Национальные политические партии и движения Российской империи в конце XIX — начале XX века. Социальные движения в начале XX в

Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начала XX века).

Дата образования Наименование партии (общественно-политического движения Комментарии
Февраль 1816 г Тайное общество "Союз спасения", переименованное в феврале 1817 года в "Общество истинных и верных сынов Отечества". Его основателями стали П. Пестель, А. Муравьев, С. Трубецкой. Первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав "Статус". Основными идеями этого документа были требования ликвидации крепостного права и уничтожения самодержавия.
Январь 1818 г - начал 1821г "Союз благоденствия". Организаторами и руководителями "Союза" стали А. и Н. Муравьевы, С. и М. Муравьевы-Апостолы, П. Пестель, И. Якушкин, М. Лунин и др.
март 1821 года на Украине было образовано "Южное общество" создателем и руководителем стал П. Пестель
1822 год в Петербурге было создано "Северное общество" Лидерами стали Н. Муравьев, К. Рылеев, С. Трубецкой, М. Лунин
30-40-е годы XIX века Сложились два идейных течения - славянофильство и западничество. Славянофилы (А. Хомяков, К. и И. Аксаковы, И. и П. Киреевские, Ю. Самарин, А. Кошелев) выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Западники (А. Герцен, В. Белинский, Г. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, И. Тургенев, В. Боткин, П. Анненков) исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации.
40-е годы XIX века Подъём радикального общественного движения В. Белинский, М. Буташевич-Петрашевский. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и возможность реализовать программу широких демократических преобразований.
1861-1863 Кружок "Великорус"
1861-1864 г Общество разночинцев "Земля и воля" Первая крупная социал-демократическая организация, в которую входили студенты, офицеры, литераторы, чиновники. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганд и подготовку народной революции.
1868-1869г Нелегальное тайное общество "Народная расправа " Организатор С. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации.
конец 60-х - 70-е годы XIX века. В эти годы сформировалось революционное народничество, идеология которого была основана на теоретических воззрениях А. Герцена и Н. Чернышевского. Было представлено тремя течениями, различающимися по теоретическим воззрениям и методам деятельности. Идеологами этих течений были М. Бакунин (бунтарское течение), П. Лавров (пропагандистское), П. Ткачев (заговорщическое).
1876 г. народническая подпольная организация "Земля и воля"* Видными участниками являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B. H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами.
август 1879 г. 1879-1881 1878-1884 "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" "Черный передел" Первая политическая организация, официально назвавшая себя партией А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.
1880 г "Земский союз" первая либеральная организация в России
1883 г организация в Женеве группы "Освобождение труда" - первой марксистской организации русских революционеров Г. Плеханов, В. Засулич, Я. Дейч, В. Игнатов В основу их теории легли взгляды западноевропейских марксистов о пролетарской революции.
1895 г в Петербурге создан "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", объединивший несколько марксистских кружков. Аналогичные организации были созданы в Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве, Екатеринославе и др. Создателями "Союза" были В. Ульянов (Ленин), Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др.
1898г Образование социал-демократической рабочей партии (РСДРП) Конечная цель: социальная революция
1902г единый Центральный комитет "Союз социалистов-революционеров" (эсеров). Позднее к нему присоединились бернский "Союз" и "Аграрно-социалистическая лига". Е. Брешковская, С. Южаков, Лидер - В. Чернов. Программа эсеров предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, отстаивание интересов крестьянства
1903 г II съезд РСДРП, раздел партии на большевиков и меньшевиков Партия была конституирована: были приняты Программа, Устав, избраны руководящие органы.
январь 1904 г Союз земцев - конституционалистов А. Гучков, Н. Стахович, Д. Шиповтребования введения политических свобод, уничтожения сословных, религиозных и других ограничений
24 апреля (8 мая) 1905 г Черносотенная организация Основана В.А. Грингмутом.
12-18 октября 1905 г конституционно-демократическая партия (кадеты) - партия народной свободы Лидеры П. Милюков, П. Струве, В. Набоков, Н. Маклаков
8 (21) ноября 1905 г Союз русского народа. Православно-монархическая, националистическая организация.
октябрь 1905 г партия либерального направления "Союз 17 октября" (октябристы) Лидер - деятель Московской городской управы А. Гучков
конец декабря 1905 г. - начале января 1906 г Учредительный съезд партии социалистов-революционеров (эсеры) Лидеры партии: В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.
1905-1907, 1916г Союз земельных собственников. Помещичья организация для защиты интересов крупного частного землевладения во время Революции
конец 1905 г монархическая партия "Союз русского народа" эти партии выступали за сохранение неограниченной монархии, против конституционных нововведений. великодержавный шовинизм и антисемитизм.
1906г монархическая партия "Совет объединенного дворянства"
22 мая 1906г Совет объединенного дворянства Постоянный совет объединённых дворянских обществ
июнь 1906г Партия "мирного обновления". Создана бывшими левыми октябристами и бывшими правыми кадетами на основе фракции "мирного обновления" в 1-й Государственной думе.
октябрь 1906г "Союз социалистов-революционеров максималистов" Левое крыло. Выделилось из партии эсеров как самостоятельное образование
1906г Трудовая народно-социалистическая партию" (энесы). Правое крыло. Выделилось из партии эсеров как самостоятельное образование.
начало 1908 г Русский народный союз имени Михаила архангела Российская монархическая, черносотенная организация (партия).
1908 г. Прогрессивная партия (прогрессисты). Сближение политически активных кругов московской буржуазии и группы интеллектуалов из Партий мирного обновления и кадетов.
август 1915 г. Прогрессивный блок. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и "прогрессивных русских националистов"
ноябрь-декабрь 1917г. Партия левых социалистов - революционеров (интернационалистов) Оппозиционное политическое крыло в партии эсеров, созданное из максималистов и народных социалистов (энесов)
ноябрь-декабрь 1917г. правые эсеры Оставшиеся в партии эсеров

Задание 2

Русская монархическая партия. Русская монархическая, черносотенная организация, возникла 24 апреля (8 мая) 1905 года в Москве. Основана В.А. Грингмутом. Объединила все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.).

Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В.А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в "Московских ведомостях". В конце 1905 - начале1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей "сохранение Самодержавия".

Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде "Православие, Самодержавие и Русская народность". Программа провозглашала Православную Церковь "залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа", выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать.

Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного.

У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета "Московские ведомости" и т.д.

Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался:

  • в борьбе трудящихся против самодержавного строя
  • в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса
  • в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу его объединения и возникновения рабочего движения. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами. Одним из требований стало создание государственной системы страхования.

Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Забастовки носили в основном экономический характер. В правительстве по рабочему вопросу не было единого подхода. Вместо жестких мер начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов предложил власти самой создавать рабочие организации, формировать фонды социальной поддержки рабочих, открывать магазины и школы («зубатовщина»). Зубатовский «кодекс» даже разрешал экономическую стачку. Именно это и послужило основной причиной критики Зубатова и его отставки в 1903 году. Правительство снова пошло по пути силовых мер. Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер. Под влиянием социал-демократии его участники все чаше наряду с экономическими выдвигают политические требования. Организации социал-демократии создаются в Петербурге (1895 г. - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», руководители: А. А. Ванеев,

П. К. Запорожец, В. И. Ульянов, Лев Мартов), в Москве (1894 г. - «Рабочий союз», 1898 г. - «Российская социал-демократическая рабочая партия», затем комитет РСДРП), а затем и по всей стране. С начала XX в. в рабочем движении намечается переход к массовым политическим выступлениям.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800000 рублей.

ДВИЖЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы; в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Наибольшую активность проявляло студенчество. В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы происходило формирование будущих крупных общественных и государственных деятелей.

ОФОРМЛЕНИЕ ПАРТИЙ

На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.

Особенности формирования политических партий:

1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса - РСДРП,

2. Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику.

3. Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии)

4. Ни одна страна в мире не имела (и не имеет до сих пор!) такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.

5. Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий:

  • левые (социал-демократическая (эсдеки) - меньшевики; социалистическая (пролетарская) - большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) - эсеры, трудовики)
  • либеральные (кадеты (конституционные демократы))
  • консервативные (октябристы («Союз 17 октября»))
  • монархические («Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»)
  • анархические (более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина)

Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей интересы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, В. П. Акимов, Л. С. Мартынов) полагали, что рабочим следует выдвигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они считали борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печатные органы - газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авторы - члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Проколович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Протест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами социал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом политической власти для организации социалистического общества. Серьезными противниками социал-демократов были «легальные марксисты» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. И. Булгаков, И. А. Бердяев). Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами, критикуя народничество. Легальные марксисты полагали, что борьба рабочего класса за свои права должна проходить в рамках борьбы за демократию. И «экономисты» и «легальные марксисты» были противниками крайних, насильственных методов борьбы, выступали за отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права рабочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за свержение самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп р партию должна была газета «Искра».

1 съезд РСДРП прошел в 1898 г. в Минске (9 участников). В июле-августе 1903 г. был созван II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, затем в Лондоне. В дискуссиях, разгоревшихся на съезде, участвовали «экономисты», «мягкие искровцы» (Л. Мартов, Г. В. Плеханов), «твердые искровцы» (В. И.Ленин). Съезд принял программу партии, состоявшую из двух частей: программа-минимум (свержение самодержавия и установление демократической республики, меры по улучшению положения рабочих (в том числе 8-часовой рабочий день), демократическое решение национального и аграрного вопросов) и программа-максимум (провозглашала в качестве конечной цели РСДРП социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата). В программе предусматривались и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущиеся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения).

В программу партии было внесено положение о признании за всеми нациями, входившими в состав многонационального российского государства, права на самоопределение вплоть до выхода из его состава и образования самостоятельного государства. Это требование в значительной мере носило декларативный характер и было продиктовано потребностью объединения всех революционно-демократических сил в борьбе против царизма, а затем и буржуазии. В конечном счете идеализация права наций на самоопределение привела к развалу России после прихода к власти большевиков.

Наиболее несовершенной была аграрная часть программы. Дебаты по первому параграфу Устава партии крайне обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова на съезде и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии - ЦК и Совета партии. Сторонники Ленина - твердые искровцы - получили большинство, а сторонники Мартова - мягкие искровцы - меньшинство. Первых стали называть большевиками, вторых - меньшевиками.

Раскол имел более глубокие корни, которые проявились задолго до съезда. Они были связаны с различной опорой как сторонников Ленина, так и Мартова на разные пласты наследия Маркса-Энгельса. По-разному ими оценивалась социально-экономическая и политическая ситуация в стране а отсюда предлагался различный выбор средств и методов борьбы.

Летом 1900 г. началось возникновение ПСР - партии социалистов-революционеров (эсеров), в 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее учредителями были В. М. Чернов,

А. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. К. Брешко-Брешковская. Идеологической платформой эсеров являлось неонародничество. На проходившем в декабре 1905 - январе 1906 г. I съезде партии были приняты ее программа и устав. Главным теоретиком и лидером стал В. М. Чернов.

Своей основной задачей эсеры считали подготовку народа к «социалистической» революции. Главную движущую силу этой революции они видели нерабочем классе», под которым понимали всех живущих своим трудом. Эсеры выступали за установление народовластия в стране. Решать вопрос о форме правления должно было Учредительное собрание. Партия отстаивала демократические права и свободы, федеративное устройство страны по национальному принципу, право наций на самоопределение. Центральным требованием аграрной программы эсеров являлась «социализация» земли: земля должна была быть изъята из рыночного обращения и стать общенародным достоянием. Право распоряжаться землей получали крестьянские обшины, которые должны были уравнительно распределять ее «по едокам», т. е. по количеству рабочих рук. В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. Осуществляла его боевая организация партии, которой руководили Г. А. Гершуни и Е. Ф. Азеф (агент царской охранки). За 1905-1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта.

В начале XX в. начинается формирование многочисленных национальных партий: Всеобщий еврейский союз Литвы, Польши и России (Бунд), Революционная украинская партия (РУП), Белорусская революционная партия, Латышский социал-демократический союз, в Польше - Лига народова (Народная лига), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн).

Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков, В 1900 г. в Петербурге создано общество «Русская беседа», одним из лидеров которого стал молдавский помещик В. М. Пуришкевич. Впоследствии партии подобного толка получили название «черносотенные», так как считали себя выразителями интересов простых русских людей («черная сотня» - податное посадское население). Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» (А. И. Дубровин) и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (В. М. Пуришкевич).

Среди помещичье-монархических партий и организаций особое место занял «Всероссийский союз земельных собственников», образованный в ноябре 1905 г. В него вошли 53 крупных землевладельца. В программе этого союза нет ни демагогии, ни неясностей: все точки поставлены над «i», отброшены все условности (внешний лоск, «культурность»). Когда помещичьему классу стала угрожать потеря власти и собственности, он заговорил языком неприкрытой грубой силы. Так, в уставе союза земельных собственников не было ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса вообще не существовало. В целях борьбы с революцией собственники ратовали за введение военного положения и применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Эта программа и легла в основу деятельности царскою правительства, возглавленного после отставки графа С. Ю. Витте П. А. Столыпиным.

Программы монархических партий основывались на классической теории официальной народности графа Уварова (православие, самодержавие и народность) и содержали следующие основные положения:

  • сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России
  • сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны
  • отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов
  • критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие
  • предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков
  • запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину.

В отношении Государственной думы мнения разделились. Часть монархистов (А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) считали, что она должна быть только законосовещательным органом, другие (В. М. Пуришкевич) - законодательным. Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с хаосом и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. В I и II Государственных думах представительство черносотенцев было незначительным, однако в 111 и IV Думах они были представлены достаточно широко.

Либеральное движение было представлено несколькими организациями. Ведущими были «Союз земцев-конституционалистов» (И. И. Петрункевича) и «Союз освобождения» П. Б. Струве. В начале революции 1905-1907 гг. в этих организациях выделилось умеренное и более радикальное крыло. Завершилось оформление либерально-демократичееких партий после выхода в свет Манифеста 17 октября.

Партией, выражавшей интересы «левых» либералов (интеллигенции, части дворянства), стала конституционно-демократическая партия (КД – кадеты), или партия «народной свободы». Ее программа была основана на западноевропейских либеральных идеях и отстаивала экономическую и политическую свободу личности, ценности конституционализма и демократии.

Учредительный съезд кадетов состоялся в октябре 1905 г. в Москве. У истоков партии стояли историк П. И. Милюков, экономист П. Б. Струве, князь Г. Е. Львов, видный ученый

В. И. Вернадский. Главной целью кадеты видели превращение России в демократическое государство, в котором будут гарантированы равенство всех граждан перед законом и основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища). В области государственного устройства они отстаивали демократическую избирательную систему и законодательные полномочия Государственной думы. Программа кадетов по аграрному вопросу (составил бывший министр земледелия Н. Н. Кутлер) предусматривала обязательную продажу сдаваемой помещиками в аренду земли и формирование специального фонда из казенных и удельных земель для передачи малоземельным крестьянам. Кадеты стояли за упразднение общины и передачу земли крестьянам в собственность.

По рабочему вопросу они выступали за принятие социального законодательства и 8-часовой рабочий день.В годы революции, когда идеи парламентаризма были популярны в народе, партия кадетов получила довольно широкую поддержку. В партию октябристов, или «Союз 17октября», вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Учредительный съезд партии состоялся в феврале 1906 г. Лидерами октябристов стали А.И. Гучков, Д.И. Шипов, М. В. Родзянко. Программа партии выражала взгляды и требования русских предпринимательских кругов: сильная, пользующаяся доверием народа власть; единство и неделимость Российского государства; конституционный строй и демократические права для граждан России; основа экономики - частная собственность; уравнение крестьян в правах с другими сословиями, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и удельных земель, в крайнем случае - частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп. Октябристы выражали готовность к диалогу с властью и надеялись, что монархия пойдет на более тесный союз с предпринимательскими и финансовыми кругами, передав им часть властных полномочий.

И кадеты, и октябристы приняли активное участие в предвыборной кампании в I и II Государственные думы. III Дума (1907-1912) даже получила название «октябрьский маятник», так как октябристы балансировали между правыми (монархистами) и кадетами. Хотя реальная роль либеральных партий в политике была невелика, и. создание означало возникновение в России легальной многопартийной сие темы, способствовало политическому созреванию российской буржуазии и интеллигенции.

ИТОГ

Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

  • ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий
  • не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа
  • ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью
  • слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)
  • в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные
  • крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

Либеральное движение

В обстановке острого экономического кризиса, на фоне массовых народных выступлений происходит быстрая консолидация различных направлений общественного и революционных движений. Еще в 1899 г создается кружок “Беседа”, объединивший руководителей земского либерального движения - братьев Павла и Петра Долгоруковых, Шипова, Стаховича, Хомякова и др. Они действовали в тесном контакте с интеллигенций - публицистами и учеными, юристами, экономистами, историками, такими, как: Милюков, Набоков, Струве. В 1904 г либеральные земцы и интеллигенция объединяются в одну организацию- “Союз освобождения”. Общим для всех либеральных деятелей было неприятие революционных средств; они надеялись добиться преобразования России мирным путем.

Образование партии эсеров

Начало 20в. - время образования революционных партий. В 1901 г в Берлине состоялась встреча представителей региональных организаций революционно-народнического направления, на которой решено было создать единую “Партию социалистов-революционеров”. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив частную собственность на землю, передать ее в пользование общинам, которые, следуя вековым традициям, будут осуществлять уравнительное распределение земли. Что касается политической части программы, то здесь эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеобщих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер гос-го строя послереволюционной России. У эсеров была твердая уверенность, что большинство населения выскажется при этом за демократическую республику. Вслед за народовольцами эсеры считали индивидуальный террор одним из главных средств революционной борьбы.

