Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции. Культурная сфера общественной жизни

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности :

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

4. Социальная - содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

  • экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
  • социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
  • культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Культура является существенной стороной различных сфер жизни общества: производственной, политико-правовой и т. д. Этот аспект социологического среза структуры культуры позволяет выделить такие элементы, как культура производства, политическая культура, правовая культура и т. д.

Производство - одна из важнейших сфер жизни общества. Оно подразделяется на духовное производство и материальное.

Духовное производство - это производство продукции, удовлетворяющей духовные потребности человека (книги, картины, статьи). Таким образом, духовное производство - это сама культура, но взятая не сама по себе, а в социально-экономическом и институциональном контексте.

Материальное производство - это, во-первых, производство продукции, удовлетворяющей материальные потребности человека (в пище, одежде, жилище), а, во-вторых, производство материальных средств, с помощью которых удовлетворяются потребности в коммуникации, транспортировании продукции, духовные потребности.

Например, производство плейеров, телевизоров нельзя отнести к духовному производству, поскольку сам по себе плейер или телевизор не удовлетворяет духовных потребностей. Он служит только средством, благодаря которому духовный продукт становится доступным потребителю.

В социально-экономическом аспекте материальное производство в целом и духовное производство имеют определенное сходство - это формы собственности на средства производства, формы распределения прибыли и т. д. Однако это сходство весьма относительно: духовное производство и в этом отношении имеет свою специфику, кроме того, разные отрасли духовного производства значительно различаются между собой.

Еще больше духовное и материальное производства различаются между собой по продукту, технологии его изготовления, по организации труда.

Вместе с тем эти различия тоже не следует абсолютизировать. В настоящее время наряду с сохранением различий прокладывает себе путь и тенденция к сближению между духовным и материальным производством; недаром речь идет об индустрии досуга, индустрии шоу-бизнеса и т. д.

Имея в виду различия и сходство между духовным и материальным производствами, мы в дальнейшем будем употреблять обобщенные понятия «производство», и соответственно «общественное производство» и т. п.

Следуя предложенной в предыдущем разделе методологической схеме, для определения понятия «культура производства» нужно выяснить антропологические аспекты этого феномена и его функциональную специфику. В соответствии с этим понятию «культура производства» можно дать следующее самое общее, предварительное определение: «культура производства» - это способы и результаты развития и использования человеческого потенциала субъектов общественного производства с целью повышения его эффективности и все более полного удовлетворения на его базе интересов общества отдельных социальных групп и личности.

Поскольку субъектом общественного производства выступают, в частности, и отдельные предприятия, можно говорить о культуре производства применительно к характеристике того или иного предприятия, отрасли, завода, фабрики.

Кроме того, учитывая, что понятие «культура производства» соотносится с понятием «субъект деятельности», имеет смысл выделять в ее структуре два уровня: управленческий и массовый. Относительно каждого из них, взятого в отдельности, вероятно, более уместно применить понятие «культура труда». Синтез культуры труда управленческого и массового уровней и дает определенное состояние культуры производства.

Поскольку современное производство - это сфера применения новейших достижений науки и техники, то первым совершенно необходимым признаком культуры производства является наличие у его участников большого объема профессиональных знаний и умений.

Опережающий рост науки по сравнению с производством обусловливает динамичное развитие последнего, появление новых отраслей и соответственно профессий. Отсюда такой критерий культуры труда и управленческого, и массового уровня, как способность работников постоянно пополнять свои знания, готовность к овладению новыми видами деятельности в новых условиях.

Велико и неоспоримо значение эстетической культуры работника. Ощущение пропорций, гармоничности или дисгармоничности сочетания различных элементов, чувствительность к цветовым сочетаниям не только способствует выпуску высококачественной продукции, но и делают работника физически не способным к браку, неряшливому содержанию рабочего места. Высокоразвитое динамичное производство невозможно без высокой культуры общения его участников. Иначе неизбежны сбои ритма, несогласованность и просто негуманная атмосфера, которая тормозит развитие производства.

Особого внимания заслуживает вопрос о месте нравственной культуры работника в структуре культуры производства.

Широко распространен предрассудок, согласно которому капитализм создает столь мощные экономические стимулы к труду, что не нуждается в моральной мотивации трудовой деятельности. Однако это далеко не так. Как известно, экономические успехи развитых капиталистических стран в значительной мере фундируются этикой протестантизма, согласно которой трудолюбие вкупе с бережливостью являются важнейшими моральными ценностями.

В связи с этим становится ясно, что перед культурой, в которой влияние религии ослаблено, встает острая проблема, заключающаяся в необходимости дать светское обоснование правил и принципов трудовой этики.

Специфическим критерием труда управленческого уровня является умение организовать работу, задействовать человеческий потенциал и прежде всего личные интересы участников производства, в целях достижения его эффективности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что культура труда отражает общее состояние культуры общества. Это не удивительно, поскольку труд - важнейший вид деятельности человека и сфера наибольшего применения и, следовательно, развития его сущностных сил. Поэтому повышение культуры труда, которое является условием благополучного развития всякого общества, требует совершенствования всей системы его культуры. И наоборот, повышение культуры труда непременно отзывается повышением культурного уровня всего общества.

Политическая культура. Политика - это область взаимоотношений между различными социальными группами и государствами. Одной из ее сторон является политическая культура, которая в этом смысле может рассматриваться как самостоятельная сфера культуры, имеющая свою определенную территорию в социальном пространстве. Однако политическая культура в то же время является необходимым компонентом не только политической, но и других видов деятельности: художественной, производственной и даже досуговой. В этом втором своем значении понятие «политическая культура», как и понятие «нравственная культура», соотносится с понятием «субъект деятельности» как одна из характеристик последнего.

Исходя из вышесказанных соображений и методологических принципов, использованных ранее, понятие «политическая культура» можно определить следующим образом: «Политическая культура - это способы и результаты развития человека как субъекта политики».

Как и культура производства, политическая культура может быть структурирована на управленческий и массовый уровни. Каждый из них, в свою очередь, может быть структурирован на идеальный и реальный, духовный и практический слои и т. д.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе 3 данного учебного пособия.

Правовая культура. Очень сложным социокультурным феноменом является право. Оно возникло в ответ на потребности общества в четком нормировании отношений между различными субъектами социального действия: отдельными индивидами, социальными группами, государствами. Другая сторона этой потребности заключалась в том, чтобы была создана система надзора, контроля за соблюдением установленных норм и система наказаний за отступление от норм.

Удовлетворение этой двуединой потребности - в создании и совершенствовании системы норм и контроля за их соблюдением - стало возможным с появлением государства.

Государственный контроль за соблюдением норм отношений между людьми - это то, что резко отличает право от морали. За соблюдением норм морали следит общество.

Другое отличие права от морали состоит в том, что нормы права выражаются с предельной отчетливостью и закрепляются в законах, тогда как нормы морали менее отчетливы, допускают больший диапазон толкований, менее императивны.

>>Сфера духовной жизни

Глава II

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 4. Сфера духовной жизни

Вспомни: В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?

Подумай : Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре?

Никто не стянет спорить с тем, что в жизни общества отдельного человека существенную роль играет культура.

Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия культура . Словари предлагают более 200 толкований. Слово это латинского происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.

Факты . В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа (1632- 1694).

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства. Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого челочка. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера общества . Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения все расставят по своим местам: все, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрет.

В действительности каждый, кто живет в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится на практике решать задачу выбора предпочтений, на что потратить свои деньги: на материальные или духовные запросы.

Выход из непростой ситуации некоторым ученым и общественным деятелям видится к разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

Документ. Фрагмент из Декларации прав культуры: «Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемостъ культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязаннсть воспитывать уважение к культуре в целом, к кульрным памятникам, культурной деятельности, интелигенции, отдельным языкам малых и крупных зтиосов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...

Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества культуры».

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка - во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц. В передние годы все шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и ученых, выставки, частные музеи
др.

Культура России является многонациональной, этом проявляется ее уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

Ситуации. Памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора» посвящен один из колоколов карийона (европейского колокольного музыкального инструмента), зазвучавшего в годовщину этой трагедии в Петергофе под Санкт-Петербургом (всего в этом карийоне 51 колокол, и каждый имеет свой голос).

Дарители - Хасан Бергоев и Александр Бондаренко. Хасан Боргоев родился в Казахстане в чеченской семье, воспитывайся в Грозненском детском доме. Детдом разрушен прямым попаданием бомбы по время войны. Музыка «Реквиема» для бесланского колокола написана петербургским композитором Сергеем Касториным.

Проверь себя

1. Что включаев в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

В классе и дома

1. Как ты понимаешь главную мисль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Уточни свои представления о том, какой мир мы "творим по мере наших сил", и от чего зависит, каков этот мир.

2. сделай выводы из следующих данных: 2005г.для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историюв пятерку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чем свидетельствуют значительные, по сравнению с предыдущими годами, тиражи фильмокопий.

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств



Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ :

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

Как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

Как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

Как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.