Черняховская археологическая культура на донбассе. Парк кованых фигур в Донецке. Культурные ценности Донбасса в современном периоде

Истоки культурного развития в нашем регионе находятся в далеком прошлом - со времен заселения края. В самом далеком начале здесь был развит фольклор, обрядовые традиции.

С открытием угольных копей начинается этап более бурного развития культуры, искусства, ремесел. Наиболее распространены были в Донбассе легенды, в частности, о хозяине богатых подземных кладов Шубине. У горловских шахтеров была своя, отличная от донецких и макеевских, трактовка образа Шубина. С одной стороны, он и злой леший, с другой, добрый покровитель горняков. Историки утверждают, что в районе нынешней Бессарабки есть болото под названием Шубинское, с которым связано немало сказов и поверий.

Первое культурное заведение, клуб-театр, было открыто в 1890 году руководством Корсунских копей. Оно предназначалось в первую очередь для служащих. В нем проводились собрания, вечера отдыха, выступления заезжих артистов. Примерно тогда же в поселке ртутнян переоборудовали под клуб одну из больших казарм, устроили сцену и зрительный зал со скамьями. Вопрос о составе отдыхающих был решен более демократично. В клубе был буфет с чаем, печеньем, булочками, сладостями, поэтому за ним закрепилось название «Чайная».

Изобретение фотографии позволило документально запечатлеть первоначальный облик Корсунской копи, угольных забоев, Ртутного рудника, машиностроительного завода, поселка Горловки с линиями домов и землянок, портреты П.Н. Горлова, А.В. Миненкова, А.А. Ауэрбаха и других организаторов предприятий.

В первые годы XX столетия в Горловке открывается сеть развлекательных заведений. Приходит к шахтерам и синематограф. Распространяется на территории шахт и других предприятий и печатная продукция - газеты, журналы.

Служащие рудников и заводов в выходные и праздничные дни начали устраивать загородные увеселительные прогулки подобно тому пикнику, который описан в повести А. Куприна «Молох».

Под влиянием окружающей среды формировалась поэзия учащегося штейгерского училища а затем и горного специалиста Первого рудник Аркадия Яковлевича Коца, первого переводчика на русский язык всемирно известного «Интернационала».

Революционные события, Первая мировая война, события, связанные с иностранной интервенцией, прервали развитие культуры в крае, поэтому ее рост припадает на период двадцатых годов. На всех крупных предприятиях города устраиваются помещения для клубов. Например, зрительный зал на шахте №5 вмещал около 500 зрителей. В клубах чаще всего ставились спектакли, зрителями которых в большей части были служащие шахт и заводов.

Активизировались кружки художественной самодеятельности, переняв и приумножив традиции клуба Первого рудника. В 1927 году был дан старт многим полезным делам. Дворец Труда стал организационным и методическим центром развития культуры не только в городе, а и во всем Донецком крае. Он являлся приветливым домом для взрослых и детей, для ветеранов труда, женщин, для пытливых и любознательных. Впоследствии Дворцу культуры присвоили имя В.И. Ленина, и он на долгие годы стал в Горловке центром культурной жизни. В связи с закрытием шахты «Кочегарка» в 1999 г. он был передан на баланс города. Кстати, к этому времени на авансцену культурной жизни города вышел культурно-спортивный центр концерна «Стирол».

20-30-е годы характерны высоким всплеском в развитии культуры, литературы, художественной самодеятельности. Шахтерскую Горловку посещали известные в СССР писатели, художники, кинематографисты. Здесь творил известный на весь Донбасс шахтерский поэт Павел Григорьевич Беспощадный. Известный в то время кинорежиссер-документалист Марк Аевков, автор фильмов о Днепрострое, создает киноленту из нескольких частей о труде прославленного горняка Никиты Изотова. Этот кинорассказ о труде знатного углеруба, открывшем школу наставничества, надолго вошла в киноанналы отечественной документалистики.

Изотовское движение сыграло выдающуюся роль в подъеме угледобычи в Донбассе, а образ самого Никиты Изотова навсегда остался в памяти людей. Это был настоящий человек. Маленький фильм сыграл выдающуюся роль в пропаганде образа интересного человека и его дела.

Великая Отечественная война прервала уверенную поступь культурной жизни города, хотя музы во время грохота орудий не молчали.

После освобождения Донбасса первостепенное внимание было уделено восстановлению шахт, заводов, потому восстановление культурных учреждений, школ, больниц и т.д. было завершено к 50-му году. В клубах и дворцах заработали различные кружки, ансамбли, оркестры. Открылись кинотеатры в Никитовке, «Шахтер» - в центре города (1950 г.). В 1946 г. в новом здании разместилась городская библиотека, а через год от нее отпочковался детский филиал. Безусловно, вся культурная жизнь концентрировалась вокруг угледобывающих предприятий.

После некоторого затишья в 60-е годы наблюдалось оживление художественного творчества. Проводились смотры самодеятельных коллективов, театральных студий. Ансамбль народного танца ДК шахты «Кочегарка» заслужил всеобщее признание. В 1967 г. его руководитель А.П. Калабердин удостоен звания Заслуженный работник культуры Украины. В те же годы на базе ансамбля был снят художественный фильм «Годы молодые», в котором впервые с экрана прозвучала популярная и ныне песня А. Малышко и П. Майбороды о рушнике. Одним из достижений ансамбля явилось создание своеобразной сценической картины, отображающей историю и будни своей шахты. Зрители в танцевальных картинках увидели добычу угля в шахте.

Несмотря на отсутствие в городе профессионального театра, горловчане имели возможность имели возможность смотреть гастроли не только приезжих актеров, а и своей театральной студии «Юность», впоследствии получившего звание народного театра.

К концу шестидесятых годов в Горловке насчитывалось 15 многотиражных газет, десять из которых выходили на шахтах объединения «Артемуголь». В 1962 году начались регулярные передачи городского проводного радио. Радиостудии, сообщавшие информации о ходе добычи угля, о трудовых вахтах горняков, стали появляться и на шахтах.

В крупных жилмассивах города в середине 70-х функционировало 24 Дворца культуры и клуба, музыкальные школы, музей истории города, художественный музей, 70 библиотек.

