Музыкальная культура личности. Музыкальная культура. Современное состояние музыкальной культуры

Страница 1

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который каждое последующее поколение должно «освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума».

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру - воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной культуры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Нюансы образования:

Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у...

Воспитание мальчиков - неженское занятие
Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем...

Следует отметить, что в выборе аксиологических ориентиров в рамках общечеловеческих ценностей могут служить и ценности музыкального искусства. В реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

В данном исследовании под музыкальной культурой понимается сложная интегративная образовательно-просветительская деятельность, включающая в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности, и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства. В связи с этим главным критерием развития музыкальной культуры школьников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является единство образов мира и звука.

Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Этот смысл определен нами как магистральный путь постижения музыки и жизни в их единстве. Этот путь позволяет также объединить разнообразие подходов в классных и внеклассных формах музыкального воспитания детей на единой концептуальной основе.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость - два важнейших компонента музыкальности. музыкальная культура личность ребенок

Главнейший показатель музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность предполагает также наличие запросов, интересов, связанных с художественными многообразными произведениями, разными видами музыкальной практики.

Формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

Именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других - эти проявления очень скромны, робки и несовершенны. Поэтому возникают подчас сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей». Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.

Формирование музыкальной культуры понимается как процесс передачи общественно-политического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к работе не только в данной области, но и других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий. Их назначение двусторонне: обучение знаниям, способам действий и влияние на формирование личности ребенка, его музыкальных способностей.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

«Музыкальная культура, писал В.А. Сухомлинский, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе»[i] .

В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически неограничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Слушание музыки теснейшим образом связано с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, усваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к ценностях искусства. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно развить музыкальные способности детей.

Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

  • а)слушание музыки;
  • б)творческой деятельности, исполнительстве;
  • в) познавательной деятельности.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Формирование музыкальной культуры не ограничивается лишь развитием отдельных способностей детей, оно предусматривает как комплексное развитие общей музыкальности, так и формирование личности ребенка в целом.

Для формирования музыкальной культуры ребенка необходима самая широкая питательная среда. В первую очередь существенно приобретение самого музыкального опыта, ведь встреча с музыкой - это всегда встреча с новыми чувствами, эмоциями, мыслями, рожденными жизнью. Вместе с тем ознакомление с другими видами искусства, с самой жизнью в ее разнообразных проявлениях обогащает эмоциональное и музыкальное переживание ребенка.

Музыкальное развитие происходит также в процессе усвоения ребенком общественно-выработанных способов и действий. Это свидетельствует о той тесной связи, которая устанавливается между воспитанием, обучением и развитием.

В процессе приобретения ребенком социального музыкального опыта выявляются и развиваются его способности на основе природных задатков; формируются интересы, склонности к музыке; возникает эмоциональная отзывчивость, стремление к активной творческой деятельности, оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Музыкальные образы, во всей совокупности их мелодических, гармонических, ладовых средств, оказывают на ребенка, прежде всего эстетическое воздействие. Однако совершенно очевидно, что, учитывая их разностороннее влияние на организм ребенка, можно содействовать укреплению его нервной системы, вызвать радостные переживания и тем способствовать физическому развитию. Известно также, что предметом эстетических чувств, вызванных музыкой, могут быть различные явления жизни. Отсюда больше возможности формирования средствами музыки нравственного облика ребенка. В процессе музыкального восприятия ребенок делает первые обобщения, у него возникают сравнения, ассоциации.

Прекрасная музыка пробуждает в ребенке стремление к красоте, воспитывает в нем художника, делает егосоучастником творческого процесса.

Формирование музыкальной культуры понимается и как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях. Это объясняется тем, что усвоение способов музыкально-эстетической деятельности всесторонне обогащает личность ребенка.

В процессе передачи музыкального опыта применяется система целенаправленных и организованных воздействий.

Музыкальное развитие сложное, многосоставное явление. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и, сформированными на их основе, музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и, свершающимся при этом, развитием и т.д. Таким образом, происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.

Формирование музыкальной культуры школьника понимается и как переход от проявления простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. Если получаются новые качества в этих отношениях и способностях, то можно говорить о состоявшемся музыкальном развитии.

Подчас возникает разрыв между первыми реакциями на музыку и сроками начала организованного воспитания. Так, иногда эти реакции появляются очень рано, а воздействие запаздывает, и некоторое время ребенок остается предоставленным сам себе, что или задерживает развитие, или придает ему неверное направление. Но бывает, что внешнее воздействие очень обильно и преждевременно и не учитывает степень готовности ребенка. Эти противоречия говорят о том, что необходимо провести исследования уровня музыкальной образованности детей и на основе полученных результатов разработать программу по формированию музыкальной культуры школьников.

Иногда устанавливаются неверные связи между формами музыкальной деятельности и запросами детей. Так, складываются один и тот же характер деятельности, одна и та же последовательность заданий. Жизнь же ребенка богаче музыкальными впечатлениями. У него возникают новые запросы и интересы, ему хочется проявить себя в иных ситуациях.

Возникают также противоречия между личностью ребенка со свойственным ему своеобразием музыкальных проявлений и участием его в коллективной деятельности. Возникает проблема формирования музыкальных способностей детей с различными данными, а подчас и различной подготовкой в условиях коллективных музыкальных мероприятий. В этой ситуации как раз и необходимы (концертные) музыкальные мероприятия учреждений культуры, так как здесь дети попадают в равные условия.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - условие для формирования целостной личности. Правильно осуществленное музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.

Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, соприкасаются с различными видами музыкальной деятельности, то формирование музыкальной культуры будет плодотворным и успешным.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Она выступает в своей непосредственной целостности. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но эти выразительные средства, всегда находясь в разнообразных гармонических сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс для ребенка. Поэтому формирование музыкальной культуры, развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям школьного возраста путем подбора произведений возможно вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются простейшие навыки, закладываются первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за егорасположением, запоминать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Музыка - искусство, которое основывается, прежде всего, на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения идейно-эстетического смысла произведения, духовного развития на слушателя, общество в целом. Она усиливает влияние театра, других искусств, входя с ними в контакт, сопутствует многим сферам деятельности людей.

