К вопросу понимания и изучения сущности феномена «социальное образование» в условиях образовательного процесса пташко т.г. Социальное образование – институт социализации

обусловлен тем, что «все люди нуждаются в начатках социальной подготовки, поскольку жизнедеятельность каждого из них должна учитывать культуру общения, труда, поведения». Более высоким уровнем социального образования, по его мнению, выступает «подготовка работников массовых профессий. Они используют свою функциональную грамотность для налаживания технологических отношений в целях успешного решения производственных задач».

С.И.Змеев социальное образование рассматривает только как часть социально-ролевого образования взрослых, ориентированное на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, общины, социальной группы . С точки зрения автора, понятие социальное образование должно рассматриваться шире и включать разные виды

социальных работников.

В.И.Жуков социальное образование рассматривает как подготовку специалистов, способных оказать индивидам, семьям и группам услуги, способствующие созданию, поддержанию или увеличению их способности к социальному функционированию и в целях его дальнейшего совершенствования необходимо его рассматривать как открытую, мобильную, саморазвивающуюся систему совокупности многообразных образовательных систем .

Так, В.И.Жуков указывает, что «социальное образование по своей сущности и содержанию направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере» .

М.В. Фирсов, И.В. Наместникова, Е.Г.Студенова социальное образование трактуют как систему подготовки специалистов социальной сферы как профессионалов, решающих задачи по оказанию адресной, целевой помощи различным группам населения и по гуманизации и демократизации общественных отношений .

По мнению Л.В. Мардахаева, социальное образование определяется «как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два основных направления: (процесс) результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности; (процесс) результат подготовки человека как специалиста социальной сферы .

То есть, по сути, речь идет об общем социальном образовании, в котором нуждается каждый человек, и профессиональном социальном образовании, которое необходимо тем, кто хочет работать в социальной сфере. Иначе говоря, по его мнению, социальное образование – это субъектный результат подготовки или усвоения интериоризации личностью всего того, что было представлено ей в процессе подготовки. Исходя из этого задача научно-педагогических кадров вуза – организовать подготовку, а задача обучающихся – получить социальное образование. Конечно, при этом Л.В. Мардахаев говорит о содержательно – дидактическом моделировании подготовки специалистов педагогической ориентации социальной сферы, проще говоря, социальных педагогов .

С.И. Григорьев рассматривает социальное образование в другом ракурсе, более широко и понимает под ним: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитания;

социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействия в социуме в рамках определенного социальноисторического пространства и времени, формирование и воспроизводство определенного менталитета, систем социо - культурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни .

Приблизительно так же понимает социальное образование П.Д. Павленок, который указывает, что «можно говорить о социальном образовании как в широком плане (общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом), так и в узком смысле (процесс получения знаний и умений в области социальной сферы) и что «социальное образование имеет (должно иметь) свою структуру, одной из таких структур (видов) в области социальной работы является социальное образование . То есть подчеркивается, что понятие социальное образование шире, чем образование в области социальной работы.

Под социальным образованием Г. С. Жукова понимает систему воспроизводства обществом своей сущности, выраженной в интеллектуальном и социально-гуманитарном потенциале личности специалиста социальной сферы, гуманистической сущности человека и общества .

В словаре–справочнике по социальной работе обобщаются разные трактовки сущности понятия «социальное образование» и отмечается, что оно употребляется в разных значениях: обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, в коллективе, освоение знаний о человеке и обществе, строении законов развития и функциях общества, взаимодействии человека и общества; общечеловеческое образование как освоение наук об обществе, основу, которой составляет социологическое образование; подготовка профессиональных кадров для учреждений

социальной защиты; подготовка специалистов различного профиля для учреждений социальной сферы в целом; подготовка кадров для нужд «третьего сектора», т.е. неправительственных и некоммерческих организаций .

Социальное образование представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность профессионального образования и процесса воспроизводства социокультурного опыта человечества, в результате которого формируется понимание человеком своего места и, соответственно, своей подлинной роли в мире. Социальное образование как процесс, сопровождающий формирование сознания человека всю жизнь: на дошкольной ступени, в школе, лицее, вузе, постдипломном образовании, в самообразовании, расширяясь и углубляясь, согласно главному принципу дидактики, концентрическими (встроенными друг в друга) кругами .

