Молодежь роль в современном мире. Роль молодежи в современном обществе. Характеристика современной молодежи

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в рекламе «Мегафона» - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90х. Поколение 2000х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство. Для части современной молодежи более актуален слоган «Будущее от тебя не зависит»

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки… Виртуальные дневники - настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Я решила воспользоваться этим уникальным материалом. Предлагаю вашему вниманию сделанные мной выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее - высокие заработки или душевная гармония?».

Сама я определяла предмет своего исследования так: « Ставила задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Я исходила из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Москве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.



Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топменеджеров в ведущих корпорациях или вожделенный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, - в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги - хорошо, нет денег - плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000х - журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90х бралась за любой бизнес - от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы, и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то…; Мне крайне тяжело сидеть долго на месте…»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90х, в 2000х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко - как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность - возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалитишоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди - наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60е, 70е или 80е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности - и правой, и левой - становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры. Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества - интернационалисты. Их идеал - «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб - это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять - что это такое? Если движение - то, какие у него цели? Если протест - то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000х - отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще - не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например, компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» - в Индию, Таиланд, Вьетнам. Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) -- перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90х была помешана на статусности. Существовал четкий императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность. Костюм представителя поколения 2000х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи - главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями - ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с нашим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

Заключение

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее - это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, - это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть»

Исполнитель: студентка 5курса

заочного Ф. Т. Ж. 03-21з

Руководитель: Александрова Н.А.

Источники

1. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

2. Фохт--Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СП. 2001.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999

ВКЛАД МОЛОДЕЖИ В РОССИЮ:
УЧАСТИЕ, РАЗВИТИЕ, МИР

Концепция молодежи, которая лежит в основе деятельности ООН с данной категорией населения, возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен молодежи, задуматься о месте и роли молодежи как фактора социальных перемен, о необходимости проведения и усилении особой общественной и государственной молодежной политики.

Международный год молодежи (1985 г.) проводился Организацией Объединенных Наций под лозунгом «Участие, развитие, мир». Этот лозунг является наиболее точным выражением того, на что следует направить молодежную политику в современной России, стремясь повысить вклад молодежи в преодоление кризиса и в социальное развитие страны.

Участие

Человеческое общество, если оно действительно хочет выжить и прогрессировать, должно кардинально поменять свой подход к суждениям о будущем. В центре его внимания должны быть не абстрактные процессы и тенденции, пролонгированные из настоящего в завтрашний день, а человек ,который является первопричиной, началом и концом всех социальных, а ныне и многих природных процессов и явлений. Человек, опять-таки не абстрактный, а реальный, живой. И прежде всего человек молодой, как человек уже действующий, производящий, уже влияющий на жизнь и общество, но еще находящийся на первых стадиях жизни, еще имеющий значительный потенциал неразвитых и неиспользованных способностей и талантов, большой запас будущих лет собственной жизни, необходимых для того, чтобы успеть реализовать себя и изменить общество.

С этой точки зрения, молодость — не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось веками, а драгоценный мир в себе, главный источник сегодняшних перемен.

Участие молодежи в преобразовании России должно быть обеспечено предложением ей крупных дел, имеющих характер общенациональных задач .

Первейшая задача — положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему прежде всего молодежь. Материальное в ее сознании выше всякой меры возвысилось над духовным, и отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному. Динамическое общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов, стремлений. Скрытые возможности молодежи должны быть направлены на благо общества, на служение новому общественному идеалу. Идея добровольного служения России должна войти в национальное сознание молодежи в качестве его высшего элемента. На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, приходится говорить о служении самоотверженном. Нынешняя молодежь в абсолютном большинстве не готова к этому, но ее надо воспитывать в этом духе, понимая, что в принципе дети и молодежь не прогрессивны, не консервативны по своей природе. Изначально они — только потенция, готовая к любому повороту событий.

Молодежь внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию — систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств — заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных направления в преодолении духовного, а в конечном счете, и экономического кризиса России. И здесь место для приложения усилий молодых людей огромно.

Другая группа задач — в сфере экономики и геополитики. Молодежь в советское время широко привлекали к такого рода задачам, использовали ее энтузиазм. Смена строя повернула все на 180 градусов. Комсомольские призывы на стройки страны были осуждены как нарушение свободы личности. Было забыто и то, что создано молодыми, было отметено и то, что многие из них на таких стройках выковывали характер, собственно, становились личностями. Критики утеряли чувство меры, забыв, что человек, молодой в том числе, — не только цель, но и средство общественных перемен.

Время огульной критики советской жизни прошло. Вновь надо дать шанс молодым сделать себя и делать страну. Сибирь, Дальний Восток — все земли России за Уральскими горами обезлюдели, их богатства будут валяться, пока на них не положит глаз очередной иностранный инвестор. Национальная гордость России — в обжитых сибирских и северных просторах, и только молодежь реально может решить проблему экономического, социального и культурного развития этих земель.

Развитие

Мировая практика и наш отечественный опыт показали, что если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общество и развиваться сама. Если общество настроено прежде всего на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

Разрабатывая основы новой молодежной политики в современной России, мы должны говорить о принципиально новом открытии молодежи, исходным пунктом которого является установление точки зрения на молодежь как на равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся лишь к возрастным особенностям и отклонениям от «нормы» («не-зрелость», «не-разумность» и т. п.), а, напротив, наиболее ценный для общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Самопознание, самоопределение, самоутверждение, самореализация, самодеятельность — вот центральные понятия новой социологической концепции молодежи и новой молодежной политики.

Разумеется, не следует «выводить» молодежь за рамки общества, видеть в ней некую «внешнюю» силу. Нельзя превращать все «взрослое» общество в консерваторов, а всю молодежь — в новаторов и носителей прогресса. Это было бы абсурдно по существу положения вещей, ибо среди старших поколений немало «молодых» умов, сторонников прогресса, а среди молодежи полным-полно ретроградов. Но речь не об исключениях и примерах, а о правилах и общих законах. Логика, наука и практика показывают, что в стратегическом плане инновационный, творческий потенциал несет в себе прежде всего и в гораздо большей степени молодежь; что в целом (объективно!) ревнителем прошлого, старого, часто устаревшего и отжившего является старшее поколение. С увеличением продолжительности жизни изменилось понятие о молодости, которое существенно потеснило, с одной стороны, детство, а с другой стороны, зрелость. Молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими идеями, взглядами, вкусами, ценностями, привычками и т. д. — одним словом, своей культурой, на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки всего общества.

Молодежь своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Молодежь — ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя.

Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не только осуществление, но и дальнейшее развитие — творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией.

Молодежь — это носитель новых и новейших знаний, которыми она оплодотворяет производство и другие сферы общественной жизни. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растет прежде всего за счет молодых людей. Ценность молодости в наше время увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях информационного общества. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям. Возраст сегодня — это категория экономическая.

Молодежь — это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут на себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т. д.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду и возможность изменений к лучшему.

Свободное и развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя все живительные свойства и силы молодежи и тем самым «омолодиться» за их счет. Возвышение роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации — общесоциологический закон. То общество может считать себя передовым, где этот закон понимают лучше, где его не только понимают, но и правильно используют на общее благо.

В современном обществе и чем дальше, тем больше интенсификация будет осуществляться за счет открытий и изобретений, неожиданных для большинства. Нужна особая массовая готовность к восприятию новых идей, новых профессий и форм деятельности, которой не может обладать в должной степени человек взрослый, а тем более старый; готовность, которую имеет только молодежь с ее неопытностью, исключительной открытостью, предрасположенностью к Новому.

Уже сегодня жизнь выдвинула перед обществом такие задачи развития, часть которых в силу особого класса их сложности, требований, предъявляемых к человеку, может решить практически только молодежь. Например, компьютеризация, которая у нас только разворачивается. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок, а тем более за пятьдесят, в силу своего возраста математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования овладевают не всегда охотно и всегда с большим трудом. Между тем компьютеризация это «вторая грамотность», без овладения которой не двинуть вперед научно-технический прогресс. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Есть и еще одна сфера развития, где могла бы гораздо более активно проявить себя молодежь, но где ей ставятся самые большие преграды. Это сфера политики. Для оздоровления и развития политического процесса в России важнейшее значение имеет смена политических поколений. Молодое поколение в политике одновременно является разрушителем Старого и силой, способной активно созидать Новое. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество. Возраст сегодня — это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое.

Партии, действующие в России, за небольшим исключением, боятся молодежи, не доверяют ей, не включают в свои предвыборные списки, держат на расстоянии, когда проходит гонка выборов. У блока «Отечество» — «Вся Россия» есть огромные возможности не только опереться на поддержку молодежи на выборах, но и дать простор для политической деятельности, и этим шансом надо воспользоваться.

Вновь надо увидеть то огромное влияние, которое молодое поколение может оказать на решение глобальных проблем современности, и прежде всего — проблемы войны и мира. Здесь молодежная политика призвана опереться на получившую в самое последнее время широкое распространение идеологию «культуры мира»

Эта идеология предполагает созидание, а не разрушительство, строительство , а не войну. Культура мира замещает культуру войны прежде всего в сознании, а уже потом — на практике. Ее «оружие» — знания, информация. Она принимается человеком и обществом добровольно, а не принудительно, через средства просвещения, воспитания и обучения. То есть распространяется открытыми, публичными, ненасильственными методами, не предполагает жестокости, лжи и обмана.

