Формы политического поведения. Политическое поведение — Гипермаркет знаний

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – феномен и специфику политического поведения и участия;
  • – основные типы политического участия;
  • – теории политического участия;
  • – основные черты и тенденции электорального участия в современной России;
  • – особенности электорального поведения в России;

уметь

  • – анализировать мотивы политического поведения и участия;
  • – отстаивать и защищать свои нрава;
  • – идентифицировать партийные предпочтения российских избирателей;

владеть

  • – базовой методикой оценки политического поведения и участия;
  • – проблемным полем электорального поведения.

Типы политического поведения и участия

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Политическое поведение является мотивированным процессом, в нем находят воплощение различные виды политической деятельности. Особенности политического поведения связаны со спецификой политической сферы, которая предполагает, что все "политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть разделение на группы “друг – враг”, и они становятся пустой и призрачной абстракцией, если эта ситуация исчезает" .

Современная политическая мысль использует несколько подходов для объяснения феномена политического поведения. К основным направлениям относятся: экономическое, социологическое, психологическое. В ряде случаев возможны их интеграция, комплексное использование с целью получения объективного представления о "целостном человеке" – избирателе.

Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие представляет собой инструментальную активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия.

К политическому участию относятся:

  • – электоральное поведение (действия по делегированию полномочий);
  • – активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
  • – посещение митингов;
  • – участие в демонстрациях;
  • – участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Классификация типов политического участия по А. Маршу

Как видно из табл. 12.1, А. Марш выделяет три основных типа политического участия: ортодоксальное, неортодоксальное и политические преступления.

К политическому участию ортодоксального типа А. Марш относит действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней в законных формах. Действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение), квалифицируются как политическое участие неортодоксального типа. Политическими преступлениями А. Марш считает политическую деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К первому типу он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. Ко второму – участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие осуществляется в ненасильственных активных формах (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственных формах (терроризм, бунт и т.п.).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности (активное – пассивное). На основании формы участия (приемлемые и неприемлемые) и степени активности (активное – пассивное) можно выделить четыре типа политического участия (табл. 12.1 и 12.2).

Таблица 12.2

Формы политическою участия

Политическое участие зачастую подразделяют на следующие виды: автономное и мобилизационное. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических – автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например, в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида. Один из крупнейших австрийских политологов, преподававший также в Колумбийском университете и Гарварде, Йозеф Шумпетер утверждает, что "существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши – это все не украшения. Это и есть суть политики" . Рассмотрим более подробно некоторые типы политического участия.

К наиболее распространенному типу относится электоральное поведение. На его направленность оказывает влияние, прежде всего, идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и (или) партией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политических ориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост налогов и цен, разрушение стандартных норм и убеждений, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым "нормативным" состоянием. "Взрыв" протестных форм поведения с большей вероятностью происходит в период перехода от экономического подъема к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свое новое положение с прежним.

Как показывает политическая практика, недовольство порождает протест прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду "выбиться в люди", у кого повторялись и подкреплялись попытки улучшить свое положение. Таким образом, протестное поведение более распространено среди людей, чье положение относительно улучшилось, нежели среди тех, у кого оно стабильно остается плохим. Активизация различных форм политического протеста возможна и в периоды экономического подъема, когда рост ожиданий может значительно обгонять экономические возможности удовлетворения потребностей.

Однако недовольство – важная, но не единственная причина протестного поведения людей. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги и символические акции, недоверие к политическому режиму, утрата веры в традиционные способы выражения требований.

Распространенными формами политического протеста являются митинги, демонстрации, шествия, забастовки. При низкой степени институционализации подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому во многих демократических странах проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер (порядок уведомления властей о проводимых мероприятиях или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п.).

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Понятие "терроризм" не следует путать с понятием "террористическая деятельность", в содержание которого входит как террор, проводимый государством против народа или политических деятелей других государств, убийства политических конкурентов, так и собственно терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы ) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой, отличающей терроризм от уголовных преступлений, является проведение таких насильственных акций, которые способны ввергнуть общество в состояние шока, получить широкой резонанс, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Существуют различные виды политического терроризма.

  • – По идеологическим ориентациям выделяют правый (неофашистский, правоавторитарный) и левый (революционный, анархистский, троцкистский и т.п.) терроризм.
  • – По преследуемым террористами целям различают культуро-творческий (возбуждающий общественное сознание с помощью кровавых акций), рациональный (являющийся средством политического участия) и идеологический (воздействующий на всю политическую систему в целом и ее нормы) терроризм.
  • – По исторической направленности терроризм может подразделяться на "анархо-идеологический", стремящийся нарушить традиционную политическую систему, мир отцов, прервать историческую преемственность, и "национал-сепаратистский", стремящийся, напротив, восстановить мир предков, былое величие и единство нации, независимость и суверенитет, отвоевать утраченные территории, отомстить за нанесенные травмы и обиды.
  • – В отдельный вид выделяется религиозный терроризм.

К методам терроризма относятся: убийства политических деятелей, похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников, провоцирование вооруженных столкновений и т.п. Для членов террористических организаций характерно стремление оправдать свои действия высшими целями, невозможностью иначе повлиять на ситуацию. Однако мотивы включенности террористических организаций чаще всего бывают абсолютно иные.

Было бы неправомерно объяснять политический терроризм исключительно психопатологическими чертами его агентов. Обследования задержанных террористов показывают, что лиц с психопатологическими отклонениями среди них немного. Для террористов характерны такие черты личности, как завышенные притязания, неудачи в освоении социальных ролей, обвинение других в собственных неудачах, эмоциональная неразвитость, повышенная степень агрессивности, склонность к стрессам, фанатизм, неадаптированность к реальности.

Адаптация – это своеобразная форма приобретения личностью привычки. Приобретение привычки, подчеркивал И. П. Павлов, с физиологической точки зрения есть не что иное, как "образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию и служащих основой формирования поведенческих актов" , включая, видимо, и социальную активность человека.

Многие террористы лишены способности самоконтроля. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека. "Самоконтроль, – считает Т. Шибутани, – это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя “со стороны”, сформировать, с точки зрения других, Я-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям" . Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль представляет собой определенное ограничение личного в пользу общественного и является главным условием совершенствования, процесс которого соотносится с ростом чувства ответственности, чувством долга и т.п. Важным аспектом саморегуляции поведения является стремление понять позицию других. Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, наоборот, создает условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других. Мотивационное "иоле" одного человека в различной степени входит в мотивационные системы других людей, взаимодействует с ними. Поэтому нередко регуляция мотивации личности опосредствуется особенностями мотивации другого человека. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

В ситуациях неразрешимых проблем, борьбы мотивов возникает необходимость подняться над ними, что помогает индивидам повышать свою жизненную устойчивость в ситуациях неопределенности и кризисных ситуациях.

Участие в террористических организациях – это своего рода способ компенсации низкой личностной самооценки (за счет чувства господства над другими), способ преодоления чувства одиночества, формирование ощущения сопричастности, коллективного единства. По существу, член террористической организации – это радикализированный маргинал, отвергший общепринятые нормы культуры, создающий и осваивающий нормы контркультуры, контркультуры насилия.

Рост терроризма прямо не связан с социально-экономической ситуацией в обществе. Безусловно, кризис и спад производства влияют на распространение террористического поведения, однако "всплеск" террористических акций можно наблюдать и в экономически благополучных странах. Распространению терроризма способствует эмоциональноинтеллектуальный настрой общества. Так, романтическое восприятие терроризма как борьбы за правду, справедливость, как своего рода "политическое робингудство" служит террористам моральной поддержкой и способствует распространению чудовищных преступлений. Резкое же неприятие терроризма как исключительно асоциального явления – одно из слагаемых успеха в борьбе с ним.

Выстрел в петербургского градоначальника Ф. Трепова, произведенный январским утром 1878 г. В. Засулич, ознаменовал зарождение в российском государстве политического терроризма.

Однако какими бы целями ни оправдывался политический терроризм, он был и остается одним из тяжелейших политических преступлений. Поэтому проблема борьбы с терроризмом международным сообществом признается одной из приоритетных.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т.п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей.

К причинам, обусловливающим абсентеизм, относится доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и (или) иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики и, наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов.

В настоящее время процесс социализации приобретает проблемные черты, обусловленные тем, что "свободное" воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуправляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Неслучайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими.

Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений. Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера. Абсентеизм определенной части российского общества – в значительной мере результат крушения мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой – существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения.

Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия.

  • Шмитт К. Понятие политического // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997. С. 296.
  • Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия // Антология мировой политической мысли. М., 1997. С. 232.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 428-429.
  • Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 168.

Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

Понятие

Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

Это могут быть:

  • действия отдельных людей и массовые выступления;
  • стихийные и организованные действия.

Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

Формы политического поведения

Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

  • стихийное политическое поведение;

Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

  • электоральное политическое поведение;

Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

Что мы узнали?

Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 214.

Политическое поведение охватывает все формы полити­ческой активности личности, ее действия и бездействие.

По своей целевой направленности политическое поведе­ние может быть конструктивным (способствующим нор­мальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, груп­повым и массовым. Индивидуальное политическое поведе­ние - это поступки индивида, имеющие общественно-поли­тическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и по­литике). Групповое политическое поведение связано с дея­тельностью политических организаций или стихийно сло­жившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения яв­ляются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведе­нии наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов органи­зованных политических групп (например, партий) регулиру­ется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные дей­ствия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-


Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильно­сти и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

Исследователи говорят и о патологических формах поли­тического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требо­ваниям ситуации или установкам личности. Так, при воз­никновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно про­тивостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограни­ченном пространстве; относительная длительность пребыва­ния в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллек­тивной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоцио­нальное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей зна­комы лишь простые и крайние чувства.

] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
| убедительными, чем образованные». ]

I Аристотель;

В толпе исчезает чувство ответственности. В полити­зированной толпе вероятны проявления аффективного бес­сознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно про­текающей реакции субъекта на сильный внешний раздра­житель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полно­стью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «...Становясь частицей организованной толпы, человек спу­скается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культур­ным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо ин­стинктивное. У него обнаруживается склонность к произво­лу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражитель­ность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-


Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешен­ном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причи­нение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрес­сией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как ре­акция на переживание социальной обездоленности, недо­ступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расо­вых, этнических, религиозных, идеологических столкнове­ниях, происходит заражение и взаимная индукция, прояв­ляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспри­нимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбуж­денная масса слепо следует его призывам.

Поскольку наиболее массовой формой политического уча­стия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчи­вы. От выборов к выборам они голосуют за партию, кото­рую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, ко­торые предлагают наиболее приемлемое для них решение су­ществующих проблем. Наконец, имеет место индивидуаль­ная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы вза­имодействуют между собой, подчас противоречат один дру­гому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не прихо­дят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей со­вершенно не интересуются политикой. Есть страны, где го­лосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского


Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсенте­изм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут призна­ны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой ин­формации, дающие возможность гражданам получить сведе­ния о политике и различных политических силах, содейст­вующие преодолению равнодушия, политической апатии.

В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление не­гативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политичес­ким решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (пе­тиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и про­является в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильст­венных действиях. Протестное поведение, как правило, объ­ясняется состоянием недовольства, вызываемым расхожде­нием между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. проде­монстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в по­литике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявле­ния политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых бес­порядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо­тивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных воору­женных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призы­вы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Как считают эксперты, разновидностям экстремизма при­сущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогичес­ких лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-


Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособ­ность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности дей­ствий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремиз­ма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).

Участие в политической жизни, охарактеризованное в учебнике для 10 класса, может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Представим себе политическое собрание, все участники которого заняты одной и той же деятельностью, но при этом ведут себя по-разному. Одни внимательно слушают выступающих, мысленно соглашаются или не соглашают172 ся с ними. Другие перебивают говорящего выкриками, ть» или «затопать» неугодного оратора.

Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики , характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Сосредоточим внимание на одном из субъектов политической деятельности - на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями , государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие .

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение. А главное - строить свое собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества.

2 Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Между тем политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь , рассчитывая на ее неопытность, присущую ей высокую активность и подвижность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит вам стать орудиемв руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

З В политике нельзя поддаваться эмоциям. Необходим серьезный анализ политической обстановки, осознанное целеполагание и рациональный выбор средст в достижения цели. Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами. Не следует забывать и о нормах морали.

ДОКУМЕНТ

Из книги американского политолога М. Паренти «Демократия для немногих» .

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где бнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1.Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия в них?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.
2 . Каковы мотивы политического поведения?
3. В каких случаях имеет место протестное поведение ?
4 . Чем характеризуется электоральное поведение?
5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.
6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

ЗАДАНИЯ

1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001-200 3 гг. сопровождались столкновениями с полицией;
он и оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это го, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или ином политическом событии. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Однако поведение всех этих субъектов политики неоднозначно: одни спокойно дремлют в депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону и т. д.

По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи - спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики подпадают под определение «политическое поведение». Иными словами, все описанные субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по - разному. Следовательно, политическое поведение - это способ проявления политического участия и политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-объективные отношения, это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане субъективно-объективные отношения т. е. отношения, обусловленные видом деятельности.

Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. К их числу относятся:

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, В. В. Жириновского характеризуют эмоциональность, непредсказуемость, эпатаж; В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешние спокойствие;

Личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен;

Адаптивное поведение - поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни;

Ситуативное поведение - это поведение, обусловленное конкретно сложившийся ситуацией, когда субъекту или участнику политического действия практически не остается выбора;

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора;

Компетентность актора в той или иной политической ситуации или политических действиях. Суть компетенции заключается в том, насколько хорошо субъект или участник владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их применять;

Поведение, обусловленное политическим манипулированием (ложью, обманом, популистскими обещаниями людей «принуждают» вести себя тем или иным образом);

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти.

На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призванием и смыслом жизни, для четвертых - способом зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы. Виды и формы политического поведения.

Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.

Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами, которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение (если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества .

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение - действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы

К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это нормальное поведение.

Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного, антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге, демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.); противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.

К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей

Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях, а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством, воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема «политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е. комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни