Примой балериной мариинского театра дианой вишневой. Биография дианы вишневой. Выход на международную арену

Который стартует в ноябре в Москве, - Светлана Бондарчук встретилась со знаменитой балериной и арт-директором фестиваля Дианой Вишнёвой. Среди затронутых в разговоре тем были как профессиональные - о судьбе современного танца в России, так и личные: Диана рассказала о супруге, бизнесмене Константине Селиневиче, о дружбе, моде, готовке и хорошем аппетите.

Диана Вишнёва

Я много раз видела Диану Вишнёву на сцене и каждый раз ловила себя на мысли, что это не танец балерины. Это танец большой драматической актрисы. Я сопереживаю ее героине, проживаю с ней жизнь и продолжаю думать о ней даже после спектакля. В этом году Диана отметила 20-летие жизни на сцене. Для многих из "балетного цеха" это означало бы начало заката, но Диана все набирает высоту. Продолжая танцевать в классических балетах, она делает карьеру как танцовщица современной хореографии: осваивает новые танцевальные языки и техники, ломает каноны, которыми сама же овладела в совершенстве. Третий год подряд Диана проводит в Москве фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishnevа. Я с удовольствием хожу на эти спектакли и всякий раз открываю что-то неожиданное, иногда шокирующее. Здесь нет танцев на пуантах, пачек, кордебалета; порой танцовщики одеты в простые трико, их пластика непривычна, линии изломаны, но это захватывает не меньше, чем вечные 32 фуэте. В этом году я вновь собираюсь на фестиваль - интересно будет посмотреть аргентинское танго на подвесных канатах и спектакль всемирно известной американской труппы Марты Грэм. И конечно, выступления самой Дианы на открытии и закрытии фестиваля пропустить просто невозможно.

Диана, мне не раз приходилось слышать мнение, что современный танец дает балеринам возможность оставаться на сцене намного дольше. Насколько это соответствует истине?

Нет, это абсолютный миф - что, утратив форму в классическом балете, можно перейти в современную хореографию и продолжать танцевать с тем же успехом. И то, что современная хореография легче, также не соответствует истине. Наоборот, в классическом балете многое тебе облегчает жизнь: техника, выучка, эффектные вариации - все это отвлекает внимание публики непосредственно от тебя. А в современном танце ты весь как на ладони, тебе не за что спрятаться и все зависит от того, есть ли тебе что рассказать зрителям или нет.

С Артуром Шестериковым на репетиции спектакля Live (постановка голландского мастера хореографии Ханса ван Манена), который будет представлен в рамках фестиваля в Москве

Пример долголетия в балете - Майя Плисецкая, которая выходила на сцену и в 75 лет. Вы себя лет через 20 на сцене представляете?

Трудно сказать. Майя Михайловна - личность выдающаяся. И уникальна она даже не тем, что выходила на сцену в 75, а тем, что первой в Советском Союзе за-говорила о новом понимании танца, о новой эстетике, о новом стиле. "Кармен-сюита", с которой она вышла на сцену Большого театра в 1967 году, преодолев столько препон, была революцией. Плисецкая первой начала рушить стены, которые казались нерушимыми. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось общаться с Майей Михайловной, дружить с ней. Она возглавляла попечительский совет нашего фестиваля, и в этом году Context будет посвящен ее памяти

Майя Плисецкая и Диана Вишнёва

Вы - амбассадор современного танца в России. В чем вы видите свою миссию?

Миссия, прежде всего, знакомить Россию с лучшим, что происходит в современной хореографии, привозить не только громкие имена, но и что-то принципиально новое. Существуют разные танцевальные стили и направления, и мы все их соединяем в одной точке. Это и есть Context. Еще один очень важный момент - развитие современной хореографии в России. Нам важно поддержать молодых хореографов.

В последнее время в России вы все больше ассоциируетесь с современным танцем, но на Западе Диану Вишнёву хотят видеть в основном в классическом балете?

Все зависит от театра, от танцевальной компании. Если вы говорите о "Метрополитен-опера" (этим летом на сцене "Метрополитен" в Нью-Йорке Диана танцевала Жизель, Джульетту и Аврору. - Ред.), то там преобладает классический репертуар. Это как Мариинский театр. Но если я со своими проектами прихожу в компанию современной хореографии, там обратная ситуация. Порой люди удивляются, что я - прима-балерина, говорят: "Ой, нам надо посмотреть тебя в классическом балете".

Вы считаете себя русской балериной или человеком мира?

Конечно, я человек мира. Но я остаюсь русской балериной. Для меня огромная честь, что я училась в самой лучшей балетной школе в мире, начинала свой путь в Мариинском театре. Я испытываю огромную благодарность к своим педагогам, к родному театру. Сколько в меня вкладывали, сколько я впитывала - все это с годами проявляется все больше и больше.

Диана Вишнёва в "Лебедином озере", 2008 год

Вы из Петербурга, из интеллигентной, но не балетной семьи.

Да, у меня родители - химики. У мамы два образования - она экономист и химик, а папа - кандидат химических наук.

Как так случилось, что дочка попала в балет?

Я бы могла сказать, что это случайность, но я верю в то, что во всем есть определенный замысел судьбы. Все произошло так, как должно было произойти. Стать балериной не было моей мечтой и не было блажью мамы, хотя именно она в нашей семье увлекалась балетом. В детстве я занималась спортом, математикой, ходила в танцевальный кружок. Развивалась разносторонне, как говорили в те времена. Не могу сказать, что меня часто водили на балет. Родители были молодыми специалистами, нужно было оплачивать кооператив... Мы не имели возможности ходить в театр столько, сколько нам хотелось бы. Но мы с сестрой не были лишены общения с искусством: классическая литература, походы в музеи, поездки в пригороды Петербурга - Петергоф, Царское Село... Все это было в нашем детстве. Но, конечно, когда я попала в Вагановское училище, то почувствовала, что значит быть по-настоящему погруженной в мир искусства. Этот мир увлек меня бесконечно.

