Политический строй древней руси. Социально экономическое и политическое развитие древней руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

  • 6. Судопроизводство Киевской Руси (по Русской Правде).
  • 7 И 8. Феодальная раздробленность Киевской Руси: причины и следствия. Государство и право Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли.
  • 9. Государственный и общественный строй Новгорода и Пскова.
  • 11. Уголовное право и процесс по псг.
  • 12. Государство и право Золотой Орды (XIII-XV вв.).
  • 13. Складывание Русского централизованного государства. Государственный строй Московского государства в XIV-XV вв.
  • 16. Общественный строй России XV-XVII вв.
  • 17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).
  • 18. Реформирование системы местного самоуправления в России в XVI-XVII вв.
  • 19. Развитие права в России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII вв.).
  • 20. Соборное уложение 1649 г.: история создания, структура и общая характеристика.
  • 21. Уголовное право в России в XVII веке (по Соборному уложению 1649 г.).
  • 22. Судоустройство и судопроизводство в России в XVII веке (по Соборному уложению 1649 г.).
  • 24. Развитие семейного права в России в XV-XVIII вв.
  • 25. Становление абсолютизма в России. Реформы высших и центральных органов государственной власти в XVIII веке.
  • 26. Оформление сословной структуры Российского общества в XVIII веке. Правовое положение различных сословий.
  • 27. Органы местного управления и самоуправления в XVIII веке. Губернские реформы Петра I и Екатерины II.
  • 28. Особенности развития права в России в XVIII веке. Гражданское право.
  • 29. Уголовное право в России в XVIII веке. Воинские артикулы Петра I.
  • 30. Судоустройство и судопроизводство в России в XVIII веке.
  • 1 Период.
  • 4 Период.
  • 31. Изменения в системе высших органов Российской империи в первой половине XIX века. Проекты преобразования государственного строя м. М. Сперанского.
  • 32. Местные органы управления в первой половине XIX в. Особенности управления окраинами Империи (Финляндия, Польша, Прибалтика, Бессарабия, Закавказье, Казахстан, Сибирь).
  • 34. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
  • 35. Гражданское и семейное право России в первой половине XIX в. (по Своду законов).
  • 36. Уголовное право России первой половины XIX в. (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.).
  • 37. Уголовный процесс России первой половины XIX в. (по Своду законов).
  • 38. Отмена крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861 г.
  • 39. Местные органы самоуправления второй половины XIX. Земская реформа 1864. Городская реформа 1870
  • 41. Гражданский и уголовный процессы (по судебным уставам 1864 г.).
  • 42. Контрреформы в области местного самоуправления и в судебной системе 80–90-х гг. XIX в.
  • 43. Развитие права пореформенной России (2/2 19 в.): гражданское, уголовное, трудовое и семейное право.
  • 44. Изменения в государственном строе в годы Первой российской революции 1905–1907 гг.
  • 45. Порядок формирования и правовой статус парламента в 1905-1907 годах.
  • 46. Государство и право России в годы Первой мировой войны.
  • 47. Государственный строй и право России после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.).
  • 48. Октябрьская революция 1917 г. Разгон Учредительного собрания. Создание Советского государства (октябрь 1917 – 1918 гг.).
  • 49 Вопрос. История создания и основные положения Конституции рсфср 1918 г.
  • 50. Государство и право России в период гражданской войны (1918 – 1920 гг.).
  • 51. Формирование советской системы права: трудовое, земельное, гражданское и семейное право рсфср в 1917 – 1920-е гг.
  • 52. Формирование советской системы права: уголовное право, уголовный и гражданский процесс рсфср в 1917 – 1920-е гг.
  • 53. Образование ссср. Первая союзная Конституция 1924 г.
  • 54. История принятия и основные положения Конституции ссср 1936 г.
  • Глава XIII посвящалась порядку изменения Конституции ссср, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению вс ссср, принятому большинством (не менее 2/3) голосов в каждой из палат.
  • 55. Развитие советского государственного аппарата в 1920-е –1930-е. Реформы правоохранительных органов.
  • 58. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).
  • 59. Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945–1985 гг.).
  • 60. Общая характеристика развития советского законодательства в послевоенный период (1945 – 1985 гг.)
  • 62. Советское государство и право в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).
  • 63. Советское государство: возникновение, природа и этапы развития.
  • 64. Распад ссср. Создание снг. Образование Союзного государства Беларуси и России.
  • 65. Образование суверенного государства Российской Федерации. Формирование новых органов власти в России в 1990 – 1993 гг.
  • 66. Изменения в праве России в 1991 – 1993 г. История принятия Конституции рф 1993 г.
  • 16. Общественный строй России XV-XVII вв.

