Проявление политического плюрализма. Политический плюрализм: философские, исторические и теоретические основы

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.

Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется

не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней.

Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.

Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.

Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.

Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений.

Компоненты политического плюрализма:

Многообразие политических идей и организационных форм;

Отрицание моноцентризма;

Свобода объединения людей в партии и иные законные организации;

Уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;

Наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;

Ограничение центральной власти, разделение властей;

Возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма:

Идеологическое многообразие;

Запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;

Светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной);

Признание политического многообразия и многопартийности;

Равенство всех общественных объединений перед законом.

ЛИТЕРАТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.

Венгеров А.Б. Социалистический плюрализм в концепции правового государства // Советское государство и право. 1989. № 6.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81-84.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240-241.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263-267.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.

Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.9.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120-122.

Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 130-140.

Плюрализм - это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.

Политический плюрализм:

  1. признает
  2. создает необходимые условия для реализации
  3. поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Среди политических организаций, включенных в политическую систему важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть. Партия имеет определённую структуру и политические цели.

Признаками партии являются:

  1. наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
  2. наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
  3. фиксированное членство;
  4. разветвленная сеть первичных местных организаций.

Под многопартийностью понимают наличие двух или нескольких партий - как общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти. Многопартийная система является важным признаком демократического государства. Это означает, что в стране существует больше одной партии.

Партии России молоды, их становление протекает в трудный период отечественной истории - переход от тоталитаризма к свободе и демократии, рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой и политической культуры населения.

Функции политических партий:

  1. политическая;
  2. социального представительства;
  3. социальной интеграции;
  4. политического реконструирования;
  5. идеологическая;
  6. электораторная;
  7. осуществлять набор новых членов.

Классификации политических партий:

  1. кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;
  2. правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);
  3. стабильные и неустойчивые;
  4. открытые (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
  5. революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);
  6. левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.) признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3. Формы проявления, критерии и границы политического плюрализма

Список литературы

1. Принцип многопартийности как основа осуществления демократии

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести "многовластие", нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях"

Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

2. Социальные основы политического плюрализма

Социальными основами политического плюрализма являются заинтересованные группы, в качестве которых могут выступать общественные организации, политические партии и др. Смысл существования групп интересов заключается прежде всего в артикуляции интересов отдельных граждан, чтобы они могли оказывать свое влияние на политическое волеизъявление. Процесс артикуляции интересов в группах можно разделить на несколько этапов:1) определение интересов - претворение в конкретные формулы и требования союза самых различных личностных и эмоционально окрашенных мнений. На этом этапе возникает чувство общности и понятие "мы", отличное от понятия "они", т.е. другие. "Мы" - защитники памятников, "мы" - филателисты, "мы" - спортсмены и т.д.; 2) обобщение и формулирование основных интересов - суммирование различных интересов внутри группы для получения реальных шансов влиять на политику;3) выбор интересов - селекция интересов, т.е. их фильтрация по степени важности и первоочередности7.

Плюрализм политический служит недопущению узурпации и монополизации власти каким-нибудь одним лицом, группой или партией, использования ее в интересах узкой группы лиц. Узаконивая цивилизованно разрешаемые конфликты и противоречия, он предохраняет политическую жизнь от застоя, генерирует ее обновление и развитие. Важнейшее требование плюрализма - создание в политике и обществе различного рода сдержек и противовесов, уравнивающих влияние наиболее мощных политических сил и позволяющих контролировать власть. В области политических институтов идея сдержек и противовесов проявляется прежде всего в разделении законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей в государстве, в открытом соперничестве правящей партии и оппозиции и т.д.Политический плюрализм базируется на наличии у подавляющего большинства граждан, представляющих их партий и других организаций консенсуса, согласия в области основополагающих политических ценностей - общей заинтересованности в сохранении и укреплении государства, признании демократических правил игры, включающих честное соперничество в борьбе за власть, терпимость к оппозиции, уважение закона, решений большинства, прав человека, а также автономии и права меньшинства на собственное мнение и его свободное отстаивание в рамках закона, отказ от антиконституционного использования силы для решения спорных вопросов и т.д.

Политический плюрализм - это признание множественности социальных интересов и способов их выражения в политике. Он обусловлен другими проявлениями многообразия в социальных отношениях, имеет корни прежде всего в экономике - множественности видов собственности, способных взаимодействовать и конкурировать между собой; в социальной структуре общества - в наличии равноправия различных социальных групп; понимании значения многообразия, его поддержки и сохранения в социальных отношениях; в культуре - в развитии множества направлений и форм проявления самобытности людей; в мировоззрении плюрализм выражается в уважении духовного выбора и предпочтения людей, отказе государства от осуществления мировоззренческой функции в обществе, деидеологизации его структуры8.

Политический плюрализм - показатель и результат зрелости процесса становления демократической политической системы, возникающей в ходе усвоения уроков трудного исторического опыта, говорящего, что основой стабильной и способной к изменению политической системы служит не унификация, подавляющая специфические интересы, потребности, ориентации разных социальных и политических групп, а признание естественности их различия и значения поддержки условий для его сохранения и воспроизведения. При этом необходимо иметь в виду, что плюрализм - это не только множественность, но и совместимость интересов, без чего блокируется любой механизм осуществления власти в обществе политическими средствами. Это единство многообразия, и поэтому кроме различий в рамках социального и политического плюрализма должны быть определенные общие точки зрения, единые принципы, которые бы разделялись и принимались всеми участниками политического процесса, именно отсюда вытекает возможность реализации известного принципа плюралистической политики, смысл которого заключается в стремлении не к ликвидации различий, а к управлению ими. Политический плюрализм направлен на отыскание меры оптимального сочетания в политике и обществе многообразия и единства, децентрализации и централизма, автономии и объединения, свободы и ответственности, конкуренции и солидарности. Важнейшее условие его конструктивного использования - сохранение политической стабильности, контролируемость многообразия, процесса разрешения конфликтов. Без этого и без наличия в обществе устойчивого консенсуса политический плюрализм может привести к дестабилизации и криминализации, хаосу, анархии и даже гражданской войне. Главное предназначение гражданского общества состоит в достижении консенсуса между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы, способные блокировать разрушительные потенции борьбы различных сил направить ее в созидательное русло.

В гражданском обществе независимо от государства есть институты, способные заставлять всех соблюдать общепринятые нормы (семья, церковь, добровольные организации и т.д.). Плюрализм нельзя представить в виде некоего хаотического разнообразия изолированных начал, лишенного внутреннего единства. Наоборот. Как подчеркивал С.Л. Франк "гражданское общество есть как бы молекулярная общественная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластически общее целое". 3. Формы проявления, критерии и границы политического плюрализма.

Победа в политике не может быть связана с полным уничтожением той или иной политической силы, формирования; если сохраняются носители тех социальных интересов, которые привели к образованию данной политической силы, она снова возникает в трансформированном виде. Плюрализм в обществе может быть как конструктивным, когда различия социальных интересов, подходов к проблемам, способах выражения политических позиций укрепляют, стабилизируют общество, усиливают эффективность его политических институтов, и деструктивным, когда различия становятся базой социальной дезинтеграции, нарастающего роста социальных конфликтов и кризисных ситуаций. Конструктивный плюрализм предполагает необходимость сопоставления позиций и интересов, возможность неполноты собственной истины. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, исходит из возможности достижения консенсуса по определенным проблемам. Деструктивный плюрализм характеризуется отношением к оппоненту как к врагу, с которым невозможен какой-либо тип сотрудничества. Он исходит из своеобразного понимания истины - не как процесса совместного поиска, а как некоего дара, которым кто-то безраздельно владеет, а кто-то также полностью этого лишен. Естественно, никакого сотрудничества с носителями ложных истин быть не может. Реализация идеи политического плюрализма в нашем обществе предполагает:- преодоление разрыва между ее теоретической необеспеченностью и массовым истолкованием на эмпирическом уровне;- выявление устойчивых, а не конъюнктурных групповых интересов, их всесторонний анализ и учет в теоретической и практической деятельности политико-государственных структур разных уровней;- создание необходимых правовых гарантий для выражения этих интересов не только в политической, но и в экономической, социальной и духовно-идеологической областях;- сопоставление различных, в том числе альтернативных, политических программ и установок, их обстоятельную научную экспертизу и широкое обсуждение общественностью;- определение общего курса политико-государственного развития страны на ближайшую и отдаленную перспективу, отвечающего интересам подавляющего большинства общества;- нахождение разумных путей достижения консенсуса между различными общественно-политическими группами, движениями и партиями;- разработку эффективного политико-правового механизма цивилизованного разрешения конфликтов, возникающих между ними10.Таким образом, взаимодействие субъектов в политической системе может развиваться по линии конфликта, когда каждый делает то, что каким-либо образом уменьшает вероятность достижения целей другим субъектом, или по линии кооперации, когда поведение одного субъекта политики увеличивает вероятность других субъектов достичь того, что они хотят. В соответствии с этим политические системы могут быть разделены на два основных типа: конфликта и консенсуса. Первый тип исходит из возможности преодоления или даже ликвидации определенной группы интересов, ведь основной источник конфликтов - из различие. В конфликтном взаимодействии любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы, кроме собственных, когда, например, защита прав одной нации доводится до обязательного ущемления прав или изгнания другой нации, утверждение одного вида собственности предполагает ликвидацию всех иных, а признание одной политической силы сопряжено с отказом в праве на существование всем прочим.Политические отношения, основанные на конфликтном взаимодействии, характеризуются высокой степенью неустойчивости, в них не применяются именно политические средства разрешения политических и социальных противоречий, вместо которых используются административные, военные, правовые или даже криминальные методы "снятия" социальных и политических напряжений. Фактически единственной реальной силой политической интеграции в такой системе становятся разнообразные формы насилия, которое рассматривается как простой метод решения сложных проблем. Но насилие создает больше проблем, чем их решает. Разрушая социальные интересы и их носителей, оно не в состоянии уничтожить те реальные условия и потребности, которые рано или поздно ведут к воссозданию подавленных интересов и ликвидированных социальных групп. Уничтожение в ходе революции и воспроизведение в современных условиях классов предпринимателей и крестьян - наглядный пример неэффективности такой практики. Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых всеми участниками политического действия, предполагает возможность достижения согласия по определенным проблемам. Стремление к сопоставлению позиций и интересов одной из своих предпосылок имеет понимание возможности неполноты собственной истины, а сама она представляется скорее как процесс поиска, движения и постепенного отбора наиболее целесообразных форм социальной организации. Консенсус является результатом применения выработанных в ходе накопления исторического и политического опыта процедур регулирования политических процессов. Он достигается через выражение интересов взаимодействующих социальных групп в наиболее обобщенной форме11, когда удается сформулировать то общее, что содержится в разнообразных частных интересах, позициях, целях. Эффективным путем достижения согласия служит диалог - такая процедура согласования интересов участников политического процесса, в которой каждый из них рассматривает другого в качестве субъекта, т.е. признает его носителем специфических интересов, которые нужно принимать во внимание, уважать и учитывать. Основаниями диалога служат как общие интересы, так и признание права на их различие, признание права всех участников диалогического взаимодействия иметь собственные интересы, ценности, представления о путях и формах их реализации. Без этого диалог просто не возникает, а замещается антидиалогическим отношением, "когда один или оба партнера взаимодействия рассматривают друг друга лишь в качестве объекта, вещи и принципиально отрицают наличие всякой общности между партнерами взаимодействия и тем самым возможность возникновения диалога"12.Типичная форма сознательного отказа от диалога - политическая демагогия, к которой всякий раз прибегают политические и социальные силы, стремящиеся к утверждению любым путем своих эгоистических интересов, противопоставляемых иным политическим интересам и ориентациям. Политическая демагогия замешана на приписывании всех достоинств себе, а всех недостатков - своему политическому оппоненту, на стремлении к драматизации политической ситуации и представлении своих предложений в качестве единственного возможного выхода из нее. Использование диалога в политике требует постепенного накопления и совершенствования навыков его проведения, расширения форм и методов диалогического взаимодействия, главным в котором служит признание реальности, обоснованности интересов своего партнера, широкой информированности о ресурсах, основаниях, намерениях и направленности действий участников политического процесса. всякое замалчивание, закрытость оборачивается недоверием, стремлением судить о партнере только на основании собственных оценок и представлений. В реальной политике часто используется и такая форма выработки согласия, как компромисс - процесс достижения согласия путем взаимных уступок при столкновении интересов и стремлений взаимодействующих сторон. Поскольку в политике всегда взаимодействуют различные интересы и их носители, компромиссы здесь неизбежны. Иной путь - конфронтация - оказывается разрушительным для политической системы, разрывает политическую общность, воссоздает условия для ее кризиса, в ходе которого происходит наращивание, а не разрешение социальных и политических противоречий. Компромисс может быть достигнут и в результате повышения уровня общности, абстрактности цели, проблемы, служащей основанием политического конфликта или взаимодействия. Ведь в любой политической проблеме или цели есть как сущностные, так и частные моменты, и необходимо четко представлять, почему возникает расхождение участников политического процесса. Если эти основания известны и они не затрагивают главных интересов партнеров, необходимо установить частные моменты, стимулирующие разногласия, и отбросить или отвлечься от них. Конечно, как и у любого компромисса, здесь существует ощутимый предел обобщения, выхолащивания содержания цели - обоснованная цель не должна противоречить первоначальному интересу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации - изд. «Аст», Москва, 2006 г.

