Башкиры что за нация ик кому относиться. Попов Н.С. Религиозные верования народов Поволжья и Приуралья. Башкирия в Великую Отечественную войну

В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.

Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.

Численность в мире — около 2 миллионов человек.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир. Национальный язык — башкирский.

Традиционная религия — ислам суннитского толка.

Башкиры

Существует несколько толкований этнонима башҡорт:

По версии исследователей XVIII века В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк». В 1847 году историк-краевед В. С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл». Согласно «Исторической записке о местности прежней уфимской провинции, где был центр древней Башкирии», изданной в Санкт-Петербурге в 1867 году, слово башҡорт означает «глава Урала».

Российский историк и этнограф А. Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ». Согласно Д. М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа, этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны. У башкирского историка Р. Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».

По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик. Антрополог и этнолог Р. М. Юсупов считал, что этноним башҡорт, интерпретируемый в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время имел ираноязычную основу в форме бачагург, где бача — «потомок, ребёнок, дитя», а гург — «волк». Другой вариант этимологии этнонима башҡорт по мнению Р. М. Юсупова связан также с иранским словосочетанием бачагурд, и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей».

В этом случае бача переводится так же как «дитя, ребёнок, потомок», а гурд — «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд — бачгурд — бачгорд — башҡорд — башҡорт. Башкиры
РАННЯЯ ИСТОРИЯ БАШКИР

Советский филолог и историк античности С. Я. Лурье считал, что «предшественники современных башкир» упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев. «Отец истории» Геродот сообщал, что аргиппеи обитают «у подножия высоких гор». Описывая образ жизни аргиппеев Геродот писал: «…Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик, …плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает чёрный сок под названием „асхи“. Сок этот они …пьют, смешивая с молоком. Из гущи „асхи“ они приготовляют лепёшки». С. Я. Лурье соотносил слово «асхи» с тюркским «ачи» — «кислый». По версии башкирского языковеда Дж. Г. Киекбаева слово «асхи» напоминает башкирское «әсе һыуы» — «кислая жидкость».

О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть». Знаменитый востоковед Заки Валиди предполагал, что башкиры упоминаются в труде Клавдия Птолемея (II век н. э.) под именем скифского рода пасиртаев. Интересные сведения о башкирах встречаются и в китайских хрониках дома Суй. Так, в Суй Шу (англ.)русск. (VII в.) в «Повествовании о теле» перечисляются 45 племён, названных составителями телесскими, и среди них упоминается и племена алан и башукили.

Башукили отождествляют с этнонимом башҡорт, то есть с башкирами. В свете того, что предки теле были этническими наследниками гуннов, представляет интерес и сообщение китайских источников о «потомках старых гуннов» в бассейне Волги в VIII—IX веках. В числе этих племён перечисляются Бо-хан и Бей-дин, которые, предположительно, отождествляются, соответственно, с волжскими булгарами и башкирами. Крупный специалист по истории тюрков М. И. Артамонов считал, что башкиры также упоминаются в «Армянской географии» VII века под именем бушков. К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. Саллам ат-Тарджуман (IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), ал-Андалузи (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абульфред (XIV в.) и другие писали о башкирах. Первое сообщение арабских письменных источников о башкирах принадлежит путешественнику Салламу ат-Тарджуману.

Около 840 года он посетил страну башкир и указал её примерные пределы. Ибн Русте (903 год) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к правителю волжских булгар. Он побывал среди башкир в 922 году. Башкиры, по утверждению Ибн Фадлана, были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек», включая военную охрану) «остерегались… с величайшей опасностью». Они занимались скотоводством.

Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех и находился с остальными «в согласии и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам.

В составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания. По свидетельству Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке были печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы. Другой арабский автор — Аль-Масуди (умер, примерно, в 956 году), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминал башкир. Средневековый географ Шариф Идриси (умер в 1162 году) сообщал, что башкиры жили у истоков Камы и Урала. Он говорил о городе Немжан, расположенного в верховьях Лика. Башкиры там занимались плавкой меди в печах, добывали лисьи и бобровые меха, ценные камни.