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что понятие «социальное образование» рассматривается учеными в двух аспектах. Первый аспект заключается в профессиональной подготовке социальных кадров (социальных работников и педагогов, социологов, психологов и др.). Второй – включает в себя социальное образование каждого человека в течение всей его жизни (непрерывность и преемственность получения образования социальной направленности).

Сегодня социальное образование трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле «социальное образование» понимается как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе. В узком смысле сводят к социологическому или к подготовке социальных кадров для учреждений социальной сферы.

Для уточнения сущности понятия «социальное образование» представляется необходимым рассмотреть, с одной стороны, понятие и

виды образования с позиции дидактики, с учетом законодательной базы Российской Федерации и изменений образовательной системы, соответствующей требованиям и вопросам общественного развития в мировом пространстве, с другой, четко обозначить как социальнопедагогическое явление.

В педагогике под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлимая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление .

Под образованием в Федеральном Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности .

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование .

Б.Г.Ананьев отмечал, что обучение не есть только передача и усвоение информации – знаний и правил деятельности. Обучение есть

вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нем типу межлюдских взаимоотношений . Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающей в себя честность, справедливость и человечность . В данном определении заложена в целом схема интеллекта человека и поэтому можно понимать воспитание как формирование и развитие социализированного интеллекта. Это означает, что воспитание гуманизирует когнитивный аспект образовательного процесса и направляет сознание (интеллект) на присвоение духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

В современной дидактике обучение и воспитание не противоставляются. Напротив, подчеркивается их единство, «родство», по многим показателям. Например, во-первых, единая социальная природа: они возникли и функционируют, как ответ на потребность человека сохранять, воспроизводить свой общественно-исторический опыт, передавать его подрастающему поколению; во-вторых, по способам своего осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной категории детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия – общения. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их, усваивает .

При этом воспитание направлено на формирование системы человеческих и профессиональных ценностей, способов общественного поведения и гражданской позиции. Для обучения приоритетными является

формирование системы знаний, умений, способов познавательной и практической деятельности.

Если раньше образование отождествлялось с процессом обучения в начальной, средней, высшей школе, т.е. в специальной системе, созданной для целей образования, то теперь такое образование стало называться формальным, и получила развитие идея о том, что понятие «образование» гораздо шире, чем формальное образование. В этой расширенной трактовке под «образованием» понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков .

В связи с расширением самого понятия образование выделяют три основных типа процессов обучения:

1. Произвольное обучение, включающее неструктурированную учебную деятельность, которую Д.Эванс (Evans D.R., 1981) подразделяет на инцидентальное (случайное) и информальное образование. В первом случае нет осознанного стремления к обучению ни со стороны обучающего, т.е. в этом случае ни учитель, ни ученик не создают «учебной ситуации». Во втором случае либо обучающийся, либо источник информации осознанно стремиться к обучению (но не сразу оба).

Именно благодаря произвольному обучению человек в течение своей жизни приобретает наибольшую часть знаний и навыков .

2. Под формальным образованием понимается такое образование, которое осуществляется в специальных учреждениях по утвержденным программам и должно быть последовательным, стандартизованным и институциональным, гарантирующим определенную преемственность.

3. Неформальное образование – любая организованная образовательная деятельность вне рамок существующей формальной

системы, рассчитанная на идентифицируемую клиентуру и отвечающая определенным учебным целям (Coombs P.H., 1973) .

В докладе «Нет пределов просвещению» Римского клуба (Botkin J.W., 1979) повышение интереса к неформальному образованию объясняется «разделяющей людей пропастью», их неспособностью адаптироваться к быстрым изменениям в мире. В связи с этим ставится задача создания новой парадигмы обучения – «необходимой предпосылки для разрешения любых глобальных проблем», предлагается концепция «инновационного обучения», ориентированного на «человеческую инициативу», а не на осознанное социальное воспроизводство свойственное обучению в традиционных школах.

П.Г. Щедровицкий пишет в этой связи: «Как бы мы не дополняли понятие “образование” вторичными характеристиками, в основе его лежит идея завершенности, совершенное, а вместе с тем и законченное образование, остается идеалом и ценностью на протяжении двух с половиной веков» .

В настоящее время непрерывное образование общепризнанно и Европейским Союзом рассматривается как главный элемент социальной модели .

В широком смысле, непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и проистекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни. Эта деятельность сориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира .

В узком смысле, непрерывное образование рассматривается как специально организованный процесс, который является дискретным (прерывным), т.к. осуществляется в разные периоды жизни.

