Танцуют все! Виды русских народных танцев

Народный танец – один из древнейших способов выражения человеческих эмоций, связанных с различными проявлениями жизни. Радость и грусть, цели и достижения, верования и юмор – все находило свое отражение в танце. Его сюжет, движения, темп, музыкальное сопровождение, особенности костюмов говорят о характерных чертах той нации, в которой он родился.

Россияне – народ свободолюбивый, с широкой душой и добрым сердцем, порою задорный, а иногда лиричный. Эти качества проявляются в танцах. Русская фольклорная хореография для мужчин отличается размахом, динамичностью, сложными трюками и веселым настроением. Танцы русских девушек чаще плавны, грациозны, задушевны, очень мелодичны. Хотя иногда такие же удалые и веселые, как и мужские.



Русские народные танцы: названия и особенности

Хоровод – сочетание танца, песни и драматической игры. В языческие времена люди верили, что ритуальные движения под музыку угодны богам. Услужив им, можно было надеяться на щедрый урожай. В хороводе одновременно принимало участие множество танцующих, которые чаще всего держались за руки. Иногда – за платок, венок или пояс.

Участники ходили кругами, переплетались хороводными рядами, создавали всевозможные фигуры, то ускоряясь, то замедляя шаг. В различных уголках России хороводили по-разному. Эти русские танцы названия могли иметь другие: улица, танок, городок.

Хоровод «Березка» - медленный танец, в котором девушки идут по кругу, держа в руках березовые веточки, и все вместе приседают под музыку. Отличается особой плавностью. Участницы двигаются настолько мягко, что создается впечатление, будто они не идут по земле, а плывут по воздуху.


Динамичные, жизнерадостные движения русских танцев наиболее отражены в пляске. Это – чистая импровизация, во время которой постоянно наращивалось количество различных па. Танец требовал особого мастерства, поскольку никто заранее не готовился к его исполнению. Существовали женские и мужские пляски. Девушки двигались легко, кокетливо, а парни пытались поразить и перещеголять всех ловкостью, молодецкой силой. Часто мужские пляски перерастали в веселые соревнования.

В основе драматического действа известной пляски «Барыня» - шутливый спор между помещицей и мужиком. В парном варианте танца мужчины обязательно держали руки на поясе или разводили их в стороны, а девушки – складывали перед собой. Этими движениями выражался удалой, смелый характер простого крестьянина и горделивость барыни.

Русские фольклорные танцы до сих пор остаются важной частью национального наследия. С их помощью современный человек может проникнуть в тайны народной души.

Искусство танцев необъятно в своем разнообразии и географии распространения. Танец доступен для всех, без разделения на мужчин и женщин, детей и стариков.

Танцевальное искусство затронуло и Россию, сформировав отдельную группу России.

Русский народный танец стал визитной карточкой народа и целой категорией народной самодеятельности. Такой танец у каждого отдельного человека получается индивидуальным, потому что отражает его внутреннее состояние.

Общим является то, что в исполнении мужчин танец характеризуется широкими движениями, более жесткими ритмами и наличием нотки юмора.

А женские русские народные танцы более плавные, грациозные, величественные и в то же время очень легкие и кокетливые. Танец в женском исполнении подобен хрупкой натуре - изменчив и непредсказуем.

Признанной на мировом пространстве стала русская пляска в деревнях. Мнение фольклористов гласит, что во всем мире нет больше такого же привлекательного танца.

Учитывая площадь страны и количество народов, проживающих на её территории, является закономерным, что в разных областях, русские народные танцы отличаются своими особенностями исполнения.

Выделяются этнические зоны: Северный регион, Южный, Центральный, Поволжье, земли на русско-белорусском и русско-украинском пограничье, Урал, Сибирь с Дальним Востоком и танцы казаческих регионов (Кубань, Урал, Амур и другие).

Выделено не один десяток подходов к разделению народных танцев России, но всех их объединяет различие по хореографической составляющей.

Виды русских народных танцев:

  • хоровод;
  • танок;
  • пляска;
  • перепляска;
  • кадриль.

Названия типичных русских танцев: Барыня, Берёзка, Бычок, Голубец, Журавль, Казачок, Калинка, Камаринская, Матаня, Метелица, Танок, Трепак, Тройка, Яблочко.


Все премудрости исполнения этих танцев можно освоить, записавшись в танцевальную школу. можно найти почти в любом городе России и даже за пределами страны. Все желающие иностранцы могут познакомиться в них с культурой исполнения русских народных танцев.

Хоровод является самым древним видом русского танца. Он коллективный со смешанным составом и включает в себе движения по кругу. В нем сохраняется стародавняя религиозная, обрядовая тематика. Сопровождается песней и игрой.

Пляска и танок - это индивидуальный вид танца, или женский, или мужской. Тоже может быть разного характера и религиозного, и игрового.


Самый молодой русский народный танец - кадриль. Пришёл этот танец из Франции и отличается от других большей торжественностью. Кадриль крепко закрепилась в русском быту на территории всей страны. У этого танца есть некоторые варианты под названием четверка, шестерка, семерка, восьмерка, ланце.

Очень популярной и любимой среди молодежи стал перепляс. Это некий вид соревнования, но танцевального. Часто сопровождается частушками.

Если есть желание научиться танцевать любой из вышеуказанных видов танца, достаточно просто записаться в специализированную школу.

Читайте так же:

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых - широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин - плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками - это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка - русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность - «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры - весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда - медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Народный танец - это отражение быта, настроения и культуры. Именно благодаря танцу люди смогли выражать свои переживания и эмоции, используя плавные движения и тематические музыкальные мотивы. Все народные русские танцы берут корни в Древней Руси, многие из них сохранились и по сей день. Самыми известными остаются хороводы, пляски и кадрили, более детально о которых вы сможете узнать далее.

Русская народная пляска

Народная пляска - это гармоничное сочетание прыжков и активных движений, юмора и нарядных костюмов. Они являются отображением широкой русской души, которая всегда стремиться к веселью. В большинстве из плясок танцоры рассказывают историю нашей страны, её обычаи и мужество народа. Часто они сопровождались песнями о царях и князьях, которые правили на территории Руси и оставили свой след в ней.

Ранее существовали также импровизированные пляски (переплясы и барыня), а также целые постановки, в которых все фигуры были размещены в определённом порядке. Манера исполнения, характер и название могли меняться в разных регионах страны, но пляски всегда были очень весёлые и быстрые.

Перепляс представлял собой определённое соревнование между танцорами, которые хотели привлечь к себе максимум внимания публики.

Русский хоровод

Русские хороводы известны на весь мир. Они украшали жизни наших предков, которые пытались передать всю историю родины с помощью плавных и ритмичных движений. Но достоверно не известно когда именно начались хороводы.

Хороводы отправляли не только на полях и в лесах, но также на реках, кладбищах и огородах. Это были обыкновенные и праздничные танцы, которые считаются одними из самых древних. Подготовка в праздничным хороводам всегда занимала по несколько дней, когда горожане и селяне пекли пироги, варили пиво и брагу.

Русская кадриль

Русская кадриль объединила несколько танцев, каждый из которых отличается своей самобытностью. Кадрили были линейные и квадратные, а также круговые. В каждой из них принимали участие от 4 до 16 пар, которые двигаются с определённой периодичностью по направлению друг к другу или к центру круга.

Каждая из фигур имела своё уникальное название, которое подбиралось в соответствии с характером движений или рисунков танца. Ведущий объявлял фигуры, используя для этого платок или притоп.

Возможно, самым известным русским народным танцем является хоровод – древний обрядовый , при котором люди становились в большой круг и двигались в определенную сторону, выполняя движения и ногами. Это не только русский танец – хороводы были распространены у многих , только названия их звучат по-другому.

Сегодня хороводы почти забыты, в традиционной форме их можно увидеть только в некоторых селах, где проживают . Они помнят об обычаях танца: принимать участие в нем могут все – мужчины, женщины, дети и старики. Хороводы водят в национальных костюмах, обычно после праздника в качестве заключительной его части. Не всегда нужно образовывать круг, существует несколько фигур хороводов: плетень, вожжа, на , плясовая. Хоровод заканчивается плясовой частью, это уже не обряд, а обычные под гармошку. В это время можно исполнять любые народные танцы, например, трепак или барыню.

Трепак

Трепак – более сложный танец по сравнению с хороводом, его могут выполнять лишь подготовленные танцоры. Он состоит из быстрых движений: в основном для него характерны знаменитые шаги вприсядку, когда ноги выбрасываются вперед. Но трепак состоит не только из них: танец сопровождается притопыванием, сложными дробными шагами, поворотами туловища и другими элементами.

По обычаю во время трепака танцоры импровизировали, составляя из элементов различные виды танцев. Сегодня трепак можно увидеть в исполнении танцевальных групп, специализирующихся на русских народных танцах.

Русская пляска

Элементы русской пляски похожи на фигуры из трепака: в ней тоже использовались присядка, шаг и притопывание. Как правило, русской пляской занимались мужчины, танец начинался со стойки с руками в боках, после чего танцор начинал приседать, выставляя ноги, делать шаги из нескольких элементов. Во время женской пляски нужно было покачивать бедрами.

Часто при русской пляске танцоры хлопали себя по частям тела, особенно по сапогам – так родился русский народный танец Камаринская. Ритм этого танца довольно быстрый и должен постоянно сохраняться.