В другом городе Гурхан, расположенном в северной части реки Агидель, башкиры делали предметы искусства, седла и оружие. Другие авторы: Якут, Казвини и Димашки сообщали «о горном хребте башкир, находящемся в седьмом климате», под которым они, как и другие авторы, имели в виду Уральские горы. «Земля башкард лежит в седьмом климате» — писал Ибн-Саид. У Рашид-ад-Дина (умер в 1318 году) башкиры упоминаются 3 раза и всегда в числе крупных народов. «Точно также народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях…, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, русов, черкесов, башкир Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары».

Махмуд ал-Кашгари в своём энциклопедическом «Словаре тюркских языков» (1073/1074 гг.) в рубрике «об особенностях тюркских языков» перечислял башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов. «А язык башкир», — писал он, «очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и другим, то есть тюркский».

Старшина башкирского селения

Башкиры в Венгрии

В IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули родовые подразделения нескольких древнебашкирских родов, таких как Юрматы, Еней, Кесе и ряда других. Они вошли в состав древневенгерской конфедерации племён, которая располагалась в стране Леведия, в междуречье Дона и Днепра. В начале X века венгры вместе с башкирами под предводительством князя Арпада перешли через Карпатские горы и завоевали территорию Паннонии, основав Венгерское королевство.

В X веке первые письменные сведения о башкирах Венгрии встречаются в книге арабского учёного Аль-Масуди «Мурудж аз-захаб». Он называет и венгров, и башкир башгирдами или баджгирдами. По мнению известного тюрколога Ахмад-Заки Валиди, численное доминирование башкир в венгерской армии и переход политической власти в Венгрии в руки верхушки башкирских племен Юрматы и Еней в XII в. привели к тому, что этноним «башгирд» (башкир) в средневековых арабских источниках стал служить для обозначения всего населения Венгерского королевства. В XIII веке Ибн Саид аль-Магриби в книге «Китаб баст аль-ард» делит жителей Венгрии на два народа: башкир (башгирд) — тюркоязычных мусульман, которые проживают южнее реки Дунай, и венгров (хункар), которые исповедуют христианство.

Он пишет, что у этих народов разные языки. Столицей страны башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии. Абу-ль-Фида в произведении «Таквим аль-булдан» пишет, что в Венгрии башкиры жили на берегах Дуная по соседству с германцами. Они служили в знаменитой венгерской коннице, наводившей ужас на всю средневековую Европу. Средневековый географ Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини (1203—1283) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Он так описывает башкир: «Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей.

Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определённое жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнем, не находя нигде сопротивления».

Башкиры

МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Первое сражение башкир с монголами произошло в 1219—1220 годах, когда Чингисхан во главе огромного войска провел лето на Иртыше, где были летние пастбища башкир. Противостояние двух народов продолжалось долго. С 1220 по 1234 год башкиры беспрерывно воевали с монголами, фактически, сдерживая натиск монгольского нашествия на запад. Л. Н. Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая Степь» писал: «Монголо-башкирская война тянулась 14 лет, то есть значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий западный поход…

Башкиры неоднократно выигрывали сражения и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний…». Башкиры получают право бийства (ярлыки), то есть, фактически, территориальную автономию в составе империи Чингисхана. В правовой иерархии Монгольской империи башкиры занимали привилегированное положение как народ, обязанный каганам прежде всего военной службой, и сохраняющий собственную родоплеменную систему и управление. В правовом отношении возможно вести речь лишь об отношениях сюзеренитета-вассалитета, а не «союзных». Башкирские конные полки приняли участие в рейдах Батый-хана на северо-восточные и юго-западные русские княжества в 1237—1238 и 1239—1240 годах, а также в Западном походе 1241—1242 годов.

В составе Золотой Орды В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды. 18 июня 1391 года при реке Кондурче состоялась «Битва народов». В сражении столкнулись армии двух мировых держав того времени: хана Золотой Орды Тохтамыша, на стороне которого выступили башкиры, и эмира Самарканда Тимура (Тамерлана). Битва закончилась поражением золотоордынцев. После распада Золотой Орды территория исторического Башкортостана входила в состав Казанского, Сибирского ханств и Ногайской Орды.