В училище вас выделяли из толпы девочек?

Да, выделяли. Такого, чтобы говорили: "Эта девочка просто рождена для балета", не было, но я всегда оказывалась в центре внимания преподавателей и детей благодаря своему взрослому отношению к самой себе. Мне не делали одно и то же замечание по несколько раз - я сразу исправляла ошибки. Все впитывала максимально, поэтому профессионально развивалась быстрее. Первая неудача, когда меня не приняли в училище - я ведь поступила только со второго раза, - перевернула мое сознание. Я поняла, что в этой жизни нужно всего добиваться самой и не ждать чьей-то помощи. Тебе помогут, только если ты сама будешь трудиться.

Труд артиста балета - это каторжный труд. С шести лет ты должен каждый день проводить по несколько часов у балетного станка.

И с каждым годом все больше часов.

Я пытаюсь сравнить балетных людей с артистами шоу-бизнеса. Многие из них не имеют серьезной школы, позволяют себе петь под фонограмму. Но масштаб известности и величина гонораров в шоу-бизнесе не в пример балету. Не обидно?

Все зависит от того, как ты мыслишь. Ты либо мыслишь идеями, стремишься реализовать себя, либо думаешь о гонорарах. Тогда эта история не про балет вообще. Балет - это жертвоприношение, это служение. В детстве мы все это понимаем, а в сознательном возрасте каждому приходится делать выбор. Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить.

"Болеро" в постановке хореографа Мориса Бежара с Дианой Вишнёвой зрители увидели 20 и 21 ноября на вечере памяти Майи Плисецкой в Большом театре

Но если мысль все равно присутствует: "Понимаете, я так много работаю..."

Для этого существует театр, который работает на талантливую единицу, сподвижники, соратники, меценаты... Когда ты реализуешь себя как балерину, как личность, тебе просто некогда об этом думать.

Есть ли у вас какие-нибудь талисманы или ритуалы для выхода на сцену?

Конечно, есть. Но я не хотела бы о них рассказывать. Я человек не то чтобы суеверный, но я очень внимательно ко всему отношусь. Я Рак по гороскопу. Для меня важны числа, знаки, сны. Я прислушиваюсь к снам, пытаюсь угадать их, расшифровать.

Если перед премьерой вам черная кошка дорогу перебежит, вы же не отмените спектакль?

Нет, конечно. Но я в уме отмечу, что, вероятно, предстоит столкнуться с какими-то сложностями, преодолеть препятствия. Не обязательно случится что-то плохое. Иногда проблемы помогают быстрее добиться положительного результата.

Балетные люди вообще суеверны?

Да, суеверны. Но в то же время все - люди верующие. Сцена - это такое магическое пространство. Чтобы каждый раз вступать в него, нужны силы. Вера человеку очень помогает. Каждый на сцену со своим ангелом-хранителем идет.

Диана Вишнёва и Светлана Бондарчук

А если плохое настроение, неприятности или нездоровится и танцевать не хочется, а надо?

Конечно, случается и такое. Мы же все люди. Бывает, что вдруг за полчаса до начала спектакля нервное окончание какое-то пережимает, и я чувствую, что даже двинуться не могу, в глазах слезы, но все равно собираюсь с силами. Был совсем ужасный случай в моей жизни - в 2002-м, когда я первый раз выступала на сцене Парижской оперы. Это было невероятно ответственное событие. Парижская опера - своего рода закрытое общество: выступления иностранных артистов здесь скорее редкость. По крайней мере, раньше такие случаи можно было по пальцам пересчитать. Я должна была танцевать Китри в "Дон Кихоте", одну из своих самых удачных партий. Готовилась к выходу на сцену, и вдруг звонок из больницы. Мне сказали, что близкий мне человек в реанимации. Это был такой удар, что я даже ничего не могла произнести в ответ. Просто положила трубку... Что делать в таком случае? Отменять спектакль? Невозможно. Поэтому ты собираешься, концентрируешься, "закапываешь" эту боль внутрь себя, понимая, что потом это еще сильнее проявится.

Я однажды наблюдала вашего мужа и продюсера Константина Селиневича за кулисами, когда шел спектакль, и была удивлена, насколько переживает он!

Иногда мне кажется, что он переживает даже больше, чем я. Но я рада, что он сменил на этом "посту" моих родителей. Константин, как настоящий мужчина, умеет скрывать свои эмоции, а родители просто заболевали от всех этих стрессов. Однажды мама мне сказала: "Я больше не могу ходить на твои спектакли. Я так волнуюсь, что все равно ничего не вижу". Она вздыхала с облегчением, только когда спектакль заканчивался.

Диана Вишнёва с супругом, бизнесменом Константином Селиневичем

Когда спектакль заканчивается, Константин тоже вздыхает с облегчением. Он стоит за кулисами - счастлив, горд.

Самое главное, что он не становится моим фанатом. И не воспринимает балет как свою жизнь.

Как вы проводите свободное время? Путешествуете?