Само переживание прекрасного в искусстве выступает мерой более широкого отношения человека к миру - и познания, и оценки, и наслаждения, и коммуникации. В первую очередь выделяется здесь чувство красоты, которое интенсивно захватывает воображение, разум и эмоциональную сферу.

Особенности воздействия музыки проявляются и в интонации, и в ритме, и в других ее сторонах; на основании множества воспринятых музыкальных произведений постигаются типы интонаций, жанров, стилей и т.п.

Музыкальное произведение направленно к слушателю, рассчитано на возможности его восприятия, его способности. В свою очередь, восприятие музыки не является пассивным процессом, обладает творческой активностью,

Для полноценного восприятия сложных форм музыкального искусства нужна определенная внутренняя подготовка, нужен хотя бы минимальный слушательский опыт. Однако, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства.

Музыка во многом отличается от других видов искусств - ее выразительные средства и образы не столь наглядны. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Ей свойственно передавать настроения людей в очень обобщенных и специфически условных звуковых образах. Путем ассоциативных сравнений, особых художественных намеков музыка создает живое представление о пространстве и движении, о темных и светлых тонах, о грандиозности или фантастической миниатюрности. Музыкальные образы, интонации и сочетания звуков нельзя перевести на язык понятий, они всегда допускают известную свободу восприятия и толкования. Вот почему в музыке часто получают звуковое выражение те же образы, что и в других искусствах.

Понимание музыкальных произведений детьми младшего школьного возраста будет способствовать формированию мировоззрения и нравственных идеалов, потребности в систематическом общении с музыкальным искусством, развитию художественного вкуса.

Культура вкуса строится на совокупности культурных факторов и выступает условием для более широкой, охватывающей всю культуру личности - культуру мышления и деятельности, когда возникает такое важнейшее качество личности, как целостность. Лишь тогда для слушателя наиболее полно раскрываются смыслы произведения. Таким образом, мы можем сказать, что формирование музыкальной культуры школьника включает в себя и развитие вкуса.

Каждый этап формирования музыкальной культуры отмечен стремлением к единству художественного мира, целостности ребенка. Но эта целостность может быть достигнута в полной мере лишь на основе гармонично развитой личности.

Каждому искусству присущи свои, особые законы отражения окружающего мира, свой выразительный язык. Присущ он и музыке, Чтобы научиться понимать этот язык, надо, прежде всего, различать элементы, из которых он состоит, ощущать их выразительные свойства.

Формирование музыкальной культуры начинается с приобретения опыта, составными частями которого является слушание музыки и творчество самих детей.

Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и оригинальному выражению, Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать. Дети могут или импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты.

Детская деятельность расценивается как творческая в том случае, если создается новое, раннее неизвестное индивидууму или детскому коллективу. Детское творчество оценивается не по его объективным высоким качествам, а в силу его воспитательного значения для самих «творцов».

Вторая особенность детского музыкального творчества сказывается в стремлении подчеркнуть роль эмоционального желания детей выразить свои чувства.

Теоретическая основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается так называемое свободное творчество, которому впоследствии суждено стать деятельностью. При этом подчеркивается значение врожденных инстинктов, преувеличивается роль бессознательных влечений и стремлений. Детское творчество понимается как самостоятельная художественная деятельность.

Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Итак, говоря о сущности музыкальной культуры, важно подчеркнуть, что она помогает формировать духовные потребности ребенка, расширяет его нравственные представления, развивает интеллект, умение дать эстетическую оценку жизненным явлениям.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать заключение, что процесс воспитания и формирования музыкальной культуры у младших школьников предполагает широкое знакомство с музыкальными явлениями, пониманием их смысла, проблем, связанных с приобщением личности к культуре, процессом включения личности в музыкальную культуру общества и усвоения ею норм, ценностей, идеалов общества через призму музыкального искусства.

Таким образом, в реализации данного подхода важное место отводится формированию музыкальной культуры личности.