2. Конституционное право России: Учебник - под редакцией Е. И. Козлова и О.Е. Кутафин, изд. «Юристь», Москва, 2004 г.

3. Советский энциклопедический словарь/Гл. редактор А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с., ил.

Подобные документы

    Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах. Законодательное закрепление гарантий плюрализма мнений и многопартийности в России. Порядок регистрации политических партий.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие идеологического многообразия и политического плюрализма: общая теория и практика зарубежных стран. Идеологическое многообразие и политический плюрализм в вопросах соотношения конституционного строя и правового государства Российской Федерации.

    реферат , добавлен 08.09.2014

    Понятие и предмет конституционного права. Пересмотр и внесение поправок в Конституцию РФ. Принципы многопартийности и политического плюрализма в России. Основания приобретения и прекращения российского гражданства. Порядок избрания Президента РФ.

    шпаргалка , добавлен 13.11.2010

    Анализ сущности политического плюрализма, предполагающего многообразие политических организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за власть. Права и обязанности политических партий.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Характеристики гражданского общества. Проблемы становления гражданского общества в России. Особенности процесса правовой социализации личности. Реализация демократических принципов равенства, гарантированности свобод граждан, политического плюрализма.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации, порядок принятия решения и его реализации. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, их правовой статус.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Исследование концепции легитимности политического режима. Выявление механизмов и технологий легитимизации политического режима современной РФ. Характеристика особенностей политических технологий легитимизации политического режима советского государства.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Особенности и направления, тенденции экономического и политического развития России в начале XX в., оценка места государства на международной арене. Усиление политического кризиса самодержавия, причины его падения. Политические и социальные последствия.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Авторитарные и бюрократические деформации политического режима. Понятие политического режима. Современное состояние политического режима в Российской Федерации. Пути преодоления деформаций политического режима. Политические и идеологические гарантии.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Понятие, признаки, сущность, задачи и функции государства. Теория плюрализма Ласки, Дюверже, Дарендорда. Понятие и признаки нормативно-правового акта. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Роль чрезвычайных и обыкновенных актов.

Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современные мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.

Что такое плюрализм?

Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.

Что такое плюрализм в философии?

Древние мыслители выдвигали разные теории возникновения любой сущности, всё подвергали сомнению и бесконечно спорили. Поиск ответов привел к возникновению в философии трех течений.

  • монизм;
  • дуализм;

В конце 19 - начале 20 века плюрализм получил широкое распространение не только в философских кругах, но и далеко за их пределами. Плюрализм в философии – это признание того, что в мире существует большое количество мнений, которые вытекают из взаимодействия самых разных факторов. Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Причины плюрализма

Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:

  1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.
  2. Зачастую зависит от исторической эпохи.
  3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.
  4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.

Виды плюрализма

Разные варианты оценки мира и широкий круг мнений в жизненно важных областях породили разногласия во всех значимых видах жизнедеятельности. Понятие плюрализм начало использоваться чуть ли не повсеместно и вошло в обиход людей разных профессий. Массовая распространённость позволила поделить его на виды.

  • идеологический плюрализм;
  • религиозный плюрализм;
  • культурный плюрализм;
  • духовный плюрализм.

Политический плюрализм

Присутствует в обществе, где нет сплоченной власти, которая в результате разных мнений распределилась по конфликтующим группам. Плюрализм в политике – это демократическая предпосылка, по своему принципу он является конкуренцией за государственную власть, где члены разных групп постоянно отстаивают свою точку зрения. Для развития политического плюрализма во многих государствах создают определенные условия, которые выражаются в свободе средств массовой информации, в наличии оппозиции, существование многопартийности, в выборах. Признаки плюрализма в политике:

  1. Преднамеренное стимулирование многообразия жизни в обществе происходит для возникновения условий существования конкуренции и оппозиции.
  2. Элементы общества наделены равноправием и самостоятельностью.
  3. В государстве не разрешена диктатура и насилие.
  4. Любой конфликт решается мирным путем.
  5. Существует многопартийность.

Идеологический плюрализм

Идейность входит в принцип любого государства с демократическим складом. Идеологический плюрализм вобрал в себя систему мнений самых разных общественных представлений и отношений между людьми. Принцип плюрализма в идеологии подразумевает, что любой человек, или группа людей могут свободно развивать и высказывать взгляды. Идейный плюрализм предоставляет возможность осуществления идей на практике путем их распространения и защиты, активной практической работы в законодательном творчестве, которая может быть представлена на рассмотрение государственным органам.


Научный плюрализм

Парадокс научного мышления сложен из людей, которые признают только одну мысль, или тех, кто рассматривает множество вариантов и признает их все. Существование альтернатив, множество самых разных предположений и взглядов, вот что значит плюрализм в науке. Это парадигма, которая построена на рациональном мышлении, и в результате этого построения появилась некая логическая система. Плюрализм допускает, что логических систем может быть несколько и выделяется основными признаками в научной деятельности.

  • многозначность;
  • нелинейность;
  • вариативность гипотез;
  • отсутствие строгих выводов;
  • признание многообразия: много начал, миров, причин и так далее.

В науке плюрализм идет об руку с монизмом, эти понятия не могут существовать друг без друга в сфере научного мышления. Подразумевают они «разнообразное в единстве» или «единство разнообразного», то есть «в общем» человеку надо видеть «единое», и наоборот «в едином – общее». Плюрализм в науке всегда находит свои проявления в признании и возражении.

Религиозный плюрализм

В большинстве стран мира действует свобода вероисповедания. В основу религий всего мира входят учения о том, что представляемая вера это единственно верный путь. Плюрализм в религии понимается, как уважение к чужой вере. Разнообразие систем и взглядов в религии породили религиозный плюрализм, но для него характерны свои, определенные черты:

  1. Не все, но некоторые истины существуют и в других религиях.
  2. Взаимоисключающие требования правды могут быть одинаково действительны, для двух, трех и более религий. Проявляется это в форме терпимости.
  3. Признание человеком того, что требования в другой религии, если присмотреться, это несколько видоизмененные истины стародавних времен.
  4. Создание гармоничного сосуществования и улучшения понимания между представителями религий.
  5. Принятие социума религиозного разнообразия.

Культурный плюрализм

Затрагивая разнообразные сферы жизни человека, проявляется это понятие и в социальной жизни людей. Подразумевая, что человечество во всем его многообразии, многонародности имеет право на свою культуру. Право быть реализованным и удовлетворить свои культурные потребности, вот что такое культурный плюрализм. Любой человек имеет право на свободу самовыражения, свои убеждения и ценностные ориентации он может отстаивать всеми законными путями.


Плюрализм мнений

Общаясь, человек сталкивается не только с единомышленниками, но и с людьми, мнения которых могут противоположно отличаться, от его собственного. Что такое плюрализм мнений и в чем он выражается? Социальная активность индивида наблюдается в плюрализме и выражается через дискуссии и споры в любых видах совместной деятельности, а чаще, когда есть необходимость принятия коллективного решения. Это межличностное конструктивное общение.

Многообразие мнений, существование самых разных точек зрения, споров и соглашений во время какой-либо совместной деятельности приводят к реализации самых сложных задач. При этом несовпадение мнений не подразумевают конфликт, а подробные дискуссии, не только сталкивают и сопоставляют мнения, а приводят к тому, что появляется общая групповая тактика. Благодаря плюрализму мнений происходят интеллектуальные прорывы, совершаются открытия.

Духовный плюрализм

Подлинный поиск и рост человека выражается в игре с самим собой, своим подсознанием. Сущность плюрализма предполагает его проникновение во все области духовной жизни людей. затрагивает многие аспекты: социальные, религиозные, патриотические, и даже политические. Человек, охваченный им, видит больше и шире, чем тот, кто признает только одну единственно верную истину. Поиски правды свойственны многим людям, но увидеть одну строну медали, и признать при этом наличие другой под силу только плюралистам.

Понятие «духовность» нельзя отделить от потребностей, как человека, так и общества. Это накопление духовных ценностей и общественного сознания, которое подразумевает наличие разноплановых идей, теорий, концепций. Плюрализм духовности - это признание чужих традиций, и чувств. Неприкрытый плюрализм и собственные либеральные взгляды побуждают человека к активной социальной жизни и деятельности.

Важным принципом демократического государства является идеологический и политический плюрализм. Рассмотрим, во-первых, идеологический плюрализм.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему правовых, философских, политических, религиозных взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми.

"В РФ признается идеологическое многообразие", - гласит К. РФ в ч.1 ст.13.

Плюрализм в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.

Первая часть данной статьи связана с рядом других конституционных предписаний. Это ст.14; ст.28, устанавливающая свободу совести, свободу вероисповедания; ст.29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации; ст.44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Также К. РФ провозглашает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч.2 34 ст.13).

Данное правило относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины, марксизм-ленинизм и др.).

Кудрявцев В.И. отмечает, что "при этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного изменения конституционного строя России (ст.134-137 К. РФ) .

Убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

В целесообразности и справедливости недопущения господства одной идеологии в государстве убеждает опыт всех стран, где такое господство имело место. Оно было связано с подавлением интересов больших социальных групп, прав и свобод личности, теоретически беспомощно и резко снижало эффективность всей общественной и гос. системы, в рамках которой это происходило.

В ч.2 ст.14 указано, что "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего, это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц, с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в гос. дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.д. Так, в ФЗ от 26.09. 1997 "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливается, что запрещено создание религиозных объединений в органах гос. власти, других гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, гос. и муниципальных организациях (п.3 ст.6).

Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества. Ст.11 данного ФЗ регламентирует порядок гос. регистрации религиозных организаций.

Таким образом, установление в К. РФ принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Во-вторых, в демократическом государстве имеет место политический плюрализм.

"Плюрализм … является одной из качественных характеристик демократии, - утверждает Парникель Ю.Л. . - Он предикат, раскрывающий состояние объективных общественных отношений"1.

1 Парникель Ю.Л. Политический плюрализм: условия становления в Российском обществе. Псков, 1999, с.27.

Предварительным условием признания данного принципа в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации путем постепенного создания в РФ многопартийной системы.

К. РФ провозглашает, что в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13). Общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Политический плюрализм в любых его вариантах возможен при условии поведения людей, основанного на единой правовой базе. По словам Парникеля Ю.Л., "эта база сходным образом должна детерминировать поведение как отдельных граждан, так и различных политических партий и общественных объединений"

Итак, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политической партии и особенностями создания, деятельности и реорганизации и ликвидации политических партий, а также отношения, связанные с деятельностью общественных объединений, регулируются ФЗ от 11.07. 2001 "О политических партиях" и ФЗ от 19.05. 1995 "Об общественных объединениях".

Согласно ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

В данном ФЗ устанавливаются принципы создания и деятельности общественных объединений (ст.15), порядок ликвидации и реорганизации (гл.2), порядок гос. регистрации (ст.21), права и обязанности общественных объединений (гл.3), определяется собственность общ. объединения (гл.4).

В соответствии с данным ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является политическая партия.

Согласно ФЗ "О политических партиях", политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления (п.1 ст.3).

Деятельность политических партий основывается на принципах равноправия, добровольности, гласности, законности и самоуправления (п.1 ст.8). Также ФЗ предусмотрены ограничения на создание и деятельность политических партий (ст.9).

Политическая партия подлежит гос. регистрации в соответствии в ФЗ "О гос. регистрации юрид. лиц" (п.1 ст.15).

Политическая партия должна иметь устав политической партии (ст.21) и программу политической партии (ст.22).

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии (п.1 ст.24).

В данном ФЗ установлены права и обязанности политических партий

(гл.5), а также порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий (гл.9).

Ученый Парникель Ю.Л. в своей монографии установил, что "основной целью партии является борьба за власть". С целью приобретения сторонников происходит "вовлечение граждан в активную политическую деятельность. Партия предоставляет своим сторонникам возможность встречаться, проводить обсуждения, участвовать в политических акциях и кампаниях, в целом учиться политике… Партии выполняют объединительную, общенациональную миссию путем обращения к людям разных рас, возрастов, наций, конфессий, социальных групп и классов, в известной мере сглаживая социальные конфликты и напряженности".

Конституционные положения о политических партиях в К. РФ более кратки, нежели в новых конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст.21 Основного Закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: ". Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе.2. Партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, антиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд.3.

Подробности регулируются федеральными законами".

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Плюрализм призван наполнить свободу личности, общественную и гос. жизнь в целом богатством содержания и выбора, стимулировать политическое и социальное творчество, предприимчивость и соревновательность граждан и их объединений и тем самым способствовать развитию общества и государства.

Парникель Ю.Л. утверждает, что плюрализм в политике очень необходим. При этом он полагает, что "не подкрепленная в экономической сфере любая успешная политическая деятельность субъекта управления обществом не в состоянии обеспечить долговременную социальную стабильность. Более чем десятилетний путь развития России в конце 19 столетия доказал это вполне определенно" .

Дзодзиев В. считает также, что "подлинная демократизация России требует глубокого качественного обновления политической элиты". Вот тогда, возможно, и создастся благоприятная обстановка для нормального функционирования политической системы в целом.