Культурные ценности. Понятие «культурные ценности». Классификация культурных ценностей

Мир ценностей разнообразен. В аксиологии предложены различные варианты их классификации. К примеру, согласно классификации Ерасова, имеют ценность следующие понятия:

§ Витальные (vita – ʼʼжизньʼʼ): это жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;

§ Социальные: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство;

§ Политические: гражданские свободы, закон, Конституция, мир и т.д.;

§ Моральные: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям;

§ Религиозные: вера, Бог, Священное писание;

§ Эстетические: красота͵ стиль, гармония.

Система ценностей может складываться у отдельного человека, внутри социальных групп, внутри культурных эпох. Личные ценностные ориентации появляются у каждого человека, начиная с детства. С их помощью он ориентируется в мире понятий, которые имеют ценность, и определяет, какие понятия являются для него более значимыми, а какие менее. Так формируется ценностная иерархия . У социальных групп, живущих в сходных условиях, создается сходная иерархия ценностей:

1. Порядочность (чистая совесть);

2. Дружба;

3. Успешная карьера;

4. Материальное благополучие;

5. Любовь;

6. Рождение и воспитание детей;

7. Семейное счастье;

8. Процветание и безопасность страны.

Со временем система ценностей, иерархия ценностей изменяется, особенно при значительных переменах в жизни общества. К примеру: в древнегреческой культуре большую ценность имели философия и искусство, в древнеримской культуре – политика и право, в Средние века – религия, в Новое время – наука. Иерархия ценностей в данном случае связана с идеалами данного типа культуры, эпохи. Идеал - ϶ᴛᴏ эталон, на который можно ориентироваться. Эталон формирует культуру как целостность, является одним из базовых условий ее существования и развития. К примеру: в эпоху Средневековья (к. 5 – 14 вв.) сложились три эталона жизни человека:

1. Христианская церковь в качестве идеала назвала жизнь Христа͵ а также жизнь христианских мучеников;

2. Простой народ выразил идеал в фольклоре, герой которого, прежде всœего, веселый, трудолюбивый, смекалистый и удачливый человек;

3. Рыцарство сформировало культурный эталон, в базе которого – кодекс рыцарской добродетели.

Утверждающиеся в культуре эталоны, образцы, как правило, фиксируются в виде культурной нормы. Культурные нормы - ϶ᴛᴏ правила, регулирующие человеческое поведение, разрешающие или запрещающие что-либо делать. Эти правила являются общепринятыми, ожидаемыми в определœенном культурно-историческом обществе. Иными словами, они устанавливаются обществом. Узаконенность и признанность культурных норм поддерживаются как государственными распоряжениями (к примеру, юридическими законами, закрепленными Конституцией), так и силой общественного мнения. К культурным нормам относятся: привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы (обычаи, имеющие моральное значение), законы, табу. Совокупность этих элементов принято называть нормативной системой культуры .

Культурные нормы подразделяются на несколько видов:

1. Институциональные нормы - ϶ᴛᴏ нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью власти. Οʜᴎ выражаются в государственных аконах, уголовных кодексах, постановлениях церкви.

2. Этнографические нормы. Имеют неофициальный характер и складываются стихийно в виде массового обычая поступать так а не иначе. Οʜᴎ часто совпадают с этническими традициями.

3. Конвенциональные нормы. Создаются в процессе общественного договора, часто не имеют силы закона. Это бывают правила сосœедского поведения, нормы дружеских взаимоотношений, нормы этикета.

4. Эталонные нормы. Служат в качестве образца для подражания. Чаще всœего так создаются религиозные или художественные нормы.

Коротко охарактеризуем некоторые культурные нормы:

Обычаи - ϶ᴛᴏ отобранные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Обычаи не требуют обязательного выполнения (к примеру, римские полководцы в большинстве случаев обращались к жрецам накануне битвы и начинали ее, только получив благоприятное предсказание). Обычай чаще всœего проявляется на бытовом уровне поведения людей - ϶ᴛᴏ распределœение ролей и функций в семье, отношение к старшему поколению. К обычаям относятся бытовой этикет, обрядово-ритуальные (посœещение могил родственников). Отменить или изменить обычай с помощью власти практически невозможно. Зарождение обычаев связано с особенностями природной среды, хозяйственной деятельностью, историческими условиями существования.

Традиция - ϶ᴛᴏ установившаяся норма поведения, остающаяся неизменной в течение веков. Традиции, в отличие от обычаев, обязательно пополняются. Так, звучание национального гимна и поднятие национального флага на международных спортивных соревнованиях в честь победителя является традицией. Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это нужно делать именно так, а не иначе. Традиции очень устойчивы: на их изменение также нельзя повлиять ʼʼсверхуʼʼ. Так, в советское время не удалось отменить традицию празднования религиозных праздников (особенно Пасхи). Православная религия, в свою очередь, не смогла запретить некоторые языческие праздники (масленица, день Ивана Купала).

Обряды всœегда связаны с верой и носят религиозный характер.

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям; они регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций, наряду с ментальностью общества (психологическими особенностями, лежащими в базе поведения людей) составляет образ жизни. Также образ жизни зависит от природных условий существования общества, его материально-технической базы, системы социальных институтов. Благодаря изучению образа жизни людей можно прогнозировать пути изменения конкретной культуры в целом.

§3. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

Проблема классификации культур в культурологии

Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того чтобы упорядочить представления о нем, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию. Существует множество классификаций:

§ Археологическая

В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала.

§ Культурно-историческая

В ее базе лежат культурные различия.

§ Формационная

В ее базе производственные силы и производственные отношения

§ Расово-национальная

Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам.

§ Коммуникационная

Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Типы:

Дописьменная (безписьменная) культура;

Письменная культура;

Экранная культура (с 1895 ᴦ.);

Информационные технологии (сотовый телœефон, Интернет);

§ Религиозная

Сюда относится языческая культура, Библейская культура, атеистическая культура.

§ Социальная классификация

Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации. Виды культуры - ϶ᴛᴏ совокупность правил, норм, моделœей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. Т.е. виды культуры являются частями одного целого. Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультуры, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

Этническая культура (коротко). Этнос формируется на базе совместного проживания большой группы людей на единой территории, крайне важно сти обороны от общих врагов, а также схожести хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, религиозные представления, что и формирует единую этническую культуру.

Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этнически однородного общества. В корне национальной культуры, помимо этнических признаков, экономический интерес и стремление к государственному объединœению.

Субкультура – культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию доминирующей культуры общества. Отличия бывают конфессиональными, возрастными, профессиональными и т.д., но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Примеры субкультур: культура интеллигенции в XIX в., старообрядцы, культура молодежи.

Контркультура - ϶ᴛᴏ культура определœенной части общества, имеющая специфические черты и явно противостоящая культуре общества в целом. Пример: контркультура уголовного мира, движение хиппи в 60 гᴦ. XX в. Культура хиппи была контркультурой, пока правительство европейских стран боролись с этим течением молодежи. После того, как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, исчезла агрессивность этого молодежного движения. Сейчас хиппи можно определить как субкультуру.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры является понятие официальной культуры . Официальной принято называть культура, которая передается сверху и признается (чаще всœего молчаливо) большинством общества в качестве определœенного стандарта.

Маргиналы - ϶ᴛᴏ та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней (обычаев, традиций), избавилась от особенностей речи собственной культуры, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию (к примеру, житель деревни приезжает в Москву на работу).

Типологическая характеристика Запада и Востока

Региональная классификация:

§ Запад (в настоящее время: Европа, Северная Америка, прошлое: Древняя Греция и Древний Рим);

§ Восток (в настоящее время: Китай, страны арабо-исламского и индо-буддийского мира);

§ Север (Запад);

§ Юг (африканский континœент, Океания, Меланезия).

Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

  • а) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
  • б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
  • в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей". Драча Г.В. Культурология. - Рн/Д, 2000.С. 37.

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые. Стешенко Л. А.. Охрана памятников истории и культуры в СССР // Советское государство и право.

М. 1975. - №11. С. 17-24.

Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей. Дьячков А.Н. Памятники истории и культуры в системе предметного мира культуры. Памятники и современность. -М., 2007.С.251.

В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты". Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612- I

(в ред. от 1.12.2014)

В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

  • -культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • -культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  • -культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  • -культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • -культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  • -культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

"Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

  • 1. Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • 2. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • 3. Художественные ценности, в том числе:
    • -картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
    • -оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
    • -оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
    • -художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
    • -гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
    • -произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
    • -изделия традиционных народных художественных промыслов;
    • -составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • 4. Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • 5. Редкие рукописи и документальные памятники;
  • 6. Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • 7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • 8. Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • 9. Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • 10. Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • 11. Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

В основе любого человеческого общества, как и в основе любой человеческой культуры, лежат ценности, свойственные представителям данной общности людей.

Мнение специалистов

Американские культурные антропологи К. Клакхон и Ф. Штродбек ценностями называли "сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем" .

Понятие культурных ценностей

Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире .

Нравственные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.

Научные ценности – это результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость.

Исторические ценности – это здания, сооружения, объекты и предметы культа, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Среди многообразия ценностей особо выделяют культурные ценности, поскольку именно они наиболее тесно связаны с характером и особенностями каждой конкретной человеческой культуры.

Культурные ценности – это определенная объективная обьектность, кото рая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью

К культурным ценностям обычно относят:

  • языки;
  • диалекты и говоры;
  • национальные традиции и обычаи;
  • исторические топонимы;
  • фольклор;
  • художественные промыслы и ремесла;
  • произведения культуры и искусства.

Культурные ценности делятся на две группы.

  • 1. Выдающиеся произведения интеллектуального, художественного и религиозного творчества: выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесел, археологические и этнографические раритеты.
  • 2. Совокупность оправдавших себя принципов совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр. Эти культурные ценности ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми и взаимопомощи.

Обе эти группы культурных ценностей составляют "ядро" любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурных коммуникаций проявляются существенные различия в том, как одни и те же ценности воспринимаются представителями разных культур. Однако среди многообразия различных восприятий можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такие ценности получили название универсальных, или общечеловеческих.

Универсальные ценности – это материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов – как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, народов, наций или всего человечества) . Универсальный характер этих ценностей обусловлен тем, что их основные черты опираются на биологическую природу человека и всеобщие свойства социального взаимодействия.

Существует ряд причин, которые обусловливают наличие культурных ценностей:

  • категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений;
  • осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что – нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего – нет. В результате формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни;
  • каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость .

Культурные ценности играют значительную роль в жизни человека. Они определяют его отношения с природой, обществом, ближайшим окружением и самим собой. В соответствии с ценностями осуществляется отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные связи.

Культурные ценности имеют большое практическое значение в межкультурных коммуникациях. Обычно выделяют четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру.

В контексте межкультурной коммуникации наибольшее значение из этих сфер имеет сфера быта, поскольку это исторически первая область возникновения и существования культурных ценностей. Важно отметить, что осознание культурных ценностей происходит именно в процессе межкультурных коммуникаций, т.е. при встрече с представителями других культур, когда проявляются различия в их ценностных ориентациях.

Пример из практики

Американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе с братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае ему известно, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможные близкие отношения. Если же юноша- американец не знаком с ценностями арабского общества, он не будет скрывать свою симпатию и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

В современной философской литературе понятие ценности употребляется в различных значениях. При этом наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.

При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма противоречивы.

1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира. Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.

Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично…

Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение. Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро - это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру - глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.

3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социально-инженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии, на путях рационально спроектированного миропорядка.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность», обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - саму духовную деятельность. В любой культуре могут действовать нормы, которые выделялись из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. Это могут быть нормы политические или экономические, технические или технологические, нравственные или правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они санкционируются определенным образом и действуют также как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Сегодня стало модно говорить о культуре. Некоторые утверждают, что общество год от года ее теряет, некоторые, наоборот, доказывают, что культура перерождается и становится все более многогранной. Так ли это? Давайте разберемся, что это - культурные ценности, и попробуем ответить на вопрос о том что же с ними происходит.

Что такое культура

На латыни слово "cultura" изначально обозначало "возделывание". Как же так получилось, что со временем термин поменял смысл? На самом же деле значение слова "культура" осталось тем же. Воспитание, развитие и образование - это и есть возделывание человеческой души.

Именно культура помогла человеку перейти из первобытного общинного племени сначала к аграрной, а впоследствии и к культурной революции. Сегодня понятие включает в себя различные области деятельности человека, являясь совокупностью навыков, умений и продуктов самовыражения. Культурные ценности - это неотъемлемая часть жизни общества. Давайте поближе с ними познакомимся.

Культурные ценности - что это?

Как ни странно, но трактовать это понятие можно по-разному. Первый вариант: культурные ценности - это нравственные и моральные устои человека. Именно по устоявшимся образцам поведения человек живет и думает. А вот когда эти границы моральных норм нарушаются, человек автоматически признается некультурным. Причем ему-то это никак жить не мешает, а вот окружающих порой может шокировать.

Второй вариант трактовки самый популярный. Культурные ценности - это здания, картины, объекты, технологии и предметы. Все то, что можно увидеть или понять. Все эти знания и материальный продукт деятельности человека помогли нашему обществу совершить быстрый скачок в своем развитии.

Третий вариант значения культурный ценностей - это продукт деятельности человека, который скрыт от нашего взгляда в головах людей. Сюда относятся знания, наука, навыки и научные ценности.

Ну и последняя трактовка культурных ценностей общества - это языки, традиции, ремесла, фольклор. Все то, благодаря чему мы и считаем себя цивилизованным обществом с богатой историей.

У различных стран одинаковые или разные культурные ценности?

Если посмотреть на трактовку самого термина, все становится понятно. Каждая страна имеет свою историю, свод законов и, как следствие, уникальную культуру. Соответственно, и ценности везде будут разными. Почему так произошло? Страны развивались в различных условиях, и религии в них были тоже разными.

А ведь именно верования человека и составляют огромный пласт культуры. Наша страна долгое время была языческой, и это не могло не отразиться на современном обществе. Русских много веков считали варварами, и сейчас такое же мнение у иностранцев, которые никогда не были в нашей стране, а только по выпускам новостей о ней знают.

Но это не означает, что у наших предков не было культуры. Языческая вера требовала не только строгого подчинения богам, но и создания капищ, тотемов и памятников. И когда на смену политеизму пришел монотеизм, люди не отказались от своего наследия. Они просто переделали византийскую веру, адаптировав ее под нашу страну. Таким образом и получилось, что в процессе различных эволюций и революций менялись люди и их сознание.

Культурные нормы - это что?

Обычно этим понятием обозначаются стандарты поведения. Причем, как и культурные ценности народов, нормы во всех странах разные. Выражаются они в виде наград и наказаний, регулируются государством. В нашей стране культурные нормы действуют не просто на словах. Они записаны в Конституции, которая в разумных пределах ограничивает права человека. Но в то же время она дает ему максимальную свободу действий в рамках разумного. В случае несоблюдения культурных норм человека ждет регламентированное наказание.

Культурные ценности человека

На земле много народов и национальностей. Каждый отдельно взятый человек обладает набором культурных ценностей и норм. Какие же они у него? Понятно, что в каждой стране свое понятие о культуре, но большинство ценностей все же схожи:

  • Стремление познать свою историю и понять суть происходящего с нами и нашей родиной. Эта ценность под названием "любовь к Отчизне" закладывается в каждого человека. Ведь только личность, которая знает свою историю, может создавать будущие страны.
  • Знание особенностей национального творчества. Фольклор, ремесла, традиции и обычаи редко изучают в школе. Эти знания человеку даются в семье. И только благодаря им человек может лучше познать, кто он есть и что делает в этом мире.
  • Религия является одной из основных культурных ценностей человека. Именно она устанавливает неписаные правила, не регламентированные конституцией, по которым стоит жить всем людям.

Культурные ценности государства

Граждане одной страны представляют единую группу, которую объединяет общая история и общее будущие. Ценности всего общества в целом включают в себя культурные нормы каждого отдельно взятого человека. А в чем же тогда разница? В глобальности мышления. Правители стран могут менять культурные ценности, если захотят. Но к таким переменам народ относится очень плохо, поэтому они происходят нечасто.

Главная задача любого государства - сохранить и приумножить культурные ценности. То есть оно должно помогать талантливым людям самореализоваться, ученым - делать открытия, а архитекторам - строить здания. Сегодня нематериальные культурные ценности отходят на второй план, а на первый как раз и выходит продукт деятельности людей, который приносит какую-то пользу обществу и государству.

Как защищают культурные ценности

Сегодня многие государства обеспокоены все увеличивающимся ростом вандализма. Именно поэтому многие из них объединились и поставили перед собой цель защитить культурные ценности. Таким образом, было принято решение охранять здания, картины, скульптуры. Да, это большая часть наследия любой страны. Именно по этим памятникам, дошедшим до нашего времени, можно судить о том, как жили наши предки.

Но ведь культура - это не только материальные ценности. Под этим термином понимается и наш менталитет и язык. И мало кто следит за чистотой своей речи. Сегодня в русском языке так много сленга, что говорить о культуре языка сложно. Это относится и к религии. Если церкви, мечети и другие религиозные сооружения охраняются и, как следствие, сохраняются, то вот сама вера изменяется год от года.

Перспектива развития культурных ценностей

Как уже писалось выше, мир не стоит на месте. Культура и культурные ценности меняются и преобразовываются. Но не стоит об этом сожалеть. Это естественный этап развития. Нужно верить, что все происходящее всегда к лучшему. Конечно, это не значит, что нужно своими собственными руками убивать памятники культуры прошлых веков.

Хотя иногда можно сильно удивиться, смотря, как быстро стрит-арт стали считать искусством. Это неплохо, когда художники расписывают серые скучные дома, но вот когда творить начинают на церквях или памятниках, бросает в дрожь. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен понимать грань дозволенного и через нее не переступать.

Культурные ценности поколения XXI века в основном расположены в сети. Поэтому сложно представить, как в будущем будет происходить сбор, систематизация и сохранение такого вида творчества. Возможно, создадутся отдельные сервера, где будут храниться картины художников, песни и кинофильмы, именно они и станут перерождением современных музеев.