Упражнения по актерскому мастерству для начинающих. Интересные упражнения для развития актерского мастерства

Методы, развивающие актерское мастерство, на сегодняшний день очень популярны как у взрослых, так и у детей. Причиной этому являются требования, которые ставит сама жизнь: умение адекватно реагировать на внешние раздражители, быстро действовать в критических ситуациях, четко и ясно выражать свои мысли.

Последнее качество наиболее востребовано теми, кто по роду деятельности связан с общением: , лекторы, сотрудники компаний, часто представляющие презентации или делающие доклады. Основные способы, помогающие развить в себе скрытые таланты, будут представлены ниже.

Основные правила для начинающих

Обычно тренировку начинают с самых простых приемов, однако это вовсе не означает, что они примитивны или неэффективны. Более того, многие из них успешно применяются в ведущих актерских школах. Итак, основы актерского мастерства включают в себя:

  • приемы для достижения выразительности (пантомимы, небольшие сценки);
  • кто назовет побольше слов на букву;
  • сам себе имитатор;
  • задание на фантазию (придумай биографию).

Кроме этих, существуют и другие методики – всего их достаточно много. В общем-то, не обязательно подводить научную базу или упорядочивать какие-то свои наработки – лишь бы они действовали. Например, раньше у детей была очень популярна игра «испорченный телефон» – а ведь с ее помощью тоже развивается умение слышать, импровизировать, иногда перевоплощаться.

Пантомима известна очень давно, она, можно сказать, входит в секреты актерского мастерства. Мим должен уметь передать с помощью пластики, движений, неуловимых жестов все, что угодно: настроение, действие, событие. В древней Греции актеры с помощью пантомимы передавали разные характеры и даже персонажей. Учитывая, что обычно состав труппы был строго лимитирован (причем в нее входили только мужчины), это требовало недюжинного таланта.

Из народных забав к пантомиме очень близка игра под странным названием «Крокодил». Ведущий, по заданию участников, должен исключительно жестами (не говоря ни слова) описать слово, фразу, поговорку, действие, при этом ему придется приложить максимум усилий, чтобы остальные игроки смогли разгадать ребус.

Упражнения со словами на определенную букву развивает образное мышление, учит нестандартному восприятию мира. Ближайший аналог – игра в города. Может быть рекомендована для развития актерского мастерства для детей. Тренирует память, скорость реакции, воображение, развивает кругозор. Имитация основана на способности повторять чужие манеры, речь, походку.

Ею блестяще владеют пародисты. Смотришь выступление талантливого имитатора, изображающего известную личность, и удивляешься: внешне они совсем не похожи, но все остальное – как 2 капли воды! Умение «развоплотиться» в другой типаж помогает создать образ, соответствующий роли, и сделать это максимально глубоко.

Задание на фантазию пригодится во время поездки в транспорте: можно, глядя на случайных попутчиков, в уме представить себе, чем этот человек занимается, где работает, какой у него темперамент, привычки. Задание усложняется, когда известны точные данные о человеке, но тот, кто его описывает, их не знает.

Классический пример – Шерлок Холмс подшутил над своим другом доктором, предложив ему составить «портрет» прохожего (который на самом деле оказался братом детектива). Для увлекающихся различными эзотерическими практиками существует подобное упражнение: им нужно, волей воображения, представить, что они находятся в незнакомом городе или абсолютно чужом месте и постепенно адаптировать себя к привычному состоянию.

Важно. Во время занятий требуется не столько быстро научиться пользоваться приемами, сколько сосредоточиться на качестве их выполнения. И, разумеется, не бояться экспериментировать.

Упражнения на развитие внимания

Элементы , направленные на внимательность (концентрацию), являются основой работы артиста. Человека всегда окружают предметы, другие люди, мешающие выполнять свою работу с максимальной отдачей, безошибочно и точно. Актеру необходимо уметь, невзирая на раздражающие факторы, за краткий период времени полностью «отключиться» от внешнего мира, сосредоточившись на поставленной задаче (воплощении образа).

Одним из самых простых способов, как научиться актерскому мастерству дома, является техника обратного отсчета. Для этого нужно, закрыв глаза, ровно, в одном и том же темпе считать от 100 до 1. При этом тренирующийся сохраняет ровное и глубокое дыхание, стараясь представить себе образ каждого числа.

Второй способ связан с умением концентрироваться на определенном предмете. Следует занять удобное положение, сосредоточившись на какой-нибудь вещи, например, минутной стрелке часов. Очень важно представить себе, что ничего другого, кроме данного предмета, не существует. Подобной практикой пользуются гипнотизеры и психотерапевты, когда вводят пациента в состояние глубокого транса.


В чем состоит особенность упражнений на внимание для детей

Актерское мастерство для детей 3 лет и более позднего возраста заключается в тех же упражнениях, что и для взрослых, но менее сложных. Например, распространенная игра «найди несколько отличий». Ребенку показывают две картинки, которые отличаются друг от друга. Поначалу допускается подсказывать, подталкивать детей в нужном направлении. Постепенно малыш учится самостоятельно находить требуемые детали, выбирая все более сложные задания.

Важно. Особая тонкость требуется в умении заинтересовать ребенка, внести в задачу элемент игры. Если неосторожным словом, действием отбить у ребенка охоту к занятию, увлечь его снова будет не так-то просто.

Как помогают раскрыть талант пантомимы

Умение передавать эмоции и тонкие переживания с помощью жестов, пластики, танца известно достаточно давно. Известные примеры данного актерского мастерства для взрослых – уличные артисты, цирковые клоуны, японский театр Кабуки. Цель артиста – имея в своем пользовании ограниченный арсенал средств (грим, костюмы), максимально точно донести зрителю желаемое. Для этого нужен настоящий талант.

Тем более, актеры гримируются в особом, минималистском стиле, делая основной упор на передаче замысла языком тела и жестов. У Сомерсета Моэма в его книге «Театр» главная героиня, ведущая актриса, в совершенстве владела искусством держать паузу – и с помощью этого приема она отлично играла любую роль.

Практикующийся в пантомиме должен научиться неуловимыми движениями, поворотом корпуса, наклоном головы передавать эмоции: гнев, печаль, радость, отчаяние, причем так, чтобы у зрителей создавалась полная иллюзия происходящего, без доли сомнений.


Как правильно развивать координацию

Умение пластично и точно двигаться или координация отлично помогает в совершенствовании актерского мастерства для подростков. Приучить вестибулярный аппарат к ориентации в пространстве призваны танцы, подвижные игры, в том числе и командные, занятия спортом.

Одновременно подобные занятия способствуют развитию гармоничной личности – полностью в соответствии с изречением Чехова, который считал, что в человеке должно быть прекрасно все. Некоторые виды спорта, например, теннис, одновременно воздействуют на укрепление мышц и развитие глазомера. Выполнение сложных, требующих высокой концентрации движений в фигурном катании или гимнастике, также достигается упорными тренировками. А вот в актерское мастерство для моделей входят упражнения по умению легко и пластично двигаться, а также чувству баланса.

Начать можно с азов: учиться стоять на одной ноге, удерживая равновесие. Или кидать мяч в стену, пытаясь поймать его на отскоке (более сложный вариант – стоя на одной ноге). Хорошо развивают координацию игры, требующие двигаться по сложной схеме, при этом выполняя какое-то задание: баскетбол, футбол, хоккей.

В актерское мастерство для начинающих входят упражнения по сохранению равновесия на спортивном брусе или бревне, бег с препятствиями.


Примеры упражнений и этюды

Неважно, требуется актерское мастерство для жизни или просто как хобби, для его развития каждый сам способен разработать несколько основных упражнений, повторяя которые, вполне реально добиться ощутимых результатов:

  1. Упражнение перед зеркалом. Глядя на свое отражение, читать с выражением стихотворение, петь, стараясь максимально полно передать эмоции. Помогает подготовиться к публичным выступлениям, вырабатывает дикцию и снижает порог страха перед публичными выступлениями.
  2. Изобразить настроение. Попытаться , положением тела, мимикой переполняющие эмоции (например, радость). Для этого нужно представить какое-то яркое событие, буквально ощутить его снова и сыграть, создать образ счастливого человека. В эту же категорию относится совет, как научиться плакать с помощью актерского мастерства: нужно вспомнить в своей жизни какое-то печальное, невыносимое событие (личную трагедию, душевное переживание) и заставить себя вновь пережить его.
  3. Свободная импровизация. Найти уникальный образ, воссоздать его по мельчайшим деталям (походка, речь, поведение, акцент) и с их помощью довершить портрет. Можно делать дружеские шаржи на друзей и знакомых, а потом спросить у них, насколько удачной оказалась копия.

Внимание. Во время любого упражнения важно не переигрывать, полагаться на искренность и тонкость переживаний, а не на чрезмерное акцентирование внимания на внешних проявлениях эмоций.

В заключение

Не существует абсолютно универсальных методик того, как научиться актерскому мастерству – есть только общие рекомендации. А уже на их основе любой – преподаватель, студент, бизнесмен, начинающий артист в состоянии развить свои природные таланты или приобрести новые навыки.

Хорошие актеры вживаются в любую роль. Все профессионалы читают сценарии, репетируют монологи, а также идут на творческие эксперименты на курсах актерского мастерства. Хорошая игра выглядит так, будто дается без усилий, но на самом деле в нее вкладываются колоссальные старания. Следующие рекомендации помогут вам стать первоклассным актером.

Шаги

Подготовка своими силами

    Записывайте монологи и короткие сценки. Купите сборник монологов онлайн или в печатном виде и репетируйте множество ролей. Выберите монолог и прогоните его 2–3 раза, после чего запишите свою речь на видео. При пересмотре обращайте внимание на слабые моменты, удачные фразы, а также записывайте идеи по усовершенствованию своей игры. После этого заново повторяйте и записывайте монолог, пока результат вас не устроит.

    Наблюдайте за любимым актером. Смотрите и пересматривайте любимые сцены. Как выглядят движения актера? Какие слова подчеркиваются в каждой реплике? Как актер ведет себя в момент молчания? Недостаточно просто смотреть на любимых актеров. Изучайте их манеру игры.

    Сосредоточьтесь на дикции или манере речи. Все актеры должны произносить фразы четко и уверенно. На помощь снова придет видеозапись. Вслушивайтесь в свой голос и обращайте внимание на нечеткие фразы. Учитесь говорить четко с различной громкостью и скоростью, чтобы каждое слово источало силу и убежденность.

    Практикуйте "холодное чтение". При холодном чтении вам дают реплики и просят отыграть их без подготовки. Такое задание часто попадается на пробах. Задача может показаться пугающей, но она помогает усовершенствовать актерские навыки и научиться импровизировать, благодаря чему актер становится уверенным в себе.

    Вживайтесь в различные роли, персонажей и людей. Лучшие актеры подобны хамелеонам – они растворяются и вживаются в каждую роль. Для этого необходим богатый эмоциональный опыт. Смотрите фильмы и пьесы, читайте информацию и делайте заметки, чтобы увидеть мир глазами персонажа. Это особенно важно при подготовке к конкретной роли. Углубитесь в роль, исследуйте вопрос, чтобы полностью погрузиться в персонажа.

Подготовка к роли

  1. Прочитайте сценарий несколько раз. Для хорошей игры необходимо уловить весь сюжет, а не только свою роль. Актер должен не выделяться, а стать винтиком в большом механизме истории. Для этого потребуется понять сюжет, все темы и мотивы, а также собственную роль.

    • Проанализируйте весь сюжет и вернитесь к сценам со своим персонажем. Прочитайте их еще пару раз, а затем сосредоточьтесь на роли и словах персонажа.
    • Как бы вы резюмировали суть фильма в 1-2 предложениях? А свою роль?

Театральные студии, тренинги и курсы актерского мастерства уже давно пользуются популярностью не только в кругу профессионалов. В современном мире существует масса сфер деятельности и профессий, где владение телом, голосом, речью и способность управлять своим психологическим состоянием является важной составляющей успеха. Кроме того, эти навыки незаменимы и в повседневной жизни. Театральное искуство уже давно перестало быть просто профессией для одних и хобби для других. Актерские техники и приемы постепенно внедряются в тренинги личностного роста, арт-терапию, психологию.

Попробуем разобраться, какие задачи призваны решать курсы актерского мастерства, а также на что следует ориентироваться при выборе актерских курсов, их направлений и программ, чтобы достичь максимального результата.

Кому нужны курсы актерского мастерства?

Кто-то мечтает стать актером с детства и принимает решение сделать актерское мастерство своей профессией, поступая в театральный ВУЗ. Другие стремятся к самосовершенствованию и развитию личности и, чувствуя в себе скрытый потенциал, хотят реализовать его на сцене или перед камерой. А некоторые чувствуют необходимость развивать навыки коммуникации и желают освоить мастерство ораторского искусства, технику речи и владения голосом, в дальнейшем используя их для общения, ведения успешных деловых переговоров и бизнеса.

Итак, кому и зачем нужны курсы актерского мастерства, и какие задачи они призваны решать?

Страх публичных выступлений

Яркий свет ослепляет, во рту пересохло, внизу, в полутьме – две сотни внимательно глядящих на вас глаз. Нет, это не камерный театр, и вы – отнюдь не его актер. Вы всего лишь выступаете с дружественным докладом перед партнерами компании на корпоративной конференции. Никаких последствий это выступление для вашей карьеры иметь не будет – от вас требуется лишь сказать несколько приветственных слов и зачитать доклад, который вы знаете назубок. Так откуда же эти трясущиеся руки и холодный пот во всю спину?

Добавим сюда же сбивчивую невнятную речь, глупые речевые ошибки, нервную жестикуляцию не к месту, и жалкую улыбку-заискивание, адресованную людям в зале. Неужели от всей этой ситуации можно получить удовольствие, и даже вдохновение? Выступление перед аудиторией было вашим кошмарным сном со студенческих лет и это уже не изменить – уверены вы. Между тем, за достаточно короткое время можно превратить 20 минут подобного позора в 20 минут персонального триумфа. Чтобы это случилось, достаточно сделать запрос в поисковике «школа актерского искусства киев» или «театральная студия киев» и записаться на курс для начинающих.

Актеры по жизни

Мы все немного актеры. Мы драматически всплескиваем руками перед большеглазым малышом и говорим – Ах! Собачка унесла твою соску! Мы загадочно держим паузу, падаем на колени, протягивая кольцо любимой и произнося заветные слова. Мы трагически закатываем очи долу, кокетничаем, «в угол, на нос, на предмет» – все это наши актерские таланты, которыетеатральная студия DramaSchool

реализовываются подчас совершенно бессознательно, без отчета самому себе в лицедействе. А ведь актерство – это серьезный инструмент человеческого общения. Мастерство лицедея уместно не только в «Гамлете». Наша жизнь – это набор игровых ситуаций: мы небрежно-ленивы в быту, в кабинете начальника – сдержанно-вежливы, на отдыхе – очаровательные рубаха-парни, и все указанные и многие другие роли могут быть сыграны в течение пары часов, но управлять ими, включать их сознательно в нужные моменты своей жизни умеет далеко на каждый человек. Но если вы обладаете этим талантом и мастерством – вы владеете своим миром. Речь не идет об исключительном доминировании и бесконечной успешности. Но в сложных жизненных ситуациях суметь выйти за границы своего «я», взглянуть на себя со стороны, переключиться из минорной тональности в мажорную при помощи небольшого «спектакля», жеста – это очень ценные качества, мастерство, которому современное общество рукоплещет.

Курс актерского мастерства – это способ заглянуть внутрь себя, переосмыслить собственную личность, разложить по полочкам свои чувства и определить, каким образом они являются окружающим и являются ли вообще. Нарушенная коммуникация с социумом, по мнению психологов – одна из острейших проблем современного горожанина, ведущая к депрессиям и психозам. Умение открывать себя, выплескивать копящиеся внутри рефлексии и комплексы через актерскую игру – это психотерапевтический инструмент, который, определенно, необходим каждому жителю большого города.

Применение навыков актерского мастерства в повседневной жизни и бизнесе

Помимо приобретения и повышения уровня мастерства, актерские тренинги помогают раскрыть творческий потенциал личности и скрытые способности. Ведь, как правило, в процессе обучения много внимания уделяется не только актерским методам и специальным техникам, но и психологической составляющей. Результатом становится раскрепощение, снятие внутренних зажимов, устранение страха перед сценой и аудиторией.

В подавляющем большинстве программ актерских тренингов есть целые дисциплины или отдельные уроки, помогающие научиться управлять своим телом, поставить голос и дыхание. Некоторые из программ направлены на то, чтобы овладеть основами ораторского искусства и техникой речи. Подобная работа над собой позволяет развивать навыки коммуникации, умение слушать и слышать собеседника, научиться правильно и красиво говорить, подавать и доносить информацию, умение увлечь и повести за собой, что является незаменимым опытом в деловом общении и бизнесе.

театральная студия киевАктерские курсы помогают освоить сложное мастерство импровизации и способность креативно мыслить, которые так часто необходимы нам в разных сферах деловой и повседневной жизни.

Приобретенное на курсах актерского мастерства умение владеть голосом и телом, а также управлять своим эмоциональным состоянием позволит человеку более свободно и продуктивно общаться с любым собеседником и избавиться от страха перед аудиторией, поможет везде чувствовать себя раскрепощенным и уверенным, что всегда будет выгодно отличать его в деловом и личном кругу.

Несомненно, обучение актерскому мастерству – это мощный прорыв в развитии личности человека, очень актуальный не только с точки зрения профессионального роста, но и в повседневной жизни.

Итак, курсы мастерства актера нужны абсолютно всем. И это не голословное утверждение, ведь практика показывает, насколько сильно влияют знания по мастерству на личность. Мастерство актера, прежде всего, приучает к максимальному взаимодействию: с людьми, обстоятельствами и ситуацией.

Если подытожить, то посещая театральную студию или курсы актерского мастерства, вы получаете ряд ценных преимуществ. А именно:

На порядок повышаете уровень своей коммуникабельности;

Получаете основы риторики, грамотной и объемной речи;

Учитесь не бояться сцены и аудитории.

Театральная студия или тренинговый центр

Что касается актерских курсов, тренингов и театральных студий в Киеве, то предложений очень много и они очень разнообразны.

Тут важно очень четко понимать, что именно вас интересует и какова цель вашего обучения. Если вы заинтересованы не только в личностном развитии, но и творческой реализации, тогда вам стоит обратить внимание на театральные студии. В них, как правило, для учеников организовывают показы и выступления на зрителя. Длительность обучения может колебаться от нескольких месяцев, до нескольких лет, что позволяет со временем выйти на достаточно серьезный уровень овладения актерским мастерством и продолжить свой творческий путь в любительском театре.

Если же вам необходимо быстро овладеть определенными навыками, тогда вам целесообразней будет пройти краткий тренинговый курс.

У длительного обучения есть одно преимущество – чем дольше, вы обучаетесь, тем лучше усваиваются полученные вами знания.театральная студия DramaSchool А опыт публичных выступлений, который предлагается театральными студиями, станет для вас бесценным. В случае же краткосрочного обучения, вы экономите время и получаете выжимку из необходимой информации и упражнений, то есть максимально концентрированный объем знаний и навыков. Ничего лишнего. Но быстро приобретенные знания грозят так же быстро забыться. И, например, если ваша проблема – зажимы в теле, которые мешают работе на публике, то справиться с ними можно только путем длительных тренировок и упражнений. Или же продолжать самостоятельную работу над собой после прохождения тренинга.

Под вывеской различных курсов очень часто оказывается предприятие по выкачке денег. Если вас всего за две недели обещают сделать суперзвездой кино, театра или ТВ, то это повод задуматься стоит ли доверять этим обещаниям.

На что обратить внимание при выборе курсов актерского мастерства

Итак, вы осознали, что обучение актерскому мастерству добавит вашей личности и жизни новых красок и нот. И это действительно произойдет. При условии, что вы не ошибетесь с выбором творческой студии. На что же необходимо обратить внимание при выборе студии?

На педагогический состав, разумеется, в первую очередь. Он должен быть квалифицированным, но не обязательно «звездным». У именитых педагогов, особенно у актеров, не всегда есть время уделять должное внимание своим ученикам в силу постоянной занятости. В идеале, у каждого направления должен быть свой педагог.

Не спешите платить за мастер-классы так называемых "звезд" . То, что вы послушаете интересные истории из их жизни ничем не поможет вашему росту. Ведущие ТВ, известные актеры и певцы на подобных мероприятиях, как правило, не дают ни практических ни теоретических знаний. Но если вам интересен их путь к успеху, тогда, пожалуй, стоит их посетить.

На идеологию школы. Она должна быть близка вам. Фундаментально или необременительно легковесно? Теоретично или практично? Что нужно вам на самом деле – поймите это из комментариев в интернете и через личную беседу с преподавателями, кураторами курсов.

На дисциплины. Желательно, чтобы ваш курс содержал не только актерское мастерство, но как минимум сценическую речь и основы сценического движения. Но в то же время, когда в рамках обучения вам предлагают еще десяток взаимодополняющих курсов, тогда есть риск не научиться вообще ничему.

На условия проведения занятий. Помещение для обучения актерскому мастерству должно быть комфортными для вас. Не обязательно это будет зал с дорогим ремонтом, главное чтобы вам было удобно работать. Ученики должны переодеваться в удобную тренировочную одежду и сменную обувь. Это не только помогает расслабиться и переключиться на процесс обучения, но и способствует элементарному комфорту и гигиене. Группа не должна быть многочисленной, не более 14-16 человек.

На стоимость обучения. Сколько платить – это вопрос, конечно же, индивидуальный. Но актерские курсы в силу своей специфики, как правило, стоят дороже некоторых других творческих направлений, таких, например, как танцы. Цена колеблется от 350 – 700 грн. за месяц обучения (2-3 занятия в неделю) до 2500 грн. за двухдневный тренинговый курс. Есть, конечно, и более дорогие варианты обучения, а иногда попадаются и бесплатные курсы, но качество обучения на них остается под вопросом.

Если вы все-таки не можете определиться какую же театральную студию вам выбрать, тогда сходите на пробное занятие, познакомьтесь с педагогом, посмотрите, кто занимается в группе. Что бы понять чему вы можете научиться, стоит сходить на показ или выступление учеников студии.

И, конечно же, театральная студия так же приглашает вас на свои занятия. Мы организовываем Дни открытых дверей, открытые показы творческих работ наших учеников и предлагаем пробные занятия для всех желающих. Ждем вас!

Теоретические основы актерского мастерства
Но сейчас вернемся на первый курс. Постижение режиссуры через актерское мастерство - это ключевое свойство школы, которую я представляю. Иногда меня спрашивают: почему так много внимания уделяется именно актерскому мастерству? Отвечу просто: потому что актер - важнейшая фигура театра, его «материал». Значит режиссер должен научиться работать с актером - в первую очередь. А как? Я знаю единственный путь: познать всей своею психофизикой (а не только умом постигнуть) законы актерского искусства. Побывав в «актерской шкуре», практически изучив симптомы «болезни» актера и способы их излечения, режиссер скорее сумеет увидеть его ошибки и помочь их преодолеть - он знает, какое «лекарство» действует, полезно, и предлагает его актеру взамен бесплодных разговоров. Станиславский говорил, что «...на нашем языке познать - означает почувствовать, а почувствовать - равносильно слову уметь». Каждый режиссер должен быть хотя бы до известного предела актером. Важно, чтобы он практически познал актерскую психотехнику, приемы, подходы к роли, к творчеству, сложные ощущения, связанные с публичным выступлением. Без этого режиссер не поймет актеров и не найдет общего языка с ними. «Пусть же студенты режиссерского факультета сами, на собственных опытах, ощущениях познают то, с чем им все время придется иметь дело при работе с артистами» , - настаивал Станиславский.
Следуя завету мастера, в режиссерской школе Товстоногова большое значение придается актерским потенциям абитуриентов, поступающих на режиссерский курс, и при прочих равных талантах экзаменующихся предпочтение всегда отдается тем, кто актерски одарен, кто обладает актерской природой. Режиссера, умеющего работать с актерами, Товстоногов называл «режиссером корня». Становление «режиссера корня» начинается именно на первом курсе.
Теоретическое познание законов актерского искусства - важный этап на этом пути.
Духовное обогащение личности происходит непрерывно, под воздействием различных факторов. Творческий материал, питающий, развивающий режиссера, нужно искать повсюду. Станиславский справедливо замечал, что художественные впечатления, чувствования, переживания «...мы почерпаем как из действительности, так и из воображаемой жизни, из воспоминаний, из книг, из искусства, из науки и знаний, из путешествий, из музеев и, главным образом, из общения с людьми» . Выделим пока два слова - «из науки и знаний». Школа с самого начала погружает студентов в атмосферу единства практики с ее теоретическим осмыслением. «Нельзя передать то, чего не понимаешь, нельзя передать стихийную силу таланта, можно передать только школу» - эти слова Михаила Чехова можно адресовать противникам научных знаний.
Законы органического творчества, открытые Станиславским, освобожденные от буквалистики, от примитивных, схоластических трактовок, составили основу теоретического курса режиссерской школы первого года обучения. Термины, понятия системы Станиславского, рождавшиеся в живой театральной практике, в процессе проб и ошибок, экспериментирования, неоднократно уточнялись, переосмысливались, утрачивали свое первоначальное содержание, наполнялись новым смыслом. Прошли годы, и Товстоногов с горечью констатировал: «Терминология превратилась в стертые, девальвированные, ученически затрепанные понятия, за которыми не встает ничего живого, чувственного и реального». А если это так, то и сама методология лишается смысла и, следовательно, становится чем-то необязательным и бесполезным. Беда именно в том, что многими педагогами утеряна смысловая терминологическая точность, беда в том, что часто методология существует в виде общих слов. «Вместо точного и практически бесценного метода, данного нам Станиславским, вместо использования его как подлинно профессионального оружия, мы превращаем его в режиссерский комментарий по поводу, оснащая для убедительности набором терминов» . Беспокойство Товстоногова вполне обосновано, ведь практически все понятия учения Станиславского весьма разнообразно и порой совершенно произвольно трактуются. Как часто студенты и театральные педагоги используют одни и те же слова (например, «действие», «общение», «интонация»), но вкладывают в эти термины совершенно различный смысл. Кажется, что, употребляя общую терминологию, люди театра говорят на одном языке, но на деле (когда узнаешь, какое содержание подразумевают они под тем или иным понятием) становится ясно, что они думают совершенно о разном и не понимают друг друга. Общность профессиональных слов - еще не общность творческого языка. Выработка четкого и ясного терминологического языка в рамках единой режиссерской школы помогает общению профессионалов, сокращает время и путь к взаимопониманию.
Станиславский стремился создать актерскую «таблицу умножения», профессиональную азбуку, без которой не обходятся ни живописцы, ни поэты, ни композиторы. Товстоногов справедливо считал, что такая азбука необходима и режиссерам.
До сих пор среди деятелей искусства распространено отвращение к терминам, типологии, классификации, так как они носят характер общего, а не индивидуального. Но ведь именно общие свойства позволяют познать явление в контексте многообразных связей. Школа учит не путать свободу и произвол. Свобода - вознаграждение за знания, а произвол - следствие пренебрежения к знаниям, он сродни невежеству, дилетантству. Умение, основанное на знании, - предпосылка профессиональности режиссера, его и должна дать школа. Но подчеркну - знании законов и закономерностей, а не рецептов, шаблонов и штампов. С этой целью и создавалась профессиональная теория.
Теории режиссуры, как известно, не существует, хотя в общей теории театра, в родственной теории актерского мастерства, в мировой режиссерской и педагогической практике содержится богатейший материал для нее. Потребность в научном осмыслении режиссерской профессии с каждым годом ощущается все острее. Огромный режиссерский и педагогический опыт Товстоногова позволил ему вписать существенные страницы в эту науку. «Я совершенно сознательно, - признавался мастер, - время от времени останавливаюсь на подробной расшифровке отдельных терминов системы, потому что в большинстве случаев режиссеры и актеры пользуются ими просто варварски. Терминология Станиславского и Немировича-Данченко утратила свой первоначальный смысл и превратилась в набор формальных словесных обозначений, в которые каждый режиссер вкладывает одному ему понятный и удобный смысл» . Опершись на учение Станиславского, Товстоногов создает единый терминологический язык своей школы. В курсе лекций первого года обучения этот терминологический аппарат широко используется.
Уверена, что знакомство с лекциями по теории режиссерской профессии было бы интересно читателям. Но они достаточно объемны - около 1500 страниц. Потребуется не одна книга, чтобы их изложить. Поэтому я ограничусь только отдельными фрагментами лекций первого курса, описанием содержания лишь тех понятий, терминов, без которых невозможно понять дальнейшее, в частности основные принципы метода действенного анализа.
Но начну я с перечня тем лекций первого курса, чтобы дать общую картину, на фоне которой осуществляется практическое освоение основ актерского мастерства.
1 Введение в профессию.
2 Сверх-сверхзадача художника.
3 Художественный образ.
4 Специфические особенности театрального искусства.
5 Система Станиславского. Цели, задачи. Искусство «представления» и искусство «переживания» - как искусство «действия».
6 Законы актерской психотехники. Элементы системы Станиславского.
7 Сценическое действие.
8 Предлагаемые обстоятельства.
9 Воображение - ведущий элемент системы.
10 Сценическое внимание.
11 Мышечная свобода.
12 Темпо-ритм действия.
13 Сценическое отношение.
14 Событие - неделимый атом сценического процесса.
15 Сценическая оценка - как процесс перехода из одного события в другое.
16 Упражнения на память физических действий и ощущений - гаммы актерского искусства.
17 Взаимодействие. Общение.
18 Словесное действие. Подтекст.
19 Мыслительное действие.
20 Видения. «Зоны молчания».
21 Физическое действие.
22 Сквозное действие и сверхзадача артиста-роли.
23 Характер и характерность.
24 Перевоплощение.

Последовательность изложения этих тем, разумеется, может частично варьироваться, меняться. Однако в формулировках узловых понятий теории важно сохранить точность, потому что, как утверждает современная психологическая наука, «...осознание немыслимо без наименования, то есть без обозначения осознаваемого точным словом, без вербализации» .
Цель системы Станиславского - найти сознательные пути пробуждения подсознания актера и затем - не мешать этому подсознанию творить. Элементы системы - это законы органической жизни, естественного поведения человека. Они не должны быть нарушены в противоестественных сценических условиях. Элементы системы - элементы действия. Они связаны между собою, неотрывны друг от друга (система!). Недооценка актером хотя бы одного, невладение даже одним из этих элементов приводит к разрушению всего действенного процесса. Отсюда - «тренинг и муштра!», - как предлагал Станиславский.
Действие - единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и в пространстве. В этой формулировке важно каждое слово; убрать любое - значит уничтожить смысл понятия. Вот как коротко можно прокомментировать эту формулу. Прежде всего необходимо акцентировать в действенном процессе неразрывность психологического и физического, их единство. Следует помнить, что понятие «физическое действие» - условно; конечно же, у Станиславского речь идет о психофизическом действии, просто в предложенном названии выражено стремление подчеркнуть именно физическую сторону действенного процесса. Не понимая этого, часто физическим действием называют всего лишь физическое механическое движение. Запомним же, что физическое действие в учении Станиславского - это всегда действие психофизическое. В этом ценность его открытия: точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу актера. Вот как писал об этом Станиславский: «...физическое действие легче схватить, чем психологическое, оно доступнее, чем неуловимые внутренние ощущения; потому что физическое действие удобнее для фиксирования, оно материально, видимо, потому что физическое действие имеет связь со всеми другими элементами. В самом деле, нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» . Открытие Станиславского основано на законе органической взаимосвязи психических и физических процессов в человеке.
Действие - это процесс. Следовательно, оно имеет начало, развитие, имеет конец. Как же начинается сценическое действие, по каким законам развивается, почему и как заканчивается или прерывается? Ответы на эти вопросы объясняют суть процесса.
Побудителем наших действий в жизни является объективно существующий мир, с которым мы постоянно находимся во взаимодействии посредством обстоятельств, создаваемых нами, или обстоятельств, существующих независимо от нас. На сцене - это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс. Закон сценического бытия - закон обострения предлагаемых обстоятельств. Крайнее обострение обстоятельств активизирует действие, в противном случае оно будет протекать вяло.
Действие рождается одновременно с появлением новой цели, достижению которой сопутствует борьба с различными обстоятельствами малого круга. Предлагаемые обстоятельства малого круга - непосредственный повод, импульс действия; они реально влияют, воздействуют на человека здесь, сейчас; с ними вступают в конкретную борьбу. Конфликтность - движущая сила сценического действия. Борьба с предлагаемыми обстоятельствами малого круга за достижение цели составляет главное содержание действенного процесса. Развитие его сопряжено именно с этой борьбой, с преодолением препятствий на пути у цели. Препятствия могут быть различного характера: со знаком (-) и со знаком (+), то есть - могут мешать движению к цели (-) или помогать (+).
Действие заканчивается либо с достижением цели, либо при появлении нового предлагаемого обстоятельства, меняющего цель, соответственно рождающего новое действие. Не зная цели и предлагаемых обстоятельств малого круга, нельзя говорить о действии.
Как видим, в определении сценического действия присутствуют:
1 Цель (ради чего?)
2 Психофизическая реализация (что делаю для достижения этой цели?)
3 Приспособление (как?)
Напоминаю финал определения: «Действие - процесс, каким-либо образом выраженный в пространстве и во времени». Здесь важна временно-пространственная характеристика театрального искусства, связанная с проблемой зрелищности, яркой отточенной формой, с темпо-ритмической организацией, определяющей развитие события во времени. При этом особенно следует подчеркнуть импровизационную сущность действия, его многовариантность; сказано: «процесс - каким-либо образом выраженный», а не раз и навсегда утвержденный, как это происходит в искусстве «представления». Так называемое искусство «переживания», которое мы исповедуем, - это живое, всегда импровизационное творчество актера.
Повторю, что действие - единый психо-физический процесс. Однако, стремясь проанализировать столь сложное явление, условно его разделили на три составные: мыслительное, физическое и словесное действие. Такое разделение помогает выявить в каждом конкретном случае преимущественное значение либо словесной, либо физической, либо мыслительной стороны единого процесса действия. При этом следует помнить, что мыслительное действие всегда сопровождает и физическое, и словесное.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что нельзя путать физическое действие - как акцию, всегда целенаправленную, психо-физическую, с физическим движением (не действием!), которое может являться лишь приспособлением (как?).
Продолжим разговор о предлагаемых обстоятельствах. Как известно, творчество в театре начинается с магического «если бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать реальность. Предлагаемые обстоятельства - это и есть множество «если бы», они приводят в движение действие, развивают его. Из всей суммы обстоятельств жизни человека автор совершает строгий отбор. Чтобы в этом обилии обстоятельств разобраться, привести их в систему, целесообразно все обстоятельства условно разделить на три круга: обстоятельства малого круга, стимулирующие, определяющие процесс борьбы в событии; обстоятельства среднего круга, охватывающие всю пьесу, определяющие развитие сквозного действия человека-роли; и обстоятельства большого круга, лежащие за пределами пьесы, вбирающие в себя сверхзадачу человека-роли. Все обстоятельства способны переходить из одного круга в другой. Мы не сможем выстроить логику малого круга, не зная обстоятельств среднего, большого кругов, потому что именно они корректируют и определяют логику малого круга. Обстоятельства, лежащие в одном круге, должны проверяться обстоятельствами другого круга.
Следует еще раз сказать о важнейшем законе обострения предлагаемых обстоятельств. Это не закон жизни, но самый главный закон театра, сценического бытия: иначе действие утратит свое важнейшее качество - активность, борьба будет пассивной. Запомните же: холодно или жарко, но только не тепло! Обострение может быть со знаком (+) или со знаком (-) по отношению к действию.
Воображение - ведущий элемент системы, но это единственный элемент, не являющийся законом жизни. Без воображения не может существовать ни один элемент системы. К примеру, закон связи сценического внимания и воображения: вижу - что дано, а отношусь - как задано. Воображение и фантазия - понятия разные. Воображение - акция эмоциональная, совершается с самим творцом (все происходит со мной, во мне); фантазия - акция более рациональная, происходит не с творцом, а с кем-то другим (вне меня). Воображение - способность человека из своих прежних представлений, знаний, опыта творить новые образы.
Сценическое внимание - активный, сознательный процесс концентрации воли на каком-либо объекте, процесс активного постижения явлений жизни. То, к чему направлено внимание, - объект внимания. Все объекты, воздействующие на человека, находятся вне него, на периферии (за исключением объектов, связанных с болезнью самого человека, они - в нем). Закон: в каждую единицу времени у человека есть один объект внимания.
В течение первого года необходимо научиться жадно увлекаться вымышленными объектами внимания в условиях сценической жизни; уничтожать естественный объект внимания на сцене - зрителя (известное «публичное одиночество»). Увлеченность сценическими объектами требует развитого воображения.
Мышечная свобода - закон органического поведения человека в жизни,
следовательно, - один из элементов системы. Суть закона такова: человек расходует ровно столько мышечной энергии, сколько ее требуется для совершения того или иного действия. Большая или меньшая, чем требуется, затрата мышечной энергии ведет к мышечному зажиму со знаком (+), или со знаком (-), то есть - к чрезмерной расслабленности (+), либо - к излишней мышечной напряженности (-). Мышечный зажим часто бывает следствием актерского гипертрофированного самоконтроля. Естественный способ погасить слишком развитый самоконтроль, притупить его - увлечься сценическим объектом. Чтобы отвлечься, надо увлечься!
Ритм как элемент системы, элемент актерской психотехники, - складывается из соотношения цели и предлагаемых обстоятельств малого круга. Ритм в человеческом поведении - это степень интенсивности действия, активности борьбы с предлагаемыми обстоятельствами в процессе достижения цели. Ритм события определяется ритмом действия участвующих в событии людей, их соотношением. Событие - это всегда борьба ритмов. Чем контрастнее ритмы участников события, тем оно ритмически разнообразнее. Смена обстоятельств, переход из одного события в другое вызывают смену ритмов; ритм меняется в процессе оценки, после установления высшего признака. Смена ритмов - закон жизни человека. Поскольку искусство театра пространственно-временное, то здесь понятие ритма неотъемлемо от темпа, то есть от скорости действия. Интенсивность (ритм) и скорость (темп) взаимосвязаны. Их соотношение - важное средство актерской выразительности.
Сценическое отношение - это элемент системы, закон жизни: каждый объект, каждое обстоятельство требует установления к себе отношения. Отношение - определенная эмоциональная реакция, психологическая установка, диспозиция к поведению. Отношение имеет чувственный и интеллектуальный аспекты. Особенно важно, чтобы обстоятельства малого круга вызывали прежде всего чувственную реакцию. К сожалению, на сцене часто отношение возникает лишь в сфере интеллектуальной. Установление отношения к обстоятельствам каждый человек совершает, исходя из личного опыта, в зависимости от психологической установки. Отношение - это процесс; установление отношения происходит по этапам:
1 Смена объекта внимания.
2 Собирание признаков (от низшего к высшему).
3 В момент установления высшего признака - рождается отношение.
Этот процесс может протекать почти мгновенно, но может быть и длительным. Время, требующееся для установления отношения, зависит от многих причин (в частности, от нервной готовности, сверенной с опытом индивида, и многих других обстоятельств).
Структура сценической жизни действенна, зрелищна и событийна.
Сумма предлагаемых обстоятельств (малого круга!) с одним действием - это событие. Событие имеет характер индивидуальной оценки, точки зрения - это конкретное происшествие, действенный факт (имеющий протяженность во времени), происходящий на моих глазах (то есть на глазах зрителей) - сегодня, здесь, сейчас! Событие - способ анализа, а потом синтеза. Событие называется либо отглагольным существительным, либо может быть тождественно ведущему предлагаемому обстоятельству (определяющему действия, т. е. воздействующему на всех участников события).
Оценка - очень важный элемент системы.
Оценка - процесс перехода из одного события в другое. В оценке умирает предыдущее событие и рождается новое. Смена событий происходит через оценку. Люди ходят в театр ради оценок! Знаменитые «гастрольные паузы» - это оценки. Процесс оценки сначала идет по тем же каналам, что и установление отношения:
1 смена объекта внимания;
2 собирание признаков (от низшего к высшему);
3 установление высшего признака (самый главный этап). В момент установления высшего признака, вслед за возникновением отношения;
4 появляется новая цель, меняется ритм, рождается новое действие - так мы переходим в следующее событие.
На первом курсе мы говорим только о сквозном действии артиста-роли, человека-роли, не пьесы в целом. Это - этап жизни, объединенный одной целью; или - средний круг предлагаемых обстоятельств, охваченный одной действенно-волевой целью; еще одно определение - стремление, хотение персонажа на исследуемом отрезке времени - и есть его сквозное действие.
Обратите внимание на то, что ряду важнейших понятий учения (таких, к примеру, как «событие», «сквозное действие») мы даем несколько определений, формулировок. Такое многообразие позволяет взглянуть на явление с разных сторон, помогает постижению сути того или иного профессионального термина.
Сверхзадача человека-роли (не пьесы!) - это представление человека, его мечта о счастье. Сверхзадача - понятие объективное. Вся жизнь человека подчинена одной цели, одной мечте; он может обманывать окружающих, скрывая истинную цель за ложными декларациями, но, исследуя его поступки, реальное поведение, можно сделать вывод о подлинной сверхзадаче человека - не на словах, а на деле.
Так же, как действие соотносится со сквозным действием, сквозное действие соотносится со сверхзадачей. Их можно исследовать по закону: от частного к общему, и наоборот - общим поверять частное. Эти понятия тесно взаимосвязаны.
Приведенные мною фрагменты лекций, краткие формулировки, разумеется, не могут дать исчерпывающего представления о теоретических основах первого курса. Реальная лекция-беседа всегда насыщается обилием примеров, развернутых характеристик каждого понятия. Но сейчас мне важно продемонстрировать читателям общее направление теоретического курса, его практицизм, известный технологизм и конкретность. Любую работу можно изложить кратко, если, конечно, сам до конца ее понял, довести до самой что ни на есть простоты - это и есть настоящая наука. Все исходное должно быть просто. Вспомним Нильса Бора, говорившего, - если человек не понимает проблемы, он пишет много формул, а когда поймет, в чем дело, - их останется в лучше случае две. Не размытые размышления «по поводу», но строгие формулы, опирающиеся на богатый практический опыт, - таков принципиальный подход к теории профессии в режиссерской школе Товстоногова.
К примеру, может показаться, что упрощается такое сложное, неоднозначное понятие, как «сценическое действие». Известно, что «действие» как научная категория теории театра интенсивно изучается еще с начала XX столетия. В театроведческой науке и педагогике сегодня существует множество его определений, взаимоисключающих толкований; в него вкладывается порою совершенно различный смысл. Поэтому сам предмет исследования становится размытым, неопределенным. Вместе с тем, от того, какое содержание в нем заключено, зависит не только теория вопроса, но и реальная сценическая и педагогическая практика. Поэтому Товстоногов сознательно превращал сложнейшую дефиницию в узко-специальную и эту многоплановую категорию вмещал в конкретную рабочую формулу. Мастера интересовал в данном случае профессионально-технологический аспект сценического действия. Это не значит, что другие аспекты этого феномена не интересны. Ведь технология профессии неотрывна от духовной сущности творческого процесса, от нравственной задачи. Но возможность произвольных трактовок всегда губительна для школы.
Режиссерская школа Товстоногова предлагает своим ученикам отказаться от термина «искусство переживания», заменив его «искусством действия». Житейский смысл слова «переживание» порою затмевает суть явления. Апелляция к чувству в школе Станиславского не прямая; чувство - искомое, результат верного действенного процесса. Поэтому-то справедливо причислить нашу режиссерскую школу к «искусству действия».
Каковы же различия между искусством «переживания» и искусством «представления»? Искусство «представления» можно назвать искусством изображения, репродуцирования, подражания, искусством точнейшего повторения, копирования один раз найденной и утвержденной совершенной формы. А искусство «переживания» предполагает рождение действенного процесса каждый раз заново, как в первый раз, - это живой театр, импровизационный по своей природе. Он основан на принципе перевоплощения, не подражания, но слияния с образом.
Творческая активность студентов в процессе постижения теории актерского мастерства и режиссуры - важнейшее условие продуктивности обучения. Она достигается в том числе особым способом построения лекций. Они должны иметь форму бесед, семинарских занятий, в которых доля участия студентов весьма значительна. Учитель не преподносит ученикам готовые формулировки, они рождаются каждый раз как бы заново, совместным трудом. Руководитель-творец, руководящий творцами, - эта модель вполне применима к студенческой аудитории в режиссерской школе. Лекции не должны иметь академического характера. Они требуют от студентов высокого интеллекта (интеллект - от греческого «интелего» - выбираю между), способности равноправно вступать в беседу с учителем. Истина, как известно, рождается из диалога. Она по сути своей не монологична и возникает на пересечении идей участников диалога. Важно оставить право каждому студенту на его слово в беседе, более того, провоцировать спор. Лекции-беседы должны пробуждать в студентах самостоятельный поиск истины, активизировать живую работу ума. Максимализм и искренность суждений, свежесть взглядов на искусство - вот важнейшие качества, создающие особую среду, в которой развивается диалог учителя и его учеников. Каждая лекция - перекрестный разговор, наполненный живыми примерами, широкими ассоциациями, увлекательными рассказами. При этом творческая полемика, свободные столкновения мнений должны соседствовать со строгостью оценок, с повышенной требовательностью к культуре мышления студентов, непримиримостью к проявлениям пассивного, унылого ученичества. Самоуверенность, завышенная самооценка, базирующиеся, как правило, на полукультуре, полуобразовании, на агрессивном дилетантизме (свойственным иногда студентам-режиссерам), - это обратная сторона медали. Что хуже: пассивность или самоуверенность? Талант педагога способен преодолеть обе эти негативные тенденции. Хорошо, когда беседа рождает множество вопросов у студентов: это свидетельство того, что тема разговора задела за живое и кроме того интересные вопросы позволяют с разных сторон взглянуть на обсуждаемый предмет.

В жизни мы часто играем разные роли, не только на сцене. Как сказал Шекспир, «весь мир - театр, в нём женщины, мужчины - все актеры» . Актерское мастерство полезно не только в театре и кинематографе, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией, в деловом общении и во многих других жизненных ситуациях. Для помощи в обучении актерскому искусству и был создан этот раздел нашего сайта.

Данный курс занятий предназначен для начинающих актеров, которые только пробуют себя в искусстве перевоплощения и хотят пройти бесплатные онлайн-уроки по развитию актерского мастерства. В уроках тренинга вы кратко познакомитесь с театральными системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко, узнаете, какими качествами должен обладать настоящий актер и как эти качества можно приобрести, приблизитесь к искусству перевоплощения и искусству переживания, сможете произносить сценические речи и естественно воспроизводить простейшие эмоции в необходимый момент. Кроме того, в данном разделе вы узнаете про ведущие театральные вузы, школы, кружки и студии; сможете скачать, а также прочитать полезные книги и учебники; узнаете про упражнения и игры, которые используют в обучении профессиональных актеров; а также сможете воочию посмотреть видеофрагменты настоящих актерских тренингов.

Что такое актерское мастерство?

Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.

В современном обществе, когда люди проводят много времени за компьютерами и различными мобильными гаджетами, многим сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями , свободно общаться, быть уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.

Элементы искусства перевоплощения

Основу актёрского творчества составляет главная его идея - перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи . Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали - творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.

Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера , к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.

Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ. К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.

Но актерское мастерство - это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в . Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

  • Сценическое внимание (активная сосредоточенность);
  • Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);
  • Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);
  • Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:

Получаю письма - ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’

Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Тренинг и уроки актерского мастерства

Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.

(1874-1940) - российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

(1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. О своей философии актерского мастерства Михаил Чехов говорил как об идеологии “идеального человека”, который воплощается в будущем актере. В систему подготовки актеров, по Чехову, входят такие элементы, как мир образов и творческое мышление, наше высшее сознание, профессиональная актерская техника, привычки и умение управлять своим телом.

(1858-1943)- российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Книги и учебники

Театральному и сценическому мастерству посвящено множество книг и учебников. Чтобы вам проще было ориентироваться в этом многообразии актерской литературы, мы создали специальный книжный раздел , где будем рассказывать про наиболее интересные, а главное, полезные издания для обучения актеров.

«Работа актера над собой» - К.С. Станиславский. Эта книга является одним из самых знаменитых и востребованных произведений великого русского режиссера и театрального педагога Константина Сергеевича Станиславского. Можно сказать, что этот труд на протяжении многого времени является настольной книгой любого актера и режиссера. Его по праву называют одним из самых знаменитых учебников по актерскому и театральному искусству. В книге последовательно изложено содержание так называемой системы Станиславского, которая и сегодня лежит в основе практического обучения ведущих российских и мировых театральных вузов. Помимо теоретического описания самой системы, в книге вы найдете полезные упражнения и практические рекомендации.

«К истории творческого метода: Публикации. Статьи» - В.Э. Мейерхольд. Творческий метод Всеволода Мейерхольда остается малоизученным. Исследователи истории спектаклей режиссера во многом по-разному трактуют общие принципы режиссуры Мейерхольда. Отечественное театроведение долгие годы было ограничено в возможности объективно изучать нереалистические художественные методы. Собственная теория театра Мейерхольда отрицалась. «Когда он говорит о принципах своего театра — он слаб и даже беспомощен — он не знает, из каких принципов он исходит», — это мнение А. В. Луначарского было характерным для многих работ о Мейерхольде.

«О технике актера» - М.А. Чехов. Эта одна из самых знаменитых книг Михаила Чехова, который повидал многих актеров и режиссеров разных типов, школ, направлений и калибров. Упорядочение, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло у автора много лет. Первоначальная версия этой книги была написана на английском языке, так как Чехов после революции перебрался жить и работать в США. Но сейчас книгу можно прочитать и на русском языке.

«Актерский тренинг. Гимнастика чувств» - С.В. Гиппиус. Это произведение известного российского театрального режиссера и педагога актерского мастерства Сергея Васильевича Гиппиуса, с которым работало не одно поколение будущих актеров и режиссеров. Четыре сотни актерских упражнений, представленных в учебнике, помогут освободить воображение, развить способность к перевоплощению, творческую фантазию и интуицию. В основе всех упражнений - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства — система Константина Станиславского, глубоко осмысленная и адаптированная автором именно под процесс обучения.

. Этот учебник по риторике написан немецким профессором Бременского Университета Хайнцем Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для читателя без специального филологического и лингвистического образования. Автор пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и с ним каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно говорить публично.