Жанрово-тематическое своеобразие произведения А. А. Линдгрен. Особенности творчества. Образ Карлсона и его значение в детской литературе Значение творчества для писательницы а линдгрен


Контрольная работа

Тема: "Фантастика в сказочных повестях Астрид Линдгрен

фантастика сказочный линдгрен герой

  • 1. Формирование творческих взглядов Астрид Линдгрен
  • 2. Специфика сказочного мастерства Линдгрен
  • 3. Главные герои сказочных повестей Астрид Линдгрен
  • Список использованной литературы

1. Формирование творческих взглядов Астрид Линдгрен

Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren) (14 ноября 1907 -- 28 января 2002, Стокгольм), шведская писательница. Повести для детей «Пеппи -- Длинный Чулок» (1945-52), о Малыше и Карлсоне (1955-68), «Расмус-бродяга» (1956), об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), «Братья Львиное Сердце» (1979), «Роня, дочь разбойника» (1981) проникнуты гуманизмом. Фантастические приключения ее героев, отличающихся непосредственностью, пытливостью и озорством, происходят в реальном мире с его острыми противоречиями.

Линдгрен родилась в семьи земледельцев «в старинном красном доме в глубине яблоневого сада». Еще в школе ей пророчили будущее писательницы, называя «Седьмою Лагерлеф с Виммербю»; она дала себе слово не писать, лишь бы не быть на кого-то похожей. В 1941 г. заболела ее дочка и, когда мать израсходовала весь запас историй, попросила, назвав неожиданно странное имя: «Расскажи мне о Пеппи Длинном Чулке». Непривычное имя заставило придумать и самую непривычную героиню. Но издавать историю Линдгрен не спешила.

В 1944 г. заболела она сама и обработала свои устные рассказы, подарив один экземпляр дочке, а второй прислав в издательство. Как и надеялась Линдгрен, издательство, шокированное необыкновенным характером и способностями героини, которая может поднять одной рукой коня и съесть сразу целый торт, а, кроме того, смеется над благодетелями и вообще ведет себя удивительно, отклонило рукопись. Но в 1945 г. Линдгрен получила премию за книгу « Бритт-Мари облегшее сердце», тогда в следующем году удалили и переработанный вариант «Пеппи». «Приключения знаменитого следственного Калле Блюмквиста»(1946) стали следующей книгой, снова отмеченной премией .

Линдгрен стала профессиональной писательницей. Она считала, что детство дало ей тот материал, который потом вошел в ее произведения. Бродяги, которые неоднократно просились на ночлег к ее родителям, заставили ее задуматься уже в детстве, что не у всех людей есть своя крыша, их повествования расширяли ее мировоззрение, учили видеть, что мир населен не только хорошими людьми. Тема борьбы добра и зла, одна из ведущих в ее произведениях, родилась уже тогда. Писательница считала, что «нельзя сидеть и придумывать какие-то истории. Нужно погрузиться в свое собственное детство». Лишь тогда можно написать то, что пробудит фантазию ребенка. А это она считала важнейшей задачей литературы, лишь ей присущей, ведь ни кино, ни телевидение не оставляют простора для воображения.

Воображение же, целиком справедливо считала Линдгрен, -- важнейшая способность человечества, «ведь все большое, что когда-нибудь явилось в этом мире, рождалось сперва в человеческом воображении». Кроме того, книга для детей должна развивать веру детей в способность создавать чудо, в само существование его. Но чудо в произведениях Линдгрен всегда рождается из самой реальности, как в истории о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше.

Линдгрен не высказывала открыто своей программы, но старалась своим творчеством оказывать содействие демократизации общественных отношений, хотела видеть мир без войны, где не будут страдать дети. Она писала для детей, и потому ее идеи приобретают форму, доступную для детского понимания. Так, в сказке-повести «Мио, мой Мио!» герой выступает против злого рыцаря Като, а брат Львиное Сердце борется против тирана Тенгиля. В произведениях Линдгрен, о средневековый временах, речь идет не только об борьбе добра и зла, как во всех сказках всех времен. В чертах неприятелей положительных героев писательницы и в описаниях стран, которыми они правят, явным образом проступают черты фашизма, а сами персонажи похожи на современных шведов .

2. Специфика сказочного мастерства Линдгрен

Специфика сказочного мастерства Линдгрен заключается в том, что она создавала сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочные свойства, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX ст. с телефоном, посещением школы, как Малыш; с бедностью и злоключениями, как брат Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; вместе с тем у них есть второй мир -- сказочный, фантастический.

Здесь они или могущественны и героически сами (Мио, брат Львиное Сердце), или имеют наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, в летающих сундуках и т.п. Дети XX ст., знакомые с летательными аппаратами нашего времени, угадывают моторы, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен -- это мир, создаваемый воображением современного ей ребенка. Затеи Карлсона, например, -- это шалости, которых возможны для обычного ребенка с развитой фантазией. Линдгрен некогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества злого начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Красной и Белой роз. Расмус-Бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Красной и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она преисполнена неисчерпаемой изобретательности подростков, разрушает препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг .

Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворений сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое объединяется у нее с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории об обычных предметах, за С.Лагерлеф, которая объединяла в одном произведении учебник о природе Швеции, реальной жизни маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

3. Главные герои сказочных повестей Астрид Линдгрен

Крупнейшие произведения Линдгрен - это сказки-повести: «Пеппи Длинныйчулок» («Boken om Pippi Langs-trump», 1945-1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Малыш и Карлсон, который живет на даxy» (« Lillebror och Karlsson pa Taket », 1955 - 1968),« Братья Львиное Сердце »(« Brodema Lejon-hjarta », 1973), а также повести для детей и юношества« Приключения знаменитого следователя Калле Блюмквиста »(« Masterdetektiven Blomqvist lever farligt » , 1946-1953), «Расмус-бродяга» («Rasmus pa Luffen», 1956) и трилогия об Эмиле из Леннеберги («Emil in Lonneberga», 1963-1970). Линдгрен не выражала открыто своей программы, но хотела своим творчеством способствовать демократизации общественных отношений, хотела видеть мир без войны, где страдать дети. Она писала для детей, и поэтому его идеи приобретают форму, доступной для детского понимания. Так, в сказке-повести «Мио, мой Мио!" Герой выступает против злого рыцаря Като, а братья Львиное Сердце борются против тирана Тенгиля. В произведениях Линдгрен, где используется средневековый реквизит, речь идет не только об извечной борьбе добра и зла, как во всех сказках всех времен. В чертах противников положительных героев писательницы и в описаниях стран, которыми они правят, явно проступают черты фашизма, а сами персонажи похожи на современных шведов .

Специфика сказочного мастерства Линдгрен состоит в том, что она создавала рассказы-сказки, повести-сказки, где реальные современные мальчики и девочки вдруг приобретают сказочных свойств, как бедная, заброшенная девочка Пеппи, или живут двойной жизнью в обычном городе Швеции XX в. с телефоном, посещением школы, как Малыш, с бедностью и лишениями, как братья Львиное Сердце; с сиротством, как Мио; время у них есть другой мир - сказочный, фантастический. Здесь они или мощные и героические сами (Мио, брать Львиное Сердце), или могут иметь наделенных сверхъестественными силами помощников и друзей, как Малыш, приятелем которого становится Карлсон. Сказочные герои прошлого летали на коврах-самолетах, у летучих сундуках и т.д.. Дети XX в., Знакомы с летательными аппаратами нашего времени, придумывают движки, пропеллеры, кнопки управления. Сама фантастика Линдгрен - это мир, создаваемый воображением современной ей ребенка. Проделки Карлсона, например, - это баловство, которых багнеться обычному ребенку с развитой фантазией. Линдгрен никогда не морализирует. Она заставляет своих маленьких читателей увидеть плохое на доступных им примерах. Мягкий юмор писательницы создает особую добрую атмосферу, где не остается возможности для торжества зла начала.

Неизбежность окончательной победы добра присуща и повестям Линдгрен для юношества, а их герои - такие же фантазеры, как и герои сказок. Калле Блюмквист воображает себя знаменитым следователем, играет со своими друзьями в войну Алой и Белой розы. Расмус-бродяга идеализирует жизнь бездомных нищих. Линдгрен в повестях о реальных событиях тоже воспитывает своих читателей: война Алой и Белой роз ведется между друзьями по правилам высоко трактованного рыцарства, она полна неиссякаемой изобретательности подростков, разрушает состоянию препятствия; Расмус понимает истинную сущность бродяг. Однако Линдгрен не отказалась от троллей, эльфов, домовых или одухотворение сил природы, гор или предметов, но это традиционно фантастическое сочетается в ней с изменением реальности детской фантазией. В своих сказках Линдгрен шла за Г.К. Андерсеном, который умел рассказывать удивительные истории о найпрозаичниши предметы, за С.Лагерлеф, которая совмещала в одном произведении учебник о природе Швеции, реальная жизнь маленького мальчика Нильса и историю гусиной стаи. Однако она не повторяет своих предшественников. Линдгрен, вводя читателя в круг фантазий и эмоций ребенка, учит взрослых уважать его внутренний мир, видеть в нем личность.

Пеппи Длинныйчулок -- центральный персонаж серии книг шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Пеппи -- маленькая рыжая веснушчатая девочка, которая живёт одна на вилле «Курица» в небольшом шведском городке вместе со своими животными: обезьянкой господином Нильсоном и лошадью. Пеппи -- дочь капитана Эфраима Длинныйчулок, который впоследствии стал вождём чернокожего племени. От своего отца Пеппи унаследовала фантастическую физическую силу, а также чемодан с золотом, позволяющий ей безбедно существовать. Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. Пеппи уверена, что она стала ангелом и смотрит на неё с неба («Моя мама -- ангел, а папа -- негритянский король. Не у всякого ребёнка такие знатные родители»).

Пеппи «перенимает», а скорее, придумывает разнообразные обычаи с разных стран и частей света: при ходьбе пятиться назад, ходить по улицам вниз головой, «потому что ногам жарко, когда ходишь по вулкану, а руки можно обуть в варежки».

Лучшие друзья Пеппи -- Томми и Анника Сёттергрен, дети обычных шведских обывателей. В компании Пеппи они часто попадают в неприятности и смешные переделки, а иногда -- настоящие приключения. Попытки друзей или взрослых повлиять на безалаберную Пеппи ни к чему не приводят: она не ходит в школу, неграмотна, фамильярна и всё время сочиняет небылицы. Тем не менее, у Пеппи доброе сердце и хорошее чувство юмора.

Пеппи Длинныйчулок -- одна из самых фантастических героинь Астрид Линдгрен. Она независима и делает всё, что хочет. Например, спит с ногами на подушке и с головой под одеялом, носит разноцветные чулки, возвращаясь домой, пятится задом, потому что ей не хочется разворачиваться, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде.

Она невероятно сильная и проворная, хотя ей всего девять лет. Она носит на руках собственную лошадь, побеждает знаменитого циркового силача, разбрасывает в стороны целую компанию хулиганов, обламывает рога свирепому быку, ловко выставляет из собственного дома двух полицейских, прибывших к ней, чтобы насильно забрать её в детский дом, и молниеносно забрасывает на шкаф двоих громил воров, которые решили её ограбить. Однако в расправах Пеппи нет жестокости. Она на редкость великодушна к своим поверженным врагам. Осрамившихся полицейских она угощает свежеиспеченными пряниками в форме сердечек. А сконфуженных воров, отработавших свое вторжение в чужой дом тем, что они всю ночь танцевали с Пеппи твист, она великодушно награждает золотыми монетами, на сей раз честно заработанными.

Пеппи не только на редкость сильна, она ещё и невероятно богата. Ей ничего не стоит купить для всех детей в городе «сто кило леденцов» и целый магазин игрушек, но сама она живёт в старом полуразвалившемся доме, носит единственное платье, сшитое из разноцветных лоскутов, и единственную пару туфель, купленных ей отцом «на вырост».

Но самое удивительное в Пеппи -- это её яркая и буйная фантазия, которая проявляется и в играх, которые она придумывает, и в удивительных историях о разных странах, где она побывала вместе с папой-капитаном, и в бесконечных розыгрышах, жертвами которых становятся недотепы-взрослые. Любой свой рассказ Пеппи доводит до абсурда: вредная служанка кусает гостей за ноги, длинноухий китаец прячется под ушами во время дождя, а капризный ребёнок отказывается есть с мая по октябрь. Пеппи очень расстраивается, если кто-нибудь говорит, что она врет, ведь врать нехорошо, просто она иногда забывает об этом.

Пеппи -- мечта ребёнка о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. Но вот взрослые Пеппи почему-то не понимают. И аптекарь, и школьная учительница, и директор цирка, и даже мама Томми и Анники злятся на неё, поучают, воспитывают. Видимо поэтому больше всего на свете Пеппи не хочет взрослеть:

«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И ещё они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясётся ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и всё такое прочее».

Но «кто сказал, что нужно стать взрослым?» Никто не может заставить Пеппи делать то, чего она не хочет!

Книги о Пеппи Длинныйчулок исполненны оптимизма и неизменной веры в самое-самое хорошее.

И последнее, о чем необходимо сказать: о влиянии Астрид Линдгрен на русскую детскую литературу. Следует признать, что само существование прекрасных книг шведской писательницы поднимало планку качества в детской литературе, меняло отношение к детской книге как к литературе второго сорта, создание которой не требует от писателя чрезмерных усилий, лишь бы было складно и забавно (и назидательно). Конечно, Астрид Линдгрен не была одинока в этой борьбе за хорошую детскую книгу, но ее авторитет и личный пример во многом содействовал упрочению высоких требований к литературе для детей.

Астрид Линдгрен оставила удивительное наследство -- талантливую и разнообразную современную детскую литературу, которая -- и это никакое не преувеличение -- вышла из ее книг. Спасибо ей за этот чудесный волшебный дар нам всем.

Книги Астрид Линдгрен хороши еще и тем, что к ним хочется возвращаться, их хочется перечитывать не только в детстве, но во взрослом возрасте. Это сказки и вместе с тем это истории про детей, таких, которые живут в соседнем дворе. В них нет ничего фантастического, просто они умею мечтать, фантазировать, видеть недоступное взрослым.

Список использованной литературы

1. Астрид Линдгрен. Пиппи Длинныйчулок/ перевод Н. Беляковой, Л. Брауде и Е. Паклиной. -- СПб: Азбука, 1997

2. Брауде Л. Астрид Линдгрен детям и юношеству // Детская литература, 1969. М., 1969. С. 108.

3. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. - Петрозаводск.: Карелия, 1993.

4. Уварова И. Что нового в театре для детей // Театр. 1968. № 8. С. 23.

Подобные документы

    Литературная сказка как направление в художественной литературе. Особенности скандианвской литературной сказки: X. К. Андерсен, А.Линдгрен. Творчество Тувы Янссон, яркой представительницы литературной сказки Скандинавии. Сказочный мир Муми-дола.

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Фантастика как жанр художественной литературы. Виды, приемы создания фантастического. Сравнительный анализ произведений М.А. Булгакова "Собачье сердце", "Дьяволиада" и Э.Т.А. Гофмана, С.М. Шелли "Франкенштейн". Элементы фантастики в этих произведениях.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Биография и становление жизненной и творческой позиции американского писателя Марка Твена. Неповторимый юмор в его произведениях: "Том Сойера", "Приключения Гекльберри Финна". Фантастика в романе М. Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура".

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Изучение детского произведения Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Жизнь и приключения его литературных героев: Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарпера, Бекки Тетчер и других. Описание маленького американского городка Ганнибал в известном романе.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известной английской писательницы детективного жанра Агаты Кристи. Секрет леди Агаты как литературного гипнотизера, исследование феномена творчества. Анализ главных героев романов писательницы.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Особенности формирования и развития образа Тома Сойера в дилогии Марка Твена. Прототипы главных героев произведения. Исследование влияния биографического факта на структуру произведений "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна".

    курсовая работа , добавлен 11.05.2013

    История научной фантастики, ее виды. Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика, ее история и особенности. Хронофантастика, темпоральная фантастика или хроноопера. Типичные элементы мира киберпанка, жанр утопии. Происхождение термина "стимпанк".

    реферат , добавлен 09.10.2011

    Фантастика как особая форма отображения действительности. Типологическое сходство произведений Гоголя и Гофмана. Особенность фантастики у Гофмана. "Завуалированная фантастика" у Гоголя и Гофмана. Творческая индивидуальность Гоголя в его произведениях.

    реферат , добавлен 25.07.2012

    Образ тела как составляющая часть образа персонажа в литературном произведении. Развитие портретной характеристики персонажа в художественной литературе. Особенности представления внешности героев и образа тела в рассказах и повестях М.А. Булгакова.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Интерпретация фольклорных образов хозяев земных богатств в сказках П.П. Бажова. Ряд атрибутивных функций представленных сказочных образов. Функции волшебных предметов. Сюжетные мотивы, фантастические образы, народный колорит произведений Бажова.

Астрид Линдгрен – культовая шведская писательница, творившая во второй половине ХХ века. Она внесла неоценимый вклад в развитие и популяризацию детской литературы, подарила миру бессмертные образы Пеппи Длинныйчулок, Карлсона, сыщика Калле Блумквиста и всегда поклонялась только одной религии – детству. Все, кто знали Астрид Линдгрен, восхищались ее поразительным умением заводить друзей.

Она с легкостью располагала к себе людей и завязывала теплые дружеские отношения с коллегами по работе, писателями, книги которых рецензировала, знаменитостями, поклонниками, экономками и даже теми, кого никогда не видела. Несмотря на загруженность, Астрид поддерживала переписку с огромным количеством людей, не оставляла без внимания ни единого читательского письма и всегда отвечала на них лично.

Но самое главное, что Линдгрен не только заводила, но и дарила друзей. Для кого-то благодаря Астрид лучшим другом стала веселая добрая Пеппи, кто-то души не чаял в путешественнице Кати, а кто-то с замиранием сердца ждал возвращения Карлсона и прислушивался, не звучит ли вдали звук любимого пропеллера.

Детство Астрид Линдгрен проходило на живописных просторах усадьбы Нэс, что располагалась в уютном шведском городке Виммербю (лен Кальмар). Писательница с теплотой вспоминает о своей дружной семье. Ее родители – Самуэль и Ханна – познакомились еще в ранней юности. Самуэль влюбился в четырнадцатилетнюю Ханну с первого взгляда, однако добиваться руки девушки пришлось долгих четыре года. Излюбленным местом встреч были кафе, где парочка просиживала долгие часы за чашками чая. И хотя ни тот ни другой, чай не любил, в то время этот напиток считался элитным. Желая произвести друг на друга хорошее впечатление, Ханна и Самуэль упивались ненавистным чаем и любовью. Спустя годы Астрид пересказала историю любви своих родителей в книге «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хульта». Писательница утверждала, что в их романе было больше любви, чем в любой из романтических книг, прочитанных ею. Ханна и Самуэль были потрясающими родителями. Они воспитывали своих четверых детей – Гуннара, Астрид, Стину и Ингегерд – в любви и свободе. Дети могли вольно играть на просторах поместья, их никогда не загоняли в рамки авторитарных правил, а о физическом наказании и речи быть не могло. О детских играх Линдгрен вспоминает с упоением. «Ох, как мы умели играть! – восклицает спустя годы писательница – Вчетвером мы могли без устали играть с утра до ночи». Излюбленной забавой была описанная в «Пеппи Длинныйчулок» игра «Не ступать на пол». Именно в нее рыжеволосая Пеппи учит играть Томми и Аннику. Хорошо помнит Астрид и период взросления. По словам писательницы, однажды мы с ребятами поняли, что больше не можем играть. Это было страшно, ведь мы не представляли себе, чем еще можно заняться. Но скоро на смену детским забавам пришли другие увлечения – уроки, музыка и, конечно же, книги! Демократичная модель воспитания, которой придерживалось семейство Эрикссонов, нисколько не испортила детей. Все они получили образование и достойные профессии. Гуннар прославился как автор политической сатиры, Стина добилась успехов на поприще переводчика, Ингегерд стала востребованным журналистом, ну, а Астрид – всемирно известной писательницей, выдающимся издателем и теоретиком детской литературы. Самуэль Эрикссон любил повторять: «У меня необыкновенные дети! И все они заняты словами».

Превратности судьбы: мать-одиночка

Выйдя из уютного родительского дома, юная Астрид столкнулась с суровой действительностью. Первые шаги во взрослой жизни оказались весьма непростыми. Все началось с того, что в 18 лет Астрид забеременела. Отцом малыша был Аксель Блумберг – редактор газеты, в которой работала фрекен Эрикссон. Отвергнув предложение Блумберга, Астрид выбрала непростой путь матери-одиночки. Заботы о новорожденном Ларсе она не стала перекладывать на плечи родителей, а доверила сынишку приемной семье из Дании. Сама же переехала в Стокгольм, закончила курсы скорописи на печатной машинке и устроилась секретарем. Это был наиболее сложный период в жизни Астрид. Целую неделю она трудилась на службе, а на выходных мчалась навещать маленького Ларса. Все изменилось, когда Астрид познакомилась с управляющим Королевского автомобильного клуба Стуре Линдгреном. Вскоре он стал ее мужем и отцом двоих детей – Ларса и младшей Карин. Астрид отплатила своему возлюбленному и спасителю – она прославила его фамилию на все времена.

Выйдя замуж, Астрид смогла покинуть службу и, наконец, заняться домом и детьми. Каждый день она читала своей маленькой Карин сказки, а вскоре стала придумывать их сама. Так под медовым светом ночника в детской комнате рождался образ веселой девочки с рыжими косичками, фантастической силой, чемоданом золота и высокими многоцветными чулками. «Пеппи Длинныйчулок!» – говорила маленькая Карин. «Хорошо, пусть будет Пеппи Длинныйчулок» – соглашалась мама. Записав историю Пеппи, Астрид подала книгу в несколько издательств и получила отказы. Отчаиваться Линдгрен не стала, она вновь взялась за перо и приняла участие в литературном конкурсе от ведущего шведского издательства «Рабен и Шегрен». Повесть «Брит Мари изливает душу» удостоилась второй премии, а ее автор получила права на публикацию. В 1945 году зеленый свет дали и книге о Пеппи. Первая часть трилогии «Пеппи поселяется на вилле «Курица» имел ошеломительный успех. Так началось славное шествие Астрид Линдгрен по миру детской литературы.

Вклад Астрид Линдгрен в детскую литературу поистине неоценим. С 40-х годов Линдгрен регулярно публикуется, даря восторженным читателям новые истории и образы: 1945–1948 – выходит трилогия о Пеппи Длинныйчулок (плюс два коротких рассказа в 1979-м и 2000-м); 1946–1953 – трилогия о приключениях сыщика Калле Блумквиста; 1947–1852 – истории о жителях Бюллербю в трех частях; 1950–1954 – три книги о приключениях юной Кати (в Америке, в Италии, в Париже); 1955–1968 – трилогия о забавном человечке Карлсоне, который живет на крыше; 1958–1961 – дилогия о детях с Горластой улицы; 1960–1993 – истории о девочке Мадикен (четыре книги); 1963–1997 – серия коротких историй о злоключениях Эмиля из Леннеберги. Самой знаменитой героиней Линдгрен стала Пеппи Длинныйчулок. На сегодняшний день книги о Пеппи переведены на 70 языков мира и продолжают переиздаваться. Наряду с армией поклонников в разные годы у Динныйчулок появлялись и противники. Пеппи называли эгоистичной, самовлюбленной, разбалованной и даже «психически больной», а ее воспитание (вернее, полное его отсутствие) абсолютно не показательным для подрастающего поколения. Линдгрен каждый раз вставала на защиту любимой героини, смело дискутировала с именитыми обличителями и повторяла: «Дарите детям как можно больше любви… и здравый смысл придет к ним сам собой». А вот отечественному читателю больше всего приглянулся другой популярный герой книг Астрид Линдгрен – «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» озорной Карлсон, который живет на крыше. Немаловажную роль в популяризации образа сыграл культовый советский мультфильм от режиссера Бориса Степанцева. Капризный и добрый, шаловливый и благородный, Карлсон, заговоривший голосом Василия Ливанова, больше не воспринимается как европеец. С тех пор он стал Нашим. Герои Астрид Линдгрен продолжают вдохновлять современных писателей, порой аллюзии на произведения знаменитой шведки всплывают в самых неожиданных вариациях. К примеру, главного героя детективной трилогии Стига Ларссона «Миллениум» Микаэля Блумквиста в шутку называют Калле Блумквистом. Ненавистное прозвище пристало к Микаэлю из-за того, что он начал свою карьеру с журналистских расследований. А прототипом главной героини Лисбет Саландер стала Пеппи Длинныйчулок. Образ Лисбет по сути является литературным экспериментом – Стиг представил, как бы выглядела повзрослевшая Пеппи в современном мире.

Издатель «Рабен и Шегрен»

Кроме литературной деятельности, Астрид Линдгрен прославилась как первоклассный издатель. После успешной публикации книги о Пеппи Линдгрен пригласили в издательство «Рабен и Шегрен», что некогда открыло ей дорогу в литературный мир. Здесь Астрид проработала всю свою жизнь до самой пенсии. Коллеги всегда поражались работоспособности Линдгрен. Утром она писала романы, днем рецензировала чужие произведения, вечерами посещала презентации и выставки. При этом Астрид успевала уделять внимание семье, была активным общественным деятелем и всегда сохраняла бодрое расположение духа.

Заслуженный авторитет

Мнению Линдгрен доверяли. Она обладала потрясающим эстетическим вкусом и умела чувствовать стоящие произведения. Астрид открыла миру множество талантливых детских писателей, в их числе Леннарт Хельсинг, Оке Хольмберг, Виола Вальстедт, Ганс Петерсон и другие.

За достижения в области детской литературы в 1967 году родное издательство учредило премию имени Астрид Линдгрен. Ее первым лауреатом стал открытый Астрид Оке Хольмберг. Гениальная шведка прожила долгую жизнь и умерла на 95-м году в своем стокгольмском доме. Линдгрен хоронили 8 марта. Улицы Стокгольма были переполнены, все провожали в последний путь великую сказочницу, которая подарила миллионам людей детство.

Астрид Линдгрен получивших всемирное признание и переведенных на многие языки мира (более 27), является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен. В творчестве Линдгрен ожила и расцвела скандинавская сказка. Писательница - не просто наследница традиций Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их. В ее книгах, основанных подчас на фольклорных сюжетах, фантастические черты переплетаются с элементами будничности и современности. Линдгрен, которую называют «Андерсеном наших дней», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя жизнь в восприятии ребенка. Линдгрен, которой столько известно о потребностях ребенка в увлекательности и опасности в нежности и преданности, в одиночестве и дружбе, создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок» (1945) Героиня этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи - в ее необычайном всесилии. «Пеппи удовлетворяет мечту ребенка о могуществе»,- пишет Линдгрен.

В самом деле , в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.

В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью. Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.

В книге «Мио, мой Мио!» (1954), отграничив мир действительности с его сиротством и насилием над детской волей от мира сказки, свободы и справедливости, Линдгрен искусно сочетает фантастическое и реальное. Важно то, что в эту книгу с традиционной борьбой добра и зла сказочница сумела вложить современное содержание: в повести-сказке угадывается антифашистская направленность. Герой сказки - поборник справедливости - шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил - рыцарем Като.

Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать образ мальчика в развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.

Важную роль в повествовании играет природа. Следуя традициям скандинавской народной литературы и X. К- Андерсена, писательница персонифицирует, одушевляет природу. Лес, деревья - все преисполнено ненависти к Като. Самая черная в мире гора открывается, чтобы впустить Мио и его друга Юма. Контрастные картины природы помогают противопоставить два мира. Лучезарна, освещена солнцем, покрыта зелеными лугами Страна Дальняя - царство отца Мио. Темно и мрачно царство Като. Черны воды Мертвого озера, окруженного черными же голыми скалами, оглашаемыми лишь горестными криками птиц. Природа постоянно отражает переживания героев, аккомпанирует им. В минуту последней битвы Мио и Като над озером поднимаются черные тучи. Жалобно стонут черные скалы, отчаяние звучит в голосах птиц. Когда Мио убивает Като, кончается ночь и наступает утро. Природа, озеро, скалы - все преображается. Все озарено солнцем. Рассказ ведется от лица глазного героя Мио, который активно вмешивается в повествование, передает настроение автора и действующих лиц. Большую роль в создании настроения играют и повторы.

Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон , действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон , который живет на крыше» - воспитательная . Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии - «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) - тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «...Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика.

Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. Немало произведений писательница посвятила современной действительности. В реалистической повести «Приключения Калле Блумквиста» (1946) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения которых кажутся такими заманчивыми детям; Калле Блумквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности. То же самое происходит во второй и третьей частях трилогии о Калле Блумквисте «Опасная жизнь Калле Блумквиста» и «Калле Блумквист и Расмус» (1961).

В повести «Расмус-бродяга» (1956), за которую Линдгрен наряду с другими своими книгами удостоилась в 1958 году во Флоренции Международной золотой медали имени X. К. Андерсена, писательница обращается к теме сиротских приютов. Она показывает страшное лицо детских учреждений, всячески превозносимых буржуазной прессой. Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах. Книга эта, близкая к традициям лучших произведений Диккенса и Марка Твена, не свободна и от известных недостатков. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание. Но сама же Линдгрен, может быть незаметно для себя, показывает несостоятельность подобных идеалов.

Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители - животные, вещи, люди. Частные недостатки повести не снимают ее ценности как для зарубежного, так и для советского читателя. В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях. Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы - на острове Сальткрока» (1964).

Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен (в частности, «Расмус-бродяга»), в основу которых положены события действительной жизни. Основная, чрезвычайно просто и прозрачно выраженная мысль этой книги; у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное детство. Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.

Замечательно описывает Линдгрен различные характеры детей, их чувство товарищества, любовь к животным, передает их умные, но в то же время такие детские речи. Пафос книги «Мы - на острове Сальткрока» - в поэтическом описании будней. Книги Линдгрен сильны и характеристикой жизненно достоверных героев, среди которых самое яркое впечатление оставляет маленький Эмиль из трилогии «Эмиль из Лённеберги», «Новые проделки Эмиля из Лённеберги», «Жив еще Эмиль из Лённеберги!». Эмиль - сложный характер, он - вместилище всевозможных достоинств и недостатков. Эмиль - талантливый умелец, он прекрасно режет по дереву; он - бесстрашен, ловок, сообразителен и хитер. Не случайно сама Линдгрен считает эту трилогию одним из лучших своих произведений.

Характер литературы рассматриваемого периода: нравственный максимализм героев, масштабность художественных новаций, внимание к персонажу в его кризисном состоянии, к его нравственно-философским исканиям, глубочайший психологизм. Именно в 70 - 80-е гг. создают свои лучшие произведения норвежец Генрик Ибсен и швед Август Стриндберг -великие реформаторы скандинавского театра, крупнейшие представители европейской "новой драмы".

Активнейшим образом работали скандинавские писатели и в жанре романа. Именно выразителями эпохи стали такие совершенно разные романисты, как норвежец Кнут Гамсун, датчанин Мартин Андерсен-Нексё и др.

Особенностью литературного процесса в скандинавских странах, как и в ряде других (например, славянских, Бельгии, США), стало совпадение по времени упрочения реализма с возникновением и развитием нереалистических течений, диапазон которых был очень широк и включал натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм. Смелые художественные новации, приверженность к укрупненным, эпическим формам дали о себе знать в произведениях писателей-реалистов. Весьма выражено было, как, опять-таки, в других литературах, взаимодействие, переплетение в рамках творчества одного автора, а часто - и одного произведения, элементов реалистического и иных художественных методов.

Схемное значение скандинавские писатели придавали осмыслению фольклорных и литературных традиций - мифов, песен скальдов, искусства романтизма. Немалую роль в формировании эстетических воззрений художников сыграла русская литература (Тургенев, Достоевский, Л. Толстой, М. Горький).

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (1907-- 2002). Сама писательница всегда называла своё детство счастливым и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества. В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин, с которой она дружила. Именно Кристин приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова.

По словам А.Линдгрен, «Пеппи Длинный чулок» появилась на свет прежде всего благодаря дочери Карин. В 41г Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок -- это имя она выдумала тут же, на ходу. Так А.Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщённом плане, то он основывается на появившихся в 1930--40-х годах новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

В 45 году А.Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шёгрен». В том же издательстве выходили все её книги.

В 46г она опубликовала 1ую повесть о сыщике Калле Блюмквисте («Калле Блюмквист играет»), благодаря которой завоевала первую премию на литературном конкурсе. В 51г последовало продолжение, «Калле Блюмквист рискует», а в 53г -- завершающая часть трилогии, «Калле Блюмквист и Расмус». «Калле Блюмквистом» писательница хотела заменить читателям прославлявшие насилие дешёвые триллеры.

В 54г А.Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей -- «Мио, мой Мио!». В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история Бу Вильхельма Ульссона, нелюбимого и оставленного без должной заботы сына приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и заброшенных детей. В очередной трилогии -- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» -- снова действует фантазийный герой незлого толка. Этот «в меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе, эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живёт Малыш. Будучи воображаемым другом Малыша, он представляет собой куда менее замечательный образ детскости, чем непредсказуемая и беззаботная Пеппи. Малыш -- младший из троих детей в самой обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон попадает в его жизнь весьма конкретным образом -- через окно, причём делает это каждый раз, когда Малыш чувствует себя лишним, обойдённым или униженным, иными словами, когда мальчику становится жалко себя.

В 69г прославленный стокгольмский Королевский драматический театр поставил «Карлсона, который живёт на крыше», что было необычно для того времени. С тех пор инсценировки по книгам Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и небольших театрах. Первыми были экранизированы повести о Калле 47г.

Дети в произведениях Астрид Линдгрен (на примере произведений «Три повести о Малыше и Карлсоне» и «Пеппи Длинныйчулок»)

Книги известной шведской писательницы А. Линдгрен о Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок можно смело назвать педагогическими. Почему? В частности, потому, что их сюжет очень приближен к обычной реальности, в которой живут дети-читатели. Узнавая в книгах особенности своей жизни, сходства своих желаний, качеств характера и поступков с мотивами и действиями персонажей, читатель ощущает склонность задуматься о своей повседневной жизни, глубже ее осмыслить.
В «Малыше и Карлсоне» «Пеппи Длинныйчулок» нет приключений с драконами, волшебниками, подвигами. Наоборот, главные герои – это самые обычные дети, или очень похожи на них. Конечно, Карлсона есть выдающиеся качества – он умеет летать и живет на крыше. Но ведь по своим поступкам он ничем не отличается от обыкновенного ребенка-младшеклассника – он любит проказничать, есть сладкое, быстро переходит от одних эмоций к другим.
Пеппи – тоже обычная рыжая девочка, хотя и обладает фантастической физической силой. Как и многие дети, она не любит учиться в школе, нарушает многие школьные правила. Как и Карлсон, она общается с типичными детьми, которые не обладают такими способностями.
Далее мы поговорим о двух типах детских персонажей А. Линдгрен. Это необычные дети (Карлсон и Пеппи), и обычные (их друзья).
Действительно, хотя возраст Карлесона неопределен (он называет себя «мужчиной в самом расцвете сил»), его можно считать именно ребенком – по характеру, поведению и проделкам. Интересно то, что недостатки Карлсона показаны в гипетрофированном виде, они в нем словно нарочно выпячены, преувеличены. Писательница явно хотела выразить педагогическую идею: недостатки смешны, от них надо избавляться. Кто-нибудь может возразить: а что, если читатели (дети, конечно), начитавшись историй А. Линдгрен, сами начнут подражать героям? Станут бросать горшки с цветами из окон, резать простыни для игры в привидения и т.д.? Но давайте разберемся с тем, кем являются Пеппи и Карлсон.
Итак, кто такой Карлсон? Несмотря на всю свою необычность, он – воплощение ребенка со всеми особенностями детского возраста. Он олицетворяет и типично детские недостатки, и достоинства. Да, он врет, капризничает, обижается по пустякам, хвастается, объедается. Но вместе с тем – проявляет энергичность, веселость, отзывчивость, бескорыстие. Карлсон противоречив, и это приближает его к реальному миру.
Как же воспринимают читатели истории приключений Карлсона? Конечно, дети смеются скорее над его поступками, им просто нравится читать о его проказах и шалостях. Но взрослея, читатели уже начинают смеяться над качествами Карлсона – над его хвастовством, враньем, обжорством. Возникает понимание, что все это – слабости человека, его ограничения. Смеясь над Карлсоном, взрослеющие дети смеются в каком-то смысле и надо собой, над собственными слабостями и недостатками. Он становится их «зеркалом», помогает осознать себя как личность.
А это очень важно, поскольку развивает умение смотреть на себя критически, со стороны. Таким образом, сказочные повести о Карлсона воспитывают через смех, юмор. И в комичных ситуациях, описанных А. Линдгрен, заложен на первый взгляд невидимый, но важный педагогический смысл. Кроме того, прочитанное в детстве оказывает влияние на всю последующую жизнь. Ведь детские впечатления – наиболее яркие, запоминающиеся. Таким образом, книги А. Линдгрен воспитывают не только детей, но и взрослых.
Что же можно сказать о Пеппи Длинныйчулок? Как и Карлсон, она отличается веселым и неунывающим характером, и символизирует определенные детские черты. Как и Карлсон, она придумывает веселые игры и наказывает жуликов. Кстати говоря, победы над мошенниками и жуликами, которые описываются в книгах, также несут в себе важную педагогическую идею – идею справедливости. Хотя и в гротескной форме, показана победа добра над злом.
Пеппи не посещает школу (попытки заставить ее учиться заканчиваются неудачей), она неграмотна и фамильярна по отношению к взрослым. Однако, у Пеппи добрый характер, она отзывчива и охотно помогает другим.
В образах Карлсоне и Пеппи воплощена мечта о свободе. Ведь человек, в том числе в детском возрасте, склонен стремиться к освобождению от различных ограничений – социальных, бытовых, личностных. Эта мечта связана с философией свободы и со сложными вопросами, которые при этом поднимаются. Например, с вопросом о границах между личной свободой и свободой другого человека, о том, возможна ли абсолютная свобода и какие ограничения полезны для того, чтобы уживаться с другими людьми и т.д.
А. Линдгрен поднимает все эти проблемы в форме сказочных произведений. И тем самым побуждает читателей уже в детском возрасте начать осмысливать те темы, с которыми он неизбежно будет иметь дело в дальнейшей, взрослой жизни. Особенно ярко это выразилось в теме одиночества. Ведь по сути, и Карлсон, и Пеппи – это одинокие дети. Им не хватает общения, поэтому Карлсон знакомится с Малышом, а Пеппи – с Томми и Аникой. Несмотря на ту свободу, которую дают (точнее, расширяют) умение летать и физическая сила, «необычные дети» так же нуждаются в общении, как и все люди. А дружеские отношения связаны с ответственностью за друзей.
Линдгрен наделила Карлсона и Пеппи необычными способностями, которые выделяют их среди остальных, дают им особые преимущества. Она воплотила в своих книгах детские мечты о приобретении тех качеств, которые позволили бы исполнить многие желания. Но вместе с тем, умение летать Карлсона и сверхсила Пеппи поставили их в особые условия, подняли вопрос о том, как распоряжаться этими выдающимися качествами. Казалось бы, «необычные дети» могли стать «абсолютно свободными» эгоистами, равнодушными к желаниям других людей. Однако и Карлсон, и Пеппи, используют свои особые способности не только для себя лично, но и для помощи обычным детям. Таким образом, в этом литературном приеме писательница выразила весьма важную, гуманистическую идею – идею альтруизма.
Примечательно, что и Карлсон, и Пеппи не ходят в школу. Между тем, отсутствие у них элементарных школьных знаний (например, незнакомство с арифметикой) специально подчеркивается в нескольких эпизодах. Например, в третьей сказочной повести о Карлсоне Малыш делает попытку научить его сложению на примере задачи про яблоки. Самодовольная реакция Карлсона и его непонимание выглядит настолько смехотворно, что вызывает четкое понимание необходимости математики. И описание подобных ситуаций – тоже своеобразный педагогический прием…
По независимости мышления и решительности действий в критических ситуациях Карлсона и Пеппи Длинныйчулок можно назвать героями. Но это не герои фэнтези или фантастики. Это именно детские герои, не просто родственные миру детей, но составляющие его часть. Особенно это касается Карлсона. Можно вспомнить, с какой изобретательностью и смелостью он несколько раз успешно противостоял жуликам Руле и Филе (когда они собирались совершить ограбление), или историю противостояния с фрекен Бок. Пеппи Длинныйчулок также оказалась вынужденной бороться с грабителями Громилой Карлом и Бломом, когда те забрались в ее дом. Можно предположить, что А. Линдгрен не случайно решила описать в детских книгах эти истории. Рассказы о борьбе с преступностью должны были оказывать воспитательное воздействие на детское сознание, ориентировать ребенка на необходимость борьбы с криминальным миром.
В своих книгах Линдгрен выразила и определенные психологические идеи. Вспомним, к примеру, любимые выражения Карлсона: «Это пустяки, дело житейское» или «Спокойствие, только спокойствие!». Такое отрешенное отношение к неприятностям очень полезно с точки зрения психологии. Спокойное отношение к проблемам, которое может выработать в себе человек, поможет ему в трудной ситуации собраться с силами и найти правильное решение. А также не тратить попусту свои силы и время, жалея себя и ругая других. Например, переживания Малыша по поводу разбитой паровой машины резко контрастируют с безразличием Карлсона – но также побуждают к размышлениям о ценности вещей. Имеют ли вещи ценность сами по себе – или это мы сами придаем им то или иное значение? И если причина в нашем собственном отношении, тогда мы можем управлять своими реакциями, и не тратить зря нервы.
В стремлении Пеппи сохранить свой прежний образ жизни, несмотря на попытки взрослых «социализировать» ее, тоже можно найти скрытый смысл. Хотя взрослые (например, школьные учителя) пытаются повлиять на нее, сделать рядовой ученицей, она отказывается подчиняться. Хоть и в преувеличенной форме, здесь выражено право ребенка на свою неповторимую индивидуальность, желание быть не похожим на других.
Теперь поговорим о второй категории детей в сказках А. Линдгрен. Это «обычные дети», присутствие которых в качестве персонажей необходимо и в сюжетном, и в педагогическом плане.
Лучший друг Карлсона - Малыш (настоящее имя Сванте), мечтающий завести собаку. Малыш живет в самой обыкновенной шведской семье, с родителями, старшим братом Боссе и сестрой Бетан. Это воспитанный и вежливый мальчик, хотя иногда проявляет упрямство. Благодаря участию в приключениях Карлсона Малыш узнает о жизни большого города. Он постигает, что в мире, который раньше казался веселым и радостным, существуют и дети, брошенные без присмотра, и преступники. А раз так, то необходимо выработать определенное отношение ко всем этим нестандартным для его жизни явлениям. И в этом выборе Малыш солидарен со своим другом – они решают помочь ребенку и противостоять мошенникам.
Как и его друзья (Гунилла и Кристер) Малыш воплощает собой среднестатистического ребенка, детей обычных обывателей. И наряду с Томми и Аникой (лучшими друзьями Пеппи) являются необходимым контрастом. Как говорится, все познается в сравнении – и рассказ об общении очень разных персонажей помогает оттенить выдающиеся качества каждого, его индивидуальность.
Контрасты между «обычными» и «необычными» детьми обнаруживаются в тех ситуациях, которые тесно связаны с законами жизни общества. Своей «подрывной деятельностью» Карлсон и Пеппи взрывают упорядоченный взрослый мир. Это индивидуалисты, не признающие авторитета и диктата коллектива. Так, Пеппи высмеивает «благотворительность» фрекен Розенблюм, ее карамельки для богатых и теплые чулки для бедных, школьную систему поощрений и наказаний, Карлсон не признает «правил приличия», обращается к дяде Юлиусу и фрекен Бокк на «ты» и т.д..
Вместе с тем, второстепенные герои (Малыш, Томми и Анника) постигают мир и самих себя. Когда Карлсон и Пеппи готовятся совершить нечто необычное (или делают это), они задают вопросы о смысле, пытаются найти обоснование общественным запретам. Например, Малыш твердо заявляет Карлсону, что воровство недопустимо, одновременно укрепляя свои убеждения на этот счет.
Как «обычные дети» относятся к сверхспособностям «необычных»? Они охотно их используют. Например, Малыш охотно и многократно перемещается на крышу с помощью пропеллера Карлсона, а Томми с Аникой плавают с Пеппи на лодке. В этих деталях выражена заветная детская мечта: уметь больше того, что считается пределом возможного – летать, легко поднимать огромные тяжести, обладать богатством… Но примечательно то, что «обычные дети» не идеализируют своих друзей. Наоборот, они пытаются оказать воспитательное влияние – Малыш объясняет Карлсону, как обращаться с бытовыми приборами, Томми с Аникой уговаривают Пеппи пойти в школу. Таким образом, А. Линдгрен показывает не одностороннее воздействие одних героев на других, а их взаимовлияние. Конечно, это попытки повлиять не всегда оканчиваются успехом. Однако важен сам процесс общения, в ходе которого обнаруживаются, например, хвастовство и самодовольство Карлсона, и жажда свободы Пеппи Длинныйчулок. А зная мотивацию поведения персонажей, читатель получает возможность лучше разобраться в причинах их поступков, объективно оценить их – а также задуматься о собственной жизни…
Кроме того, благодаря компании Карлсона и Пеппи, обычные дети часто попадают в смешные ситуации и участвуют в разных приключениях. При этом они проявляют черты заурядного законопослушного обывателя: страх нарушить правила, социальные табу, склонность к консерватизму. И вместе с тем, постепенно они меняются под влиянием своих друзей-индивидуалистов. Например, Малыш перестает слушаться фрекен Бок, когда Карлсон демонстрирует ему возможность неповиновения, и постепенно втягивается в проказы. Подобным образом поступают и Томми с Аникой, соглашаясь участвовать в морских приключениях с Пеппи.
Итак, в сказочных повестях А. Линдгрен дети выступают носителями разных вариантов поведения, и выражают наиболее распространенные черты детского характера. При этом, благодаря юмору писательницы, негативные качества и поступки выглядят малопривлекательными, а позитивные – как достойные подражания. Именно поэтому повести А. Линдгрен можно назвать не просто развлекательными, а развлекательно-воспитательными.