Художественная литература. Художественная литература скачать книги бесплатно на русском языке

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Ольга Нагорнюк

Зачем читать художественную литературу?

Стоит ли читать художественную литературу? Возможно, это бессмысленная трата времени, ведь чтение не приносит денег и не способствует продвижению по карьерной лестнице? А может, и того хуже: книги — зло, поскольку навязывают чужие мысли и заставляют проживать чужие жизни, забывая о своей, реальной? Так стоит ли тратить драгоценные мгновения, отмеренные нам судьбой, на столь бесполезное занятие?

Перед теми, кто любит читать, с головой погружаясь в созданный автором мир и сопереживая его героям, вопрос о важности и нужности художественной литературы не стоит. Для них читать — так же естественно, как дышать. Хотя мотивация у каждого бывает разной.

Кому-то хочется найти в книгах ответы на вопросы, которые ставит перед нами реальная жизнь, для кого-то чтение — возможность уйти от надоевшей обыденности, а кто-то ищет в художественных произведениях отголоски собственных мыслей и чувств.

К сожалению, поклонников художественной литературы становится все меньше. XXI век — это эпоха рационалистов, которые поминутно планируют свое время, главной целью жизни видят построение карьеры и обогащение и взвешивают все «за» и «против» перед принятием любого решения.

1. Чтение формирует навыки грамотности. Ученые доказали: сидя за книгой, человек неосознанно фиксирует в уме правильное написание слов и расстановку знаков препинания, тем самым закрепляя знания правил правописания, полученные в школе.

А зачем мне правила орфографии и пунктуации, — скажете вы. Ведь Word и LanguageTool проверят и исправят ошибки! Верно, только они не придут вам на помощь, когда на собеседовании придется заполнять анкету или писать автобиографию при оформлении на работу. А если случится собственноручно набросать концепцию будущего проекта в присутствии шефа? Вряд ли он оценит ваш авторский подход к правописанию.

2. Художественная литература обогащает словарный запас (лексику), учит правильно формулировать фразы, воспитывает «чувство языка». Грамотная и правильная речь всегда считалась признаком интеллигентного и образованного человека. Разве вы не хотите выглядеть таким в глазах окружающих, в том числе, вашего руководства?

В условиях поголовного увлечения новейшими IT-технологиями и современными гаджетами вероятность оказаться в среде образованных людей, чьи интересы лежат в плоскости литературы и искусства, невероятно мала. Однако она все же есть. Окажись вы среди интеллигентных людей арт-мира — в театре, на литературном вечере или презентации новой книги, — о чем вы будет с ними говорить? О последней модели айпада? А чем будете пользоваться? Предлогами и междометиями?

Знание художественной литературы внушает чувство уверенности: попади вы в окружение ценителей словесности, вам не грозит опасность выглядеть там белой вороной.

3. Художественная литература развивает образное мышление, и в этом с ней не сравнится ни кино, ни театр, ни изобразительное искусство.

Картинка не оставляет простора для воображения. Художественное слово, богатое иносказаниями и авторскими оборотами речи, подчас восхищающими своей многозначностью, а иногда оставляющими привкус недосказанности, заставляет нас самих додумывать и фантазировать, подключая к этому процессу собственное воображение.

Два человека, прочитавшие описание встречи князя Болконского с дубом в «Войне и мире», совершенно по-разному представят себе картину, нарисованную Львом Толстым. Этим ценны книги: они не навязывают зрительный образ, а только дают толчок фантазии читателя.

4. Художественная литература обогащает эмоциональный опыт. Перипетии сюжета и терзания героев учат нас сопереживать: расстраиваться — когда их постигают неудачи, и испытывать радость от чужих побед.

Поэтому в детстве у нас захватывает дух от романов Жюля Верна и Джека Лондона, в юности мы увлеченно следуем за героями Вальтера Скотта и Майн Рида, а в зрелом возрасте зачитываемся произведениями Уильяма Фолкнера и Франца Кафки.

Мир художественного произведения отнюдь не подменяет реальность. Он, скорее, дополняет ее, даря то, чего не хватает читателю в повседневной жизни: интересные приключения, глубокие чувства, яркие эмоции, мудрость поколений.

