Женский, мужской, смешанный хоры и их состав. Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора Художественный руководитель и главный регент

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Кафедра: Дирижирование академическим хором

Реферат

По дисциплине: «Хороведение и методика работы с хором»

На тему: «Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав»

Выполнила: студентка 3 курса, группы 46

Тарасенко Ольга Петровна

Проверила: профессор

Шабалина Ольга Ивановна

Москва 2015 г.

Введение

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

2. Особенности структуры хорового коллектива

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Оно, очевидно, существовало еще в первобытных общинах, как это позволяют предположить сохранившиеся памятники той эпохи. Постепенно хоровое пение не только сопутствовало трудовым процессам, но и становилось важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен с их отличительными признаками (трудовые, бытовые, военные, любовные и другие напевы), обогащались выразительные средства, возникали приемы чередования сольного и хорового пения, на празднествах и при отправлении обрядов к хору присоединялись инструменты. Появлялись ранние формы многоголосия.

В системе массового музыкального образования огромную
роль играют различные формы хорового искусства.

Хороведение освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, его место в духовно-нравственном, художественном воспитании народа, содержание вокально-хорового образования, принципы управления художественными коллективами, конкретные методические системы работы с хорами различных типов, видов, составов.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства Г.А. Струве, выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение.

С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны -- недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Современный репертуар хоровых коллективов охватывает наибольшее количество исторических эпох по сравнению с другими видами музыкального исполнительства.

Целью данной работы является обобщение знаний о хоровом коллективе, его структуре и составе.

Для достижения поставленной цели в работе был решен ряд задач :

1. Дать характеристику понятия «хоровой коллектив»;

2. Раскрыть особенности структуры хора;

3. Описать количественный и качественный состав хорового коллектива.

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

Хор -- это организованный коллектив певцов. Такое определение охватывает собой всевозможные певческие коллективы самых разнообразных квалификаций, исполнительской манеры, репертуарной направленности, способов формирования и комплектования. В понимании отечественного слушателя хор -- творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс.

Материалом для создания всякого хорового коллектива служит певческий голос человека. Певческие голоса можно разделить на три большие группы: мужские, женские, детские. Эти три рода голосов и будут представлять собой материал, из которого можно организовать хор того или иного состава. Хоровые коллективы, укомплектованные только из мужчин, только из женщин или же из детей, называются однородными хорами, потому что состав их действительно однороден (хор из одних женщин -- женский, хор из одних мужчин -- мужской, из одних детей -- детский). Соединение мужского хора с женским или детским образует смешанный состав хора.

Таким образом, хоровой коллектив объединяет в себе разные группы голосов. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию, называются хоровой партией. Хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном голоса и сходностью тембрового звучания.

Классический вариант смешанного хора представляет собой коллектив певцов с высокими и низкими женскими и мужскими голосами. Низкие мужские голоса называются басами, низкие женские - альтами, высокие мужские - тенорами, высокие женские голоса - сопрано.

В детском хоре аналогично женскому голоса делятся на высокие сопрано и низкие альты. В хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами. В свою очередь каждая партия нередко делится на два голоса - первый и второй. В партитуре смешанного хора часто встречается сочетание сопрано I и сопрано II, альтов I и альтов II, теноров I и теноров II, баритонов и басов.

Нотная запись мелодий всех партий хора называется хоровой партитурой. Существуют два основных принципа оформления хоровой партитуры. Первый, наиболее употребительный, заключается в том, что мелодия каждого голоса выписывается на отдельной нотной строке. Таким способом излагаются партии хоровых произведений преимущественно полифонического склада, что позволяет певцам отчетливо проследить за развитием каждой отдельной темы, каждой мелодической линии.

В хоровом исполнительстве различают две манеры пения - академическая и народная, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения.

В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллы, ансамбли песни и танца, оперными хорами, учебными хорами и т.д.

Название капелла - хор получил от места, где размещались певчие, хоровой коллектив. В средние века капелла - католическая часовня и придел в церкви, где размещался хор. Первоначально капеллы были только вокальными, без участия инструментов. С тех пор многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения, в котором основное внимание обращалось на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания, стали называть пением а сарреllа. В настоящее время капеллой называют некоторые профессиональные, а также любительские хоровые коллективы (например, Петербургская академическая капелла им. М. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла им. А. Юрлова...). Капеллами также называют хоры мальчиков (Нижегородская капелла мальчиков).

Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Исполнение произведения на концерте - конечная цель и результат всей предварительной работы любого музыканта, в которой подбор репертуара является начальной точкой отсчета длинного творческого пути.

Подбор репертуара для хорового коллектива - это не одномоментный акт, а сложный процесс: с одной стороны, в нем фокусируются музыкально-эстетический вкус и культура хорового дирижера, с другой стороны, подбор произведений и репертуар хора имеет педагогический характер, так как он обусловлен индивидуальными особенностями исполнителей и репетиционными условиями.

Вместе с тем, существуют традиционные критерии, в соответствии с которыми составляется концертный репертуар хоровых коллективов:

1) разнообразие по историческим эпохам, стилям, жанрам, характерам и т.д.;

2) соответствие с определенным исполнительским направлением, так, например, репертуар академического хора составляют духовные и светские хоровые произведения, западноевропейских и русских композиторов-классиков, обработки и переложения народных песен, современные сочинения;

3) наличие достаточного количества произведений а сарреllа (без сопровождения), освоение которых позволяет наиболее интенсивно формировать хоровое мастерство.

Достижения отечественного хорового искусства исторически основывались на органичной связи композиторского творчества и хорового исполнительства. Огромное хоровое наследие, накопленное в результате многовековой певческой практики в России, является сокровищницей хоровой культуры, способствующей дальнейшему ее развитию.

2. Особенности структуры хорового коллектива

Понятие состава хора неоднозначно, оно предполагает различные аспекты. При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитываются: его структура, общее число участников (количественный состав), определенные качественные признаки (качественный состав).

Как уже отмечалось, творческий хоровой коллектив может отличаться по своей структуре. Это может быть фольклорный ансамбль, студия эстрадной песни, хор мальчиков и так далее. Но наиболее практичным и реально достижимым является создание хора академического плана: репертуар его охватывает большой круг вокальных жанров - от произведений композиторов-классиков, песен различных народов до произведений современных авторов. хоровой партитура певческий ансамбль

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом. Первое указывает на то, какие хоровые партии входят в состав хора. По этому признаку все хоры делятся на однородные (детские, женские или мужские) и смешанные -- состоящие из женских или детских (или тех и других вместе) и мужских голосов (хоровых партий).

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партии («голосов»), входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д.

Каждому типу соответствуют определенные виды хора. Однородные хоры имеют в своем составе две основные партии: верхние голоса (дисканты в детском хоре, сопрано -- в женском, тенора -- в мужском) и нижние голоса (альты в детском и женском хоре, басы -- в мужском). Следовательно, элементарный вид однородного хора -- это двухголосие: Д+А (в детском хоре), С+А (в женском), Т + Б (в мужском).

Смешанный хор состоит из четырех основных партий: сопрано (или дисканты), альты, тенора, басы. Его наиболее характерный вид -- четырехголосие: С (Д)+А +Т+Б.

Увеличение голосов происходит в результате разделения партий. Разделения могут быть постоянные и временные. При постоянном разделении каждая часть по существу становится самостоятельной хоровой партией: СІ + СІІ + А (трехголосный женский хор), ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (четырехголосный мужской хор), СІ + СІІ + АІ + АІІ + ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (восьмиголосный смешанный хор).

При временных разделениях «дивизи» партии делятся эпизодически. Непостоянный характер разделений создает изменчивость хорового состава. Нередки случаи, когда полный состав хора фактически ни разу не звучит в произведении одновременно, и установление вида хора (количества голосов) становится в значительной степени условным. Хоровой состав без разделений партий или с разделениями, имеющими постоянный характер, может быть назван стабильным, а состав при разделениях типа дивизи нестабильным.

Различаются 2 основных типа хоровых коллективов: однородные и смешанные. Данная типология обусловлена 3-типной классификацией певческих голосов: детские, женские, мужские.

Разновидностью неполного смешанного типа являются юношеские хоры, формирующиеся из женских (сопрано и альты) голосов и одной унисонной мужской партии. Название юношеские они получили потому, что чаще всего их комплектуют из юношей и девушек 15-17 лет. Ввиду ограниченных певческих возможностей, связанных с активным процессом мутации, юноши объединяются в единую хоровую партию и исполняют мелодию в унисон.

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Хоровые коллективы традиционно делятся на хоры малых (камерных), средних и больших составов. Исходя из количественного состава, определяется и численность каждой хоровой партии. Для оптимального звучания, достижения чистого строя и слаженного ансамбля, по определению П. Чеснокова, число певцов внутри хоровой партии должно равняться трем. Наличие в партии трех человек позволяет использовать приемы цепного (непрерывного) дыхания.

Как однородный, так и смешанный хор может быть полного и неполного состава. Хор полного состава включает все хоровые партии, характерные для данного типа хора. Хор неполного состава состоит из части характерных для данного хора партий. Неполный однородный хор (т. е. когда все исполнение поручается лишь одной хоровой партии) используется сравнительно редко, неполный смешанный хор -- значительно чаще, для него наиболее характерно сочетание близко расположенных по диапазону партий: С+А+Т, А+Т+Б.

Существуют также многохорные составы, когда в исполнении одновременно участвует несколько хоров (два, три, четыре и более). Такие составы особенно часто встречаются в оперной музыке. В концертной практике они используются реже и, как правило, включают не больше двух-трех хоров. Если участвующие в исполнении коллективы имеют одинаковую структуру и число участников, то такие многохорные составы называются, соответственно, двойными, тройными и т. д.

Количественный состав хора определяется общим числом участников коллектива, необходимым для исполнения данного произведения. Существуют следующие основные разновидности применительно к полному смешанному хору: малый состав или камерный (16-24 чел.); средний состав (24-60 чел.); большой состав (60-80 и более чел.).

От характера и строя музыки, ее сложности зависит качественный состав хора, необходимый для исполнения данного произведения.

Характер произведения предъявляет требования к тембровому составу хора. Камерные образы предполагают преимущественное использование лирических тембров. Такой состав характерен для значительной части хоровой музыки а capella. В противоположность ему можно говорить о «драматическом составе хора», обладающем совершенно иным звуком -- плотным и крепким. Имея в виду сложность произведения, определяющую необходимый уровень вокально-хоровой техники коллектива (его профессиональную подготовку), можно условно выделить начинающий, опытный, самодеятельный и профессиональный состав хора.

Необходимость в хоровой партии присутствия от трех и более певцов подтверждается также акустическими законами. Во время исполнения унисонных мелодий пение как минимум трех участников препятствует расщеплению звука, интервал отклонения от абсолютного унисона в пении первого и второго хориста заполняются звучанием третьего голоса. Таким образом создается эффект звучания слитного унисона. Этот закон распространяется и на тембральную слитность голосов.

Как указывал П. Чесноков, наименьшее количество певцов смешанного хора, исходя из наименьшего состава одной хоровой партии, составляет 12 человек (3 сопрано + 3 альта + 3 тенора + 3 баса). Подобные нормы распространяются и на однородные хоры. Хоры с подобным минимальным составом могут исполнять только те произведения, где нет разделения голосов в партиях. Данные коллективы чаще всего используются в практике культового пения, сопровождая проведение церковных служб. В настоящее время хоровой коллектив, состоящий от 12 до 20 человек, принято называть вокальным ансамблем.

К среднему составу относятся такие коллективы, где каждая хоровая партия может разделиться (численно удвоиться) на две (БІ, БІІ). Количественный состав хора, таким образом, увеличивается до 24 человек. У П.Г. Чеснокова средний состав смешанного хора насчитывал 27 человек, дополнительно включая еще 3 баса - октависта.

В настоящее время коллективы с числом певцов от 25 до 30 человек получили название камерных хоров. Диапазон исполнительских возможностей данного коллектива достаточно обширен, но наиболее интересно в его исполнении звучат тонкие и изящные хоровые акапельные миниатюры, в исполнении которых хоры достигают высокого мастерства и совершенства.

В современной практике хорами средних составов принято считать коллективы от 30 до 60 человек. Средний по численности коллектив получил наибольшее распространение в художественной самодеятельности. Средний состав хора широко представлен в виде учебных, женских, мужских, юношеских, смешанных хоров профессионального и самодеятельного направления. Данные хоровые коллективы существуют в общеобразовательных и музыкальных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Исполнительские возможности средних по составу хоров довольно значительны. Благодаря подвижности, мобильности и гибкости звучания они могут исполнять хоровые произведения разной степени сложности. В репертуар данных коллективов могут быть включены образцы зарубежной, отечественной хоровой литературы, обработки народных песен, хоровые произведения различных жанров и стилистического направления.

В современных условиях к большим хоровым коллективам относятся коллективы численностью от 80 до 100 (120) человек. Большинство профессиональных хоровых коллективов таковыми и являются. Большой состав профессиональных хоров обусловлен возможностью исполнения произведений крупных форм, включающих оркестровое сопровождение, а также сложных многоголосных многохорных акапельных хоровых сочинений полифонического склада изложения.

Дальнейшее увеличение постоянного состава хора нецелесообразно, так как не способствует улучшению его исполнительских качеств: утрачивается гибкость, подвижность, ритмическая четкость. Хоровой ансамбль становится расплывчатым, тембрально малоинтересным.

Однако в хоровой практике встречаются случаи существования так называемых сводных хоров, численность которых иногда достигает нескольких десятков тысяч человек. Такие коллективы организуются, как правило, по особым торжественным праздничным событиям. Для сводных хоров обычно подбираются не очень сложные, «броские» и яркие по художественному образу произведения, торжественного, гимнического характера, предварительно выученные каждым хором самостоятельно.

Успешная работа коллектива во многом обеспечивается правильной расстановкой певцов во время репетиции и концертных выступлений.

Решение этого вопроса подтверждается выработанной длительной певческой практикой. Хор на сцене и во время репетиции должен располагаться по хоровым партиям. При этом родственные партии в смешанном хоре, как правило, объединяются: высокие женские голоса (сопрано) с высокими мужскими (тенорами), нижние женские (альты) с низкими мужскими (басами). Хоровые коллективы на сцене располагаются чаще всего в виде полукруга, обеспечивая при этом лучший способ концентрации звучания.

Таким образом, точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде.

Заключение

Хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор - вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор - это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации.

В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств - музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Список использованной литературы

1. Богданова, Т.С. Основы хороведения / Т.С. Богданова. - М: БГПУ, 2009. - 132 с.

2. Козинская, Ю.Ю., Фадеева М. А. Хороведение и хоровая аранжировка / Ю.Ю. Козинская. М.А. Фадеева. - Саратов, 2011. - 88 с.

3. Левандо, П.П. Хоровая фактура / П.П. Левандо. - Л: Музыка, 1984. -- 123 с.

4. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров. - Москва: Музыка, 1964. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития хоровой музыки. Общая характеристика хорового коллектива: типология и количественный состав. Основы вокально-хоровой техники, средства музыкальной выразительности. Функции хормейстера. Требования к отбору репертуара в начальных классах.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Взаимосвязь дикции хора и орфоэпии при донесении до слушателей поэтического текста. Специфические особенности хоровой дикции. Правила и приёмы артикуляции при вокально-хоровой дикции. Условия для создания дикционного ансамбля. Соотношение слова и музыки.

    доклад , добавлен 27.09.2011

    Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни "Вей, ветерок". Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

    лекция , добавлен 03.01.2011

    Развитие светской хоровой культуры. Бесплатная музыкальная школа. Хор Московского университета. Расцвет творчества Кастальского и композиторов Нового направления. Повышение качества образования хоровых дирижеров. Массовое обучение детей хоровому пению.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Первые русские оркестровые дирижеры. Классификация дирижеров по характеру воздействия на коллектив исполнителей. Управление оркестром с помощью баттуты. Основные отличия хора от вокального ансамбля. Строение голосового аппарата. Виды хоровых коллективов.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Общие сведения о произведении, его композиция и главные элементы. Жанр и форма хорового произведения. Характеристика фактуры, динамика и фразировка. Гармонический анализ и ладотональные особенности, вокально-хоровой анализ, главные диапазоны партий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2015

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом... У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

Конечно, такую нагрузку можно выдержать только будучи искренне привязанными к монастырю и хору, а именно такими и являются все певчие этого коллектива. Несмотря на то, что некоторые из них работают здесь с момента основания — большая часть по 10-15 лет, а самым молодым участникам еще нет 30 — хор для них большая семья, где они делятся друг с другом самым сокровенным, сопереживают и стараются помогать друг другу во всем. Такую атмосферу в коллективе на протяжении долгих лет создавал и поддерживает по сей день художественный руководитель и главный регент хора — Георгий Сафонов. Он, не только как внимательный учитель, хороший товарищ, но и как добрый отец опекает каждого из своих артистов, знает все об их семьях, быте, каждому из них помог или помогает устраиваться в жизни.

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Художественный руководитель и главный регент

Георгий Сафонов родился 3 июля 1964 года в Белоруссии, в городе Минске. В 1971 году в возрасте семи лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования. Пел в хоре мальчиков под руководством заслуженного артиста России И. А. Журавленко.

Школу закончил в 1982 году. В этом же году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в класс заслуженной артистки России, доцента М. А. Бондарь (ученицы известного в России дирижера, последнего регента Синодального хора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина).

Учебу в Академии совмещал с работой в двух коллективах — детском камерном хоре Детского Дома культуры «Москворечье» (художественный руководитель) и камерном хоре «Виват» Музыкального общества Московской области (хормейстер). В 1988 году на Первом Всероссийском конкурсе дирижеров в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) стал лауреатом (II премия). По окончании пяти курсов поступил в ассистентуру-стажировку Академии, которую закончил в 1991 году.

В период ассистентуры являлся преподавателем кафедры хорового дирижирования Академии (класс дирижирования и хоровая аранжировка). В 1990 стал главным дирижером хора Московского Баховского центра, а в 1991 году художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение».

С 1989 года был приглашен певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь, где начал обучаться регентскому делу. С 1991 года начал певческую карьеру в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре РПЦ г. Москвы.

Солисты хора

Корогод Александр Иванович. Первый тенор.

В монастыре поет с ноября 2012 года.

Родился в г. Михайловке Волгоградской области. Окончил Волгоградске училище искусств имени П.А. Серебрякова, Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Сотрудничал с хором Сретенского монастыря. Является основателем, арт-директором и продюсером эстрадной арт-группы «Хор Брависсимо».

Денисов Денис Николаевич. Второй тенор.

В монастыре поет с 2002 года.

Получил музыкальное образование в Православном Свято-Тихоновском Богоявленском Институте на факультете церковного пения, окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. С 2003 по 2013 год художественный руководитель и главный дирижер хора Церкви Святого Тихона Патриарха Всероссийского в Клину.

Савенков Дмитрий Викторович. Тенор-альтино.

В монастыре поет с 2011 года.

Родился на Украине в г. Харькове. Окончил РАМ им. Гнесиных, в 2010 году поступил в МГК имени П.И. Чайковского на кафедру оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером Государственной Русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова п/р Г. А. Дмитряка, сотрудничал с Московским камерным хором В. Н. Минина, Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова, Государственной академической симфонической капеллой В. Полянского. Служил как певчий во многих монастырях Москвы и Подмосковья.

Обухов Валерий Петрович. Бас.

В монастыре поет с 2011 года.

Заслуженный артист России, окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, ГИТИС имени А. В. Луначарского. Солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе хора Данилова монастыря выступает с 1995 года, провел более ста гастрольных выступлений в России и за рубежом.

Певчие хора

Алексей Замлелый. Тенор.

Окончил Ставропольское краевое училище искусств, Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова и аспирантуру по классу хорового дирижирования. Был певчим и хормейстером Донской хоровой капеллы «Анастасия», сотрудничал с Ростовским мужским хором «Светилен». Служил регентом в храме св. Димитрия Ростовского, руководил профессиональным смешанным хором имени св. Димитрия Ростовского.

Александр Пронин. Тенор.

Получил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных. Работал в Московском камерном хоре под руководством В. Н. Минина, параллельно был солистом Московской филармонии. В хоре Данилова монастыря поет с начала 2000-х годов.

Игорь Краснощеков. Тенор.

Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по классу альта. Как альтист сотрудничал с Оркестром Радио и Телевидения, большим симфоническим оркестром п/у В. И. Федосеева и Симфоническиим оркестром кинематографии. Работал певчим в капелле имени А. А. Юрлова, а также в синтез-капелле п/у Г. Шайдуловой.

Александр Кандзюба. Бас.

Родился в Донецке. Выпускник Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Работал в Кемеровском государственном институте культуры преподавателем кафедры хорового дирижирования, параллельно являлся регентом собора Николая Чудотворца в Кемерово. Организовал I фестиваль церковных хоров Урала и Сибири «Встреча».

Андрей Украинцев. Бас.

Родился в Челябинске, где окончил музыкальное училище и институт искусств, работал регентом в кафедральном соборе Челябинска.

Увлекается рыбалкой, собирает грибы, занимается консервированием и виноделием, а также вяжет на спицах.

Евгений Ильинский. Бас.

Получил образование в РАМ им. Гнесиных, работал в камерном хоре министерства культуры СССР п/у. В. Полянского, в ансамбле «Пересвет». Лауреат международного конкурса в Лос-Анжелесе в составе «Хоровой Академии» п/у. А. Седого. В хоре Данилова монастыря с 1997 года.

Александр Безденежных. Баритон.

Служит в хоре Данилова монастыря более 20 лет, помощник художественного руководителя как на клиросе, так и за его пределами. Окончил отделение церковного пения Московской городской учительской семинарии, работал с хором «Православные певчие» п/у Г. Смирнова.

Кирилл Кисляков. Баритон.

Родился в Болгарии, город Варна. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Сотрудничал с благотворительным фондом «Мир искусства» п/у В. М. Тетерина в разных областях России, занимался музыкой с детьми-сиротами и инвалидами. Занимается организацией концертов.

Александр Конев. Баритон.

Родился в Республике Коми. Выпускник РАМ им. Гнесиных. Регент, занимается организацией концертной деятельности хора Данилова монастыря.

Сергей Герасимов. Бас.

Родился на Урале, с детства любил народную музыку, играл на гармонике и баяне. Учился вокальному пению у профессора Содовской Хелены Багиславовны. Певчий хора Данилова монастыря с 1998 года. Успешно сочетает медицинскую практику психиатра-нарколога с пением в церковном хоре.

Иван Пименов. Тенор.

Родился в Москве. В 2005 году закончил Московскую Православную Духовную Семинарию. Работал в Архитектурном бюро. Владеет греческим языком, благодаря чему сотрудничает с Александрийским подворьем, Греческим культурным центром, МГУ, МИД. В монастырском хоре поет с 2006 года.

Увлекается спортом, любит кататься на велосипеде и горных лыжах.

Алексей Юрченко. Баритон.

Родился на Камчатке. В 2000 году окончил Камчатское областное музыкальное училище и поступил в Астраханскую Государственную Консерваторию по классу хорового дирижирования. С 2004 года служил регентом мужского хора «Скимен» при Иоанно-Предтеченском монастыре. В 2007 году создал хор мальчиков «Воскресение». С 2009 по 2011 — художественный руководитель мужского хора при Астраханской филармонии. В монастыре поет с 2013 года.

Родился и живет в Москве. Музыкальное образование получил сначала в Московской капелле мальчиков, затем в Московском училище при Московской консерватории как хоровой дирижер. После училища поступил в ГИТИС на факультет «актер музыкального театра». Работал солистом в Московском государственном академическом детском музыкальный театре им. Н. И. Сац. Служил певчим в хорах под управлением В. К. Полянского, А. Седова, В. Н. Минина. Был солистом ансамблей ГСВГ (группа советских войск в Германии) и «Дон Казакен» (Германия). Поет в хоре Данилова монастыря с 2010 года.

Николай предпочитает классическую музыку, джаз и советские фильмы.

Петр Фомин. Тенор.

Родился в Москве. В 1988 году закончил Московский Энергетический Институт. С 1983 по 1989 год пел в Хоре Молодежи и студентов под управлением Б. Г. Тевлина, с 1991 по 1993 год — в хоре Новоспасского монастыря. Служил в хоре «Древнерусский распев», а так же в подворье Псково-Печерского монастыря в Москве (Сретенский монастырь). С 1989 г. по 1991 г., а затем с 1999 года — работа в хоре Данилова монастыря.

Александр Кадин. Бас.

Родился в городе Ош, Киргизской АССР. В 1982 году переехал в Абхазию, закончил школу в городе Тудаута и музыкальное училище города Сухуми. С 1998 года работал на клиросе Ново-Афонского монастыря и в Абхазской хоровой капелле. С 2007 года живет в Москве. В Даниловом монастыре поет с 2010 года.

Александр женат, воспитывает 6-х детей.

Александр Гаркуша. Баритон.

Святое крещение принял в Южно-Казахском городе Туркестан, где проживало много ссыльных греков, за счет которых сформировалась сильная церковная община. Навыки пения в церкви приобрел у своей бабушки, которая служила Богу на клиросе. По окончании школы поступил в музыкальное училище на отделение фортепиано. С 1973 по 1975 год служил в войсках специального назначения. В 1983 году окончил дирижерско-хоровой факультет Алма-Атинской государственной консерватории, после чего был принят в группу ударных инструментов Государственного симфонического оркестра. С 1986 года работает артистом-инструменталистом в Казахском гастрольно-концертном объединении «Казахконцерт». В дальнейшем — работа аккомпаниатора и преподавателя фортепьяно в детских музыкальных школах Подмосковья. С 1990 года служба певчим в Новодевичьем монастыре, после чего в 1993 году принят на должность певчего братского хора, а затем праздничного клироса Данилова монастыря, где служит и по настоящее время.

Александр с огромным интересом относится к российскому спорту, любит футбол и соревнования по боями без правил.

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

В музыкальной практике существуют и другие понятия, близкие по значению термину «аранжировка»: транскрипция, обработка, гармонизация, оркестровка или оркестровая редакция.

Хоровая аранжировка имеет отличительные особенности. Перед тем как приняться за аранжировку какого-либо произведения, аранжировщик должен быть уверен, что произведение будет хорошо звучать в предполагаемом исполнительском составе, что останется главное и существенное, касающееся художественных достоинств произведения. Тем более это требование относится к перенесению вокального или инструментального произведения в хоровой жанр. Например, в романсах поэтический текст часто бывает дан от первого лица, и, следовательно, неприемлем для коллективного исполнения. Нельзя забывать, что романсный жанр требует тонких агогических (темповых) и динамических оттенков, что в хоровом исполнении достигается с большим трудом.

Аранжировка - это прежде всего творческий процесс, требующий от аранжировщика главным образом таланта и чутья в понимании той меры, которую не следует переступать, чтобы не исказить авторский замысел. Основная задача в этом плане - сохранение основных характеристик произведения, таких, как музыкально-тематический материал, ладовая структура, гармонический язык, ритм, темп, литературный текст. Известно, что транспонирование произведения в другую тональность меняет его окраску в целом. В более высокой произведение звучит светлее и легче, а в более низкой глуше и не столь выразительно.

Основным требованием, предъявляемым к хоровой аранжировке является следование нормам удобных тесситур. Певческие голоса должны находиться в зонах рабочею диапазона и рабочих нот. Рабочий диапазон отличается от полного диапазона тем, что в нем отсутствуют верхние и нижние звуки.

Рассмотрим общие и типичные способы аранжировки. Иногда аранжировка может ограничиться минимальными изменениями оригинала. Например, отдельные мелодические обороты передаются другим хоровым группам для того чтобы мелодическая линия была исполнена более ярко, выразительно и без чрезмерной нагрузки.

Следует сказать об особенностях аранжировки некоторых интервальных созвучий. Специфика хорового звучания такова, что все ингервалы, в удобных регистрах обычно звучат хорошо и благородно. Это относится и к таким интервалам, как кварта, квинта, октава, которые кажутся пусто звучащими на фортепиано. В хоровых же тембрах эти консонансы имеют совершенно иную окраску, поэтому их можно свободно применять в двухголосных партитурах.

Переложение двухголосных однородных хоров

Если однородный хор представлен своим обычным составом, то есть женский хор – сопрано и альтами, мужской хор – тенорами и басами, то в переложении, как правило, сохраняется тональность однородного хора.

Если же однородный хор состоит из двух высоких голосов (сопрано I и II или тенор I и II), то при переложении на смешанный хор необходимо транспонирование вниз на удобный интервал, не превышающий обычно большую терцию. Если однородный хор состоит из двух низких голосов, то потребуется транспонирование вверх.

В двухголосных однородных хорах при наличии в них элементов трехголосия удваиваются все три голоса. Если divisi на две партии осуществляется в верхнем голосе, то сопрано I удваивается тенорами I, сопрано II – тенорами II, альты-басами. При divisi в нижнем голосе сопрано удваивается тенорами, альты I – басами II. Перехода в другую тональность здесь не потребуется.


  1. Партитура смешанного хора образуется за счет удвоения всех трех голосов.
  2. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения двух из трёх голосов однородного хора.
  3. Партитура смешанного хора образуется за счёт удвоения одного из голосов однородного хора.

II способ:

В переложениях вторым способом обычно сохраняется тональность однородного хора. Однако, если в однородном хоре имеется divisi в верхнем голосе (сопрано или тенор), то потребуется транспонирование вниз, иначе альты в смешанном хоре будут располагаться очень высоко.

III способ:

при переложении с женского хора

при переложении с мужского хора


Основной способ таких переложений предполагает смену расположения голосов в однородном хоре при сохранении тональности произведения. В хоровой практике он получил наибольшее распространение, так как при применении не требует никаких ограничений диапазонов в голосах однородного хора.

Этот способ наиболее удобен в тех случаях, когда голоса однородного хора имеют тесное расположение. Переложение для смешанного хорового состава в этом случае дает равномерное распределение голосов в аккорде и, тем самым, его полноценное, слитное звучание.

При широком или смешанном расположении голосов однородного хора в переложении могут образовываться нежелательные разрывы между хоровыми партиями, ухудшающие качество звучания партитуры. Чтобы не допустить подобных разрывов, необходимо (если это возможно по условиям голосоведения и тесситуры) сохранить интервальные соотношения, бывшие в аккордах однородного хора, или переставить средние голоса в аккорде так, чтобы разрыва не получилось, или ввести в месте разрыва пятый голос.

К разрывам между голосами при переложении данным способом может привести и перекрещивание голосов в аккордах однородного хора. В таких случаях во избежание разрывов не нужно менять местами средние голоса. Надо сохранить то же расположение, которое было в однородном хоре.

Необходимо помнить, что этот способ переложения более целесообразен в отношении произведений спокойного, неторопливого характера. Расширение хорового диапазона на октаву и изменение расположения голосов в этом случае не скажется отрицательно на характере звучания.

Иной результат, прямо противоположный, может получиться, если произведение исполняется в быстром темпе и в нем преобладают мелкие длительности. В исполнении могут появиться чуждые подвижному темпу громоздкость и тяжеловесность. Поэтому для подобных переложений не надо брать произведения, в которых изменение фактуры отрицательно скажется на художественных достоинствах переложения.

Есть еще один способ, но в практике он встречается редко, так как требует ограничения диапазонов двух нижних партий однородного хора.

Переложение трехголосных однородных хоров гомофонно-гармонического склада для четырехголосных смешанных

В отличие от предыдущего вида переложения, где смешанный хор образовывался за счет октавного удвоения голосов однородного хора, данный вид переработки предполагает создание такой четырехголосной партитуры, в которой каждый из голосов будет иметь свою самостоятельную мелодическую линию. Этот метод может быть применен тогда, когда трехголосный хор или отдельные его построения изложены в гомофонно-гармоническом складе. Не следует брать для подобных переложений хоры с подголосочным развитием, так как четырехголосная гармоническая фактура может исказить характерный колорит, присущий подголосочному складу.

Если осуществляется переложение женского хора, то октавой ниже станет звучать нижний голос, передаваемый басам; если сделать переложение мужского хора, то на октаву выше поднимается верхний, передаваемый партии сопрано.

Средние голоса смешанного хора (альты и тенора) образуются при соблюдении норм голосоведения на основе заполнения гармонии четырехголосного аккорда недостающими звуками. Средний голос однородного хора при этом не обязательно должен в неизменном виде перейти к одному из средних голосов смешанного хора.

Нельзя менять ни мелодическое положение аккорда, ни его вид, ни гармоническую функцию. Измениться может лишь полнота гармонического звучания и расположение голосов в аккорде. Нередко в трехголосных произведениях тоника бывает представлена секстаккордом. В четырехголосной смешанной партитуре этот секстаккорд заменяется основным видом аккорда.

Переложения однородных хоров с переменным количеством голосов для смешанных хоров

Такие переложения делаются на основе сочетания различных способов, рассмотренных ранее. Одноголосные построения, двухголосие, а также двухголосие с элементами трехголосия потребуют октавного удвоения голосов однородного хора. В трехголосных эпизодах могут возникнуть две возможности переложения: октавное удвоение хоровых партий или замена трехголосных аккордов четырехголосным изложением, при котором каждый из голосов смешанного хора будет иметь самостоятельную мелодическую линию.

Выбор того или иного способа будет зависеть от особенностей данного построения.

Переложения четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные

Характерная особенность аранжировки четырехголосных смешанных хоров для четырехголосных однородных состоит в том, что от более богатого в регистровом и темброво-выразительном отношении состава произведение передается хоровому составу с более скромными средствами и возможностями. Поэтому не всякое произведение, написанное для смешанного хора, удается аранжировать для однородных составов без ущерба для его художественного содержания.

  1. Хор изложен в тесном расположении.
  2. Хор изложен в широком расположении.
  3. Хор изложен в переменном расположении.
  4. Хор вне зависимости от расположения написан в сложной развитой форме.

В хоровой литературе встречаются произведения для смешанного хора с выдержанным от начала до конца тесным расположением. Чаще это небольшие построения в форме периода. Для того, чтобы аранжировать такой смешанный хор для женского хора, нужно повысить тональность на секунду-терцию и произвести передачу голосов по следующей схеме:

При такой смене передач иногда изменяется обращение аккорда. При аранжировке произведений, написанных для смешанного хора названного типа для мужского хора, тональность произведения обычно требуется понизить на квинту-сексту (для профессионального мужского хора), а для самодеятельного хора до октавы включительно.


Такие композиции редко встречаются в хоровой литературе. Так же, как и произведения с постоянным тесным расположением, хоры с постоянным широким расположением голосов представлены обычно в виде хоровых миниатюр. Их аранжировка для однородного состава производится путем превращения широкого расположения в тесное без изменения тональности.

Исключением является аранжировка для профессионального мужского хора, для которого тональность произведения может быть несколько повышена. Тональность же самодеятельного зависит от верхнего звука партии сопрано. Он не должен быть выше «фа» первой октавы.


Произведения для смешанного хора с переменным расположением голосов встречаются в хоровой литературе наиболее часто. При аранжировке подобного рода партитур на однородные составы возникает вопрос о выборе тональности для мужского и женского хора.

Дело в том, что в произведениях, включающих в себя и широкое, и тесное расположение и являющихся, таким образом, уже не хоровыми миниатюрами, а произведениями более крупной формы, может быть использован весь диапазон хора, в том числе крайние регистры хора или его отдельных партий, менять которые ни в сторону повышения, ни понижения чаще всего оказывается уже невозможным.

Из этого следует, что тональность оригинала предпочтительнее сохранять. Однако сохраненная тональность постоянно приводит к несоответствию регистров одного состава хора другому. Поэтому при аранжировке смешанного хора с переменным расположением голосов для однородных составов в последних часто приходится сокращать количество голосов в аккордах, сводя их к трехголосию, двухголосию, а иногда и к одноголосию, следя лишь за тем, чтобы заполняющие аккордовые звуки не располагались выше верхнего голоса и не образовывали бы произвольных квартсекстаккордов.

Необходимо особенно тщательно следить за плавностью голосоведения, соблюдение которого связано с дополнительными трудностями, вытекающими из постоянной смены тесного и широкого расположения в оригинале, каждое из которых требует перестройки расположения голосов внутри однородных хоров. Постоянно приходится то отклоняться от авторского ведения голосов, то снова к нему возвращаться.

Если произведение для смешанного хора носит характер развернутого, масштабного полотна, аранжировать такого рода произведение как для женского, так и для мужского состава в силу несоответствия возможностей указанных исполнительских составов, как правило, не удается.

Переложения четырехголосных смешанных хоров для трехголосных однородных

Такие переложения осуществляются следующим образом. Мелодическая линия верхнего голоса смешанного хора полностью сохраняется и передается верхнему голосу однородного хора. Измениться может лишь октава его звучания, если это переложение для мужского хора. Два других голоса в однородном хоре образуются на основе гармонического звучания трех остальных голосов смешанного хора с учетом их нового расположения в аккорде.

Нельзя ставить себе задачу точного перенесения какого либо из трех нижних голосов смешанного хора в партитуру однородного хора. Стремление сохранить в неприкосновенности эти голоса может привести к неполноценному звучанию аккордов в однородном хоре. В трехголосной партитуре необязательно и сохранение вида аккорда по сравнению с его четырехголосным изложением. Более важным в этом случае является правильное расположение голосов в аккорде. Кадансовые обороты в трехголосном варианте допускают более свободный подход в плане аранжировки. Например, заключительная тоника и предшествующая ей доминанта могут быть представлены своими обращениями: тоническим секстаккордом и доминантовым секундаккордом (неполным). Заменяя четырехголосные аккорды на трехголосные, когда в какой-то мере теряется полнота гармонического звучания, поэтому желательно сохранить в этих аккордах вводный тон, септиму, нону, альтерированные тоны, от которых непосредственно зависит окраска гармонии, ее специфический колорит.


Одной из важнейших задач при переложении названного типа является правильный выбор интервала между мелодической линией и вновь образуемым нижним голосом. Этот интервал должен по возможности точно воспроизвести гармонический колорит соответствующего четырехголосного аккорда. Например, доминантсептаккорд (в положении терции) с разрешением в тоническое трезвучие, при замене двухголосием лучше всего будет звучать увеличенная кварта с разрешением в тоническую сексту:

Необходимо отметить, что заменяя доминантсептаккорд и его обращения двухголосным звучанием, желательно сохранить наиболее характерный звук этого аккорда – септиму.

Выбор необходимого интервала при переложении на двухголосный хоровой состав во многом зависит от того, в каком мелодическом положении находится четырехголосный аккорд смешанного хора. Например, при наличии доминантового секундаккорда в мелодическом положении вводного тона этот аккорд лучше всего заменить на увеличенную кварту:

Если же взять доминантовый секундаккорд в положении квинты или основного тона, то вместо увеличенной кварты будет звучать большая секста (1) или большая секунда (2):

При переложении четырехголосных смешанных хоров для двухголосных однородных, гармонический колорит трезвучий и их обращений лучше всего передают полнозвучные интервалы: терции, сексты, реже децимы. При замене двухголосным звучанием септаккордов доминантовой группы широко применяются большая секунда, малая септима, тритоны, реже секста и терция.

Пусто звучащие интервалы (кварта и квинта) в произведениях гармонического склада лучше использовать на слабых долях такта. На сильной доле в середине музыкальных построений кварта чаще применяется в виде задержания. В заключительных оборотах, кварта и квинта используются в их непосредственном звучании. Кварта обычно воспроизводит гармонию кадансового квартсекстаккорда, а квинта – кадансовой доминанты, разрешаемой в заключительную тонику.

Кварты и квинты в сочетании с другими интервалами разнообразно применяются в двухголосном исполнении русских народных песен. Здесь область их использования значительно расширяется. Характерная окраска этих интервалов придает звучанию тот особый, неповторимый колорит, который присущ подголосочному складу русской народной музыки.

Тип хора определяется в зависимости от того, какие партии его составляют. Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским хором. Аналогично – мужской хор называется однородным мужским, а хор, состоящий из мальчиков и девочек, называется детским хором. Существует традиция исполнения произведений, написанных для детского хора, женским составом и наоборот. Определить, какой же в данном случае тип хора предполагает автор, в случае если им не указаны конкретные виды голосов, можно исходя из образного содержания произведения.

Хор, состоящий из мужских и женских голосов, называется смешанным хором. Разновидностью его является хор, в котором партии женских голосов исполняют мальчики, нередко его называют хором мальчиков. Как правило, все православные духовные песнопения, написанные до начала XX века, предназначались для исполнения таким составом смешанного хора.

К типу смешанных хоров относятся также неполные смешанные хоры. Неполные смешанные хоры – это такие хоры, где отсутствует какая-либо одна из партий. Чаще всего это басы или тенора, реже – какие-либо из женских голосов.

Каждому типу хора соответствуют определенные виды хоров. Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партий, входящих в его состав, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т.д.

Однородные хоры имеют в своем составе, как правило, две основные партии (сопрано+альты или тенора+басы), следовательно, основной вид однородного хора – двухголосный. Смешанный хор состоит из четырех основных партий, и его наиболее характерный вид – четырехголосный.

Уменьшение и увеличение числа реально звучащих партий путем дублирования или, наоборот, разделения может дать новые виды хора. Например: однородный одноголосный хор, однородный четырехголосный хор, смешанный восьмиголосный хор, смешанный одноголосный хор и т.д.

Дублирования и разделения могут быть как постоянные, так и временные. Хоровая партитура с нестабильным изменением количества голосов будет иметь вид, называемый эпизодическим одно-, двух-, трех-, восьмиголосием, с обязательным указанием стабильного числа голосов (например, однородный двухголосный женский хор с эпизодическим трехголосием). При временных разделениях, обозначающихся иногда итальянским словом divisi, возникающие новые голоса имеют, как правило, подчиненное значение.

Кроме простых хоров существуют также многохорные составы, когда в исполнении произведений одновременно участвуют несколько хоров, имеющих самостоятельные хоровые партии. Такие многохорные партитуры особенно часто встречаются в оперной музыке. В православной музыкальной практике также существует традиция сочинения так называемых антифонных 6 произведений, при которой два хора поют, как бы отвечая друг другу. Такие составы называются соответственно: двойные, тройные и т.д.

2. Диапазон и тесситурные особенности произведения

После определения типа и вида хора необходимо выяснить диапазон и тесситурные особенности хоровых партий. Прежде всего определяется общий диапазон хоровой партитуры. Для этого необходимо «измерить» расстояние между крайними нижним и верхним звуками, встречающимися в данной партитуре. Для наглядности можно отметить их на нотном стане следующим образом:

Понятие диапазона тесно связано с понятием тесситуры, наиболее используемой части диапазона в данном произведении. Для оценки тесситуры необходимо тщательное изучение использования регистровых возможностей голосов во всех партиях, на протяжении всего сочинения. Тесситура в зависимости от диапазона и регистровых особенностей конкретной партии может быть средняя, высокая или низкая. Например, регистры партии сопрано будут выглядеть так.

Пример 20

Аналогично ей, с учетом особенностей вокальных диапазонов будут распределены регистры и в других хоровых партиях.

Тесситуру можно назвать удобной, если высотное положение хоровой партии соответствует свободному звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос длительное время звучит в неудобном регистре, напряженно, – тесситура считается неудобной. Трудно петь длительное время в верхнем регистре. В низком регистре технические и динамические возможности голоса существенно ограничены. В большинстве случаев значительные части хоровых партий помещаются в среднюю, наиболее удобную для пения, тесситуру.

Однако вышесказанное не означает, что использование крайних регистров нежелательно и неправильно. Очень часто именно таким способом композитор добивается необходимого ему тембрового выделения той или иной партии, создания определенного колорита.