Тема духовного перерождения человека в творчестве чехова. Духовное перерождение человека в рассказах чехова

О кармическом перерождении души в течении одного жизненного цикла.

Что-то мне подсказывает, что данная тема, будет несколько тяжелой для обычного восприятия. Однако я пишу её в первую очередь для тех, кто обладает похожим опытом, а следовательно способен разобраться в тонкостях кармической природы человеческой души.

Дело в том, что наша душа имеет свойство к постоянному развитию и эволюции. Человек, который достигает нового уровня собственного сознания, в некоторых религиях, обозначается как «дважды рожденный». Суть этого странного на первый взгляд определения состоит в том, что душа, достигнув определенного предела своего развития, символически умирает, оставляя в пустоте все лишние накопления, и рождается вновь, но с уже более широкими возможностями, достаточными для того чтобы усвоить более сложный и серьезный духовный опыт, сосредоточившись уже на целях иного и более высокого порядка.

О том что душа имеет свойство переходить из одного тела в другое, имеется некоторое количество доказательств, которые были получены в ходе экспериментов с гипнозом. Погруженные в глубокий гипнотический транс, люди рассказывали о своих прошлых перевоплощениях, подробно описывая те места в которых жили, и общаясь на родном для этих мест языке. Последующие проверки, подтвердили 100% точность данных сведений. Мало того, у некоторых людей происходили случаи открытия памяти о прошлом, и они даже находили собственные могилы, а точнее могилы тех тел в которых они пребывали прежде, что в свою очередь укрепляло в них уверенность о том, что душа имеет бессмертную природу. Во всяком случае она не поддается тому разрушительному влиянию, которому поддается любая материя в пределах солнечной системы.

Понятие кармы, имеет религиозное происхождение, и берет свое начало от истоков индуизма, символизируя собой некий опыт который душа накапливает в течении всех своих жизней, и влияние которого проявляется в каждой последующей жизни человека. К сожалению, разность условий, в которых рождается новый человек, с точки зрения Индуистской философии, описана несколько туманно, и в целом опирается на кастовую систему общества. Однако многочисленные примеры отдельных жизней как богатых, так и бедных, часто опровергают эту сомнительную закономерность. Так как в противном случае, рожденная в богатстве душа, должна была не только заслужить свое новое место с помощью предыдущих добродетелей в прошлых жизнях, но и продолжить свое развитие, сосредоточившись исключительно на духовном росте. Тогда как в жизни, духовный рост в целом обусловлен не условиями рождения и проживания, а свойствами и стремлениями самой души. Тем более что для духовного роста, не нужны особые условия для проживания, и иногда бедность и существенное материальное ограничение, лишь способствуют духовной эволюции человека, благодаря его внутренней интуиции и стремлениям познать возможности своего духа.

Влияние кармы на жизнь отдельного человека весьма огромно, как и влияние природных условий для жизни физического тела. Однако, мы часто принимаем желаемое за действительное, приписывая карме те свойства, которыми она не обладает в силу их специфичности и сложности. Конечно приятно думать что некий высший Разум, уже позаботился о нас и каждому воздал по заслугам, начертав каждому его собственную и индивидуальную судьбу, от влияния которой мы никуда не денемся. Но при таких условиях, мы забываем о том, что пропадает весь смысл кармического воздействия на человека. Всемогущий, мог бы сразу подвести итоги всем судьбам разом, приводя нас к их конечной стадии и тем самым подогнав под единое совершенство, что соответствует идеи религиозного апокалипсиса, с обязательной раздачей всем благ и наказаний. Но такой подход нарушает одно из главных правил вселенной - право личного выбора. А это значит, что главная работа Бога, заключается не в отслеживании каждой отдельной судьбы с целью составить на неё свое расписание событий, а в создании единого духовного механизма, влияние которого распространяется на всех, как распространяется влияние природы на все живые существа. А это значит, что механизм кармы до конца не изучен, как не изучена и природа самой души.

В этом смысле, религия хоть и является неоспоримым наследником многолетней духовной культуры человека, но тем не менее содержит в себе ряд существенных недостатков, главным из которых является догматичность, и запрет на любое исследование кармических законом или свойств человеческого духа. В последнее время, эту функцию все чаще берет на себя наука, пытаясь таким образом наглядно доказать не только наличие духа, но и его физические свойства. Если предположить, что религия в своем виде, является ничем иным как наследием важнейшей информации прошлого, которая была передана нашим далеким предкам от существ более развитых, то она представляет собой в первую очередь зерна истины, которые могут прорасти, если посадить их в надлежащую почву исследований. Но вместо этого, священники и прочие духовные лица, предпочитают функцию хранителей духовных артефактов, не позволяя при этом, воспользоватся ими чтобы докопаться до основной сути. Слишком многие факты и примеры независимых исследований, говорят о том что источником той или иной религиозной истины, служит информация, которая была передана существами с других солнечных систем. В качестве наиболее яркого примера, приводится религия маленького африканского племени, которое оставшись на уровне первобытного развития, обладает знаниями о звездах, космосе и отдельных звездных системах. Кроме того, если учесть примеры тех кто добился состояния просветления, при котором открывается прямая связь с высшим разумом, то безусловно можно утверждать о том, что часть религиозных текстов представляет собой откровения таких людей. Но опять таки, мы должны учитывать то обстоятельство, и то время при котором были написаны эти тексты. Возможно что для того времени и того уровня развития, данные тексты представляли собой понятное изложение, даже при условии что тема повествования была трансцендентной. Однако, современный человек, добившись состояния просветления, при должном уровне интеллекта, способен описать свои ведения в гораздо более информативной форме. Но, вернемся к основной теме обсуждения.

Как известно, каждое тело содержит в себе код ДНК, в котором содержится память обо всех генетических изменениях в прошлом. Если код ДНК оказывается дефективным, то данная родовая ветка прерывается, уступая свое место другим, более совершенным. Мы часто не в состоянии отследить всех перемен, которые происходят в ДНК, так как эволюция отдельных составляющих тела, может происходить на микро-уровне, не говоря уже о постоянной динамике приспособляемости к новым условиям. Мы в общем-то и в своей более или мене известной истории, порой не в силах разобраться из-за разности мнений и записей, что же тогда говорит о ДНК? Ведь фактичнески изучая код ДНК, мы видим уже готовую картину, и можем только догадываться о том, что способствовало её построению. И тем не менее, вселенная сама по себе, имеет в своей сущности закон повторяющихся подобий. Всегда в жизни находится то, что может служить уменьшенной или увеличенной копией чего-то другого, имея в своей совокупности общий принцип либо создания, либо функционирования.

Следовательно, принцип постоянного изменения кода ДНК, и его последующая передача из рода в род, может иметь место и в эволюции каждой отдельной души. Просто то что мы называем ДНК, в душе, можем иметь свойство кармы - этакого своеобразного духовного наследия жизненного опыта на протяжении всех жизненных циклов. Причем, этот опыт, отбросив за ненадобностью, огромное количество лишней информации, содержит в себе основные принципы формирования духа, некий духовный информационный архив, благодаря которому каждая последующая жизнь, позволяет человеку гораздо быстрее ориентироваться в жизненном пространстве, и сформировавшись как личность, преступить к преодолению новых духовных вершин и меняя собственную судьбу в режиме реального времени, тем самым меняя и свое будущее, а если быть еще точнее подстраивая свое будущее под удобные для своего развития условия.

Таким образом, мы можем предположить что духовная эволюция, зачастую может происходить в одном человеке, в совершенно иных временных интервалах, отличных от привычных земных циклов. И пока мы проживаем жизнь своего физического тела, ограниченного по времени определенным интервалом, наша душа способна несколько раз пережить свое перерождение, благодаря стремлению к духовному росту и соответствующим практикам. Время в этом случае, играет совершенно различную роль как для тела, так и для души, так как душа в отличи от тела, способна путешествовать по своей линии жизни, как в сторону прошлого, так и в сторону возможного будущего, раз за разом корректируя свой маршрут. Мы и сами способны мысленно путешествовать по событиям прошлого, изучая исторические сведения в том или ином временном отрезке. Тело в этом случае более ограничено, и это ограничение обусловлено свойствами генетического кода человека, для которого невозможны резкие скачки, не говоря уже о законах физики, которые ограничивают скорость перемещения наших тел в пространстве а значит и во времени. Давайте на секунду представим себе что тело, представляет себе ничто иное как механический скелет робота, со всей защитой и системой жизнеобеспечения. А ДНК в свою очередь играет роль программы, которая поддерживает функцию такого скелета в работоспособном режиме. А теперь представьте себе, что в вас закачали программу ДНК, новой версии, которая была разработана для скелетов выпуска на 100 лет веред? Можем ли мы гарантировать полную совместимость устаревшего «железа» с новым программным обеспечением? Думаю что нет.
А вот в случае с душой, такая возможность существует, иначе как объяснить то, что мысли некоторых мудрецов и философов многовековой давности, оказываются не только современными с нашими, но и актуальными для того будущего, которое уже наступило? Понимаете к чему я клоню? Это значит, что душа, способна опередить в своей эволюции то время, которым ограничено наше тело. И все это работает не вопреки, а напротив благодаря закону кармы и закону права выбора.

Вы наверно замечали среди своих близких признаки кардинальных перемен личности? Лично я их замечал, и не только в знакомых но и в самом себе. Обычно мои внутренние перемены имели и внешнее отражение. Стоило появится новому увлечению, как в процессе его развития, я получал новую информацию и нередко полностью менял систему личного мировоззрения. В среднем, это происходило раз в три года. Конечно, иногда к таким переменам меня вынуждали некоторые внешние обстоятельства, но я заметил, что при личном желании что-то изменить в своей жизни, качество перемен было более значительным чем вынужденные, которые продиктованы необходимостью внешних обстоятельств. Но именно в тот момент, когда мои перемены в результате духовных практик, приняли осознанный характер, частота различных духовных перерождений возросла до нескольких случаев в год. Все это привело меня к мысли о том, что душа, имеет свойство меняться под воздействием осознанного стремления к духовному росту, но механизм самих перемен, имеет непосредственное отношение к нашему кармическому прошлому, будущему и настоящему.

Но, прежде чем продолжить свое повествование на эту тему, я хотел бы предложить вашему вниманию размышление несколько иного характера.
Меня весьма умиляют некоторые утверждения о том что Бог никогда не ошибается. Сразу видно, что человек говорит не о Боге конкретно, а о своем личном представлении Бога, в котором он выглядит «идеальным». Если бы Бог не ошибался, то вероятно что человека в том виде в котором он существует сейчас, просто не существовало. Слишком большой контраст наблюдается между идеальным совершенством человеческого тела, и полным различных недостатков человеческого разума. К тому же, опыт нашего вселенского подобия, во многом свидетельствует о значительной степени ошибочности наших идей и их частом несовершенстве. В итоге, мы получаемся в некотором смысле незавершенными с точки зрения духовного и разумного развития, обладая при этом наиболее из возможных совершенных инструментов для воплощения наших идей и замыслов в жизнь - телом.
Давайте на секунду, предположим, что Бог, имеет свойство размножать свои копии, для того чтобы выполнять многозадачные замыслы. Копия Бога в этом случае, должна иметь общую с ним основу или природу, но при этом специализироваться на том ряде вопросов, которые определяют круг выполнения какой-то одной задачи. Представьте себе ученого, который обладая огромным запасом знаний, просто не справляется с тем объемом задач, которые он поставил перед собой, а время в этой ситуации работает против него. Пусть даже у Бога, времени достаточно, но ведь я привожу пример ученого только для наилучшего восприятия моей идеи. Так вот, этот ученый, постарается найти для себя наиболее способных учеников, так как он в отличии от Бога не располагает возможностью само копирования. И эти самые ученики, основываясь на общем материале и наработках своего учителя, тем не менее продолжат его дело, каждый по своему, и каждый по своему изобретут новые направления. Причем одни получат больший результат, а другие наоборот, в силу не только знаний но и личных качеств, отличных от их учителя. Только представьте себе, что вы сделали себе несколько копий самого себя, и эти копии обладая вашим опытом и знаниями, тем не менее начнут вести самостоятельную жизнь, и у каждой из них будут свои достижения, исследования и духовный рост, независимый от ваших результатов.
Ошибаясь раз за разом, такая копия, начинает совершенствовать свою область, доводя её до наиболее значимого результата. Но, так как разность опыта копий, не позволяет добиться единого совершенства по всем областям, Бог решает наделить их индивидуальностью сознания, и отправляет так сказать на практику в те области жизни, которые просто созданы чтобы учится в них на собственных ошибках. И чем например земля, не является такой средой для индивидуального саморазвития отдельной души, облаченной в идеальный инструмент для личных исследований? Механизм жизни и смерти, позволяет душе, закреплять главный результат своего совершенства в единой информационной базе, в то время как все временное и тленное, обновляется вместе с памятью, и в очередной попытке совершенства, душа совершает новые ошибки и заново пополняет свои пробелы, что-бы закончив свой курс, вновь вернутся к своему первоисточнику, либо переходя на новый уровень развития на другой планете, где условия позволяют совершать гораздо меньшее количество ошибок, и сосредоточится на боле высоких задачах. В этом случае механизм кармы, представляет собой идеальный закон духовного развития отдельной частицы Бога.

Каждый раз сталкиваясь с понятием кармы, мы нередко интерпретируем его в том свете, который нам наиболее близок к пониманию. Конечно, гораздо проще думать о том что закон кармы автоматически распределяет нас по новым точкам жизни на планете, в которых уже включены все наши поощрения и наказания за ошибки и добродетели прошлого. Но такой принцип напрочь противоречит теории эволюции души, а также смыслу духовного развития. Ведь какой смысл развиваться, да и вообще к чему-либо стремится, если твоя участь уже решена свыше? И все что ты можешь в этом случае этот отдать накопивший кармический долг, либо наделать новых долгов для жизни будущей.
Считается что каждый кармический долг, который достается нам в наследство от предыдущей жизни, и путешествует вместе с нами в другой, накапливаясь таким образом в общую сумму долгов, которые называются общим словом карма. Но как мне кажется, эти долги имеют совершенно иной характер, и именно он, в конечном счете и формирует нас как личность.

Давайте подумаем вот над чем. Предположим что душа после смерти физического тела, переходит в параллельную плоскость реальности, словно перешагивая в иную сторону зеркального отражения, ровно для того чтобы иметь возможность там существовать без ежедневной энергетической подпитки, которая осуществляется через наше тело и органы чувств. Возникает вопрос, а что именно мы будем вынуждены перенести в иную реальность, если большая часть наших знаний, пригодны только в этой жизни, в то время как в иной реальности они бесполезны?
Однако давайте не будем забывать, что во многом, способность нашего мышления, а также действий, которые являются естественным продолжением наших мыслей, зависят от нашего характера, а если быть точнее от его черт которые и оказывают наибольшее влияние. Любая эмоциональная несдержанность, проявление агрессии, привычка лгать, подверженность страстям и зависимость от разнообразных чувственных удовольствий, делает нас не только неразборчивыми в собственных решениях, но и часто приводят к необдуманным поступкам, которые нередко обходятся нам очень дорого. И напротив, оптимистичный человек, с большой силой воли и максимальным жизнелюбием, способен в любых новых условиях, сформировать свою жизнь в максимальной форме самодостаточности. Нам может показаться что такие качества не являются столь значимыми как знания которыми мы обладаем. Однако, если на двух необитаемых островах окажутся два совершенно разных по характеру человека, которые не имеют опыта выживания в данной местности, как вы считаете кто из них более способен к выживанию?

А теперь давайте предположим, что наше божественное начало от которого берет свой исток наша душа, было совершенным изначально, но на стадии изначально высоких уровней сознания, которые в этом мире, пригодны лишь в форме духовного развития. Наша адаптация к местным условиям, могла сформировать тот тип характера, который постепенно стал далеким от духовного совершенства. Поэтому главной задачей души, является не только адаптация к условиям проживания, но и возвращение к своему Божественному началу, путем долгих духовных трансформаций, совершаемых в течении многих жизненных циклов. Фактически, любая недоработка в характере, достается нам в наследство в нашей новой жизни. Следовательно, в новой жизни несмотря на чистую память от прошлой, мы начинаем вести себя точно также, и начинаем страдать ровно от тех желаний, от которых страдали уже ранее. Вот и получается, что вместо кармического наказания, нас преследует то наследие, причиной возникновения которого были мы сами. Другими словами от себя нам никуда не убежать, ни во времени, ни в пространстве, а следовательно изменить данную ситуацию можно лишь изменив самого себя, что и является той самой эволюцией души, которая не подчиняется законам времени.

Вместе с негативными факторами, доставшимися нам в наследство от прошлых жизней, в результате осознанных перемен, вместе с ними исчезает и наше прошлое, которое мы вынуждены влачить за собой, в качестве дополнительного груза, тем самым отодвигая наше лучшее будущее ещё дальше.
Кармические долги и их разновидность можно определить по тем пристрастиям, которые характеризуют именно нас, и которые доставляют нам наибольшее количество страданий. Тот кто к примеру подвержен узам блуда, будет волочится за юбками всю свою жизнь, и страдать от этого ровно до того времени когда старческая немощь не укажет нам на бесполезно потраченное в этом отношении время. Тот кто всю жизнь стремился к деньгам, будет постоянно изнывать от собственной жадности, раз за разом портя жизнь и себе и другим. Тот кто ленился в прошлых жизнях, и не сумел победить в себе эту лень, вынужден и в этой жизни страдать от собственного наследия. Тот кто не умел полюбить, также остается без любви и в настоящем, пока не научится любить. И такая концепция не только является нейтральной к понятиям добра и зла, но и представляет собой естественную закономерность частного выбора, при котором получаешь ровно то к чему ты стремился, а не то что ты заслужил.

Вы наверняка обратили внимание на то, что влияние времени на развитие человеческой цивилизации, во многом напоминает частую смену декораций, в то время как основные пороки и добродетели человечества остались в неизменном виде, и даже не подверглись эволюции за исключением редких отдельных личностей, которых мы называем привычным для нас термином - гений или святой, но даже не пытаясь повторить их результат на собственном примере. Конечно в таком случае проще уповать на диктат судьбы, не понимая что главным диктатором в своей судьбе являемся мы сами. Религия в этом вопросе является наиболее демонстративным примером. На протяжении целых веков, верующие иногда изо дня в день твердили те истины, к которым сами ничуть не приблизились в жизни, хотя данные истины выполнимы.

Карма во многом представляет собой иерархическую структуру, и состоит из текущей кармы наших действий в настоящем, наследственной кармы прошлых жизней, территориальной кармы определяющей поле деятельность и т.д. Помимо совершенного тела, Бог снабдил нас всеми необходимыми инструментами для духовного развития, включая право выбора и возможность ошибаться. И во многом, именно от нашего личного представления о Боге, зависит наше развитие. Тот кто представляет себе своего Бога в качестве всеобщего и всемогущего тирана, ревнителя который готов наказывать каждого кто его ослушается и того кто готов испытывать свою паству бесчеловечными провокациями, сам будет стараться походить на него. Об этом прекрасно свидетельствуют биографии множества царей-тиранов, которые несмотря на свою кровавую деятельность, были весьма набожными людьми и считали свой выбор верным. Стоит ли говорить, что от таких привычек характера не так легко избавится?

Часто принимая Бога таким каким его изображает та или иная религия, мы тем самым добровольно отказываемся от того Бога, каким мы его можем увидеть с помощью собственного духовного зрения, обратившись к своему внутреннему я. Ведь именно наше я, в его первоначальном свете, есть ничто иное как отражение целого в отдельной части, как структура атома отражает в себе всю вселенную. Да и как можно увидеть Бога по другому, если наше собственное происхождение, наше внутренне я очищенное от влияния времени, имеет Божественное начало?
У того, чье представление о Боге, складывается из личного несовершенного взгляда, Бог всегда будет иметь существенные недостатки, на которые сложно закрыть глаза даже при наличии слепой веры. Поэтому отказываясь от религиозной веры в Бога, человек нередко обретает веру истинную, без рамок и ограничений в собственном совершенствовании и понимании Божественной сущности.
Мы идеализируем Бога, только в рамках личного представления о нём, и это представление становится для нас путеводной звездой в мир самосовершенствования. Тот кто нашел в себе силы, переступить через множество собственных пороков, увидел Бога в своей истинной красе, и изменил свою жизнь кардинально. Мы можем увидеть множество примеров подобных перемен в истории человечества, в лице наиболее выдающихся людей различных эпох и времен.

Следовательно, цепь наших духовных перерождений, а точнее их возможность, есть самый прямой путь к Богу. И даже при условии, что эта планета далеко не единственная, где душа должна пройти свою само очистку, тем не менее цель оправдывает вложенные в неё средства.
Будущее отдельного человека напоминает различные ветки метро, где он сам выбирает свое направление поездки. Причем ты волен выбирать любую сторону. Духовная эволюция, как и эволюция ДНК, наделяет нас соответствующими возможностями, позволяющими более четко разглядеть свою наивысшую цель. В то время как духовная деградация, наоборот закрывает возможные опции развития, делая нас любителями низких и грубых наслаждений, схожих с потребностями животных. И нет ничего более справедливого, чем дать нам свободу выбора поступать так, как нам хочется.

У души всегда есть возможность вернутся в общий свет Божественной сущности. Но тогда, она потеряет тут индивидуальность, которой дорожит, и все её достижения просто обнулятся. Это все равно, если бы яблоко вместо того чтобы стать яблоней, решило вернуться обратно на ветку и жить там в максимальном комфорте.
Самое интересное в том, что такое обнуление в рамках одной религии может рассматриваться как достижение нирваны и полное стирание личности, так и адская кара, огонь которой стирает наши личности и возвращает наши души к началу, как металлолом переплавляется в новую заготовку стали. Неизбежная потеря индивидуализации в силу духовной бесполезности, для некоторых может расцениваться как наказание Бога за прегрешения. И это не удивительно, так как даже будучи в предсмертном состоянии человек пытается удержать все то что связывает его с его индивидуальностью, и забывая о том что все материальное имеет природу тлена.
Но для родителя, нет большей отрады если его ребенок, не только окажется достойным своих родителей, но и проявит себя как сильная и созидательная личность. И все это в наших силах.

В заключении своего повествования, я должен отметить влияние наследственности в теме духовной эволюции как одной из особенностей кармического влияния, о котором мы пока мало что знаем, опираясь лишь на физические данные ДНК, и не рассматривая ту вероятность, благодаря которой душа, способна путешествовать от одного тела к другому, на протяжении всей родовой ветки, воплощаясь в своих внуках и правнуках, зная о том какая наследственность имеется в их телах. Только представьте себе что забота о своих будущих предках, не только со стороны физического здоровья, но и со стороны здоровья духовного, делает нас более привязанными к своей ветке, чем тех кто не задается похожими вопросами, и находится в состоянии описанном как «без рода и племени».
И тем не менее, каждый из нас обладает возможностями духовного перерождения, приобретая в каждом таком перерождении, те качества души, которые позволяют получить новые знания, способствующие духовному росту.

Эске Людмила Александровна,

учитель высшей категории по русскому языку и литературы

Джалтырской средней школы №2

Астраханского района

Акмолинской области

С.Жалтыр

Тема духовного перерождения человека в рассказе Чехова «Ионыч».

Цели:

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

Формировать у учащихся собственное отношение к прочитанному; расширить и углубить представление учащихся о нравственных принципах писателя;

Развивать умения и навыки обобщения материала,

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности, стремиться к прогрессу, личному и общественному.

Наглядность: портрет А.П.Чехова, худ. текст, иллюстрации к рассказу .

Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок- исследование.

ИКТ: медиапроектор + презентация.

Надо быть ясным умственно,

Чистым нравственно и опрятным

физически.

А.П. Чехов.

Едва ли не главную роль в формировании Чехова – человека и писателя- играл труд. Труд упорный, систематический, труд, которым с детских лет заполнена была вся его жизнь.

Из письма Чехова к жене: « Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает»

Современники о Чехове.

Человек редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов…

И.А. Бунин.

Я видел самое прекрасное и одухотворенное лицо, какое только мне приходилось встречать в жизни… Он умел слушать и расспрашивать, как никто.

А.И. Куприн.

Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий…Просто чудесный!

Л.Н. Толстой.

Талант огромный и оригинальный. А его рассказы – изящно ограненные флаконы со всеми запахами жизни в них.

М. Горький.

В свое время было много споров о нем: кто он – великий или нет? Выражает ли он свою страну или только себя? Поднимает ли он достоинство своего народа или роняет его?

Но мы-то знаем, что великий! Мастер слова, А.П. Чехов, целиком погружался в тревогу: он чувствовал несоответствие между словом и делом, между обещанием и выполнением.

Максим Горький писал: «Врагом Чехова была пошлость. Он всю жизнь боролся с ней. Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость, - искусством, которое доступно только человеку высоких требований в жизни, которая создается горячим желанием видеть людей простыми, гармоничными и красивыми».

Чехов резко осуждал ограниченных, эгоистичных представителей интеллигенции, далеких от общественной жизни, часто равнодушных к окружающим и мечтающим только о мелком мещанском счастье. Рассказ - основной литературный жанр Чехова. Рассказы Чехова поражают своим разнообразием. Они небольшие по форме, но ёмкие по содержанию. Писатель умел сказать многое немногими словами. «Несравненный художник жизни», - так назвал Чехова Л.Толстой. В своих рассказах писатель неоднократно обращается к теме разрушения человеческой личности.

Центральная тема всего творчества Чехова- протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит в рассказе « Ионыч» (1898)Удивительно просто и талантливо показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека пошлость и мещанство.

Основная идея произведения заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»

«Ионыч»- это история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.

И сегодня на уроке мы попытаемся исследовать причины этого превращения.

Чехов вводит испытание героя самой обыкновенной вещью - неспешным, но неостановимым ходом времени .

В какой последовательности происходят в рассказе события?

Зимой Дмитрия Ионыча « представили Ивану Петровичу…последовало приглашение» ; «весной, в праздник- это было Вознесение», Старцев, отправившись в город, «решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди». « Прошло больше года», и вот он вновь у них в доме по просьбе заболевшей Веры Иосифовны, « и после того стал бывать у Туркиных часто, очень часто»

В чем своеобразие художественного времени в рассказе « Ионыч»?

В первых четырех главах повествование ведется в прошедшем времени. В последней главе автор ведет повествование в настоящем времени: «тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. У него уже есть имение…но все же он не бросает земского места.»

С темой времени связан мотив превращения. На первом плане естественное движение: от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании -движение вспять, постепенное опустошение, превращение в равнодушное существо.

Рассказ начинается изображением губернского города.

Что пишет Чехов о культурной жизни города?

Чтобы дать читателю представление о здешней жизни, писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во всем городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.

Расскажите об этой семье.

В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь. Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно», не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Прочитайте отрывок рассказа со слов « Старцеву представили Екатерину Ивановну»… до слов « Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами»…

В каком месте данного отрывка вы бы выделили абзац?

Чехов нарочно не прерывает повествования, когда сначала описывает Екатерину Ивановну, а затем говорит о чаепитии, подчеркивая тем самым, что все это стоит в одном ценностном ряду у героев.

Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева.

Бедный разночинец («дьячковский сын»), он полон сил, энергии, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересуют серьезные вопросы, интересует литература, искусство. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, в беседах с Котиком жалуется на окружающих его людей. (Каков собирательный портрет жителей города?)

Облик героя рассказа раскрывается в его любви. Любовь была единственным поэтическим переживанием в его жизни. Но была ли это настоящая любовь?

Сценка – свидание Старцева с Котиком.

Что вы скажете о Дмитрии Старцеве? (Что он влюблен, его восхищает в Котике её начитанность) Как любовь изменила жизнь Старцева? Прочитайте его слова о любви. Каким мы видим Старцева в этом отрывке? Какое у него состояние души?

Какой эпизод является кульминацией рассказа?

Эпизод « На кладбище». Это самый поэтический момент в жизни Дмитрия Старцева.

Как доктор попал на кладбище?

Каким предстает мир перед Дмитрием Ионычем на кладбище? Какие чувства вызывает у Старцева этот мир?

Старцев впервые и в единственный раз в жизни увидел «мир, не похожий ни на что другое, - мир, где так хорош и мягок лунный свет.»

Как вы думаете, почему Чехов, считавший краткость «сестрой таланта», уделил этому эпизоду так много внимания? Посчитайте, сколько раз он сказал о луне и лунном свете?

Герой, зачарованный особой магией кладбищенской атмосферы, задумался о том, « как нехорошо шутит над человеком мать- природа», о загадке жизни и смерти. Все живое, жаждущее любви, возмутилось в нем.

Какая фраза возвращает доктора к его безынтересной жизни? (Ох, не надо бы полнеть!)

Именно отсюда, с эпизода несостоявшегося свидания и романа, начинается жестокая проза жизни, вырождение человеческой личности, превращение Старцева в Ионыча. Любовь, едва возникнув, уже пугает его.

Найдите в тексте подтверждение этому.

(«К чему приведет этот роман?- размышляет он, получив записку от Котика.-Что скажут товарищи, когда узнают?» В этих опасениях слышится страх перед жизнью. Обывательские нотки все больше снижают чувство Старцева. « А приданого они дадут, должно быть немало», - думает влюбленный молодой человек. Предложив руку и сердце и получив отказ, Старцев страдал…ровно три дня.)

Но как бы ни была эта любовь бедна, неглубока, она одна только связывала Старцева с живой жизнью. Постепенно он опускается все ниже и ниже.

Сравните характеристику Старцева в 1й и 4й гл. Какими же становятся его интересы?

(его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он с наслаждением играет по вечерам в карты, а придя домой, жадно считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города. Он слился с обывательской средой, стал своим. Его и величают по- свойски- Ионычем, как близкого человека.)

Проследите, как процесс духовного обнищания сказался в языке Старцева?

И вот он снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои.

Какими они стали?

(Он опустился окончательно, она стала более зрелой, серьезной, поняла главное: «Я такая же пианистка, как мама писательница»)

Последняя иллюзия Екатерины Ивановны, с которою ей тоже приходится расстаться,-это любовь Старцева.

Сцена последнего свидания. Каковы мысли Старцева во время свидания? Что пишет Чехов о душе Старцева в сцене последнего свидания? Почему Старцев отказался от любви?

Ситуация повторилась, но герои поменялись ролями.

(Если Котик стала Екатериной Ивановной, то Дмитрий Ионыч- просто Ионычем. Ионыч потерял человеческий облик: когда он, «пухлый, красный» сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог»

Давайте вернемся к мыслям молодого Старцева перед его поездкой на кладбище . Как он рассуждает? « И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать…»

Чем интересен этот отрывок?

Здесь приводится самооценка Старцева. Она достаточно высокая. И явно завышена. Кто и когда еще характеризовал Старцева как интеллигентного человека? (В начале рассказа жители города.)

Что означает слово «интеллигентный»? В переводе с латинского «понимающий». Интеллигентный человек прежде всего способен понять другого человека, понимает свой долг перед обществом, окружающими, старается овладеть духовным богатством, накопленным человечеством. Интеллигентный человек - прежде всего личность, способная на неповторимые мысли и чувства, смелые решения и поступки.

- Так можно ли считать Старцева интеллигентным человеком? Он не состоялся как личность. Стремление к сытости и богатству оказались сильнее. В этом причина его нравственного падения.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. В гоголевском Плюшкине человека съела страсть приобретательства. Но это был помещик, основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец, врач. Всю жизнь он работает. Но и деятельность исключительно ради денег оказались не менее смертоносной для человеческой души, чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным правом.

Глава 5 – итог всей жизни Старцева.

Что же изменилось в Старцеве за эти несколько 7-8 лет?

(выразительное чтение главы 5)

Изменился внешне,

Изменилось отношение к работе (спешно принимал больных),

Стал жадным, мещанином (вкладывал деньги в недвижимость),

Стал пошлым (невоспитанным, бесцеремонным), пренебрежительно относится к людям, как отзывается о своей бывшей возлюбленной),

Изменился характер (тяжелый, раздражительный),

Изменились его интересы (еда – высшее наслаждение!),

Изменилась речь (практически разучился говорить),

Он свой! (его зовут Ионычем).

Итак, страсть к накопительству, обжорство, игра в карты – это все, что держит его в жизни.

Произошло духовное разложение, падение личности – т.е. деградация. Что означает слово «деградация»? Деградация (фран.)-постепенное ухудшение, упадок. Отчего же так быстро деградировал Старцев?

Хочу обратить внимание на такую деталь: среда, в которой жил Старцев, окружала каждого мыслящего человека в России. Не все же превращались в ионычей?

Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то такого, что привело его к духовному перерождению?

Гл. 1 , «…сказал и Старцев» (лицемерие)

Гл. 4, «И Старцев избегал разговоров… но молчал…поляком не был».

Здесь важна деталь: Старцев раздражался, но молчал и ел.

В чем беда? (Конечно, выступать с гневными речами в кругу тупых и злобных мещан было бессмысленно, но беда в том, что Старцев терпел, свыкался, смирялся).

Чехов, чтобы мы верно его поняли, тут же создает многозначительную деталь:

Глава 4, чтение текста от слов: «От таких развлечений, как театр и концерты» до слов «…вынимать из карманов бумажки, добытые практикой».

А ведь это еще молодой Старцев, это еще первые 4-5 лет его службы. Видимо, его добрые мысли и чувства были относительно поверхностны и неглубоки.

Что еще говорит об этом?

а) Об этом убедительно говорит и история его любви.

Вспомним, как он собирался делать предложение? (Его сладкие размышления о будущем словно бы невзначай начинаются мыслью о приданом. «А приданого они дадут, должно быть, немало», - и ею же кончаются: «Дадут приданое, заведем обстановку».

Он влюблен, без сомнения. Но в его голове «какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждает, высказывает опасение: как бы чего не вышло».

б) Переживал он ровно 3 дня (согласитесь, что для настоящего чувства маловато).

в) Любопытна сцена на кладбище, куда Старцев едет, подчиняясь не очень умной шутке Котика. Картина ночного кладбища резко контрастирует с любовью Старцева. Он вначале чувствует грусть , затем страх , затем страсть . В этой страсти нет ничего предосудительного, но здесь, среди могил, она неуместна. В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия, а перед объяснением с любимой думать о том, сколько за нею дадут денег.

Мудрено ли, что и горло, и сердце его так скоро заплывают жиром, что он становится тяжел, раздражителен, криклив.

Можно ли утверждать, что Старцев изменил своим убеждениям? (Ренегат).

Ренегатство(новолат.)-отступник, измена прежним убеждениям.

Если да, то каким именно.

Ответ не столь очевиден, как может показаться с первого взгляда.

Да, Старцев разбогател, разжирел, ездит на тройке и т.д. Но разве это измена? Разве мало очень полных и вполне порядочных людей средних лет?

Ионыч разбогател, но разбогател потому, что очень много работает: у него в городе «громадная практика». Нельзя не видеть, что Старцев по-прежнему одинок, он даже в клубе ужинает за большим столом один. Ионыч кричит на больных – это верно. Но от врача требуется прежде всего, чтобы он помог больному. А Старцев популярен как умелый врач, его зовут на консилиум.

Но (!): гибнет в Ионыче человек , призванный, как думала Екатерина Ивановна, служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрел себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: « Вот и все, что можно сказать про него»

Но почему же на этом не заканчивается само повествование? В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и бездушное стяжательство Ионыча. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Нравственная деградация Старцева Д.И.

Благородная цель в жизни:быть врачом, помогать страдальцам.

Теперешний идеал- лишь обеспеченность и покой.

Был бодрым, энергичным, мог пройти 9 верст(9,5 км.) и не чувствовать усталости.

Пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Чувствовал красоту природы, интересовался музыкой, литературой.

Любил общаться с людьми.

Черствый врач, не желающий потерять ни одной минуты на разговоры с пациентами.

Способен был любить, мечтать.

Умерло даже его единственное поэтическое воспоминание.

Любил девушку.

Чувствуя страх за свою спокойную, налаженную жизнь, радуется тому, что не женился на ней.

«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует бытьА ведь судьба Ионыча могла сложиться и по-иному. Почему же этого не произошло?

Чехов подчеркивает еще одну внешне малозначительную, а на деле решающую черту: Ионыч все жаловался, все только жаловался.

- «С нею он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей…»

А еще через 4 года, в момент последнего душевного движения, «ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. Огонек все разгорался в душе и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь».

Вывод: Он не борется, он смирился.

Есть ли в современной нам жизни люди, подобные или похожие на Старцева?

Обратимся вновь к эпиграфу урока.Как вы поняли слова А.П.Чехова?(необходимо быть интеллигентным человеком, каким был замечательный русский писатель А.П. Чехов.)

Несмотря на то, что рассказ написан в далеком уже 19 веке, нравственно- философская идея рассказа и его проблематика остаются актуальными сегодня.

В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова, обращенный к нам, читателям:

не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды,

вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам,

не предавайте светлых идеалов молодости,

не предавайте любви,

берегите в себе человека!

.«Какое наслаждение уважать человека!» - писал А. П. Чехов. Чтобы наслаждение не утерять – надо беречь в себе человека.

Закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»:

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности истекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

Будьте счастливы! И помните: ваше счастье зависит от вас.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить тестовые вопросы по тексту рассказа и биографии писателя.

С того момента жизнь и восприятие ещё усилились, всё стало яснее и я достиг умиротворения. Вера со мной, в сердце Любовь, дух ведёт по этой жизни и я познаю все вокруг расширяя свое сознание. Но после того разговора осталось, что то внутри не открытое…прошло время и я снова собираюсь в путь. Это путь реальный где я открываю новых друзей. Мои путешествия открывают мне диалог со своим я, становится всё прозрачным для анализа и понимания себя в себе. Я проникаюсь ещё большей благодарности ко всему вокруг происходящему и происходившему, всё становится вне времени.

Я не могу не спросить, вас. Для меня, слова порой закрыты, как вопрос, но почему то я вас вижу как присутствие их в общем информационном поле вокруг себя. Так, периодически возвращаюсь на сайт, что то перечитываю, но … не могу понять, что то от меня ускользает. Поэтому наверное хотел спросить у вас совета, на что обратить внимание, при чтении знаков. Как начать читать знаки, они меня не покидают никогда. Так цифра в основном 222 вижу везде, во всем, постоянно. Так и иные ситуации случаются со мной, как люди, отражения их во мне, меня в них.

Время..оно пропало для меня и в тоже время молниеносно пролетает порой. Все космические события становятся всё ярче и ярче, отражаясь на мне и окружающих людях. Я вижу как состоя людей вокруг изменяются и при этом у меня внутри, в душе, полное спокойствие. Внутренний голос мне говорит о переменах, которые грядут. Но не тут то было… Я начал получать знаки, в виде дежавю, когда я ещё спал и сознание мое не работало. Пробудившись, я понял что душа моя вела меня верной дорогой и внутренняя природа моя освещала мне мой путь. На подсознательном уровне моментами я просто отдавался и верил, тем кто мне подсказывал.

В 2009 у меня случилась травма колена праввого…после занятия спортом…как оказалось я повредил мениск…Долгое время я не шёл к врачам (от них я давно отказался)…но однажды меня уговорила подруга сходить в травматологу. После рентгена врач отдал мне, только что заведённую карточку, под номером 222…с этого момента я ясно помню как обрубило одну двойку.

Зависимость 222 и реакция моего духа, практически полностью. Именно в момент появления цифр, я смиренно отдавал себя миру и Вселенной, веря в истинность мне дающегося. Неважно, какое оно, и что мне несет, благо или боль, для меня это всё благо, так как я расту в своем сознании и духе. После травмы колена, действительно время изменилось. Мое сознание определило поворот судьбы и.стало свободней от этого. Реализация намерений ускорилась в разы, потому что я видел как после каждого деяния мой путь обретал новые черты и возможности. Сейчас анализируя что со мной произошло, я понимаю что это именно так и должно было быть ибо я к этому шел всем своим существом.

До сих пор, этот знак 222, со мной… Они ведут меня настолько явно что я принимаю эту помощь, неоспоримо и божественно подчиняясь тому что мне послано. Я много искал ответ в интернете и своем сознании и попал в Индию. Там встретив Бабу, который уже знал, что я приду к нему и задам этот вопрос. Там я начал просыпаться и увидел как мир выглядит и что меня ждет. Он сказал, что это может быть мои ошибки, связаны с моим сном на яву. Сейчас мой путь терпок и изнурителен, но по моей воле, я иду своим путем и благодарю Господа за данные мне силы на этом пути.

Я в диалоге с собой и высшим своим проявлением. В борьбе с привязками своего ума, в последние 2 месяца. Я еду один на байке по Америке, и все мое существо переполняется радостью свершения данного события. Каждый значимый момент в моей жизни, освящён именно число 222. Это может быть, как правило в цифрах пробега, за что я без мерно благодарен этой помощи. Но природа этого, мне неизвестно, если у вас есть какая то мысль об этом, поделитесь, буду очень признателен.

Это даёт мне много, новых духовных сил на моём пути!

Сил и Света Вам и семье Вашей!

С Благодарностью Михаил. Добра да Тепла роду вашему!

Тема духовного перерождения является одной из ведущих в произведениях А.П. Чехова. «Ионыч», «Учитель словесности», «Невеста» - в этих рассказах она легла красной нитью, и именно на их примере нам и предстоит ее раскрыть.
Вспоминается В. Маяковский, фрагмент стихотворения «О дряни»:

Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее головы канарейкам сверните,
Чтоб коммунизм канарейками не был побит!

Разумеется, никакого Врангеля, революции (разве что внутренней, лично-духовной) и тем более коммунизма в рассказах Чехова нет и подавно, чего нельзя сказать про «канареек». Есть. И в избытке. Вот только бьют они пока еще не коммунизм, а нечто более ценное по христианским меркам – жизнь человека, дух и душу его. И не перестает Антон Павлович Чехов обличать гадкое мещанство во всей его развращающей пошлости, не устает и бросать в бой с ним все новых и новых так называемых «героев-идеалистов». Кто из них вязнет в этом болоте повседневности, кто карабкается до последнего дыхания – естественное противостояние для общества, в котором человек имеет право на личность. И чтобы все выше написанное сейчас не показалось пустой тратой слов, не касающейся темы эссе, я, перед тем как перейти к анализу вышеназванных произведений, сделаю подобие тезиса, целью которого будет служба мне в качестве ориентира. На мой взгляд, тема «перерождения души» у Чехова напрямую связана с темой «обывательщины»: мы можем увидеть, что у писателя либо обыватель становится героем-идеалистом, либо герой-идеалист становится обывателем. В первом случае, который мы рассмотрим через несколько мгновений («Невеста»; «Учитель словесности»), «обывательщина» является причиной, а герой идеалист – следствием. Во втором же следствием является обыватель, причина у героев разных рассказов (произведений) своя.
Итак, прошу вашего внимания, перед нами стоит молодая девушка двадцати трех лет. Мы можем ее поздравить: Надя скоро выйдет замуж. Но почему лицо ее так печально? Отчего же она так задумчива, что со стороны кажется, она сейчас заплачет? Почему мы не чувствуем в ней того трепетного ожидания, почему не видим то счастливое сияние, присущее этим юным особам в столь «волшебный» период их жизни? Посмотрите, как глубоко дышит Надя, как поднимается и опускается ее молодая грудь… Согласитесь, чувствуется не только майская свежесть, упоминаемая автором в начале рассказа, но и свежесть самой девушки – ее молодость. Так почему же она несчастна?..
К ней подходит на вид «несвежий» мужчина – это Саша, гость в доме Шуминых, проживающий у них каждое лето. Интересно, знает ли он, какую роль ему предстоит сыграть в судьбе этой юной девушки? У них завязывается разговор, из которого мы можем увидеть взгляд Саши на предстоящее замужество Нади. «Мне молодости вашей жалко», - говорит он. Здесь же и замечается совпадение слов его с ее мыслями, вот пример: Cаша: «То же самое, что было двадцать лет назад, никакой перемены», мысли Нади: «И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!». И это совпадение наталкивает меня на мысль о том что не от того ли героиня несчастна, потому что молодость ее на замужество в провинциальном городке жалко не только Саше, но и ей самой?
Что ж, здесь мы их покинем и промотаем время на несколько часов вперед… Ага! Вот! Только начинается рассвет, время около двух часов ночи, но девушка не спит: ей мешают уснуть собственные мысли. А может вместе с ними и ожидание? «Тик-ток, тик-ток… - лениво стучал сторож. – Тик-ток…». И стук этот, подозрительно напоминающий часы и в правду является отсчетом, таймером до «жизни новой, широкой, просторной».
В конце концов Саша уговаривает Надю поехать учиться в Санкт-Петербург. Она убегает из дома, поступает в университет и через год возвращается к родным, однако, ночной сторож все равно продолжат отстукивать на манер часов. И лишь только после Сашиной смерти мы его больше никогда не услышим, так как Надя снова уезжает на «большую землю», но уже «как полагала, навсегда».
Время встретить другого героя Чехова, а значит, и нашего эссе тоже (речь пойдет о рассказе «Учитель словесности»). Вот он заперся у себя в кабинете и делает в своем дневнике странную запись: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!». Его фамилия – Никитин. Он имеет все, что хотел в последние годы: «двухэтажный наштукатуренный дом» и красавицу жену в лице Мани Шелестовой, а так же место учителя словесности в гимназии. Чего же еще ему надо для полного счастья? Почему сейчас, сидя в своем кабинете, он со скрипом выводит на бумаге столь ужасающее «сойду с ума»? А дело в том, что мы с вами являемся свидетелями настоящей человеческой катастрофы – «утрачивания иллюзий». Это очень сложный и страшный этап в жизни, приносящий в нее много нового, в том числе и новые мысли. И «эти новый мысли пугали Никитина», и «он догадывался, что иллюзия иссякла и уже начиналась новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем», и он увидел, насколько скучны и ничтожны люди, окружающие его. Штукатурка осыпалась.
Далее, перед тем, как перейти ко второму случаю, представленным в моем эссе рассказом «Ионыч», я бы хотел обратить ваше внимание на выявляемое противопосталение «учебы» и «семьи». Цитирую героя-семьянина Нюхина из монолога в одном действии «О вреде табака»: «…я был когда-то молод, умен, учился в университете, мечтал, считал себя человеком…Теперь не нужно мне ничего!..». Героиня «Невесты» бежит от замужества в Петербург, чтобы начать учиться в университете. Я не сказал вовремя, но и Никитин, сидя в конце рассказа за столом в кабинете, думает «о том, что хорошо бы взять теперь отпуск и уехать в Москву и остановиться там, на Неглинном, в знакомых номерах», где прошли его студенческие годы.
Образ студента, «монаха-трудоголика» был всегда в почете у классиков, и согласитесь, что его романтическая основа, т.е. борьба героя с внешним миром, и является причиной того, что Чехов использует этот образ в своих произведениях.
И нам предстоит вернуться к анализу рассказов. Встретим же нашего последнего героя – доктора Старцева («Ионыч»). Читая рассказ «Ионыч», убеждаешься в том, что земский врач начале и в конце произведения – два абсолютно-разных человека. Первый – это герой-идеалист, не жалеющий сил и времени на свою работу. У него нет никаких удобств (он ходит пешком), но есть доброе сердце и любимая работа. Второй – это тип влиятельного обывателя. Старцев меняется тут как внешне, так и внутренне: он разжирел, имеет отдышку и большую практику в городе, ездит на тройке и все вокруг стремятся ему угодить, а «то, чего доброго, рассердится вдруг». Живет он один и скучно, «ничто его не интересует». Но что же послужило столь контрастному перерождению человека? «Единственной радостью», по словам Чехова, была у Старцева его невзаимная любовь к Котику. И именно отказ ее земскому врачу и послужил переломным моментом в его жизни. В самом деле, для чего вся эта идеалистическая тема, если нет в жизни любви?
Что ж, дайте мне еще пару строк на заключение. Сегодня мы просмотрели перерожение обывателя в героя-идеалиста в рассказах «Невеста» и «Учитель словесности» и обратный путь в рассказе «Ионыч», определили причины, приводящие к этому перерождению и смену бытия, происходящую при нем. Хочу еще раз сказать, что тема эта напрямую зависит от темы мещанства и имеет большую роль в творчестве А.П.Чехова.

Выставка подготовлена и проведена в рамках Рождественских образовательных чтений, проходимых во всех регионах нашей необъятной страны, в т.ч. и нашей Ванинско-Переяславской епархии. Приходом запланирован целый ряд мероприятий, посвященных этому событию- подготовке к встрече Рождества Христова. И книжная выставка первое из них. При Свято-Петропавловском храме существует богатейшая библиотека, которая собиралась за все 45 лет существования прихода.

Для книжной выставки мы в первую очередь старались подобрать знакомых нам уже очень давно и любимых авторов: протоирея Александра Торика, Юлии Вознесенской, Н. Сухининой, Н.В.Волгина,С.Манова, Горшкова. И выбор пал на эту литературу еще потому, что это последние поступления(приобретения) в фонд нашей библиотеки. Заодно и привлекли внимание прихожан к чтению православной художественной литературы, где очень сильно видно перерождение души во имя любви к ближнему Выставку провела и охарактеризовала каждое произведение матушка Акилина.

«Золотой святыни свет» воспоминания матушки Надежды-последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Книга посвящена главному делу жизни Великой Княгини Елисаветы- Обители, которая и сегодня зовет служить Милосердию каждого из нас- каждого живущего на земле.

«Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»- научное обозрение и богатая иллюстрация, история и значение Святых Мест, борьба Иерусалимского Патриархата и Святогробского Братства за их сохранение с самого начала до наших дней.

«Дальний угол, глухая сторона» книга из библиотеки дальневосточного казачества. В романе воссозданы достоверные события 17-го века, рисующие освоение русскими первопроходцами новых земель, «далекого глухого угла», Дальнего Востока. Внимание писателя привлекает не только судьба Пояркова, Хабарова, Степанова, исторических деятелей той эпохи, но и обычного человека-сотника Брулева, осознавшего в ходе тяжелых, сопряженных с многими опасностями походов их великую цель, в достижении которой не страшно отдать свою жизнь.

«Сокровенный мир Православия». Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры.

«Домашняя жизнь русского народа». Автор- выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров в своей книге создал живые картины прошлого, обращенные к будущему.; побуждает новые поколения читателей – пытливых, любознательных, мыслящих и деятельных- приобщиться к русским истокам.

«Святой России край»- о храмах Хабаровской епархии, в т.ч. и нашем- святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но еще тогдашнем, как мы говорим «старом».

«Флавиан»автор прот.Александр Торик, книга в 3-х частях. В 1-й книге рассказывается о том, как человек обремененный заботами о хлебе насущном и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога. Как постепенно герои повести постигают истинный смысл жизни.

«Димон» повесть этого же автора. Духовное перерождение.

«Эдесское чудо» автор Ю.Вознесенская. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенным св.Гурием,Самоном и Авивом, покровителями семьи, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

«Мои посмертные приключения» автор Ю.Вознесенская. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью.

«Самарянка» автор Горшков.Через непростые судьбы героев повести автор поднимает вопросы сложных человеческих отношений, рождения в душе веры в Бога, борьбы с грехом и соблазнами.

«Три лепты» автор С.Марнов. Три увлекательные истории о том, как человек может спасти свою душу в самых, казалось бы, гибельных обстоятельствах.

Сборник рассказов «Непридуманные истории»- о вере, о помощи Божией, о чудесных случаях из жизни простых людей.

«Алтарь затворенный» автор В.Н.Волгин. В своих рассказах автор во время страшных безбожных гонений и беззаконий, обрушившихся на родную землю отыскивает зерна христианской любви, описывает людей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.

«Полет одуванчиков» автор Н. Сухинина. Все мы по разному представляем большую любовь. Но есть однажды и навсегда данный, утвержденный свыше,- закон, в котором понятие любви однозначно: это Божий закон, это- любовь по Господним меркам. Именно об этом написано в повести.

«Неугасимая лампада « автор Б. Ширяев. Автор, прошедший через все «круги ада» соловецкого лагеря рассказывает о духовном подвиге тех, кого не сломила жестокость богоборческой власти, бессильной перед тем главным, что есть в каждом человеке — «Неугасимой лампадой Духа.»

«Паломничество Ланселота» автор Ю.Вознесенская и 2-я ее часть «Путь Кассандры или приключение с макаронами». Это роман-антиутопия о будущем. Предупреждение обществу об опасности духовной деградации и насилия. Идет описание увлечения подростка-девочки компьютерными сетями, к чему это приводит и влияние верущей бабушки на нее и итог: душевное и духовное перерождение.