Реальный робин гуд. Робин Гуд – реальная личность или миф


С самого детства героем для многих был и остается Робин Гуд (англ. Robin Hood (а не «good» — «хороший»; «hood»- «капюшон», имеет смысл «скрывать (накрыть капюшоном)», «robin» может переводиться как «малиновка») - благородный предводитель лесных разбойников из средневековых английских народных баллад, согласно им Робин Гуд действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема — грабил богатых, отдавая добытое беднякам.
Более шести столетий живет легенда о благородном разбойнике, а личность прототипа этих баллад и легенд не установлена.
В издании поэмы Уильяма Ленгленда «Пахарь Пирс», (1377 г.), есть ссылка на «стихи о Робине Гуде». Современник Ленгленда Джеффри Чосер в «Троилусе и Кризейде» упоминает «заросли орешника, где гулял веселый Робин». Более того, в «Рассказе о Геймлине», который был включен Чосером в «Кентерберийские рассказы», также изображен герой-разбойник.

Было установлено несколько реальных исторических личностей , которые могли послужить прототипом легендарного Робина. В реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы значится имя Роберта Гуда, по прозвищу Домовой, о котором сказано, что он скрывался от правосудия. Примерно в это же время возникло народное движение под руководством сэра Роберта Твинга — повстанцы совершали набеги на монастыри, а награбленное зерно раздавали бедным. Однако имя Роберт Гуд было довольно распространенным, поэтому ученые более склоняются к версии о том, что прообразом Робина Гуда был некий Роберт Фитцуг, претендент на титул графа Хантингдонского, который родился приблизительно в 1160 году и умер в 1247-м. В некоторых справочниках эти годы даже фигурируют как даты жизни Робина Гуда, хотя письменные источники того времени не содержат упоминаний о мятежном аристократе по имени Роберт Фитцуг.

Кто был королем во времена Робина Гуда? Датировка исторических событий осложняется еще и тем, что в различных вариантах легенды упоминаются разные английские монархи. Один из первых историков, занимавшихся этой проблемой, сэр Уолтер Боуэр, считал, что Робин Гуд был участником восстания 1265 года против короля Генриха III, которое возглавил королевский родственник Симон де Монфор. После поражения Монфора многие из повстанцев не разоружились и продолжали жить, как герой баллад Робин Гуд. «В это время, — писал Боуэр, — знаменитый грабитель Робин Гуд… стал пользоваться большим влиянием среди тех, кто был лишен наследства и объявлен вне закона за участие в восстании». Главное противоречие гипотезы Боуэра состоит в том, что большой лук упоминаемый в балладах о Робине Гуде, еще не был изобретен во времена восстания де Монфора.

В документе 1322 года упоминается «камень Робина Гуда» в Иоркшире. Из этого следует, что баллады, а может быть, и сам обладатель легендарного имени были к этому времени уже хорошо известны. Склонные искать следы подлинного Робина Гуда в 1320-х годах обычно предлагают на роль благородного разбойника Роберта Гуда — арендатора из Уэйкфилда, который в 1322 году участвовал в восстании под предводительством графа Ланкастерского. В подтверждение гипотезы приводятся сведения о том, что в следующем году король Эдуард II посетил Ноттингем и взял к себе на службу в качестве камердинера некоего Роберта Гуда, которому выплачивалось жалованье в течение последующих 12 месяцев.

Если взять за отправную точку упоминание о короле Эдуарде II, то получается, что герой-разбойник совершал свои подвиги в первой четверти XIV века. Однако, по другим версиям, он появляется на исторической сцене как отважный воин короля Ричарда I Львиное Сердце, правление которого пришлось на последнее десятилетие XII века - именно эта версия в художественном изложении Вальтера Скотта, в настоящее время пользуется наибольшей популярностью. С тех пор как 1819 году Вальтер Скотт использовал образ Робин Гуда в качестве прототипа одного из персонажей романа «Айвенго», благородный разбойник продолжает оставаться популярным героем детских книг, кино и телевидения.

В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робине Гуде, а в XIV веке, их было всего четыре:

В первой новелле Робин одалживает деньги и своего верного оруженосца Маленького Джона обедневшему рыцарю, чтобы отомстить жадному аббату.



Во второй — хитростью заставляет ненавистного шерифа из Ноттингема пообедать c ним олениной, которую разбойники добыли в вотчине стража порядка — Шервудском лесу.


В третьей — Робин узнает переодетого короля Эдуарда, который инкогнито приезжает в Ноттингем, чтобы расследовать нарушения закона местными правителями, и поступает к нему на службу.


художник Daniel Content Published by Rand McNally & Co ~ 1928


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

В четвертой - заключительной части баллады, опубликованная в 1495 году, повествует о возвращении Робина к разбойному промыслу и предательстве настоятельницы Кярклейского аббатства, которая доводит его до смерти кровопусканиями, когда он приезжает к ней в монастырь полечиться.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

В ранних балладах нет упоминаний о девице Марианне, возлюбленной Робина. Впервые она появляется в поздних версиях легенды, возникших в конце XV века.


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932:


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Гигант по прозвищу Маленький Джон присутствует в отряде разбойников уже в первоначальных вариантах легенды,


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

А брат Так (бродячий монах, веселый толстяк), появляется в значительно более поздней версии. Да и сам Робин из йомена (свободным крестьянина) со временем перевоплотился в знатного изгнанника.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Известна также ассоциация Робина Гуда с Робином Добрым Малым (англ. Robin Goodfellow), или Паком (англ. Puck) — лесным духом в фольклоре фризов, саксов и скандинавов.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что Робин Гуд есть «чистое создание народной музы». И, по словам М. Горького -"...поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому" (предисловие к сб. "Баллады о Робин Гуде", Пг. 1919, стр. 12).


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

БАЛЛАДА О РОБИН ГУДЕ
(пер. И. Ивановского)

О смелом парне будет речь,
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
В народе берегут.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917

Еще он бороду не брил,
А был уже стрелок,
И самый дюжий бородач
Тягаться с ним не мог.

Но дом его сожгли враги,
И Робин Гуд исчез -
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.


художник N. C. Wyeth Published by David McKay ~ 1917


художник Frank Godwin (1889 ~ 1959) Published by Garden City Publiching Co ~ 1932

Любой без промаха стрелял,
Шутя владел мечом;
Вдвоем напасть на шестерых
Им было нипочем.


художник Lucy Fitch Perkins Boston and New York, Houghton Mifflin Company ~ 1923

Там был кузнец, Малютка Джон -
Верзила из верзил,
Троих здоровых молодцов
Он на себе возил!

Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов - точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066-1072 годов.

Собственно, Пак - это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак - существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow - Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде - та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс - знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II - легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII-XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV-XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот - суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

Робин Гуд ― один из самых знаменитых английских героев. Его девиз - грабить богатых и раздавать деньги бедным - покорил многих людей, он стал символом защиты обездоленных. Но до сих пор неясно, существовал ли такой человек на самом деле, или это всего лишь выдуманный персонаж. /сайт/

Если он на самом деле существовал, то кем он был? Различные версии усиливают ореол загадочности вокруг Робин Гуда.

Самые первые упоминания о нём встречаются в традиционных балладах, которые исполнялись под музыку. Их нельзя рассматривать как историческое доказательство существования Робин Гуда, потому что они не были написаны в эпоху, когда предположительно жил Робин Гуд. Вероятнее всего, изначально истории о Робин Гуде изустно передавались в народе.

Робин Гуд и сэр Гай, иллюстрация Луис Рид. Фото: Wikimedia Commons

По одной из версий, Робин Гуд ― мифологический герой, а истории о нём имеют символичный подтекст.

Некоторые считают, что зелёный цвет костюма Робин Гуда ― это традиционный цвет фей. Зелёный цвет также связывают с весной, которая упоминается в балладах, это символично связывает образ Робин Гуда с жизнью и ростом.

Робин Гуда иногда ассоциируют с тевтонским эльфом Ходекином, а также с Вотаном и Робином Славным Малым (Пэк), которые являются вымышленными фантастическими персонажами. Поэтому Робин Гуд также может быть вымышленным героем.

По другим версиям, Робин Гуд существовал на самом деле. В ранних балладах о Робин Гуде его имя связывают с реальным местом ― Шервудским лесом в Ноттингемшире.

Робин Гуд ― очень распространённое имя в средневековой Англии. В XIII веке Роберт было популярным именем, как и его уменьшительная форма Робин. Фамилия Гуд (Hood ― капюшон) также сравнительно распространена. Поэтому вполне возможно, что в средневековой Англии существовало несколько Робин Гудов, один из которых подходил под описание легендарного героя.

Есть несколько версий о том, кто был настоящий Робин Гуд. Один писатель утверждал, что Робин Гуд ― это граф Хаттингдон, который был похоронен в Кирлис Приоре, монастыре в западном Йоркшире. В пользу этой версии говорит могила с надписью, которая может свидетельствовать, что там похоронен настоящий Робин Гуд.

Согласно другим теориям, Робин Гуд не из Ноттингема, а из Йорка, а его база была расположена не в Шервудском лесу, а в Банрнсдэйлском лесу, на границе между Южным и Западным Йоркширом. Такую информацию можно обнаружить в одной из самых древних баллад о Робин Гуде «Подвиги Робин Гуда» XV века. В балладе также упоминается церковь, вероятнее всего, это церковь святой Марии Магдалены в Докастере, Западный Йоркшир, где Робин Гуд женился на деве Мэриан.

Кроме того, лишь в нескольких ранних балладах упоминается лук Робин Гуда, шериф Ноттингема и только в балладе «Робин Гуд и монах» упоминается Ноттингем.

Шервудский лес, Ноттингем. Фото: Wikimedia Commons

Самые ранние упоминания о реальном человеке по имени Робин Гуд (Роберт Гуд) имеются в архивах криминального суда Йорка. Они датированы 1226 г. Согласно документам, состояние Роберта в размере 32 шиллингов и 6 пенсов, которые он задолжал, было конфисковано, а он сам был объявлен вне закона.

Роберт Гуд из Йорка ― единственный Робин Гуд, который имел проблемы с законом. Многие историки считают, что это и есть тот самый Робин Гуд из легенд.

Вне зависимости от того, существовал ли Робин Гуд на самом деле, его образ продолжает привлекать людей. За последние сто лет легенда о Робин Гуде многократно В итоге появились разные версии Робин Гуда: от саксонца, национального героя, боровшегося против норманнского господства (эта версия возникла в XIX веке), до лиса Робин Гуда в диснеевском мультфильме «Робин Гуд» (1973 г.). Недавно Робин Гуд появился в фантастическом сериале «Доктор Кто» вместе с роботами и космическим кораблём.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Кем на самом деле был Робин Гуд?

Романтический герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, или кровожадный бандит, который был идеализирован следующими поколениями? Какое истинное лицо дерзкого удальца по имени Робин Гуд?

В исторических хрониках шестисотлетней давности возможно обнаружить только краткое упоминание об одноименном проходимце, который промышлял в лесах Центральной Англии.

Однако навряд ли мелкий злодей был бы удостоен внимания летописцев, если бы его деяния ничем не выделялись из ряда прочих событий тех смутных времен. И все-же, когда войны, чума и голод были делом обыденным, историография того времени отводит ему несколько строк. Об остальном позаботилась народная молва.

Сквозь глубь времен до наших дней дошли многочисленные легенды о романтическом разбойнике, чье имя сейчас, как ни странно, более на слуху, чем при его жизни. Это имя — Робин Гуд.

Правда и вымысел

1988 год, март — городской совет Ноттингема, что на востоке центральной части Великобритании, обнародовал доклад о самом знаменитом гражданине города. Потому как на протяжении многих лет в совет приходили тысячи запросов о Робин Гуде и его бравой дружине, совет решил сделать определенное заявление на этот счет.

Несмотря на то что предания о Робин Гуде имеют многовековую историю, члены городского совета взяли на себя смелость подвергнуть сомнению достоверность легенды о неуловимом Робине и выяснить кто такой был Робин Гуд.

После тщательного изучения далекого прошлого Ноттингема исследователи пришли к выводу, что отважный герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, даже не был знаком с девицей Мэриан – по легенде, возлюбленной Робин Гуда. Монах Тук, как они считают, и вовсе вымышленная личность. Малыш Джон был злобный и ворчливый человек, ничего общего не имевшим с беззаботным персонажем из фольклора. Такую трактовку получили результаты исследований.

Развенчав легенду, члены совета понадеялись этим снискать себе славу первооткрывателей. Однако они стали только последними в целом ряду скептиков. Потому как, изучая историю Робин Гуда, почти нереально отделить факты от вымысла. И до них многие брались исследовать эту захватывающую историю, но образ Робина от этого нисколько не померк.

Итак, кто такой Робин Гуд, где правда, а где вымысел о человеке, чьи подвиги по сей день волнуют читателей, кино — и телезрителей? Одни склонны принимать на веру то, что вскрыли серьезные исследователи: Робин грабил проезжих людей на Великой Северной дороге возле Барнсдейла в Южном Йоркшире и занимался мародерством со своей бандой преступников в Шервудском лесу в 30-ти милях от Ноттингема. Других больше прельщает романтическая версия легенды о том, что этот красавец герой в действительности грабил, но только богатых, чтобы отдавать награбленное добро бедным.

Факты в истории

Первые сообщения о том, что Робин Гуд хозяйничал в лесах и пустошах Англии, относятся к 1261 г. Однако в письменных источниках о нем впервые упоминалось лишь спустя сто лет. Сделал это шотландский историк Фордун, умерший в 1386 г.

Следующее сведение о Робин Гуде в хрониках относится к XVI столетию.

По свидетельствам летописца Джона Стоу, это был разбойник времен правления Ричарда I. Он был главарем шайки, в которую входила сотня отважных изгоев. Все они были прекрасными стрелками из лука. Хотя они и промышляли грабежом, все же Робин Гуд «не допускал притеснения или другого насилия над женщинами. Он не трогал бедных, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных богатеев».

Мы рассмотрим эту историю с самых доброжелательных позиций. Начнем с того, что факт существования Робин Гуда имеет документальное подтверждение. Он жил в Уэйкфилде, Йоркшир, в XIII — XIV веках.

В документах записано, что легендарный разбойник родился в 1290 г. и был наречен Робертом Гудом. В старых реестрах дано три варианта написания фамилии: Год, Гоуд и Гуд. Зато никто не оспаривает происхождение Робина: он был холоп графа Уоррена.

Как же крестьянский сын попал на разбойничью стезю?

1322 год — Робин перешел в услужение к новому хозяину, сэру Томасу, графу Ланкастерскому. Когда граф возглавил бунт против короля Эдуарда II, Робину, как и другим слугам графа, не оставалось ничего другого, как подчиниться хозяину и взяться за оружие. Однако восстание было подавлено, Ланкастер схвачен и обезглавлен за измену. Его владения конфисковал король, а графских людей, принимавших участие в бунте, объявили вне закона.

Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, на территории Йоркшира.

Шервудский лес занимал площадь в 25 квадратных миль и примыкал к Йоркширу. Через Шервудский и Барнсдейлский лесные массивы проходила проложенная римлянами Великая Северная дорога, на которой было оживленное движение. Это и привлекало внимание изгоев-разбойников.

Так появилась легенда о Робин Гуде, человеке в зеленых, под цвет леса, одеждах.

Новые истории

Легенды о Робине изобилуют множеством смешных историй о его смелых похождениях и проделках. В одной из них говорится о том, как чванливый и недалекий епископ Хертсфорда по пути в Йорк повстречался с Робином и его людьми, которые жарили оленину, добытую в королевских охотничьих лесах.

Приняв людей Робина за простых крестьян, епископ приказал схватить тех, кто убил оленя. Разбойники невозмутимо отказались: оленя уже не воскресить, а все ужасно проголодались. Тогда по знаку епископа находящихся у костра окружили его слуги. Разбойники, посмеиваясь, начали умолять пощадить их, однако епископ был непреклонен. Робину в конце концов надоели препирательства. Он подал сигнал, и из леса подоспела остальная шайка. Ошарашенного епископа взяли в плен и начали требовать выкуп.

Желая как следует проучить своего незадачливого заложника, Робин заставил его танцевать джигу вокруг огромного дуба. По сей день то место в лесу называют «дубом епископа».

Рассказывают также, что как-то Робин в сопровождении своего лучшего друга Малыша Джона нанес визит в монастырь Уитби. Аббат попросил их показать свое хваленое мастерство в стрельбе из лука. Стрелять надо было с монастырской крыши. Робин и Малыш Джон с радостью удовлетворили его просьбу. Славы своей они не посрамили.

Передаваясь из уст в уста, в народной памяти сохранился один из наиболее любимых рассказов о том, как Робин повстречался с Эдуардом II. Согласно легенде: король, обеспокоенный тем, что поголовье его оленей тает на глазах, исчезая в ненасытных утробах разбойного люда, захотел раз и навсегда очистить свой лес от браконьеров.

Король и его рыцари переодевшись в монахов, направились в Шервудский лес, зная, что Робин Гуд с шайкой подстерегает там незадачливых путников. И они не ошиблись. Разбойники остановили их и потребовали денег.

Переодетый король заявил, что у него имеется лишь 40 фунтов (довольно незначительная сумма для того времени). Робин взял 20 фунтов для своих людей, а остальные вернул королю.

Тогда Эдуард сказал вожаку, что он вызывается в Ноттингем для встречи с королем. Робин и его люди упали на колени и поклялись в любви и преданности Эдуарду, затем пригласили «монахов» поужинать с ними — отведать собственной оленины короля!

В конце концов Эдуард понял, что Робин попросту насмехается над ним. Тогда он раскрылся перед разбойниками и простил их при условии, что все они явятся ко двору для службы, как только он их позовет.

Эта история, разумеется, кажется неправдоподобной, созданной фантазией почитателей Робин Гуда. Но, в конце концов, может быть, не все в ней вымысел.

Дело в том, что этот случай описывается в «Маленьком подвиге Робин Гуда», опубликованном в 1459 г. Доподлинно известно, что король бывал в Нотгингеме в 1332 г. Мы также знаем, что спустя несколько месяцев после этого имя Робин Гуд упоминается в сообщениях о дворе Эдуарда.

Однако скоро он вдруг исчез из королевского двора, чтобы снова объявиться в лесу и в народной молве.

Итак, продолжим рассказ о смелых похождениях Робин Гуда. Он появился в церкви святой Марии в Нотгингеме, где один монах узнал разбойника и сообщил шерифу. Робина схватили только после того, как он своим мечом в одиночку сразил 12 солдат. Даже находясь в заточении, бесстрашный предводитель не сомневался, что верные друзья не оставят его. Незадолго до того как Робин должен был предстать перед судом, Малыш Джон организовал дерзкое нападение и вернул разбойничьей братии их предводителя. Для полной справедливости разбойники выследили и убили монаха, предавшего Робина.

Лесное братство

Нельзя говорить о Робин Гуде, не воздав должного его веселой ватаге и легендарной подруге девице Мэриан.

Ближайшим помощником Робина был Малыш Джон, предположительно совсем не весельчак, а угрюмый и очень ранимый парень. Скорей всего, его называли Малышом в шутку, так как он был довольно высоким. Это обнаружилось, когда в 1784 г. вскрыли его могилу в Хейзерсейдже и нашли кости довольно рослого человека.

Что до брата Тука, то о нем мнения расходятся. Одни полагают, что этот легендарный персонаж объединяет в себе черты двух толстых монахов, другие считают, что и впрямь был такой жизнерадостный человек, любивший повеселиться и поплясать в компании лесных братьев. Может быть, это был Роберт Стаффорд, священник из Суссекса (начало XV столетия), который иногда под псевдонимом брата Тука участвовал в похождениях веселой шайки.

Девица Мэриан как персонаж также хорошо вписывается в теорию, по которой образ Робина появился из народных сказаний о традиционных майских праздничных гуляньях и играх. Мэриан попросту могла быть девушкой, избранной за красоту «королевой мая».

Противоречивость образа

Легендарные похождения Робин Гуда в Шервудском лесу закончились предположительно в 1346 г. Считается, что он умер в Керклесском монастыре после тяжелой болезни. Настоятельница лечила Робина обильными кровопусканиями, в результате чего, ослабевший и обескровленный, он так и не оправился от недуга.

Таков романтический образ Робин Гуда, смельчака и благодетеля. Но у англосаксов наблюдается странная склонность к очернению своих кумиров, и Робин больше других пострадал от этого.

Директор выставки «Предания о Робин Гуде» в Ноттангеме Грэхем Блэк считает: «Мы подошли близко к познанию подлинной личности Робин Гуда».

По мнению Блэка, настоящая история Робина берет начало в 1261 г., когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита. Судебный клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом.

Сохранились и другие судебные документы, упоминающие людей по имени Робингуд, большинство из которых преступники. Потому исследователи считают, что если Робин Гуд в действительности существовал, то он, скорей всего, действовал до того времени.

Самым вероятным кандидатом на эту сомнительную роль, по мнению Грэхема Блэка, является Роберт Год, обитатель архиепископства Йорка, который избежал правосудия в 1225 г. Двумя годами позднее он упоминается в письменных документах как Хобход.

Откуда же происходит романтическая версия легенды?

По некоторым из версий, Робин был дворянин. Но это — явная выдумка драматурга, который в 1597 г. хотел привлечь знать к своему театру. Ранее Робин считался вассалом лорда.

Слава Робин Гуда как величайшего лучника исходит от бродячих сказителей, передававших из уст в уста баллады о легендарном разбойнике, записанные во второй половине XV столетия.

Что до девицы Мэриан, считают, что это была красавица, опекаемая коварным принцем Джоном. Она впервые повстречалась с Робином, когда угодила в засаду, устроенную его людьми. Однако с этой версией не согласны ученые, утверждающие, что Мэриан появилась во французской поэме XIII столетия как пастушка со своим пастухом Робином. Лишь спустя 200 лет после появления этой поэмы она окончательно вошла в легенду о Робин Гуде. А репутацию непорочной девы Мэриан снискала уже значительно позднее под воздействием целомудренной викторианской морали.

По легенде, брат Тук был весельчаком-обжорой, который забавлял разбойников своими смешными выходками и шутками. Монах был непревзойденным в поединках на палках. В действительности, оказывается, тоже существовал брат Тук. Этим именем назвался священник Линдфилдского прихода из Суссекса, в действительности убийца и грабитель, когда в 1417 г. вышел королевский указ об его аресте, священник пустился в бега.

Джеймс Холт, профессор истории средневековья Кембриджского университета и автор книги о Робин Гуде, писал: «Письменные материалы свидетельствуют, что брат Тук организовал свою банду разбойников в двухстах милях от Шервудского леса, причем спустя столетия после Робин Гуда. На самом деле брат Тук был довольно далек от безобидной веселости, ибо разорял и сжигал очаги своих врагов».

Малыш Джон, правая рука Робина, был способен на жестокие убийства. Это именно он убил монаха, заподозренного в предательстве Робина, потом обезглавил юного слугу монаха, свидетеля убийства.

Но Малыш Джон совершил немало смелых поступков. Один из них, о котором уже говорилось, — спасение Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы, охраняемой стражниками пресловутого шерифа Ноттингема.

Относительно Робин Гуда профессор Холт написал: «Он был абсолютно не таким, каким его описывают. Он носил колпак наподобие монашеского капюшона. Начисто отсутствуют свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным. Этими измышлениями легенда обросла спустя 200 и более лет после его смерти. А при жизни он слыл отъявленным мародером».

И все же вслед за легендами седой старины мы предпочитаем видеть в Робин Гуде заступника угнетенных и бесправных, отважного и веселого атамана, то и дело утирающего нос власть имущим.

И нам хочется верить, что, заканчивая жизненный путь, полный самых различных подвигов, наш герой на пороге смерти из последних сил протрубил в рог, словно посылая о себе весть в будущее, и отзвуки этого сигнала мы по сей день слышим сердцем.