Известные крепостные театры. Крепостные актеры Наиболее известные крепостные театры

Крепостные театры – барская блажь или любовь к искусству? July 22nd, 2016

Крепостные театры - исконно русское изобретение. Нигде больше в мире таких культурных чудес не было. Впрочем, особый вопрос, стоит ли этим гордиться.

Начнем с того, что ключевое слово здесь: «крепостные». Это означает, что весь театр, включая актеров, был собственностью помещика. Крепостной театр возникал по прихоти помещика. Помещик же являлся полновластным хозяином, как на сцене, так и за кулисами, и в зрительном зале тоже. Хозяин выбирал для своего театра репертуар, распределял роли и даже режиссировал спектакли, хотя в те времена работа режиссера была совсем не славной и не почетной.

Таким образом, крепостной театр был частным дворянским театром. Это и определяло его назначение. Делался он не столько с целью заработка, сколько для развлечения себя, друзей и соседей. Развлечение здесь следует понимать в очень широком смысле, о чем и будет сказано ниже.

Уникальность явления крепостного театра определялось словом «крепостной». В середине 18-го века, когда такие театры начали возникать, из всех европейских стран крепостное состояние (то есть, говоря без обиняков, рабство) было только в Российской империи. Естественно, что нигде, кроме России крепостных театров затеять было нельзя по причине отсутствия крепостных. Причем, в некоторых частях Российской империи, где крепостное право было отменено « в рабочем порядке» (Прибалтика и Финляндия), или же где оно никогда не существовало (Поморье, Сибирь, казачьи области), подобных, с позволения сказать, «очагов культуры» тоже завести было невозможно. Но в прочих местах крепостных имелось в достаточном количестве, чтобы могли появиться крепостные театры.


Можно выделить 3 типа крепостных театров. В театрах первого типа играли сами дворяне, а также их дети. Крепостные были заняты на технических работах: поднимать и опускать занавес, менять декорации. Оркестр, в котором играли крепостные, мог сопровождать спектакли. В принципе это был не крепостной, а любительский дворянский театр. В театрах второго типа наряду с дворянами-любителями на сцену выпускали крепостных актёров, которые играли второстепенные роли. Наконец, театры третьего типа можно было без всякой скидки назвать крепостными. Все роли, и главные, и второстепенные, исполняли крепостные актеры.

Обычно зимой крепостные театры играли в городских барских усадьбах. Летом же вместе с хозяевами театр перемещался в загородные имения.

Много ли было крепостных театров? Изрядное количество. В конце 18-го - начале 19-го века были известны и популярны театры С.С.Апраксина, Г.И.Бибикова, Н. А. и В. А. Всеволожских И. А. Гагарина, П. Б. и Н. П. Шереметевых, Н. Б. Юсупова в Москве и многие другие.

Пожалуй, самый известный из крепостных театров - театр графов Шереметевых. Свою деятельность он начал в 1765 году в Петербурге. В то время это был дворянский любительский театр. К концу 1770-х годов театр обосновался в московском доме Шереметевых на Большой Никольской улице. В этом районе в самом центре Москвы, совсем недалеко от Кремля, позже находился знаменитый ресторан «Славянский базар», который в 1993 году сгорел. На лето театр переезжал в подмосковное имение Шереметевых Кусково, а потом переместился в специально построенное для него здание в другом имении, в Останкино.

Крепостных у Шереметевых насчитывались десятки тысяч. Поэтому было из кого подобрать актеров, работников сцены и обслуживающий персонал. Для постановки спектаклей приглашали прославленных мастеров. В репертуар Шереметевского театра входило более ста пьес. В основном это были комические оперы, водевили и балеты. В середине 1780-х годов, при Н.П.Шереметеве, театр достиг своего расцвета. В первую очередь это было связано с тем, что Николай Петрович Шереметев (1751—1809) оказался вельможей просвещенным, талантливым музыкантом и большим любителем театрального искусства. О другой стороне деятельности Н.П.Шереметева, благотворительности, рассказано в статье «Как в Москве появился странноприимный дом на Большой Сухаревской площади?» от 30.06.2016.

Другой известный в начале 19-го века крепостной театр находился в имении Н. Б. Юсупова «Архангльское». Здесь давались пышные оперные и балетные представления. Имелись крепостные театры и в провинции: в Нижнем Новгороде, в Казани, в Орле и даже в городе Шклове Могилевской губернии.

Радостно ли было быть крепостным актером? Ответ здесь более всего зависел от характера помещика и... от пола актера. То, что многие хозяева крепостных театров развлекались не только зрелищами но и прелестными крепостными актрисами - не злые выдумки, а горькая правда. «Записки и письма» М. С. Щепкина (который сам был крепостным актером), рассказы «Тупейный художник» Н. С. Лескова и «Сорока-воровка» А. И. Герцена. Судьба крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, ставшей женой Н.П.Шереметева - редчайшее исключение.

Если же крепостной актер / актриса чем-то не понравились барину, список наказаний для них был так же широк, как и для прочих крепостных. В лучшем случае удаление в какое-нибудь дальнее именье, в худшем случае - телесные наказания и продажа другому хозяину.

Рассказ Н.Лескова «Тупейный художник», хотя и не списан с реальности, имеет под собой вполне реальную основу. В Орле был крепостной театр графа Каменского. Каменский отличался жестокостью. Актеров, допустивших какую-нибудь оплошность, лично наказывал плетью. Так что крики наказываемых в антракте актеров доносились до зрителя. Все крепостные актрисы образовывали у графа своеобразный гарем. Но - искусство превыше всего. Новую фаворитку всегда приводили к Каменскому в костюме святой Цецилии. В общем не медом была жизнь крепостного актера, совсем не медом!

Хотя князь Петр Андреевич Вяземский, человек образованный и умный, друг и любимый собеседник А.С.Пушкина находил положительные стороны даже в крепостных театрах. По его мнению, такие театры прививали крепостным начатки просвещения, грамотность и знакомство с искусствами. Кроме того, благодаря театру дворовые люди становились широко известными, что, в конечном счете, способствовало их выкупу на волю. Знаменитые русские актеры М.С.Щепкин и П.С.Мочалов именно так, родившись крепостными, в последствии стали свободными.

По мнению П.А.Вяземского, театральные и музыкальные представления оказывали благотворное влияние и на помещиков, отвлекая их от забав грубых: попоек, карт и псовой охоты.

Полезные ссылки:

  1. Крепостной театр в Википедии

  2. Кріпацький театр в Вiкiпедii

  3. Презентация

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных. Домашние представления устраивались в России ещё в конце 17 века, но широкое распространение крепостной театр получил во 2-й половине 18 - начале 19 века; существовал вплоть до отмены крепостного права. В крепостном театре, помимо крепостных, могли участвовать актёры-любители из дворян и «вольные» профессионалы (актёры, музыканты); при этом в одних театрах играли только сами дворяне или их дети, крепостными же осуществлялось обеспечение представлений (строительство и оборудование сцены, изготовление декораций и костюмов, музыкальное сопровождение и т.д.); в других - играли как дворяне-любители, так и «домовые», или «собственные», актёры (то есть крепостные). В некоторых крепостных театрах на главные роли приглашались «вольные» артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы; иногда же «вольные» российские и иностранные знаменитости фигурировали только как капельмейстеры, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были в основном «собственные» актёры. Домашние помещичьи театры могли превращаться в публичные с платой за вход. Крепостные актёры и музыканты иногда выкупались «в казну».

Один из первых и самых выдающихся крепостных театров - театр графов Шереметевых. Начал свою деятельность около 1765 года как любительский дворянский в Санкт-Петербурге, затем (в конце 1770-х годов) оформился как крепостной театр в Москве в доме на Большой Никольской улице. В это же время в подмосковной усадьбе П. Б. Шереметева в селе Кусково были сооружены 3 театра: «воздушный» (то есть на открытом воздухе), Малый, затем Большой. Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал Н. П. Шереметев, выстроивший в начале 1790-х годов новый великолепный театр-дворец в подмосковной усадьбе Останкино. Шереметевы содержали огромный штат крепостных мастеров, среди которых: архитекторы П. И. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин; художники Аргуновы, К. Фунтусов, Г. Мухин, С. Калинин; машинист Ф. Пряхин; музыканты С. А. Дегтярёв, Г. Я. Ломакин, инструментальный мастер И. А. Батов и др. Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими «вольными» мастерами. Труппа и оркестр включали более 200 человек. Лучшими актёрами были П. И. Ковалёва (Горбунова, по сцене - Жемчугова), Т. В. Шлыкова (Гранатова), Г. Кохановский, А. Новиков, Т. Беденкова, А. Буянова (Изумрудова), А. Калмыкова (Яхонтова), Ф. и М. Урусовы (Бирюзовы) и др. Артистам полагалось жалованье деньгами и продуктами. Руководил труппой крепостной «библиотекарь его сиятельства» В. Г. Вороблевский, получивший образование в Славяно-греко-латинской академии и побывавший вместе с Н. П. Шереметевым за границей. Он же занимался переводами и переделками пьес. В репертуар входило более 100 пьес, основную часть которых составляли комические оперы, а также комедии, оперы и балеты.

К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю Н. Б. Юсупову. В 1819 в Москве «в Яузской части под №83» было построено театральное здание, имевшее партер, полуциркульный амфитеатр, бельэтаж и 2 галереи. Летом театр функционировал в усадьбе Архангельское, где сохранились театральное здание, построенное в 1817-18, и часть декораций, написанных П. ди Г. Гонзаго. В театре Юсупова давали главным образом оперы и пышные балетные представления; лучшими актрисами были А. Борунова, С. Малинкина, А. Рабутовская. Около 1811 в Москве появился театр П. А. Познякова, находившийся в Леонтьевском переулке. Здесь давали в основном очень пышно обставленные комические оперы (декорации писал итальянский живописец Дж. Б. Скотти). Крепостных актёров обучали С. Н. и Е. С. Сандуновы. Одна из лучших актрис этого театра - Любочинская. В Москве в конце 18 - начале 19 века действовали также театры С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др. В Санкт-Петербурге известны были домашние театры Ε. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Ε. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышёва, цесаревича Павла Петровича и др.

К концу 18 века крепостные театры начинают появляться в провинциальных городах и в удалённых от центра имениях. В 1780-х годах в своём имении в Шклове крепостной театр создал С. Г. Зорич (бывший фаворит императрицы Екатерины II). Его театр, по свидетельству современников, был «преогромный», в репертуаре были драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский (его игру высоко ценил М. С. Щепкин). В балетах танцевали только крепостные, лучшие из них - К. Буткевич и П. Азаревичева (Азаревич). После смерти Зорича балетная труппа в 1800 выкуплена казной для петербургской императорской сцены. Среди многих домашних театров выделялся театр гр. А. Р. Воронцова, существовавший (около 1793-1805) в селе Алабухи Тамбовской губернии, а затем в селе Андреевское Владимирской губернии. В репертуар входили в первую очередь пьесы русских драматургов. В труппе насчитывалось от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т.п.; артисты, получавшие ежегодное вознаграждение деньгами и вещами, делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек). Во главе труппы стоял «директор театра» из крепостных актёров (сначала И. Петров, затем Ф. Яковлев). Лучшей актрисой и певицей считалась М. Каптелова, первым актёром - Ф. Яковлев, затем Я. Кирилов.

В начале 1790-х годов появился театр князя Н. Г. Шаховского, который летом располагался в селе Юсупово Нижегородской губернии, а зимой в самом Нижнем Новгороде. В 1797 князь построил театральное здание и в Москве, в «Серпуховской части». Однако (вероятно, из-за материальных соображений) в Москве театр Шаховского играл недолго. Это был один из первых коммерческих крепостных театров, где взималась плата за вход. Летом Шаховской вывозил свой театр на весь июль на Макарьевскую ярмарку. Репертуар состоял из трагедий, комедий, драм, опер с балетами и водевилей. Труппа в 1820 насчитывала около 90 человек. Наиболее известные актёры - А. Ершов, М. Поляков, Д. Завидов, А. Вышеславцева, Н. Пиунова, А. и Н. Стрелковы. После смерти Шаховского (1824) его наследники продали театр (1827). Актёры получили вольную и продолжали играть на сцене театра, ставшего городским. Подобный публичный крепостной театр был создан в Казани П. П. Есиповым (около 1803-14), до этого имевшим домашний крепостной театр в селе Юматово под Казанью. Лучшими актёрами труппы Есипова считались Ф. Львов, знаменитая «Феклуша» и Кузьмина (она послужила А. И. Герцену прототипом героини повести «Сорока-воровка»). В 1815 открылся театр графа С. М. Каменского в Орле, также публичный, с платой за вход - один из самых крупных провинциальных крепостных театров: только в первый год было поставлено около 100 комедий, драм, трагедий, водевилей, опер и балетов. Граф скупал для своей труппы талантливых актёров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных «вольных» артистов (у него играли М. С. Щепкин и др.). Крепостной театр внёс ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовал его широкому распространению не только в крупных городах, но и в провинции.

Лит.: Голицын А. Л. Из прошлого. Материалы крепостных помещичьих театров в Орловской губернии. Орел, 1901; Дризен Н. В. К истории крепостного театра // Столица и усадьба. 1914. №12/13; Сахновский В. Г. Крепостной усадебный театр. Л., 1924; Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. 2-е изд. Л., 1925; Кашин Н. П. Театр Н. Б. Юсупова. М., 1927; Бескин Э. Крепостной театр. М.; Л., 1927; Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М., 1944; Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959; Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988; Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. М., 1996; Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. 2-е изд. СПб., 2008.

В свите императрицы находился член французского посольства граф Сегюр, настроенный довольно скептически по отношению к русским вельможам и их праздникам в честь Екатерины II: «Эти пышные торжества всегда одни и те же: скучные балы, незанимательные зрелища, пышные стихи на случай, блистательные фейерверки, после которых остается только дым, много потерянного времени, денег и сил... Если скучно было участвовать в них, то еще скучнее их описывать... Я, однако, не пройду молчанием одного, данного в честь императрицы графом Шереметевым».

Художник Иван Аргунов.

(предположительно, Анны Изумрудовой-Буяновой).

Особенное впечатление на Сегюра произвел спектакль: «Меня удивило изящество мелодий, богатство нарядов, ловкость и легкость танцовщиков и танцовщиц. Но более всего меня поразило то, что автор слов и музыки оперы, архитектор, построивший театр, живописец, украсивший оный, актеры и актрисы, танцоры и танцовщицы в балете, музыканты, составляющие оркестр, – все принадлежали графу Шереметеву, который тщательно старался о воспитании и обучении их».

Кусковский театр действительно являлся плодом творчества «собственных» людей его сиятельства, несмотря на то, что многие клавиры опер, эскизы декораций и костюмов, проекты театра и его машинерии присылались Иваром – парижским корреспондентом Николая Петровича. Все это обретало плоть благодаря архитекторам Аргунову и Миронову, художникам-декораторам Фунтусову и Калинину, музыкантам Калмыкову и Смагину, певцам Григорию Кохановскому и Степану Дегтяреву, актрисам Прасковье Жемчуговой и Анне Изумрудовой, танцовщикам Алексею Воробьеву и Татьяне Шлыковой.


Эскиз костюма героя для театра
Шереметевых. 80-е годы XVIII века.
Художник М. Кирцингер.


Эскиз костюма героини для театра
Шереметевых в Кусково. 1780-е годы.
Художник М. Кирцингер.

Это открытие поразило Сегюра потому, что везде в России он видел следы «настоящего рабства», накладывавшего на крепостных печать беспросветной забитости и дикости. «Простонародье, погруженное в рабство, не знакомо с нравственным благосостоянием», – отмечал француз в своих записках, сравнивая русских со скифами или варварами римских времен. И вдруг – такой уровень художественного исполнения, такая безупречная музыкальность и грация?! Да что иностранец Сегюр, когда многие наши соотечественники разделяли его мнение. Например, современник и близкий родственник Шереметевых князь Иван Михайлович Долгорукий (сам актер-любитель и драматург) с большим сомнением относился к возможности вдохновенного творчества у крепостных: «какого ожидать дарования от раба неключимого (то есть прикрепленного), которого можно и высечь, и в стул посадить по одному произволу?» Он считал, что такой актер способен играть только «как вол везет тяжесть, когда его черкас прутом гонит».

И действительно, Шереметев мог распоряжаться принадлежавшей ему крепостной «душой» по своему усмотрению и поступать со своими «собственными» людьми, по понятиям того века, как «отец родной»: за малейший выход «из воли графской» хозяин выбирал розги, снижение жалованья или другое наказание. Правда, прибегал к ним Шереметев не так уж часто. Николай Петрович напишет позже своему сыну Дмитрию Николаевичу в «завещательном письме»: «Дом родителя моего отличался от прочих». И это отличие сказывалось прежде всего в отношении к крепостным, и особенно театральным.

Его актеры, певчие, музыканты, художники получали прекрасное образование; им устанавливалось твердое жалованье, состоявшее из денежной «дачи» и «дачи хлебной»; они никогда не использовались ни на каких других работах: ни в поле, ни по дому и вообще хозяйству, что сплошь и рядом встречалось у других, даже очень богатых владельцев домашних театров; первые исполнители питались с графского стола и пользовались услугами графского доктора. Однако «ленность, нерадение и невнимание в учении» наказывались тем, что провинившихся «ставили на колени или сажали на хлеб и воду» (воспитательные меры, довольно широко распространенные в XVIII веке).

Все актеры были поручены в «крепкое смотрение» Василию Вороблевскому, обязанному блюсти их физически и нравственно. Соблюдению нравственности уделялось особое внимание: на шереметевской сцене во всех пьесах царила любовь с ее соблазнами и призывами (в новомодном и прогрессивном духе) к свободному выбору своего возлюбленного. Но так как граф создавал театр для себя и подобных себе по положению, то к его крепостным все эти призывы не должны были иметь никакого отношения. Служителей сцены вне театра старались строго оберегать от соблазнов любви и, главное, от свободного ее выбора. Этого достигали отсутствием праздности и невозможностью общения с противоположным полом, за что отвечал все тот же Василий Вороблевский, раболепно преданный хозяину.

Михаил Семенович Щепкин

В истории русской культуры имя М.С. Щепкина (6 (18) ноября 1788 -- 11(23) августа 1863) по праву принадлежит слава театрального искусства. «Актёр могучих возможностей, он исчерпывающе осуществил задачи, которые были выдвинуты общим ходом русской театральной истории, и непреложность его открытий выразила закономерности, определившие основные линии дальнейшего развития русского театра», -- так охарактеризовал значимость личности М.С. Щепкина исследователь его творчества О.М. Фельдман. Род. в семье крепостного, управляющего графским имением. Отец смог отдать Щепкин в уч-ще в уездном г. Судже. Здесь учениками была поставлена комедия А.П. Сумарокова "Вздорщица". Сыгранная Щепкиным роль в этом спектакле в февр. 1800 повлияла на всю его жизнь ("Мне было так хорошо, так весело, что и сказать нельзя"). В 1801 - 1803 обучался в Курском губернском уч-ще и играл в графском домашнем театре. С 1805 совмещал обязанности секретаря графа с профессиональной артистической деятельностью. В 1818 вместе с группой актеров основал в Полтаве "вольный театр". Сыграв множество ролей на провинциальной сцене, он был выкуплен из крепостной неволи после проведенной подписки "в награду таланта актера". Щепкин смог уехать в Москву, где в 1823 был зачислен в труппу Моск. (Малого) театра. По мнению современников, Щепкин представлял собой живую энциклопедию русской жизни, в мастерстве передачи к-рой не имел себе равных. Реформатор актерского мастерства, добивавшийся перевоплощения в сценический образ, оказавший огромное влияние на становление и развитие реалистического театрального искусства, Щепкин был дружен с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, А.И. Герценом л др. По настоянию А.С. Пушкина, написавшего заголовок и первую фразу, Щепкиным были созданы интересные воспоминания. Человек своего времени, он не принял пьесы А.Н. Островского "Гроза" и отговаривал А.И. Герцена заниматься политикой; не создал законченных трудов по проблемам сценического искусства, но после его смерти А.И. Герцен написал: ."...он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре".

Семенова Екатерина Семеновна

Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849). Дочь крепостной крестьянки. Ведущая трагическая актриса петербургской сцены. Дебютировала в 1803 и покинула сцену в 1826 году. По свидетельству современника, «самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей».

Сам А.С. Пушкин был горячим поклонником Семеновой. Ее игре он посвятил восторженные строки в статье «Мои замечания об русском театре» (1820): «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная...» И в первой главе «Евгения Онегина». (Черейский., 1999) Современники Пушкина с 93-94

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И.А. Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением, как на службе, так и в литературных кружках. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского «Пожарский». Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге. Похоронена на Митрофаниевском кладбище. В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища Е.С. Семенова была перезахоронена в 1936 г. на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Жемчугова Прасковья Ивановна

Ковалева (Жемчугова) Прасковья Ивановна (1768-1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с н. 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. С огромным успехом выступила в опере Гретри “Браки самнитян”. Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе мужественной самнитской девушки, боровшейся за свое право на счастье. Личная судьба крепостной актрисы сложилась непросто. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н.П. Шереметевым (1752 -- 1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Напряженная работа в театре, тяжелые личные переживания подорвали здоровье актрисы. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н.П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании -- Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Кратко пересказав судьбы известнейших крепостных актёров, также хочется сказать, что судьбы многих других людей участвовавших в театральной жизни были сломаны из-за жестокости помещиков и скрытая сторона жизни крепостных актёров и актрис настолько ужасна, наверное, поэтому не многие добились всероссийского успеха.