Идеология культуры мира представляет собой систему взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к вопросам войны и мира и (в связи с этим) друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на исключение из общественной жизни «культуры» войны и утверждение в ней культуры мира.

Смысл идеологии культуры мира в том, чтобы путем распространения знаний и информации раскрывать сущность и содержание, негативные последствия современного процесса глобализации как формы мировой войны за установление нового порядка. Это значит, что ни одно из явлений, воздействующих на общественную жизнь в результате глобализации, не должно избежать тщательного исследования и оценки, распространения полученной информации. Знания и информация являются предпосылками культуры мира и демократии. Это значит, что движение за культуру мира должно иметь свои аналитические центры, свое видение стратегии мирового развития. Эти центры должны активно изучать глобальный капитализм, вырабатывать рекомендации о новых формах и методах утверждения культуры мира. Разумеется, в числе этих центров в первую очередь надо назвать ООН и ЮНЕСКО.

Рассуждая о войне, Н. А. Бердяев говорил: «Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, наполняются злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло... Война — великая проявительница. В ней проецируется на плоскость то, что происходит в глубине». В глубине души, в глубине ума, в сознании, подсознании и бессознательном. В природе человека.

Заменить «культуру» войны культурой мира — значит изменить природу человека. Немыслимая, утопическая задача. Ибо это и есть задача создания «нового человека», за решение которой человечество принималось не раз, и с особым размахом — в советской России. Надо сказать, что в борьбе за «нового человека» для этого человека было сделано много хорошего — в здравоохранении, образовании и других областях социальной сферы. Немало хороших качеств укрепилось у самих людей. Но речь сейчас не об этом.

Почему и когда возникает проблема «нового человека»? Всякий раз, когда затеивается радикальная ломка старого порядка и перед обществом возникают принципиально новые задачи. Потому что для совершения глобальной перемены необходима некая критическая масса людей, которые выступают за эту новую перемену, принципиально отвергая при этом прежний, старый порядок вещей.

Перестройка и «реформы» в России с самого начала уперлись в проблему: кто будет их совершать? Те, кто правил в прежние времена? Но они же «старые» и значит все новое будут делать с оглядкой на старое. Нужны были именно «новые» люди, не связанные с прошлым ни взглядами, ни делами. Так появились «молодые реформаторы», хотя этим молодым было в лучшем случае под сорок, а то и крепко «за». Но мыслилось, что они якобы несут в себе «новое зерно»; новые знания, мысли, энергию. «Новые люди»! Хотя вся новизна их заключалась в безоговорочной преданности «новым» задачам и правилам политической игры, «новым» по занятым должностям и старым по возрасту вершителям судеб России.

Вскоре появилось еще одно выражение такого же рода — «новые русские». И дело было не только в том, что это понятие в основном возникло из-за желания честных, порядочных и культурных граждан отделить от себя разного рода нуворишей, хамов и «чмо». «Новые русские» — в основном мелкая предпринимательская сошка и шпана от мелкого и среднего бизнеса — были, тем не менее, действительно «новыми», кое в чем важном для экономики и жизни вообще. Агрессивно-активные, безудержно предприимчивые, цинично-прагматичные, нацеленные на успех в своем «бизнесе» любой ценой, а в конце концов — на деньги. Уже достаточно состоятельные и не скрывающие своих богатств, которые далеко не всегда были добыты праведными трудами. Таких людей в стране прежде не было. Их презирали и презирают, ненавидели и ненавидят. Но они, тем не менее, едва-едва не стали основой того самого «среднего класса», который, говорят, придает обществу стабильность и устойчивость.

На самом деле эту проблему — проблему новых кадров, а в известном смысле, и «нового человека» призвана и должна решать, конечно же, семья, но в первую очередь — российская школа — средняя и высшая. Это — та самая задача воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи, о которой говорилось выше.

Очеловечивание, одухотворение человека — дело неимоверной сложности и трудности. Но если им не заниматься, мир озвереет. Дух человеческий растет невероятно медленно, а утрачивается гораздо быстрее.

Сегодня не только социально-экономические условия и вся атмосфера жизни, но также телевидение буквально толкают молодых людей на путь жестокости и насилия. Если бы ничего больше не делать, а только упорядочить телепрограммы телеканалов ОРТ и НТВ, предельно ограничив демонстрацию телеужасов, насилия и жестокости, извергающихся в юные души и умы с телеэкранов, то уже это было бы большим делом.

В программы школ и вузов надо бы включить хотя бы небольшие курсы по глобалистике и конфликтологии . Сегодня все, кто действует в сфере социального управления и политики, принимает решения, должны знать о тех вызовах и угрозах, перед которыми стоит человечество и наша страна, как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество в этой области — одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.

Сегодня все, кто принимают политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт — не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии — вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не только в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения.

Объективно мир становится все более конфликтным, и молодежи надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один — образование, т. е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т. д.

Надо развернуть также работу по распространению среди молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.

Разумеется, то, что мы наблюдаем в России — это не демократия, если говорить о демократии как результате и состоянии. Люди, которые якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе не демократы. И это нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе, молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе, современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия — это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. И все же у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.

Надо учесть, что молодым в России досталось, увы, недемократическое наследство. Что ни в одной стране мира и ни в какую эпоху демократизация не предшествовала экономической реформе. Демократия строится на экономике. Не может быть удовлетворительной, развитой и современной демократии в голодной стране. Голод и нищета — это повод к воровству, грабежам и убийству. Реформы должны идти не синхронно, а асинхронно: сначала — сдвиги в сознании, затем — перемены в экономике, и потом — перестройка и развитие политических институтов, демократизация. Так должно было быть с самого начала и происходит на протяжении всех реформ. Безусловно, в реальности — это крайне сложный и трудно регулируемый процесс, но только при этом условии он может быть эффективным.

С молодежью об этом надо говорить. Она должна иметь возможность получить хотя бы знание о природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии. Как — другой вопрос. Но мы должны ставить такую задачу. В частности, создавать повсюду клубы ЮНЕСКО, главной задачей которых является распространение идеи культуры мира.

Государство и общество должны всемерно способствовать тому, чтобы молодежь активней самоорганизовывалась в целях распространения и реализации идей культуры мира и демократии.

В самом деле: что такое — «молодежь»? Это абстракция, причем высокого порядка. Как понятие «народ». Абстракция безмолвна, она не имеет воли, бездействует. Молодежь, как и народ, — это «великий немой». «Народ» не выйдет из кризиса, не наведет порядок. «Молодежь» не решит своих проблем, ибо в этом качестве она — объект. Пока не осознает своих целей, не организуется ради достижения этих целей, не начнет за них бороться. Пока она не обретет субъектность, не станет субъектом исторического действия.

Идеи культуры мира так и останутся благими пожеланиями, если хотя бы какая-то часть молодежи не будет видеть в них цель и смысл своей деятельности, не будет служить им. Мы — те, кто серьезно относится к этой идее и концепции, созданной Генеральным директором ЮНЕСКО Ф. Майором, — должны предпринять для этого конкретные меры.

В России, странах СНГ и Восточной Европы, где ныне находятся многие основные «горячие точки», на пространстве которых в XXI веке, несомненно, вспыхнет еще много конфликтов, следует развернуть массовое движение «Молодежь — за культуру мира».

В связи с тем, что 2000 год объявлен ООН Годом культуры и мира, в России реализуется крупный общегосударственный проект. Институт молодежи и его Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии», директором которого я являюсь, участвуют в нем в качестве координатора молодежной подпрограммы. В рамках этой подпрограммы есть намерение провести в 2000 году Международный фестиваль молодежи с участием молодежи стран СНГ и Восточной Европы. Этот проект может, во-первых, хорошо поработать на интеграционные процессы, а это значит — на снятие противоречий, предубеждений, взаимной нетерпимости в межгосударственных, межкультурных и межнациональных отношениях на всем посткоммунистическом пространстве. Во-вторых, через конкретные дела он сблизил бы тысячи лидеров различного рода молодежных организаций десятков стран, способствовал выявлению лидеров нового политического поколения. Надо отдавать отчет в том, что проблема выращивания новых политических лидеров является острейшей для всех бывших социалистических стран. Нет необходимости доказывать, что большинство из нынешних президентов стран СНГ по своему менталитету — «силовики».

В принципе все проблемы мира и демократии упираются в культуру власти, конкретнее — культуру политических лидеров :их сознание, культуру мышления, ум, мудрость, умеренность, осторожность. Новое политическое мышление нельзя подарить, внедрить, оно неотрывно от характера человека, формируется в процессе образования — обучения и воспитания, корректируется практикой. Иными словами, это процесс и процесс длительный. Выращивание политических лидеров нельзя отдавать стихии, этот процесс надо организовывать, им надо управлять. Важно, чтобы те, кто завтра будут на разных уровнях управлять государствами, знали друг друга как можно дольше и лучше, доверяли друг другу.

В рамках движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы проводиться национальные и международные фестивали молодежи, осуществляться многие другие, прежде всего образовательные и культурно-спортивные акции. После соответствующей проработки вопрос о создании массового движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы внести на рассмотрение Совета стран СНГ.

Из книги: Ильинский И. М. Между будущим и прошлым: Социальная философия Происходящего. М., 2006.

Ильинский Игорь Михайлович

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }