Особенности политической идеологии. Политика и власть. Политический статус личности. Общая характеристика политической системы российской федерации


Характеризуя особенности политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове-
дение выборов в высший орган власти - Съезд народных депутатов - на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро-вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра-дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль-тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из-держки других революций) породили разочарование и недо-вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX-XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест-венного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.
Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра-ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо-шедших в стране за последние годы трансформаций пер-спектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового госу-дарства и российских исторических и культурных тради-ций.
Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии - регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система от-вечает интересам привилегированных групп - старой и но-вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи-рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос-ти, стрессов политической системы страны, которой не хва-тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки.
Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само-организации людей, институтов гражданского общества.
Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.
S4W Основные понятия: политический процесс. яЙЩ Термин: агрегация.
Проверьте себя
1) Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политической системы? 2) Какие факторы оказывают воздействие на политический процесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор-ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак-теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современной России?
Подумайте, обсудите, сделайте
Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда
не в нашей стране никак не включены в политический про
цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог-
ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.
Часто можно услышать утверждения, согласно кото
рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по
литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова
на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Подумайте над тем, какие именно политические про
цессы протекают в данный момент в вашем родном городе
(регионе).
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политологов о политическом процессе.
Выработка политического курса является ключевым мо-ментом политического процесса. Чтобы понять политику го-сударства, мы должны знать, как принимаются решения. ...Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor - дей-ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ-тов. Не будучи трансформированы государственными чинов-никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на-логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст-вия между правительством и гражданами имеет двусторон-
2. ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и требования общества и спускающиеся вниз решения правительства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы могут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непосредственно инициируют и формулируют предложения относительно политического курса.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.
Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. -
М.: Аспект пресс, 2002. - С. 187-188.
РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке политического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?
Выводы к главе II
1. Мир политики сложен и многообразен. Осмыслить по
литическую жизнь в целом, упорядочить представление о
взаимодействиях ее участников, рассмотреть взаимосвязи
политики с экономикой, социальной сферой, культурой,
уяснить способы поддержания стабильности в обществе по
зволяет понять политическая система. Оно охватывает со
вокупность политических институтов, норм, ценностей,
идей и отношений, в которых реализуется политическая
власть.
Демократическую политическую систему характеризуют свободные выборы, парламентаризм, принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, гласность, правовое госу-дарство, развитое гражданское общество, гарантированность прав и свобод человека, приверженность общества демокра-тическим ценностям.
Важнейшее место в политической системе занимает го
сударство. Это политический институт, отличающийся от
гражданского общества, имеющий определенный аппарат,
обладающий верховной властью на определенной террито
рии, имеющий право издавать обязательные для всех граж
дан законы. Государство выполняет основной объем работ по
управлению обществом. Центральную роль в государствен
ном управлении играют бюрократические структуры, кото
рые призваны участвовать в подготовке политических реше
ний и их проведении в жизнь.
Активную роль в политической жизни играют полити
ческие партии - добровольные политические организации,
объединяющие лиц с общими интересами и идеалами, дея
тельность которых направлена на завоевание политической
власти либо на участие в ее осуществлении. Партии выра-жают интересы различных социальных групп, предлагают собственное видение целей политики и путей ее осуществле-ния, стремятся обеспечить себе поддержку избирателей, до-биться реализации своей политической программы на зако-нодательном и исполнительном уровнях. В партийных программах воплощены политические идеологии - системы понятий и идей, в которых определенные субъекты политики отражают в своем сознании политическую жизнь, осознают собственные политические позиции и видят ориентиры борьбы за свои интересы.
4. Политический лидер является, как правило, руково
дителем организации (обычно политической партии) или го
сударства, т. е. политическим руководителем. Политическое
лидерство - это постоянное влияние на людей; влияние од
нонаправленное от лидера на объект; широкое, охватываю-
щее все общество или большие группы людей; опирающее
ся на авторитет лидера.
Значительную роль в политике играет политическая элита - группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Проявлением вовлеченности граждан в политические
отношения является политическое участие. Оно выступает
показателем демократизации. Политическое участие - мно
гомерное явление, включающее широкий набор действий,
связанных с влиянием в политике. Его формы и степень ак
тивности зависят от психологических, социальных, эконо
мических, культурно-исторических факторов. Политическое
поведение - это совокупность поступков, сознательных дей
ствий, направленных на достижение какой-либо социально
значимой цели, порождаемых традициями, ценностными
ориентирами, а также бессознательных действий, вызван
ных эмоциональным состоянием индивида. Утверждение в
сознании людей демократических ценностей во многом оп-
ределяет их ориентацию на демократические, правовые фор
мы политического поведения.
В современном обществе никакая общественно-полити
ческая организация и ни один политический деятель не мо
гут быть успешными в публичной политике без доступа к
СМИ.
Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.
7. Формой функционирования политической системы об-щества, развивающегося в пространстве и времени, является политический процесс. Это продолжительная во времени смена состояний политической системы или ее отдельных элементов, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Среди процессов, проис-ходящих в демократическом обществе, особое значение име-ет избирательный процесс. Он обеспечивает легальность и легитимность существующих государственных органов, по-казывает уровень доверия к политике правительства.
Вопросы и задания к главе II
Какова роль политической системы в жизни общест
ва? Чем отличаются ее функции от функций других сфер
деятельности людей?
Перечислите основные политические институты и оха
рактеризуйте роль каждого из них.
Как соотносятся политические институты с подсисте
мами политической системы?
Назовите субъектов политической жизни и охаракте
ризуйте возможности влияния на политику каждого из них.
Каково влияние политических партий, политических
лидеров и СМИ на политическое участие и политическое по
ведение граждан?
Какую роль играют идеологии в политике государств,
политических партий и в политическом поведении лю
дей?
На любом примере покажите взаимодействия, воз
никающие в политическом процессе между его участни
ками.
Готовимся к экзамену
1. Из перечисленного исключительным признаком государ
ства является:
право официально представлять все общество внутри
страны и за рубежом;
наличие бюджета;
защита интересов граждан;
существование в качестве политической организации.
2. Одной из форм политической идеологии являются:
политические конфликты;
политические объединения;
политические программы;
политические демонстрации.
3. Законодательство в Российской Федерации является
функцией:
Правительства;
Федерального Собрания;
Президента;
Конституционного суда.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Следствием расширения функции государства в различных сферах является усиление роли государственного аппарата.
Б. Одним из негативных следствий усиления государственного аппарата является возможный рост его замкнутости.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны и А, и Б.
Оба суждения неверны.
5. Дополните перечень признаков и ценностей демократии:
принцип народовластия;
принцип большинства;
... и т. д.
6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.

PAGE 21

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Понятие политического процесса ……………………………………. 5

Глава 2. Особенности политического процесса в России ……………………12

Заключение ………………………………………………………………………20

Список использованной литературы …………………………………………..21

Введение

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия
недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

Цель работы – исследование политического процесса на примере современной России.

Глава 1. Понятие политического процесса

Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, т.е. речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.

Наиболее существенные отличия процессуального от других трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике политики, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, которая разворачивается во времени и в пространстве.

Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы, осуществляющейся под влиянием действующих на нее факторов. На микроуровне под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, как некая равнодействующая акций (действий) различных социальных и политических субъектов. Политический процесс выступает как результат воздействия групп интересов на органы власти, что приводит к принятию решений, влияющих на состояние общества.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А. Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равнодействующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».

Содержание политического процесса в современной России составляет укрепление и повышение эффективности государственной власти, реформирование государственного аппарата, укрепление рыночных отношений, утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов.

Первый из них гласит: «…политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», исходя из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть.

Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которая порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы.

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса. Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.). Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

Существуют различные подходы к определению характера и содержания политического процесса. От выбранного метода исследования зависит характер анализа политического процесса: либо это будет микроуровень с анализом специфики индивидуального политического поведения, либо уровень политического института или политической системы для изучения политических процессов в масштабах страны.

В качестве основных подходов следует выделить институциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный, теорию рационального выбора, дискурсный и некоторые другие.

Основное внимание представители институционального подхода уделяют изучению основного субъекта политического процесса - политических институтов. Это один из самых старых методологических подходов, который претерпел значительную эволюцию, восприняв некоторые принципы других методологических подходов. Институционалисты изучают формально-правовые аспекты государственного управления, в частности конституционные документы и реализацию их положений на практике, институциональные условия для государственной службы, институциональную динамику разных режимов.

Бихевиоралисты акцентируют свое внимание не на политических институтах, а на механизмах осуществления власти. Предметом их анализа является политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне. В поле зрения бихевиоралистов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как лидерство, деятельность политических партий и групп интересов, голосование на выборах, участие в других формах политической активности, в том числе и в неконвенциональных (демонстрации, забастовки). Инициаторами и последователями бихевиорального подхода к анализу политических процессов были, прежде всего, представители Чикагской школы американской политической науки – Б. Берельсон, П. Лазерсфельд, Г. Лассуэлл, Ч. Мерриам и другие.

Сторонники структурно-функционального анализа, основателем которого является Т. Парсонс, представляют общество как систему, включающую в себя устойчивые элементы и способы связей между этими элементами, что в совокупности образует структуру системы. Каждый из элементов выполняет определенную функцию, которая является важной для поддержания системы в целостности.

Теория рационального выбора изучает человека как независимого, активного политического актора с учетом характера его установок, выбора оптимального поведения и других характеристик. Она исходит из вторичности политики по отношению к индивиду и из рационализации действий индивида в соответствии с максимальной выгодой. Целью анализа является поиск таких условий политической игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, которые являются выгодными как им самим, так и другим участникам. Основными представителями теории рационального выбора являются Д. Блэк, Э. Даунс, М. Олсон, В. Райкер, Г. Симон, Г. Таллок и другие.

Дискурсный подход исходит из возможности изучения политического процесса посредством коммуникации с использованием вербальной и невербальной составляющих через социальный диалог, происходящий посредством общественных институтов между индивидами, группами и социальными институтами. Для анализа политического дискурса в 1980-е гг. был создан центр семиотических исследований, сконцентрированный вокруг Т. Ван Дейка.

Существуют и другие подходы в исследовании политических процессов. Так, Д. Истон использовал системный анализ, который делил процесс на четыре основные фазы: вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; конверсию – преобразование требований в решения; выход – реакцию политической системы в виде решений и действий; обратную связь – возврат к исходной точке равновесия. Эта модель циклического функционирования политического процесса была популярна во второй половине ХХ в.

Микроуровневые исследования связаны с именами В. Парето и А. Бентли. В. Парето рассматривал в качестве субъекта и движущей силы политического процесса элиту, которой противодействуют контрэлиты, а также народ, исполняющий преимущественно пассивную роль. А. Бентли принадлежит трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть.

О.Н. Смолин предлагает использовать для исследования политического процесса метод политико-ситуационного анализа. Этот метод предполагает выявление характеристик и закономерностей исторических ситуаций; определение множеств таких характеристик и закономерностей, каждое из которых описывает определенный тип исторических ситуаций; использование одного из таких множеств в качестве критерия отнесения исследуемой исторической ситуации к определенному типу; прогнозирование на основе параметров и закономерностей данного типа исторической ситуации основных сценариев ее развития и наиболее вероятного из них.

Глава 2. Особенности политического процесса в России

Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса (С. Грановский, Е. Мелешкина, Р. Мухаев, В. Никонов, А. Салмин, Г. Сатаров, О. Смолин, М. Урнов и другие) отмечают сложность и неоднозначность его изучения. Так Р. Мухаев выделяет семь основных особенностей.

Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако, поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

Не создана разветвленная система представительства интересов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.

Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Во взаимодействии «власть - общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструкгурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.

Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран. Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

Основные понятия: акторы политического процесса, макроуровень политического процесса, методы исследования политических процессов, микроуровень политического процесса, особенности политического процесса в России, параметры политического процесса, политический процесс, политическое изменение, структура политического процесса, типология политических процессов.

Согласно действующей редакции Федерального закона "О политических партиях", одним из первых этапов создания партии считается принятие учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Таким образом, законом устанавливается возможность создания партий только на федеральном уровне с отделениями в субъектах страны. При обсуждении закона о партиях экспертами не раз выдвигалась идея позволить создавать партии не только на общефедеральном уровне, но и на региональном. Предполагалось, что подобное решение привело бы к реальной борьбе партий в субъектах РФ за влияние в региональных законодательных собраниях и переводу многих принципиальных решений для страны на уровень субъектов, а не федерации в целом. Совершенно очевидно, замечали эксперты, что сегодня в каждом конкретном регионе России могут возникнуть сильные и влиятельные местные партии, крайне слабые по общефедеральным меркам.

Однако при таком раскладе велика опасность маргинализации некоторых субъектов страны. Не исключено, что это стало одной из причин отказа от регионализации российской партийной системы. Рассмотрим выборы в региональные Думы марта 2007 г. как пример политического примера. Главной целью для партий в 2007 году стало объединение элит и победа на сиюминутных выборах, а значит переход российской партийной системы от "кадровых партий" к "партиям избирателей" не предвидится. Будущее - за "кадровыми партиями". Новыми "кадровыми партиями".

Выборы в законодательные собрания 11 регионов России в марте 2007 были не совсем верно оценены. На самом деле это – смотр политического поля России в целом. Новая оценка активности избирателя и партий после длительного периода искусственно созданного затишья, именуемого «стабилизация». В медиапространстве мартовские выборы выглядели схваткой власти и «социалистов» Миронова.

Построенная по принципу «КПСС без коммунистов» партия власти только-только примеряет на себя несвойственную ей идеологическую риторику. Созданная как механизм повышения управляемости (по старым лекалам), к президентским выборам 2008 года «Единая Россия» вынуждена отходить от формулы «партия поддержки президента».

«ЕдРо», наконец-то, справедливо самоопределилось как партия правоцентристская. Другой вопрос, воспринимается ли она так в обществе? Что-то подсказывает, что нет. «Единая Россия» в общественном сознании по-прежнему остается «партией Путина», ее поддержка – отсвет поддержки, которой пользуется президент. Это очевидно хотя бы по росту рейтинга «ЕР» сразу после заявлений Путина во время февральской пресс-конференции.
Что станет с партией после 2008 года, успеет ли она позиционировать себя в качестве самостоятельной политической силы – вопрос открытый.

Называть успехом средний результат в 11 процентов, это говорить, что черное – это белое и наоборот. Коммунисты, которым впервые за долгий срок дали выступить в условиях фактического отсутствия контрпропаганды (при стандартных для КПРФ пропагандистских ходах, не идущих ни в какое сравнение с уровнем «эсэров») взяли почти 16% и невероятным успехом это не считают.

Изрядную сумятицу вносили и действия власти, и появление «крыльев» «Единой России» (странным образом забытые через пару дней после появления). И правые, и левые, каждый со своей колокольни, пытались доказать, что Кремль то ли «прав», то ли «лев», чем изрядно запутали и себя и избирателя.

И «ЕР», и мироновские «эсеры», по-прежнему воспринимаемые в обществе как искусственные образования, вольно или невольно обозначили своей предвыборной гонкой координаты политического поля, ранее нивелированного «стабилизацией».

Точки над «и» расставлены. Правоцентристская «ЕР» отлично оттенила правые силы, «эсэры» сыграли ту же роль на левом фланге. Основные участники думской и президентской кампаний, таким образом, расставлены по своим углам ринга и могут готовиться к схватке.

Важным преимуществом единороссов была раскрученность имени, хотя их главным конкурентам на руку были и скандальные законодательные инициативы (такие как монетизация, автогражданка, реформа ЖКХ, отмена выборов и т.п.), за которые все шишки летели именно на нижнюю палату парламента, как будто верхняя с Президентом и вовсе не участвовали в законодательном процессе.

Заключение

Итак, под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Содержание политического процесса может быть различным. Оно может быть связано с разработкой какой-либо концепции развития, формирование общественного мнения по проблеме, затрагивающей интересы власти и общества, проведение выборов и т.д. На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя.

Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.

Список использованной литературы

  1. Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб.: Питер, 2015. – 204с.
  2. Мухаев Р.Т. Теория политики. М.: Международные отношения, 2013. – 468с.
  3. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов. / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М.: ЮНИТИ, 2014. – 360с.
  4. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. М.: Перспектива, 2014. – 268с.
  5. Современная российская политика. / Под ред. В. Никонова. М.: НОРМА, 2013. – 294с.

Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функ­ций, которые задаются системой культуры, традициями, конфес­сиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этно­сов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена резко от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей цивилизационного развития России. В этих условиях полити­ческий процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к многоукладной экономике и рынку статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызван­ное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Преж­няя политическая однородность разрушена, теперь ей проти­востоит государство как организованная сила. Однако, по­скольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса лю­бой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, – и вот сам правящий класс пытается самоорганизоваться, соз­дать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического про­цесса в России – отсутствие консенсуса между его участниками относительно узаконенных целей и средств политического действия. В России не было традиции консенсуса, и ее невоз­можно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных воз­можностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.


Новые политические силы, представляющие интересы за­рождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при пере­ходе к рыночной экономике, чем, например, работники госу­дарственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой эко­номики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политиче­ских сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализа­ции своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т.д.). Даже внутри правящего класса возникает борьба за соб­ственность, ресурсы и влияние, которая в октябре 1993 г. вы­лилась в вооруженное противостояние и разгон законодатель­ной власти президентскими структурами. Неизбежность подобного противостояния заложена в Конституции России (1993), в которой функции законодателей ничтожно малы по сравнению с исполнительной ветвью власти.

Третья особенность политического процесса в России со­стоит в его неструктурированности и высокой степени совме­щения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политиче­ской жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще­ства весьма условны. Во-первых, потому, что интересы граж­данского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников во­круг политического деятеля, чем на форму связи власти с гра­жданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации политиче­ских ролей и функций у субъектов и носителей власти обу­словлено российской политической традицией, заключающей­ся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время – у монарха, а в совет­ское – у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвую­щего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

В современных условиях ситуация концентрации полити­ческого господства в России не преодолена, несмотря на фор­мально-юридическую декларацию принципа разделения вла­стей и функций. Только теперь большинство политических функции конституционно сконцентрировано в руках прези­дента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуни­кационной системы. Вертикально организованный политиче­ский процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы пред­ставительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях совет­ского тоталитарного режима единственным легальным кана­лом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умона­строения большинства общества, целенаправленно формиро­вать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имеют латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представ­лявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

Не создана разветвленная система представительства инте­ресов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ре­сурсы и политическое влияние Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Ве­роятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регио­нального, этнического характера. Реальные различия в мате­риальном, культурном, этническом, социальном, территори­альном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства. Длительное отчуждение граждан от власти, когда она формировалась закрыто, а участие масс в политике было принудительным, не могло способствовать становлению самостоятельных политических субъектов, выра­ботке культуры согласия между ними. При отсутствии развитой коммуникационной системы достичь согласия путем диалога бы­ло практически невозможно, поскольку участники политического процесса не представляли себе требований друг друга, И даже если согласие достигалось, то оно осуществлялось принуждением, навязыванием властью другим участникам политического процес­са ценностей подданнической политической культуры.

Пятая особенность политического процесса в России вы­ражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в фор­мировании проблем, так и в вынужденной интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию раз­личных субкультур участников политического процесса госу­дарство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем са­мым властные структуры делают поведение субъектов полити­ки предсказуемым.

Во взаимодействии «власть – общество» политическая ини­циатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие диф­ференциации политических ролей и функций институтов го­сударственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответствен­ности» порождал традицию безответственности политиче­ской власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обуслов­ливала появление неконституционных органов, которым принад­лежало исключительное право на принятие стратегических решений. В советское время таким властным органом было Политбюро ЦК КПСС, а в современных условиях это право есть, например, у Совета Безопасности.

Чрезмерная концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве революционных движений, а не политических оппонентов. Это является шестой особенно­стью российского политического процесса. Острое противо­борство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов – частной собственности, конкурен­ции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенст­во углубляет конфликтность политических взаимодействий. Однако, поскольку пока еще доминирует культурно-идеологи­ческая мотивация политического участия в условиях несформированности зрелого гражданского общества, постольку ин­теграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т.д.). Стремление правящей элиты монопольно кон­тролировать политический процесс порождает желание у оп­позиции использовать радикальные средства борьбы, для того чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити­ческого курса. При этом сохраняющаяся и заметно усиливаю­щаяся из-за разрушения привычных социальных связей и форм индивидуальной и групповой идентификации маргинализация общества повышает значение эмоциональных и сим­волических факторов политического взаимодействия. Их пре­обладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность прини­маемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического обще­ства обусло­вила ситуацию, когда лидеры были вынуждены придерживать­ся более четких взглядов во внешней политике, чем во внут­ренней.

Внешнеполитическая активность лидеров в переходных обществах обусловлена главным образом двумя обстоятельст­вами.

Во-первых , поскольку это лидеры посткоммунистиче­ского типа (т.е. их политический стиль формировался в усло­виях монопольного господства коммунистической партии), постольку они привыкли работать в условиях «социально-политического единства» общества, когда политические реше­ния просто навязывались обществу. Переход к рынку породил признаки появления социального многообразия интересов, которое требует от лидеров создания программ преобразования, не опирающихся на поддержку какой-либо одной социальной группы, а учитывающих интересы различных общностей. Пред­ложение обществу такой конструктивной и реалистической программы преобразований и способной тем самым создать широкую социальную базу реформам оказывается наиболее сложной и пока еще непреодолимой задачей для лидеров посткоммунистического типа. Отсюда – их явное стремление найти более простые решения, очевидные источники под­держки, например, в лице промышленно развитых стран, дав­но закончивших процесс модернизации.

Во-вторых , при несформированности социальной базы ре­форм внутри общества лидеры, чтобы остаться у власти, обра­щаются к помощи все тех же более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М.С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечелове­ческие ценности» основами своего внешнеполитического кур­са. Такой же логике следовал Б.Н. Ельцин, выступая с доктри­ной «партнерства во имя мира» с западными странами.

Однако уступки во внешней политике (даже в ущерб на­циональной безопасности, что нашло отражение в неконтро­лируемом расширении границ блока НАТО на восток) в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвигают страну по пути реформ, а лишь усиливают финансово-экономическую зависимость Рос­сии от западных стран, ослабляют национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся ока­зывать технологическую и инвестиционную поддержку, по­скольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. И, тем не менее, логика выживания посткомму­нистических лидеров у власти диктует именно такой или по­добный политический курс.

Полит. психология - это подвижный и динамичный элемент полит.сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающиеся у человека (зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность).

Если политическая идеология носит систематический характер, то политическая психология – стихийный . Идеологию формирует интеллектуальная элита, политическая психология же формируется практическим образом, характеризуя те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни.

Политическая психология – внутренне противоречивое явление , которое свидетельствует об одновременном сосуществовании в сознании человека прямо противоположных побуждений.

состоит из нескольких уровней : психофизический (наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты), индивидуально-психический (личностно-персональные психики – воля, память, характер), функционально-физиологический (элементы сознания, характеризующие врожденные черты и задатки), социально-психологический (чувства, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирования мотивов подлит.деятельности). Каждый из этих уровней по-своему отображает политическую реальность и формирует собственные её эмоциональные оценки.

Полит.психология с познавательной точки зрения является ограниченной формой мышления , которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты полит.явлений. Полит.психология демонстрирует специфические способы интерпретации понятий. Она приписывает непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразные причины, устраняя таким образом имеющийся у нее дефицит информации.

Полит. психология может создавать определенный тип акторов, т.е. тех акторов, для которых эмоциональный фактор является системообразующим.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет политической науки

Объект и предмет политической науки.. объект исследования область изучаемых явлений предмет исследования особая.. политика форма поведения человека..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что объединяет обыденное, технологическое и научно – теоретическое сознание?
Фундаментальный характер; Нормативный хар-р - в отношениях политики всегда заложена некот. устойчивая модель, фиксирующая принципы и др. фундаментальные отношения человека внутри политики. (ex: обы

Прикладная политическая наука
Политический анализ: Как разновидность прикладного знания политический анализ прежде всего ориентируется на описание и изуче­ние конкретной, стоящей перед субъектом

Основные теоретические трактовки прав человека
Проблема прав человека как само­стоятельная политическая проблема актуализировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, госу­дарством и индивидом. Впервые предст

Типология прав человека
В самом широком по­нимании права человека распадаются нанегативные и позитивные. К первым из них относятся такие права и свободы, которые ос­нованы на препятствовании необ

Основные нарушения прав человека
Существуют режимы, которые направлены на ограничение прав как фундаментальных начал в отношениях го­сударства и человека. К таким способам относятся, например, введе­ние неоправданных (возрастных,

Сущность ПЭ
ПЭ – группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.она концентрирует высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя пути е

Функции ПЭ
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего к ее социальным задачам относятся ●

Структура ПЭ
Строение элит довольно сложно. Ученые выделяют сегменты элит (например. Экономический, административный, военный, интеллектуальный и т.д.). Ученый Миллс выделяет 3 слоя элит – правящую элиту (котор

Четвёртая причина: использование "внешних врагов" для консолидации общества
Механизм перехода страт в политическую сферу: 1. Участие в выборах; 2. Непосредственное воздействие на власть; 3. Присоединение к действующим в полит сфере различным спец

Основные этапы партогенеза
Кристаллизация партийных функ­ций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом процессе формирования и ф

Сущность и разновидности партийных систем
Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых свя­зей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные

Структурные особенности
В институциональнойсфере авторитаризм отличается, прежде всего, организационным закреплением власти узкой элитарной группировки (или лидера). Соперничество конкурирующих группирово

Современные теории демократии
В современных условиях в политичес­кой науке сохранили свое место мно­гие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период (марксизм, либерализм). Но наряду с ними

Сущность политической системы демократического типа
Если в области теории авторы раз­нообразных концепций, делая упор на тех или иных аспектах демокра­тии, непрерывно полемизируют друг с другом, то в практической области явственно обозначилось пре­и

Универсальные свойства демократии
Специфика и уникальность демокра­тического устройства власти выража­ются в наличии у нееуниверсальныхспособов и механизмов организации политического порядка. В част­ности, такая по

Этап либерализации (отход от тоталитаризма) – установление режима дозированной демократии
2). Этап институционализации демократии (развитие институтов, решение задач по обеспечению интересов отстраняемых от власти влиятельных групп). 3). Этап конституционализации демократии (ус

Религия
3. идеология – способ символизации политических явлений, позволяющий отображать, выражать, защищать групповые интересы в процессе борьбе за государственную власть.

Политические коммуникации
46. Политическая идеология. Понятие политической идеологии: Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политическ

Роль политической психологии в политической процессе
Роль и характер влияния полит.психологии на полит.поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Показательным фактов влияния

Структура политической психологии
Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой. Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологи

Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому его политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса (С. Грановский, Е. Мелешкина, Р. Мухаев, В. Никонов, А. Салмин, Г. Сатаров, О. Смолин, М. Урнов и другие) отмечают сложность и неоднозначность его изучения, его своеобразие. Так, Р. Мухаев выделяет семь основных особенностей российского политического процесса 1.

Первая особенность состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Не сформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация сталкивается с социально--экономической, классовой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство как организованная сила. Однако поскольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, самоорганизоваться, создать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России -- отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в неравных возможностях их участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно--технические работники и т. д.), имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой» экономики. Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие).

Третья особенность политического процесса в России состоит в его не структурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во--вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время -- у монарха, а в советское -- у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально--юридическую декларацию принципа разделения властей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом не сформированности институтов гражданского общества, не дифференцированности групп по интересам.

Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку нет традиции такого диалога. Не сформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой «хрущевской оттепели» система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп по интересам, связанных с «теневой» экономикой.

Не создана разветвленная система представительства интересов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.

Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно--религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Во взаимодействии «власть -- общество» политическая инициатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.

Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно--политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов -- частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация пост коммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечеловеческие ценности» основами своего внешнеполитического курса. Такой же логике следовал Б. Ельцин, выступая с доктриной «партнерства во имя мира» с западными странами.

Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово--экономическую зависимость России от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что Запад не стремится оказывать технологическую и инвестиционную поддержку, поскольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.