Компонентами социальной структуры общества являются. Социальная структура общества: понятие, элементы и их характеристика

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы... Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью... Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова НИ., С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявле

Срочно!!!

1. Социальная структура общества определяет отношения между: а) членами общества и государством;
б) собственниками производства и государством; в) разными слоями населения; г) членами различных обществ.
2. Причиной появления маргиналов является: а) переход современного общества на стадию постиндустриального развития;
б) бедность, безработица, неустроенность; в) всеобщая грамотность населения.
3. Оценка, которую общество дает статусу или должности - это: а) авторитет личности;
б) социальный престиж; в)норма.
4. Социальная роль - это: а) действия, которые должен вьшолнять человек, занимающий определенное место обществе;
б) взаимодействие человека и общества; в) верны оба утверждения; г) оба утверждения неверны.
5. Авторитетным может быть: а) конкретный человек;
б) профессия; в) должность.
6. Изменить социальный статус: а) нельзя;
б) больше возможностей в цивилизованном обществе; в) легче в той стране, которая менее развита.
7.Социальный статус человека определяется его отношением к: а) другим людям;
б) Родине; в) собственности.
8. Выражением социальной стратификации является а) различие типов экономических систем
б) разнообразие культурных традиций в) сословное деление общества г) идейный плюрализм

Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из взаимосвязанных и относительно самостоятельных частей. Социальная структура - это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ними и внутри их.

Основные элементы, социальной структуры, представляющие интерес для социологической науки, следующие:

Социальные группы, составляющие основу социальной структуры общества;

Социальные организации и социальные институты, взаимодействующие между собой и обществом в целом;

Социальные нормы и ценности, регулирующие отношения внутри групп и между ними;

Социальная деятельность, в рамках которой формируются социальные отношения;

Социальные статусы и социальные роли, которым соответствуют субъекты этой деятельности.

Социальная группа как важнейшая составная часть социальной структуры - способ относительно-устойчивого взаимодействия индивидов друг с другом в течение длительного времени. Группа - это не просто определенное количество людей, а совокупность взаимосвязей между ними, сложившихся на основе общих интересов и потребностей в процессе совместной деятельности.

Всякая социальная группа имеет свои отличительные особенности:

Границы - известно, кто является членом группы, какова ее численность;

Идентичность - члены группы знают, чем они отличаются от представителей другой группы, ощущают собственное своеобразие, имеют свою духовную атмосферу, свои ценности и нормы в пределах совместной деятельности;

Символы, значки, униформа, удостоверение личности и другие знаки различия;

Деятельность - совместные действия членов группы, направленные на общие интересы;

Роли - например, роль лидера.

В каждой группе имеется «ядро», которое составляют те ее члены, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам данной группы.

Социальную структуру общества составляют различные групповые общности людей:

1. Социальные классы и слои. К ним относят рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенцию, служащих и другие группы людей с большой численностью составляющих их членов.

2. Этнические общности. Среди них - различные нации, народности, многонациональные сообщества, интегрированные в большие группы с общими инте-ресами и потребностями.

3. Территориальные образования. Это жители города или деревни, области или административного района, субъекта федерации или страны в целом.

4. Профессиональные группы. К ним причисляют группы врачей, учителей, юристов, водителей автомобилей, рабочих-станочников, представителей других профессий и специальностей.

5. Социально-демографические группы. Например, молодежь, женщины, пенсионеры.


6. Политические группы. Это массовые движения, политические партии, другие общественно-политические формирования.

7. Социокультурные группы. Среди них: любители кино, рок-музыки, коллекционеры, другие поклонники культуры или субкультуры.

8. Семейно-бытовые общности. К ним можно отнести семью и быт в их различных видах и формах.

9. Религиозные группы. Сюда причисляют различные секты, группы людей, посещающих храмы или только соблюдающих отдельные обряды, и др.

Перечисленные выше группы далеко не исчерпывают все многообразие сложившихся групповых общностей. Однако именно эти социальные образования чаще попадают в поле зрения социолога, являются объектом социологического исследования.

Социальные группы также подразделяют по характеру связей между их членами:

Первичные группы - связаны между собой эмоциональными, духовными, родственными отношениями, способны оказывать сильное влияние друг на друга;

Вторичные группы - преобладают отношения безличные: структурно-функциональные подразделения предприятия, различные клубы, комитеты и т.д.

Группы принято классифицировать по уровню официальности их формирования:

Формальные создаются и регулируются специ-альными законами, инструкциями, приказами, постановлениями;

Неформальные складываются стихийно, на основе общих интересов и авторитета лидеров.

Отношения в обществе координируют социальные организации. Каждая организация обычно стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои базисные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется через конкретные социальные институты.

Социальные организации - это большие ассоциации людей, совокупность взаимодействующих между собой индивидов, социальных групп, статусов, ролей, норм, направленных на достижение определенных социальных результатов.

Цель организации - ожидаемый конечный результат ее деятельности. Это то, ради чего организация создана.

Иерархия- распределение власти внутри организации. Предполагает наличие лидеров и подчиненных, взаимодействующих между собой. Лидерство в организации может быть формальное (официальное) и неформальное (основанное только на авторитете).

Управление предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на организацию, побуждающее ее членов к эффективному решению стоящих задач. Среди объектов управления могут быть как структурные элементы самой организации (например, предметы и средства труда), так и внешние факторы (взаимодействие с другими организациями).

Формализация требует ограничения поведения членов организации официальными рамками - правилами внутреннего распорядка, уставами, нормами, правилами.

Организации часто подразделяются на виды по способам их образования:

Добровольные (общественные) организации - создаются для защиты интересов своих членов, предполагают свободный выход из организации;

Официальные (формальные) организации - создаются для достижения определенных общественно-значимых целей в рамках бюрократических систем, имеющих устойчивую, четко организованную систему управления.

Бюрократия - это правление официальных лиц. Первоначально бюрократией называли представителей правительства, а затем так стали именовать чиновников в других больших организациях.

Официальные организации имеют различные виды. К ним относят деловые (коммерческие) организации и, так называемые, тотальные организации (создаваемые государственными, религиозными и другими институтами власти для решения важных социальных проблем). Тотальные организации - это больницы, санатории, тюрьмы, казармы, монастыри и другие подобные объекты.

Иногда выделяют простые организации (имеют одну цель) и сложные организации (имеют несколько взаимосвязанных целей).

Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется че-рез социальные институты. Процесс создания новых социальных институтов называется - институционализация.

Социальные институты - устойчивая совокупность организаций, социальных ролей, технологий и правил поведения, норм и ценностей, ориентирован-ных на удовлетворение потребностей людей и регулирующих отношения в обществе.

Можно назвать общие для всех социальных институтов признаки:

1) специально созданные учреждения (организации), в рамках которых развивается деятельность социальных институтов;

2) наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

3) набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;

4) существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;

5) использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Существуют основные группы потребностей, на базе которых формируются социальные институты:

Воспроизводство и воспитание новых членов общества;

Развитие социально-профессиональной структуры общества;

Сохранение жизни и поддержание здоровья людей;

Производство и распределение товаров и услуг;

Регулирование политических отношений в обществе;

Сохранение культурных ценностей и норм;

Удовлетворение религиозных потребностей.

Соответственно перечисленным выше потребностям образуются социальные институты: семья, образование, здравоохранение, экономические институты, политические институты, социально-культурные институты, религиозные институты.

Социальных институтов в любом обществе много. Они часто подразделяются на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации, предполагают определенную свободу выбора из возможных вариантов поведения).

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Социология изучает общество в различных его масштабах. Она не ограничивается социальными образованиями, функционирующими в границах современных национальных государств, а изучает все социальное, от индивида до человечества в целом. На средних уровнях социального порядка, находящихся между индивидуальным и глобальным, социология имеет дело с отдельными элементами социальной структуры.

Социальная структура общества - это устойчивая совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей. Хотя социальная структура образуется посредством функционирования социальных институтов, это не вся социальная организация, а лишь ее форма. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности, а также другие факторы социального неравенства. Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда. Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает. Эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент дифференциации доходов, или отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных групп общества. В высокоразвитых индустриальных странах он колеблется в пределах от 4 до 8. Сегодня в Беларуси он находится в пределах 5,6-5,9. Для сравнения: в Казахстане децильный коэффициент составляет 7,4, в Украине - 8,7, в Польше - 16,5, в России - 16,8.

Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы являются человек и многообразные социальные общности, в которых люди объединены родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и прочими связями. Интеграция и координация действий множества людей и различного рода групп осуществляется через социальные институты.

Понятие «социальная структура» отражает социальное неравенство в во всех его проявлениях, а понятие «социальная стратификация» - только в вертикальном срезе.

В качестве признаков, по которым люди объединяются в страты, выступают, прежде всего, уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии и доступ к власти. В соответствии с местом в социальной иерархии различные социальные страты можно объединить в классы. Индикатором положения человека в классовой структуре общества является стиль жизни - совокупность поступков и предметов собственности, которые воспринимаются индивидом и окружающими как символы его социального статуса.

В марксистской теории классы - это большие группы людей, которые различаются:

По месту в исторически определенной системе общественного производства;
- по отношению к средствам производства (большей частью, закрепленному и оформленному в законах);
- по роли в общественной организации труда;
- по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (существование которых обусловлено сохранением в данной общественно-экономической формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений). Такое понимание представляет классовую структуру общества менее жестко и приближает анализ социальной структуры к стратификационному анализу. Однако выделение чрезмерно больших групп населения в рамках социальной структуры делает социальный анализ чересчур абстрактным и не позволяет учитывать довольно существенные внутриклассовые различия. Отчасти этот недостаток классового анализа был преодолен М. Вебером, у которого класс - это совокупность индивидов, обладающих сравнительно равнозначной долей власти, богатства и престижа. Более детально социальная структура представлена в теории социальной стратификации. Класс может быть определен также как группа, которую объединяют профессиональные, имущественные и социально-правовые интересы.

