Робин Гуд: существовал ли «благородный разбойник» на самом деле. Кто такой Робин Гуд

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне.


Персонаж английского фольклора, умелый лучник и воин из Шервудского леса (Sherwood Forest), который грабит богатых и раздает свою добычу бедным. Любопытно, что эта черта не была частью оригинального персонажа баллад и появилась лишь в 19-м веке. Неизвестно был ли у легенды о благородном разбойнике реальный прототип или основой для нее послужили только средневековые баллады и сказания, но за прошедшие века Робин Гуд стал одним из самых популярных элементов английской культуры, и история о нем прекрасно чувствует себя в век кино и телевидения.

Своим именем Робин Гуд обязан вовсе не английскому слову "good", то есть "хороший", как обычно считают российские читатели. Наиболее распространено мнение, что свое прозвище он получил от "hood", то есть, капюшон или другой головной убор. Робин Гуд – Робин в капюшоне. Попытки связать это имя с действительно существовавшим человеком ни к чему не привели, в частности потому, что Роберт (Robert) на протяжении последних десяти веков было одним из самых популярных имен в Англии, а Робин – едва ли не самой популярной уменьшительно-ласкательной его версией. Неудивительно, что в средневековых записях нашлось немало народу по имени Роберт или Робин Гуд, и часть из них и правда была преступниками – но не настолько известными и значительными, чтобы поспособствовать рождению легенды.

Робина Гуда сопровождает отряд верных соратников, все вместе они живут в Шервудском лесу в Ноттингемшире (Nottinghamshire), где, в основном, происходит действие первых баллад о Робине и современных кино- и телефильмов. В самых ранних источниках он был ушедшим в леса йоменом, свободным крестьянином, но позже часто изображался аристократом-изгнанником, несправедливо лишенным своих владений из-за козней бессовестного шерифа. Лесного лучника часто называют Робином из Локсли (Loxley) – считается, что он родился в этой деревне близ Шеффилда (Sheffield), но эта версия датируется концом 16-го века, тогда как существуют и более ранние версии места его рождения, например, деревенька Скелоу в Южном Йоркшире (Skellow, South Yorkshire), которую связывают с именем Робина Гуда с 1422 года.

Первая ссылка на стихи о Робине Гуде датируется концом 14-го века, но сами баллады были записаны только в 15-м и 16-м веках, и уже в них Робин Гуд обладает всеми своими основными чертами – он происходит из простолюдинов, поклоняется Богородице, пользуется повышенным вниманием у женщин, он умелый лучник, терпеть не может церковников и враждует с Ноттингемским шерифом (Sheriff of Nottingham). В отряде Робина уже появились Маленький Джон (Little John), Уилл Скарлет (Will Scarlet) и Мач, сын мельника (Much the Miller"s Son), но еще нет упоминания о деве Мэриан (Maid Marian) и веселом монахе брате Туке (Friar Tuck) – они возникнут чуть позже. В популярной культуре Робин Гуд считается современником и сторонником короля Ричарда Львиное Сердце (Richard the Lionheart), то есть живет в Англии (England) 12-го века.

Интересно, что первые баллады дают читателям несколько деталей, чтобы определить время действия, таких как король Эдуард (Edward), например, но баллады, конечно, не могут считаться в таких делах надежным историческим источником. Тем более, что королей с таким именем было несколько - король Эдуард I вступил на престол в 1272 году, а Эдуард III скончался в 1377 году. С 16-го века Робин Гуд "становится" дворянином, как правило, его считают графом Хантингтоном (Earl of Huntingdon), и эта версия пользуется большой популярностью до сих пор.

В любом случае, Робин Гуд – образец для любого благородного разбойника. Он собирает дань с богатых торговцев, рыцарей или высокопоставленных церковников, которым не посчастливилось встретиться с ним в Шервудском лесу, предлагая им отобедать сочной олениной, добытой, само собой, браконьерством. Правда, платой за такой обед обычно служит кошелек "гостя". Существуют и исключения из правил – в одной из баллад Робин Гуд приглашает на обед рыцаря, намереваясь обчистить его до нитки, но узнав, что рыцарь вот-вот лишится своей земли, на которую положил глаз жадный аббат, он дает ему достаточно денег, чтобы заплатить долг аббату.

Робин Гуд молод, высок, хорош собой и очень неглуп, несмотря на свое простое происхождение. Он и его люди обычно одеваются в зеленое, что помогает им прятаться в густых лесных зарослях. У него острый язык, он любит пошутить, и может оказаться вспыльчивым и скорым на расправу. Очень интересно, что в балладах Робин держит своих людей в строгом подчинении, и, признавая его главенство, они встают перед ним на колени как перед своим лордом – в средневековых сказаниях нет и намека на современные идеалы равенства и братства. Историки утверждают, что легенда о Робине Гуде культивировалась, в основном, в среде джентри, мелкого дворянства, и было бы ошибкой видеть в нем воплощение крестьянского восстания. Он не столько бунтует против социальных стандартов средневековья, сколько воплощает их – щедрый, в меру благочестивый и куртуазный, презирающий жадных, изнеженных и неучтивых врагов. Хотя в его отряде "весельчаков" ("Merry Men") больше ста человек, регулярно описываются в балладах только четыре-пять из них, самые ближайшие друзья и соратники Робина.

Самое позднее к началу 15-го века Робин Гуд стал ассоциироваться с майскими праздниками, и примерно тогда же в источниках появилась романтическая привязанность Робина Гуда к деве Мэриан (или Мэрион), которая становится в итоге его подругой жизни. Мэриан тоже изображается то простолюдинкой, то наследницей знатного рода, и в современной культуре считается, что, в конце концов, Робин и Мэриан женятся и покидают лес, возвращаясь к богатой и цивилизованной жизни.

Викторианская эпоха создала собственного Робина Гуда – именно в этот период он становится филантропом, который грабит богатых, чтобы одаривать бедных, - а 20-й век принес свои изменения: от книги к книге, от фильма к фильму Робин Гуд превращался из веселого разбойника в национального героя эпического масштаба, который не только заботится о слабых, но еще и отважно защищает английский трон от недостойных и продажных лордов.

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.

Кто был королем Робина Гуда?

Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.

Вымышленные истории.

Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.

Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.

Человек в капюшоне

Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.

Могила разбойника

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.

Робин Гуд является знаменитым английским героем народных сказаний и баллад. В сказаниях говорилось, что он вместе с друзьями разбойничал в Шервудском лесу, грабил богатых и отдавал деньги бедным. Робин Гуд считался непревзойденным стрелком из лука, власти никак не могли его поймать.

Баллады об этом герое были сложены еще в XIV веке. На основе их уже сегодня написано немало книг о Робин Гуде, снято множество фильмов. Герой предстает то дворянином-мстителем, то веселым гулякой, то героем-любовником.

На самом деле реальных фактов об этом персонаже немного. Он весь соткан из мифов. Но некоторые из них все же являются неправдоподобными. Даже у легендарного героя есть своя историческая правда. Главные заблуждения о Робин Гуде мы и развенчаем.

Робин Гуд был реальным человеком. Стоит признать, что этот персонаж является выдуманным. Карьера архетипического героя сложилась из многочисленных популярных пожеланий и разочарований простого народа той эпохи. Робин (или Роберт) Гуд (или Ход, или Хьюд) являлось прозвищем, которым награждали мелких преступников до середины XIII века. Кажется неслучайным, что имя Робин созвучно слову "роббинг" (ограбление). Это уже современные писатели сформировали образ благородного разбойника, как реальный. Существовали люди подобные Робин Гуду. Они попирали непопулярные государственные законы относительно лесов. Те правила сохраняли обширные области полудикими, специально для охоты короля и его двора. Такие беглецы всегда восхищали угнетенных крестьян. Но не было такого конкретного человека, который и вдохновил современников на создание поэм о себе. Никто не рождался с именем Робин Гуд и не жил с ним.