Что такое "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА многоуровневая система, включающая разл. виды и жанры муз. иск-ва, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и муз.-образовательные учреждения, муз. об-ва, клубы, кружки, быт. и домашнее музицирование. В становлении муз. жизни Екат. отразились процессы слияния нар. традиций рус. нас., предст. др. национальностей и проф. муз. к-ры европ. типа. В сфере быт. музыки утверждались формы и жанры, типичные для гор. к-ры. Один из ее признаков - гор. орк., присутствие к-рых было обязательно на всех праздничных вечерах местной знати. С 1843 большую популярность приобрели муз. спектакли, чему способствовало прибытие в г. по приглашению В.Глинки театр. труппы П.Соколова. Водевили и оп., представленные гастролерами, имели шумный успех, что послужило импульсом для претворения в жизнь идеи создания собственного гор. т-ра. Ч. актеров труппы, в т.ч. примадонна Е.Иванова, а также небольшой инструментальный ансамбль, сопровождавший спектакли, остались в Екат. В 1847 на Гл. просп. для т-ра выстроили кам. здание (ныне к/т «Колизей»). В 70-е XIX в. начинает активно развиваться оп. иск-во. В 1874 на подмостках гор. т-ра гастролировавшей в г. солисткой имп. т-ров Д.Леоновой поставлена оп. Дж.Верди «Трубадур». Ее успех обусловил возникновение Екат. муз. кружка (1880), где по инициативе П.Давыдова и Г.Свечина ставились оп. постановки. В 1880-е в г. происходит заметный сдвиг в развитии хорового иск-ва. Наряду с хоровыми исполнениями нар. песен и церк. песнопений становятся популярны выступления хоров муз. кружка и капеллы С.Гилева, включавших в свой репертуар произв. классической музыки. Успешно проходят концерты духовной музыки объединенных хоров любителей и церк. певчих. Наивысш. подъема хоровое иск-во достигло в нач. ХХ в. благодаря деятельности А.Городцова и Ф.Узких, руководивших бесплатными хоровыми регентскими курсами губ. к-та попечительства о нар. трезвости. На рубеже ХIХ–ХХ вв. в Екат. наблюдается повышение уровня инструментального исполнительства. По инициативе В.Цветикова, П.Баснина и др. в г. организуются камерные собр., проводятся ист. концерты. В летнем саду Обществ. собр. под рук-вом дир. О.Кассау, С.Герца и др. регулярно проходят симф. концерты, в Харитоновском саду - концерты легкой музыки (см. Орк. Екат.) В нач. ХХ в. в Екат. появляются новые концертно-театральные здания: Верх-Исетский нар. т-р (1900, см. Народный дом), концертный зал И.Маклецкого (1900), концертный зал Коммерческого собр. (1910). Это способствовало значительному увеличению кол-ва концертов и оп. постановок. Важнейшие события в муз. жизни Екат. произошли в 1912: открылся Новый гор. т-р (см. Екат. гос. акад. т-р оп. и балета), заявивший в репертуаре сразу 50 оп., заработало Екат. отд-ние Имп. Рус. муз. об-ва, положившее нач. развитию проф. муз. образования в г. В 1916 муз. кл. ИРМО при меценатской помощи Д.Соломирского преобразуются в муз. уч-ще, где работают В.Бернгард и Н Иванова-Кулибина, ставшие впоследствии авторитетными муз. пед. После 1917 мн. сложившиеся муз. структуры г. прекращают свое существование. Помещения оп. т-ра и концертно-театральных зданий используются для проведения полит. собр. и митингов, часто сопровождающихся массовым пением рев. песен и исполнением муз. произв., созвучных рев. событиям. В 1920-е массовый х-р приобретает деятельность хоровых кружков раб. и красноармейских клубов. В 1920–1930-е Ц. муз. жизни Екат.–Свердл. становится оп. т-р. На его сцене пели А.Ульянов, Ф.Мухтарова, С.Лемешев, И.Козловский, Д.Аграновский, В.Ухов, Г.Пирогов, дирижировали И.Палиев, И.Палицын, А.Пазовский, А.Маргулян. Летом, когда заканчивался театральный сезон, орк. т-ра давал традиционные симф. концерты в саду им. Вайнера (быв. Клубном). С 1925 новым средством пропаганды муз. иск-ва становится Свердл. радио. Муз. ред. радиовещания работали В.Трамбицкий и Б.Певзнер. Радиок-т имел своих солистов и орк., к-рый в 1934 расширен и преобр. в симф. орк. Свердл. гос. филармонии (см. Урал. гос. акад. филармонический орк.) под управлением М.Павермана. 1930-е ознаменовались созданием в Свердл. учреждений, значительно обогативших муз. к-ру г. В 1933 началась деятельность т-ра муз. комедии (см. Екат. гос. акад. т-р муз. комедии). Труппу возглавил приглашенный из Ленинграда опытный реж. А.Феона, основу актерского коллектива составили С.Дыбчо, М.Викс, А.Маренич, П.Емельянова. Уже через 10 лет т-р признан «лаб. сов. оперетты». В 1934 начала первый уч. г. Урал. гос. консерватория, в 1939 утверждено Свердл. отд-ние СК СССР (см. Урал. отд-ние Союза композитиров России). В гг. Вел. Отеч. войны муз. к-ра Свердл. продолжала активно развиваться. В г. жили и плодотворно работали 40 чл. СК, в т.ч. эвакуированные Р.Глиэр, Т.Хренников, А.Хачатурян, В.Шебалин, Д.Кабалевский и др. изв. музыканты. В Свердл. долгое время находился Гос. орк. Всесоюз. радио, Киевская консерватория, успешно концертировали Г.Нейгауз, Д.Ойстрах, Э.Гилельс, Л.Оборин. В это время созд. Урал. нар. хор (см. Урал. гос. акад. рус. нар. хор), хоровая капелла филармонии, хор обл. радиок-та. За гг. войны только Свердл. гос. филармонией организовано более 20 тыс. концертов. В послевоен. период на состояние муз. к-ры серьезное воздействие оказало пост. ЦК ВКП(б) от 10 февр. 1948. Обвинения в «антинародности» и «формализме» коснулись также урал. композиторов. Политика «холодной войны» и закрепившийся за Свердл. статус закрытого г. способствовали искусственной изоляции свердловчан от мир. муз. к-ры. И все же муз. жизнь столицы Ср. У. не стояла на месте. Интенсивно развивался песенный жанр. Творческие удачи сопутствовали в этом направлении Б.Гибалину, Е.Родыгину, Л.Лядовой. Огромной популярностью пользовались праздники песни, организуемые Хоровым об-вом, руководимым Г.Рогожниковой. Песенный мат-л, осн. на урал. фольклоре, лег в основу симф. Г.Топоркова и Н.Пузея, оп. Г.Белоглазова «Охоня», муз. комедии К.Кацман «Марк Береговик». Высокого уровня достигло исполнительское мастерство. В 1950–1960-е выступают пианист И.Рензин, скрипачи М.Затуловский и Н.Шварц, виолончелист Г.Цомык, певцы Я.Вутирас, Н.Даутов, В.Китаева, М.Глазунова, А.Новиков, И.Семенов. Мир. изв. приобрели выпускники Урал. гос. консерватории нар. арт. СССР Б.Штоколов и Ю.Гуляев. При филармонии образовались высокопроф. инструментальные ансамбли: Урал. струнный квартет им. Н.Мясковского и Урал. трио баянистов. Активно развивалась художеств. самодеятельность. В Домах к-ры под рук-вом опытных музыкантов работали муз. кружки и даже оп. студии. Более десяти оп. поставлено любительской студией в ДК Верх-Исетского з-да (рук. П.Лантратов). Муж. хор Свердл. горн. ин-та (рук. В.Глаголев) стал лауреатом всесоюз. муз. фестиваля (1957), хор Урал. гос. ун-та (рук. В.Серебровский) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), эстрадно-симфонический орк. ДК железнодорожников (рук. В.Турченко) - лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968). В 1960-е широкое развитие в кругах студенчества и гор. интеллигенции получает жанр авторской песни. Организуются клубы самодеятельной песни, из среды к-рых вышли мн. изв. барды (А.Дольский и др.). Новый подъем урал. шк. игры на нар. инструментах произошел в 1960-е. В Урал. гос. консерватории создается спец. каф., которую возглавил изв. в стране и за рубежом исполнитель-балалаечник Е.Блинов (1963). Пед. и воспитанники этой каф. неоднократно побеждали на всесоюз. и междунар. конкурсах. Организуются орк. нар. инструментов, оригинальную музыку для к-рых пишет В.Биберган («Урал. потешки») и др. урал. композиторы. В 1970–1980-е в муз. жизни Свердл. появились новые имена талантливых музыкантов. Победу на междунар. конкурсе им. Бетховена в Вене (1977) одержала пианистка Н.Панкова, ярко проявили себя дир. Е.Колобов (Свердл. т-р оп. и балета), В.Кожин (симфонический орк. Свердл. гос. филармонии). За постановку оп. «Пророк» в Свердл. т-ре оп. и балета композитор В.Кобекин, дир. Е.Бражник и реж. А.Титель удостоены Гос. пр. (1987). В 1987 в г. организовано Муз. об-во Свердл. обл., которое возглавила нар. арт. СССР В.Баева. В 1980–1990-е открыто заявило о себе молодежное движение. В г. возник рок-клуб (1986), а лучшие гр. - «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галюцинации», «Чичерина» - заняли в России лидирующие позиции в этом муз. направлении. Активно работает «дедушка урал. рока» композитор А.Пантыкин (см. Рок-музыка). Оживилась деятельность мастеров и любителей джаза. Созд. Урал. гос. орк. джазовой музыки (рук. Н.Баранов), регулярно проводятся джазовые фестивали. Мир. изв. получил воспитанник Урал. консерватории джазовый музыкант В.Чекасин. Получают развитие поп-музыка (В.Пресняков-мл., А.Малинин) и авторская песня (А.Новиков). Примечательное явление муз. жизни Екат. посл. десятилетия ХХ в. - появление множества самостоятельных концертных, муз.-театральных структур и усиление заруб. связей. Успешно гастролируют за рубежом и участвуют в междунар. конкурсах филармонический орк. под рук-вом Д.Лисса, орк. нар. инструментов под рук. Л.Шкарупы, камерные орк. В-А-С-Н (осн. в 1990 С.Дьяченко), «Лицей», «Camerata» (рук. Засл. арт. РФ В.Усминский), ансамбли нар. инструментов «Аюшка» (рук. В.Зыкин) и «Урал» (рук. М.Уляшкин), хор «Доместик» (рук. В.Копанев, Губ. пр. 1998) и др. Окрепли творческие контакты Урал. консерватории с муз. вузами Франции и Италии, в чем большая заслуга ректора УГК пианиста М.Андрианова. Особую значимость имеют победы на междунар. конкурсах юных екатеринбуржцев: дет. хора «Аврора» (рук. В. и Н.Булановы), хора мальчиков муж. хорового лицея (рук. С.Пименов), хоровой капеллы и ансамбля танца «Улыбка» Дет. филармонии (рук. Ю.Бондарь, О.Журавлева) и др. Лит.: Из музыкального прошлого: Сборник очерков. Вып. 1. М., 1960; Вып. 2. М., 1965; О музыке и музыкантах Урала // Научно-методические записки УГК. Вып. 3. Свердловск, 1959; Беляев С. История музыкальной культуры Урала: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. Л.К. Шабалина

Музыка - это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Считается, что музыка развивает слух и абстрактное мышление. Постижение звуковой гармонии так же полезно для музыки, как занятия математикой. Расскажем о том, как проходило становление и развитие музыкальной культуры и зачем людям нужно это искусство.

Понятие

Музыка играет особую роль в жизни человека, с древних времен звуки завораживали людей, погружали их в транс, помогали выразить эмоции и развить воображение. Мудрые люди называют музыку зеркалом души, она есть форма эмоционального познания окружающего мира. Поэтому музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества. Она сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.

В речи этот термин используется наравне с такими синонимами, как музыка или музыкальное искусство. Для отдельной личности музыкальная культура является неотъемлемой частью общего эстетического воспитания. Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться ее понимать и воспринимать.

Теоретики считают, что музыкальная культура - это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание. Также в этот комплекс могут входить и исполнительские и сочинительские навыки. Известный философ и теоретик искусства М. С. Каган считал, что музыкальной культуре можно выделять индивидуальное измерение, т. е. уровень отдельной личности, ее знания, умения и навыки в сфере данного искусства, а также групповой уровень, который привязан к определенным субкультурам и возрастным сегментам общества. В последнем случае ученый говорит о музыкальном воспитании и развитии детей.

Функции музыки

Такое сложное и важное явление искусства, как музыка, чрезвычайно необходимо как отдельному человеку, так и обществу в целом. Это искусство выполняет целый ряд социальных и психологических функций:

1. Формирующую. Музыка участвует в становлении человеческой личности. Формирование музыкальной культуры индивида влияет на его развитие, на вкус, на социализацию.

2. Познавательную. Через звуки люди передают ощущения, образы, эмоции. Музыка является своеобразным отражением окружающего мира.

3. Воспитательную. Как и любое искусство, музыка способна формировать у людей определенные, чисто человеческие качества. Не напрасно существует точка зрения, что умение слушать и создавать музыку отличает человека от животного.

4. Мобилизующую и призывную. Музыка способно стимулировать человека к действию. Не напрасно существуют маршевые мелодии, трудовые песни, которые улучшают деятельность людей, украшают ее.

5. Эстетическую. Все-таки самая главная функция искусства - это способность доставлять человеку удовольствие. Музыка дарит эмоции, наполняет жизнь людей духовным содержанием и приносит чистую радость.

Структура музыкальной культуры

Как социальное явление и часть искусства музыка представляет собой сложное образование. В широком понимании в ее структуре выделяют:

1. Музыкальные ценности, продуцируемые и транслируемые в социуме. Это основа музыкальной культуры, которая обеспечивает преемственность исторических эпох. Ценности позволяют постигать сущность мира и общества, они являются духовно-материальными и реализуются в виде музыкальных образов.

2. Разные виды деятельности по производству, хранению, трансляции, воспроизведению, восприятию музыкальных ценностей и произведений.

3. Социальные институты и учреждения, занимающиеся разными видами музыкальной деятельности.

