Главная проблема повести дубровский. Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский

Проблематика повести дубровский

Ответы:

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия. Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками. Вынужденный разбойНо Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» - как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях. Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

МБОУ «Сизинская ООШ»

Учитель: Глазкова Ирина Борисовна

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные и социальные проблемы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Обучающие:

Обучать умению составлению характеристики героев рассказа;

Формировать первичное представление о романе; умение определять проблематику художественного произведения на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский»; способствовать выявлению учащимися авторского отношения к героям романа;

Учить анализировать сюжет художественного произведения;

Обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, проблематика, основная мысль.

Развивающие: развивать:

Читательские навыки,

Умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

Навыки комментированного чтения,

Умения исследовательской работы с текстом.

Воспитывающие: воспитывать:

Благородные качества личности,

Чувство неприязни к подлости, деспотизму, бесчестию.

Теория литературы : роман (первичные представления), авторское отношение к героям.

Развитие речи : высказывание своего мнения

Тип урока: повторение изученного материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

Организационный

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте друг друга. Сегодня мы вспомним с вами роман Пушкина «Дубровский»

Создать положительную эмоциональную атмосферу

Целеполагание

Назовите героев, о которых идет речь в данных отрывках

1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имении…»

2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами…»

Ответы учащихся: К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский.

Отвечают ученики №2 первой (1 вопрос) и второй (2 вопрос) команды.

Проверить знание текста

Тайм раунд робин.

Расскажите своей команде какой эпизод из романа «Дубровский» вам больше всего запомнился или понравился

Учащиеся отвечают в течении 15 секунд, начиная с участника под номером 3.

Актуализация субъективных знаний учащихся.

Конэрс

Перед вами 2 угла: те из вас, кто считает, что Дубровский положительный герой романа идет в правый угол, а кто считает, что отрицательный – в левый.

Как ты понял точку зрения своего партнера?

Учащиеся делятся на углы, каждый находит соседа из своего угла и объясняет свою точку зрения (15 секунд). Перемешайтесь. Найдите пару из другого угла. Докажите свою точку зрения.

Какую необычную и благородную тему затрагивает автор в романе?

Как вы понимаете выражение «благородный разбойник»?

В каких художественных произведениях встречается тема «благородного разбойничества»?

Расходятся по местам.

Учитель задает вопросы. Отвечают ученики под номером 1, 3,4

Повторение материала

Модель Фрейер.

Давайте с вами составим характеристику старых друзей Дубровского и Троекурова. Примерный план рассказа:

1. Происхождение героя.

2. Как сложилась жизнь в прошлом.

2. Материальное положение на момент действия в романе.

3. Увлечения.

4. Отношение окружающих людей к герою.

5. Поведение во время ссоры.

6. Поведение во время суда (слайд 2)

Составление характеристик героев в течении 2 минут.

Учитель раздает готовые листы.

Учитель спрашивает: читает ученик под номером __.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

Повторение изученного материала.

Куиз-куиз-трейд

Напишите на карточках вопрос по роману «Дубровский». Снизу запишите ответ и закройте его.

Передвигайтесь по кабинету. Найдите пару не из своей команды, задайте вопрос. Ответьте на его вопрос. Поменяйтесь карточками. Найдите следующую пару. Обойдите 4 человека.

Сядьте на свои места

Учитель опрашивает нескольких человек.

Работа в парах.

Объясните партнеру по плечу.

Как относятся к ссоре Дубровский и Троекуров?

Примерные ответы учащихся: (15 секунд)

А.Г. Дубровский – дорожит свои человеческим достоинством, честью, не терпит оскорбления и обиды, не желает преклоняться перед богатым соседом, хотя и знает его силу и власть.

К.П. Троекуров – не может позволить, чтобы кто-то поступил не по его воле, не оказывает должного почета и уважения другим, требует только уважения к себе, не может терпеть замечаний от бедных, пусть и дворян.

Развитие умения делать выводы

Физкультминутка.

Лексическая работа

Как вы понимаете слова чувство собственного достоинства?

Подберите противоположные по смыслу понятия.

Ответы учащихся: угодничество, заискивание, лесть.

Обогащение словарного запаса

Ответы на вопросы.

1. Опишите жизнь В.Дубровского в городе.

2. Как Владимир воспринял весть о болезни отца?

3. Расскажите о встрече молодого Дубровского с отцом.

4. Какой мы можем сделать вывод о жизни Дубровского в Петербурге?

5. В какой момент В. Дубровский изменился? (после смерти отца)

6. Какие чувства посетили Владимира после смерти отца?

7. Когда он решает сжечь родное имение?

8. Кто участвовал в поджоге?

Составление рассказа о жизни В. Дубровского.

Развитие умения составлять рассказ о герое произведения

Проверка первичного усвоения материала

Какие нравственные проблемы затрагиваются в романе А.С.Пушкиным?

В чем заключается основная мысль романа? Что нам, читателям, хотел сказать А.С. Пушкин?

Формулирование тем и основной мысли произведения: Достоинство личности, ее нравственность ценится меньше, чем достоинство знатности рода. Но богатство не делает людей лучше.

Развитие умения определять главную мысль произведения

Этап контроля

Мини-тест (слайд) :

1. Что определяет поступки Владимира Дубровского?

а. Желание отомстить Троекурову.

б. Стремление поднять крестьянский бунт.

в. Желание быть богатым.

2. В чем основные нравственные проблемы романа «Дубровский»?

а. В борьбе Дубровского и Троекурова.

б. В противопоставлении справедливости и беззакония.

в. В стремлении захватить Кистеневку.

Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка.

Определение усвоения учащимися материала

Домашнее задание

Задание по выбору (слайд) :

А) Подготовить рассказ о Дефорже.

Б) Пересказ эпизода «В клетке с медведем…»

В) Творческое задание: написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое честь и бесчестие»

Запись домашнего задания

Подведение итогов урока

Назовите произведение, которое повторялось на уроке.

Какие проблемы затрагиваются в романе?

Какова главная мысль романа?

Работа с кластером.

Нравственные: коррупция, предательство, любовь, разбойничество.

Подведение итогов работы

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин . В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом. Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский» .

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание. В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта . Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину. «Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет» , – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием. Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес. Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним. Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки. Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», - писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

Зубенко Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУСОШ№ 89
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина " Дубровский"
Дата публикации: 24.08.2017
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока в 6 классе по теме «

Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «

Дубровский»».

литература. УМК под редакцией Г.С.Меркина

Тема урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Предмет ЛИТЕРАТУРА

УМК Под ред.Г.С.Меркина

Тема урока: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина « Дубровский»

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

2.Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач,

совершенствовать навыки работы учащихся с текстом

4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к

моральным ценностям

5. Формировать УУД:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного

произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих

действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того,

что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание ключевых проблем

отраженных в романе.

Понимание связи романа с эпохой

его написания, выявление

заложенных в нем нравственных

ценностей и их современного

звучания.

Формирование навыка осмысленного

чтения и адекватного восприятия.

Умение анализировать литературное

произведение

Познавательные УУД :

поиск и выделение

необходимой информации,

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной

форме, свободная

ориентация и восприятие

Регулятивные УУД:

целеполагание,

планирование,

саморегуляция, выделение и

осознание обучающимися

того, что уже усвоено и что

еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД :

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

Формирование средствами урока

нравственно – эстетических

представления учащихся,

адекватное отношение к

моральным ценностям (дружба,

благородство). Личностные УУД:

самоопределение, нравственно-

этическая ориентация, способность

к самооценке своих действий,

поступков.

сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение

высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

Познавательные: формировать

понятие «нравственные

проблемы»; проверить знание

художественного произведения,

обобщить изученный материал.

Развивающие : развивать

мыслительно-речевую

деятельность учащихся, умения

обобщать, логически верно

излагать свои мысли.

Воспитательные : развивать

систему ценностных отношений в

обществе.

Тип урока: урок обобщения знаний

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: карточки с заданиями

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, здоровьесберегающие технологии,

технология критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: словесный, частично – поисковый.

Новые понятия и термины: нравственность

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного

восприятия

нового

материала

ХОД УРОКА

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение вести

диалог. Начинать и

заканчивать

разговор в

соответствии с

нормами, форматом

Приветствие.

Формирование групп по пословицам.

Учащимся розданы разрезанные пословицы по темам: дружба, любовь,

честь, справедливость

Каждая группа называет тему своих пословиц.

Задание: нарисуйте эмблему вашей группы в соответствии с вашей темой

Защита детьми своих эмблем.

Слово учителя. Какое отношение к роману имеют все эти слова?(ответы

учащихся)

Рассмотрения

кластера.

Центральная

кластера

заполняется в конце урока)

Основной вид учебной деятельности

учащихся, направленный на формирование

данного образовательного результата

Форма организации

деятельности учащихся

Индивидуальная

Групповая

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

подготовка

класса к работе

Методы обучения,

приемы, техники

психологический

Что такоее

настоящая

Честь,отв

Нравственны

е проблемы

Справедливость и

несправедливость

Преданность

чувчтву долгу.

настрой,игровой

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего

усвоения

материала. Организация обратной связи

Каждая группа работает со своей проблемой, отвечая на вопрос:

Как эта проблема решается Пушкиным в романе .(Группам розданы

подвопросы, которые направляют их рассуждения.)

1 группа Что же такое настоящая дружба?

1. Кто виноват в ссоре –Дубровский или Троекуров?

2.Переживает ли ссору Троекуров? Откуда это видно?

3. Почему дерзит Дубровский? Он что раньше не знал, как живут

крестьяне у Троекурова, не знал размаха богатства своего друга?

4. А Дубровский переживает ссору? Какие чувства им владеют?

5. Как ссора перерастает во вражду?

5. Опишите переживания Троекурова, когда он едет мириться к

Дубровскому.

Можно ли дружбу между Дубровским и Троекуровым назвать

настоящей?

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение обсуждать и анализировать

текст с точки зрения содержания.

Умение работать в группе, слушать

друг друга

2 группа

Справедливость и несправедливость -отчего она зависит?

Какие эпизоды романа заставили вас задуматься над этими

вопросами .

1.Опишите поведение судей во время суда (словесное рисование.)

2.Опишите

поведение

Шабашкина

Троекуровым? (словесное рисование)

3.Почему Дубровкский не выиграл суда?

4. Троекуров рад был исходу дела? Докажите текстом. Для чего он

тогда его затеял?

Вывод: Почему проснувшаяся в Троекурове человечность не

одержала победы

над реальными законами жизни?

уклад жизни губит людей, лишённых положения и прав).

3 группа. Анализ проблемы любви

1.На что способен человек в своём желании отомстить?

2.Что его может остановить?

3.Кого в романе остановила любовь?

4.Любил ли Владимир Машу? Докажите текстом.

5.Любила ли Маша Дубровского?

Как возникла любовь к Дубровскому? Каково было отношение

отреагировала на известие о том, что Дубровский и Дефорж

одно и тоже лицо? Почему она медлила

с просьбой

Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?

Как Пушкин отнесся к решению Маши?

Учащимся для обоснования своего мнения предлагается составить

сжатый пересказ монтажа сцен для выразительного чтения на

Новый гувернёр .(гл 8)-гл 8 от слов « Сей учитель..до..неожиданным

Основной вид

деятельности

учащихся,

направленный на

формирование

данного образова-

тельного

результата

Работают с учебником, выделяют

главное. Выполняют простейшие

исследования (выбирать, сравнивать,

сопоставлять), обобщают.

Форма организации

деятельности

учащихся

Групповая,индивидуальная.

Функции/роль,

основные виды

деятельности

учителя на данном

Выявляет уровень знаний.

Активизирует знания учащихся,

создает проблемную ситуацию.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического мышления

образом получила она о нём совершенно новое понятие.»

«Маша в него влюбилась» (гл 8) от слов «Кирилла Петрович

вошёл изумлённый до конца главы.

Бал.(10гл

) от начала главы до слов «….барышни насмешливо за

ним примечали»

«Все

любили

молодого

учителя»(

11гл) от слов « Дубровский,

овладев бумагами француза» до слов«…в отсутствие начальника»

« Мне необходимо с вами поговорить»(глава12) до слов « Между

тем француза не находили»

Письмо

(начало14

главы) до слов «Кирилла Петрович был не

Кирилловна

воспользовалась

позволением удалиться».

«Я всё знаю» глава 15.

«Теперь

поздно»

(18гл) со слов «Обряд был кончен» до конца

ЭТАП

3.Выступление

групп.

Основной вид учебной

деятельности учащихся,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Распределяют функции и роли в

групповой работе, создают

выступление

Выступления учащихся . От каждой группы выступает

1 человек.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Устанавливает осознанность

восприятия

организует

деятельность по применению

новых знаний.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического

мышления

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.

Коррекция

Виды деятельности

учащихся для

проверки полученных

образовательных

результатов

Осуществляют самоконтроль и

корректировку хода работы и

конечного результата

Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников,

оценивают их.

Методы контроля

Самооценка, взаимооценивание

Способы коррекции

Исправление ошибок

Форма организации

деятельности учащихся

Осуществляют самооценку

собственной творческой работе и

работе своих товарищей, и

соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Организует деятельность по

Анализу и самоанализу учащихся

Учитель. Ребята, как вы думаете, вопросы, которые мы

сегодня с вами рассматривали, Пушкина волновали?

А вас они волнуют?

Почему они волновали людей в 19 веке, волнуют и в 21

веке?(это нравственные законы жизни, нравственные

проблемы)

А что может произойти с человеком, если он нарушит

эти законы?

Как вы думаете, а Троекурова это волновало?

Заполнение центральной части кластера.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым

образовательным результатам

Понравился или не понравился Вам урок?

Что показалось сложным?

Продолжите фразу:

Этот урок помог мне понять…

На этом уроке я убедился в том, что…

На уроке мне было …, потому что…

Сделали ли Вы для себя какие-то выводы? Чему научились?

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг.) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу. Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения. «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой. Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику. «Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы. Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами. «Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорит Пушкин, - он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству. И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость. Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым "они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях". Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения. Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он "не мог удержаться от некоторой зависти" при виде псарни Троекурова. Его "суровый" ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов. Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши. Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде. : он "топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя".

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной. В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать. Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера). Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину. И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип. В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа. И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, - сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности. Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством. Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.