Культура западной европы 16 века. Культура Западной Европы в XVI-XVII вв. Ватто «Затруднительное положение»

XVII век - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств: эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды - 1566- 1609, Англия - 1640-1688) и расцвета абсолютистских монархий (Франция, «век Людовика ХIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В промышленном отношении Европа XVII в. - это Европа мануфактуры и водяного колеса - двигателя мануфактурного производства. Это более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия, основанные на разделении и кооперации ручного труда. Мануфактуры преобладали в производстве стекла, сахара, бумаги, сукна, шелка в Нидерландах и Англии, развивались во Франции. Основными источниками энергии оставались вода и ветер, но с начала века постепенно осуществляется переход на использование в производстве каменного угля. Совершенствуются технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивается горнорудное производство, военная техника. Возрастает роль механизмов; главным еще остается часовой механизм, но и его коснулись усовершенствования - появились пружинные и маятниковые часы.

Наряду с мануфактурой в европейскую жизнь входят фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В рыночные отношения медленно втягивается деревня (9/10 европейского населения было занято в сельском хозяйстве). Земля становится объектом купли-продажи. Богатства колониальных стран вовлекаются в европейский торговый оборот. Система колониального грабежа приобретает такие масштабы, что приводит к торговым войнам XVII- XVIII вв. Изменяется социальная структура европейского общества. Потерявшие землю крестьяне превращаются в арендаторов; ремесленники - в работников мануфактур. Часть дворянства обуржуазивается. Так, в Англии в результате проведения огораживания появляются новые дворяне и фермеры - представители капиталистического уклада. Класс буржуазии растет и укрепляет свои позиции в экономике и политике. Новый капиталистический уклад жизни проявляется в складывании внутреннего рынка и развитии мировой торговли, институтах предпринимательства и наемного труда, вытеснении мануфактурой цехового строя, формировании новой буржуазной группировки классов.

Сложна и неоднородна политическая жизнь Европы XVII столетия. Тон политическим процессам задают маленькие, но очень богатые Нидерланды, где происходит первая буржуазная революция и в семи северных провинциях, крупнейшей из которых была Голландия, возникает буржуазная республика. Как и все ранние буржуазные революции, эта была ограничена в целях, формах и результатах: протекала под религиозными знаменами, освободила от феодальной реакции лишь часть страны, имела форму национально-освободительной войны против испанской короны. Но к власти впервые пришел новый класс - буржуазия. Это событие качественно изменило европейскую жизнь в области международной торговли и колониальной политики: могущество и международный престиж Испании, королевы XVI столетия, были подорваны. Испания, развращенная дешевым колониальным золотом, обессиленная борьбой за «чистоту веры», превращается во второстепенное европейское государство. В Германии трагический исход Крестьянской войны на 100 лет продлил существование феодальных порядков, сохранив личную зависимость крестьян, политическую раздробленность страны.


Но в главном политическая судьба Европы зависела от взаимоотношений двух ведущих держав - Англии и Франции. Трудно переоценить роль, которую сыграла в жизни европейского общества английская буржуазная революция (1640-1688). Переворот 1688г. привел к восстановлению монархии, но это уже была ограниченная монархия с сильным парламентом, который проводит законы, способствующие развитию капиталистического уклада. Провозглашенные английской революцией принципы политического устройства и экономического порядка оказали воздействие на все европейские страны. Англия превратилась в передовую промышленную и могучую колониальную державу.

Период английской революции совпал во Франции с расцветом абсолютной монархии. Это был век Людовика XIV (1643- 1715), Людовика Великого, Короля-Солнца, как льстиво называли его современники. Гремел Версальский двор - эталон роскоши и вкуса по всей Европе. Здесь давались балы неслыханного великолепия. Франция сменяет Испанию как законодательницу моды и этикета. Хотя абсолютизм как форма правления утверждается в большинстве европейских государств, классическим образцом абсолютистского государства на протяжении двух веков была Франция. «Один монарх, один закон, одна религия» - в соответствии с этим принципом осуществляли ничем не ограниченное правление французские короли. Вся экономическая, политическая и общественная жизнь в государстве находились под контролем монарха, и такое положение устраивало все сословия. Дворянство уже не могло обойтись без монарха-благодетеля; нужда гнала обедневших аристократов под королевские знамена. Двор, казна и войско гарантировали защиту привилегий, питали надежды на карьеру. Нарождавшаяся буржуазия Франции также не могла обойтись без государя, воплощавшего вековую борьбу за единство страны, за подавление сепаратизма. Королевская власть зачастую проводила по отношению к мануфактуре протекционистскую политику. Так продукт разложения феодализма - абсолютизм - в определенной мере способствовал развитию капиталистических отношений. Прочное абсолютистское государство, имеющее четкие национальные границы, сдерживающие междоусобные войны, гарантировало мирную жизнь и защиту короля всем слоям населения.

Абсолютизм сыграл положительную роль и в преодолении религиозных войн в Западной Европе в XVI- XVIII вв. (задержавшая развитие Германии Тридцатилетняя война, войны кальвинистов-гугенотов и католиков во Франции конца XVI-начала XVII вв., с резней Варфоломеевской ночи; постоянные столкновения пуритан со сторонниками «высокой» церкви в английской истории XVII в.). Абсолютизм стремился опереться на церковь, упрочить религиозные устои: церковь провозглашала, что монарх - помазанник Божий, и его господство на земле подобно небесному самодержавию.

Но все же роль религии в мировоззрении падает. Религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. Органичная включенность христианской церкви в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог - Папа Римский - Король» подрывала ее авторитет в эпоху низвержения старого порядка. Наконец, прогресс науки, опытного знания постепенно убеждал в истинности научной картины мироздания.

Развитие буржуазного способа производства порождало потребность в прикладных науках. Начиная с эпохи Возрождения, роль естественных наук в культуре нарастала. Ведущее место в естествознании заняла механика. Наука переставала быть кабинетным занятием ученых-одиночек. Возникли новые формы организации исследовательской работы - научные общества, академии наук. В 1635 г. была создана Французская Академия, а в 1660 г. - Лондонское Королевское общество. Научная революция базировалась на принципиально новой оценке возможностей человеческого разума и источников познания. Еще до того как Рене Декарт (1596- 1650) в «Рассуждении о методе» объявил человеческий разум главным орудием познания мира, Френсис Бэкон (1561-1626) провозгласил, что знание является силой, его источником - опыт, а не божественное откровение, и мерилом ценности - приносимая практическая польза. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт).

Микроскоп Антонио ван Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших физиологических процессов. А телескоп дал возможность Галилео Галилею (1564- 1642) и Иоганну Кеплеру (1571-1630) развить гелиоцентрическое учение Николая Коперника, открыть законы движения планет. Применив сконструированную им подзорную трубу с 30-кратным увеличением, Галилей обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутники Юпитера. Млечный путь предстал перед ним бесчисленным скоплением звезд, подтверждая мысль Джордано Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Все это принесло Галилею заслуженную славу «Колумба неба» и перевернуло библейскую картину мироздания.

Разработка земной механики (Галилей, Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на физику Аристотеля. В трудах Исаака Ньютона (1643-1727) математическое естествознание достигло своей вершины. Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света) сделали возможным конструирование более мощного отражательного телескопа. Ньютон (одновременно с Лейбницем и независимо от него) открывает дифференциальное и интегральное исчисление. Он же формулирует ряд важнейших законов в физике. Предшественник Ньютона Рене Декарт - один из творцов механики, алгебры и аналитической геометрии. Он сочетал в себе гений естествоиспытателя и философа. Увлекшись физиологией, он смог понять и оценить значение кровообращения. Глубоко изучив законы оптики, он открыл преломление света. Блез Паскаль (1623-1662), исходя из предположений Торричелли, твердо доказал наличие атмосферного давления. В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получила разработку теория вероятностей. Уильям Гарвей (1578-1657) открыл секрет кровообращения и роль сердца, приблизился к раскрытию тайны зарождения человеческой жизни.

В XVII в. было сделано огромное количество открытий и изобретений, и это позволяет говорить о научной революции «века гениев», как иногда называют XVII в. Но главным итогом научной революции было создание нового образа Вселенной. Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла свое подлинное место в картине мироздания. Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением, перестал быть физической эманацией духовного промысла Бога.

Но научное мировоззрение в XVII в. еще не разорвало узы, связывающие его с более древними - эзотерическими и религиозными - представлениями. Вершители научной революции были глубоко религиозными людьми. Вера была источником их творческого вдохновения. Открываемые естествоиспытателями законы природы представали как новообретение божественного знания, утраченного в момент грехопадения. Механические модели мира, создаваемые учеными, находили логическое дополнение в представлениях о безличном творце, положившем начало миру, придавшему ему законченную форму и гармонию, а затем устранившемуся из него. И Декарт, и Ньютон выстраивали свои системы мироздания исходя из божественного первоначала. Ньютон полагал, что материю нельзя объяснить из нее самой, что «изящнейшее соединение Солнца, Планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Величайшая гармония, согласованность и красота универсума, - полагал Готфрид Вильгельм Лейбниц, - есть следствие происшедшего при сотворении вещей чуда, «она есть беспрестанное чудо в такой же мере, как и множество естественных вещей». Бенедикт Спиноза говорит о Боге как первооснове бытия, первопричине всех вещей, а также первопричине самого себя.

Но несмотря на «допущения» божественного вмешательства, образ коперниковско-ньютоновской Вселенной был прост и доступен для понимания в сравнении с громоздкой птолемеевской системой.

Принципы познания природы пытались применить и к сфере общественной жизни. Именно так понял учение Ньютона Д. Локк и французские просветители: устаревшие структуры феодализма с их сословными, церковными иерархиями должны уступить место рациональности взаимовыгодного общественного устройства и признанию прав личности. Так появляются естественно-правовые теории нового времени, превратившиеся вскоре в орудие борьбы с феодально-сословными привилегиями. Родоначальниками теорий естественного права были Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), совершившие переход на позиции человеческого поведения и жизненного интереса и положившие начало утилитаризмуа и прагматизму. Отвлеченный разум рационалистов превращался в здравый смысл буржуа.

Исходной посылкой естественно-правовой теории Гоббса является понятие человеческой природы. Природа человека зла и эгоистична: «Человек человеку - волк». Естественное состояние - исходная стадия человеческой истории - характеризуется «войной всех против всех», в которой человек руководствуется «естественным правом» - правом силы. Естественному праву противостоят «естественные законы» - разумные и моральные начала человеческой природы. Среди них - закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей. Поскольку «война всех против всех» грозит человеку самоистреблением, возникает необходимость сменить «естественное состояние» на гражданское, что и делают люди посредством заключения общественного договора, добровольно уступая государству часть своих прав и свобод и условливаясь о соблюдении законов. Естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов, обретающей реальную жизнь в государстве. Гоббс рассматривает государство как дело рук человеческих, важнейшее из создаваемых им искусственных тел. Государство - необходимое условие культуры, вне его - война, страх, мерзость, варварство, бедность, невежество. В государстве же - мир, безопасность, богатство, владычество разума, благопристойность, знания. Практическим основанием для таких идей служили бесконечные войны между феодальными владениями и то опустошение, страх за свою жизнь и за жизнь своих близких, которые с собой эти войны несли. XVII в. пронизан ощущением трагического одиночества в мире человека - игрушки в руках судьбы. Из этих чувств и настроений и вырастали идеи необходимости сильного государства, способного защитить своего гражданина.

Локк полагал, что не в государстве заключена истина общественной жизни, а в самом индивиде. Люди объединяются в общество, чтобы гарантировать индивиду его естественные права. Главными естественными правами Локк считал не право силы, а право на жизнь, свободу и собственность. Государство посредством своих законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого человека. Лучше всего права личности обеспечиваются принципом разделения властей. Философ считал необходимым закрепление законодательной власти за парламентом, федеративной (отношения с другими государствами) - за королем и министрами, а исполнительной власти - за судом и армией.

Теория естественного права имела антитеологическую и антифеодальную направленность. Подчеркивая «естественность» происхождения права, она противостояла теории «божественного» права, превращавшей Бога в источник законов феодально-абсолютистского государства. Настаивая на неотъемлемости важнейших «естественных прав» личности, эта теория противостояла и практике их постоянного нарушения в феодальном обществе, являясь орудием его критики.

XVII в. богат утопиями, в которых критика устоев феодального абсолютизма сочетается с разработкой проектов совершенного общества. Так, поклонник философии Декарта Сирано де Бержерак в своих фантастических романах развивал идеи прогресса. Осыпая градом насмешек современное ему общество, он обогащал традиции гуманизма Рабле. Изложенные в форме романов-путешествий утопические программы итальянца Кампанеллы («Город Солнца») и французского автора Дени Вераса («История севарамбов») ориентировали общественное сознание на поиск гармоничного общественного устройства. Утописты обнаруживали его на далеких островах, других планетах, либо относили к далекому будущему, не видя возможностей изменить положение вещей в современном им мире.

От этих утопий отличается техно- и наукократической направленностью «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, впитавшая дух времени научной революции. Мудрецы, заседающие в «Доме Соломона» - ученые, первосвященники, политические деятели, - прекрасно знают, что «в знании - сила». Научные и технические достижения расцениваются как главное богатство нации, их секреты тщательно охраняются. «Бенсалемцы» могут опреснять воды и кондиционировать воздух, регулировать погоду и моделировать человеческое поведение, они производят синтетическую пищу и знают секрет вечной жизни. Подобные идеи в Европе XVII в. носились в воздухе (так, мечта о коллективной организации деятельности ученых, вскоре воплотившаяся в жизнь в деятельности Лондонского королевского общества, Парижской академии и др.) Отчасти эти фантазии можно рассматривать и как своеобразную игру ума: в культуре этого серьезного научного, порой трагичного века значителен игровой компонент. Как отмечает И. Хейзинга, XVII век увлечен игрой барочными формами.

Культура XVII в. создала необходимые предпосылки для культур последующих эпох. XVII век - начало становления буржуазного общества, выработки нового буржуазного мировоззрения, фундаментом которого стала ньютоновско-картезианская космология. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца, которое в свою очередь превратилось лишь в одну из великого множества звезд. Вселенная обрела облик сложной системы, состоящей из материальных частиц, подчиненной механическим законам. Составной частью этой системы стала и общественная жизнь; распространение на нее ньютоновско-картезианских выводов породило естественно-правовые теории нового времени. Роль Бога в этом мировоззрении еще оставалась существенной: раз мир подобен гигантскому часовому механизму, он должен иметь своего Мастера. Создатель, сотворивший мир и затем устранившийся из него, предстал в образах Божественного Архитектора, Математика и Часовщика.

Могущество человека заключается в том, что силой своего Разума он может проникнуть в сердце вселенского порядка и затем обратить полученные знания к своей пользе. Реализуя себя в качестве познающего субъекта и творца культуры, человек осваивает роль повелителя мира. Лозунгом нового мира стал Разум (как лозунгом старого мира был Бог). Рационализм превратился в доминанту культуры; наука - главное орудие Разума - обрела мировоззренческий статус, познание - социальную направленность.

Средние века – период, который находится между закатом античной культуры и возрождением ее элементов в ранее Новое время. В основе культуры этого периода лежит диалог наследия античности и «варварских» культур франков, бриттов, саксов, готов и других племен Европы.

Основные черты культуры:

Феодализм – условная собственность на землю. Король наделял нижестоящих в иерархии титулов феодалов переходящим по наследству правом пользоваться и распоряжаться «феодом» (землей с крестьянами), взамен получая их помощь в войне или иное участие в придворной жизни

Теоцентризм – доминирование религиозной картины мира во всех областях жизни. Время, пространство, телесность, отношение к смерти формируются через призму христианской догматики.

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Традционализм – ориентированность на устоявшиеся формы поведения во всех областях жизни

Символизм - стремление к метафорическому истолкованию всего, с чем сталкивается человек.

А так же догматизм и идейная нетерпимость.

Мир представляется как устроенный по одному и тому же иерархическому образцу: небесная иерархия воспроизводилась как в церковной (Папа Римский, кардиналы, епископы и т.д.), так и в светской (король, герцоги, графы, бароны и т.д.), в цеховой структуре (Великий Мастер, мастера, подмастерья, ученики) и даже в представлениях об устройстве ада. Человек - рассматривается как представитель своего сословия, с рождения до смерти занимающий одно место в рамках иерархической системы, к которой относится.



В соответствии с христианскими представлениями тело воспринимается как грешная и искушающая душу плоть, которую ради духовной посмертной жизни необходимо обуздывать и умертвлять. Такой взгляд сказывается на всех аспектах повседневной жизни: от медицины до церковной обрядовости, от науки до придворной медицина, религия, мировосприятие.

Культура элитарная (аристократическая) и народная. Идея религиозно-общественного единства мира как основа европоцентрического мировоззрения.

Особенности средневековой науки: схоластическая философия, алхимия, медицина.

Основные понятия: теоцентризм, феодализм, феод, сословия, катехизис, католицизм.

36. Культура Нового Времени XVIII век – Эпоха Просвещения.

Просвещение XVIII в. характеризуется утверждением рационального познания и верой в способности человеческого разума. Важнейшую мировоззренческую роль начинает играть философия, обобщая все новые и новые данные, получаемые разными науками и выстраивая новое представление о мироустройстве и месте в нем человека. Французская Энциклопедия как первая попытка сделать знания, собранные человечеством, общедоступными.

Начинается изучение этики, экономики, психологии, зарождается педагогика. Развиваются опытные и описательные дисциплины: физика, биология, географии, медицина. Рождаются концепции прав и обязанностей человека как гражданина, правового государства, первые социальные утопии.

Великая Французской революция и Первая Империя на рубеже веков окончательно меняет историю Европы, создавая условия для миграции, взаимопроникновения европейских культур через переселение их носителей.

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в расцвете мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия).

В политической сфере новая эпоха означала кризис раннего абсолютизма, наступление новой стадии его эволюции, когда политика абсолютной монархии все более жестко смыкалась с узкосословными интересами дворянства, что означало в исторической перспективе вступление его в фазу разложения и упадка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революция научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.

Особенностью научной революции XVII в. является глубокая проработка мировоззренческих и методологических основ науки, классической картины мира. Весьма примечательно, что она началась в математике и механике, объединив в себе два ствола точного знания: аксиоматически-дедуктивное и опытное (экспериментальное). Эксперимент, как орудие и метод познания, принципиально отличает науку Нового времени от античной и средневековой форм теоретического знания. Из затворника-одиночки, каковым был исследователь природы XV века, естествоиспытатель XVII в. становится уже «легальной» фигурой в обществе, из созерцателя и наблюдателя происходящих явлений – испытателем природы, понуждая ее подчиняться своей воле.

По сравнению с предшествующим столетием раздвигается круг научных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достигнуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, медицины. В XVII столетии преобладающим и ведущим направлением в науке становится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии медицины и физиологии, закладываются основы экспериментальной биологии. Больших успехов достигают некоторые гуманитарные отрасли знаний, в том числе юриспруденция, в частности, международное право.

Трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира.

Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.

Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики.

Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света. Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра.

Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения.

Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.

Антони Левенгук (1632 – 1723) – нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Гоббсом, Декартом, Спинозой, Лейбницем, Бэконом, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, как из незнания образуется знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию, и в этом направлении поиска образовались две системы ответов. Сенсуалисты отводили главную роль ощущениям, чувственному познанию, хотя не могли в достаточной мере осветить вопрос о том, как из ощущений и чувственных сведений о мире образуется научная теория. Рационалисты полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений, при этом абсолютизировалась одна сторона познания и не объяснялась другая.

Существенной чертой, выражающей еще неразвитость, односторонность рационалистического умонастроения и мироощущения эпохи молодого капитализма, был преимущественно рассудочно-прагматический характер самой рациональности. «Здравый смысл» массового сознания, с его ориентацией на предпринимательский успех и деловую инициативу, совершал не только созидательную, но и разрушительную работу в сфере духа, нигилистически отбрасывая моральные и эстетические ценности, если они не «требовались» для достижения непосредственных целей и удовлетворения ближайших интересов.

На эмпирии экономической и политической реальности классовых, национальных и государственных отношений XVI – XVII вв. создавалось одно из самых значительных построений общественной мысли Нового времени: теория естественного права . Суть ее, на первый взгляд, проста: право обусловливается силой, которая определяет суверенитет как личности, так и государства. Положение государства в мировом сообществе подобно положению гражданина в самом государстве: и там, и здесь действует не высокая мораль, не воля Бога, а трезвый и холодный эгоистический расчет; как отдельные индивиды, так и народы во взаимоотношениях друг с другом должны полагаться лишь на здоровое, естественное чувство самосохранения.

При кажущейся своей простоте теория естественного права требовала, однако, радикального пересмотра сложившихся, традиционных философских и религиозных представлений о сущности и природе человека. Она понуждала отказаться от христианского дуализма тела и души, требовала признать человека «частью природы» (Б. Спиноза). Очевиден не только прагматизм, но и цинизм идеологии, не признающей никаких аргументов в политике и праве, кроме аргумента силы. Философская и политическая мысль отражала, концептуализировала реальную обнаженность социальных отношений. Обратной стороной их прогрессирующей рационализации явилось заметное «уплощение» культуры, потеря объемности, многомерности, многоцветия феноменов культурной жизни, что было так характерно для эпохи Ренессанса.

Поляризация классов вела к поляризации в культуре. Дворянская этика, отдаляясь от моральных истоков народной жизни, вырождалась в этикет – сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных, однако, лишь для общения с лицами своего аристократического круга.

Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух художественных стилях – барокко и классицизм.

Барокко (от итальянского «странный, причудливый» и португальского «жемчужина неправильной формы»). Представляет собой не только художественный стиль, но и особый образ отношения к миру и с миром. Он сформировался вслед за плеядой разрушительных войн, воплотил в себе чувство падения идеалов гуманизма, а также обостренное осознание социальных, религиозных и экономических кризисов, переживаемых Европой в эту эпоху. Барокко был отмечен печатью трагизма и бессмысленности жизни. Оптимистический идеал Ренессанса сменяется пессимистической оценкой действительности, а восторженное преклонение перед человеком и его возможностями – подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, «испорченности»; постоянно осмысливается «несоответствие между видимостью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия».

Барочные произведения отличались высоким уровнем выразительности, театральным совмещением реального и фантастического. Широко использовались гиперболизм, антитезы, метафоризм, все необычное, нетрадиционное: соблюдалось эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического; произвольное слияние античной мифологии и христианской символики. Барочный стиль стремился к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения. Особое внимание в нем уделялось эмоциональному воздействию. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека, а любимыми персонажами – экзальтированные мученики, погибающие или разочарованные герои. Среди направлений и школ барокко можно выделить маньеризм (Италия), гонгоризм (Испания), прециозную литературу (Франция), метафизическую школу (Англия), силезскую школу (Германия). Видными выразителями барокко в литературе стали П. Кальдерон, Г. Гриммельсхаузен, в скульптуре и живописи – П. Рубенс, Д. Веласкес, Л. Бернини, в архитектуре – Ф. Борромини.

Классицизм. Родиной классицизма (от лат. «образцовый») стала Франция конца XVII века. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Абсолютизм в политике Франции ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Мировоззренческой основой классицизма во Франции стали рационалистическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Б. Мольера, поэтика Н. Буало. Свои истоки идеологи классицизма видели в образах и формах античной культуры. Сюжеты, характеры, идеи античности вновь обретали жизнь в произведениях классицизма, но уже с новым историческим содержанием. Наибольшей популярностью пользовались традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, сторонников сохранения твердости духа в любой ситуации, подчиненности внеличностным целям. Идеологическая основа классицизма включала в себя идеи патриотизма, государственного служения, возвеличивая человека, предпочитающего собственным интересам общественные. Классицизм характеризовался рационализмом, нормативностью творчества (правило трех единств, иерархия жанров и стилей и др.), стремлением создать завершенные гармонические формы. Для произведений классицизма, ориентированных на реалистическое воссоздание действительности, типичной была избирательность в сюжетах, формах и средствах изображения, подчиненных строгому плану и главной задаче художника – убеждать силой и логикой мысли.

Таким образом, XVII век – это время, которое, с одной стороны, постепенно рационализирует, то есть делает вполне приземленными и социальными идеи эпохи Возрождения, а с другой – готовит почву для социальных и духовных революций эпохи Просвещения.

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.


1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:


  • Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»;

  • Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера», «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь»;

  • Тициан «Даная» (музей Эрмитаж).
Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.

Ответ оставил Гость

XVII в. - значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии - победа буржуазных революций; во Франции и Испании - победа абсолютизма, в Италии и Германии - мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.

Наука

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Философия

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.

Литература

Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира - в каждом из этих жанров были созданы непреходящие художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения - это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер.

Музыка

XVII в. - это период постепенного освобождения музыки от культовых форм и широкого проникновения в нее светских элементов. Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки, - и разработки соответствующих им художественных средств.

Изобразительное искусство.
В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе складываются национальные художественные школы. В Англии пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного искусства. В Германии после поражения крестьянских революций практически на два века наступает застой в художественной жизни. Италия, несмотря на раздробленность, благодаря сильным художественным традициям Возрождения продолжает оставаться ведущим, а вернее одним из ведущих Европейских государств в области художественной культуры. Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с искусством Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Можно говорить о национальных особенностях искусства каждой из стран, и в то же время о взаимной общности, позволяющей считать XVII столетие определенным целостным этапом в история западноевропейского искусства.