5. Не стоит забывать о воспитательной функции книг. Менять характер взрослого человека бессмысленно, ибо невозможно. А вот формировать поведенческую базу в детстве, используя не назидательные нотации, транзитом пролетающие мимо ребенка, а примеры из жизни литературных героев, вполне реально.

«Незнайка» Н. Носова и «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» М. Твена и «Последний из могикан» Ф. Купера, «Приключения Алисы» К. Булычева и «Волшебник изумрудного города» А. Волкова — книги, находящиеся вне времени, которые рассказывают о дружбе и верности, учат добру и честности.

6. Через художественные произведения можно познавать эпохи. Процесс знакомства с историей посредством художественных книг проходит намного интереснее, чем с помощью научной литературы, отличающейся сухостью изложения, или фильмов, чьи сценаристы зачастую не заботятся об исторической достоверности.

Время правления Людовика XIII и нравы, царившие при дворе французского короля, отлично описаны у А. Дюма в его «Трех мушкетерах», предыстория и ход Грюнвальдской битвы 1410 года достоверно переданы в «Крестоносцах» Генрика Сенкевича, революцию 1917 года и гражданскую войну в России можно изучать по романам «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого.

Ценность художественных романов состоит в том, что они передают дух эпохи, чего остро не хватает исследовательской исторической литературе. Написанные живым языком, повествующие о приключениях вымышленных персонажей, сосуществующих на страницах книг с реальными историческими личностями, эти произведения заставляют совсем по иному взглянуть на историю, представленную в школьных учебниках в виде сухих дат и фактов.

Убеждая вас в пользе художественной литературы, мы сознательно не упоминали современные любовные романы , детективы, фантастику и фентзи. Большинство из них не представляет никакой художественной ценности и, несмотря на попытки редакторов придать им читабельный вид, отличаются бедностью речи, примитивностью сюжета и наличием литературных ляпов, сводящих к нулю эстетическую ценность этих творений.

Но не все так плохо. Современная художественная литература имеет достойных представителей, чьи произведения, возможно, лет через 30-40, будут причислены к классике мировой литературы. Это Виктор Пелевин и Венедикт Ерофеев, Алексей Варламов и Борис Акунин, Олег Павлов и Сергей Сенчин, Сергей Довлатов и Людмила Петрушевская. Молодежи стоит начать знакомство с современной литературой именно с этих авторов.

Можно ли чем-то заменить художественную литературу? С таким же успехом попробуйте спросить кофемана: «Будет ли эрзац достойной альтернативой кофе?» Как бы ни хвалили критики экранные постановки «Идиота», режиссеры никогда не смогут передать многогранность чувств князя Мышкина, филигранно описанные Достоевским.

Более тридцати экранизаций пережила «Анна Каренина», но ни один из фильмов не повторил успех бессмертного произведения Толстого. Вспомнят ли о них через 10, 20, 30 лет? Вряд ли. Время все расставляет по своим местам.

Можно найти массу доводов, убедительно доказывающих: чтение книг приносит практическую пользу. Но заставить любить и читать художественную литературу, доказывая ее нужность, важность и полезность, на наш взгляд, нельзя. Это как с любовью: мы либо любим человека, либо нет — заставить полюбить невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Скачать книгу Дракон выбирает невесту от автора Лариса Петровичева на русском языке в форматах FB2 на нашем сайте можно совершенно бесплатно.

Он рыцарь. Человек чести. Он говорит только правду. Худшим грехом считает предательство. Защитник слабых, гроза подлецов. Он самурай каменных джунглей. Опытный и жестокий боец. Беспощадный к врагам, рациональный до цинизма. Он поэт. Ценитель истинной красоты. И умелый участник «галантной охоты». Он байкер, рукопашник, программист… Он тот, кто никогда не уклонялся от предложений Судьбы. Он сам являлся Судьбой для многих… Он бестрепетно смотрит вдаль. Он видит Грань…

Посередине зала кривлялись (простите, танцевали) они, его одноклассники и другие из 9 «а» класса. Выпускной у нас с ними вместе. Многие девушки стояли у стен, кучками по два - три человека, несколько взглядов оттуда, скользнули по мне, все-таки женского пола было чуть больше в наших двух классах. В 9 «а» конечно парней больше половины, зато у нас две трети девушки. В общем, не хватало пар на всех…..

Скачать книгу Исповедь странного человека (СИ) от автора Самылов Алексей Леонидович на русском языке в форматах FB2 на нашем сайте можно совершенно бесплатно.

У инкассатора Сергея Костикова появляется чудесная способность «оживлять» пластилиновые фигурки размером с мизинец, которые он лепит своими руками. С этих пор все свободное время скульптор посвящает созданию новых миниатюрных живчиков и наблюдению за их жизнью. Но не напрасно его профессия считается опасной - инкассаторский маршрут Сергея подвергаются нападению. Похищены ценности, есть жертвы… Чтобы доказать непричастность к преступлению, скульптор прибегает к помощи живчиков.

Серега Костиков всегда чем-то увлекался. Собрал приличную библиотеку - в основном фантастику; хранил и постоянно слушал сотни три музыкальных дисков - рок; любил клеить пластмассовые модели - военную технику времен Отечественной войны; состоял в обществе нумизматов; коллекционировал значки, открытки, марки - по теме охота и рыбалка. Любил и охотиться, и рыбачить, даже в соревнованиях по стендовой стрельбе участвовал, а по ловле рыбы несколько раз завоевывал медали…

У Ольги Вернер, врача из курортного черноморского городка, больше нет тени. Но у нее осталось мужество – мужество отчаяния. Ей нужно спасти себя и своих детей, переиграть могущественного противника и вспомнить, как это – обрадоваться по-настоящему. У нее в запасе только сорок дней, а потом… Отступать некуда. «Исполнись решимости и действуй – это выбор благородных». Так сказано в книге, которую Ольга никогда не читала, но почему-то знает наизусть. Увидеть мир таким, каков он есть, можно только сквозь пальцы.

Я убрала челку со лба и взглянула сквозь пальцы в тот угол, куда оставался прикован взгляд бывшего Антиноя. Там в кресле сидела Полина и, подперев голову рукой, так же неотрывно смотрела на него. Значит, именно это внушает ему такой животный ужас? Или воспоминание о разъяренном оборотне? Или то и другое вместе?..

Действие происходит в 1580-е годы нашей эры в Северной Америке. В 2018 году главный герой, Питер Хэссун, обыкновенный коренной американец, переживший ад Вьетнама, вернувшийся на родину и сполна хлебнувший "славы и почета" от сограждан, влачит жалкое существование. Жизнь сложилась… не сложилась жизнь. По состоянию на 2018 год, он спившийся, одинокий индеец без определенного места жительства, не ждущий от жизни ничего, да и, казалось, она от него ничего не ждёт… В общем, прогрессорство и избиение бледнолицых.

Питер Хэссун, "гордый гражданин США", сидел возле своего лежака в парке и пил дешевый виски, на который честно заработал, разгрузив фургон с овощами для кафе "У Мэнса". Вообще, Мэнс был неплохим парнем, благодаря ему у Питера было где подзаработать немного денег на выпить, а иногда даже закусить. Хотя с закуской получалось не всегда. Последние лет десять у Питера была алкогольная диета. Как он дошел до такой жизни? Об этом могла бы рассказать его биография, если бы кто-нибудь взялся её написать...

Баронесса Арлей сыта придворными интригами по горло. Ей бы домой, в родной замок, но разве ослушаешься короля? Вот и приходится избегать балов и кавалеров всеми правдами и неправдами. Но чем хитрее дичь - тем она соблазнительнее. Терпеливый и осторожный охотник продумает осаду, выберет оружие и непременно ее поймает… если, конечно, не превратится в дичь сам.

Слуга оказался прав - буковые дрова горели жарко и долго. Хорошо ещё, что баронесса положила лишь несколько поленьев. Но для кого было стараться?

Когда она совсем уже собралась лечь спать, раздался тихий стук Сердце забилось часто-часто, а руки и ноги словно онемели. Но стук повторился, и она поняла, что звук идёт от зеркала.

Это я, досточтимая баронесса! - еле слышно донеслось из-за стенной панели....

"Выбор оружия" - сложная книга. Это не только роман о Малайе, хотя обстановка колонии изображена во всей неприглядности. Это книга о классовой борьбе и ее законах в современном мире. Это книга об актуальной для английской интеллигенции проблеме "коммитмент", высшей формой которой Эш считает служение революционным идеям. С точки зрения жанровой - это, прежде всего, роман воззрений. Сквозь контуры авантюрной фабулы проступают отточенные черты романа-памфлета, написанного в форме спора-диалога. А спор здесь особенно интересен потому, что участники его не бесплотные тени, а люди, написанные сильно и психологически убедительно. Их взгляды проверяются в романе жизнью в чрезвычайно драматических обстоятельствах.

...«Выбор оружия» не совсем обычное произведение для современной английской литературы. Это прежде всего антиколониальный роман, жанр, слабо представленный сегодня в Англии, что не так уж парадоксально для страны, в которой сохранение империи - вопрос жизни и смерти. Кроме того, борьба против колониализма показана в романе в тесной связи с проблемой служения прогрессивным общественным идеалам вообще, с так называемым «коммитмент». Слово это не сходит со страниц периодической печати, то и дело возникают дискуссии о роли отдельного человека, и особенно художника, в общественной жизни. Однако тема активного общественного служения и тем более участия в классовой борьбе трудно проникает в литературу и чаще всего в опосредствованной форме, между тем как у Эша она становится основным содержанием книги...

Когда спящий проснется

Инструкция

Это объясняется еще и тем, что славянская , созданная в середине 9-го века знаменитыми братьями Кириллом и Мефодием, предназначалась для перевода священных христианских текстов. Церковнославянский язык по определению не мог языком, на котором создается светская художественная литература. По той же причине в древнерусской вплоть до 17-го века не было ни вымышленных героев и сюжетов, ни описания любовных переживаний. Мало того, полностью отсутствовали комические творения (ведь смех считался греховным занятием, отвлекающим от молитв и благочестивых рассуждений).

Первым сохранившимся произведением считается «Слово о Законе и Благодати», принадлежащее перу Иллариона, митрополита Киевского. Создано оно, вероятнее всего, в конце 30-х–40-х годах 11-го века (в княжение Ярослава Мудрого). Начиная с 12-го века, расцветает такая форма литературы, как летопись. Самая известная из них – «Повесть временных лет». По мнению большинства исследователей, первый (редакция) составлена монахом Нестором, вторая редакция – монахом Сильвестром, а автор третьей редакции остался неизвестным.

Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы - с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, - это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление - расследование - изобличение преступника.

Любовный роман : герои встречаются - влюбляются - сражаются за любовь - соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью - возникает угроза - герой пытается спастись - герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик - это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями - либо авторскими, либо общими.

Мейнстрим

В мейнстриме (от англ. mainstream - основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное - нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима - такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» - это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, - это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме «хорошая книга».

При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly , он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

Примерная классификация

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр - чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.

  • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение красоток и т.п.
  • Детектив. Основная сюжетная линия - раскрытие преступления.
  • Исторический роман . Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
  • Любовный роман. Герои обретают любовь.
  • Мистика. Основа сюжета - сверхъестественные события.
  • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
  • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
  • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история.
  • Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги - например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

  • автобиографии, биографии и мемуары;
  • архитектура и искусство;
  • астрология и эзотерика;
  • бизнес и финансы;
  • вооруженные силы;
  • воспитание и образование;
  • дом, сад, огород;
  • здоровье;
  • история;
  • карьера;
  • компьютеры;
  • краеведение;
  • любовь и семейные отношения;
  • мода и красота;
  • музыка, кино, радио;
  • наука и техника;
  • питание и кулинария;
  • подарочные издания;
  • политика, экономика, право;
  • путеводители и тревелоги;
  • религия;
  • саморазвитие и психология;
  • сельское хозяйство;
  • словари и энциклопедии;
  • спорт;
  • философия;
  • хобби;
  • школьные учебники;
  • языкознание и литература.