: мы потакаем «средним» людям, наделенным вполне обывательским мышлением. Знаете, мы поднимали огромные пласты алтайской мифологии и подходили к этому вопросу с научной педантичностью — никакой связи между найденной в кургане девушкой скифской эпохи и принцессой Очы-Бала мы не нашли.

…Принцесса Укока продолжает бередить умы — и ученых, и эзотериков, и шаманов, и просто любопытных людей, жадных до такой мистической пищи для ума. Успокоится ли Белая Госпожа, которая, по легенде алтайских шаманов, обещала во второй раз не прийти, а «приплыть» в свое сакральное жилище?

Алтайская принцесса

История мумии, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой, интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним - еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.

О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду… Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках - татуировки. На мумии была шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик…

Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. Местные журналисты, падкие на сенсации, отреагировали мгновенно. В газетах появилось жуткое сообщение: «Вертолет, на котором перевозили мумию Алтайской принцессы, потерпел крушение. Все, кто находился на борту, погибли. Мумия принцессы осталась целой».

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии - около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения. Ее предками могли быть жившие намного севернее ненцы или селькупы… Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона. Богатые одежды и татуировка навели исследователей на мысль, что похороненная в кургане девушка могла быть жрицей.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям. А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно… Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог. 21 человек погиб из-за того, что был нарушен мирный сон Тутанхамона. Поучительна история находки мумии Ледяного человека - Отци, которую археологи извлекли из альпийского ледника. Уже шесть человек из числа тех, кто имел дело с мумией, преждевременно ушли из жизни. Один исследователь погиб в автокатастрофе, другой внезапно заболел рассеянным склерозом, на третьего с гор сошла лавина… Многие считают, что мумия нашего предка, жившего более 5300 лет назад, еще не успокоилась…

Алтайская принцесса оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них - алтайское землетрясение - произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день… Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова… Но вершиной трагедии стала эпидемия самоубийств, прокатившихся по пострадавшим районам. Когда жители разрушенного поселка Бельтир - старик и мальчик - покончили с собой, все решили, что это от безысходности: ведь власти не торопились помочь пострадавшим, а выделенные из бюджета деньги как будто растворились в воздухе… Но за первыми самоубийцами последовали все новые, а местные шаманы стали открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы. Алтайцы утверждали, что принцесса Укока - это их прародительница по имени Кыдым, что они всегда знали о ее существовании, но не смели тревожить ее священный сон.

Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы - достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти. Первый заместитель председателя СО РАН Вячеслав Молодин также попытался убедить местных жителей, что гнев мертвых тут ни при чем. Он напомнил, что на плато Укок в 50-е годы было найдено еще несколько мумий, но тогда все обошлось…

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек - от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон… Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией - хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев…»

Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место - в музее… Мнения алтайцев в последнее время разделились. Хотя все они единодушно призывают вернуть Кыдым на родную землю, одни считают, что ее следует захоронить в кургане, другие же настаивают на строительстве в местном музее специального саркофага для принцессы. Удовольствие это - не из дешевых. По самым скромным расчетам, на поддержание мумии необходимо около двадцати тысяч долларов в год. У местных властей таких денег попросту нет…

Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит… преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться - поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата…

В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам - загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным - как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке… Линии утопали в земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса»…

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы - очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай… На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?

Из книги 100 великих кораблекрушений автора Муромов Игорь

«ПРИНЦЕССА АЛИСА» 3 сентября 1878 года Английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл». В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек.К 10 часам утра к пассажирской пристани на Темзе у

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ» 31 января 1953 года Английский морской автопаром затонул во время шторма в Ирландском море. Погибли 133 человека.Плавание из шотландского порта Странраер через пролив Норт-Чэннел в порт Северной Ирландии Ларн английские моряки в шутку называют

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

АЛТАЙСКАЯ УЛИЦА С 1913 года здесь проходила Куракина улица, начинавшаяся от Московского шоссе (ныне Московский проспект) и доходившая до Витебской железнодорожной линии. С другой стороны железной дороги ее продолжала Куракина дорога, которая вела на Куракину дачу на

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Принцесса на горошине Из одноименной сказки (1835) датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин.Иносказательно: изнеженная, избалованная особа

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Принцесса Клевская (La Princesse de Cl?ves)Роман(1678)Действие романа происходит в середине XVI в. Мадам де Шартр, долгие годы после смерти мужа жившая вдали от двора, и ее дочь приезжают в Париж. Мадемуазель де Шартр отправляется к ювелиру, чтобы выбрать украшения. Там ее случайно

Из книги Фантастический бестиарий автора Булычев Кир

Стотонная «принцесса» В ответ на достижения зарубежных конструкторов в ОКБ Г. М. Бериева в 1949 году был разработан проект гидросамолета, получившего полуофициальное название «Принцесса».Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предназначалась для

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Принцесса Бывает двух видов: хорошая и плохая. Хорошая Принцесса – добрая, отзывчивая, смелая девушка. Чаще всего – бывшая Золушка (смотри Золушка). Плохая – наоборот: капризная, своенравная, ленивая. (Чаще вс его – будущая Мачеха (смотри Мачеха). Героиня сотен сказок. Если

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

***Принцесса-Апельсин*** На востоке Бирмы, в предгорьях Шанских гор, лежит чудесное, теплое озеро Инле. Оно протянулось с севера на юг километров на сорок, а в ширину едва достигает шести - семи километров. Так как озеро образовалось на месте речной долины, глубина его почти

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

The Little Princess Маленькая принцесса 1939 - США (91 мин)· Произв. Fox (Дэррил Ф. Зэнак)· Реж. УОЛТЕР ЛЭНГ? Сцен. Этель Хилл, Уолтер Феррис по одноименному роману Фрэнсес Ходжсон Бёрнетт· Опер. Артур Миллер и Уильям Скэлл (Technicolor)· Муз. Луис Силверз· В ролях Ширли Темпл (Сара Крю), Ричард

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997) 220 Я бы хотела быть королевой ваших сердец , но я не представляю себя в роли королевы этой страны. В телеинтервью для Бибиси 20 нояб. 1995 г. ? Knowles, p. 260 Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном

Из книги автора

«Принцесса цирка» (1926) оперетта, муз. Имре Кальмана, либр. Юлиуса Браммера (1877–1943) и Альфреда Грюнвальда (1884–1951) 867 Мистер Икс. Главный герой «Принцессы цирка» 868 Снова туда, где море огней. Выходная ария Мистера Икс; пер. О. Фадеевой 869 Цветы роняют / Лепестки на песок. Никто

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997)77Я бы хотела быть королевой ваших сердец, но я не представляю себя в роли королевы этой страны.В телеинтервью для Би-би-си 20 нояб. 1995 г.? Knowles, p. 260Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном смысле –

Когда археологи в 1993 году во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока, ни у кого практически, кроме конечно самой Натальи, не было надежды найти что-нибудь стоящее и интересное. Этот одинокий курган на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем), был полностью переворошен и перекопан. Но, как оказалось, чутье ученой ее не подвело.

Копали долго. Сначала добрались до находок, используемых в железном веке. На этом не стали останавливаться, и труд был вознагражден драгоценной находкой. Под перекрытием из нескольких деревянных досок был найден саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Плоскогорье Укок, фото: edwardjournal.livejournal.com

Принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см).

Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.


На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт.


Сотрудники музея института археологии и этнографии СО РАН упаковывают мумию «»Принцессы Укока» для передачи ее в национальный музей имени А. В. Анохина в Республике Алтай. Александр Кряжев/РИА Новости
У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Также вместе с телом принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой».

Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайны «Принцессы Укоки»

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами. Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»?

В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

За справедливость

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность…

Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Факты

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой. Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было…

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

June 8th, 2013

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info

Принцесса Укока - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д. Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.

Давайте узнаем подробнее об этой истории!

В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.

В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.

Растаял он только в 1993 году, когда студенты-археологи и пограничники с соседней заставы, из любопытства помогавшие ученым в свободное от службы время, помогли раскидать тяжелые камни и вскрыть погребальные срубы.

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии. Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название « принцесса Укока ». В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай.

Мумия среднего класса

Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.

В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.

Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.

Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.

Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.

Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.

Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.

Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».

По ленинскому пути

Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.

Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.

Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.

Премиальные от мумии

В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».

«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.

Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.

В 2004 году впервые были присуждены всего три Государственные премии в области науки и техники по 5 млн рублей (около $180 тыс по курсу) каждая, что было уже сравнимо с деньгами нобелевского лауреата.

Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.

Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.

Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.

Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.

Кадровая политика принцессы

В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.

Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.

Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.

Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.

В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.

Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.

Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.

Не прошло и полгода после этого, как Владимир Путин освободил Леонида Драчевского от должности полпреда. Четыре года он побыл зампредом РАО «ЕЭС России» и окончательно выпал из большой российской политики. На сегодня его должность называется – исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Мавзолей «Газпрома»

«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.

Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».

«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.

В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.

Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»

Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.

Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».

Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.

«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.

«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».

Последнее предупреждение принцессы

Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.

«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».

Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.

При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.

Возвращение принцессы:

В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.

Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.


источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956

А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например: или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.