Веберовская трактовка классов получила развитие в рамках функциональной (статусной) концепции классов (Р. Арон, Д. Белл, Т. Парсонс, У. Уорнер, X. Шельский и др.), в которой выделяются следующие классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти.

Высший класс (обычно 1-2 % населения) - это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита , высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности (в индустриально развитых странах - около 20 % общественного богатства) и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.

Низший класс - низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, маргинальные и люмпенизированные слои, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями, социальными притязаниями и низкой оценкой своих реальных возможностей и достигнутых в обществе личных результатов. Представители таких страт встраиваются в рыночные отношения и добиваются жизненных стандартов среднего класса с большим трудом.

Средний класс - совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Прежде чем перейти к теме нашего реферата, усвоим для себя понятие «социальной структуры общества».

Итак, социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Существует две общепризнанные парадигмы рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального неравенства.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами, в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Социальные институты - это специфические образования, которые обеспечивают относительную устойчивость связей и отношений в границах социальной организации общества, исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты - исторически сложившиеся стойкие формы организации совместной деятельности людей. Они должны обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей индивидов, круп, общества в целом. Социальные институты определяют жизнедеятельность любого общества. Употребляя понятия «социальный институт», чаще всего имеют в виду различного рода упорядочения, формализацию общественных связей и отношений, овладение такими чертами, как:

1.постоянство и степень взаимодействий между участниками связей и отношений;

2.четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связей;

3.регламентация и контроль за взаимодействием субъектов, наличие специально подготовленных кадров, которые обеспечивают функционирование социальных институтов.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1. в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2. должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующий новую потребность;

3. чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальные институты многообразны:

Политические институты (государство, партия, армия);

Экономические институты (распределение труда, собственность, налоги и т.п.)

Институты родственности, брака, семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации) и пр.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое.

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности и власти.

Итак, социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности, а основными ее элементами являются:

1.социальные общности (большие и малые группы);

2.профессиональные группы;

3.социально-демографические группы;

4.социально-территориальные общности.

Типы социальных структур различаются в зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества, составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д.

Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные класс, где бы они ни возникли, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений. Особое место в ней занимают сословия. Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами.

В России, например, существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сложную социальную структуру имеет капиталистическое общество, особенно современное. В рамках его социальной структуры взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих.

Основными элементами социалистического общества являются рабочий класс, кооперативное крестьянство, интеллигенция, профессиональные и демографические группы и национальные общности.

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Социальные группы - это относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, которые отличаются по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества.

Социологи отличают социальные группы от агрегаций, тем, что первые объединяются на основе объективных обстоятельств и принадлежность к группе связана с объективным положением людей в системе социальных связей, выполнением определенных социальных ролей, а вторые - некоторое количество людей, которое собралось в определенном физическом пространстве и не осуществляет сознательных взаимодействий. Для того, чтобы совокупность людей признавалась группой, необходимо взаимодействие между ее членами и наличие ожиданий, разделяемых каждым членом крупы относительно других ее членов.

Различают формальную и неформальную группы:

Формальная группа - это «социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющаяся частью социального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата в рамках разделения труда в данном институте, организации». Важным является то, что для формальной группы характерна определенная иерархическая структура соподчиненности.

Неформальная группа - это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы.

По признаку принадлежности индивида можно различать ингруппу и аутгруппу.

Ингруппы - это те группы к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами, то есть понимает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым индивид не относится, являются для него аутгруппами, то есть «они».

Кроме ингруппы и аутгруппы выделяют также референтную группу, что означает реальную или условно-социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, взгляды, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Различают нормативную и сравнительную референтные функции группы.

Первая проявляется в том, что группа выступает источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Другая (сравнительная функция) проявляется в том, что референтная группа выступает как эталон, благодаря которому индивид может оценивать себя и других.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичной группе каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Члены таких групп как друзья, семья стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными.

Во вторичных группах социальные контакты являются безличными и имеют утилитарный односторонний характер. Все контакты являются функциональными соответственно социальным ролям.

Для анализа социальной структуры общества используется такая элементарная часть общества, которая сосредоточивает в себе все виды социальных связей - это малая социальная группа, общественные отношения которой проявляются в форме непосредственных личных контактов. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая же группа может быть только вторичной. При изучении малых групп можно проследить зарождение социальных процессов, механизмы сплоченности, возникновение лидерства, ролевых взаимоотношений.