Серебряный век русской культуры кратко основное история. Cочинение «Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. составить сенкан к понятию Серебряный век

Серебряным веком принято называть период развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Сам термин применим только к русской культуре, на Западе и Востоке для обозначения этого периода используются другие определения, например во Франции « belle-epoque» или модернизм в англоязычных странах. Чаще всего, говоря о Серебряном веке, имеют ввиду художественную культуру и главным образом поэзию.

Серебряный век назван так по аналогии с Золотым веком, периодом начала XIX в., когда творили Пушкин и поэты-лицеисты. Кроме того, Серебряный век связывают не с расцветом культуры, как таковой, а скорее с ее закатом, эпохой декадентства и ностальгии по ушедшим временам.

Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

Наиболее известными поэтами Серебряного века являются: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, М. Цветаева, В. Брюсов, А. Белый, И. Северянин, Б. Пастернак, И. Анненский и т.д.

Автором термина Серебряный век считают философа Н. Бердяева, который говоря о периоде между двумя веками называл его русским ренессансом. Вот, что пишет о нем философ в своем труде «Самопознание» (Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М, 1990): «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...».

Н. Бердяев Фото 1912 г.

Культура Серебряного века по своей сути была культурой элитарной и интеллектуальной, не рассчитанной на массового читателя. Впрочем, в то время понятия массовой литературы не существовало вовсе. В связи с этим невозможно применить понятие Серебряного века ко всей русской культуре указанного периода. Поэтому некоторые исследователи предостерегают от рассматривания Серебряного века только как хронологического периода, согласно формальным признакам.

Серебряный век - это скорее образ мышления, характерный для определенных поэтов и философов, которые зачастую полемизировали между собой и являлись носителями совершенно противоположных взглядов. Однако, вся эта полемика, творческие искания, социально-политический контекст, в котором они происходили по сути и сформировали ту специфическую атмосферу, которую сегодня принято называть Серебряным веком, и которую так емко характеризуют слова Бердяева, приведенные выше.

На рубеже веков в русской художественной культуре , в частности в литературе, возникает новое художественное направление - модернизм. Это явилось общемировой тенденцией, поскольку модернизм характерен и для европейской и американской культур. Модерн явился закономерным результатом поисков нового способа познания окружающего мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый. Их кредо: материальный мир - это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.

Наступление эпохи Серебряного века прочно связано с символистами. И действительно, исследователи-культурологи, предлагают считать началом этой эпохи 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Д. Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе, так дебютировал Серебряный век.

Слева направо: Д. Философов, З. Гиппиус, Д. Мережковский

Начало ХХ в. было для символистов эпохой расцвета, однако уже к 1910-м годам в нем назрели кризисные явления. Попытка символистов возглавить литературное движение и доминировать в художественном сознании эпохи провалилась. В обществе снова встает вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры .

Санкт-Петербург. Фото 1900-х гг.

Настроения пессимизма, усилившиеся в обществе после поражения революции 1905 г. ярко проявились в поэзии акмеистов и футуристов, в частности в творчестве Л. Андреева, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Прозаики И. Бунин и А. Куприн, писавшие в реалистической манере, привносят в литературу новые формы романтизма.

В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм Н. Гумилёв писал (Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. - М., 2001): «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось акмеизм (от слова acme («акме») высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В подобном назывании себя отражается стремление самих акмеистов постичь вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.

Традиции символистов, которые и положили начало Серебряному веку нашли свое отражение и в живописи, в частности в творчестве художников М. Врубеля, В. Серова (художник-передвижник), К. А. Коровина, Н. К. Рериха и многих других.

Царевна-Лебедь. Худ. М. Врубель, 1900, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот век в живописи, скульптуре и архитектуре господствовал стиль модерн. Так был назван современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Его отличает поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность социально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность художника.

В период Серебряного века в живописи взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходит утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы XIX в. утрачивает ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни, который сами и наблюдают. Индустриализация, которая приходит на смену традиционным аграрным отношениям, отражается в художественном творчестве. Художников привлекают тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Например, художника А. П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского орнамента, подчеркнутая декоративность (Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. -М., 1993).

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) Худ. А. П. Рябушкин, 1901, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

В философии Серебряного века наблюдается тенденция к космизму, который означает стремление к познанию человека в его единстве со Вселенной, активности его духовного мира. Философы, придерживающие данного течения предсталяли Вселенную как живой организм, как одушевленную целостную систему, и говорили о невозможности отделения природного и духовного. В рамках философии Серебряного века и под неустанным влиянием символизма переосмысливалось значение теории эволюции, поскольку она не затрагивала духовную сущность человека.

Среди философов Серебряного века сложилось несколько направлений: философско-теологическое, яркими представителями которого были В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров; естественно-научное, которое защищали А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский; художественное, вдохновителем которого был Н. К. Рерих.

Театр и музыка на рубеже веков в России также отмечены печатью Серебряного века. Важнейшим событием стало открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда - родоначальника метафорического театра (Балакина Т. И. История отечественной культуры. Ч. 2. -М., 1994).

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Фото 1900-е гг.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е. Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926).

Здание театра Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Фото 1900-е гг.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса, истинными детьми Серебряного века, были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин и балерина А. П. Павлова. Русское музыкальное искусство начали признавать и восхищаться им во всем мире.

Федор Шаляпин

Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). В творчестве композиторов Серебряного века наблюдался отход от социальной реалистичной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам, к космизму, идеи которого занимали не только философов, но и весь пласт культурных отношений эпохи. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И. Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. Изд 3-е. -М.: Юнити, 2010).

Единство и целостность понятия Серебряный век и всей русской культуры, относимой к нему заключается в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традиций и новаторства. Фактически русский Ренессанс сочетал в себе реалистические традиции века XIX, уходящего, и новых направлений века нарождающегося - ХХ.

Серебряный век не упразднил реализм в общей палитре культурного творчества России. Именно в эпоху Серебряного века были созданы поздние творения Л. Н. Толстого («Воскресение», «Живой труп»), театральная драматургия А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»), произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, ранние работы М. Горького. Художники-реалисты также присутствовали на культурном полотне Серебряного века - Репин и Суриков писали свои произведения и повсеместно выставлялись. Скорее можно говорить о том, что Серебряный век обогатил традиции реализма, придав им новое направление, ставившее во главу угла человека с его духовными поисками и страданиями.

В заключении имеет смысл сказать несколько слов о том, какое влияние оказала культура Серебряного века на дальнейшее развитие культуры и в целом определить ее культурологическое значение.

Культура Серебряного века явилась завершающим этапом в формировании и становлении русской нации, которая только к концу XIX в. приобрела признаки цельной этнической общности. Русская национальная культура, расцветом которой и выступил Серебряный век, сыграла консолидирующую роль в многонациональной Российской империи, которая затем превратилась в Советскую республику.

Потрясение произошедшие в России на рубеже веков, сказались в первую очередь на ее культурной и духовной жизни. Художники, поэты и философы Серебряного века поспешили привлечь внимание к человеку, к его месту в мире и к той взаимосвязи, которая пронизывает все жизненное пространство (космизм), снизив внимание к проблеме социальности. Им это, безусловно, удалось, поскольку эпоха рубежа веков считается временем расцвета русского искусства и культуры и может сравниться по масштабам разве только с пушкинским Золотым веком.

Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку широкое разнообразие художественной деятельности, которая не останавливалась и после его завершения. И в этом - определяющее влияние Серебряного века на развитие всей последующей социально-культурной деятельности. Художникам во всех сферах искусства стало тесно в рамках установившихся классических правил. Все это привело к созданию новых течений: символизма, акмеизма, футуризма, кубизма, абстракционизма и т. д. Идеалом времени стал и остается художник универсального типа.


Русская культура серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в, с другой – появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.


В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.


Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.).


В целом система образования не соответствовала нуждам страны.


Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты.


В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875–1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847–1921) и И. И. Сикорского (1889–1972) в самолетостроении.


Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина и т. д.


Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев), символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский) и др.


Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Ма-риинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально – МХТ).


В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как:


1) А. Скрябин;


2) Н. Римский-Корсаков;


3) С. Рахманинов;


4) И. Стравинский.


Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX–XX вв. кинематограф; в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин».



  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева).


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф .
    Литература , кино , театр , СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг.


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бер. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века ...


  • Театр . Кино .
    Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука . Литература .


  • Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука . Мировосприятие. Литература . Театр . В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи.


  • Распространяются современные способы трансляции культуры – телевидение, «всемирная паутина» Интернет.
    Развиваются новые отрасли науки : 1) космос
    6) клонирование и др. Большие изменения произошли в области кинематографа .


  • Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука . Спорт. Литература . Общественная жизнь. Кинематограф .
    Общая характеристика Образование и наука .


  • Литература и общественная мысль, музеи, театр , музыка Золотого века русской культуры (вторая половина).
    Образование и наука . Вторая половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.


  • Литература , музыка, театр , живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны.
    Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука .

Найдено похожих страниц:10






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии “Серебряного века”; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX- начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов “Серебряного века”, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов “Серебряного века”, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Поэтическая минутка

Чтение учителем стихотворения Б.А.Слуцкого.

Затесавшееся столетие

Не машинами - моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми -
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолёт - аэропланом,
даже светописью - фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

  • О каком веке говорит поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
  • “Серебряный век”... Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

ХХ столетие...В каких образах, идеях, авторах, литературных формах оно запечатлелось? На начало ХХ в. приходится расцвет русской религиозной философской мысли. В 1909 г. группа философов и публицистов (П.Струве, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк) выпустилa сборник “Вехи”. В него вошли стaтьи о русской интеллигенции и её выборе. Aвторы книги предупреждали о гибельности революционного пути для России.

В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, Н.Фёдоров оказали огромное влияние на развитие разных сфер культуры.

Время рубежа XIX - XX веков называют “Серебряным веком” русской поэзии. Это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром - “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества... Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX - XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX - XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма - “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum - “будущее”) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный) диктант

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Специальность – менеджмент организации

Специализация

Учебная группа

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: культурология

на тему: ««Серебряный век» в русской культуре»

СТУДЕНТКА И.В.Журавлева

РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________

Москва 2006г.

Введение.............................................................................................3

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5

1.1.Наука.............................................................................................5

1.2.Литература...................................................................................7

1.3.Театр и музыка............................................................................9

1.4.Архитектура и скульптура......................................................11

1.5.Живопись....................................................................................13

Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16

Заключение.......................................................................................19

Список используемой литературы...............................................21

Введение

«Серебряный век» в русской культуре, хоть и оказался удивительным коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след в истории России. Я считаю эту тему актуальной, так как за этот период русская культура сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного века» отмечена высоким развитием, многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин своей страны должен знать о ее культуре.

Великие потрясения, которая пережила наша страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами.

Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи. В науке наблюдаются различные достижения и открытия мирового значения. В литературе появлются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. Стоит также обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненков, Эрьзи, которым удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния. Необходимо познакомиться с творчеством «мироискусников», которое связано с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» можно и сегодня найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. «Серебряный век», прежде всего, включает в себя духовное явление: русское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому я хочу во второй главе своей работы изучить и проанализировать религиозный «ренессанс». Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие крупные философы оказали сильное, порой определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

Теперь необходимо решить все поставленные мною задачи, тем самым я смогу выполнить цель в своей курсовой работе.

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре

Культура России второй половины XIX – начала ХХ в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахмато­вой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский исполь­зовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Теперь более подробно рассмотрим то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

1.1.Наука

Во второй половине XIX – начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания). Золотой медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио). П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е.Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Таким образом, мы рассмотрели основные достижения в развитии науки «серебряного века».

1.2.Литература

Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в культурной жизни страны.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому.

В литературе появляются модернистские направления : символизм, акмеизм, футуризм.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч.Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А.Белый увлекался Вл.Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо). Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921) и С.М.Городецкий (1884 – 1967). Акмеисты в отличие от символической туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Теоретической основой оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич). Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей громкую известность.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912гг. возник футуризм , распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941).

Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские направления: символизм, акмеизм и футуризм.

1.3.Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX века было открытие в Москве художественного театра (1898г.), основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. В первое время новому театру было нелегко. Доходы от спектаклей не покрывали расходов. На помощь пришел Савва Морозов, за пять лет вложивший в театр полмиллиона рублей. За короткий срок в Художественном театре сложился ансамбль замечательных актеров (В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книпер-Чехов и др.). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой. В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-1912гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ. Один из реформаторов русского театра А.Я.Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара. Русский театр XIX в. – это преимущественно театр актера. Только очень слаженная труппа составляла единый ансамбль.

Влияние Московского Художественного театра в те годы распространялось и за пределы драматической сцены. На оперных подмостках появилась плеяда замечательных «поющих актеров» - Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли, как первоклассные актеры. Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность С.П.Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913), ставшие триумфом русской культуры. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиц – Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Представители «Могучей кучки» (М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и другие русские композиторы (П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и др.) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале ХХ в. поиски новых музыкальных средств выражения продолжил А.Н.Скрябин, в произведениях которого удивительно переплетались камерность и симфоничность.

Вывод: во второй половине XIX в. наша музыка получила всемирное признание и занимает место в семье европейских культур. На первые годы ХХ века приходится расцвет русского театра.

1.4.Архитектура и скульптура

Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона. Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля «модерн» (с конца XIX в.до начала мировой войны). Мастера эпохи «модерна» добивались того, что и предметы повседневного обихода несли на себе отпечаток народных традиций. Выпуклые стекла, изогнутые оконные переплеты, текучие формы металлических решеток – все это пришло в архитектуру из «модерна». В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве,1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот, где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил ассиметричный принцип планировки. Для раннего «модерна» было характерно стремление к стихийности, погруженности в поток становления, развития. В позднем «модерне» стало преобладать спокойное «апполонистическое» начало. В архитектуру вернулись элементы классицизма. В Москве по проекту архитектора Р.И.Клейна были построены Музей изящных искусств и Бородинский мост. В это же время в Петербурге появились здания Азовско-донского и Русского торгово-промышленных банков.

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Эклектика – разнообразие направлений и смещение стилей. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866-1938). Уже в первых работах скульптора проявились черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом. Самое замечательное произведение Трубецкого – памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Младшим современником Трубецкого был С.Т.Коненков. Ему удалось ввести в скульптуру народные мотивы, которые, прежде всего, находили воплощение в резьбе на избах, кустарных игрушках и других произведениях прикладного искусства. С.Ф.Нефедов-Эрьзя умел в своих скульптурах передать и состояние духа, и красоту человеческого тела. Ему были послушны и мрамор, и дерево, и такие новые материалы, как цемент и железобетон.

Вывод: век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.

1.5.Живопись

На рубеже XIX-ХХ веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная четкость лица. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра . Художники этого направления: А.П.Рябушкин, А.В.Васнецов, М.В.Нестеров. Импрессионизм , как направление, представлен в работах таких художников, как И.И.Левитан («Березовая роща», «Март»); К.А.Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма («Париж»). Центральная фигура искусства рубежа веков В.А.Серов («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Представителями живописного символизма являлись М.Врубель и В.Борисов-Мусатов. М.А.Врубель был разносторонним мастером. Он с успехом работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, рисунками для витражей. Центральный образ творчества Врубеля – Демон («Демон сидящий», «Демон подверженный»). В.Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир. Его творчество – одно из самых ярких и масштабных явлений. На рубеже веков появляется художественное объединение «Мир искусства». Художники этого направления: К.А.Сомов, Н.А.Бенуа, Е.Е.Лансере, М.В.Нестеров, Н.К.Рерих, С.П.Дягилев и др. «Мироискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями. Их беспокоило, что искусство вытеснялось и становилось достоянием небольшого круга «избранных». С творчеством «мироискусников» связано возрождение книжной графики, искусства книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные листы, затейливые виньетки и концовки стиля «модерн». Пришло понимание того, что оформление книги должно тесно быть связано с ее содержанием. Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифт, обрез.

В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи – плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.

Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место.

В 1910-х гг. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления – М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, М.З.Шагал, П.Н.Филонов. К этому времени относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из первых манифестов которого явилась книга Ларионова «Лучизм» (1913), а подлинными теоретиками и практиками стали В.В.Кандинский и К.С.Малевич.

Таким образом, необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

В целом достижения русской культуры «серебряного века» получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Отечественная наука обогатилась рядом достижений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. Развивается творчество художников, создаются их объединения. Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Обогащается музыкальное искусство. Драматический театр переживает период расцвета. В отечественной литературе зародились новые художественные формы.

Культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

Особенных высот достигла религиозная философия, давшая всему периоду название философского ренессанса, с которым мы познакомимся в следующей главе моей курсовой работы.

Глава 2. Русский «ренессанс»

«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.

Культура рубежа веков реабилитировала политическую «безыдейность», этическую неопределенность, творческий индивидуализм и духовное избранничество, осужденные в свое время представителями русской демократической культуры. Это своеобразное возрождение идеалов и принципов русской классики дало основание уже современникам называть Серебряный век метафорически – русским «культурным ренессансом». Помимо прочего, в это название включалось и представление о ренессанской полноте, универсализме, культурной многомерности и энциклопедизме. Эта характеристика русского культурного Ренессанса много дает для понимания глубинных закономерностей самой эпохи Серебряного века, приведшей Россию к революции.

Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX века.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.

Условием создания интегративного стиля культуры и достижения культурного синтеза на рубеже XIX-ХХ вв. было отталкивание от дифференцирующих тенденций предшествующей эпохи, переосмысление или отвержение фактов, ограничивающих свободу творчества и творческой личности. В их числе Бердяев упоминает социальный утилитаризм, позитивизм, материализм, а также атеизм и реализм, значительно схематизировавшие философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в.

На первый план культуры стали выдвигаться задачи:

Творческого самосознания художников и мыслителей этого времени;

Творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций;

Русской демократической общественной мысли: при этом демократическому наследию противопоставлялись, в основном, элитарные концепции культуры, выдвигавшие на первый план творческую личность и индивидуальное творчество – в сфере искусства, философии, науки, морали, политики, религии, общественной жизни, житейского поведения и прочее, т.е. любых ценностей и норм;

Что же касается самих принципов русской демократической культуры, то деятели культуры Серебряного века довольно последовательно противопоставляли вульгарно трактуемому материализму – осознанный идеализм, атеизму – поэтическую религиозность и религиозную философичность, народности – индивидуализм и личностное мировосприятие, социальному утилитаризму – стремление к отвлеченной философской Истине, абстрактному Добру;

Официальных канонов православия, которому противопоставлялась «творчески понимаемая» религия – «новое религиозное сознание», софиология, мистико-религиозные искания, теософия, «богоискательство»;

Устоявшихся школ в искусстве – классического реализма в литературе, передвижничества и академизма в живописи, кучкизма в музыке, традиций социально-бытового реализма Островского в театре и т.п.; традиционализму в искусстве противопоставлялся разнообразный художественный модернизм, включающий формально-художественное новаторство, демонстративный субъективизм.

Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.

Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на вопросы российской действительности, пытаясь соединить несоединимое материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что проделанная мной работа, полностью соответствовала поставленным во введении целям и задачам. В первой главе я рассмотрела и проанализировала «серебряный век» в русской культуре, а именно в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и в живописи. Во второй главе мы ознакомились с культурным «ренессансом»,

Период с конца XIX века до начала Мировой войны вошел в историю как «серебряный век русской культуры». Мы узнали, что «серебряный век» имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводят к формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. Уходили в прошлое жизнеподобная опера, жанровая живопись. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, живопись, новый балет, театр, архитектурный модерн. Начало ХХ века отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. В живописи большое значение имело объединение «Мир искусства», ставшее художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М.А.Врубель, М.В.Нестеров и Н.К.Рерих. Важной чертой развития культуры «серебряного века» является мощный подъем гуманитарных наук.

В России в начале ХХ века был настоящий культурный «ренессанс». Россия пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения. Религиозные искания признаются теперь не только не опровергаемыми наукой, но даже подтверждаемыми ею; сближается религия с искусством: в религии усматривается ее творческая и эстетическая природа, а искусство предстает как символический язык религиозно-мистических откровений. Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, С.Н.Трубецкой, Г.П.Федотов, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др. – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе. В художественной культуре русского «ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений. «Серебряный век» завершился массовым исходом его творцов из России. Однако это не разрушило великую русскую культуру, развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые тенденции истории ХХ века.

Самое важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Русская культура все более и более являет миру себя и открывает мир для себя.

Список используемой литературы

2) Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996

3)Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000

4) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.1996

5) Кравченко А.И. Учебник по культурологии, 2004.

6)История и культурология. Учебное пособие под ред. Н.В.Шишковой. – М: Логос, 1999

7)Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала ХХ века: хрестоматия, 2001

8)Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.

9)Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4

10)Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.


П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.

А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.

Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.

Цель: Ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. Оборудование: Учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. Тип урока: Урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Актуализация Опорных Знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗатЕСаВШЕЕСЯ СтОлЕтьЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт ? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III . Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV . Работа Над Темой Урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: , акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют

Исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в россии. Начало теоретическому самоопределению русского было положено Д. С. мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти ( «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры,

Стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.