Характерные черты соседской общины. Эволюция общественных отношений. Соседская община. Отличия соседской общины от родовой

Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств .

На смену родоплемен-ному строю постепенно пришла новая форма организации общест-ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю-щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи-ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об-рабатывала свою часть пашни. Леса, реки , озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про-кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво-бытного строя к цивилизации .

Важным достижением эпохи соседской общины ста-ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы-тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про-изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе-рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен-ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи-тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на-чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч-ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем-леделия, специализированного скотоводства привело к возраста-нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха-рактер.

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль-ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы-ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб-ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ-нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

В жизни всех племён эпохи соседской общины большое место занимала война — ещё один источник обогащения. Мальчиков воспитывали прежде всего как воинов и обучали владению оружием с раннего детства. Родовые посёлки укрепляли стенами и рвами. Оружие стало более разнообразным.

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати-лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска-лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога-той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен-ников, которые пытались противодействовать установлению вла-сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други-ми людьми. Материал с сайта

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт-ной общины. Появляются богатые и зажи-точные семьи, среди сородичей и сопле-менников выделяется знать из числа вож-дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото-рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг-рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо-дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав-лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та-кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го-сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи-зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про-тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре-плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.

Соседская община была формацией более сложной, чем родовая община в первобытной социальной организации.

Можно сказать, что соседская община - переходная ступень между родовым обществом и классовым. Как же появилась соседская община?

Причины формирования

Предпосылок для появления новой общественной формации было несколько:

  • Первобытные племена с течением времени разрастались, и кровная связь между составляющими их родами и отдельными членами переставала осознаваться;
  • Переход от охоты и собирательства и скотоводству и земледелию ускорил разделение земель между частями больших племён;
  • Совершенствование орудий труда, в частности - появление металлических средств обработки земли, сделали возможным индивидуальное возделывание участка в противовес групповому.

Таким образом, переход от родового строя к соседскому был объективным следствием человеческого развития.

Можно ли было «удержать» распадающуюся общину?

Во многих философских системах разобщение человечества именуется одним из главных социальных пороков. В разные эпохи «мировые религии» и культурные направления пытались найти средство объединения больших масс людей, разделённых национальными, культовыми, имущественными и прочими различиями. Но возможно ли было сохранение первобытной общины?

Родовая община превращалась в соседскую медленно и постепенно. Ещё при появлении скотоводства и примитивного земледелия племена продолжали жить и трудиться сообща: пашни и пастбища считались общей собственностью, которая обрабатывалась совместно, урожай распределялся между членами общины поровну.

Неравенство между людьми проявлялось биологическое. К примеру, при откочёвке в другие места самые слабые члены племени оставались на старой территории или вообще не выживали, а при переходе к нему присоединялись пришлые люди, которые не были родственниками остальным членам племени. Кто-то умирал на охоте или на войне; кто-то мог работать больше, чем средний член общины.

Обладатели повышенной физической и умственной силы, а также более «навороченными» орудиями не обязаны были делиться урожаем и добычей, полученными с помощью этих преимуществ. В более позднюю эпоху жизненное пространство распределялось так: охотничьи угодья оставались общественной собственностью, однако обрабатываемыми участками каждый род или семья владели по отдельности.

Соседская община и родовая община Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне. Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины: Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый. Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным. Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда. Появление социального расслоения и неравенства среди населения. Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать. Отличия соседской общины от родовой Чем отличается родовая община от соседской? Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было. Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью. В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком. В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы. Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине. Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений. Соседская община у восточных славян У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности. В заключение Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Это переплетение родовых и соседских связей, чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.

Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.

На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами.

В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими.

Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община".

Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре.

Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах.

Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической, в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.