Политический плюрализм примеры. Политический плюрализм: философские, исторические и теоретические основы

Плюрализм - это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.

Политический плюрализм:

  1. признает
  2. создает необходимые условия для реализации
  3. поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Среди политических организаций, включенных в политическую систему важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. Партия имеет определённую структуру и политические цели.

Признаками партии являются:

  1. наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
  2. наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
  3. фиксированное членство;
  4. разветвленная сеть первичных местных организаций.

Под многопартийностью понимают наличие двух или нескольких партий - как общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти. Многопартийная система является важным признаком демократического государства. Это означает, что в стране существует больше одной партии.

Партии России молоды, их становление протекает в трудный период отечественной истории - переход от тоталитаризма к свободе и демократии, рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой и политической культуры населения.

Функции политических партий:

  1. политическая;
  2. социального представительства;
  3. социальной интеграции;
  4. политического реконструирования;
  5. идеологическая;
  6. электораторная;
  7. осуществлять набор новых членов.

Классификации политических партий:

  1. кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
  2. правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
  3. стабильные и неустойчивые;
  4. открытые (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
  5. революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);
  6. левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.) признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны.

Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современные мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.

Что такое плюрализм?

Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.

Что такое плюрализм в философии?

Древние мыслители выдвигали разные теории возникновения любой сущности, всё подвергали сомнению и бесконечно спорили. Поиск ответов привел к возникновению в философии трех течений.

  • монизм;
  • дуализм;

В конце 19 - начале 20 века плюрализм получил широкое распространение не только в философских кругах, но и далеко за их пределами. Плюрализм в философии – это признание того, что в мире существует большое количество мнений, которые вытекают из взаимодействия самых разных факторов. Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Причины плюрализма

Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:

  1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.
  2. Зачастую зависит от исторической эпохи.
  3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.
  4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.

Виды плюрализма

Разные варианты оценки мира и широкий круг мнений в жизненно важных областях породили разногласия во всех значимых видах жизнедеятельности. Понятие плюрализм начало использоваться чуть ли не повсеместно и вошло в обиход людей разных профессий. Массовая распространённость позволила поделить его на виды.

  • идеологический плюрализм;
  • религиозный плюрализм;
  • культурный плюрализм;
  • духовный плюрализм.

Политический плюрализм

Присутствует в обществе, где нет сплоченной власти, которая в результате разных мнений распределилась по конфликтующим группам. Плюрализм в политике – это демократическая предпосылка, по своему принципу он является конкуренцией за государственную власть, где члены разных групп постоянно отстаивают свою точку зрения. Для развития политического плюрализма во многих государствах создают определенные условия, которые выражаются в свободе средств массовой информации, в наличии оппозиции, существование многопартийности, в выборах. Признаки плюрализма в политике:

  1. Преднамеренное стимулирование многообразия жизни в обществе происходит для возникновения условий существования конкуренции и оппозиции.
  2. Элементы общества наделены равноправием и самостоятельностью.
  3. В государстве не разрешена диктатура и насилие.
  4. Любой конфликт решается мирным путем.
  5. Существует многопартийность.

Идеологический плюрализм

Идейность входит в принцип любого государства с демократическим складом. Идеологический плюрализм вобрал в себя систему мнений самых разных общественных представлений и отношений между людьми. Принцип плюрализма в идеологии подразумевает, что любой человек, или группа людей могут свободно развивать и высказывать взгляды. Идейный плюрализм предоставляет возможность осуществления идей на практике путем их распространения и защиты, активной практической работы в законодательном творчестве, которая может быть представлена на рассмотрение государственным органам.


Научный плюрализм

Парадокс научного мышления сложен из людей, которые признают только одну мысль, или тех, кто рассматривает множество вариантов и признает их все. Существование альтернатив, множество самых разных предположений и взглядов, вот что значит плюрализм в науке. Это парадигма, которая построена на рациональном мышлении, и в результате этого построения появилась некая логическая система. Плюрализм допускает, что логических систем может быть несколько и выделяется основными признаками в научной деятельности.

  • многозначность;
  • нелинейность;
  • вариативность гипотез;
  • отсутствие строгих выводов;
  • признание многообразия: много начал, миров, причин и так далее.

В науке плюрализм идет об руку с монизмом, эти понятия не могут существовать друг без друга в сфере научного мышления. Подразумевают они «разнообразное в единстве» или «единство разнообразного», то есть «в общем» человеку надо видеть «единое», и наоборот «в едином – общее». Плюрализм в науке всегда находит свои проявления в признании и возражении.

Религиозный плюрализм

В большинстве стран мира действует свобода вероисповедания. В основу религий всего мира входят учения о том, что представляемая вера это единственно верный путь. Плюрализм в религии понимается, как уважение к чужой вере. Разнообразие систем и взглядов в религии породили религиозный плюрализм, но для него характерны свои, определенные черты:

  1. Не все, но некоторые истины существуют и в других религиях.
  2. Взаимоисключающие требования правды могут быть одинаково действительны, для двух, трех и более религий. Проявляется это в форме терпимости.
  3. Признание человеком того, что требования в другой религии, если присмотреться, это несколько видоизмененные истины стародавних времен.
  4. Создание гармоничного сосуществования и улучшения понимания между представителями религий.
  5. Принятие социума религиозного разнообразия.

Культурный плюрализм

Затрагивая разнообразные сферы жизни человека, проявляется это понятие и в социальной жизни людей. Подразумевая, что человечество во всем его многообразии, многонародности имеет право на свою культуру. Право быть реализованным и удовлетворить свои культурные потребности, вот что такое культурный плюрализм. Любой человек имеет право на свободу самовыражения, свои убеждения и ценностные ориентации он может отстаивать всеми законными путями.


Плюрализм мнений

Общаясь, человек сталкивается не только с единомышленниками, но и с людьми, мнения которых могут противоположно отличаться, от его собственного. Что такое плюрализм мнений и в чем он выражается? Социальная активность индивида наблюдается в плюрализме и выражается через дискуссии и споры в любых видах совместной деятельности, а чаще, когда есть необходимость принятия коллективного решения. Это межличностное конструктивное общение.

Многообразие мнений, существование самых разных точек зрения, споров и соглашений во время какой-либо совместной деятельности приводят к реализации самых сложных задач. При этом несовпадение мнений не подразумевают конфликт, а подробные дискуссии, не только сталкивают и сопоставляют мнения, а приводят к тому, что появляется общая групповая тактика. Благодаря плюрализму мнений происходят интеллектуальные прорывы, совершаются открытия.

Духовный плюрализм

Подлинный поиск и рост человека выражается в игре с самим собой, своим подсознанием. Сущность плюрализма предполагает его проникновение во все области духовной жизни людей. затрагивает многие аспекты: социальные, религиозные, патриотические, и даже политические. Человек, охваченный им, видит больше и шире, чем тот, кто признает только одну единственно верную истину. Поиски правды свойственны многим людям, но увидеть одну строну медали, и признать при этом наличие другой под силу только плюралистам.

Понятие «духовность» нельзя отделить от потребностей, как человека, так и общества. Это накопление духовных ценностей и общественного сознания, которое подразумевает наличие разноплановых идей, теорий, концепций. Плюрализм духовности - это признание чужих традиций, и чувств. Неприкрытый плюрализм и собственные либеральные взгляды побуждают человека к активной социальной жизни и деятельности.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

Многообразие политических идей и организационных форм;

Отрицание моноцентризма;

Свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

Уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

Ограничение центральной власти, разделение властей;

Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

Идеологическое многообразие;

Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

Светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

Признание политического многообразия и многопартийности;

Равенство всех общественных объединений перед законом.

ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.

Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 6.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81-84.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240-241.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263-267.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.

Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.9.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120-122.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 130-140.

Категория «политический плюрализм» имеет достаточно широкое толкование, причиной такого является вполне объяснимое свойство самой политики, которая трактуется, как на обыденном, так и на научном уровнях, тоже очень широко. Среди этого разнообразия трактовок и интерпретаций плюрализма, можно выделить одно свойство, объединяющее все подходы к пониманию плюрализма как такового - принцип политического плюрализма выступает полным отрицанием политического монополизма в жизни общества.

Разнообразие и разнородность элементов и организации общества является одним из ключевых его параметров, но совсем не единственным. Политический плюрализм предполагает и ряд иных признаков, которые напрямую или опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом и выступают в совокупности характеристиками плюрализма как политического явления.

Например, политический плюрализм видит в конкуренции и соперничестве и лидеров не только проявление демократический власти, но и ресурс, который стимулирует развитие многообразия политических институтов общества, которые, в свою очередь, будут отражать интересы наиболее широкого социального круга людей. Такое многообразие способствует и более качественной конструкции власти, именно при такой модели обеспечивается эффективное применение системы балансов властных полномочий, сдержек, взаимоконтроля и взаимоотчетности.

Существенным признаком, который включает в себя политический плюрализм, является автономность и равноправие на социальном уровне. Только когда каждый член общества, несмотря на принадлежность к какому-либо политическому институту, будет свободен в политическом выборе, только тогда в обществе в целом создаются необходимые условия для развития политического творчества масс, рационального поиска наиболее эффективных путей развития для всего общества.

Политический плюрализм предполагает также отказ от насилия и диктата, как форм ведения и организации политического взаимодействия между агентами политической деятельности. Разрешение политических противоречий и конфликтов на основе плюралистического подхода предусматривает возможность решения проблем только мирными средствами. При этом всегда признается возможность нахождения компромисса, консенсуса, но, даже если такой вариант невозможен, обязательными принципами политического взаимодействия остаются терпимость к политическому оппоненту, взаимное уважение личности.

Институциональным проявлением плюрализма в любом обществе является многопартийность. Под ней понимается легальное действие на политическом поле в рамках закона, двух и более политических партий, представляющих интересы каких-либо социальных слоев общества. При этом не надо смешивать многопартийность как систему организации политической власти в стране, когда она выступает, например, только как вынужденная мера некоторых политических сил, создания блока или коалиции ради удержания власти.

Кроме того, общепризнано, что более эффективны с точки зрения выработки рациональных подходов к формулированию перспективных задач развития всего общества. Хотя и они не идеальны. Многочисленные примеры организации политической жизни в странах Запада, дают возможность убедиться в том, что при формальной декларации политического плюрализма в этих странах, многие независимые политические агенты просто не в состоянии не только получить властные полномочия и формальные атрибуты власти, но не могут даже получить доступ к средствам массовой информации, чтобы публично выразить свои и предпочтения.

Важным принципом демократического государства является идеологический и политический плюрализм. Рассмотрим, во-первых, идеологический плюрализм.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему правовых, философских, политических, религиозных взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми.

"В РФ признается идеологическое многообразие", - гласит К. РФ в ч.1 ст.13.

Плюрализм в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.

Первая часть данной статьи связана с рядом других конституционных предписаний. Это ст.14; ст.28, устанавливающая свободу совести, свободу вероисповедания; ст.29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации; ст.44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Также К. РФ провозглашает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч.2 34 ст.13).

Данное правило относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины, марксизм-ленинизм и др.).

Кудрявцев В.И. отмечает, что "при этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного изменения конституционного строя России (ст.134-137 К. РФ) .

Убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

В целесообразности и справедливости недопущения господства одной идеологии в государстве убеждает опыт всех стран, где такое господство имело место. Оно было связано с подавлением интересов больших социальных групп, прав и свобод личности, теоретически беспомощно и резко снижало эффективность всей общественной и гос. системы, в рамках которой это происходило.

В ч.2 ст.14 указано, что "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего, это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц, с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в гос. дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.д. Так, в ФЗ от 26.09. 1997 "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливается, что запрещено создание религиозных объединений в органах гос. власти, других гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, гос. и муниципальных организациях (п.3 ст.6).

Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества. Ст.11 данного ФЗ регламентирует порядок гос. регистрации религиозных организаций.

Таким образом, установление в К. РФ принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Во-вторых, в демократическом государстве имеет место политический плюрализм.

"Плюрализм … является одной из качественных характеристик демократии, - утверждает Парникель Ю.Л. . - Он предикат, раскрывающий состояние объективных общественных отношений"1.

1 Парникель Ю.Л. Политический плюрализм: условия становления в Российском обществе. Псков, 1999, с.27.

Предварительным условием признания данного принципа в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации путем постепенного создания в РФ многопартийной системы.

К. РФ провозглашает, что в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13). Общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Политический плюрализм в любых его вариантах возможен при условии поведения людей, основанного на единой правовой базе. По словам Парникеля Ю.Л., "эта база сходным образом должна детерминировать поведение как отдельных граждан, так и различных политических партий и общественных объединений"

Итак, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политической партии и особенностями создания, деятельности и реорганизации и ликвидации политических партий, а также отношения, связанные с деятельностью общественных объединений, регулируются ФЗ от 11.07. 2001 "О политических партиях" и ФЗ от 19.05. 1995 "Об общественных объединениях".

Согласно ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

В данном ФЗ устанавливаются принципы создания и деятельности общественных объединений (ст.15), порядок ликвидации и реорганизации (гл.2), порядок гос. регистрации (ст.21), права и обязанности общественных объединений (гл.3), определяется собственность общ. объединения (гл.4).

В соответствии с данным ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является политическая партия.

Согласно ФЗ "О политических партиях", политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления (п.1 ст.3).

Деятельность политических партий основывается на принципах равноправия, добровольности, гласности, законности и самоуправления (п.1 ст.8). Также ФЗ предусмотрены ограничения на создание и деятельность политических партий (ст.9).

Политическая партия подлежит гос. регистрации в соответствии в ФЗ "О гос. регистрации юрид. лиц" (п.1 ст.15).

Политическая партия должна иметь устав политической партии (ст.21) и программу политической партии (ст.22).

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии (п.1 ст.24).

В данном ФЗ установлены права и обязанности политических партий

(гл.5), а также порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий (гл.9).

Ученый Парникель Ю.Л. в своей монографии установил, что "основной целью партии является борьба за власть". С целью приобретения сторонников происходит "вовлечение граждан в активную политическую деятельность. Партия предоставляет своим сторонникам возможность встречаться, проводить обсуждения, участвовать в политических акциях и кампаниях, в целом учиться политике… Партии выполняют объединительную, общенациональную миссию путем обращения к людям разных рас, возрастов, наций, конфессий, социальных групп и классов, в известной мере сглаживая социальные конфликты и напряженности".

Конституционные положения о политических партиях в К. РФ более кратки, нежели в новых конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст.21 Основного Закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: ". Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе.2. Партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, антиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд.3.

Подробности регулируются федеральными законами".

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Плюрализм призван наполнить свободу личности, общественную и гос. жизнь в целом богатством содержания и выбора, стимулировать политическое и социальное творчество, предприимчивость и соревновательность граждан и их объединений и тем самым способствовать развитию общества и государства.

Парникель Ю.Л. утверждает, что плюрализм в политике очень необходим. При этом он полагает, что "не подкрепленная в экономической сфере любая успешная политическая деятельность субъекта управления обществом не в состоянии обеспечить долговременную социальную стабильность. Более чем десятилетний путь развития России в конце 19 столетия доказал это вполне определенно" .

Дзодзиев В. считает также, что "подлинная демократизация России требует глубокого качественного обновления политической элиты". Вот тогда, возможно, и создастся благоприятная обстановка для нормального функционирования политической системы в целом.