Государственное устройство. Молдова - унитарное государство. Государственное устройство и политическая система молдавии

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

Республика Молдова является независимым государством на юго-востоке Европы. Ее территория составляет 33,7 тыс. кв. км., а столицей является г. Кишинев.

Население Республики Молдова — 4,4 млн. чел. (1995 г.), в т.ч.: 65% — молдаване, 13% украинцы, 12% русские, 3,5% — гагаузы.

Официальный язык Республики Молдова, согласно ее Конституции — молдавский. Религия — главным образом православие.

После провозглашения независимости Республики Молдова (27 августа 1991 г.), спустя несколько месяцев произошел распад СССР. Тем самым, в декабре 1991 г., трагически завершилась почти 70-летняя история советской империи, именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик.

Большим политическим достижением является то, что …
лидерам Гагаузии удалось достичь соглашения с правительством об условиях автономии: районам гарантировалось местное самоуправление, гагаузский стал одним из трех официальных языков — наряду с молдавским и русским. 23 декабря 1994 г. Парламент принял Закон о специальном юридическом статусе Gagauz Yeri. В соответствии с молдавским законодательствомНародное собрание Гагаузии получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом стал башкан, избираемый на четыре года. Значительную помощь Гагаузии оказывала и оказывает Турция.

За счёт средств, поступивших из Турции, например, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населённых пунктов всего юга страны. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого могут учиться в турецких университетах.

К концу девяностых Молдова столкнулась с сильнейшим кризисом. Обусловлен он был резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, снижением промышленного производства и сокращением ВВП, девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины граждан средняя зарплата не превышала 20 долларов. Принятый бюджет принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые поступали с задержками. Тогда цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.

В июле 2000 г. была внесена самая важная поправка в Конституцию, предполагающая, что президент страны избирается парламентом. Спустя десятилетие мы увидели, к чему это может привести – к запутанной ситуации, когда политики не хотят договариваться и страна на протяжении нескольких лет живет с и.о. президента. 5 сентября 2009 года изменение 78-ой статьи было вынесено на референдум, но из-за низкой явки его признали несостоявшимся.

Трагические события на Днестре 1992 года дают о себе знать вот уже около 2 десятилетий. В 2003 г. у страны появился реальный шанс решить окончательно приднестровский вопрос. С разработкой т.н. Меморандума Козака мы никогда не были так близки к решению приднестровского вопроса, ибо все уже свыклись с этой мыслью, что повторения 92-года никогда не должно быть.

Меморандум 2003 года был рассчитан на резкие изменения во всех сферах жизни Приднестровья – относительная свобода в действиях, самостоятельное развитие. Но в самый последний момент не сложилось. Уже когда и город был перекрыт от общественного транспорта, и все было готово к подписанию меморандума Козака, ждали только приезда Президента России Владимира Путина. С тех пор так близко к каким-то конкретным шагам в решении приднестровского вопроса стороны уже не были.

Вследствие этого провала еще больше осложнились взаимоотношения. Так, операторы Кишинева и Тирасполя прибегают к взаимному отключению каналов связи.

Комментируя тогда причины перебоев связи, т.н. министр информации Приднестровья Беляев сообщил, что 19 июля в 2 часа ночи «Молдтелеком» отключил исходящие от Приднестровья каналы, но так как выяснить причину отключения было невозможно, «Интерднестрком», в свою очередь, выключил каналы связи, исходящие из Молдовы. Позже связь была восстановлена, потом снова прекратилась. И больше уже не появлялась. «Молдтелеком» объяснил свои действия финансовыми потерями, которые несет национальный оператор, предоставляя связь с Молдовой абонентам Приднестровья.

Спустя год, в июле 2004 г., Кишинев потребовал, чтобы экономические агенты Приднестровья проходили таможенное оформление в Молдове. В ответ на отказ молдавская сторона перестала подавать на левый берег Днестра вагоны для погрузки продукции и не пропускала грузы в адрес приднестровских предприятий. Потом поезда и вовсе стали ездить в обход Приднестровья. Тогда Тирасполь объявил участки дороги и объекты железнодорожного транспорта, находящиеся на территории региона, своей собственностью. А с 1 сентября 2004 года все поезда, идущие из Кишинева через Приднестровье на Украину и дальше в Россию, и вовсе отменяются.

Часто экономике Молдовы пророчили дефольт. Примерно то же самое ей пророчили и в 2009 году, когда во всем мире разразился финансовый кризис, а к власти пришел Альянс «За европейскую интеграцию». Должность премьер-министра называли расстрельной, должностью камикадзе и так далее. Все с упоением ждали, что вот-вот все рухнет. Но не случилось. Совершенно неожиданно для всех нам стала помогать Европа, премьер-министр Владимир Филат всего за пару лет так много провел переговоров на самых высших уровнях, что за пятилетку столько не было. В общем, ни о каких задержках пенсий и зарплат речи не было.

Положение крестьянства и крестьянское движение. На экономическое развитие Молдавии в первой половине XIX в. имела влияние близость Чёрного моря, через порты которого производился экспорт продуктов сельского хозяйства за границу. Спрос на зерновые продукты на заграничных рынках служил стимулом к увеличению продуктивности помещичьего хозяйства.

Законодательной регламентации крестьянского вопроса в Бессарабии предшествовало обнародование в 1831 г. П. Д. Киселёвым кодекса барщинных работ для придунайской Молдавии и Валахии. Маркс подверг детальному анализу этот кодекс (так называемый «Органический регламент») и пришёл к выводу, что установленное законом отношение барщинного труда к необходимому составляло в Валахии 662/3%.

В Бессарабии законодательной регламентации крепостниче­ских отношений был посвящен закон 1834 г. об обязательном заключении, начиная с 1836 г., так называемых «добровольных» контрактов между бессарабскими землевладельцами и жившими на их землях царанами. Издание этого закона вызвало большое недовольство в среде сельского населения. Сотни царан, желая избегнуть необходимости вступать в письменные договоры с помещиками, стали подавать заявления в Казённую палату о перечислении их в мещане. Тогда правительство, защищая классовые позиции феодалов, издало в марте 1846 г. «правила», определявшие взаимные обязанности бессарабских землевладельцев и царан на основах так называемого «нормального контракта». Барщина была определена в 12 условных «пунктовых» дней в году, причём один такой «день» значительно пре­вышал по объёму труда обычный трудовой день.

Из изложенного видно, что Молдавия после присоединения её к России подвергалась, как и вся Россия того времени, крепостническому угнетению. Тем не менее присоединение Молдавии к России имело большое прогрессивное значение, так как её положение под властью крайне отсталого турецкого правительства тормозило экономическое развитие страны. Население Молдавии, буквально отданное Турцией на откуп хищным господарям и их многочисленным ставленникам, систематически подвергалось грабежу, сходному с военным разорением. Не существовало границ этой безудержной и ничем не регламентированной эксплуатации. Постоянно возникавшие на территории Молдавии длительные, часто многолетние военные столкновения соседних держав дополнительно разоряли население. Всё это прекратилось с установлением в крае власти России. Чрезвычайно оживились торговые сношения укрепились хозяйственные связи Левобережья Днестра и Бессарабии с внутренними русскими губерниями.

Накануне Крымской кампании Бессарабия ежегодно отпускала за границу 600 тыс. четвертей зёрна (главным образом пшеницы).

В Центральную Россию и за границу сбывались многочисленные гурты рогатого скота. Высокие цены на овечью шерсть в 20-х годах XIX в. дали толчок развитию тонкорунного овцеводства. Вывоз из Бессарабии за границу лошадей, рогатого скота и овечьей шерсти в 50-х годах XIX в. производился на сумму более 1,5 млн. руб серебром ежегодно.

Большое значение в экономике Молдавии получило производство табака. Ежегодный доход Бессарабии от табачной промышленности достигал в середине века 240 тыс. руб. серебром.

Бессарабия занимала первое место в России по виноделию. Центром виноделия был район Аккермана. В середине XIX в. из Бессарабской области вывозилось ежегодно не менее 500 тыс. вёдер виноградного вина. Таким образом, после присоединения Молдавии к России, несмотря на крепостническое угнетение и вопреки ему, в Молдавии произошло несомненное развитие производительных сил. Под оболочкой крепостных отношений созревали новые, капиталистические отношения. Правда, Молдавия в первой половине XIX в. представляла собой ещё чисто земледельческую страну, в которой промышленность находилась на самой низкой ступени развития. Причиной промышленной отсталости Молдавии являлась колониальная политика царизма, использовавшая край в качестве источника сырья и рынка сбыта товаров. Статистика 1857 г. отмечает в Бессарабии всего 138 мелких предприятий по переработке местного сырья (винокуренных, свечных, мыловаренных, восковых заведений и пр.), на которых числилось 724 рабочих. В том же году в Тираспольском уезде и прилежащих к нему районах было 29 незначительных промышленных заведений (салотопенных, свечных, мыловаренных, винокуренных, пивоваренных и пр.).

Рост товарно-денежных отношений в Молдавии выразился в появлении значительного количества ярмарок и базаров, на которых производились большие закупки хлеба и скота крупным купечеством. Из Центральной России на молдавские ярмарки привозились текстильные и металлические изделия, галантерея и другие произведения русской промышленности. Привоз товаров и пригон скота на всех ярмарках Бессарабии в середине XIX в. выражались в сумме 400 тыс. руб. серебром в год. В связи с развитием торговли росло и крепло местное купечество. В 1858 г. в Бессарабии было объявлено 992 гильдейских купеческих капитала на сумму около 3 млн. руб. серебром. Прасолы, офени, ходебщики служили посредниками между непосредственными производителями и крупными оптовыми торговцами.

Таким образом, и в земледельческой Молдавии, несмотря на её экономическую отсталость, создавались предпосылки для перехода к новому, капиталистическому строю. Капиталистические отношения формировались в сельском хозяйстве.

Протест широких народных масс Молдавии против феодального гнёта проявлялся в своеобразной форме - организации повстанческих отрядов, совершавших нападения на помещиков и купцов. Руководители таких отрядов - гайдуки - в глазах народа были окружены ореолом героизма как защитники угнетённой бедноты от притеснения помещиков и властей. Особенно популярным героем молдавского народа был один из гайдуков Кишинёвского уезда, Бессарабской области, конца XVIII - начала XIX в., Бужор, гроза феодалов и купцов. По преданию, Бужор ходил по городам и сёлам и отыскивал бедняков, помогал им средствами, отнятыми у богачей.

Классовый облик другого гайдука начала XIX в., Войку, ярко отражён в фольклоре. Войку отвечает судьям:

Погатотва вам я не отдам;

Вы Войку ведь всё равно повесите

И возьмёте его червонцы;

Их проиграете в карты,

Израсходуете на экипажи или промотаете на женщин! Я спрятал их в деревьях,

Чтобы нашли их бедные и купили себе волов да коров.

Теми же мотивами борьбы с феодально-крепостническим гнётом проникнута и деятельность знаменитого Урсула, казнённого в Бессарабии в 1823 г.

На территории Левобережной Молдавии получил известность уже упомянутый выше Кармалюк, хотя главной ареной его деятельности была Украина.

Массовое движение в Молдавии не ограничивалось выступлениями гайдуков. Имелись и более высокие формы крестьянского движения. В 1803 г. в помещичьих имениях Тираспольского уезда произошло антифеодальное движение крестьян, возникшее на почве закрепощения землевладельцами выходцев из -придунайской Молдавии. Во втором десятилетии XIX в. в связи с организацией в Новороссии военных поселений многие крестьяне отводимых под поселение деревень ушли оттуда со всем своим имуществом и скотом. Волнения и побеги крестьян не прекращались в Молдавии в течение всей первой половины XIX в. В то же время в Бессарабию в большом количестве направлялись беглые крестьяне из соседних губерний. Побеги особенно усилились в 1856 г. в связи с переходом части Бессарабии к придунайской Молдавии, где крестьяне рассчитывали получить волю. С 1858 г. начались серьёзные волнения в помещичьих владениях Бессарабской области: царане требовали у местного начальства разрешения на переселение на казённые земли, ссылаясь на то, что помещики злоупотребляют своей властью. Получив отказ, царане решили самовольно осуществить переселение. Движение было подавлено воинской силой.


Создание Молдавской ССР

28 июня 1940 года Красная Армия вступила на землю Бессарабии. С первых же дней после этого драматического поворотного события, на правом берегу Днестра стали создаваться структуры советской власти. Было избрано 1100 исполнительных сельских комитетов и 25 поселковых. Полномочия Молдавского Областного Комитета партии (большевиков) Украины, Верховного Совета МАССР, СНК МАССР временно распространились и на правобережную Молдавию.

Одновременно с советской властью создавались экономические, финансовые, юридические, социально-культурные, общественные структуры и организации. Отсутствие местных кадров - особенно руководителей и специалистов - было компенсировано квалифицированными кадрами из МАССР, Украины, России и других советских республик. Этот процесс стал одной из причин русификации молдаван. В Бессарабию стали возвращаться люди, покинувшие её до 28 июня. К декабрю 1940 года из Румынии, Франции, Италии и других стран домой возвратились свыше 300 тысяч человек.

Под влиянием новых властей среди молдавского населения - как с правого, так и с левого берегов Днестра - началось движение за национальное самоопределение, что требовало создания государственного образования рангом выше, чем автономия. Исходя из этого душевного порыва населения, органы высшей государственной власти МАССР обратились в руководящие инстанции СССР с предложением создать Молдавскую союзную республику. VII сессия Верховного Совета СССР, на которую пригласили и молдавскую делегацию, приняла решение о создании Молдавской ССР в качестве национального государственного субъекта федеративного союза.

Но демократические принципы равенства между республиками не были соблюдены союзными властями. В состав МССР были включены только 6 уездов бывшей Бессарабии и 6 районов бывшей МАССР. Её территория составила 33,7 тыс. кв. км. Уезды Четатя Албэ, Измаильский, Болградский, Хотинский были переданы УССР.

Тоталитарный сталинский режим развернул репрессии рротив мирного населения нашей республики. Тысячи людей разных национальностей были объявлены врагами народа, имущество их конфисковано, а сами они в июне 1941 года депортированы в Сибирь.

Социально-экономические и политические последствия учреждения МССР

Была принята Конституция, узаконившая процесс учреждения законодательных, исполнительных и судебных органов, зафиксировавшая права и свободы граждан, получивших право избирать и быть избранными с 18 лет, независимо от национальности, образования, социального и имущественного положения. Правда, в условиях тоталитарного режима выборы были формальными и проводились недемократично. Социальные сдвиги оказались более реальными: в крае была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными.

Социально-политическая жизнь Молдавии в 1944-1953 годы.

После освобождения от фашизма в 1944 году, в МССР - в Сороках, затем в Кишинёве - обосновались органы советской власти, вернувшиеся из эвакуации. Территориально-административное деление республики осталось в границах 1940 года, хотя множество граждан Молдавии различных национальностей обращались к И. Сталину с просьбой сохранить в составе Молдавской ССР её законные исторические отторгнутые территории. Однако подобные просьбы союзная власть оставила без ответа.

В 1947 году в республике прошли выборы в Верховный Совет МССР и местные Советы, способствовавшие консолидации власти для возрождения страны. Но большинство руководителей уездных и районных исполнительных комитетов были присланы из других республик. У них был опыт работы в Советах, но они не знали языка, традиций, обычаев местного населения, что, естественно, не сближало народ с властью.

В условиях сталинского режима по-прежнему совершалось насилие, в том числе лишение граждан политических прав, декларированных Конституцией. Во время создания колхозов в июле 1949 года были депортированы свыше 11 тыс. семей помещиков, коммерсантов и кулаков. Аресты производились ночью, конфисковывалось имущество, а людей в товарных вагонах увозили в Сибирь и Казахстан.

После смерти И. Сталина (1953) были предприняты меры по либерализации общества и восстановлению законности. Наиболее эффективно этот процесс развернулся после ХХ съезда КПСС, который осудил культ личности Сталина и вывел из руководства партии и страны наиболее одиозных политических деятелей. Но тоталитарная суть существующего режима не изменилась, и свободное выражение несогласия с властью по-прежнему оставалось недопустимым.

Засуха, голод (1946-1947) и депортации

Война нанесла огромный урон крестьянским хозяйствам. Отсутствие сельскохозяйственного инвентаря, тягловой силы, семян, рабочих рук привело к тому, что урожай 1944-1945 годов был очень низким. В 1946 году на землю Молдавии обрушилось новое несчастье - сильнейшая засуха. Она уничтожила последнюю надежду крестьянина хотя бы на мизерный урожай. Положение усугубилось тем, что крестьянин, оказавшийся один на один с окаменевшей землёй, обязан был выплатить высокий натуральный налог. В республике разразился голод, эпидемии тифа и малярии, смертность достигла катастрофических масштабов. Причиной такого огромного горя были не только засуха и разрушительные последствия войны, но и завышенные, непосильные планы сдачи сельхозпродукции государству. План поставок зерна государству в 1944-1945 годы был выполнен ценой ограбления крестьянства. И, тем не менее, в 1946 году этот план удвоился. Партийное и государственное руководство продемонстрировало неумение и нежелание разумно решать возникшие проблемы. Даже не хватило политической смелости, чтобы проинформировать союзную власть о тяжести сложившейся обстановки и предотвратить наступление беды. Голод 1946-1947 годов унёс свыше 200 тысяч человеческих жизней, став одной из самых чёрных страниц в истории молдавского народа.

Для ликвидации трагических последствий, часть сданной государству продукции была возвращена крестьянам, были завезены продукты и семена для осенне-весеннего сева 1946-1947 годов. Но этой помощи было недостаточно. В феврале в Молдову прибыл заместитель председателя советского правительства А.Н. Косыгин, который предпринял серию эффективных мер для улучшения ситуации. Более миллиона человек получили материальную помощь. Но, несмотря на все меры, смертность была довольно высокой и сократилась до естественного уровня только к концу 1947 года.

Коллективизация сельского хозяйства

После войны на левобережье Днестра успешно восстанавливались колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции. На правом берегу положение крестьянских хозяйств было плачевным. Свыше 80% из них не имели сеялок, плугов, косилок, молотилок и даже тягловой силы, реквизированной во время войны. Отсутствовал семенной и племенной фонд, агрономическая поддержка, кредиты и т.д. На маленьких разобщённых участках использование современных сельхозмашин было малопродуктивным и нерентабельным. Низкий уровень агротехнических знаний крестьян отрицательно сказывался на производительности их труда.

Несмотря на кредиты и инвентарь, предоставленные государством, урожай, получаемый в индивидуальном хозяйстве, едва покрывал минимальные нужды крестьян. А разрушенная войной страна остро нуждалась в продуктах питания и сырье для промышленности и была жизненно заинтересована в эффективном сельскохозяйственном производстве. В этих условиях сталинское руководство посчитало, что оптимальным решением будет объединение крестьян в крупные коллективные хозяйства.

Из других районов СССР в республику был завезен технический инвентарь, тягловые животные, семена. Были созданы пункты по их хранению и содержанию. Одновременно началось создание колхозов. Но в этом процессе был грубо нарушен принцип добровольного выбора крестьянином. Веками приученное к частной собственности и индивидуальному труду - в своём большинстве - крестьянство не принимало коллективных форм организации хозяйства, настороженно относясь к колхозам. Для убеждения людей требовалась кропотливая работа, время, экономическая и организационная поддержка коллективных хозяйств. Но тоталитарно-сталинский режим пошёл другим путем: за рекордный срок - с осени 1949 г. до весны 1950 г. - крестьянство было принудительно согнано в колхозы, как это и происходило два десятилетия назад во время всеобщей коллективизации в СССР. Несогласных репрессировали. Самые трудолюбивые и рачительные крестьяне - свыше 35 тыс. - были депортированы в отдалённые области Сибири и Казахстана. Только после смерти Сталина государственными органами была предпринята попытка перейти от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Колхозы перешли на помесячную оплату труда.

Политическая жизнь Молдовы в брежневскую эпоху (1964 - 1982)

Молдавская государственность в постсталинское время претерпела некоторые изменения. Вырос уровень полномочий республиканских органов власти, расширилась социальная составляющая в управлении государством, увеличилось представительство молдаван в госаппарате. Однако контроль союзного центра над всеми областями социально-политической жизни в республике сохранился, а русский оставался единственным государственным языком, хотя официально молдавский и русский считались равноправными языками.

В конце 60-х и в 70-е годы, в т.н. брежневскую эпоху, или эпоху застоя, связанную в нашей республике с именем первого секретаря ЦК КПМ И. Бодюла, политический режим усилил некоторые неосталинские тенденции: борьба с несуществующим национализмом, продолжение политики русификации молдаван под флагом пролетарского интернационализма, преследование любого свободомыслия. Но вместе с тем, благодаря общему росту культуры и образованности населения, появлению молдавской интеллигенции это был период пробуждения гражданского и национального самосознания молдавского народа, его потребности в самостоятельном, не опекаемом союзным центром развитии. Свыше 52% депутатов Верховного Совета были рабочими и крестьянами, а его национальный состав соответствовал национальному составу населения республики.

Значительным событием в политической жизни Молдавии стала новая Конституция, принятая 15 апреля 1978 года. В ней были провозглашены и гарантированы права и свободы для всех граждан и неприкосновенность личности. Но в действительности строго соблюдались социальные права людей, а политические по-прежнему оставались декларативными, т.к. в обществе отсутствовал политический и идеологический плюрализм. Естественно, что и в этом Основном законе была зафиксирована правящая роль Коммунистической партии в жизни государства. Партия оставалась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Появление любой другой политической силы в тех условиях было исключено.

Движение за политическую демократизацию и национальное возрождение Республики Молдова

Надежды граждан Молдовы на демократизацию жизни возродились с приходом к власти М. Горбачёва, который был убеждён, что широкая демократизация общества приведёт к гармонизации межэтнических отношений в государстве. Эти проблемы широко обсуждались обществом. Впервые люди почувствовали себя совершенно свободными и беспрепятственно высказывали свои мысли.

Однако экономический спад - рост цен, дефицит товаров первой необходимости, снижение их качества - подрывал доверие людей к государству. Всё это дополнилось недовольством по поводу ограничений употребления молдавского языка.

Как и во всём Советском Союзе, в Республике Молдова развернулось мощное общедемократическое движение за утверждение национальной идентичности, поддержанное большинством населения, независимо от национальной принадлежности, достигшее кульминации принятием 31 августа 1989 года закона, провозгласившего молдавский язык государственным. Во главе этого массового движения стояли творческие организации республики. В 1988 году они создали «Демократическое движение в поддержку перестройки», в котором участвовали представители всех проживающих в Молдове этносов. В 1989 году это движение преобразовалось в Народный фронт Молдовы, поддерживаемый вначале большинством населения и даже властями.

В январе 1989 году сложилось Интернациональное движение Молдовы «Унитате-Единство», объединившее русскоязычную интеллигенцию, выступавшую за объявление русского языка вторым государственным наряду с молдавским. Образовалось национально-культурное движение гагаузов «Гагауз халкы» (гагаузский народ), а также движение болгар «Возрождение». С целью сохранения культуры и традиций различных народов были образованы национально-культурные общества русских, украинцев, поляков, белорусов, евреев, ромов, азербайджанцев, армян и других проживающих в Молдове национальностей.

Весной 1990 года в МССР состоялись первые демократические парламентские выборы, в ходе которых депутаты избирались на соревновательной основе из нескольких кандидатов. Руководителем правительства был избран лидер Народного фронта Молдовы Мирча Друк, который, однако, не обладая достаточными знаниями и опытом, совершил множество ошибок, приведших к обострению социально-политического положения в республике. 27 апреля парламент Республики принял закон о Государственном флаге - красно-сине-жёлтом триколоре.

23 июня 1990 года парламент принял Декларацию о суверенитете ССР Молдова. В ней указывалось, что суверенитет составляет «естественное и необходимое условие существования государственности Молдовы», что источником и носителем власти является народ. Это открыло перспективу для свободного и независимого развития государственности.

19 августа 1990 года была самопровозглашена Гагаузская Республика, а 2 сентября того же года - Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). И если с гагаузскими лидерами вскоре был найден общий язык, т.к. гагаузский народ всегда выступал за суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, то тираспольские сепаратисты, поддержанные российскими имперскими кругами, стали на путь неподчинения легальным органам власти.

После августовского путча 1991 года союзные республики - одна за другой - провозгласили свою государственную независимость. Республика Молдова не стала исключением. 27 августа 1991 года парламент Молдовы провозгласил независимость нашей республики, которая вскоре была признана большинством стран мира.

Первые шаги Молдовы по пути независимости

Последнее десятилетие ХХ века было очень богато политическими событиями: в 1990 году была принята Декларация о суверенитете, президентом Республики Молдова избран Мирча Снегур, высшим законодательным органом стал парламент. 27 августа 1991 года была провозглашена независимость Республики Молдова. Был взят курс на демократизацию общества, замену плановой экономики рыночной, политическая система стала многопартийной.

Рядом с Народным фронтом - оппозиционной политической организацией - сформировались более 50 партий различной ориентации. Но самыми влиятельными среди них стали Аграрная демократическая и несколько правых политических партий, отколовшихся от Народного фронта - Конгресс интеллигенции (позже Объединённый демократический конгресс, а затем Партия демократических сил), Либеральная партия (позже Национально-либеральная) и др. Правые партии своей стратегической политической линией избрали объединение Республики Молдова с Румынией. Парламент ХII созыва (1990-1994) сформировал в 1990 году Конституционную комиссию во главе с председателем парламента Мирчей Снегуром.

К сожалению, политическая жизнь республики не смогла избежать экстремизма. Под прикрытием демократических лозунгов определённые силы стали активно проводить уличные политические манифестации с нарушением общественного порядка, с инсинуациями и агрессивными действиями в адрес национальных меньшинств и т.д. После назначения М. Друка на должность премьер-министра началась кадровая чистка, когда не согласных с официальной линией освобождали от занимаемых должностей.

Напуганные возможностью установления прорумынского и дискриминационного режима в Молдове, возможностью принудительного объединения Республики Молдова с Румынией, на левобережье Днестра консолидировались сепаратисты, поддержанные имперскими силами из Москвы. Поддавшись на их провокации, молдавское правительство прибегло к вооружённой силе. В результате этого столкновения Республика Молдова оказалась расколотой, возникла приднестровская проблема, решение которой затянулось на годы.

Причины приднестровской проблемы и возможности её разрешения

Причины приднестровской проблемы многочисленны, но на ситуацию в Приднестровье значительно повлиял тот факт, что там на протяжении десятилетий размещались части 14-ой армии. Как следствие, значительную часть населения составили отставные офицеры Советской Армии и члены их семей. И рабочие промышленных предприятий, и бывшие офицеры оказались политически активными и хорошо организованными. Их представители категорически отвергали требования лингвистического характера молдавского населения. Молдаване в Приднестровье, живя по большей части в сельской местности и располагая намного меньшими возможностями организоваться и повлиять на развитие политических процессов, оказались не в состоянии противостоять проявлениям сепаратизма. Надо отметить и то, что в Приднестровье идею сепаратизма поддержало не только русскоязычное население. Это можно объяснить в первую очередь тем, что в Кишинёве некоторые официальные лица и многочисленные митинги распространяли идею политического объединения Молдовы с Румынией, особенно после падения режима Чаушеску.

В Приднестровье этот факт максимально эксплуатировался идеологами сепаратизма. Вместе с тем новые политические процессы в МССР, развал СССР, превращение Республики Молдова в независимое государство, перспектива стать этническим меньшинством в новом государстве - всё это стало настоящим стрессом для русскоязычного населения. Этот стресс в большой степени и смоделировал его политическое поведение. В ситуации, когда антирумынская фобия культивировалась десятилетиями, приднестровский сепаратизм поддержала и большая часть этнических молдаван. Следовательно, можно констатировать, что базовые противоречия, приведшие к обострению конфликта в восточных районах Молдовы, были всё же политическими. Одновременно с этим за последние годы в Приднестровье сложился эффективный механизм обогащения посредством незаконных экономических действий, в первую очередь контрабанды. Согласно расчётам специалистов в данной области, потери национальной экономики Молдовы, вызванные незаконной экономической деятельностью в приднестровском регионе, сравнимы с общим объёмом финансовой поддержки, полученной молдавским государством со стороны международных финансовых структур.

Конституционные основы. Республика Молдова является парламентской республикой. Построение своей государственности на первоначальном этапе она во многом заимствовала конституционный опыт соседней Румынии, также вступившей в 1989 г. на путь демократического транзита.

Со времени принятия в 1994 г. Конституции, в нее вносились дополнения, касающиеся:

    полномочий Президента и правительства (Закон №1115-XIV от 05.07.2000);

    основных прав и свобод (Закон №351-XV от 12.07.2001);

    статуса депутатов (Закон №1470-XV от 21.11.2002);

    институтов судебной власти (Закон №1471-XV от 21.11.2002).

Принятие в 2000 г. поправок в Конституцию, а также приведенные в соответствии с этим 25 февраля 2001 г. внеочередные выборы в парламент фактически трансформировало Молдову в парламентскую республику.

Взаимодействие между ветвями власти. Ст. 6 Конституции прямо указывает, что в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции. Характер отношений между исполнительной и законодательной ветвями определен принципом ответственности правительства перед парламентом, а также избранием Президента непосредственно Парламентом. Право законодательной инициативы (ст.73) принадлежит депутатам Парламента, Президенту Республики, Правительству и Народному Собранию автономно-территориального образования Гагаузия. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум.

В случае невозможности формирования Правительства или непринятия в течение 3 месяцев законов, двукратного выражения вотума недоверия Правительству (в течение 45 дней) Парламент может быть распущен (ст.85). вместе с тем Парламент наделен правом сместить Президента двумя третями голосов депутатов, в случае совершения им деяний, нарушающих Конституцию.

Институт конституционного контроля построен по модели, предусматривающей создание специализированного органа. Рассмотрение правового статуса Конституционного суда (КС) вынесено из главы «Судебная власть» в Раздел V, в котором определена компетенция и полномочия КС.

Конституционный суд осуществляет свою деятельность по инициативе субъектов, предусмотренных законом о Конституционном суде. Он, в частности, констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение его обязанностей, а также невозможность исполнения Президентом своих обязанностей более чем 60 дней (ст.135). Эти полномочия КС вместе с прерогативой толкования им Конституции делают данный институт важнейшим во всей системе разделения и взаимодействия властей.

В целом институциональный дизайн политической системы Республики Молдова ориентирован на уравновешивание всех ветвей власти, их сотрудничество.

Исполнительная власть. Высшая исполнительная власть в Молдове принадлежитправительству , которое в соответствии со ст.96, руководствуясь одобренной Парламентом программой деятельности, обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет под руководством премьер-министра общее публичное управление. Правительству, состав которого определяется в соответствии с органическим законом, подчинены органы государственного управления (ст.107). Кандидатуру на должность Премьер-министра выдвигает Президент после консультаций с парламентскими фракциями. Ст.98 также устанавливает, что:

    В 15-дневный срок после выдвижения, кандидат на должность Премьер-министра просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства.

    Программа деятельности и состав Правительства обсуждаются на заседании Парламента. Парламент выражает вотум доверия Правительству большинством голосов избранных депутатов.

    На основании вотума доверия, выраженного Парламентом, Президент Республики Молдова назначает Правительство.

    В случае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в Правительстве Президент Республики Молдова по предложению Премьер-министра освобождает от должности и назначает отдельных членов Правительства.

В случае отставки Премьер-министра уходит в отставку всё правительство.

Отношениям Парламента с Правительством, как уже отмечалось, посвящена Глава VIIКонституции. Ст.104 обязывает Правительство информировать Парламент о своей деятельности; Правительство несёт ответственность перед Парламентом, Правительство и каждый член Правительства обязаны давать ответы на запросы и вопросы депутатов; Парламент может принять резолюцию, отражающую его позицию по предмету запроса.

Ст.106/2 в редакции Закона №1115-XIVот 05.07.2002 указывает, что Правительству могут быть делегированы законодательные полномочия:

    В целях реализации программы деятельности Правительства, Парламент по предложению Правительства может принять специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы в областях, не являющихся предметом органических законов.

    Уполномочивающий закон устанавливает в обязательном порядке область и дату, до которой могут издаваться ордонансы.

    Если это предусмотрено уполномочивающим законом, ордонансы подлежат утверждению Парламентом. Проект закона об утверждении ордонансов представляется в срок, установленный уполномочивающим законом. Несоблюдение этого срока влечет недействительность ордонанса. Если Парламент не отклоняет проект закона об утверждении ордонансов, последние остаются в силе.

    После истечения срока, установленного для издания ордонансов, они могут быть признаны утратившими силу, приостановлены или изменены только законом.

Ст.102 устанавливает перечень Актов Правительства, издаваемых им для осуществления своих полномочий. В частности:

    Правительство принимает постановления, ордонансы и распоряжения.

    Постановления принимаются для организации исполнения законов.

    Ордонансы издаются в соответствии со статьей 106/2.

    Принятые Правительством постановления и ордонансы подписываются Премьер-министром, контрассигнуются министрами, в обязанности которых входит их исполнение, и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова. Неопубликование постановления или ордонанса влечет его недействительность.

    Распоряжения издаются Премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Ст. 106/1 акцентирует внимание на ответственности исполнительной власти:

    Правительство вправе принять на себя ответственность перед Парламентом за программу, заявление общеполитического характера или проект закона.

    Правительство уходит в отставку, если предложение о выражении недоверия, внесенное в трехдневный срок с момента предоставления программы, заявления общеполитического характера или проекта закона, принято в соответствии со статьей 106.

    Если Правительство не уходит в отставке согласно части (2), представленный проект закона считается принятым, а программа или заявление общеполитического характера – необязательными для Правительства.

Парламент по предложению не менее одной четверти депутатов может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов.

Предложение о выражение недоверия рассматриваются по прошествии трех дней со дня внесения в Парламент.

Президент. Глава V Конституции регламентирует полномочия Президента Республики Молдова. Как глава государства он обладает традиционными (при парламентской форме правления) полномочиями представительства Молдовы в международных отношениях, в области обороны. Президент избирается Парламентом тайным голосованием (ст.78), результаты его выборов признаются действительными Конституционным судом (ст.79). Парламент наделен правом сместить Президента двумя третями голосов избранных депутатов в случае совершения им деяния, которое нарушают положения Конституции (ст.89).

Влияние Президента на формирование правительства ограничивается его правом выдвижения кандидатуры на должность премьер-министра. При этом Президент связан в своем выборе расстановкой сил в парламенте, доверие которого является необходимым условием существования правительства. Президент может созвать парламент на чрезвычайную сессию в случае агрессии (ст.89).

Характер взаимоотношений Президента и Парламента определен тем, что, как уже отмечалось, Президент может лишь инициировать роспуск парламента (ст.85):

    В случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить Парламент.

    Парламент может быть распущен в случае, если он не выразил вотум доверия Правительству в 45-дневный срок после внесения предложения, и только после отклонения предложения не менее двух раз.

    В течение одного года Парламент может быть распущен один раз.

    Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев до истечения срока полномочий Президента Республики Молдова, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 78, а также в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения.

Полномочия Президента в законодательном процессе определены ст.93 и ст.94. В частности:

Ст. 93. Промульгация законов.

    Президент Республики Молдова осуществляет промульгацию законов.

    Президент Республики Молдова вправе, если у него есть замечания по закону, не позднее, чем в двухнедельный срок направить его Парламенту для пересмотра. Если Парламент проголосует за прежнее решение, Президент осуществляет промульгацию закона.

Ст. 94. Акты Президента.

    При осуществлении своих полномочий Президент Республики Молдова издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Указы публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова.

    Указы, изданные Президентом при осуществлении его полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 86, частями 2, 3 и 4 статьи 87, контрассигнуются Премьер-министром.

Законодательная власть. В результате поправок к Конституции, принятых в 2000 г., в Республике Молдова фактически институционализирована парламентская форма правления. Согласно ст.60, Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства.

Парламент имеет следующие основные полномочия:

    принимает законы, постановления и резолюции;

    назначает референдумы;

    дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны;

    утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства;

    утверждает военную доктрину государства;

    осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией;

    ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные Республикой Молдова;

    утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;

    осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственный займах и кредитах из иностранных источников;

    избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;

    утверждает ордена и медали Республики Молдова;

    объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение;

    организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества;

    приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом;

    принимает акты об амнистии;

    осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами.

Ст.72 определяет виды законотворческой деятельности высшего законодательного органа. В частности, указывается, что:

    Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы.

    Конституционные законы – это законы по пересмотру Конституции.

    Органическим законом регламентируются:

      избирательная система;

      организация и проведение референдума;

      организация и деятельность Парламента;

      организация и деятельность Правительства;

      организация и деятельность Конституционного суда, Высшего совета магистратуры, судебных инстанций, административного суда;

      организация местного управления, территории, а также общий режим местной автономии;

      организация и деятельность политических партий;

      порядок создания особой экономической зоны;

      общий правовой режим собственности и наследования;

      общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита;

      общая организация образования;

      общий режим религиозных культов;

      режим чрезвычайного, осадного и военного положения;

      правонарушения, наказания и режим отбывания наказаний;

      объявление амнистии и помилования;

      другие области, по которым Парламентом признано необходимым принятие органических законов.

    Ординарные законы действуют во всех областях общественных отношений, за исключением областей регулируемых конституционными и органическими законами.

Статья 74 определяет процедурные вопросы принятия законов и постановлений.

Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов после рассмотрения не менее чем в двух чтениях.

Ординарные законы и постановления принимаются большинством голосов присутствующих депутатов.

Проекты законов, представленные Правительством, и законодательные предложения депутатов, одобренные им, рассматриваются Парламентов, в том числе в срочном порядке, в соответствии с установленными Правительством порядком и приоритетами. Другие законодательные предложения рассматриваются в установленном порядке.

Законы передаются для промульгации Президенту Республики Молдова.

Судебная власть. Ст. 114 Конституции постулирует, что правосудие в Республике Молдова осуществляется только судебными инстанциями, к которым относятся Высшая судебная палата, апелляционные палаты и суды (ст.115). Для отдельных категорий судебных дел могут действовать согласно закону специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Организация и компетенция судебных инстанций, судебная процедура устанавливается органическим законом.

Ст. 116 определяет статус судей, в частности:

    Судьи судебных инстанций независимы, беспристрастны и несменяемы согласно закону.

    Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению высшего совета магистратуры в соответствии с законом. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются первоначально на пятилетний срок. По истечении пяти лет судьи назначаются до достижения предельного возраста, установленного в соответствии с законом.

    Председатели и заместители председателей судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по предоставлению Высшего совета магистратуры на четырехлетний срок.

    Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются Парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет

    Повышение в должности и перемещение судей осуществляются только с их согласия.

    Привлечение судей к ответственности осуществляется согласно закону.

Согласно ст. 117 судебные заседания открытые, закрытые заседания допускаются только в случаях, определенных законом. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие этим языком, могут ознакомиться с материалами дела и изъясняться в суде через переводчика. Ст.119 предусматривает право обжалования решений суда в компетентных государственных органах.

В соответствии со ст.123 в Высший совет магистратуры, в который входят квалифицированные судьи и преподаватели, включаются по должности также Председатель Высшей судебной Палаты, министр юстиции и Генеральный прокурор. В функции Высшего совета магистратуры входит: обеспечение назначения, перемещение судей, повышение их по должности и применение к ним дисциплинарных мер.

Прокуратура является органом судебной власти, которой самостоятельно осуществляет надзор за соблюдением законности в пределах установленной вышеуказанным Законом компетенции. Она предоставляет собой единую, централизованную систему учреждений, возглавляемую генеральным прокурором. Прокуратуру образуют Генеральная прокуратура, территориальные прокуратуры. Генерального прокурора по предложению председателя Парламента утверждает в должности Парламент на 5 лет. Нижестоящих прокуроров назначает сам Генеральный прокурор.