У нас все четко распланировано. Профессия сделала меня очень дисциплинированной. К отдыху готовлюсь тщательно, чтобы посмотреть как можно больше городов, достопримечательностей, музеев, выставок. Когда я рассказываю о том, сколько успела увидеть на каникулах, мне говорят: "Боже, ты такая амбициозная!" Меня это удивляет: что же в этом плохого? Если бы я не была амбициозной, то не стала бы примой-балериной. У меня нет времени на то, чтобы долго раскачиваться. Время летит стремительно. Это касается и моей карьеры, и вообще жизни. Поэтому стараюсь быть максимально организованной абсолютно во всем.

Есть ли у вас хобби, увлечения?

Драматический театр и фильмы. Я смотрю очень много фильмов. Когда нужно переключиться или когда сил хватает только на то, чтобы лежать без движения, кино очень помогает.

А что-то бытовое, чисто женское... Например, вы могли бы приготовить обед?

Если я захочу, то сделаю это. И все же, если у меня есть свободное время, я скорее пойду в театр или на выставку. Мне жалко терять время на то, чтобы готовить обеды. Правда, кто-то мне сказал однажды: "Когда у тебя будут дети, ты все это полюбишь".

Я сама редко готовлю, но если у меня бывает порыв, то с такой любовью все делаю, что, мне кажется, получается очень вкусно.

Так и должно быть. Все нужно делать с любовью, вкладывая душу. Я этой любви в себе не нахожу. Мне кажется, если я начну готовить, то просто испорчу продукты.

Есть стереотип, что балетные люди ограничивают себя в еде. Я знакома со многими балетными - у них прекрасный аппетит и все они нормального телосложения.

Балерина должна чувствовать свой мышечный корсет, который нужен для баланса. Если ты будешь слишком худой, то просто ничего не сможешь сделать. Бывают такие, знаете, девушки-балеринки, тоненькие, как стручки, но, к сожалению, со своей массой тела они не способны выполнять элементы, которые требуются в классической хореографии и в современной. Балерина испытывает физические нагрузки, часто большие, чем в спорте, но при этом эмоциональное состояние ее должно быть легким, воздушным. Зритель не должен видеть, каких сил ей все это стоит. Он должен видеть, что для нее танцевать так же естественно, как дышать.

Я хотела бы сделать вам комплимент. Я считаю вас одной из самых стильных женщин России. Вы и Рената Литвинова, моя подруга. У вас обеих стиль абсолютно неповторимый, совершенно необычный. Когда я слышу от кого-нибудь: "А что, разве это модно?" - мне хочется ответить: "Это не модно. Это шикарно!" Откуда у вас это особое понимание стиля?

Наверное, с детства. Я была еще совсем маленькой, топала ножками, махала ручками, но уже просила маму сшить мне что-нибудь необычное. Мама у меня - настоящая рукодельница. Она потрясающе шила и вязала, сама одевалась со вкусом и старалась, чтобы мы с сестрой были одеты с изюминкой. Мама сама шила мне школьную форму. Она выгодно отличалась от стандартной - и оттенком, и силуэтом... Я отказывалась носить некрасивые вещи. И если в Петербурге было невозможно купить симпатичные сапоги, мы ехали в Москву, отстаивали очередь в "Детском мире", но покупали то, что смотрелось лучше. Я действительно была довольно капризным ребенком в этом плане. И сейчас к своим нарядам и сценическим костюмам очень серьезно отношусь.

Диана, а друзья у вас есть среди представителей вашей профессии?

Конечно. Хореографы и партнеры - это люди, с которыми ты общаешься очень близко, и со временем они становятся друзьями. Партнер по сцене - это почти родной человек. Ты его близко знаешь, все обстоятельства его жизни, чувствуешь его настроение. Это и дружба, и своего рода профессиональное "супружество". А вообще, мир балета и современной хореографии довольно узкий, и человеческие контакты очень важны. Если вернуться к фестивалю Context. Diana Vishneva... Я бы никогда не смогла организовать такое сложное мероприятие, общаясь по телефону, по e-mail. Здесь как никогда важна репутация. Я работала со многими танцевальными компаниями, меня видели, что называется, в деле, появилось определенное мнение обо мне и доверие. Только так я смогла добиться того, чтобы лучшие современные танцевальные труппы захотели приехать к нам и выступить на нашем фестивале.

Диана Вишнева – известная на весь мир российская балерина, бывшая прима Мариинки, обладательница множества престижных международных наград, родилась 13.07.1976, коренная ленинградка.

Детство

Родители девочки – обычные инженеры, о которых даже нельзя сказать, что они были большими любителями балета. Фактически любовь к большому искусству им привила дочь – необычайно смышленая и талантливая девочка, которая проявила великолепную пластику и прекрасные артистические способности уже в раннем детстве.

Свою природную грацию и утонченную внешность Диана унаследовала от матери – татарки по национальности. Много лет назад та приехала учиться в Ленинград, встретила другого студента Геннадия Вишнева, вышла за него замуж и осталась жить в городе на Неве, где позже родились две прекрасные девочки, младшая из которых прославила родных на весь мир.

Диана в детстве

Малышка была очень тоненькой и хрупкой. Когда она заявила маме, что хочет учиться в балетной школе, та засомневалась, хватит ли дочери физической выносливости для многочасовых сложных тренировок. Тем не менее они отправились в танцевальный кружок при Дворце Пионеров. Малышку приняли с удовольствием.

Каково же было удивление педагогов, когда уже после нескольких занятий она показала себя не по-детски серьезной, внимательной, вдумчивой ученицей. Девочка как тень повторяла каждое движение педагога, стараясь уловить мельчайшие нюансы. Диана просто влюбилась в балет с первого же движения, и в мыслях уже видела себя известной балериной.

Осознав, с какой серьезностью дочь относится к своему увлечению, родители начали всячески поощрять и поддерживать девочку. Когда через пару лет занятий она попросила отвезти ее на экзамены в самое престижное Питерское хореографическое училище, мама не стала протестовать.

Экзамен Диана не выдержала. Но не опустила руки, как сделали бы многие на ее месте, а начала заниматься еще более упорно. С третьей попытки ей удалось поступить в лучшую балетную школу страны.

Звездный час

Заниматься было тяжело. Постоянная усталость, вечная боль в ногах, многочасовые упражнения у станка. Сейчас она сам удивляется, откуда у 11-летнего ребенка были на все это силы. Но тогдашняя Диана думала совсем не о трудностях. Она летела, как бабочка, на крыльях своей мечты, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг.

Наградой за многолетний труд стала первая международная премия, которую Диана получила даже еще не закончив училище. На престижной международном балетном конкурсе в Лозанне 18-летняя балерина получила одновременно Золотую медаль и главный приз. Это был поистине триумфальный выход. На всю Европу заявила она о себе как о восходящей звезде русского балета.

Уже через год после завершения обучения в балетном училище Диана попадает в основной состав труппы Мариинского театра, что для молодой артистки практически невероятный успех. Но там чудеса продолжаются – на первом же спектакле она появляется на сцене в главной роли.

Название балета весьма символично – «Золушка». Вся карьера знаменитой танцовщицы чем-то напоминает счастливую сказку.

В 20-летнем возрасте сбылась ее главная мечта – Диана выходит в качестве солистки на сцену Большого Театра. Теперь она считает свою карьеру состоявшейся. К этому времени она уже успевает получить еще несколько престижных международных премий за лучшее исполнение сложных партий. Но этот взлет, как оказалось, был только стремительным стартом.

Вишнева сегодня

На сегодняшний день Вишнева является одной из самых известных и талантливых российских балерин, чье имя гордо звучит по всему миру. После нескольких лет оглушительного успеха в России и Европе Диана начинает тесное сотрудничество с Американским театром балета. Несколько раз появившись в составе его труппы на сцене, в 2005 она официально становится примой и подписывает с театром контракт.

Не забывает Вишнева и о родной Мариинке. Свой первый творческий юбилей – 10 лет выхода на сцену – она отметила на этой сцене новой авторской постановкой, в которой она выступила в качестве солистки и главного хореографа. Спектакль был с восхищением принят не только зрителями, но и критиками.

Раньше Диана также много снималась для рекламы, вот уже почти 10 лет она – лицо модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010 Диана основала благотворительную организацию, целью которой является помощь юным талантливым балеринам и популяризация балета среди молодежи.

Личная жизнь

Как шутит сама Вишнева, долгое время единственной ее любовью был балет. На личную жизнь просто не оставалось времени и сил. И только когда она стала солисткой Мариинки, у девушки появились первые романы. Впрочем, она все равно жила искусством и ей нужен был рядом не просто обожатель, а единомышленник.

С Константином Селиневичем

Такого человека встретила она случайно в 2008 году на Пекинской Олимпиаде. Им оказался хоккейный менеджер Константин Селиневич. Он сыграл не последнюю роль в становлении карьеры балерины на сцене Американского балетного театра. А в 2013 году пара официально оформила отношения, сыграв оригинальную свадьбу на Гавайских островах.

Родители часто хотят, чтобы их дети воплотили в жизнь то, чего они не смогли добиться сами. Мама Дианы Вишнёвой мечтала стать балериной. Но станок, пуанты и сцена появились в её жизни только после рождения дочери Дианы. Именно с подачи матери юная танцовщица поступила в Академию русского балета им. Вагановой. Свой последний год обучения она уже совмещала со стажировкой в Мариинском театре. Однако это было лишь началом триумфального появления Дианы Вишнёвой в мире балета.

Самостоятельная

Заниматься танцами Диана начала в шесть лет. Но поскольку в 80-е выбор кружков был невелик, будущая прима Мариинского театра в начале своего пути постигала цыганские, гуцульские и кубинские танцы. Семья Вишнёвых жила в рабочем районе Санкт-Петербурга — «Весёлый посёлок». Для того чтобы добраться до Дворца пионеров им. Жданова на Невском проспекте, где проходили занятия, юной танцовщице приходилось ехать через весь город — сначала 40 минут на автобусе, потом столько же на метро. Этот долгий путь девочка проделывала одна. У родителей не было возможности провожать дочь — оба работали на закрытых предприятиях. Каждый раз, когда Диана отправлялась на занятия, она брала с собой горсть двухкопеечных монеток. Чтобы взрослые не волновались, девочка звонила им из телефонных автоматов, которые попадались по дороге.

Диана Вишнёва в хабанере из балета «Кармен-сюита». Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

Поступить в Академию русского балета им. Вагановой будущая прима решила благодаря своей маме. Гузаль Вишнёва мечтала стать балериной, но в итоге выбрала совсем другую профессию, у неё два высших образования — химика и экономиста. Штурмовать Вагановку юной танцовщице пришлось трижды. По мнению педагогов, природные данные девочки совсем не подходили для балета. Конечно, отказы Вишнёва переносила со слезами на глазах, но в силу своего характера не хотела сдаваться. Очередное «нет» ещё больше раззадоривало Диану. В 1987 году она всё-таки добилась своего.

Учёба в академии требовала невероятных усилий. По признаниям самой артистки, каждые 2-3 года ей хотелось оставить балет. Но что-то не давало бросить всё на полпути. Самый сложный период начался после последнего года обучения. Балерина сильно перетрудила колено. Врачи уверяли — нужно делать операцию. Но девушка была категорически против медицинского вмешательства. Больничной койке Диана предпочла отдых, решив, если уж и это не поможет, навсегда отказаться от сцены. К счастью, оставлять балет не пришлось. Недуг, полученный от чрезмерных нагрузок, спустя несколько недель всё же прошёл.

Диана Вишнёва на открытии выставки «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

«Вишнёвое чаепитие»

В 1994 году Диана приняла участие во всемирно известном конкурсе Prix de Lausanne. Решение о том, чтобы отправить подающую надежды ученицу в Лозанну, далось дирекции академии не так-то просто, ведь это не входило в первоначальные планы. Однако художественному руководителю Игорю Бельскому удалось переубедить начальство. В итоге он поставил для балерины миниатюру «Кармен», с которой она блестяще выступила, несмотря на травму, полученную во время тренировок. До поездки Вишнёва подвернула ногу. Когда она оказалась на конкурсе, то даже подумала о том, чтобы выступать без пуантов, но осознав, какая огромная ответственность лежит на её плечах, решила действовать так, как было задумано вначале.

Номер длиной всего полторы минуты, в котором юная красавица так легко и непринуждённо танцует перед строгим жюри, на самом деле сопровождался сильной болью и, конечно, стал для Дианы настоящим испытанием. Но она прошла его, получив в награду золотую медаль и Гран-при, который специально для молодой артистки буквально со скандалом выбил председатель конкурса Жан-Кристоф Майо .

Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Заключительный год обучения девушка совмещала со стажировкой в Мариинском театре, на работу в который попала сразу после окончания академии. Буквально через год Вишнёва получила статус солистки, а в партнёры ей достался Фарух Рузиматов . Премьер был старше Дианы на 13 лет, но на сцене они были абсолютно равны. Артистов связывали не только рабочие отношения. Фарух стал первой серьёзной любовью балерины. Однако отношения в паре были довольно сложные. Влюблённые то расставались, то снова сходились. Тем временем яркий дуэт успел покорить не только российских, но и зарубежных зрителей. Вишнёва постепенно стала всё чаще и чаще бывать за границей. В 2005 году Диана заняла место примы-балерины Американского театра балета (АВТ). Несмотря на выматывающие перелёты и огромную востребованность, она продолжает оставаться ей по сей день.

Кроме родного Санкт-Петербурга, танцовщица пользовалась довольно большой популярностью и у столичной публики. По понятным причинам это нравилось далеко не всем. Когда Диану позвали в качестве приглашённой звезды в Большой театр, ведущие балерины тут же отправились в кабинет к генеральному директору Анатолию Иксанову , чтобы высказать свой протест. В то время историческая сцена была закрыта на реконструкцию, Большой работал лишь на одной площадке. Разгневанные артистки убеждали Иксанова, что им самим не хватает работы. Позднее, когда представители прессы пытались расспросить Анатолия Геннадьевича на тему бунта его сотрудниц, он сказал, что они приходили в его кабинет пить чай, поэтому в театральных кругах этот эпизод получил название «вишнёвое чаепитие». Несмотря на все протесты, Вишнёва всё же получила обещанные ей «Жизель» и «Лебединое озеро». Но регулярное сотрудничество с театром началось только после окончания ремонта.

Балерина Диана Вишнёва во время театрализованного представления на церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

«Я никогда не мечтаю, я ставлю цели и иду к ним», — говорит Вишнёва. Балерина всегда хотела не только танцевать в проверенных десятилетиями постановках, но и работать с хореографами, которые будут создавать материал для неё. В 2008 году эта цель была достигнута — в США прошла мировая премьера хореографического спектакля «Диана Вишнёва: Красота в движении», который состоял из трёх частей: «Лунный Пьеро», «Из любви к женщине» и «Повороты любви». Затем последовали и другие яркие работы, среди которых, конечно, выделяются «Диалоги» Джона Ноймайера . Это была не просто сложная история взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и совсем другой стиль, который классической балерине пришлось познавать в довольно сжатые сроки. Однако и эту высоту Вишнёва взяла стремительно и легко, как когда-то свою первую золотую медаль на конкурсе в Лозанне.

Супруг и продюсер

В личной жизни балерины, как и на сцене, всегда кипели нешуточные страсти. Но с появлением Константина Селиневича она обрела то самое женское счастье и спокойствие, которое при столь жёсткой профессии крайне необходимо, иначе можно просто сойти с ума. Супруг стал продюсером артистки.

Они познакомились на Олимпиаде в Пекине, куда Диана приехала в качестве почётного гостя. К тому моменту Константин совсем не разбирался в балете и, уж тем более, не знал, кто такая Вишнёва. Он занимался хоккейным менеджментом. Конечно, решение подойти к такой красивой женщине, как Диана, далось ему нелегко. Но в свой день рождения молодой человек всё же набрался смелости и попросил телефон балерины.

Диана Вишнёва и Константин Селиневич. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

Предложение руки и сердца Константин сделал возлюбленной сразу после её бенефиса, посвящённого 15-летию творческой деятельности. Свои отношения пара узаконила 27 августа в 2013 году, после нескольких лет совместной жизни. Свадебная церемония прошла на Гавайях. Невеста прибыла на мероприятие после окончания мирового тура. «Да» молодые сказали друг другу на пляже, в окружении только самых близких людей. Диана предстала перед немногочисленными гостями в необычном платье с корсетом из цветов, а жених — в красном костюме.

О такой жизни можно только мечтать: успешная в карьере, счастливая в любви. Но сама Вишнёва не перестаёт развенчивать миф о лёгкой судьбе балерины. Шутка ли: постоянно работать через боль, выходить на сцену с незажившими травмами просто потому, что времени на отдых нет, годами жить на чемоданах. Однако она танцует и, кажется, совсем не думает о минусах выбранной профессии, ведь её ждут в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Москве и других городах мира, а это — самое главное для балерины.

Судьба Дианы Вишнёвой удивительна: дважды признанная строгими экзаменаторами непригодной к балетному искусству, она ещё в годы учения стала исполнять сольные партии на сцене одного из лучших театров страны.

Диана Викторовна Вишнёва родилась в Ленинграде в 1976 году. Родители её, инженеры-химики, с искусством связаны не были, но мать очень любила балет, что поспособствовало тому, что и дочь увлеклась этим искусством. В шестилетнем возрасте Диана начинает учиться в балетной студии при Дворце пионеров. Обучение шло успешно, и в десять лет девочку попытались отдать в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета) им. А. Я. Вагановой, но экзаменаторы сочли её данные не подходящими. Тогда мать записала Диану в студию при Дворце культуры им. М. Горького, где давалась основательная подготовка, а отношение к физическим данным было не таким строгим. Поступить же в хореографическое училище Диане удалось лишь с третьей попытки – произошло это в 1987 году.

В училище Диана становится ученицей Л. Ковалевой и А. Строгой. Она в равной степени ощущает склонность и к классическому танцу, и к характерному. Успехи её были таковы, что сам И. Бельский (в те годы – художественный руководитель хореографического училища) поставил для неё номер – «Монолог Кармен» на музыку фрагмента из балета Ж. Бизе–Р. Щедрина «Кармен-сюита». Этот номер, а также вариацию из балета «Коппелия» Диана исполнила в 1994 году на конкурсе учащихся балетных школ «Приз Лозанны» в Швейцарии – и стала победительницей. Эту победу можно считать поистине триумфальной, если учесть, что перед этим в течение четырнадцати лет золотой медали не удостаивалась ни одна женщина, а в последующие несколько лет – ни один участник вообще.

Дебют Дианы Вишнёвой в Мариинском театре состоялся ещё в годы учения, а первой её ролью стала Китри в балете « ». После окончания училища в 1995 году на гастролях в Италии балерина исполняет роль Маши в балете «Щелкунчик», а в США – мазурку в балете «Шопениана», но вскоре выступления приходится прервать из-за повреждения ноги.

Диана Вишнёва вернулась на сцену после полугодового лечения. В её репертуаре появляются новые партии. Она выступает не только в классических балетах, но и соприкасается с современной хореографией – например, в 1996 году она участвует в исполнении балета Дж. Роббинса на музыку Ф. Шопена «В ночи». Тогда же впервые исполнила партию Авроры в «Спящей красавице», а в спектакле «Ромео и Джульетта», который посвящался Г. Улановой, она танцевала Джульетту. В тот год балерина удостоилась двух премий – «Бенуа танца» за исполнение роли Китри и «Золотой софит» за выступление в балете на музыку Ж. Бизе «Симфония до мажор». Балерина впервые танцует в Большом театре, в Лондоне, а в 1997 году принимает участие в гала-концерте в Лозанне – её партнёром в па-де-де из балета «Корсар» был К. Акоста.

В 1997 году Диана Вишнёва впервые танцует в « », а год спустя снова соприкасается с образом Кармен. На сей раз это был балет Ролана Пети, который хореограф перенёс на сцену Мариинского театра. Одной из любимых её ролей стала в одноимённом балете К. Макмиллана.

Диану Вишнёву можно назвать балериной-актрисой. Отдавая предпочтение сюжетным балетам, она создает неповторимые образы: юная, по-детски угловатая Китри, нежная Манон, страстная Кармен, наивная Жизель. Особенно привлекают балерину классические балеты в постановке современных хореографов – например, она блестяще исполнила заглавную роль в балете «Золушка» в постановке А. Ратманского.

Диана Вишнёва – звезда международного уровня. В 2001 году она танцевала в спектакле «Манон» Баварского балета и в «Спящей красавице» в хореографической редакции Рудольфа Нуриева в театре Ла Скала, в 2002 – в «Дон-Кихоте» в Парижской национальной опере (тоже в редакции Р. Нуриева), в Метрополитен-опера она солировала в балете «Рубины». В 2002 году она стала приглашённой солисткой Берлинского государственного балета, где танцевала «Жизель» с . Впоследствии с этим же танцовщиком она выступала в Финляндии, исполняя главную партию в «Спящей красавице» и па-де-де Дж. Баланчина на музыку . За рубежом балерина смогла воплотить и те мечты, которые в Мариинском театре реализовать не удавалось: став в 2005 году приглашённой солисткой Театра Американского балета, она получила возможность выступить в главных ролях в балетах « » и «Раймонда».

Диана Вишнёва сотрудничает с различными хореографами современности, и некоторые из них ставят балеты специально для неё: «Руки моря» Петра Зуски в 2005 году, «Silenzio. Диана Вишнёва» Алексея Кононова и Андрея Могучего в 2007. Выступала она с труппой М. Бежара – впервые после Майи Плисецкой русская исполнительница танцевала в «Болеро».

Д. Вишнёва представила ряд сольных проектов. Первый из них – «Красота в движении». В эту программу, представленную в Калифорнии в 2008 году, вошли «Лунный Пьеро» А. Ратманского, «Из любви к женщине» М. Пендлтона и «Повороты любви» Д. Родена. В других сольных проектах – «Диалоги», «Грани» – балерина исполняла постановки М. Грэм, Ж.-К. Майо, С. Леон, П. Лайтфута, К. Карлсон.

В 2013 году в Москве впервые состоялся фестиваль современной хореографии Context, и инициатором его стала Диана Вишнёва. «Мы хотели, чтобы были разные стили, разные жанры, синтез», – так определила балерина цель фестиваля, отмечая при этом, что «в современной хореографии очень много недопонимания, особенно среди российской публики». Будучи организатором фестиваля, балерина сама выступила на нём, исполнив постановку И. Килиана на музыку К. Дебюсси «Облака».

В 2014 году Диана Вишнёва выступила на церемонии открытия Олимпиады в Сочи, исполнив «Танец голубки мира» – и комментаторы представили её публике как одну из величайших балерин современного мира.

Большое значение балерина придаёт популяризации балетного искусства, которое должно стать доступным для разных общественных слоёв. С этой целью в 2010 году учреждён Фонд Дианы Вишнёвой, действующий в России, Японии и США.

Музыкальные Сезоны

Мы встретились с Дианой Вишнёвой в Каннах, куда прима-балерина Мариинского театра приехала, чтобы получить награду «Балет 2000», как лучшая балерина года. В прошлом месяце Диане исполнилось 40 лет. И в это невозможно поверить, глядя на эту красивую, молодую женщину, карьера которой продолжает стремительно развиваться. В графике артистки нельзя найти ни одной свободной минуты. Устроившись за столиком в каннском отеле Gray d’Albion, она поделилась с HelloMonaco секретом, как ей удается совмещать успешную карьеру балерины, быть во главе популярного фестиваля Context и управлять собственным Фондом содействия развитию балетного искусства.

Диана Вишнёва в отеле Gray d’Albion в Каннах — интервью для Hellomonaco

HelloMonaco: В течение карьеры вы не раз получали различные награды: от Гран-при в Лозанне до Государственной премии РФ. Какая из них вам дороже всего?
Диана Вишнёва: Награды бывают разные: профессиональные, государственные, зрительские. В начале пути я смотрела на них, как на аванс, так как передо мной стояло еще много целей и достижений. Сейчас пришло сознание того, что твоя работа оценена, ты идешь по правильному пути. Конечно, всегда приятно получать награды, они приносят профессиональное удовлетворение. Но это не то, о чем я думаю и к чему стремлюсь.
HelloMonaco: Вы росли в семье, далекой от балетного искусства. Ваш папа – кандидат химических наук, мама также является химиком и экономистом. Как вы попали в балет?
Диана Вишнёва: Откровенно говоря, я вообще не считаю себя балериной. Не хочу умалять ничьих достижений, но в мире есть такие танцоры, которые действительно заслужили это звание. Однако я себя к ним не отношу. Я никогда не ставила перед собой цель стать балериной, работать в Мариинском театре, танцевать «Жизель». Это просто результат тех достижений, которых я добивалась, каждый день ставя перед собой новые задачи. Меня ведь не хотели брать в хореографическое училище. Практически никто не верил, что я смогу сначала стать лучшей ученицей, потом выигрывать конкурсы, а затем попасть в Мариинский театр. Я не могу сказать, что с детства было понятно, что Диана Вишнёва станет тем, кем она сейчас является. Я скорее считаю себя артисткой.


Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье

HelloMonaco: Профессия балерины не из легких. Вам, наверное, не раз приходилось идти на жертвы ради успешной карьеры?
Диана Вишнёва: Жертвы бывают каждый день, и с возрастом это чувствуется все больше. С другой стороны, когда занимаешься любимой работой и с детства приучен трудиться и достигать поставленных целей, то результат того стоит.
HelloMonaco: Кто из педагогов больше всего способствовал вашему успеху?
Диана Вишнёва: Наверное, мой первый педагог Людмила Ковалева. Когда я только пришла в училище имени А. Я. Вагановой, она сказала, что «в этой девочке что-то есть». Еще я верю, что этот человек был предначертан мне судьбой. Я попала к ней в начальный класс, и она же меня выпускала. Такое бывает редко, так как на протяжении двух-трех лет педагоги меняются. Будучи в театре, где у меня уже было два преподавателя, я продолжала с ней работать. В течение десяти лет почти все вечера после учебы я проводила у нее. Она до сих со мной занимается. Это тот человек, который по жизни со мной, она даже стала моей крестной. В принципе, каждая встреча с новым хореографом тебя сильно переворачивает и меняет.


Диана Вишнёва в балете «Повороты любви»

HelloMonaco: Вы танцуете в двух направлениях: классический балет и современная хореография. Сложно ли их совмещать?
Диана Вишнёва: Эти два направления совершенно несовместимы. Когда я только начала выступать в современных постановках, мне не раз задавали вопрос: «Зачем тебе это нужно? У тебя классическое наследие, прекрасная школа». Я всегда понимала, что современный танец может меня обогатить. Например, что-то из классики я могу перенести в современную хореографию и наоборот. Я до сих пор очень активно танцую классический балет и могу сказать, что очень сложно существовать сразу в двух направлениях, а ещё труднее там утвердиться. Не могу говорить о себе как о классической балерине, которая исполняет современный танец. Я достаточно известна в современном направлении и танцевала на тех сценах, где нет места классическому танцу.
HelloMonaco: А что вам ближе: классика или современность?
Диана Вишнёва: Я работаю и над тем, и над другим, совершенствуясь в обоих направлениях. Мне приятно, что моя работа никогда не превращается в рутину, потому что я всегда расту и развиваюсь. Я не считаю, что классический балет – это вершина мастерства, а современный танец можно и на пенсии танцевать. Везде есть свои вершины, достижения и трудности. Мое понимание совершенства в классическом балете – дотянуть танец до музыки великих композиторов. А в современном направлении мне прежде всего интересно познание свое внутреннего мира, потому что физическая составляющая мне уже понятна.
HelloMonaco: Сложно ли классическому танцору в современном направлении?
Диана Вишнёва: Это достаточно индивидуально. Необходимо иметь желание и огромный потенциал. Это трудный путь, так как приходится начинать с нуля. Приходя в современный танец, ты будто учишь новый язык. Вновь ощущаешь себя дошкольником. Не каждый танцор к этому готов. Однако сейчас артист должен быть универсальным. Он не сможет добиться успеха, работая только в классическом направлении. Этого недостаточно.
HelloMonaco: С Жаном-Кристофом Майо вы познакомились в 1994 году на международном конкурсе в Лозанне, где нынешний хореограф Балета Монте-Карло присудил вам главный приз. Как это повлияло на вашу карьеру?
Диана Вишнёва: Конкурс в Лозанне был своеобразным прыжком в западную известность. Тогда меня узнавали именно благодаря ему. Жан-Кристоф оказался тем человеком, который вместе с другими членами жюри видел всего лишь мое двухминутное соло. Тогда все ему говорили, что «в этой девочке нет того, что мы привыкли видеть в балерине». Жан-Кристоф всегда оставался в моей памяти, так как с самого начала он разглядел то, к чему я сегодня пришла.
HelloMonaco: В конце сентября вы снова вернетесь к нам с постановкой «Дивертисмент короля». Каково танцевать французского короля Людовика?
Диана Вишнёва: Премьера спектакля скоро состоится в Нью-Йорке, и я пока не особо представляю, как откликнется мое «я» на эту партию. У меня уже были подобные проекты, я переодевалась в мужчину в постановке «Парк» Прельжокажа. Кстати, если раньше женские партии исполняли мужчины, почему бы сегодня женщине не сыграть мужскую роль?

Диана Вишнева в постановке «Парк» Прельжокажа

HelloMonaco: Что мотивирует вас на постоянное движение вперед?
Диана Вишнёва: Со школьной скамьи это были великие танцоры, затем хореографы. Теперь меня мотивируют уже дружеские отношения с ними. Я застала невероятную плеяду признанных хореографов, с которыми мне удалось поработать.
HelloMonaco: Кроме работы у вас есть какие-либо увлечения? Как вы проводите свободное время?
Диана Вишнёва: Всю жизнь мое расписание забито до такой степени, что почти нет свободной недели. Так происходит не потому что я этого хочу, а потому, что существует просто огромная коллекция того, что мне хочется попробовать. Все мое свободное время направлено на то, чтобы как можно быстрее восстановиться после выступлений, получить как можно больше сил и энергии. Не могу сказать, что во время путешествий мне удается вволю походить по магазинам или посмотреть достопримечательности.
HelloMonaco: Какая из партий была для вас самой сложной?
Диана Вишнёва: Знаете, они до сих пор все такие сложные. Нет легких путей и партий. Все зависит от того, насколько ты отдаешься танцу. Можно станцевать так, что после этого неделю отходить будешь. Все зависит от внутренней работы, способности держать зал, воздействовать на зрителя, дать ему то, что он будет помнить всю жизнь. Это же огромная отдача, после которой необходимо восстанавливаться. Когда я танцую на сцене, время останавливается. Я нахожусь в каком-то ином пространстве.
HelloMonaco: Как профессия балерины отразилась на вашей личной жизни? Вы следите за фигурой, ограничиваете себя в еде?
Диана Вишнёва: В этом плане я была счастливым ребенком. Моя мама наполовину татарка, она превосходно готовит, поэтому для меня важна здоровая домашняя еда. Я не воспринимаю общепит, не ем фастфуд. Я стала в этом плане очень избирательной. Во время путешествий хожу в рестораны, которые уже знаю. В принципе, миф о диетах надо развеять. Если у тебя проблемы с фигурой и приходится себя ограничивать в еде, тогда, к сожалению, не стоит идти в балет. Балетное искусство, как и профессиональный спорт — очень эксклюзивная деятельность, для которой необходимо крепкое здоровье.
HelloMonaco: Вы являетесь арт-директором танцевального фестиваля Context. Как вы пришли к идее создать подобное мероприятие?
Диана Вишнёва: Мой фестиваль существует в Москве уже три года. Идея создания Context возникла после того, как я начала знакомиться с начинающими хореографами и лучше узнала о проблемах, с которыми они сталкиваются. Благодаря фестивалю я поддерживаю их, даю им шанс показать свои постановки. Кстати, хореографию к «Дивертисменту короля» как раз создал молодой хореограф Максим Петров, который начинал на моем фестивале.
HelloMonaco: Как Вы успеваете совмещать карьеру балерины с должностью директора популярного фестиваля, и в то же время контролировать деятельность собственного Фонда?
Диана Вишнёва: Надо отдать должное моему мужу, который выполняет невероятный объем административной работы, предоставляя мне больше времени на творчество.


Диана Вишнёва в «Болеро» Мориса Бежара

30 сентября у жителей Монако и Лазурного берега будет уникальная возможность увидеть выступление Дианы Вишнёвой на сцене форума Гримальди. С нетерпением ждем встречи в Монако!
ЗАКАЗА БИЛЕТОВ ПО ТЕЛ. +33 6 89 80 75 74
Электронная почта [email protected] или на сайте Гримальди Форума .
В публикации использованы фото из личного архива Дианы Вишневой.