4. Отдельных людей, занимающихся созданием, распространением, исполнением музыки.

В более узком понимании композитора Д. Кабалевского музыкальная культура синонимизируется с термином "музыкальная грамотность". Она проявляется, по мнению музыканта, в умении воспринимать музыкальные образы, декодировать ее содержание, отличать хорошие мелодии от плохих.

В еще одной трактовке под исследуемым явлением понимают некое общее свойство личности, выражающееся в музыкальной образованности и музыкальной развитости. Человек должен обладать определенной эрудицией, знать некий свод классических произведений, которые формируют его вкус и эстетические предпочтения.

Музыка Древнего мира

История музыкальной культуры начинается в глубокой древности. К сожалению, от самых первых цивилизаций не осталось свидетельств об их музыке. Хотя очевидно, что музыкальное сопровождение обрядов и ритуалов существовало с самых первых этапов существования человеческого общества. Ученые утверждают, что музыка существует по меньшей мере 50 тысяч лет. Документальное подтверждение наличия данного искусства появляется со времен Древнего Египта. Уже в то время существовала разветвленная система музыкальных профессий и инструментов. Мелодии и ритмы сопровождали многие виды деятельности человека. В это время появилась письменная форма фиксации музыки, что позволяет судить о ее звучании. От предыдущих эпох остались только изображения и остатки музыкальных инструментов. В Древнем Египте существовала духовная музыка, сопровождавшая совершение культов, а также сопутствующая человеку в труде и отдыхе. В этот период впервые появляется музыка для слушания с эстетическими целями.

В культуре Древней Греции музыка достигает наивысшего развития для этого исторического периода. Появляются различные жанры, совершенствуются инструменты, хотя в это время преобладает вокальное искусство, создаются философские трактаты, осмысляющие сущность и назначение музыки. В Греции впервые появляется музыкальный театр как особый вид синтетического искусства. Греки хорошо понимали силу воздействия музыки, ее воспитывающую функцию, поэтому этим искусством занимались все свободные граждане страны.

Музыка Средневековья

Установление христианства на территории Европы значительным образом повлияло на особенности музыкальной культуры. Появляется огромный пласт произведений, обслуживающих институт религии. Это наследие именуется духовной музыкой. Почти в каждом католическом соборе есть органы, в любом храме есть хор, все это делает музыку частью повседневного служения богу. Но в противовес духовной музыке формируется народно-музыкальная культура, в ней находит выражение то карнавальное начало, о котором писал М. Бахтин. Во времена позднего Средневековья формируется светская профессиональная музыка, ее создают и распространяют трубадуры. Аристократия и рыцари становятся заказчиками и потребителями музыки, при этом их не устраивала ни церковное, ни народное искусство. Так появляется музыка, услаждающая слух и развлекающая людей.

Музыка Возрождения

С преодолением церковного влияния на все аспекты жизни приводят к тому, что начинается новая эпоха. Идеалами этого периода становятся античные образцы, поэтому и эпоха называется Возрождением. В это время история музыкальной культуры начинает развиваться преимущественно в светском направлении. Во времена Возрождения появляются такие новые жанры, как мадригал, хоровая полифония, шансон, хорал. В этот период формируются национальные музыкальные культуры. Исследователи говорят о появлении итальянской, германской, французской и даже нидерландской музыки. Система инструментов в этот исторический период также претерпевает изменения. Если раньше главным был орган, то теперь его опережают струнные, появляется несколько видов виол. Род клавишных тоже существенного обогатился новыми инструментами: клавикорды, клавесин, чембало начинают завоевывать любовь композиторов и исполнителей.

Музыка эпохи барокко

В этот период музыка приобретает философское звучание, становится особой формой метафизики, особое значение приобретает мелодия. Это время великих композиторов, в этот период творили А. Вивальди, И. Бах, Г. Гендель, Т. Альбинони. Эпоха барокко ознаменовалась появлением такого искусства, как опера, также в это время впервые создаются оратории, кантаты, токкаты, фуги, сонаты и сюиты. Это время открытий, усложнения музыкальных форм. Однако в этот же период происходит все большее разделение искусства на высокое и низкое. Народно-музыкальная культура отделяется и не допускается в то, что в следующую эпоху будет принято называть классической музыкой.

Музыка классицизма

Пышное и избыточное барокко сменяется строгим и простым классицизмом. В этот период искусство музыкальной культуры окончательно разделяется на высокие и низкие жанры, устанавливаются каноны для основных жанров. Классическая музыка стала искусством салонов, аристократов, она не только дарит эстетическое удовольствие, но и развлекает публику. У этой музыки появляется своя, новая столица - Вена. Этот период ознаменован появлением таких гениев, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн. В эпоху классицизма окончательно формируется жанровая система классической музыки, появляются такие формы, как концерт, симфония, дооформляется соната.

В конце 18 века в классической музыке формируется стиль романтизма. Он представлен такими композиторами, как Ф. Шуберт, Н. Паганини, позже романтизм обогатился именами Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Малера, Р. Штрауса. В музыке начинает цениться лирика, мелодичность, ритмика. В этот период формируются национальные композиторские школы.

Конец 19 века ознаменован антиклассическими настроениями в искусстве. Появляются импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония. Мир стоит на пороге новой эры, и это отражается в искусстве.

Музыка 20 века

Новый век начинается с протестных настроений, музыка тоже переживает революционные перемены. После Первой мировой войны композиторы ищут вдохновения в прошлом, но хотят придать старым формам новое звучание. Начинается время экспериментов, музыка становится очень разнообразной. Классическое искусство связано с такими великими композиторами, как Стравинский, Шостакович, Бернстайн, Гласс, Рахманинов. Появляются понятия атональности и алеаторики, что полностью изменяет представление о гармонии и мелодии. В этот период нарастают демократические процессы в музыкальной культуре. Появляется эстрада и захватывает внимание широкой публики, позже возникает такое протестное музыкальное движение, как рок. Так формируется современная музыкальная культура, характеризующаяся многочисленностью стилей и направлений, смешением жанров.