Образование социал-демократической партии

В начале 20 века свою партию удалось создать и социал-демократам. Важную роль в этом деле сыграла нелегальная газета “Искра”, с помощью которой им удалось преодолеть идейную разобщенность и наладить связи между отдельными организациями. В 1903 г прошел 2 съезд РСДРП. На нем выделились две группировки. “Мягкие” искровцы (будущие меньшевики), среди которых особенно выделялся Мартов, считали, что в грядущей буржуазно-демократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии; пролетариату же нужно действовать в тесном союзе с ней. Затем, в случае победы революции, должен был наступить достаточно длительный период быстрого капиталистического развития России, которое укрепит рабочий класс и позволит ему бороться за социалистические преобразования. С точки зрения “твердых” искровцев (будущие большевики), возглавляемых Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же, тесно связанная с самодержавием, революционной силой вообще не является. Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из 2 частей. Программа-минимум определяла задачи партии на этапе буржуазно-демократической революции. Она предусматривала: в сфере политических преобразований - свержение самодержавия и установление демократической республики; в рабочем вопросе - 8-ми часовой рабочий день; в крестьянском - возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей. Программа-максимум, которая определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую организацию, не склонную к уступкам и компромиссам. То, что программа максимум была принята съездом, торжественно знаменовало победу Ленина и его сторонников. Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии - Центральный Комитет, в котором они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками. Таким образом, уже у самых истоков социал-демократии в ней образовались два течения. Позже, в 1905 г, идейные разногласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии, судьба которых в русском революционном движении оказалась различной. Меньшевикам так и не удалось отыскать для себя прочную социальную опору; в подавляющем большинстве своем они оказались отвлеченными теоретиками, склонными больше к научной и теоретической, чем к практической деятельности. Большевики же под руководством Ленина быстро превратились сравнительно немногочисленную, но чрезвычайно сплоченную, дисциплинированную и способную к самой активной деятельности партию.

2. Общественно-политические движения и партии конца 19 начала 20-х веков в России.

Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима­тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр­реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо­койство значительной части общества, что могло послужить причи­ной социального взрыва в стране.

Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев­ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови­ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун­тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

Зна­чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар­динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду­щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти­ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург­ский мастеровых" /1885-1888/.

Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове­честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней­шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са­моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна­ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи­зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

3. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.

Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само существование исторических памятников.

Многие исторические памятники рубежа 19-20 веков пострадали в результате мировых и гражданских войн, локальных конфликтов и террористических актов.

Некоторые архитектурные памятники часто оказываются в зоне активной застройки, сноса и перепланировки, либо используются в качестве жилого и нежилого фонда, что также ставит под угрозу сохранность.

Исторические документы и материальные ценности той эпохи в основном находятся в музеях, но тоже часто уходят в частные руки через аукционы и антикварные магазины.

Вывод: Охрана памятников рубежа 19-20 веков является очень важным моментом в деле сохранения культурного наследия нашего Отечества, сохранении культурно-исторических корней русского народа, знания особенностей формирования и истории культуры Отечества.

Общий вывод: Россия и мир на рубеже 19-20 веков перешагнули важный этап развития, заложивший основы формирования современной новейшей истории и передела мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История политических партий России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

3. История России ХХ в. Справочные материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

4. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. - 256 с.

5. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

6. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

7. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

8. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

9. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992годы)./Под ред. док. ист. наук проф. А.А. Данилова. - М.,1992.

10. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале(1905-1916)./Лоскутов С.А. - Челябинск, ЧГУ, 1996.

11. Пособие по истории отечества для поступающих в Вузы под ред. Орлова А.С., Полунова А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинова Ю.А., 4-е издание: Учеб. Пособие. – М.; Простор, 2004 – 479 с.;

12. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в1905- 1916 гг./Нарский И.В. - Екатеринбург,1994.

13. Сидоренко Надежда Семеновна "Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Оренбург,1997.

Нередко сочетаются с элементарным незнанием практической стороны дела. Вместе со стремлением к победе духа над миром, разумного идеала над постылой действительностью в душе типичного интеллигента в России на рубеже XIX-ХХ веков имело место чувство оторванности от подлинно народной жизни, вины перед идеализируемым "народом-страдальцем" и вытекающие отсюда желания слиться с ним, проникнуться его...


Отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург. Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, ...

Общественное движение конца 19 века продолжает тенденции прошлого., в 50-х гг. наиболее влиятельным было народническое движение. Родонач.идеологии были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский(теория крестьянского социализма).Народ.начало дали славянофилы.

Основные подходы:

Осознание факта отсталости России

Попытка преодоления

Поиск теоретического обоснования преодоления

Тезисы:

-развиваться минуя капитализм

-основа теории - наличие сельской.общины

-предстоящую революцию читали социалистической

Народники считали, что Р.не обязательно проходить все фазы разв. европейских стран.

Этапы развития народничества:

1)70-е гг.-революционное народничество . Считали что капитализм насаждается «сверху» и не имеет социальных корней в России.Будущее-общинный социализм . Крестьяне к этому готовы.Преобразования путем революции.