Состояние культурной жизни в Горловке, как и в других регионах, во многом зависело от экономики и отражало ее зигзаги. Учреждения культуры оказались в весьма затруднительном положении и постепенно сворачивали свою активность и самодеятельность. Не выдержали испытания кризисом некоторые кинотеатры и кинозалы. Лишились финансовой поддержки Дворцы культуры шахт «Кочегарка» и им. Н. Изотова.

С большими перебоями работало проводное радио, на некоторых шахтах «сворачивается», особенно в зимнее время, работа клубов, библиотек. Закрылись музеи истории на Ртутном комбинате, шахтах «Кочегарка», «Комсомолец», в школе №30. Но тем не менее пополнялись экспонатами музеи истории города и художественный.

И все же культурная жизнь, литература и искусство не угасли. В конце 90-х с помощью предприятий города, в том числе и «Артемугля» был восстановлен кинотеатр «Шахтер». В Горловке появляется библиотека миниатюрной книги, переданная горловчанам энтузиастом-собирателем В.А. Разумовым, которая названа в его честь. За короткий промежуток времени на шахте «Комсомолец» был построен спортивный комплекс «Олимп». А шахтный Дворец культуры остается и поныне притягательным центром в шахтерском жилмассиве.

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.



Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе - 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х - 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы (в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ

1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.

2. Оккупационный режим в Донбассе.

3. Партизанское и подпольное движение.

4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

5. Восстановление народного хозяйства региона.

В середине III в. н.э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, в том числе город Танаис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен.


В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе Европейский хронист Иордан пишет «О происхождении и деяниях готов »: «... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), то имели, как известно, королем Филимера ».

«Славный подчинением столь многих (племен), он (Германарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское племя Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племенами, покорились королю готов Германариху ».

Племена союза оставили древности так называемой Черняховской археологической культуры . Основное оседлое население Черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие степи.

Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погребенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Рядом с ним были положены большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фигурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный горшок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.

7. Кочевники на территории Донбасса


Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно оно существовало в VIII-X вв. Его площадь составляла свыше 120 га. Во время раскопок археологи нашли сокровища древнего хазара - набор клещей, щипцы, стремена, пряжки.

В первой половине IX в. в донецкие степи приходят тюрки. Одновременно с ними в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Киевские князья неоднократно ходили на них походами. По версии историков, знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве », произошла на землях Донетчины.

Тюркоязычные племена половцев оставили в наших степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой края. Это половецкие скульптуры. В 18 веке их называют "человек камен" или "девка камена", но более известное название "каменная баба". "Баба" в переводе с тюркского - отец, сильный, уважаемый, воин - богатырь.

Половцы ставят их на курганах в честь своих предков. Изображаются как мужчины, так и женщины, которые занимали высокое положение в половецком обществе - ханы, главы родов, знатные воины и их жёны. Для половецких каменных изваяний характерна статичность позы со сложенными под животом руками, которые даржат сосуд (чашу) ритуального назначения. Вероятно, он служил для жертвоприношения, то есть “угощения идола”.

В экспозиции музея истории города Харцызска можно увидеть изваяние знатного половецкого воина, которое обнаружено в 70-х годах 20 века во дворе шахты № 21 (Макеевский район) в курганной насыпи. На территории поселка Троицко-Харцызск до недавнего времени находилось шесть каменных половецких изваяний. По сведениям местных жителей, много половецких скульптур было на территории посёлка Зуевка.

Фрагменты верхней части ещё двух скульптур половецких воинов находятся в музее истории Харцызска. Они обнаружены в поселке Зуевка. В первой половине XI в. вслед за печенегами в донецкие степи пришли торки. Память о них сохранилась в названии рек - Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец; а также населенных пунктов - г. Тор (Славянск), г. Краматорск, с. Торское.

8. Заповедник «Каменные могилы »

Заповедник «Каменные могилы », исследовавшийся экспедициями во главе с М.Я. Рудинским, Н.И. Веселовским и О.Н. Бадером,расположен вне пределов нашего края, но поскольку Донбасс включает в себя и часть Приазовья, невозможно не упомянуть этот удивительный комплекс.Это уникальное творение природы. Кристаллические породы, которые находятся на территории заповедника, по некоторым аспектам не имеют аналогов в мире. Здесь также можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете.

Посреди степи - камни в виде кургана. Они являют собой скальные выходы высотой 50–70 м, образовавшиеся, как считают археологи, минимум 2 миллиарда лет тому назад вследствие извержения вулкана. Одни называют заповедник «горной страной в миниатюре ». Другие считают, что под курганом покоится прах предков. А третьи полагают, что это сооружение служило для культовых целей.

По периметру заповедника расположены два кольца курганов. Цепь гор состоит из западной и восточной гряды. В западной находятся вершины «Лягушка » и «Острая », «Медведица с маленьким Медвежонком », «Динозавр ». В восточной - вершины «Малая Панорамная » (или «Мышь »). Также есть вершины «Южная », «Скорбящая Вдова », «Витязь », «Панорама ».

Высота вершин 200 м. Но под самими скалами, как объяснили сотрудники заповедника, никаких погребений нет. А название связано с тем, что у славян было принято любое возвышение или насыпь называть «могилой ». У центральной усадьбы заповедника выставлены древние каменные бабы, свезённые с разных мест в степи. По периметру заповедника расположены скифские погребальные курганы. Первое кольцо курганов диаметром 5 км, второе - 17 км. В 1992 году на вершине могилы «Острая » найден камень с наскальной тайнописью. По одной из версий это запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.

Общий пейзаж Беш Таш (в переводе “пять гор”) создает иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира по воле кудесницы-природы ущельями, обрывами, крутыми склонами… чтобы сохранить первозданность загадочных гротов, пещер, оврагов и сухого русла реки Каратюк, что вьется между грядами.

В межгрядной части заповедника, где залегание гранитов глубоко, простирается в западном направлении травно-типчаково-ковыльная степь, а на юго-западе скальные породы обнажаются в виде больших плоских плит с редкими отдельными буграми, образующими плоскогорье. В восточной части эта картина повторяется в миниатюре.

Археологи считают, что данная местность была культовой для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. А по версии академика Кудряшова, при битве на Калке именно у «Каменных могил » был расположен укрепленный лагерь киевского князя Мстислава.

Памяти погибшим русичам в 1998 году был установлен поклонный крест и часовня Ильи Муромского - покровителя казаков. Ученые нашли здесь много наскальных рисунков и надписей разных времен. Некоторые из рисунков перекликаются по аналогии с начертаниями древней Месопотамии. А некоторые оставлены шумерами и скифами.Чтобы увидеть начертания, нужно обследовать внутренние проходы и гроты Каменных Могил.

Как знать, быть может, люди, добывавшие кремень в штольнях села Широкое, хоронившие своих близких в Мариуполе, приходили сюда для отправления ритуала. По поводу Каменной могилы тоже ведутся споры. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного…

Выводы

Археологические исследования последних лет доказывают, что Донбасс был заселён в далёкой древности, начиная с эпохи палеолита. В более поздний период здесь жили в основном кочевники, скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие.


Значительный вклад в исследование археологических памятников Донбасса внесли известные археологи Городцов В.А., Цвейбель Д.С., Шаповалов Т.А., Моруженко А.А., Сибилёв Н.В., Локтюшев С.А, Евсеев М.В., Телегин Д.Я., Шапошникова О.Г., Гладилин В.Н., Братченко С.Н., Татаринов С.И., Привалова О.Я., Швецов М.Л.

По своему масштабу и количеству найденных предметов Амвросиевская стоянка , является наиболее крупным из известных памятников позднего палеолита в Европе. Здесь была обнаружена одна из самых уникальных находок эпохи палеолита – каменное рубило, возраст которого определен примерно в 200 тысяч лет.

Богат своими находками и Мариупольский могильник. Здесь учёные обнаружили образцы реалистического искусства и предметы, доказывающие существование у людей, захороненных в могильнике, системы религиозных верований.

На берегах рек Крынка, Бахмутка, Казённый и Сухой Торец располагались так называемые кремнеобрабатывающие мастерские. Археологи доказали, что изделия из этих мастерских поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области. Уникальными являются находки Передериевой Могилы. Самая главная находка - золотое навершие скифского царского парадного головного убора, не имеющего аналогов в археологии.

Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под невысокой курганной насыпью.Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Учеными-краеведами доказано, что события, которые отображаются в "Слове о полку Игореве", происходили на территории Донецкого края.

Заповедник «Каменные могилы » создаёт для нас иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира и таящей в своих гротах множество тайн и загадок, над решением которых учёные спорят до сих пор. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного… Изучая историю родного края, мы узнаём много нового, интересного, открываем для себя неизвестные ранее имена, факты и события. Ведь история - это наше с вами прошлое, настоящее и будущее, которое будет строиться нашими руками.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование истории нашего края делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях.

Список источников и литературы

1. История Донбасса От Древности До Наших Времен.
2. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов / Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал » 1998, - с. 320.
3. Столяр А. Д., Мариупольский могильник как исторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника)/Советская археология, Советская археология 1955 №23, М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 360 с.
4. А было ли Дикое поле диким?Валерий Герланец.//"Газета Вечерний Донецк", Донецк, 2013г.
5. Половецкая ханум. М.Н.Швецов // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 6. 2013-2015. М., 2015. 112 с.
6. Каменные могилы // Заповедная природа Донбасса / составитель А. З. Дидова. - 2-е дополненное. - Донецк: Донбасс, 1987. - С. 25-33. - 168 с.
7. Кудряшов К. В. О местоположении реки Калки // Вопросы истории, 1954, № 9, с. 118-119.
8. Борисковский П. И., Праслов Н. Д. Палеолит бассейна Днепра и Приазовья. Свод археологических источников. А1-5. М.-Л. Наука. 1964 г. – 56с.
9. Панова Л. С. Каменные могилы:Путеводитель. - Донецк: Донбасс, 1981. – 134 с.
10. Цвейбель Д. С. Рассказы о каменном веке Донбасса/Неизвестное об известном- Донецк, 1978. – с.7-37.
11. Плетнева С. А. Кочевники Средневековья - М., 1982. – 190 с.
12. Плетнева С. А. Хазары - М., 1976. – 96 с.
13. Матюшин Г. Н. У колыбели истории - М., 1972. – 256 с.
14. Мозолевський Б. М. Скіфський степ - К., 1989. – 200 с.

Донецк имеют свою интересную, своеобразную историю.

Процесс развития города непрерывен. Архитектура Донбасса ХІХ – начала ХХ века отображала особенности общественного развития на пути становления политической системы. Получили развитие наука и техника строительства, использовались новые материалы и конструкции (металл, цемент, железобетон, стекло, керамика). "… Архитектура – это польза, прочность и красота. Архитектура города утилитарна, нет единого стиля, нет своего лица. Это лицо богатого индустриального города. ", – отмечает Павел Исаакович

Благодаря своей истории и неоценимому вкладу великих деятелей в Донецке числится 262 памятника истории и культуры. К ним относятся: скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски, 18 посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9- гражданской войне, 30- искусству, 30 - труду. Уникальны произведения архитектуры и искусства. В городе расположены: 11 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 368 библиотек с фондом свыше 15522662 книг, 16 начальных специализированных учебных заведений искусств.

Донецк - зеленый город с множеством красивых парков, скверов, бульваров. Многие из них принадлежат предприятиям (сквер Киев-Конти, парк ДМЗ, парк отеля Виктория, парк Донбасс- Арены, парк кованных фигур и др.)

Монументальность Донецка- это шедевр культурного, хозяйственного, исторического прошлого.

Первым памятником Донецка (тогда еще Юзовки) был памятник Александру II. Его открытие планировалось на 1916 год, но он рухнул за несколько дней до открытия .

Некоторые памятники подарены Донецку другими городами. Таким образом Донецк получил от Москвы копию Царь-пушки, от Бохуму - копию колокола установленного у ратуши, от Киева - оригинал скульптуры Архистратига Михаила.

Среди запланированных и нереализованных памятников можно выделить:

Памятник погибшим шахтерам, футбольному клубу "Металлург", Льву Толстому, Сергею Прокофьеву, памятник партизанам и подпольщикам Женщинам-шахтерам, жертвам голодомора.

В каждом районе города Донецка сохранились шедевры исторического монументального прошлого.

Одним из центральных районов города Донецка является Калининский район. В нем сосредоточено множество промышленных предприятий, заведений культуры и отдыха. Среди памятников культуры ведущую роль составляют: Памятник Максиму Горькому, Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина, Сестричка, Бюст Евгения Николаевича Кондратюка, Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева,

Памятники Калининского района

На пересечении проспекта Ильича и улицы Марии Ульяновой расположен Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина. Памятник появился в 1995 году и посвящен генералу Донбасской наступательной операции. Рядом, по адресу (проспект Ильича, 52) стоит дом, где в 1943 году несколько дней размещался штаб Южного фронта и где физически находился Толбухин.

Во дворике П-образного здания базового медицинского колледжа, когда еще это был не базовый колледж, а базовое училище расположился уникальный памятник -Сестричка. (Приложение Б). Открыли памятник 1 мая 1980 года. Памятник исполнил скульптор Александр Порожнюк. Открытие памятника было приурочено к 35-летию Победы. С суровым выражением лица, по-фронтовому поджарая, с немного непропорциональными бедрами (тут авторский замысел – показать, что штаны и кирзовые сапоги ей не по размеру), в пилотке, она стоит, прижав руку почему - то к правой груди. Изображая преданность героическому труду медицинских работников. Ведь на протяжении длительного исторического прошлого и поныне их труд имеет поистине весомое значение, - в сохранении и развитии жизни поколений. Памятник важен и для студентов колледжа, являясь символом их будущей профессии.

8 мая 1970 года на средства собранные преподавателями, сотрудниками и студентами Донецкого государственного медицинского университета в 25 годовщину победы в Великой Отечественной войне на территории университета установлен памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института). Памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института).

Скульптура отлита из бронзы в Центральных ремонтных мастерских комбината «Донецкуголь» и на экспериментальном заводе научно-исследовательского института «ГипроНИСэлектрошахт». Высота скульптуры - три метра. Постамент выполнен из полированного розового гранита, высота - 2,5 метра, длина и ширина - по 1,5 метра. Гранит для постамента привезли из Каранского карьерного управления в Тельмановском районе.

Памятник представляет собой скульптуру, стилизованную под древнегреческие изображения. Образ скульптуры символизирует медицину - это женщина - жрица одетая в тунику. Правая рука фигуры согнута в локте под прямым углом и поднята к небу. В руке цветок гвоздики. Левая рука фигуры прижата к сердцу. В руке чаша (змея-целительница пьет из чаши мудрости, традиционная эмблема медицины)

Неоценимый вклад в развитии Донецкого ботанического сада внес Евгений Николаевич Кондратюк,- видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. С 1959-65 года был директором Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко в Киеве. А после с 1970 по 1987 год -вторым руководителем Донецкого ботанического сада. Именно ему на невысоком красноватом монолите был установлен памятник. Бюст Евгения Николаевича Кондратюка отображает волевой характер ученого. Пронзительные глаза, глядящие вдаль, куда-то в направлении центра Донецка, свидетельствуют о тех мечтах, которые вдохновляли Евгения Николаевича на реконструкцию Ботанического сада. Со всех сторон к памятнику подступают клумбы. Его бюст встречает всех, кто начинает прогулку по аллеям сада. Это радушный хозяин, приглашающий гостей.

Напротив входа в Ботанический сад расположен Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева . Его голова высечена из камня. На постаменте – цитата великого человека, в которой он говорит: «Вопрос засадки лесом южных степей принадлежит к государственным задачам…» (ПриложениеВ)

Памятники Буденовского и Пролетарского района

В центре Буденовского района летом 1951 года появился монумент легендарному маршалу красной армии Пешему Семену Михайловичу. К Донецкому краю Семен Михайлович имел самое непосредственное отношение. В конце 1919 года его знаменитая Первая Конная Армия хлынула освобождать Донбасс. Одна группа пошла на Дебальцево, другая – на Горловку и затем на Юзовку. В своих мемуарах Буденный названия нашего города не упоминает: операция была незначительной. Заняв ключевые точки района, реввоенсовет Первой Конной выпустил воззвание к трудящимся, где, например, говорилось: «Победоносная Красная Конная армия приветствует вас, рабочих Донецкого бассейна, с освобождением от власти проклятого Деникина и его своры: капиталистов, помещиков и генералов. Наша армия… добивает издыхающего пса мировой контрреволюции. Мы уверены, что никогда уже больше хищные лапы капиталистов не коснутся нашего пролетарского достояния - Донецкого бассейна» (ПриложениеГ).

Наш город помнит и чтит имена партизан-подпольщиков: Саввы Матекина, Степана Скоблова, Бориса Орлова. В честь их героических подвигов в 1959 году в парке шахты № 9 «Капитальная» был возведен гранитный постамент. Партизаны действовали здесь, на своем родном районе, начиная с ноября 1941 года. В этой истории было и предательство одного из товарищей по группе, и зверские пытки, и казнь с последующим сбросом в шурф шахты 4-4 бис… На гранитном постаменте – фигуры трех героев, соратников по борьбе. Они стоят на фоне скалы, крепко взявшись за руки, и иллюстрируют мужество и несгибаемость. К подножью памятника склоняется пурпур знамен, возлагаются венки и цветы. В начале 50-х годов в честь подвига буденновских подпольщиков поставили обелиск из серого бетона .

На остановке «Поселок энергетиков» расположен Памятник Леониду Брини. Представляет крупный объект высотой в восемь метров – хорошо физически подготовленного мужчины в каске с профессиональной цепью, свисающей с пояса. В высоко поднятых руках он держит два соприкасающихся провода, вокруг которых – звезда электрического разряда. Его соорудили из железобетона и мраморных плит по проекту маститого Леонида Брини в 1978 году. Повернутый лицом к поселку, разместившимся между Кальмиусом и Мушкетово, он своим разрядом озаряет жизнь коллег по профессии, для которых этот жилой сектор и был построен в начале 50-х (ПриложениеД).

В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией в Пролетарском районе в мае 1954 года появился памятник гетману Богдану Хмельницкому. Автор памятника – Павел Гевеке, скульптор донецкий и весьма известный. Памятник отображает мужество, отвагу гетмана. Его готовность идти в наступление. Конь под гетманом вздыблен. Рука держит булаву, которая должна указывать в сторону неприятеля (Приложение Е).

Памятники Донецка: Ворошиловский район

Памятник Флеровскому

В 1948 году в сквере на месте кладбища (там, неподалеку, сейчас школа №3), уже носившем название «сквер Флеровского», поставили временный обелиск. Установленного в честь прогрессивного мыслителя, пострадавшего за инакомыслие от царского режима. В 1953 году поставили настоящий памятник – из розового донецкого гранита. Вот как он описан в путеводителе по Сталино 1956 года издания: «Памятник представляет собой обелиск, увенчанный венком из дубовых и лавровых листьев, в центре которого горящий факел – символ вечно дерзающего сердца…» .

В честь людей, погибших в борьбе за новый строй в 20-е годы в районе был установлен памятник Павшим коммунарам.

Его открыли 3 ноября 1957 года. (Работа архитекторов Е. Равина и Н. Куликова). Представляет стильный обелиск – незабываемую комбинацию цилиндра, призмы и звезды. Появление памятника означало конец другого знаменитого сооружения – фонтана с Венерой .

В июне 1969 году был открыт памятник Памятник Александру Сергеевичу Пушкину .

Открывал бюст секретарь горкома партии Н. Дранко, сказавший по этому поводу: «Сегодня жители Донецка приветствуют появление нового почетного гражданина города металлургов и шахтеров – Александра Сергеевича Пушкина! Мы искренне и сердечно скажем сегодня замечательному поэту: «Здравствуй, Пушкин! Добро пожаловать в наш город!»». Авторы памятника - скульптор Наум Абрамович Гинзбург и архитектор Я. И. Томилло. Памятник представляет собой бронзовый бюст. Высота бюста - 1.2 м. Бюст был отлит на Рутченковском рудоремонтном заводе горного оборудования. Бюст был установлен на четырехугольном постаменте из четырех прямоугольных блоков, облицованных плитами черного гранита. Размеры постамента - 3.0×0.2×0.8 м. Позже этот постамент заменили на другой в виде колонны. На лицевой стороне постамента расположено факсимиле Пушкина и даты его жизни».

Пиком 30-х годов были полеты в стратосферу на стратостраде. Эксперименты со стратостатами – гондолами с огромными газовыми баллонами – были смертельно опасным делом. Регулярно случались катастрофы, гибли люди. Одна из трагедий и произошла в небе над Донецком 18 июля 1938 года. Аппарат назывался ВВА-1 и был, собственно, субстратостатом – то есть, предназначался для исследования нижних слоев атмосферы. Жители Сталино увидели, как аппарат рухнул на крышу колбасного завода за парком Щербакова, на Александровке. Задев провода электропередачи, баллон вспыхнул ярким пламенем. Его потушили, вскрыли гондолу и обнаружили там тела четырех стратонавтов без признаков жизни. В 1953 году на проспекте 25-летия РККА, в месте пересечения с создававшимся бульваром Пушкина, у знаменитой городской бани был открыт памятник героям (скульпторы Е. Белостоцкий, Э. Фридман, Г. Пивоваров, архитектор Н. Иванченко). С тех пор в городе живет заблуждение, что именно там, на бульваре, и произошла трагедия. На месте захоронения стратонавтов стоит Памятник стратонавтов . (Приложение Ж)

Последним из украинских памятников 50-х годов -Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко .

Был поставлен на пересечении бульвара своего имени и улицы Артема тоже по поводу – к 140-летию со дня рождения украинского писателя. Открыли памятник 8 сентября 1955 года, в День освобождения Донбасса. Памятник сделали в Киеве (скульпторы М. Вронский, А. Олейник и архитектор В. Шарапенко), привезли в Донецк несколькими месяцами ранее. Вот как описывал событие «Социалистический Донбасс»: «К 2 часам дня тысячи трудящихся школ и техникумов, студенты высших учебных заведений, представители партийных, советских и общественных организаций собрались на митинг, посвященный этому знаменательному событию… Слово предоставляется председателю правления Донецкой организации Союза писателей Украины П. А. Байдебуре. Он говорит о всенародной любви к Кобзарю, о том, что открытие памятника Т.Г. Шевченко является большим и радостным событием в культурной жизни края угля и металла. «И вот сегодня, - заканчивает свою речь тов. Байдебура, - ясноликий Тарас стоит на земле шахтеров, металлургов и колхозников Донбасса.

Промышленное и культурное развитие Юзовки связано с главным промышленником валлийского происхождения –Джоном Юзом. Благодаря его деятельности было начато развитие металлургической промышленности на которой теперь базируется экономическая мощь Донбасса Скульптором Александром Скорыхв 2001 г. в самом сердце студенческого городка ДНТУ - местного технического университета, напротив нового корпуса был сооружен памятник Джону Юзу. В изображении - Юз прост и скромен, высотой в полтора человеческих роста. Он опирается на молот, иллюстрируя легенду о том, что лично работал в кузнице на Овечьем Хуторе, с которой и начался город.

В 1963-64 годах широкую известность получает легендарная группа "Битлз". Харьковчанин Владимир Антипов у входа в развлекательный комплекс "Ливерпуль" создал памятник Памятник Битлз. Донецкие битлы изготовлены из пластмассы (или, как пишут в некоторых серьезных источниках – «из композитных материалов»), а покрашены бронзовой краской. Автору удалось достигнуть большого сходства с оригиналами. Возле донецких битлов всегда играет музыка героев.

На бульваре Пушкина, на площади перед зданием Донецкой областной государственной администрации расположен памятник- Пальма Мерцалова . В 1896 году кузнец Юзовского металлургического завода Алексей Мерцалов выковал для нижегородской выставки - ярмарки из куска шахтного рельса стальную пальму. Копию знаменитой пальмы выковали донецкие кузнецы. В Донецке, кроме бульвара Пушкина, она украшает еще одно место – площадь перед выставочным центром «Экспо-Донбасс». Ее установили в 1999 году, а изготовил кузнец Сергей Каспрук уже по «мерцаловской» схеме – из куска металла, без сварки и соединений.

Специфическим монументом в честь освобождения Сталино в 1943 году бойцами 32-й отдельной гвардейской танковой бригады является памятник-«Командир машины боевой ». Расположен в сквере возле оперного театра. В этом месте они (как считается) похоронили своего командира – полковника Франца Гринкевича, погибшего в одном из боев. Танком «отметили» могилу – возможно, для того, чтобы, как предполагает ветеран Великой Отечественной войны Виктор Анденок, могила не затерялась. Это была самая настоящая боевая «тридцатьчетверка», только вооружение и ходовую часть перед установкой привели в негодность. Машина простояла на холмике, насыпанном бойцами (а впоследствии - на бетонном постаменте), до 1964 года, когда ее заменили на более современную модель – Т-34-85, с более просторной башней и более мощной пушкой, но тоже успевшей реально повоевать против немцев. Старый танк увезли во двор библиотеки Крупской, где тогда находился краеведческий музей .

1 мая 1954 года был торжественно открыт Памятник Кузьме Гурову- комиссару Южного фронта и члену Военного совета. Он принимал активнейшее участие в разработке стратегии и в создании нужного психологического фона наступления. Памятник исполнили киевские товарищи Анатолий Белостоцкий и Элиус Фридман. Первый (сын другого классика жанра – Ефима Белостоцкого) известен как целеустремленный воплотитель образа Тараса Григорьевича Шевченко, а также автор нашего памятника стратонавтам.

В сквере у горисполкома на пересечении улицы Артема с проспектом в 2009 году был установлен Памятник Николаю Федровичу Ватутину,- советскому военачальнику, генералу армии, герою Советского Союза. Памятник представляет собой классически исполненный бюст на цилиндрическом основании.

В 1997 году Донецк получил в дар от немецкого города-побратима Бохума колокол. Начиналось все в 1844 году, когда бохумские мастера открыли секрет литья стали. В 1851 году мастер Якоб Мейер отлил здоровенный колокол. А в 1867 году отправил его в Париж, на Всемирную выставку. Там бохумское изделие произвело сенсацию и получилось несколько призов. Потом был яростный спор между Мейером и знаменитым Альфредом Круппом, который оспаривал первенство в изобретении метода литья стали. Была назначена экспертиза, которую проплатил Крупп – но, несмотря на это (хвала западной демократии!) – обнаружилась правота бохумского маэстро. Победоносный колокол установили на площади перед ратушей и с тех пор им необычайно гордятся. Колокол , подаренный Донецку, изготовлен по той же технологии, но в 1949 году. И эта копия в десять раз меньше оригинала (можете себе его представить!). По колоколу идет благочестивая надпись.

Благодаря активности российского фонда «Меценаты столетия» и при благословении патриарха Алексия II в Донецке появился памятник «Добрый ангел». Ранее ангелы посетили четырнадцать городов мира, включая Пхеньян. Организаторы описывают свою идею как «уникальный символ единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств». На плитах перечислены местные меценаты, поучаствовавшие в развитии всего прекрасного и доброго. Сооружение высотой 15 метров видно всякому, кто ступит на мост через Первый городской ставок. Добрый ангел мира появился на месте не самого светлого персонажа – Иосифа Виссарионовича Сталина, памятник которому стоял здесь после войны.

23 мая 2002 года у здания пятого корпуса бывшего торгового института (нынче-то это – Университет экономики и торговли) был открыт Бюст Михаилу Ивановичу Туган-Барановскому, - русскому и украинскому экономисту, историку, видному представителю «легального марксизма», политику, министру финансов. Его именем наззван вуз – Михаилу Ивановичу Туган-Барановскому, основателю кооперативной советской экономики.

Памятник «Преподавателям, студентам и сотрудникам Донецкого политехнического института».

Автор памятника – Николай Ясиненко. Он создал небольшой мемориал, оградив площадку рядом с довоенным третьим корпусом института. А к высокому пилону прислонил две черные фигуры – юношу и девушку, худых и решительных, с винтовками за плечами. Позже рядом появился храм, что создало памятнику несколько парадоксальный фон, но усилило его мемориальную интонацию.

Скульптура «Юность»

Создана скульптура киевским скульптором Николаем Билыком.

«Юность» изготовлена из каррарского мрамора – одного из лучших и самых знаменитых сортов, из которого изготовлен римский Пантеон и «Давид» Микельанджело. Обработка глыбы весом девять тонн и стоимостью более 83000 гривен заняла около четырех месяцев. В итоге получилась летящая красавица весом в пять тонн и ростом в 3 метра 15 сантиметров. Настолько чистая и прозрачная, что через нее, кажется, просвечивает солнце… (Приложение З).

«Бронзовый Соловьяненко»

Установлен памятник в мае 2002 года, и сразу стал пользоваться успехом у фотографов. Памятник попал в Топ-10 самых аляповатых памятников страны, составленный в 2009 году. Автор сооружения – скульптор Александр Скорых и архитектор Вячеслав Вязовский. Соловьяненко изображен в роли Герцога из оперы «Риголетто» (отсюда, а не от фирмы DC Comics, знаменитый плащ).

На высоком постаменте перед Свято-Преображенским собором стоит Архистратиг Михаил (естественно, с крыльями за спиной). И появился он точно тогда же – в мае 2002 года. Автор скульптуры – Георгий Куравский. В его версии Михаил молод, но, безусловно, храбр. Так и должно быть, ведь этот персонаж – предводитель сил Добра в их битве со Злом, главный Божий полководец.

В честь 133 сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга с 1917 по 1998 год, возле Донецкого областного управления МВД установлен Памятник Сотрудникам Органов Внутренних Дел. По концепции – и реализация: прорезанный в гранитном монолите крест – и перед ним женская фигура с крыльями за спиной. Ее соорудили скульптор А. Порожнюк и архитектор Ю. Олейник. Памятник образует единый комплекс с храмом Иоанна Воина, построенного тут же, на том же «квадрате». И все это появилось во времена, когда областной милицией руководил Владимир Малышев.

В сентябре 2007 года был открыт памятник -Студент

Композицию выбрали студенты из нескольких представленных. В итоге, восторжествовала идея двух горловских скульпторов – Николая Новикова и Дмитрия Ильюхина. Идея довольно смелая. Памятник – это симбиоз двух объектов, лавочки (на которой можно и просто посидеть) и стоящего возле нее студента. Судя по лежащим на лавке вещам (мантии и шапки-магистратки) студент только что покончил с высшим образованием. Открыт памятник во внутреннем дворе нового здания экономико-правового факультета Донецкого национального университета.

Неожиданной фигурой, выполненной в человеческий рост является памятник --Страховой агент

Она имитирует актера Иннокентия Смоктуновского в роли Юрия Деточкина из фильма «Берегись автомобиля». Бронзового Деточкина изготовил член Союза художников Украины Игорь Макогон по заказу страховой компании АСКА к ее 20-летию (Приложение И).

Памятник Святому Великомученнику Георгию Победоносцу

Этот герой прискакал к нам летом 2011 года из солнечной Грузии, где его любят и почитают так же, как и у восточных славян. Установленный в одной из «развязок» парка кованых фигур, Георгий Победоносец стал вторым (после Богдана Хмельницкого) конным памятником в городе, лишенном конной истории. На постаменте – проникновенные слова: «Памятник Святому Великомученнику Георгию Победоносцу». Установлен грузинским землячеством в знак благодарности всему Донбассу, ставшему для живущих здесь грузин, их второй родиной».

Памятники Кировского и Петровского районов.

5 ноября 1967 года увидел свет Памятник борцам за Советскую власть на площади Свободы. О его открытии писали такое: «Бригадир комплексной бригады шахты имени Абакумова В.Н. Пихтеров, слесарь Рутченковского машиностроительного завода И.И. Бритченко, мастер коксохимического завода Н. М. Ванин и другие рассказали об успехах своих коллективов в юбилейном соревновании. Поблагодарили скульптора Н.А. Гинзбурга, архитектора Я.И. Томило, тружеников литейного цеха машиностроительного управления № 2 за сооружение этого величественного памятника».

В 2005 году в Донецке появился памятник «Беспощадному террору» , созданный творческой бригадой, составленной из элементов других предыдущих. Скульптором выступал автор «афганского» монумента А. Порожнюк. Этот памятник посвящен жертвам политических репрессий 1930-40 годов. Поставлен он на месте так называемого «Рутченковского поля» - пустого пространства, которое сейчас ассоциируется скорее с Текстильщиком, чем с Рутченково.

Великий шахтерский труд Донецкого края, его развитие увековечены в памятниках Близнецы .

До нашего времени уцелели два. Один стоит в парке у шахты Абакумова. Второй в сквере у шахты «Петровская» Оба гипсовых брата белы, ухожены и демонстрируют, что какие-то остатки тотального уважения к главной профессии Донецкого края.

Памятники Ленинского района

Памятник Ивану Филипповичу Ткаченко.

Иван Филипповоч Ткаченко был хорошим электрослесарем. В 1940 году призвался в армию. Там его и застала война. В 1943 году, после окончания Подольского артиллерийского училища, попал в 3-ю гвардейскую стрелковую Волновахскую (что показательно) дивизию 2-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Стал разведчиком. В феврале 1945 года, как начальник разведки артиллерийского дивизиона, проник в тыл врага, откуда с помощью радиста корректировал стрельбу своих – да так удачно, что были подавлены 2 артиллерийские и 2 минометные батареи, уничтожены 8 пулеметных точек и более роты пехотинцев противника. Кроме того, сам Ткаченко ликвидировал 19 врагов. До Победы он не дожил – погиб 18 апреля. А на следующий день ему было присвоено звание Героя Советского Союза…

Его именем назвали площадь и улицу, ведущую к заводу (до этого она носила скромное имя Ленина). И, по инициативе трудового коллектива ДМЗ, поставили памятник авторства Л. Казанской и Н. Баранова. Фигура Ткаченко изображает хрестоматийного разведчика: бинокль, планшет, тревожный взгляд, плащ-палатка. Он скромен, но выразителен.

9 мая 1965 года у проходной металлургического завода, в самом центре исторической Масловки был открыт Памятник полковнику Масловскому. Автором его числится И. Кауфман. Памятник – это обычный 120-милиметровый миномет, установленный на трапециевидный постамент.

В 2006 году между телецентром и ДК металлургов, перед пожарной частью МЧС появился мужественный самоотверженный мужчина, замерший в несокрушимой позе. Герой-спасатель За его спиной, на стеле – изображения некоторых главных объектов Донецка. Мужчина заслонил их своей грудью, и по выражению его лица ясно видно: тому, что намерен покуситься на их целостность, не поздоровится. Таков донецкий герой-спасатель, объединивший в себе черты пожарника и бойца гражданской обороны.

Памятник жертвам Холокоста

Это очень простой памятник, и установлен он в очень правильном месте. Белый карьер, где во время войны было организовано еврейское гетто. Символ очередного горя многострадального народа. И камень, как олицетворение той тяжкой ноши, которую вечно приходится нести евреям, причем не только в Донецке. Памятник жертвам Холокоста был открыт 26 декабря 2006 года.

Памятники Донецка: Куйбышевский и Киевский районы

Памятник «Слава шахтерскому труду»

Расположен на Шахтерской же площади. Авторы – скульптор Константин Ракитянский и архитектор Павел Вигдергауз). Памятник стал символом города. Он фигурирует на единственной марке, непосредственно посвященной Донецку за всю историю филателии СНГ, выпущенной в 1969 году к 100-летию города (Приложение К).

В 1953 году молодой скульптор Сергей Гонтарь, только что окончивший Одесское художественное училище, соорудил в городе Сталино свой первый памятник Отважная девушка Зоя. Его героем стала девушка. Чье имя стало олицетворением подвига и бесстрашия благодаря журналисту Петру Лидову, который в 1942 году услышал в подмосковном селе Петрищево историю о девушке-диверсантке,- пойманной немцами, подвергнутой жестоким пыткам, но перед смертью сказавшей знаменитую фразу: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете!». Лидов вдохновился рассказом и написал для газеты «Правда» большой очерк «Таня» (такова была боевая кличка Зои). И Космодемьянская пошла греметь по всей стране. Памятник Зое решено было поставить перед входом в новую школу №54. Ее построили сразу после войны на самом севере города – тогда здесь еще почти ничего не было, кроме горноспасательной станции (и только что построили корпус ДонУГИ, за которым сразу, без перехода, начиналась пустота). Зоя, как пример для молодежи, была идеальным образом. Скромный, аскетический бюст. Звезда героя на постаменте. Волевая складка губ у каменной героини. В общем, очень просто и максимально выразительно.

Памятник Сергею Назаровичу Бубке

Прецедент сооружения памятников живущим создал один из самых великих людей в истории Донецка – шестовик Сергей Бубка. Бубка встал на месте фонтана, в плане представлявшего собой трехлучевую звезду. Памятник появился в 1999 году. Идея принадлежит известному скульптору Николаю Ясиненко. В ней выделяются два элемента. Во-первых, придумано, что высота постамента составляет 6 метров 15 сантиметров – таков последний установленный Бубкой рекорд. Во-вторых, к правой ноге великого человека приделана ласточка. Тем самым, автор хотел сказать, что Сергей Назарович достиг таких высот, где уже парят птицы. Памятник стоит перед РСК «Олимпийский» - здесь Бубка соревновался, здесь даже устанавливал некоторые из своих рекордов. Но, что еще более ценно – здесь (на тогда еще стадионе «Локомотив») он занимался в легкоатлетической секции, сюда каждый день ездил с Ветки, где жил.

Памятник женщине-матери .

Эскиз выполнил маститый местный мастер Николай Ясиненко (автор Бубки на улице Артема и угловатого Горького у мед.университета). Претворил его идею в жизнь армянский скульптор Карен Калантарян. Наверное, национальная специфика дала о себе знать – во всяком случае, сквозь черты нашей матери проглядывает торжественный, строгий, величественный армянский стиль. Молодая мать с пышной южной прической держит сына (что отчетливо видно), который по - южному экспансивно и бесконечно доверчиво вскинул руки…

Выводы

Монументальное прошлое города Донецка- сокровищница культурного наследия. Ведь памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своего города, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. Во всех районах нашего города можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного развития. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

20-е годы ознаменовались, мощным подъёмом культурного развития украинской нации и национальных меньшинств.

Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Огромная работа проводилась в области народного образования. Если в 1922 году школами было охвачено 15% детей донецких рабочих, в 1923 году – 67%, то в 1924 году – свыше 80%. Через год в городах и сёлах
Донецкой губернии работало 1432 школы, в них обучалось около 200 тыс. школьников. Росла сеть профтехшкол, различных курсов. В 1921 году в Юзовке открылся горномеханический техникум и при нём рабфак.

Задачей огромной государственной важности была ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. По итогам подворной переписи Донецкой губернии, проведенной в начале 1923 года, в городах не умели читать и писать 32,4% мужчин и более 50 % женщин. В сёлах грамотность была ещё ниже.

Весной 1921 года была создана губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, такие же комиссии работали во всех уездах. Было организовано свыше 500 школ ликбеза, в которых обучалось более 20 тыс. человек. Но голод первых двух послевоенных лет помешал развернуть эту работу в полную меру. Однако уже в 1925 году в губернии насчитывалось около тысячи школ малограмотных и пунктов ликбеза. Они работали на всех заводах, шахтах, в рабочих посёлках и сёлах.

Широко развернулась культурно-просветительная работа. Её центрами в городах стали рабочие клубы (в 1823 году их было 216) и красные уголки, в сёлах – сельские клубы и избы-читальни. 1 мая 1925 года в 13 городах и шахтёрских посёлках состоялась торжественная закладка дворцов культуры.

В 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.



В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Развивалось библиотечное дело. В 1925 году насчитывалось 8 окружных и городских библиотек с общим книжным фондом 350 тыс. экземпляров. В Артёмовске открылась научная библиотека. Создавались библиотеки и в сёлах.



Новые темы, мотивы и образы появились в народном творчестве Донбасса, когда трудящие приступили к преобразованию общества, к построению социализма.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

Боевое настроение рабочего класса в начале 20-х годов вылилось в первых молодёжных песнях. Комсомольцы задорно провозглашали свою ближайшую программу:

Долой разруху, даёшь наш труд!

Желанья наши все перетрут.

Разруху, голод в дугу согнем…

(Плясковский А.В. Коллективная пролетарская поэзия, М.-Л., 1927, с.180)

Основной пафос народной поэзии 20-х годов – пламенная революционность, ориентация на мировую революцию, вера в неминуемое социалистическое переустройство всей планеты. Самый оперативный жанр коллективной поэзии – частушка – образно зафиксировала события, происходившие в деревне, изменения в общественной структуре и в сознании крестьян:

Отакі-то в нас діла: попи пасуть кози,

А біднота, як один, закладають сози,

Ми не підем в церкву під вінець на шлюб,

Справити весілля допоможе клуб.

На канве старой мелодии «Кину кужіль на полицю» расшиты образы, предающие большое стремление на рода к свету, науке:

Пошлю батька, пошлю матір

В школу грамоти вивчать.

Лікнеп очі їм розв’яже,

Лікнеп правду їм розкаже.

Вместе с тем лирический герой этой песни хорошо понимает, что нужно быть готовым защищать добытое счастье. Он заявляет:

Кину кужіль на полицю,

Навчусь тримати я рушницю.

Цього конче треба вміти –

Наш добробут боронити.

Колхозное строительство в дерене нашло отражение отражение в картинах, результаты:

Орю, орю, мамо, колективні гони.

Розтяглися скрізь по полю та й стальній коні,

Оце ж та пшениця, що сіяли ми,

Оце ж теє поле, де жили пни.

Ми таки діждались світлої пори.

Все песни мажорные, пронизаны светлой радостью, раждённой новой жизнью народа – хозяина страны.

В Донбассе родилась и шахтёрская легенда «Огнедайный камень». В ней рассказывается о богатствах, красоте края, о живущем здесь могучем и гордом племени, долго пребывавшем в нищете и голоде. Но пришло время, шахтёры, руководимые самым мудрым вождём Лениным, восстали и вместе с теми, кто шёл с молотом и серпом, победили. Однако, став хозяевами родной земли, рабочие почувствовали, что нет у них сил и умения построить новую жизнь. Пошли они к вождю. Ленин дол им совет и сказал:

Идите в свой край! Будьте верными сынами народа и все отдайте творческому труду для своего же народа. Будет у вас сила и умение.

Выполняют шахтёры указания Ильича, а огнедайный камен, который они добывают, символизирует их самоотверженное служение советскому обществу.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс". Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Большую роль в политическом просвещении и воспитании трудящихся играла периодическая центральная и местная печать. В Донбассе в те годы издавались газеты «Всесоюзная кочегарка – орган Донецкого губкома КП(б) У и губисполкома, «Молодой шахтёр» - орган губкома комсомола, «Диктатура труда» в Сталино, «Кочегарка» в Горловке и др. Регулярно выходили журналы «Спутник партийного работника Донбасса», «Спутник донецкого пропагандиста», «Просвещение Донбасса». Местные издательства заботились о публикациях важнейших решений партий и правительства, произведений основоположников марксизма-ленинизма.

В донецких газетах и журналах начинали свой творческий путь многие впоследствии ставшие известными писателями, в т. ч. В. Н. Соссюра, П. Г. Беспощадный, Б. Л. Горбанов и другие.

В 1924 году сооружены первые на Донетчине монументальные памятники борцам революции, в т. ч. Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовске и Светогорске по проектам скульптора И. П. Кавалеридзе.