Современное состояние музыкальной культуры

В конце 20 - начале 21 века музыка переживает этап коммерциализации, она становится широко тиражируемым товаром и это сильно снижает ее качество. В этот период значительно расширяются возможности инструментов, появляется электронная музыка, цифровые инструменты с невиданными ранее выразительными ресурсами. В академической музыке доминируют направления эклектики и полистилизма. Современная музыкальная культура представляет собой огромное лоскутное одеяло, в котором находят себе место и авангард, и рок, и джаз, и неоклассические тенденции, и экспериментальное искусство.

История русской народной музыки

Истоки русской национальной музыки нужно искать во временах Древней Руси. Судить о тенденциях того периода можно лишь по обрывочным сведениям из письменных источников. В те времена широкое распространение имела обрядовая и бытовая музыка. С давних времен при царе существовали профессиональные музыканты, однако значимость фольклорных произведений была очень велика. Русский народ любил и умел петь, жанр бытовой песни был самым популярным. С приходом христианства русская музыкальная культура обогатилась духовным искусством. Появляется церковное хоровое пение как новый вокальный жанр. Однако долгие века доминировало на Руси традиционное одноголосное пение. Только в 17 веке складывается национальная традиция многоголосия. С этого же времени в Россию приходит европейская музыка, со своими жанрами и инструментами и начинается дифференциация на народную и академическую музыку.

Однако народная музыка никогда в России не сдавала своих позиций, она становилась источником вдохновения для русских композиторов и пользовалась большой популярностью, как у простых людей, так и у аристократии. Можно увидеть, что многие классические композиторы обращались к народному музыкальному багажу. Так, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, И. Чайковский широко использовали фольклорные мотивы в своих произведениях. В советский период фольклорная музыка была широко востребована на государственном уровне. После распада СССР фольклорная музыка перестала обслуживать идеологию, но не исчезла, а заняла свой сегмент в общей музыкальной культуре страны.

Русская классическая музыка

В связи с тем, что православие долгое время накладывало запрет на развитие светской музыки, академическое искусство развивается в России довольно поздно. Начиная с Ивана Грозного при царском дворе жили европейские музыканты, но своих композиторов пока еще не было. Только в 18 веке начинает формироваться русская композиторская школа. Однако долгое время музыканты находились под влиянием европейского искусства. Новая эпоха музыкальной культуры в России начинается с Михаила Глинки, который считается первым русским композитором. Именно он заложил основы русской музыки, которая черпала темы и выразительные средства из народного искусства. Это стало национальной специфической чертой русской музыки. Как и во всех сферах жизни, в музыке сложились направления западников и славянофилов. К первым относились Н. Рубинштейн, А. Глазунов, ко вторым - композиторы «Могучей кучки». Однако в итоге национальная идея победила, и у всех русских композиторов в разной степени, но присутствуют фольклорные мотивы.

Вершиной предреволюционного периода русской музыки считается творчество П. И. Чайковского. В начале 20 века революционные перемены нашли свое отражение и в музыкальной культуре. Композиторы экспериментируют с формами и выразительными средствами.

Третья волна русской академической музыки связана с именами И. Стравинского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Скрябина. Советский период стал в большей степени временем исполнителей, а не композиторов. Хотя в это время появились выдающиеся творцы: А. Шнитке, С. Губайдулина. После того как распался Советский Союз, академическая музыка в России практически полностью ушла в исполнительство.

Популярная музыка

Однако музыкальная культура не состоит только из народной и академической музыки. В 20 веке полноправное место в искусстве занимает популярная музыка, в частности джаз, рок-н-ролл, эстрада. Традиционно эти направления считаются «низкими» по сравнению с классической музыкой. Появляется популярная музыка с формированием массовой культуры, и она призвана обслуживать эстетические запросы широких масс. Эстрадное искусство сегодня тесно смыкается с понятием шоу-бизнеса, это уже не совсем искусство, а индустрия. Этот вид музыкальной продукции не выполняет воспитательной и формирующей функции, присущей искусству, именно это дает основание теоретикам не учитывать эстрадную музыку в рассмотрении истории музыкальной культуры.

Формирование и развитие

По мнению специалистов в области педагогики, взращивание и воспитание музыкальной культуры должно начинаться с самого рождения человека, а то и во время внутриутробного формирования. Это способствует развитию интонационного слуха ребенка, способствует его эмоциональному созреванию, развивает образное и абстрактное мышление. Но если до 3 лет ребенок может преимущественно слушать музыку, то позже его можно обучать исполнению и даже сочинительству. А с 7 лет специалисты рекомендуют начинать обучение теории музыки. Таким образом, формирование основ музыкальной культуры позволяет ребенку развиваться разносторонней, полноценной личностью.

Лекция №1

понятия как: «искусство», «

«искусство» и «культура».

Так, слово иску́сство искусьство

Старо-слав. искоусъ

В наиболее .

Культура

Му́зыка (с греч. – искусство муз) –

временнόй природой музыки,

Кроме того, средствами музыки могут быть созданы портреты различных персонажей (реальных и фантастичяеских), отражены взаимоотношения между ними, переданы точайшие психологические детали их характеров: Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада»-образы грозного царя Шахрияра и царевны Шехерезады; М. Мусоргский «Картинки с выставки» - пьесы «Гном», «2 еврея» и мн. др.;

Иногда художественный замысел музыкального произведения связан с каким-либо литературным произведением или (реже) с произведением изобразительного искусства. Такую музыку называют программной. Основная идея может воплощаться либо в обобщенной несюжетной композиции, где название лишь указывает общее направление развития музыкальных образов, либо в композиции, более последовательно передающей события (как правило, это произведения с ярко конфликтным сюжетом).

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы музыки (ее выразительные средства или ее музыкальный язык) – это мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр) и т. д.

Музыка формируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (полифония, гомофония). Применяют и подразделение музыки на роды и виды, т. е. жанры.

Музыкальный жанр многозначное понятие, связанное с происхождением, условиями исполнения и восприятием музыки. Жанр отражает взаимосвязь между внемузыкальными факторами музыкального творчества (жизненное предназначение, связь со словом, танцем, другими искусствами) и его внутримузыкальными характеристиками (тип музыкальной формы, стиль).

На первых этапах истории музыки жанр выступал как традиционный художественный канон, в рамках которого композиторская индивидуальность не проявлялась. Канонизация норм музицирования всецело диктовалась определенными общественными функциями музыки (например, культовыми, церемониальными). В прикладной музыке сформировались первичные жанры: песня, танец, марш, особенности которых зависели от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях.

С течением времени понятие «жанр» стало применяться более широко и обобщенно, обозначая тот или иной вид художественного творчества по различным признакам. Этим обусловлено существование множестважанровых классификаций : по характеру тематики (комический, трагический и т. п.), по истокам сюжета (исторический, сказочный и т. п.), по составу исполнителей (вокальный, инструментальный и т. д.), по назначению (этюд, танец и т. п.).

Наиболее употребительной является классификация по составу исполнителей:

Жанровые группы Названия жанров
инструмен- тальные симфонические (для симфонического оркестра симфония, увертюра, концерт, симфоническая поэма, сюита, фантазия
камерно-инструментальные (для инструментального ансамбля или одного инструмента) соната, трио, квартет, квинтет, рапсодия, скерцо, ноктюрн, прелюдия, этюд, экспромт, вальс, мазурка, полонез и т. д.
вокальные хоровые и сольные песни, хоры a capella (без сопровождения)
вокально- инструмен- тальные камерно-вокальные (для голоса или нескольких голосов с инструментальным сопровождением романс, песня, баллада, дуэт, ария, вокализ, вокальный цикл и т. д.
вокально-симфонические (для хора, солистов, оркестра кантата, оратория, месса, реквием, страсти (пассионы)
театральные опера, балет, оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, музыка к драматическому спектаклю

Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной музыке. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции общества развивается профессиональная музыка, возникают и сменяют друг друга различные школы, художественные направления, стили , в которых по-разному осуществляется отображение духовной жизни людей.

Музыка (греч. Μουσική от греч. μούσα - муза) - вид искусства, художественным материалом которого является звук, организованный по высоте , времени и громкости звучания. Кроме того музыкальный звук имеет определенную «окраску» - тембр (тембр скрипки, трубы, фортапиано). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей . С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени Музыка сближается с речью , точнее, с речевой интонацией , выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе Музыки. Вместе с тем Музыка существенн отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей.

Музыкальные звуки или тоны образуют различные исторически сложившиеся музыкальные системы, отобранные художественной практикой общества, в котором они существуют(напр. Музыкальные лады).

Нас окружают не только музыкальные звуки. Звуки природного происхождения не являются музыкальным искусством. Как упоминалось выше, звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Музыкальное искусство – специфическое искусство, поскольку произведения искусства создаются с помощью звукового материала. Музыкальное искусство можно определить как мастерство композиторов, исполнителей, результаты деятельности которых (создание и исполнение муз. произв.) способны доставлять эстетическое удовольствие.

Музыкальная культура - совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение и воспроизведение.

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

Первые пранаучные, философские и музыкально – теоретические попытки обоснования происхождения музыки также берут свое начало во времена античности.

Пифагор, который долгое время обучался на Востоке и многие из своих знаний вынесшему из тайных святилищ древнеегипетских храмов, создал основы наук о Числах, Космосе,Музыке небесных сфер, был авторомкосмологической теории происхождения музыки. Космогонический процесс неотделим от первозвука, сопровождающего образование неба и земли, возникновение космоса из хаоса. При этом звук, или звуки, рождающиеся в самый момент космогенеза (образования космических тел), а затем сопутствующие каждому новому циклу космического времени, сразу гармоничны, это –«мировая музыка».

Пифагор считал, что Музыкальный закон есть прежде всего закон материальный, и проявляется он в виде определенного физического порядка, воплощенного в иерархии музыкальных тонов, складывающихся в музыкальный звукоряд. Суть этого закона сводится к осознанию связи между высотой звука, длиной звучащей струны и определенным числом, из чего вытекает возможность математического исчисления звукового интервала через выражение его посредством деления струны, например: октава с делениями 2:1, квинта - 3:2, кварта - 4:3 и т.д. Эти пропорции одинаково присущи как звучащей струне, так и строению космоса, отчего музыкальный порядок, будучи тождественен космическому мироустройству, проявляется в особой «мировой музыке»-Musica mundana.

Мировая музыка возникает вследствие того, что движущиеся планеты издают звуки при трении об эфир, а так как орбиты отдельных планет соответствуют длине струн, образующих консонирующее созвучие, то и вращение небесных тел порождает гармонию сфер. Однако эта небесная сферическая гармония, или музыка, изначально недоступна человеческому уху и физическому восприятию, ибо ее можно воспринимать только духовно через интеллектуальное созерцание.

За Musica mundana, по учению пифагорейцев, в космической-иерархии следует Musica humana, или человеческая музыка, ибо человеческому существу также присуща гармония, отражающая равновесие противоположных жизненных сил. Гармония есть здоровье, болезнь же есть дисгармония, отсутствие консонантности. Отсюда беспрецедентное значение музыки для жизни человека в учении Пифагора. Так, Ямвлих (последователь Пифагора и Платона) сообщает: «Пифагор установил воспитание при помощи музыки, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение или понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных мелодий, при помощи которых легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голоса. Себе же самому этот муж сочинял и доставлял подобные вещи уже не так, через инструмент или голос, но, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, слушал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер, создавшее полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения. Орошенный как бы этим и ставший совершенным, он замышлял передавать своим ученикам образы этого, подражая, насколько возможно, инструментами и простым голосом». Таким образом, третий вид музыки - музыка инструментальная, или Musica instrumentalis, есть лишь образ и подобие высшей музыки Musica mundana. И хотя божественная чистота числа в земной слышимой музыке не может получить полного телесного воплощения, все же звуки инструмента способны приводить душу в состояние гармонии, готовой в свою очередь воспринять гармонию небесную, ибо подобное воздействует на подобное и может быть воздействуемо подобным.

В 19-20 веках, на основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек). Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Попутно отметим, что термин музыка , сформировашийся в европейской культуре, не всегда имеется в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. То, что для нас, европейцев является музыкой – игра на барабанах, ритмичный стук палок, звучание различных примитивных народных инструментов, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. – аборигены, например, Океании музыкой не считают. Аборигены рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории, в которых объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов).

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К.Штумпф, В.Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь – в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М.Харлап).

Музыка сопровождает человека с древних времен. Подтверждение этому мы можем найти в археологических раскопках, этнографических справочниках и коллекциях. Благодаря обильному иллюстративному материалу с изображением музыкантов или музыкальных инструментов, наскальным рисункам, керамическим изделиям, статуэткам, монетам и проч.артефактам стало известно, что еще в древние эпохи существовали инструменты четырех видов: идиофоны (ударные инструменты, звук которых извлекался из самого корпуса инструмента), мембрафоны (ударные инструменты с натянутой кожей и т. п.), аэрофоны (духовые) и хордофоны (струнные).

(Более подробно со сведениями о музыке древних эпох мы познакомимся

на следующих лекциях).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКИ

Лекция №1

История музыкального искусства (история музыки), это отрасль музыковедения, гуманитарная наука, которая отражает целостную картину развития музыкальной культуры и подразделяется: 1) на всеобщую историю музыкального искусства, которая охватывает историю музыкальной культуры всех времен и народов; 2) на историю музики отдельныхх народов и стран; 3) на историю жанров и форм музыки, разновидностей композиторского и исполнительского искусства и т. д.

Курс «История музыкального искусства» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов-культурологов.

Данный курс тесно связан с другими учебными дисциплинами, которые выявляют специфику исторического процесса развития культуры. Это такие дисциплины, как «История мировой художественной культуры», «История зарубежной культуры», «История украинськой культуры», «Культура ХХ века», «Культура регионов», «Этика. Эстетика», «История новоевропейськой культуры», «История искусств», «История литературы», «История стран Европи», «История религии», «История философии», «История театра», «История кино», «История хореографического искусства», «История украинской художественной кульуры», «Народведение и фольклор Украины», «Этнокультурология », «художественная культура юга украины », «История костюма и моды».

Курс «История музыкального искусства» разделяется на музыкальное искусство Древнего мира и рассмотрение исторических путей развития западно-европейской, русской и украинськой музыкальной культуры.

Изучение западно-европейской, русской и украинськой музыки построено по историко-монографическому принципу. Выбор музыкальных произведений, которые включены в программу, обусловлен их исторической весомостью, яркостью художественно-образного содержания и стилевых качеств.

Исходя из этого, история западно-европейской, русской и украинской музыки рассматривается в аспекте формирования и функционирования таких художественных направлений и стилей как: средневековье, ренесансный гуманизм, барокко, классицизм, и т.д.

Целью курса является углубление представлений студентов в области мировой музыкальной культуры. В связи с этим планируется ознакомление с содержанием понятий «музыка», «музыкальная культура», «музыкальное искусство» основными характеристиками музыкальных культур различных эпох (от эпохи первобытного общества до наших дней).

В процессе занятий студенты повысят свои знания по истории музыки, теории музыки, музыкальной эстетике (в частности, получат информацию о различных жанрах, направлениях, течениях в музыке, в том числе - современной), познакомятся со многими музыкальными произведениями.

Материал предлагаемых занятий будет способствовать общекультурному обогащению учащихся, воспитанию их художественного и эстетического вкуса, позволит им легче, а главное безошибочнее ориентироваться в современной культурной, прежде всего - музыкальной жизни.

В история музыки часто применяются такие понятия как: «искусство», «культура», «музыка», «музыкальное искусство», «музыкальная культура».

Вмире существует множество философских и научных определений понятий

«искусство» и «культура».

Так, слово иску́сство (в переводе с церковно-славянского искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); имеет много значений В более узком смысле, например, это:

Старо-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка;

Образное осмысление действительности; процесс или итог выражения

внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе;

Творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересуещее не только самого автора, но и других людей;

Один из способов познания и восприятия окружающего мира.

Понятие искусства крайне широко, и в широком смысле оно может проявляться как:

Чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Долгое время искусством считался - вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.

Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

В наиболее широком смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие .

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - предмет изучения культурологии.

Слово культураимеет много значений:

1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

2. исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

3. Культура – результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, ее условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на ее территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры. (Нарек Бавикян)

4. общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)

5. сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.

6. «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга)

7. «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)

8. возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;

9. воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

10. развитие духовной сферы жизни, искусство - как творчество;

11. творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

12. «вся совокупность внебиологических проявлений человека».

Му́зыка (с греч. – искусство муз) – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Она выражает и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыка часто привлекает средства других искусств, например слово (литература).

Музыкальное произведение мы воспринимаем совсем не так, как, например, произведения изобразительного искусства. Музыка имеет временную природу, течет во времени. Скульптуру или картину можно долго и подробно рассматривать, музыка же нас не ждет, она постоянно движется вперед, «течет» во времени. Однако это свойство, называемое временнόй природой музыки, дает музыкальному искусству огромные преимущества перед другими видами творчества: в музыке можно изображать процессы развития.

Звуковая природа музыки дает ей возможность установить связь со звуками окружающей действительности. Музыкальные звуки и их сочетания могут напоминать звуковые явления внешнего мира (пение птиц, жужжание шмеля, топот коней, стук колес поезда, шелест листвы и т. д.) – это свойство называют «звукоподражанием» или «звукоизобразительностью». Конечно, изображение в музыке носит условный характер, но дает толчок фантазии слушателя .

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность подражать явлениям природы (имитировать их), такие как: пение птиц П И Чайковский «Песнь жаворонка» из «Детского альбома», (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома«Экзотические птицы»); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада ч. 1 «Море и Синдбадов корабль», К.Дебюсси «Затонувший собор», М.Равель « Игра воды», Б. Сметана симфоническая поэма «Влтава», Ф. Гласс «Воды Амазонии»; картины природы, отражение времен года, Вивальди «Времена года», Г. Свиридов «Тройка», «Весна и осень»; времени суток, Э.Григ «Утро», Р. Штраус-«Восход солнца» Из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра»), бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Бориса Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского, фортепианный концерт №2 С.Рахманинова Часть 1), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).