Присоединение Башкортостана к России Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану.

Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой. Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства. Разгромив Казань, Иван Грозный обратился к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем.

Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.). В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них (примечательно, что кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.

О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщенной П. И. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»: «…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки (коя после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются». Рычков в книге «Топография Оренбургская» писал: «Башкирский народъ въ подданствожъ Россiйское пришелъ». Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».

С 1557 до 1798 годы — в течение более чем 200 лет — башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии; будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Башкирские восстания При жизни Ивана Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь» (башк. Аҡ батша). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле — встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704—11/25 гг.

Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама. После восстания 1704—11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) — подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.

В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704—11 гг., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны. Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам. По подсчётам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.

Следующее восстание разразилось в 1755—1756 гг. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника — взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны.

Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.

При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду. Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва: один из руководителей этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Башкирское войско Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года.

По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны.

Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м. Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства.

Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска.

Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.» С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкортостан стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе отпала.

В ходе реформ 1860—1870-х гг. в 1864—1865 гг. кантонная система была отменена, и управление башкирами и их припущенниками перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. Правда, за башкирами оставались преимущества в области землепользования: норматив для башкир был 60 десятин на душу населения, при 15 десятинах для бывших крепостных.

Александр 1 и Наполеон, рядом представители башкир

Участие башкир в Отечественной войне 1812 года Всего в войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. участвовало 28 пятисотенных башкирских полков.

Кроме того, башкирское население Южного Урала выделило для армии 4139 лошадей и 500000 рублей. Во время заграничного похода в составе русской армии в Германии, в городе Веймер, с башкирскими воинами встретился великий немецкий поэт Гёте, которому башкиры подарили лук со стрелами. Девять башкирских полков вошли в Париж. Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами».

В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Эскадрон», «Кахым туря», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «любезники, молодцы». Имеются данные по некоторым воинам, награжденным серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812—1814 гг.», — Рахмангул Бараков (д. Биккулово), Сайфутдин Кадыргалин (д. Байрамгулово), Нурали Зубаиров (д. Кулуево), Кундузбай Кулдавлетов (д. Субхангулово — Абдырово).

Памятник башкирам участникам войны 1812 года

Башкирское национальное движение

После революций 1917 года проходят Всебашкирские курултаи (съезды) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 15 ноября 1917 года Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний территориально-национальной автономии Башкурдистан.

В декабре 1917 года делегаты III Всебашкирского (учредительного) съезда, представлявшие интересы народонаселения края всех национальностей, единогласно проголосовали за утверждение постановления (Фармана № 2) Башкирского областного шуро о провозглашении национально-территориальной автономии (республики) Башкурдистан. На съезде было образовано правительство Башкортостана, предпарламент — Кесе-Курултай и другие органы власти и управления, а также были приняты решения о дальнейших действиях. В марте 1919 г. на основании Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Автономная Башкирская Советская Республика.

Образование Республики Башкортостан 11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. 31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в её составе и Приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.

Этногенез башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа: тюркская финно-угорская иранская

Пермские башкиры
Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. М. С. Акимова выделила у башкир четыре основных антропологических типа: субуральский понтийский светлый европеоидный южносибирский

Наиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южносибирский. Южносибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюркскими племенами IX—XII веков и кыпчаками XIII—XIV веков.

Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Башкирская культура

Традиционные занятия и ремёсла Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева, металла. Башкиры занимались производством наконечников стрел, копий, ножей, элементов конской сбруи из железа. Из свинца отливали пули и дробь для ружей.

Башкиры имели своих кузнецов и ювелиров. Из серебра производились подвески, бляшки, украшения для женских нагрудников и головных уборов. Металлообработка базировалась на местном сырье. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Русский историк М. Д. Чулков в своей работе «Историческое описание Российской коммерции» (1781—1788 гг.) отмечал: «В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 г. бунта им уже не позволялось». Примечательно, что горное училище в Санкт-Петербурге — первое высшее горно-техническое учебное заведение в России, предложил создать башкирский рудопромышленник Исмагил Тасимов. Жилище и быт Дом башкира (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века.

Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта (тирмә). Башкирская кухня Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.

Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.

Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.

Башкирский национальный костюм

Традиционная одежда башкир весьма вариативна в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яға, һаҡал), чересплечные украшения-перевязи (эмейҙек, дәғүәт), наспинники (иңһәлек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный ҡашмау, девичья шапочка таҡыя, меховой ҡама бүрек, многосоставный кәләпүш, полотенцеобразый таҫтар, часто богато украшенный вышивкой. Весьма красочно украшенное головное покрывало ҡушъяулыҡ.

Среди мужских: меховые шапки-ушанки (ҡолаҡсын), лисьи шапки (төлкө ҡолаҡсын), капюшон (көләпәрә) из белого сукна, тюбетейки (түбәтәй), войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир: ҡата и сарыҡ, кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ҡата и женские «сарыки» украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги (итек, ситек), и лапти (сабата) (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда.

Это часто богато украшенный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой халат елән, аҡ саҡман (который к тому же нередко служил и головным покрывалом), безрукавные «камзулы», украшенные яркой вышивкой, и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени (саҡман), полукафтаны (бишмәт). Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских, хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья).

У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканные (до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож в деревянных, обшитых кожей, ножнах (бысаҡ ҡыны).

Башкирские народные обычаи,

Свадебные обычаи башкир Помимо свадебного празднества (туй) известны религиозные (мусульманские): ураза-байрам (ураҙа байрамы), курбан-байрам (ҡорбан байрамы), мавлид (мәүлид байрамы), и другие, а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ — сабантуй (һабантуй) и каргатуй (ҡарғатуй).

Национальные виды спорта К национальным видам спорта башкир относятся: борьба куреш, стрельба из лука, метание копья и охотничьего кинжала, конные скачки и бега, перетягивание каната (аркана) и другие. Среди конных видов спорта популярны: байга, джигитовка, конные пробеги.

В Башкортостане популярны конноспортивные народные игры: аузарыш, кот-алыу, кук-буре, кыз кыуыу. Спортивные игры и состязания являются неотъемлимой частью физического воспитания башкир, и на протяжении множества веков входят в программу народных праздников. Устное народное творчество Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни.

Одним из древних видов устной поэзии был кубаир (ҡобайыр). Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны (сәсән), соединяющие в себя дар поэта и композитора. Среди песенных жанров встречались народные песни (йырҙар), обрядовые песни (сеңләү).

В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные (оҙон көй) и короткие (ҡыҫҡа көй), в котором выделялись плясовые (бейеү көй), частушки (таҡмаҡ). У башкир имелась традиция горлового пения — узляу (өзләү; также һоҙҙау, ҡайҙау, тамаҡ ҡурайы). Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. С

реди музыкальных инструментов наиболее распространены были кубыз (ҡумыҙ) и курай (ҡурай). Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрумент думбыра.

Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!».

Башкирский эпос

Ряд эпических произведений башкир под названием «Урал-батыр», «Акбузат» сохранили пласты древней мифологии индоиранцев и древних тюрков, и имеет параллели с Эпосом о Гильгамеше, Ригведой, Авестой. Так, эпос «Урал-батыр» по мнению исследователей несёт в себе три пласта: архаичный шумерский, индоиранский и древнетюркский языческий. Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыйкурпяс и Маянхылу», встречаются также у других тюркских народов.

Башкирская литература Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям XI века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная.

В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.

С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдарa (1710—1814), Шамсетдина Заки (1822—1865), Гали Сокороя (1826—1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831—1895), Мажита Гафури (1880—1934), Сафуана Якшигулова (1871—1931), Даута Юлтыя (1893—1938), Шайхзады Бабича (1895—1919) и многих других.

Театральное искусство и кинематограф

В начале XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр от-крылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкир-ской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. В 30-х годах в Уфе появилось ещё несколько театров — кукольный, театр оперы и балета. Позднее го-сударственные театры открылись в других городах Башкортостана.

Башкирское просветительство и наука Период, который охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М. Бекчурин, А. Куватов, Г. Кииков, Б. Юлуев, Г. Сокорой, М. Уметбаев, Акмулла, М.-Г. Курбангалиев, Р. Фахретдинов, М. Баишев, Ю. Бикбов, С. Якшигулов и другие.

В начале XX века сформировались такие деятели башкирской культуры, как Ахметзаки Валиди Тоган, Абдулкадир Инан, Галимьян Таган, Мухаметша Бурангулов.

Религия Мечеть в башкирской деревне Яхъя. Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.

С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного башкира, исповедующего ислам. По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская».

В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой, Ика, Дёмы, Таныпа». Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учёбу. Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-е годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.

К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком. Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.

Башкирский язык, Башкирская письменность Национальный язык — башкирский.

Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный. Распространён на территории исторического Башкортостана. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7 % от общего числа башкир, указаваших родные языки).

Татарский язык назвали родным 230 846 башкир (14,6 %). Русский язык является родным для 216 066 башкир (13,7 %).

Расселение башкир Численность башкир в мире — около 2 млн человек. В России, по данным переписи 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 172 287 — в Башкортостане.

Башкиры составляют 29,5 % населения республики Башкортостан. Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры живут во всех субъектах Российской Федерации, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья.

За пределами Республики Башкортостан в настоящее время проживает до трети всех башкир.

_________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Башкиры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Кузеев Р. Г. Башкиры: Историко-этнографический очерк / Р. Кузеев, С. Н. Шитова. — Уфа: Ин-т истории, яз. и лит., 1963. — 151 с. — 700 экз. (в пер.) Кузеев Р. Г.

Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. — М.: Наука, 1974. — 571 с. — 2400 экз. Руденко С. И.

Башкиры: историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006. — 376 с. Кузеев Р. Г.

Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С. 428. Янгузин Р.3.

Этнография башкир (история изучения). — Уфа: Китап, 2002. — 192 с.

История Башкортостана с древнейших времен до XVI века [Текст] / Мажитов Н. А., Султанова А. Н. — Уфа: Китап, 1994. — 359с. : ил. — Библиогр.в примеч.в конце глав. — ISBN 5-295-01491-6

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод, комментарий и редакция академика И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1939 Заки Валиди Тоган.

История башкир Рашид-ад-Дин «Сборнике летописей» (Т. 1. Кн. 1. М.; Л., 1952) «Девону луготит турк». 1 том. Тошкент. С. 66 б Насыров И. «Башкирды» в Паннонии // Ислам. — М., 2004. — № 2 (9). С. 36-39.

История башкир. Статья на сайте «Башкортостан 450» Л. Н. Гумилёв.

«Древняя Русь и Великая Степь» (135. Схема хода событий)

Рычков Пётр Иванович: «Топография Оренбургская» СПб., 1762 стр. 67 Салават Юлаев в Краткой энциклопедии

Башкортостан Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М. А. Ильгамов. Т.1: А—Б. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. Акимова М. С.

Антропологические исследования в Башкирии //Антропология и геногеография. М., 1974 Р. М. Юсупов «Башкиры: этническая история и традиционная культура»

САЙТ Википедия.

2) Происхождение башкирского народа.

3) Первые сведения о башкирах.

4) Саки, скифы, сарматы.

5) Древние тюрки.

6) Половцы.

7) Чингизхан.

8) Башкортостан в составе Золотой Орды.

10) Иван Грозный.

11) Присоединение башкир к Русскому государству.

12) Башкирские восстания.

13) Башкирские племена.

14) Верование древних башкир.

16) Принятие Ислама.

17) Письменность у башкир и первые школы.

17) Возникновение башкирских аулов.

18) Возникновение городов.

19) Охота и рыболовство.

20) Земледелие.

21) Бортничество.

22) Влияние Гражданской войны на экономическую и общественную жизнь Башкирии

1) Происхождение башкирского народа. Формирование, становление народа происходит не сразу, а постепенно. В восьмом веке до нашей эры на Южном Урале жили ананьинские племена, которые постепенно расселились и на другие территории. Учёные считают, что ананьинские племена прямые предки коми-пермяков, удмуртов, марийцев, а потомки ананьинцев приняли участие в происхождении чувашей, поволжских татар, башкир и других народов Урала и Поволжья.
Башкиры как народ не переселились откуда-либо, а формировалась в результате очень сложного и длительного исторического развития на местах коренных племен, в процессе контактов и скрещивания их с пришлыми племенами тюркского происхождения. Это савроматы, гунны, древние тюрки, печенеги, половцы и монгольские племена.
Полностью процесс становления башкирского народа завершается в конце XV - в первой половине XVI века.

2) Первые сведения о башкирах.

Первые письменные свидетельства о башкирах относят к IX - Х векам. Особенно важны свидетельства арабского путешественника Ибн-Фадлана. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем в районе нынешнего города Уральска оно переправилось через реку Яик и сразу же вступило в “страну башкир из числа тюрок””.
В ней арабы переправились через такие реки, как Кинель, Ток, Сараи, а за рекой Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.
Ближайшими соседями башкир на западе были булгары, а на юге и востоке - грозные кочевые племена гузов и кыпчаков. Башкиры вели активную торговлю с Китаем, с государствами Южной Сибири, Средней Азии и Ирана. Они продавали купцам свои меха, железные изделия, скот и мед. В обмен получали шелка, серебряные и золотые украшения, посуду. Проезжавшие через страну башкир купцы и дипломаты оставили рассказы о ней. В этих рассказах упоминается, что города башкир состояли из наземных бревенчатых домов. На башкирские поселения устраивали частые набеги соседи булгары. Но воинственные башкиры старались встретить врагов еще на границе и не подпускали их близко к своим селениям.

3) Саки, скифы, сарматы.

2800 - 2900 лет назад на Южном Урале появился сильный могущественный народ - саки. Главным их богатством были кони. Знаменитая сакская конница стремительными бросками захватывала плодородные пастбища для своих многочисленных табунов. Постепенно степи Восточной Европы от Южного Урала до берегов Каспийского, Аральского морей и юг Казахстана стали сакскими.
Среди саков были особенно богатые семьи, у которых в табунах было несколько тысяч лошадей. Богатые семьи подчинили себе бедных сородичей и выбрали царя. Так возникло сакское государство.

Все саки считались рабами царя, а все их богатство было его собственностью. Считалось, что даже после смерти, он становятся Царем, но только в другом мире. Хоронили царей в больших глубоких могилах. В ямы опускали бревенчатые срубы - дома, вовнутрь клали оружие, посуду с едой, дорогие одежды и другие вещи. Все было изготовлено из золота и серебра, чтобы в подземном мире никто не сомневался в царском происхождении похороненного.
Целое тысячелетие господствовали саки и их потомки на широких степных просторах. Затем они разделились на несколько отдельных групп племен и стали жить отдельно.

Скифы были кочевым народом степей, необъятных пастбищных угодий, протянувшихся через Азию от Маньчжурии до России. Скифы существовали разводя животных (овец, крупный рогатый скот и лошадей) и отчасти занимались охотой. Китайцы и греки описывали скифов как свирепых воинов, которые составляли единое целое со своими быстроногими малорослыми конями. Вооруженные луком и стрелами скифы сражались верхом. Согласно одному из описаний, они снимали с врагов скальпы и хранили их в качестве трофея.
Богатые скифы были покрыты сложной татуировкой. Татуировка была свидетельством принадлежности человека к знатному роду, а её отсутствие было признаком простолюдина. Человек с нанесёнными на тело узорами превращался в “ходячее” произведение искусства.
Когда умирал вождь, его жену и слуг убивали и хоронили вместе с ним. Вместе с вождём хоронили и его лошадей. Множество очень красивых изделий из золота, найденных в захоронениях, говорят о богатстве скифов.

Кочуя вдоль границ зауральской степи лесостепи, саки соприкасаются с жившими там полукочевыми племенами. По мнению многих современных исследователей, это были финно-угорские племена - предки марийцев, удмуртов, коми-пермяков и, возможно, венгров-мадьяр. Взаимодействие саков и угров завершилось в IV веке до нашей эры появлением на исторической арене сарматов.
Во втором веке до нашей эры сарматы завоевали Скифию и опустошили её. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с саками.
Известный историк Н. М. Карамзин писал о сарматах. “Рим не стыдился золотом покупать дружбу сарматов”.
Скифы, саки и сарматы говорили на иранском языке. В башкирском языке имеются древнейшие иранизмы, то есть слова, вошедшие в лексику башкиров из иранского языка: кыяр (огурец), камыр (тесто), такта (доска), быяла (стекло), бакта (шерсть - линька), hике (нары), шишмэ (родник, ручей).

4) Древние тюрки.

В VI - VII веках из степей Центральной Азии постепенно передвигались на запад новые орды кочевников. Тюрки создали огромную империю от Тихого океана на востоке до северного Кавказа на западе, от лесостепных районов Сибири на севере до границ Китая и Средней Азии на юге. В 558 году Южный Урал уже находился в составе государства тюрков.

Верховным божеством у тюрков было Солнце (по другим версиям - небо) Его называли Тенгре. Тенгре были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества. Огонь, как считали древние тюрки, очищал человека от всех грехов и дурных мыслей. Вокруг ханской юрты и днем, и ночью горели костры. Никто не смел приблизиться к хану, пока не проходил через огненный коридор.
Тюрки оставили глубокий след в истории народов Южного Урала. Под их влиянием образовывались новые племенные союзы, которые постепенно переходили к оседлому образу жизни.

5) Во второй половине IX века через степи Южного Приуралья и Заволжья проходит новая волна тюркоязычных кочевников - печенегов. Они были вытеснены из Средней Азии и Приаралья потерпев поражение в войнах за обладание оазисами Сырдарьи и Северного Приаралья. В конце IX века печенеги и родственные им племена становятся фактическими хозяевами степей Восточной Европы. В состав печенегов, обитавших в степях Заволжья и Южного Приуралья входили и башкирские племена. Являясь органической частью заволжских печенегов башкиры IX - XI веков ни своим образом жизни, ни культурой, по-видимому, не отличались от печенегов.

Половцы - это тюрки-кочевники, которые появились в середине XI века в степях Урала и Волги. Сами половцы называли себя кыпчаками. Они подступили к границам Руси. Со временем их господства степь стала называтся Дешти-Кыпчак, Половецкая степь. Об временах господства половцев ваяния - каменные “бабы”, стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются “бабами”, среди них преобладают изображения воинов-героев - родоначальников половецких племён.
Половцы выступили как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья. Половцы были как союзниками, так и врагами русских племён. Многие из половцев стали родственниками русских князей. Так, Андрей Боголюб-ский был сыном половчанки, дочери хана Аепы. Князь Игорь, герой “Слова о полку Игореве”, до своего похода 1185 года на половцев сам приглашал половцев принять участие в военных набегах на Русь.
В XIII - XIV веках территория Приуралья и Зауралья была заселена кыпчаками. Они вступали в родственные связи с другими племенами населявшими этот район.

6) Чингисхан был сыном вождя небольшого монгольского племени. В восемь лет он остался сиротой. Когда отец Чингисхана увидел на ладони младенца большое родимое пятно, он посчитал это признаком того, что сын станет великим воином.
Настоящее имя Чингисхана - Темучин. Его заслугой было то, что он объединил в один межплеменной союз мало связанные друг с другом кочевые племена. Всю свою жизнь он посвятил созданию империи. Война была орудием этого строительства. Пеших воинов в войске монголов не было: каждый имел двух коней, одного для себя, другого - для поклажи. Жили, кормясь за счёт покорённого населения.

Города, если их население сопротивлялось, беспощадно уничтожались вместе со всеми жителями. Правда, если они сдавались без борьбы, их могла ждать пощада. Чингисхан и его армия приобрели такую известность своей жестокостью, что многие предпочитали сдаваться ему без боя.
Войска Чингисхана преодолели Великую Китайскую стену и захватили вскоре весь Китай. В 1215 году был захвачен Пекин и весь Китай стал частью великой монгольской империи.
В 20-х годахXIII века Чингисхан со своей ордой подошёл к окраинным городам Руси. Хотя русские города были хорошо укреплены, они не могли сдержать натиска монголов. Победив объединённые силы русских и половецких князей в 1223 году в битве на Калке, монгольское войско опустошило территорию между Доном и Днепром к северу от Азовского моря.

В тринадцатом веке к Южному Уралу подошли многочисленные войска грозного Чингисхана. Силы были неравны, в нескольких боях башкиры были разбиты. В знак примирения в ставку монгольского хана прибыл башкирский вождь Муйтан хан, сын Туксоба хана. Он привез с собой дорогие подарки, в том числе и тысячи голов скота. Чингисхан остался доволен дорогими подарками и наградил хана грамотой на вечное владение им и его потомками землями, через которые протекает река Белая. Обширные земли, отданные под власть Муйтан хана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX - XII веков.
Но широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде “Последний из Сартаево рода”, повествующей о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, весь свой род, но до конца остался непокоренным.

— тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли: коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

История народа

Время Золотой Орды.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак - дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:
— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;
— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;
— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;
— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников.
Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти.В 15 веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом требуя выплаты ясака все в больших объемах.

Присоединение к России.

В 16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование.После чего Иван Грозный обратившись к народам покоренными Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 г башкирские Земли приняли подданство России.

Восстание под началом Е. Пугачева.

Дальнейшее развитие Башкирии было тесно связана с историей России. Бесконечные попытки захвата России со стороны европейских государств требовали от нее огромного напряжения людских и государственных ресурсов. Это было связано с чрезмерной эксплуатацией рабочих и крестьян. 17.09 1773 г. беглый донской казак Емельян Пугачев объявив себя царем Петром 3. зачитал манифест форпосту яицкого гарнизона. С отрядом в 60 чел. захватил г. Яицк. Это стало началом восстания. Башкирский народ эксплуатируемый местными феодалами и поборами ясака присоединились к восстанию. Салават Юлаев зачитав манифест Пугачева призвал башкирских крестьян присоединиться к восстанию. Скоро весь башкирский край был охвачен пламенем борьбы. Но плоховооруженые крестьяне не смогли противостоять правительственными войскам прибывшим из Санкт-Петербурга. Вскоре восстание было подавлено. Салават Юлаев проведя на каторге более 25 лет умер. Е. Пугачев захвачен в плен и казнен.

Башкирия в Великую Отечественную войну.

В годы В.О.В Башкортостан стал одной из основных территорий СССР на которые были эвакуированы предприятия и население. Регион обеспечивал фронт оружием, ГСМ, продовольствием и снаряжением. В годы войны республика разместила около 109 заводов, десятки больниц, множество центральных гос. и хозяйственных учреждении, 279 тыс. эвакуированных.
Несмотря на то что работоспособное мужское население признано на войну сельское хозяйство усилиями подростков и женщин продолжала снабжать фронт продовольствием и продуктами животноводства.

Российская Федерация - многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В есть такой субъект РФ - Республика Башкортостан. Она входит в Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Что за народ - башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина - на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

История народа

По утверждениям ученых, древних башкир описывали еще Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец Истории» называл их аргиппеями и указывал, что этот народ одевается по-скифски, но говорит на особом наречии. Китайские же хроники причисляют башкир к племенам гуннов. В «Книге Суй» (седьмое столетие) упоминаются народности Бей-Дин и Бо-Хан. Их можно идентифицировать как башкир и волжских булгар. Больше ясности вносят средневековые арабские путешественники. Приблизительно в 840 году Саллам ат-Тарджуман посетил край, описал его пределы и быт жителей. Он характеризует башкир как независимый народ, обитающий по обоим склонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Это были полукочевые скотоводы, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и анимизм, который исповедовали древние башкиры. Религия их подразумевала двенадцать богов: лета и зимы, ветра и дождя, воды и земли, дня и ночи, лошадей и людей, смерти. Главным над ними был Дух неба. В верования башкир также входили элементы тотемизма (некоторые племена почитали журавлей, рыб и змей) и шаманизма.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена - кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри - по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами - злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.