    Феодалы.

    Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился московский князь. Следом – удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие самостоятельность. Должны были нести военную службу, со временем, удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку. Следующая группа феодалов – бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. Отличались фактическими преимуществами – богатством и властью. Следом за боярами шли слуги вольные и дети боярские, т. е. средние и мелкие феодалы. Низшая группа – слуги феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

    В 15 веке – серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, но бояре лишились права свободного выбора князя, произошло оформление дворянства. Нижняя, но наиболее распространенная часть феодалов – дворянство, которое жаждало новых земель, стремилось к закрепощению крестьян. В период сословно-представительской монархии в России сохранялся в силе порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью – т. е. принцип местничества, который был отменен только в 1682 году.

    Зависимое население.

    Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и удельных князей, и частновладельческих, жившие в вотчинах и поместьях иных феодалов. Несли повинности – барщина и оброк.

    Делились на 3 категории: 1. Тяглые – государственные, не имевшие права перехода; 2. Частновладельческие – оброк и повинности в пользу господ; 3. Вольные крестьяне – колонисты, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, после которого зачислялись, либо в тяглые, либо в частновладельческие.

    Холопы . Стало меньше, чем раньше, но правовое положение оставалось прежним. К ним примыкали кабальные люди, которые формировались из свободных, но оформили служилой кабальной грамотой свое положение. Запрещено холопить детей боярских. У кабальных – холопство не передавалось по наследству и по завещанию. Холопы, посаженные на землю – страдники.

    Городское население . Утратило то право, которое имело в эпоху Киевской Руси, стало выплачивать те же налоги и повинности, что и крестьяне. Стали называться посадские люди. Делились на белослободских - те, которые освобождались от повинностей ряда, и чернослободских – мелкие торговцы и ремесленники.

    17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).

    I. Боярская дума. Состав:

    1) Боярин (Высший думный чин);

    2) Окольничий;

    3) Думный дворянин;

    4) Чиновничий думный аппарат.

    Функции боярской думы:

    1) Осуществление законной власти;

    2) Решение вопросов внутренней и внешней политики;

    3) Высшая судебная инстанция (высшая судебная функция).

    II. Земский собор – это совет земли русской, посвященный решению государственных дел.

    Периоды оформления:

    1) 1549-1584 гг. – Становление и оформление земских соборов;

    2) 1584-1610 гг. – Время, когда главная функция - избрание на царство;

    3) 1611-1612 гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти;

    4) 1613-1622 гг. – Действуют непрерывно в качестве совещательного органа при царе;

    5) 1632-1653 гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренней и внешней политики;

    6) 1653 - до конца 80-х – Время затухания Земских соборов.

    Туда входили : царь, боярская дума, верхи духовенства, нижняя же палата – выборные от дворянства, верхов, посадских людей.

    Деятельность:

    1) Внутренняя политика;

    2) Внешняя политика;

    3) Налогообложение;

    4) Выборы патриарха.

    Способы формирования :

    1) По назначению;

    2) Путем выборов.

    III. Приказы – это центральные органы отраслевого управления.

    Классификация:

    1) Дворцово-финансовые:

    a. Конюшенный;

    b. Большого дворца;

    c. Большой казны.

    2) Военные приказы:

    a. Разрядный;

    b. Стрелецкий;

    c. Казачий;

    d. Пушкарский;

    e. Бронный.

    3) Судебно-административные приказы:

    a. Поместный;

    b. Холопий;

    c. Земский.

    4) Ведавшие отдельными или специальными отраслями:

    a. Посольский;

    b. Аптекарский;

    c. Печатного дела;

    d. Ямской;

    e. Челобитный.

    Приказы (возглавлялись судьями – начальниками) делились на столы (дьяки), которые делились на повытья (подьячьи). Подьячьи в свою очередь делились на молодых, средней руки и старых.

    История России IX–XVIII вв. Моряков Владимир Иванович

    6. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI века

    Процесс формирования единой территории Российского государства был неразрывно связан с созданием системы общерусского управления.

    Во главе государства стоял московский великий князь, находившийся со всеми слоями общества в служебно-подданических отношениях. Ему подчинялась княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. Удельные князья и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства – великому князю. Они должны были присягать ему на верность. Великий князь мог налагать на них «опалы», удалять от своего двора, конфисковывать вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр и князей. «Отъезд» их из Москвы, от великого князя, рассматривался как государственная измена, и отъехавшие теряли права на владение своими вотчинами. Великий князь носил титул «государь всея Руси». Знаками государя, отличавшими его от других подданных, были скипетр, держава и великокняжеская шапка Мономаха. По официальной московской версии она (византийская корона) перешла от византийского императора Константина Мономаха к его внуку Владимиру Мономаху.

    Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне. С дворянами великого князя московского слились дворяне удельных князей и бояр, владения которых вошли в состав единого государства, а они перешли на службу к великому князю. При Иване III активно создавалась поместная система – раздача государственных свободных земель служилым людям верховным собственником (великим князем) на условиях несения военной службы.

    Таких служилых людей стали называть помещиками, а их владения называли поместьями, которые было запрещено продавать и дарить. В первой трети XVI в. массовые поместные раздачи прошли почти во всех уездах страны. Войско, составленное из таких «испомещенных» служилых людей, стало основой вооруженных сил государства.

    Резкое возрастание служебной зависимости феодалов от великого князя было российской разновидностью феодальной иерархии. Она облекалась в форму местничества – порядка назначения на службу в соответствии со знатностью рода, близостью его к великому князю и давностью службы ему.

    В 1472 г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Сам факт женитьбы, заимствование византийского имперского герба в форме двуглавого орла, введение пышного церемониала при дворе недвусмысленно демонстрировали притязания московского великого князя на византийское наследство.

    Однако растущее самовластие великого князя еще ограничивалось письменным правом и правовыми обычаями, а также традицией, закрепленной практикой политической жизни. Сохранялась Боярская дума, ведущая свое начало еще со времен Древней Руси. Она выполняла совещательные функции, действуя по формуле «Государь указал, а бояре приговорили». В Думе высшим был чин боярина, следующим по значимости был чин окольничего. В разное время в Думу входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они до середины XV в. были представителями московских аристократических боярских родов. В конце XV – начале XVI вв. в число бояр Думы начинают жаловать князей ранее независимых княжеств. В думные чины жаловал великий князь.

    Боярская дума была значимой частью государева двора, куда входила высшая и средняя элита московского государства. Государев двор играл значительную роль во внутренней и внешней политике.

    Система приказов – специальных учреждений – еще не сложилась. Первое упоминание о них встречается в документах 1512 г. До середины XVI в. было два государственных учреждения (в рамках Государева двора): Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна, возглавляемая казначеями, где хранились деньги, драгоценности, государственные архив и печать.

    В складывавшемся государственном аппарате основную роль играли дьяки, которые вели делопроизводство. Часто они имели большое влияние на принятие и реализацию государственных решений.

    Единой и четкой системы административно-территориального деления в то время еще не было. Государство делилось на уезды, границы которых определялись границами бывших княжеств, уезды делились на станы, а станы – на волости. Уездом управлял великокняжеский наместник, а станами и волостями – волостели. Феодалы и их люди по гражданским делам и ряду уголовных преступлений были им неподсудны. Наместники назначались из бояр. Они жили за счет судебных пошлин («присуд») и «кормленичего» дохода, собираемых в свою пользу. По сути дела это было предоставление права взимать ренту-налог за прежнюю военную службу, а не за административно-служебную деятельность. Бояре-кормленщики, юридически подчиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти.

    К своим обязанностям «кормленщики» относились халатно. Отсутствие разветвленного и четко организованного государственного аппарата управления затрудняло контроль центральной власти за их деятельностью.

    Для установления единого порядка судопроизводства в едином государстве в 1497 г. был принят великокняжеский Судебник. Судебник Ивана III дошел до нас в одном списке, он был сводом судебных норм и правил, которые отвечали изменениям в жизни русских земель, происшедшим после появления «Русской Правды». Он предназначался для унификации судебно-административной деятельности на территории всего созданного государства. В нем были отражены вопросы судопроизводства по нарушению установленных властью норм. К особо опасным преступлениям относились грабеж, подлог, ночная кража, кража из укрепленного места. Оговорены были также наказания за заговор, мятеж, которые рассматривались как преступления против государства и государя. Судебник устанавливал наказания за взяточничество, казнокрадство, пристрастное рассмотрение дел. Кроме системы штрафов за преступления, он вводил смертную казнь за особо тяжкие преступления и торговую казнь – битье плетью на торговой площади. В Судебнике содержались инструкции по организации судебного процесса. Судебная система состояла из суда великокняжеского наместника, приказного суда, суда Боярской думы и суда великого князя. Кроме этого, существовали церковные и вотчинные суды.

    Статья 57 Судебника утверждала существовавшую повсеместно практику ограничения крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне переход разрешался только за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV в. это были большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда.

    Долгое время в отечественной историографии ограничение переходов крестьян рассматривали как начало их закрепощения. Ряд современных исследователей не разделяет это мнение. Акад. Л. В. Милов считает, что крестьянские переходы были порождены необходимостью расшатывать крестьянскую общину как орган организации сопротивления крестьян и укреплять собственность феодалов на землю. О закрепощении (личной зависимости) каждого члена общины (крестьянина) можно говорить лишь начиная с конца XVI в., после того как государство укрепило свою мощь и консолидировало господствующий класс. В конце же XV – первой половине XVI в. ограничение крестьянских переходов, ставших элементом крестьянской свободы, было направлено только на укрепление собственности феодалов на землю. К установлению личной зависимости крестьян они отношения не имели.

    Складывание единого Российского государства, усиление великокняжеской власти, которая стремилась лишить самостоятельной силы не только светских феодалов, но и церковь, подчинив их полностью интересам государства, поставили вопрос о положении церкви в государстве. В конце XV в. вопрос о церкви и ее богатствах стал предметом общественного обсуждения. В это время в Российском государстве делались первые попытки выйти за рамки традиционных представлений о человеке, природе и обществе.

    В Новгороде, Пскове, Твери, Москве появились еретики, выступления которых были исключительно опасны для церкви, потому что они были смелыми вольнодумцами, резко высказывались против ряда основных догматов христианства. Они отрицали краеугольный догмат о загробной жизни, сомневались в достоверности Священного Писания, которое критиковали с рационалистических позиций. Еретики выступали против церкви как учреждения и церковнослужителей, без которых, как они полагали, человек может и должен общаться с Богом. Еретики были противниками церковного землевладения.

    Выступления еретиков поставили вопрос укрепления авторитета церкви и ее положения в обществе. Его попытались решить нестяжатели и иосифляне (стяжатели). Нестяжатели во главе с Нилом Сорским, основателем далекого северного монастыря на реке Сорке, говорили о недопустимости владения церковью богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Они были против безнравственного поведения многих церковников, проповедовали аскетический образ жизни, отказ служителей церкви от мирских удовольствий. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, игуменом Волоцкого монастыря под Москвой, выступали за сильную, богатую церковь, независимую от светской власти. По их мнению, только такая церковь могла успешно проводить в жизнь христианское учение, занимать господствующее положение в духовной жизни страны. Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся в конце XV в., продолжалась вплоть до середины следующего столетия.

    Великокняжеская власть, находившаяся в постоянном поиске земель для испомещения на них служилых людей, была заинтересована в конфискации части церковных земель. Она поддерживала нестяжателей, что вызвало конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием. После Геронтия митрополию возглавил сторонник еретиков Зосима. Иосифляне, добиваясь от власти всесторонней поддержки, защиты интересов церкви и расправы с еретиками, активно поддерживали удельных князей, устраивавших мятежи против крепнувшей власти великого князя. На церковном соборе 1503 г. Иван III потребовал у церкви отказаться от своих земель. Но иосифляне, составлявшие большинство церковных деятелей, дали резкий отпор великому князю и нестяжателям. Последние потерпели жестокое поражение. Борьба с еретиками приняла ожесточенный характер. На вооружение был взят опыт испанской инквизиции. На льду Москвы-реки запылали костры, где сжигали еретиков.

    Анализ обстановки в стране, соотношения и расстановки противоборствующих сил показал великокняжеской власти необходимость отказа от поддержки нестяжателей и их идеи секуляризации церковных земель. В обстановке мятежей удельных князей центральная власть нуждалась в поддержке столь мощной организации, как церковь. В свою очередь, церковники были заинтересованы в мощной поддержке государства. Все это сделало неизбежным компромисс церкви и светской власти. Первая отказывалась от своих теократических устремлений и поддержки мятежных князей, а последняя поддержала борьбу с еретиками и перестала ставить вопрос о секуляризации церковных земель и подчинения церкви государству.

    После установления компромисса церкви со светской властью Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идеи о божественном происхождении великокняжеской власти, самодержце – царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственном. Из этого следовало, что церковь, освящающая власть монарха, должна иметь привилегированное положение, а центральная власть обязана ее поддерживать. В свою очередь, Василий III после 1508 г. активно поддерживал иосифлян и дал церкви большие привилегии.

    Таким образом, в XIV – первой половине XV в. процесс объединения русских земель завершился созданием единого Российского государства. Это создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.

    Перед образовавшимся государством встал ряд национально-государственных задач, которое оно решало на протяжении почти трех столетий. Россия, а именно так стало именоваться новое государство, продолжала борьбу с остатками Золотой Орды и стремилась добиться выхода в Балтийское море. Московские монархи считали себя преемниками не только великих владимирских, но и великих киевских князей. Поэтому они считали одной из своих задач объединить в границах единой державы все земли, входившие в Древнерусское государство.

    Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

    § 3. Политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

    Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

    Глава 19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII

    Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

    § 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

    Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

    Глава 6. Финляндия в конце XIX - начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

    Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

    Общественно-политический строй и падение Шан-Иньского государства Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находкам в гробницах Аньяна, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченные друг от друга по сословному и

    Из книги Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) автора Зимин Александр Александрович

    Глава IV ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НАКАНУНЕ РЕФОРМ Российское централизованное государство первой половины XVI в. представляло собой аппарат насилия господствующего класса феодалов.К середине XVI в. в экономике страны явно обозначились серьезные сдвиги,

    Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

    Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

    автора Автор неизвестен

    4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

    Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

    Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

    12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

    Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

    1. Политический кризис в начале XIV века

    автора Бурин Сергей Николаевич

    § 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна африканского континента, Египет всегда стремился к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

    Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

    Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

    Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

    § 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна Африканского континента Египет всегда стремилась к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

    Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

    Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

    Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

    Государственный строй:

    1) Политическая форма правления

    2) Структура и компетенция центральных и местных органов управления и власти

    3) Военная организация

    4) Судебная система

    Государственный строй Московского княжества.

    Верховную власть в Русском государстве конца XV - начала XVI в. осуществлял великий князь. Однако он осуществлял ее не единолично, а вместе с Боярской Думой - высшим совещательным органом при князе. Происходит перестройка и местного управления, система кормлений, существовавшая в период образования русского централизованного государства, постепенно изживает себя.

    Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации . Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов в городах.

    В складывающейся политической ситуации все три социальных силы: феодальная (светская и духовная) аристократия , служилое дворянство и верхушка посада - составили основу сословно-представительной системы правления.

    До середины XV в. в Северо-восточной Руси государственный механизм существовал в виде следующей системы. Один боярин отвечал за княжескую кухню (например, чашник), другой - за гардероб (постельничий), третий - за развлечения (сокольничий) и т.д.

    В ходе завоевания Москвою Северо-восточной и Северо-западной Руси, московским князьям было важно преодолеть сепаратизм соседних князей. И если те верноподданнически склоняли голову, то и Иван III, и Василий III великодушно оставляли им их уделы. Менялось лишь следующее.

    Во-первых, формально-юридическое положение удельных князей. Вновь присоединенные территории управлялись на основе договоров московского князя с бывшим удельным князем.

    Во-вторых, присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы - волостели.

    Боярская дума. На вершине этого аппарата находилась «Дума» (или, как ее позднее стали называть историки, «Боярская дума»). С конца XV в. она превращается в постоянно действующий орган при князе. В нее входят представители древнейших княжеских и боярских родов: князья чернигово-северские (Глинские), ростово-суздальские (Шуйские), потомки литовского государя Гедемина (Бельские) и московские бояре (Морозовы, Воронцовы, Захарьевы-Юрьевы) и др., но не в качестве князей и бояр - им присваиваются определенные чины. Князья получают чин «боярин», бояре - «окольничий».



    В княжение Василия III помимо этих двух чинов появились «думные дворяне» и «думные дьяки» (секретари).

    Дума очень редко рассматривает какие-либо вопросы по своей инициативе. Как правило, это были проблемы, на необходимость решения которых указывал государь. Решения Думы получали силу закона лишь после его утверждения.

    Чужые бояре еще сохраняют право отъезда, но свои - московские - в 70-е гг. XV в. его уже утрачивают.

    Все это означает, что формируются отношения подданства.

    Приказы. Бюрократический аппарат в XIII-XIV в. состоял из двух частей - «вольных слуг» , в качестве которых выступали бояре, и зависимых, дворовых людей - дворян . Со временем в этой зависимой категории служащих проходила определенной дифференциация: его верхний слой получил статус «дьяков», а низший - «подьячих». От времен Дмитрия Донского (1359-1389 гг.) сохранились имена трех дьяков, следовательно, статус этой должности был незначительным, а от времени Василия II (1425-1462 гг.) - 20 дьяков и подьячих.

    В княжение Ивана III управление княжеством постепенно переходило из рук «вольных слуг» в руки бюрократического аппарата. Возникает великокняжеская канцелярия.

    Ключевую роль в великокняжеской системе играли «Дворец» и «Казна» . Первый ведал землями великого князя, вторая - финансами, внешней политикой, а также являлась местом хранения архива и печати. Когда к Москве присоединялись новые земли, там создавались структуры по аналогии с московскими: Новгородский дворец, Тверской, Нижегородский, Дмитровский и т.д.

    В 60-е гг. XV в. начали возникать отраслевые приказы : Поместный, ведавший земельными раздачами дворянам, Разрядный, обеспечивающий их жалованием и ведший их учет, Разбойный, Посольский и Челобитный, Ямской и др. В начале XVI в. их было уже около 10. Возглавлялись приказы «путными» боярами («путь» - направление деятельности). В их подчинении находился многочисленный штат дьяков и подьячих.



    Местные органы управления. Единое Московское государство возникло в княжения Ивана III и Василия III. Но власть московского князя была тогда еще слабой, поэтому во внутренние дела присоединенных княжеств ни Иван III, ни Василий III фактически не вмешивались.

    Между тем, сложная международная обстановка при неразвитой экономике требовала концентрации усилий всего государства. В этих условиях в 30-50 е гг. XVI в. были ликвидированы остатки феодализма. И на месте бывших удельных княжеств возникла система местных государственных органов управления - «губные» и «земские избы».

    В задачу «губных изб» входила борьба с «разбоями», «лихими людьми» . Их компетенция определялась уставными «губными грамотами» (первая из которых датируется 1539 г.). Эта местная государственная структура состояла из двух старост, выбранных из местных «детей боярских», а также состоятельных крестьян, посадских людей и назначенных полицейских чинов. Делопроизводство в «губной избе» вели дьячки. В административном плане эти структуры подчинялись Разбойному приказу .

    Судебная система. Единых в масштабах страны судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации , поэтому судебные функции осуществляли в рамках своей юрисдикции государственные органы, сословные, церковные и частные (вотчинные).

    Государственные делились на центральные (в виде суда великого князя, Боярской думы, дворцовых ведомств и приказов) и местные (в виде суда наместника и волостеля).

    Армия. До конца XV в. вооруженные силы страны представляли собой войско Великого князя, полки удельных князей и бояр. В случае необходимости, собиралось народное ополчение. На рубеже XV-XVI вв., в условиях постоянной военной опасности, этих формирований уже не хватало, и было создано дворянское поместное ополчение. За ратный труд войны получали поместья. Их служба длилась с весны и до первого снега (зимой военные действия не велись).

    Наступление государства на привилегии церкви. Церковь являлась одним из элементов политической структуры страны. Поэтому по мере укрепления власти московских князей былая независимость церкви начинала их раздражать.

    Общественный строй Московского княжества.

    При Иване III отношения великого князя к боярскому сословию значительно меняются. Это выразилось в перемене обхождения с боярами; оно становится высокомерным.

    Но у Ивана III все таки еще живы были предания, что бояре - советники и что с ними князь должен посоветоваться, прежде чем начать какое-нибудь дело; при преемнике же Ивана, Василии III, самодержавие великого князя проявилось более сильным образом. Великий князь решал дела без совета с боярами , на что, как известно, жаловался Берсень; не любил он также, чтобы ему противоречили. Делается самодержавной власть великого князя и относительно духовенства: ему принадлежит право участия в выборе и низложении митрополита. Сначала вел. князь только рекомендует своих кандидатов, как это сделал, например, Иван II относительно Алексея и Дмитрий Донской относительно Митяя. Дмитрий своей волей то приглашает Киприана на московскую митрополию, то свергает его. Василий Васильевич Темный прямо уже говорит, что выбор митрополита всегда принадлежал его прародителям; но ни в его княженье, ни в княженье Ивана III митрополиты не назначаются еще просто волей великого князя.

    Такой порядок устанавливается только при Василии III. С развитием княжеской власти изменяется и положение в московском государстве высшего сословия, боярского. Из бродячей дружины оно мало-помалу обращается в оседлое сословие крупных землевладельцев и в награду за свою службу получает от князя пожалования землями. Вместе с этим начинает ограничиваться право боярского отъезда к другим князьям: отъехавший боярин терял свои владения.

    Главное значение бояр, как помощников князя в управлении и его думцев, с каждым княжением заметно уменьшается , а Василий III может обходиться уже и без их совета. Учреждением, с которым совещался князь, была боярская дума . Заведование текущими делами князь поручал, приказывал отдельным лицам. Отсюда образовались впоследствии (может быть, с Ивана III) приказы; сначала же отдельные отрасли управления носили название путей. Так появились дворский, или дворецкий, конюший, сокольничий, ловчий, несколько позднее стольничий, чашничий, окольничий. С Ивана III организация княжеского двора усложняется и количество придворных должностей увеличивается; вместе с тем служба получает строго иерархический порядок. Во главе этой иерархии стоят члены государевой думы: бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. За ними следует целая серия придворных должностей, назначенных для управления хозяйством великого князя или для его личных услуг: дворецкий, ключник, казначей, оружничий, шатерничий, конюший, ясельничий, ловчий, сокольничий, печатник, кравчий, стольники, чашники, постельничий, спальники, стряпчие, рынды, жильцы.

    Бояре, занимавшие различные отрасли управления, получили название путных ; высший класс бояр составляли бояре введенные, занимавшие, по воле князя, и высшие должности. Число бояр в Московском княжестве увеличивалось выходцами из разных удельных княжеств и Литвы. Происходили неизбежные столкновения между старыми боярами и вновь прибывшими. Столкновения эти положили начало родовым спорам - местничеству. За свою службу бояре получали вознаграждение в трех видах: кормление, вотчины и поместья. Низший класс военно-служилого сословия, носивший в удельно-вечевой период название отроков, детских и гридей, в Москве начинает называться дворянами и детьми боярскими. Младшим разрядом служилых людей были «вольные слуги» или «люди дворные». Они исполняли мелкие должности таможенников, приставов, доводчиков и так далее.

    Был также целый разряд полусвободных « слуг под дворским »: бортники, садовники, конюхи, ловчие, рыболовы, другие промышленники и ремесленники. Из числа этих полусвободных и холопов назначались разные должностные лица княжеского частного хозяйства: тиуны, посольские, ключники, казначеи, дьяки, подьячие. Кроме бояр и служилых людей, в Москве был еще класс торговый и промышленный . Высший разряд их были гости, а затем менее крупные торговцы - купцы .

    Торговый класс делился на сотни гостиные и суконные . Низший разряд горожан - мелкие торговцы и ремесленники - известен под именем черных людей , которые были обложены податями в пользу князя и его наместников. К черным людям относилось и крестьянство.

    Земли, на которых они сидели, были черные, владельческие и монастырские . Крестьяне, сидевшие на черных землях, были непосредственно подчинены князьям и их тиунам; остальные же разряды платили оброк своим владельцам и несли известные повинности в пользу государства.

    Рядом со свободным крестьянством существует и полусвободное кабальное холопство . По мере слияния удельных княжеств с Москвой выступает новое административное деление - уезд , то есть округ, приписанный к какому-нибудь городу, откуда его судили и собирали с него дань; части уезда называются теперь волостями . Деление это было крайне неравномерно. В городе сидели наместники, а в волостях - волостели, последние не всегда были подчинены наместникам, а иногда, особенно в больших волостях, сносились непосредственно с князем.

    Иногда рядом с делением на волости встречается и деление на станы . Вече в Московском княжестве не существует ; памятники и волостели держат в своих руках все управление и суд . В городских и сельских общинах мы встречаем выборных соцких и старост , значение которых преимущественно финансово-административное. Они собирают мирские сходы, которые и производят разверстку податей и повинностей (разметы и разрубы). Важнейшими из податей и повинностей были: дань и ям - сборы в княжескую казну деньгами и натурой с дворов, земли и промыслов; корм - содержание княжеских чиновников; городовое дело - обязанность строить крепости; мостовщина - обязанность строить мосты. Подати и повинности раскладывались по обжам; три обжи равнялись сохе.

    При Иване III с новгородских волостей взималось по полу гривне с сохи. К сохе приравнивались и подати с других предметов обложения: сохе равнялся, например, кожевенный чан, торговая лавка и так далее. Натуральные повинности перелагались иногда в денежные. Поборы с жителей до Ивана III увеличивались еще данью в пользу татар. Важное преимущество московских князей заключалось в том, что Орда предоставляла им право сбора своих доходов.

    Князья часто задерживали эти доходы, а иногда взимали и больше, чем следовало. Благодаря этому у них всегда были лишние деньги, на которые они покупали земли у других князей. Важным предметом доходов были также таможенные и торговые пошлины: мыт - пошлина на заставах и перевозах; побережное - с приставших к берегу; костки - с торговых людей, а не товаров; явка - с товаров и людей, прибывших на торг; гостиное - за помещение товара в гостином дворе; тамга - пошлина при продаже товара; осмничее, померное, весчее, пятно, роговое, навоженные венцы - с новобрачных. Иосафат Барбаро говорит, что Иван III взял в казну право варить мед и пиво и употреблять хмель.

    Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства.

    Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.

    Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой. Бояре – крупные землевладельцы – также были вассалами, а затем и подданными великого князя. Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. это орган разделился на Дворец – хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя) его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

    В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю, По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.

    Бояре входили в состав Боярской Думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством в вооруженных силах и т.д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

    Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую Думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлений и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

    Монастыри и церковь в XV-XVII вв.

    Являлись одними из крупнейших землевладельцев – они владели 1/3 земель в русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями - не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д. В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

    Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения. Складывалась следующая иерархия посадского населения:

    – гости и гостиная сотня – крупные купцы;

    – суконная сотня, черная сотня – средние и мелкие торговцы;

    – слободы – ремесленные кварталы и цехи. Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов («белые слободы») освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

    Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк, или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами. В целом в XIV–XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. Судебник 1497 г. устанавливал правило «Юрьева дня» - срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

    Еще по теме ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI ВВ.):

    1. Общественно-политический строй и право в период становления и укрепления централизованного Русского государства (XIV-XVII вв
    2. ГЛАВА 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - середина XVI вв.). Судебники 1497 и 1550 гг. Причины государственной централизации