2)80-90-е гг.-либеральное народничество. Разделяли народнеч.теорию, но отрицали насильственные методы преобразований. Ставили акцент на культурно-просветительской деятельности (ж. «Русское богатство»).Настаивали на неприемлемости капитализма

(Михайловский, Даниельсон, Воронцов)

Эсеры

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе.

Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров , другая в 1901 - в «Союз эсеров ». В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии.

эсеры до т1917г. -одна из ведущих партий. Первый учредительный съезд состоялся в декабре 1905-1906г .Лидер - Виктор Михайлович Чернов.

Программа:

Установление демократической республики

Федеративное устройство

Право наций на самоопределение

Всеобщее избирательное право

-буржуазные свободы

-замена армии народной милицией

-отмена налогов на труд, прогрессивный налог на доходы предпринимат.

Аграрный вопрос:

Изъятие земель из ч/с и ее социализация

Распределение земли по трудовой норме

Сохранение поземельной общины

Доп.в будущем кооперация крестьян

Боевая организация нас. 15-20 рев,25-30 боевиков.Рук-Евно Азеф,Б.Савенков.Убит мин.обр Боголепов в 1901г и в 1904 Плеве.

Марксистское направление. Складывается со 2-й половины 80-х гг.

Оно известно в рамках 2-х течений

    «Легальный марксизм»

Философы: Струве П.Б., Франк С.Л., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н.

Экономисты: Даниельсон, Туган-Барановский

Капитализм- закономерная стадия в развитии

Совершенствовать общество путём демократических реформ.

Противостояние революционному марксизму

Отражает марксизм в буржуазной литературе

Не разделяет выводов Маркса о необходимости ликвидации эксплуататорского строя революционным путем.

Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.

В ходе дискуссий выделяются 2 работы с критикой нар.

-«Критические заметки к вопросу об эк.развитии Р.» П.Б.Струве

-«Материалы к хар.нашего хоз.развития» с уч.Ленина

    «Революционный марксизм » в нем форм.лидеры марксизма, возникают первые кружки, попытки соединить марксизм и революц.движение. начинают пропаганду за выступление рабочего класса. Пропагандистом был Георгий Плеханов.

Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы. По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве. Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.

    РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал- демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс.

Ульянов В.И. (1870-1924)

История РСДРП

Первые социал-демократические кружки появились в Российской империи в 1880-х годах. В 1883 году Г. Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда»

В конце 1894 - начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей».

В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», в чём была большая заслуга В. И. Ленина. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В том же 1887 году еврейские социал-демократические группы Северо-Западного и Привисленского краёв объединились во «Всеобщий Еврейский Рабочий Союз в Литве, Польше и России», или «Бунд».

Июль 1903-2съезд в Брюсселе, принята программа и устав.

Раскол на

Большевики (курс на формир.радикальной партии нового типа из 2-х частей:

Печатный рев.орган и местные рев.организации)

Меньшевики (последовали европейской линии марксизма)

Либеральное движение

    Интеллектуальный либерализм и его задачи:

Отыскать исторические обоснования либерализма в России

Разработка теорий развития России.(почвенники,самобытность)

Среди первых теоретиков самобытного либ.Б.Н.Чичерин,К.Д.Кавелин,Градовский А.Д.Считали.что внедрение либ-задача власти

2)Земский либерализм

Течение умеренное в полит.смысле. Запросы сводятся к развитию местного самоуправления и общегос.народного представительства(совещ.орган).Стремились использовать исторический опыт Земского представительства

    Новый либерализм

« Союз земцев конституционалистов»- левые земские либ.в союзе с интеллигенцией. Хотели создать более радикальное направление.1902г.-обр.журнал «Освобождение» Струве

1903-1904гг. «Союз освобождения», «Союз конс-в»

1905г.-«Союз союзов»-объед профсоюзов

В октябре 1905г возникают 2 партии:

Кадеты: главная либер.партия - Конституц.- демократич.партия, оформилась наIсъезде в Москве12-18 октября 1905. «Партия народной свободы», преимущ.интеллигентская партия,элиты русской интеллигенции. Члены: В.И.Вернадский, С.А.Муромцев,В.М.Гессен, А.А.Корнилов (историк), видные земские деятели И.И.Петрункевич. Кадеты стремились стать над партиями. Лидер: П.И.Милюков.

Программа:

Главная цель – введение в стране демократической конституции.

Демократич.полит.строй (по типу монархии англ.типа).

Выступали за разд.властей: законодат, исполнит.и судебную

Коренную реформу местного самоуправления и суда

Бесплатное обучение в школе

8-ми час.раб.график на предприятиях, право рабочих на стачки, на соц.страхование и охрану труда.

Восстановление гос.автономии Фонляндии,Польши, но в составе России.

Аграрный вопрос:

Частичное отчуждение помещ.земли (60%) в пользу крестьян,но по рыночным ценам,выступали за част.земельную собственность и были противниками ее обобществления.

Добивались своих целей только мирными средствами - путем получения большинства в Гос.Думе и проведение через нее реформ,которые записаны у них в программе. Однако кадетская партия не представл.единства: три направления: левые, правые кадеты и центр.

Октябристы: «Союз 17 октября» ,в честь цар.манифеста 17 окт.1905г, который, они считали, знаменовал собой вступление России на путь конституц.монархии. Оформление партии началось в октябре 1905 ,а завершилось на 1ее съезде 8-12 февр.1906 в Москве. Партия крупного капитала – верхи торгово-промышл.буржуазии и помещиков – предпринимат.Глава: круп.предпринимат.А.И.Гучков

Программа:

- наследств.констит.монархия, в которой император ограничен постановлениями «Основных законов». Они выступали против неогрпнич.самодерж., но и против парламентарного строя.

Введение двухпалат. «народного представительства» - Гос.Дума и Гос.совет., которые формир.на основе цензовых выборов.

Дарование граждан.прав: свобода совести, вероисповедания, неприкосновен.личности и жилища.

Нац.вопрос: принцип единой России, выступая против любой формы федерализма. Искл.только Финляндия, при условии ее гос.связи с империей.

Аграрный вопрос: передача крестьян.через особые зем.комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетных земель,а также помощь крестьянам покупке земли у частников при посредстве Крестьянского банка. Они допускали и принудит.отчужд.части частновлад.земель с обязательным вознагражд.владельцев за счет казны. Переселение беззем.и малозем.крестьян на свободные земли,уравнение крестьян в правах с остальными сословиями., поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Признавали свободу раб.организаций, союзов, собранный и право рабочих на стачки.

Огранич.продолжит.раб.дня, но не в ущерб промышленности

Сторонники расширения народ.образования, видели необходимость реформы суда и администр.управления.

Гос.устройство – конституц.монархия с Гос.Думой. Выступали за сильную монархическую власть, но и за реформы в предпринимательской сфере деятельности. Главные программные требования – свобода промышл., торговли, приобрет.собственности и охрана ее законом.

Консервативно – охранительные:

Партии: «Союз русского народа» и «Русский народный союз им.Михаила Архангела». Цель – защита русского народа. Быстрый рост черносотенных организаций происходил после Манифеста 17 октября, в 1906 – была предпринята попытка создать единый центр – «Главную управу объедин.русского народа».

«Союз русского народа» оформился в ноябре 1905 в Петербурге. Ему содействовали правит.лица, оказывали фин.помощь Департамент полиции и даже НиколайII. В этот союз входили титул.знать, высшее чиновничество и часть творческой интреллигенции. Лидеры партии: В.М.Пуришкевич, А.И.Дубровин, Н.Е.Марков. Руководящим органом партии был - Главный совет. Эти представители правого экстремизма провозгласили «православие, самодержавие,народность». Они заявляли, что истинно русский народ они признают своими друзьями. С антисемитскими требованиями выступали,чтобы евреев лишить всех прав. Создать еврейское государство и выделить туда всех рос.евреев

Отвергали измен.гос.устройства

Считали необход.созыв Земского собора, выступали за единую Россию, не допуская национального самоопределения.

Отвергали любое отчуждение частной зем.собств., даже за вознагражд.

Сохр.неогр.власти царя и господ.полод.рус.православ.церкви.

Своими противниками они считали тех, кто пытается поколебать неограниченную власть царя.

«Русск.народ.союз Мих.Архангела» - отколовш.в ноябре 1907 от «Союза русского народа». Офиц.оформ.в марте 1908. Партия состояла из представителей наиболее консерват.части православ.духовенства. Основатель и лидер: В.М.Пуришкевич, преследовала те же цели,что и «Союз русского народа».

Революция 1905-1907 гг - создала благоприятные условия для создания множества полит.партий (и русских и национальных), действовали они легально, они представляли спектр социальных, национальных и даже религиозных интересов, выраженных в их программах. 3 основные классификац.группы:

1) революционно-демократические (соц.-дем., и неонароднические)

2)либерально – оппозиционные (русская и национ.либеральная буржуазия, либеральная интеллигенция),

3)консервативно – охранительные (правые буржуазно – помещичьи и клерикально – монархические, черносотенные).

Соц.- демократические : Российская соц- демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия соц.-револю.(эсеров).

РСДРП организованно оформилось наIIее съезде (1903) и тогда произошел раскол на большевиков и меньш. Но формально до марта 1917 года они продолжали считаться состоявшими в одной партии. НаIIсъезде была принята единая программа (для больш.и меньш.), из 2-х частей.Программа – минимум (решение задач буржуазно-демократич.революции:

Свержение самодержавия,

Введение демократич.республики и широкого местного самоуправления,

Предоставление права на самоопределение всем нациям,входящим с состав России

8-ми час.раб.график для лиц наемного труда

Аграрный вопрос :

Изначально выдвигались требования возвращение крестьянам отторгнутых во время проведения реформы 1861 г отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей на землю, и возвращение ранее выпачив.выкуп.сумм,но в 1906 аграр.вопорс был пересмотрен, теперь требования полной конфиск.всех помещичьих, госуд., удельных, церковных и монастырских земель (это требование было заявлено самими крестьянами на 2-х съездах Всерос.крестьян.союза и заставило изменить аграр.программу РСДРП на 4 съезде). Аграрной программой РСДРП была национализация всех земель (т.е. собственник земли государство,и оно становится помещиком – монополистом), а крестьяне хотели землю в общенародное пользование (т.е. хозяин земли сам народ)

Аграрная политика меньшив: предложил П.П.Маслов. Программа муниципализации земли.(т.е. конфоскован.у помещиков, монастырей земли переходили в распоряжение органов местного самоуправления,которые потом распред.землю между крестьянами). Программа меньш.была против вмешательства власти в аграрные отношения,т.к. это усилит государство, превратит его в единственного земельного собственника,усилится и правящая бюрократия.

Программа – максимум. Предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Но реализацию этой программы и большевики и меньш.представл.по – разному.Большевики: немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже рассматривали возможность перерастания буржуазно – демократич.революции в социалистич.Меньшевики: считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране, они полагали, что должен пройти период буржуазного развития после бурд-дем.революции, который превратит Россию в капиталистич.страну с буржуазно – демократич.свободами.

Эсеры. Организационно оформилось на 1-ом учредительной съездеконец декабря 1905 нач.января 1906. Программа:

Сверж.самодерж.

Демократ.республика

Автономия областей и общин на федеративных началах

Широкое применение федератив.отношений между отдельными национальностями,признание за ними права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и госуд.учреждениях

Всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности

Бесплатное образование

Отделение церкви от госуд.и свободу вероисповед., своб.слова, печати, собраний,стачек, неприкосновенность личности и жилища

Уничтожение пост.армии и замена ее «народной милицией»

8-ми час.рабочий день

Отмена всех налогов, касающихся труда, но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Аграрный вопрос:

Изъятие земли из частной собственности. Выступали за социализацию (общенародное пользование). Землей должны распоряж.общины, который будут распред.ее пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых труд на земле явл.основным источником существования. Они хотели обобществить землю путем различных форм кооперации земледельцев. Выступали за сохран.крестьян.общины как основы создания общественных отношений в деревне.

Тактика: пропаганда, агитация, организация стачек, бойкота, вооруженных акций.вплоть до примен.полит.террора. Но террор как крайнее средство. «Боевая группа» - Евно Азеф Борис Савников. Организовали убийство круп.полит.лиц (В.Я.Плеве)

В конце 1904 из партии эсеров выдел.группа, которая применяла позицию террористич.борьбы. Конец 1906 – группа оформилась в «Союз социалистов – революционеров – максималистов» - крайнее левое крыло эсеров. Лидер – М.И.Соколов.

Также из эсеров выделилась группа анархо-коммунистов.

Трудовая народно – социалистическая партия (народные социалист, энесы) – отвергали насильствен.методы борьбы. 1-ый программный выпуск ее бюллетени вышел в сентябре 1906, окончательное оформление партии - ноябрь 1906. Это была городская интеллигенция, земские служащие. Видные идеологи: А.В.Пешехонов, В.А.Мякотин, Н.Ф.Анненский, В.И.Семеновсикий, принадлежали к левому флангу легального народничества. Выступали за особый для России путь к социализму,минуя капитализм.

Программа:

Введ.демокр.республики

Замена пост.армии «народ.полициец»

Равенство всех перед законом, отмена сословного строя, свобода слова, совести,печати, собраний, союзов

Неприкосновенность личности и жилища

Высший орган власти – однопалатное Народное представит.собрание,избираемое всеми гражданами, достигш.20 лет, независимо их пола, веры и национ., Собранию должна принадлежать вся полнота законодат.власти.

Аграрный вопрос:

Конфиск.помещ.земель, казенных, удельных, церковных земель и передача их в общенародную собственность. Но конфискация не должна коснуться крестьянских надельных,а также частновладельч.земель, где ведется трудовая работа.