Г.Л.Ильин трактует непрерывное образование еще шире, называя непрерывным образованием всякое изменение личности. Г.Л.Ильин относит к непрерывному образованию любое социальное действие, любую форму или способ поведения, осуществляемые впервые или в незнакомых условиях, а также все, что способствует накоплению знаний о мире, о способах поведения в нем и тем самым способствует определению личности в этом мире .

В случае с непрерывным образованием “мы как бы выходим из сферы образования и образованности в сферу развития, где действуют совершенно иные правила, самоопределение в области развития должно быть иным” .

Образование взрослых – целенаправленный, систематический определенным образом организованный процесс, являющийся важным фактором развития человека, так и общества в целом .

В системе образования взрослых на современном этапе выделяют следующие направления: общекультурное (ликвидация элементарной неграмотности и расширение общего образования); профессиональное (получение профессии, повышение квалификации, ликвидация функциональной неграмотности, переподготовка на всех уровнях начальном, среднем, высшем, послевузовском); дополнительное (дополнительные неформальные образовательные программы и услуги для более продуктивных занятий граждан по интересам).

Интеграция общекультурного и профессионального образования расширяет возможности самоопределения и духовного развития личности, осмысления своего места в социуме, повышает профессиональную

компетентность взрослых и вместе с тем помогает им понять процессы происходящие в обществе, преодолеть мифологизированное сознание. Интегрированное образование развивает творческие силы и самостоятельность людей, улучшает их коммуникативные способности. Приоритетными являются не готовые знания по той или иной науке, а методы и средства их получения.

Категория «профессиональное образование» имеет широкий смысл и используется для обозначения системы, занимающейся подготовкой, повышением квалификации и переподготовки рабочих и специалистов независимо от уровня и профиля получаемого образования (Т.Ю.Ломакина, Т.И.Платонова) .

Профессиональное образование, по мнению С.Я.Батышева, представляет собой процесс и результат овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков, норм и ценностей по конкретным профессиям с одновременным формированием общей культуры личности .

Профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего специального, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).

Понятие "профессиональное образование" отличается от понятия

Наряду с понятием социального обучения в научной литературе в последнее время широко используется термин социальное образование. Термин социальное образование появился в России в первой половине 90-х годов в связи с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы. Однако его значение до сих пор остается недостаточно четко определенным. Различают два основных случая употребления этого словосочетания. В первом случае под социальным образованием понимается профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее и послевузовское, а также курсовую подготовку и переподготовку специалистов.

Во втором употреблении под этим термином подразумевается образование, в процессе которого происходит обучение основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. В этом значении термин «социальное образование» близок понятию «социальное обучение».

Социальное образование может рассматриваться в нескольких планах:

1) социальное образование понимается как направленность любого образования, когда вся учебно-воспитательная работа служит социализации личности;

2) социальное образование это компонент процесса образования, включающий социальное формирование и социальное научение личности;

3) это часть образования об обществе; освоение наук об обществе;

4) это процесс и результат социализации личности;

5) обучение основам правил жизнедеятельности в обществе, коллективе, освоение знаний о человеке, обществе;

5) это профессиональное образование личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере; подготовка профессиональных кадров для учреждений социальной защиты.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения должен быть достигнутый каждым индивидом или группой людей определенный уровень социальности, социального ориентирования и социального функционирования.

Мардахаев Л.В. определяет социальное образование как процесс или как результат обучения человека самореализации в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности. В нем выделяются два направления: 1) процесс и результат усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимые ему для самореализации как гражданина, семьянина, специалиста и профессионала; 2) процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Социальное образование можно рассматривать и более широко. Это подготовка специалистов в области социальных наук, обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; социальное просвещение и воспитание населения, формирование умений взаимодействовать в социуме; формирование и воспроизводство определенного менталитета, системы социокультурных принципов, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, образа жизни.



Павленок П.Д. отмечает, что социальное образование в широком плане это общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом; в узком плане – это процесс получения знаний и умений в области социальной сферы.

На объектном уровне социальное образование выступает: как процесс, как система, как социальный институт, часть социальной сферы. На субъектном уровне: как субъектный процесс, как субъективный результат, как ценность.

Выделяют основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем, разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. Одной из главных задач социального образования является установление баланса потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека.

На основе выявления особенностей социального образования определяют его базовые принципы: гуманизм, последовательность и целостность социального образования ; использование в содержании социального образования мировых образовательных стандартов; единство государственных, общественных, профессиональных и индивидуальных ценностей; воспитание активного отношения к общественной жизни.

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости (В.А. Никитин и Г.Т. Медведева) различаются виды социального образования :

1.Неформальное социальное образование - это совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни.

2.Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования , и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Исследователи В.А. Никитин и Г.Т. Медведева выделяют общенаучный и частнонаучный уровни социального образования .

На общенаучном уровне социального образования специалисты получают знание о законах, принципах развития социальной сферы (социальное взаимодействие людей, групп) и умения анализировать, прогнозировать, создавать проекты для преобразования общества. На частнонаучном уровне осуществляется специализация социального образования , когда специалисты овладевают теоретико-методологическими, общепрофессиональными и частнопрофессиональными основами и методиками профессиональной деятельности, приобретают умения осуществлять экспертно-аналитическую, организационно-управленческую, прогнозно-проектную деятельность по оказанию помощи коллективу, группе, отдельным личностям в социализации в рамках подготовки специалистов по социальной работе, а также в соответствии с потребностями общества.

Формирование личности, ее социализация связаны с такими понятиями как социальное обучение и социальное воспитание.

Социальное обучение - целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

Воспитание и социальное воспитание

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена.

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку - это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в определенном обществе.

Социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Гуманизм состоит и в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Соответственно задача социального педагога - стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом. Так, в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.

Первостепенными задачами социального воспитания являются:

Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье: физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка);

Защита прав ребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение;

Охрана здоровья ребенка (подростка), а также организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности;

Помощь в подходах к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

1

Затянувшийся переходный период реформирования экономики в нашей стране во многом связан с повальной экономической безграмотностью населения, отсутствием знаний, практических умений и навыков поведения в условиях рыночной экономики.

Обвальное падение производства, технологическое отставание во многих отраслях хозяйствования (исключая, пожалуй, BПK, космическую и энергетическую отрасль промышленности) вызвало сокращение рабочих мест, массовую официальную (и еще большую - неофициальную) безработицу.

В условиях, когда рынок труда требует молодого (до 35 лет), но уже профессионального специалиста, причем обладающего профессиональной мобильностью (способного быстро, на профессиональном уровне освоить новую, смежную профессию), шансов у молодежи - выпускников школ на обретение работы очень мало.

При этом Россию постиг кризис такого масштаба, что общество рискует не получить полноценной смены поколений (И.В. Авдеев "Ценностные ориентации", И.М. Кириллов "Социально - экономический анализ положения молодежи в обществе на основе системных показателей"). Впервые в истории темпы развития технологий, смены орудий труда и другое опережают темпы смены поколений. Это нарушает приспосабливаемость молодежи к усложняющимся условиям жизни с возрастающими конкуренцией и требованиями к личности. В результате - потеря частью молодежи "ориентиров", развитие неуверенности в себе, в невозможность самоутвердиться, реализовать уровень своих притязаний.

Таким образом, улучшая условия жизни за счет создания новых промышленных технологий, повышая качество жилья, комфортность рабочего места, человечество в то же время платит за это нарушением экологического баланса, ухудшением здоровья, стрессами и психологическими (массовыми) срывами.

Экономические кризисы, вспыхивающие в мире, затрагивают все страны, но ведущие страны с рыночной экономикой лучше справляются с этими проблемами. И не только потому, что их финансовая система и промышленность лучше защищены, а правительства экономически более грамотно решает возникающие проблемы, но и потому еще, что живущие в этих странах люди в большинстве своем имеет достаточную для непрофессионала экономическую грамотность. Их меньше пугают "гримасы" рынка (они не бегут скупать товары, вызывая инфляцию), они лучше умеют бороться за свои права, проявляют инициативу и творчество в борьбе с трудностями, умеют взвешенно вести свой семейный бюджет.

Поэтому экономическое образование школьников служит идеям гуманизации образования, воспитанию поколения людей, не враждебных законам рыночной экономики, позволяет развивать такие качества личности, как творческое отношение к труду, целеустремленность в решении задач по самореализации в жизни и профессии, т.е. выступает как один из важнейших аспектов самореализации.

Сложившаяся в РФ социально-экономическая и политическая ситуация предопределяет и особенности социально-экономической подготовки учащейся молодежи. Следует рассматривать экономическую подготовку школьников как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирование качеств личности, мышления и нравственного поведения, способности ориентироваться в нестабильной экономической ситуации, находить себе применение и сферу деятельности, руководствуясь как личными, так и общественными интересами; понимание того, как создаются, распределяются и потребляются материальные и духовные блага. Одно из направлений экономической подготовки - формирование гуманистических ценностей, понимания роли личности в обществе, умения анализировать свои потребности и способности, готовить к необходимости быстрой смены сферы деятельности (выработка профессиональной мобильности). Объяснить природу экономических сил, вторгающихся в современную жизнь, законов, управляющих силами; наконец, значение новых, часто непонятных российскому человеку, слов, которые ежедневно встречаются в прессе ("денежная масса", "валовый национальный продукт", "денежная эмиссия" и т.д.), которые каким-то образом связаны с личными и общественными потрясениями и победами.

Молодым необходимо понимать проблемы экономики для жизни в реальном мире и не только для того, чтобы разбогатеть, но просто, чтобы в будущем стать толковыми инвесторами, образованными людьми, информированными работниками в любой сфере деятельности, наконец, просто хорошими гражданами и патриотами своей страны.

Социальные преобразования в обществе отражаются и на жизни школы. Резкое снижение государственного финансирования вступает в противоречие с провозглашенными приоритетами, в частности, с необходимостью удовлетворять запросы индивидуума в реализации его образовательных потребностей в планируемой им траектории развития.

Социально-экономическое образование учащихся - важная составляющая их социализации - социального созревания и взросления, самореализации личности в социуме, а, следовательно, адаптации молодежи к жизни в условиях рыночной экономики (и даже в затянувшемся переходном периоде). Системная экономическая подготовка школьников облегчает им поиск путей трудоустройства, развивает творческое начало, воспитывает готовность и способность выявлять проблемы и находить пути решения (часто нетрадиционные) возникающих жизненных задач.

В ряде работ показано, что содержательной составляющей социализации является социальное становление личности, подразумевающее гуманистическое и гуманитарное развитие школьника, социальное и профессиональное самоопределение личности и др.

С педагогической, воспитательной точки зрения социализация понимается (по И.А. Сасовой и И.И. Нагумановой) как процесс и результат формирования качеств личности, ЗУНов, опыта, системы нравственно-ценностной мотивации и ориентации в процессе включения выпускников в систему социальных отношений, значимых для личности и общества.

Социальное становление личности - процесс многофакторный, различные аспекты которого можно рассматривать с точки зрения различных наук.

Как показывают различные исследования, социальное становление личности начинается в 10 - 16 лет, в основном завершается к 30 годам, а в дальнейшем происходит коррекция и дальнейшая реализация "жизненного плана".

Важно уже в ранние школьные годы формировать социальное становление личности, рассматривать его как важнейшую задачу учебно-воспитательного процесса; основываясь на личностно ориентированном подходе развивать природные способности учащегося, организовывать разнообразную среду, позволяющую ему самореализовываться как в учебе, так и в жизни.

Экономическое образование учащихся школ должно органично вписываться в концепцию реформирования общего образования, сочетающую в себе требования к образовательной системе, разработанные Президиумом РАО, и базовые принципы министерской концепции реформирования (бывшего министра, академика Э.Д. Днепрова). Требования и принципы во многом совпадают и в чем-то дополняют друг друга.

Констатируется, что образование - ведущий фактор развития человека и общества, является важнейшим инструментом выработки и реализации новой социальной идеологии, фактор стабильности общества, условия для формирования рыночной грамотности, эффективного развития экономики. Кроме того, образование должно быть опережающим - необходимое условие развития общества, оно должно переориентироваться на личностно ориентированное обучение, стать многоукладным, вариативным, гуманным, гуманитарным и т.д.

Гуманизация и гуманитаризация образования, в первую очередь, направлены на формирование личности, готовят к жизни в меняющемся мире, эколого-информационном, экономико-технологическом обществе. Гуманитаризация работает не только на духовное развитие и воспитание ребенка, но и является производительной силой, влияющей на качество, уровень, интенсивность, скорость НТП, т.к. координирует его с развитием личности и экологии.