Робин Гуд жил во время правления Ричарда Львиное Сердце. Робин Гуд часто называется врагом амбициозного принца Джона, пытающегося захватить власть во время отсутствия попавшего в плен в ходе Крестового похода короля Ричарда I Львиное Сердце (правил в 1189-1199 годах). Но впервые имена трех этих персонажей в одном контексте стали упоминать писатели эпохи Тюдор в XVI веке. Есть упоминание (пусть и не вполне убедительное) о Робин Гуде, как об одном из участников суда при правлении Эдуарда II (1307-1327). Куда правдоподобнее кажется баллада о том, что Робин Гуд являлся сторонником Симона де Монфор, убитого в Ившеме в 1265 году. С уверенностью можно сказать, что Робин Безземельный стал популярным персонажем народной мифологии к тому времени, как Вильям Ленгленд написал свое "Видение о Петре-пахаре" в 1377 году. В этом историческом документе прямо упоминается имя Робин Гуда. Неясно, как был связан этот персонаж с Ранульфом де Блондвиллем, графом Честера, чье имя следует сразу после упоминания имени разбойника. Вполне вероятно, что они попали в фразу из разных источников.

Робин Гуд был благородным человеком, грабящим богатых и отдававших деньги бедным. Этот миф придумал шотландский историк Джон Мейджер. Он в 1521 году написал, что Робин не причинял никакого вреда женщинам, не задерживал товары бедняков, щедро делился с ними тем, что брал у богачей. Но раньше баллады освещали деятельность персонажа более скептично. Самая длинная, и, вероятно, старая история о Робин Гуде, это "Небольшое славное приключение Робин Гуда". Предположительно она была записана в 1492-1510 годах, но вполне вероятно, что и намного раньше, в 1400-х. В этом тексте есть комментарий, что Робин сделал много хорошего для бедняков. Но в то же время он деньгами помогает рыцарю, испытывающему финансовые затруднения. В этом произведении, как и в других ранних балладах, нет никакого упоминания о деньгах, которые отдавались крестьянам, о перераспределении благ между социальными слоями. Наоборот, в рассказах присутствует история о том, как разбойник искалечил уже побежденного противника и даже убил ребенка. Это заставляет иначе взглянуть на личность легендарного персонажа.

Робин Гуд был обедневшим дворянином, графом Хантингтон. И снова нет никакой реальной основы для появления такого мифа. Робин Гуд уже в первых историях всегда является простолюдином, общаясь с людьми своего сословия. Откуда же вообще появилась такая легенда? Джон Леланд писал в 1530 году, что Робин Гуд был благородным разбойником. Скорее всего, речь шла о его поступках, но образ теперь дополнился и соответствующим происхождением. А в 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что в одной старинной гравюре он нашел доказательства графского достоинства Робин Гуда. Это объясняло его рыцарство и мужественность. Эта идея впоследствии была популяризована Энтони Мандеем в его пьесах "Падение Роберта, графа Хантингтон" и "Смерть Роберта, графа Хантингтон", написанных в 1598 году. В этом произведении обедневший из-за козней дяди граф Роберт стал в обличье разбойника бороться за правду, спасая свою невесту Мэриан от домогательства принца Джона. А в 1632 году появилось "Истинное сказание о Робин Гуде" Мартина Паркера. Там недвусмысленно сказано, что известный преступник, граф Роберт Хантингтон, в простонародье названный Робин Гудом, умер в 1198 году. Но реальным графом Хантингтон в этот период был Дэвид Шотландский, умерший в 1219 году. После кончины его сына Джона в 1237 году эта дворянская ветвь прервалась. Только через столетие титул был дарован Вильяму де Клинтону.

Робин женился на Девице Мэриан. Дева Мэриан стала важной частью легенды о Робин Гуде. Однако мало кто знает, что первоначально она была героиней отдельной серии баллад. У Робина и других разбойников из самых первых преданий не было ни жен, ни семьи. Образ женщины появляется разве что в преданности Робин Гуда Деве Марии. Наверное, рассказчики считали такое преклонение неуместным в годы после протестантской Реформации в XVI веке. Вполне вероятно, что Мэриан потому и появилась в легендах о Робин Гуде примерно в это время, чтобы обеспечить альтернативный женский фокус. И раз есть положительные персонажи, мужчина и женщина, то они непременно должны пожениться.

Девица Мэриан была благородных кровей. Личность этой девушки вызывает много вопросов. Одни историки склоняются к мысли, что это была красавица, опекаемая принцем Джоном. А познакомилась она с Робин Гудом, только попав в его засаду в лесу. Однако есть и другое мнение. Некоторые ученые полагают, что впервые Мэриан появляется даже не в английском эпосе, а французском. Так звали пастушку, подругу пастуха Робина. Только через двести лет девушка перебралась в легенду об отважном разбойнике. Да и первоначально высоконравственной Мэриан не была, такая репутация появилась у нее значительно позже, под влияние целомудренной морали викторианской эпохи.

Робин Гуд был похоронен в Йоркшире, в монастыре Кирклис. Его могила сохранилась там до сих пор. Согласно легендам, Робин Гуд отправился в монастырь Кирклис для лечения. Герой понял, что его рука ослабела, и стрелы начинают все чаще лететь мимо цели. Монахини же славились умением кровопускания. В те времена это считалось лучшим лекарством. Но настоятельница случайно ли, или умышленно, выпустила Робин Гуду слишком много крови. Умирая, он выпустил последнюю стрелу, завещав похоронить себя в месте ее падения. Но у писателя эпохи Тюдор Ричарда Графтона была другая версия. Он считал, что настоятельница похоронила Робин Гуда на обочине дороги. В книге указано, что герой покоится там, где он грабил проходящих мимо. На его могиле настоятельница монастыря установила большой камень. На нем были начертаны имена Робин Гуда и еще нескольких человек. Возможно, некий Вильям Голдборо и Томас были сообщниками разбойника. А сделано это было для того, чтобы путешественники, видя могилу знаменитого разбойника, могли спокойно ехать дальше, не боясь грабежа. В 1665 году местный историк Натаниэл Джонсон зарисовал эту могилу. Она предстает в виде плиты, украшенной шестиконечным лотарингским крестом. Он часто встречается на английских надгробиях XIII-XIV веков. Надписи уже тогда были еле разборчивые. Робин Гуд мог действительно оказаться похоронен с другими людьми, но если памятник был установлен сразу же после его смерти, то странно, что об этом до 1540 года никто не упоминал. Сам же монастырь перешел во владение семейства Армитаж в XVI веке, после церковной реформы. В XVIII столетии сэр Сэмюэль Армитаж решил раскопать землю на глубину в метр под камнем. Главный страх был в том, что могилу уже посетили грабители. Однако оказалось, что бояться было нечего - под камнем тел разбойников не оказалось. Кажется, что камень был перенесен сюда с другого места, где и похоронен легендарный Робин Гуд. Теперь надгробие регулярно атакуется охотниками за сувенирами, стремящимися отколоть от него кусочек. А многие верят, что части камня помогают избавиться от зубной боли. Армитаж впоследствии заключил камень в небольшой кирпичный забор, окруженный железными перилами. Их остатки видны и сегодня.

Некоторые из друзей Робин Гуда могут быть сопоставлены со знаменитостями той эпохи. Маленький Джон, Уилл Скарлетт и Мач, сын Мельника, сопровождают Робин Гуда в ранних балладах. Позже в компании появились и другие герои - монах Тук, Алан из Долины и т.д. Самым знаменитым из них является Маленький Джон. Упоминаний о нем в документах почти столько же, сколько и о самом Робин Гуде. Говорилось, что Маленький Джон является неуловимым, как и его друг. Известно, что могила этого разбойника находится в графстве Дербишир на кладбище в Хатерседже, что небезынтересно. Камни и перила на ней современные, но на части раннего мемориала имеются все еще различимые выветрившиеся инициалы "L" и "I" (выглядящая, как "J"). Джеймс Шаттлворт, владевший поместьем, устроил тут раскопки в 1784 году. Им была найдена очень большая бедренная кость длиной в 73 сантиметра. Выходило, что в могиле был похоронен некто высотой в 2,4 метра! Вскоре с хозяевами поместья начали происходить странные несчастья. Тогда сторож перезахоронил кость в неизвестном месте. Два поселения, в Литл Хаггас Крофт в Локсли, Йоркшир и деревня Хатерседж в округе Пик, Дербишир, заявляют свое право именоваться родиной Робин Гуда и место, где Маленький Джон провел свои последние годы. Альтернативный подход к истории Робин Гуда основывается на попытке установить в историческом контексте его противников. Однако баллады прямо называют только шерифа Ноттингема, аббата церкви Святой Марии и Йорка. Другие же персонажи упоминаются только по титулу. Не называются конкретные имена, которые можно было бы привязать к определенным датам в истории. Такое отсутствие точной информации разочаровывает, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с народным эпосом, а не с документами, излагающих факты.

Робин Гуд был отличным стрелком из лука. Умение метко стрелять из лука отличало Робин Гуда. В некоторых постановках он даже выигрывал соревнования, попадая даже не в яблоко, а в наконечник стрелы. На самом деле в момент появления легенд о Робин Гуде классические английские большие луки только начали появляться, они были большой редкостью. В исторических документах указано, что разбойники освоили это оружие в середине XIII века. Тогда же стали проводить соревнования. Если же верить, что Робин Гуд жил в конце XII века, то лука у него быть не могло.

Монах Тук был сообщником Робин Гуда. Этот монах считается одним из героев Шервудского лиса. Письменные свидетельства говорят, что брат Тук действительно был разбойником. Вот только действовал он в 200 милях от Шервудского леса, к тому же через 100 лет после предполагаемого времени жизни Робин Гуда. И был этот священник вовсе не безобидным и веселым - он безжалостно разорял и сжигал очаги своих врагов. В последующих легендах имена знаменитых разбойников стали упоминать вместе, они стали сообщниками.

Робин Гуд действовал в Шервудском лесу графства Ноттингемшир. Это утверждение обычно возражений не вызывает. Однако упоминание о Шервуде появилось в балладах далеко не сразу, самое раннее - в середине XV века. Кажется, что ничего страшного в этом нет, просто раньше факт просто ускользал от рассказчика. Вот только в сборнике баллад о Робин Гуде, вышедшем в 1489 году, его деятельность связывается совсем с другим графством, с Йоркширом. Он находится не в центре Англии, а на севере. Стоит упомянуть, что Йоркширская Большая Северная Дорога, на которой по этой версии и действовал Робин Гуд, действительно обладала дурной славой из-за многочисленных грабежей путешественников.

Робин Гуд - настоящее имя разбойника. Правильно говорить - Робин Худ. В английской орфографии фамилия пишется, как Hood, а не Good. Дословный правильный перевод имени героя - Робин Капюшон, а не Робин Хороший. Есть сомнения и насчет имени грабителя. Фраза "Rob in Hood" дословно означает "грабитель в капюшоне". Непонятно, то ли имя Робин появилось из этой фразы, а то ли само слово от имени разбойника.

Соратники Робин Гуда носили зеленые одежды. Об одеждах зеленого цвета у разбойников часто упоминается в легендах. Одно из ранних сказаний повествует, как король специально переодел своих людей в зеленые цвета, приказав им пройтись по Ноттингему и выдавать себя за лесных братьев. Однако горожане не только не приветствовали "разбойников", но в гневе прогнали их. Это, кстати, красноречиво говорит о том, как народ "любил" Робин Гуда. Если он действительно боролся за справедливость и пользовался популярностью, то почему люди в зеленом поспешно убегали от горожан? Так легенда о зеленых одеждах разбойников обрела свою жизнь.

Шериф Ноттингемский был отъявленным злодеем. Из сказаний, романов и фильмов известно, что главным врагом Робин Гуда является шериф Ноттингемский. Этот служитель закона возглавлял лесников, стражников, дружил с церковью и знатью. Недобросовестный шериф обладал неограниченной сластью в этих местах. Вот только с Робин Гудом он ничего поделать не мог – на стороне того была смекалка, меткость и простой народ. Стоит понимать, что в средневековой Англии шериф был чиновником, боровшимся с преступниками. Должность эта появилась еще в X-XI веках. При нормандцах страну поделили на округи, в каждом из которых был свой шериф. Интересно, что они не всегда совпадали с графствами. Так шериф Ноттингемский присматривал еще и за соседним графством Дербишир. В сказаниях о Робин Гуде его главный враг – шериф, никогда не называется по имени. Среди прототипов называют имена Уильяма де Брюера, Роджера де Ласи и Уильяма де Венденаля. Шериф Ноттингемский существовал, но непонятно, кто им был в годы действия Робин Гуда. В ранних сказаниях шериф был просто врагом "лесной братвы" по роду своей службы, борясь со всеми разбойниками. Но позже этот персонаж оброс деталями, став настоящим отрицательным героем. Он притесняет бедняков, присваивает себе чужие земли, вводит новые налоги и вообще злоупотребляет своим положением. А в некоторых историях шериф даже домогается леди Мэриан и с помощью интриг пытается стать королем Англии. Правда, баллады высмеивают шерифа. Он выставляется трусливым глупцом, который пытается выполнить работу по поимке Робин Гуда чужими руками.

Сэр Гай Гисборн был реальным благородным персонажем и врагом Робин Гуда. Поведение сэра Гая Гисборна совсем другое, нежели у шерифа. Рыцарь в легендах предстает смелым и отважным воином, хорошо владеющим мечом и луком. В одной из легенд рассказывается, как Гай Гисборн вызвался за награду покончить с Робин Гудом, но в итоге сам пал от руки благородного разбойника. Не во всех историях этот рыцарь предстает благородным персонажем. Кое-где его называют жестоким кровожадным убийцей, легко переступающим через закон ради достижения своих целей. В некоторых балладах Гай Гисборн домогается девы Мэриан, а кое-где он даже выступает ее женихом. Необычен и внешний вид героя – он носит не обычный плащ, а шкуру коня. Но исторического такого персонажа вообще не существовало. Считается, что сэр Гай Гисборн был некогда героем отдельной легенды, которая позже слилась с историей о Робин Гуде.

Робин Гуд был героем-любовником. Среди друзей отважного разбойника называется лишь одно женское имя – девы Мэриан. А профессор английской литературы университета Кардиффа Стивен Найт вообще выдвинул оригинальную мысль. Он считает, что Робин Гуд и его друзья были компанией геев! В подтверждении этой смелой мысли ученый приводит весьма недвусмысленные части баллад. Да и в первоначальных историях о подруге Робин Гуда вообще ничего не говорилось, зато неестественно часто упоминались имена близких друзей – Маленького Джона или Уилла Скарлетта. И эту точку зрения разделяет профессор Кембриджа Барри Добсон. Он трактует отношения Робин Гуда и Маленького Джона, как очень неоднозначные. Борцы за права сексуальных меньшинств тут же подхватили эту теорию. Звучат даже голоса за то, чтобы историю о нетрадиционной сексуальной ориентации Робин Гуда непременно рассказывали детям в школе. В любом случае с репутацией героя-любовника у разбойника все далеко неоднозначно.

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.