Современная система образования не имеет подлинно гуманистического характера, не готово удовлетворить повышенные запросы духовного мира человека, не развивает творческое выполнение функций, не помогает в развитии и саморазвитии. Таким образом, на данном этапе образование не является опережающим, не предусматривает переход от индустриального к постиндустриальному обществу, т.к. не готовит человека к выполнению своего назначения, своей роли в новом обществе.

Поэтому содержание, методы и формы обучения должны изменяться в сторону удовлетворения индивидуальных запросов и потребностей личности, развивать обучение вариативное и по выбору; необходимо от ориентации на среднего ученика перейти к дифференциации достижений в учебе и воспитании в моральной, гражданской и творческой сферах. Переход от стандартов образования к качеству их исполнения, от потребности среднего ученика к лучшему - ориентир на реализацию прав ребенка, на соответствие потребностей личности и общества.

Учитывая специфику образовательной и социально-экономической ситуации в РФ, можно констатировать, что как на федеральном, так и на региональном уровне не существует прогноза приоритетов в развертывании экономической подготовки молодежи; слабо разработана и практически не имеет научной основы система непрерывной экономической подготовки; отсутствие учителей, обладающих достаточной педагогической и экономической квалификацией; медленная переориентация школ на запросы рыночной экономики; недостаточность учебной литературы - все это порождает разобщенность в создании цельной системы экономической подготовки школьников.

Поскольку одной из задач экономической подготовки является адаптация выпускников школ к жизни в рыночных условиях, по-видимому, следует говорить не об экономической, а о социально-экономической подготовке школьников.

Экономическое образование учащихся преследует различные цели в обычных классах и в классах экономической направленности. В обычных классах должны выдерживаться I и II уровни в трехуровневой системе, в экономических классах необходимо осуществлять трехуровневое обучение: третий уровень - начальная профессиональная подготовка.

Это не означает, что 3-ий уровень закрыт для желающих его освоить школьников из неэкономических классов. Они могут его освоить за счет резервов - дополнительного образования.

Экономическая подготовка школьников, особенно в инновационных учебных заведениях, должна строиться на принципах системности, непрерывности и преемственности экономического образования. В то же время ее успех в значительной степени зависит от всей системы обучения в образовательной системе учебного заведения. Успешность экономической подготовки будет обеспечена, если на каждом уроке (независимо от предмета) учат анализировать, ставить вопросы и принимать решения, развивают творческое воображение. Именно так возводится база для анализа экономических явлений. Практически все традиционно изучаемые в общеобразовательной школе курсы в той или иной степени должны отражать законы общественного развития, экономические сферы жизни общества, экономические отношения и др.

Поэтому к важнейшим целям экономической подготовки следует отнести:

  • Формирование функциональной экономической грамотности с учетом личностной ориентации учащихся, облегчающей их социализацию.
  • Формирование культуры экономического мышления.
  • Постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности. Формирование системы ценностей и развитие экономически значимых качеств, обеспечивающих жизнеспособность учащихся, их саморазвитие.
  • Привитие умений и навыков практической экономической деятельности.
  • Оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет осуществления набора путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений, если экономические курсы распределяются по годам обучения так, что движение экономического содержания происходит как бы вокруг стержня по спирали с выходом на более высокий содержательный уровень на каждом следующем ее витке. Непрерывность предусматривает и формирование экономического мышления, способности к деловому общению, воспитанию таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата. Очень важно развивать творческое воображение, творческое отношение к делу, умение получать результат с минимальными затратами всех видов ресурсов (как материальных, так и интеллектуальных).

Целью непрерывного образования является также постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности, овладение школьниками такими знаниями и умениями, которые позволили бы им заниматься самообразованием, более легко включаться в трудовую предпринимательскую деятельность, осознавать себя хозяином, способным эффективно трудиться, планировать и предвидеть результаты своего труда с точки зрения экономической целесообразности.

Системность экономического образования предполагает, что в каждой образовательной области учебного плана будут использоваться определенные экономические знания.

В образовательной области "Обществознание" необходимо давать знания по вопросам экономических особенностей, общественного устройства стран с различным экономическим укладом, экономико-географических закономерностей, экономических сфер жизни общества, истории развития экономики; о материальных потребностях, экономических отношениях, законах предложения, спроса и стоимости, формах собственности и многообразии видов предприятий; дать понятия экономического цикла, о рыночной экономике, о возможности государственного регулирования ее, экономической культуре, экологии и ее связи с экономикой и др.

Очень эффективно использование межпредметных связей экономики с математикой. Действительно, в экономической теории широко используется математический аппарат. Учитель экономики может постоянно на своих занятиях обращаться к математике (переменные величины, функции, запись функциональной зависимости в виде алгебраической формы, графическая форма функции, математические модели в экономике и др.), при этом в каждом классе следует учитывать уровень излагаемого материала и математической подготовки учащихся. В то же время учитель математики должен будет при изложении соответствующего материала показывать его прикладной характер, в частности в экономике.

Образовательная область "Технология" включает в себя вопросы экономики:

При изучении произведений русской и зарубежной литературы (Н.В. Гоголь "Мертвые души", А.Н. Островский "Доходное место", "Бешеные деньги", М.Ф. Достоевский "Преступление и наказание", М. Митчелл "Унесенные ветром", О. Бальзак "Гобсек" и многих других авторов) можно иллюстрировать экономические явления, отражать особенности экономических систем и явлений в различных государствах и эпохах, знакомить с типами поведения людей в различных экономических ситуациях. На этих уроках необходимо учить школьников анализировать экономические проблемы, этику и мораль предпринимательства. Этот благодатный материал может широко использовать и учитель экономики при проработке различных тем дисциплин экономического цикла.

На уроках естественно-научного цикла необходимо рассматривать связь вопросов экологии, производственных процессов, влияния развития научной мысли и техники с экономическими процессами, взаимосвязи научно-технического прогресса и развития социально-экономических отношений в обществе и т.д. Учитель экономики также может использовать эти взаимосвязи. Широко можно использовать экономические связи с русским и иностранным языками (например, предложить дать экономическую трактовку поговоркам и пословицам: "Время - деньги", "Убыток - уму прибыток" и др.).

Экономическая подготовка требует преемственности, которая находит свое выражение в том, что социально-экономическая подготовка на каждой из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свою специфику, учитывающую возрастные особенности детей. Одной из важнейших задач социально-экономической подготовки является формирование готовности школьников к участию в конкретной экономической деятельности. Необходимо создавать различные структуры малого бизнеса при школе, организовывать их работу (ремонт мебели, изготовление инструмента и изделий для приусадебных участков, изготовление различных рекламных материалов, организация выставок и аукционов с целью реализации собственной продукции и т.д.). Эффективность экономической подготовки будет повышаться при включении в учебный процесс новых информационных технологий, в частности, использования деловых игр на ЭВТ.

Развитие общего образования в направлении усиления экономической подготовки школьников и насыщения различных дисциплин элементами экономических знаний обеспечивает на этой основе усиление его гуманизации. Однако данная задача является весьма сложной и трудоемкой, требует не только пересмотра учебных программ, но и изменения привычных подходов и частных методик, во многом это - изменение мировоззренческое, обусловленное переходом к личностно ориентированному обучению.

Тем не менее, решать эту задачу необходимо, поскольку экономическая грамотность выпускников школ не только облегчит им адаптацию к рыночным условиям жизни, но и возможности интеллектуально-духовного развития личности, повышения эффективности деятельности в реальной среде жизнедеятельности человека, уменьшит опасные последствия социосреды и экономической ситуации через повышение общей и экономической грамотности и культуры человека и общества. Поэтому экономическое образование должно стать неотъемлемой частью общего образования учащегося, причем его системообразующей частью совместно с предметами естественно-научного цикла, обществоведения и человековедения.

Следует добиваться системности, преемственности и непрерывности экономического образования учащихся, необходимо выработать у них мотивацию к экономическому и общему самообразованию, к нахождению еще в школе вектора своего саморазвития, профессионального самоопределения.

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 07.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М., Ростовцев А.Н. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЦЕСС ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9. – С. 50-53;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6595 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития» : .

Система образования как институт включает следующие компоненты:

органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Академик В. И. Жуков характеризует его « как продукт качественного взаимодействия (взаимопроникновения, ассимиляции) естественнонаучного, гуманитарного и технического образования» :

То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не является всеохватывающим и абстрактным, а имеет вполне конкретную практическую направленность.

Под социальным образованием понимают:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

  • · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
  • · социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства -- времени;
  • · формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система , тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней: социальное образование институт

  • 1. Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.
  • 2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.
  • 3. В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень -- ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень -- исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень -- саморазвитие, самосовершенствование специалиста.
  • 4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.
  • 5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность .