Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Изобразительное искусство. ИЗО в начальных классах




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.

У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».

Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание)

Трактовок определения много, однако, обратить внимание стоит, что для детей младшего школьного возраста многие из них будут не понятны. Поэтому достаточно объяснить, что

«Культура» – это то, что создано руками, умом человека.

Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

Начнем с определения понятия.

Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство

Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Жанровая композиция
Декоративно-прикладная композиция

Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека". Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет – древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.

Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.

Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Слайд 9

Виды изобразительного искусства и их взаимодействие с жанрами. Тут стоит особо обратить внимание на взаимосвязь видов и жанров, поскольку каждый из вышеперечисленных основных жанров может быть реализован и в скульптуре, и в живописи, и в графике, и в любом другом виде изобразительного искусства.

Слайд 10

Скульптура (лат.sculptura , от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слайд 11

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей

Слайд 12

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Слайд 13

Фотоискусство искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.

Слайд 14

Декоративно -прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 15

Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).

Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.

Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.

Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 3. Лшия//Искусство в школе. – 2001. №2. – С.26.
  2. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 6. Роза//Искусство в школе. – 2001. – МЗ. – С.57
  3. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 10. Летящая птичка//Искусство в школе. – 2001. – №4. – С. 42.
  4. Журналы «Юный художник» 2000 – 2012 года
  5. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 1 – М. Советский художник, 1981.
  6. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 2 – М. Советский художник, 1981.
  7. Григорьева Г.Г. , Игровые приемы и обучение детей изобразительной деятельности. – М: Просвещение, 1995.

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Акбулакский филиал Кафедра педагогики В.А. ТЕЦКОВА МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Оренбург 2003 ББК 74.268.51 я 723 Т-38 УДК 85.1 (07) Рецензент кандидат педагогических наук Миняева Н.М. Тецкова В.А. Т 38 Методика преподавания ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –12с. Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах по дисциплине «ИЗО с методикой преподавания» Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. ББК 74.268.51 я 723 © Тецкова В.А., 2003 ©ГОУ ОГУ, 2003 Введение Настоящие методические указания предназначены для студентов дневного отделения специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» по дисциплине « ИЗО с методикой преподавания» Рекомендации основаны на опыте преподавания дисциплины в Акбулакском филиале ГОУ ОГУ. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Этому способствует предмет «Изобразительное искусство». Данные методические указания предназначены оказать помощь студентам во время педагогической практики. 1 Роль искусства в развитии младшего школьника Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство. В начальной школе решаются следующие задач: - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; - формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; - развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; - овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства; - формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно- образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно- образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно- эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это- залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства использовать в большей мере активно- творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей – словесно-информативные. Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка. В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 обязательный минимум содержания начального общего образования (стандарт) где в числе других определено содержание образовательного компонента «Изобразительное искусство» На основании обязательного минимума разработана примерная программа «Изобразительное искусство» и требования к учащимся, оканчивающим начальную школу. Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет по-разному выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требований минимального содержания. Эти документы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, а также создают условия для реализации дифференцированного подхода в организации обучения, для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения. В данной методической разработке предлагается план-конспект урока из программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского. Его программа в основном ставит задачу духовного развития личности. Она знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным, конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Три вида хозяйственной деятельности, определяющие все многообразие визуальных представлений искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит первая, образная форма приобщения: «Три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки». Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного «Брата-Мастера» - интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что «Мастера» работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов. Но «Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под «шапкой-невидимкой». В первой четверти снимает с себя шапку» и начинает открыто играть с детьми «Мастер изображения». Во второй четверти он поможет снять «шапку-невидимку» с «Мастера Украшения», в третьей – с «Мастера Постройки». А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь ввиду и особый смысл обобщающих уроков, в них через работу каждого «Мастера» связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Тема блоков уроков (8ч.) первой четверти: «Ты изображаешь – знакомство с «Мастером Изображения»» «Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям – помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей. В дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия четверти входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – тоже нужно учиться и «Мастер Изображения» учит нас этому. Задачей «Мастера» является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе. «Мастер Изображения» помогает увидеть, учит рассматривать. Самый первый урок изобразительного искусства в новом учебном году – это настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов, которыми украшен класс, это не только зрительно-активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке, это еще и фон для любования, всматривания, погружения и постижения красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу детей, вызывая восторженность. Она нужна им как крылья птице, она будет им главным эмоциональным импульсом в их творчестве. 2 План-конспект урока по ИЗО Учитель школы №___ р.ц. Акбулак Ф._____ И.____ О.___ Дата________ Вид занятий: Рисование с натуры в 1 классе Тема урока: «Сказочные цветы» Цель урока: Учить видеть красоту в окружающей действительности (в природе). Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности. Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия живых осенних цветов, нарисовать самостоятельно каждый свою полянку «Сказочных цветов» Оборудование урока: 1) Для учителя: Несколько букетов осенних цветов, репродукции картин: Налбандян «Цветы»; Ван Гог «Подсолнухи»; О.Р. Толстой «Цветы, пташка и бабочка»; предметы декоративно-прикладного искусства (посуда, платок). Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Вальс цветов». Оборудование для уч-ся: Альбом, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки. Оформление классной доски: С правой стороны –предметы декоративного искусства (Павловские платки), с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку» План урока: 1. Организационная часть. – 2-3 мин. 2. Введение в тему занятия. – 10 мин. 3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности. 4. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме урока. 5. Обобщение и обсуждение итогов урока. 6. Уборка рабочего места. – 2 мин. Ход урока: Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, фломастеры, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан). После звонка навожу необходимый порядок, привлекая внимание на один из красивых букетов цветов, стоящий на столе (беру вазу с цветами в руки, поворачиваю его, любуясь). Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты! -Посмотрите вокруг. Сколько красивых цветов вы сегодня принесли в школу! Как они украшают наш класс! Какое настроение вы испытываете, глядя на эту красоту вокруг? Дети: - Радостное, праздничное, веселое… Учитель: (осматривая другой букет) - Ой, а здесь кто-то спрятался! (показываю детям куклу) - Кто это? Откуда он здесь? Рассматривая куклу, ребята отмечают, что у нее – длинный нос, большие ясные глаза, улыбающийся ротик, одета кукла в пышную курочку, широкие штанишки, в руках палитра с кисточкой, карандашом и фломастером. - А вот на курточке что-то написано: Ребята, я веселый мастер! Когда в руках держу фломастер Или волшебный карандаш, Изобразить могу всех вас, Леса, поля и горы, Чудесные просторы, Звенящую листву, Далекую звезду. Весь мир, в котором мы живем, - Реальностью зовем. - Ну, конечно, теперь я вспомнила своего старого друга, который помогал мне учиться, когда я была маленькой. Это веселый «Мастер Изображения» - А теперь он явился к нам на урок, чтобы и вам помочь в таком трудном и увлекательном деле, как учеба. Этот «Мастер» рассказал нам, что он умеет изобразить, то есть нарисовать все вокруг. И эти прекрасные цветы, ты (обращаясь к кукле) тоже можешь нарисовать? (кукла кивает головой) - А, наверно и эти картины (подхожу к доске с репродукциями) ты нарисовал? (кукла отрицательно качает головой) Нет? А кто же? Твои ученики? (кукла кивает). Да?! Ван Гог «Подсолнух» читаю я надпись на репродукции. Дети, вы слышали это имя? Нет? Конечно, вы и не могли знать этого человека, потому что Висент Ван Гог жил на земле задолго до вашего появления на свет, даже бабушки ваши еще не родились, а Ван Гог уже оставил этот мир. Зато творения его рук – картины живут вечно и радуют наш взор. Подсолнухи на его картине такие же какие мы видим их в жизни – теплые, солнечные, задиристые, а один – немного грустный – потому что наклонил головку вниз. - А эта картина тоже твоего ученика? (обращаюсь к кукле). Она кивает. - Федор Толстой – имя человека, который нарисовал этот красивый букет цветов с птичкой и бабочкой. - Картина написана так натурально, даже капелька росы «дрожит» на листочке, даже муха, как живая, сидит на лепестке цветка, гусеница, кажется, движется, ползет… и цветы мы узнаем – Вот колокольчик, а вот «роза-Мальва», а вот гвоздика… Что помогло художнику так точно изобразить эти цветы? Дети: Он внимательно рассматривал их. Учитель: «Правильно. Это называется наблюдательностью. И этому и нас будет учить «Мастер Изображения» А вот на этой картине и на этих ярких платках мы видим…что? Дети: Тоже цветы! Учитель: А можем их назвать? Дети: Нет. Они похожи сразу на многие цветы. Учитель: Да, здесь, можно сразу сказать, обобщенный образ цветка. Как будто слились воедино и роза и пион, и майор и астра. И получился сказочный, фантастический цветок, который вроде и есть и нет такого в природе. Эти цветы на вещах созданы не природой, а фантазией и мастерством человека. Человек, как и природа, может создавать такую же красоту, которая радует, несет свет и добро! - Ребята, а вы хотите побывать творцами красоты? - Да! - А как вы думаете творить красоту? - Мы будем рисовать! - А вы знаете, что вы будете рисовать? - Да, цветы. - Чудесно! Великолепная мысль нарисовать цветы! А какие бы вы нарисовали цветы – реальные, такие как вы их видите в букетах, или свои, сказочные? - (мнения разделились) - Хорошо, пусть каждый нарисует свою волшебную полянку (то есть альбомный лист бумаги превратится в полянку) с чудесными цветами, а в конце урока мы из ваших рисунков составим одну большую цветочную поляну. У вас в руках карандаши, фломастеры, мелки. Вы уже знаете как ими пользоваться? - Да!

Мастер-класс по рисованию "Вот моя деревня"


Думлер Татьяна Петровна, учитель рисования МАОУ СОШ №30 г.Томска.
Назначение: Для работы с детьми от 8 лет и старше, педагогов, родителей.
Цель: Выполнение тематического рисунка в смешанной технике.
Задачи:
- Познакомить учеников с особенностями русской деревянной архитектуры.
- Учить организовывать пространство листа, организовывать рабочее место.
- Воспитывать уважительное отношение к изобразительному искусству, желание узнавать новое.
Эту работу мы выполняем с учениками в 4 классе (по программе Б.М.Неменского)


Материалы: Альбом, гуашь, кисти, стакан с водой, клей ПВА, 2 коробка спичек, ножницы.


Выполним линейный рисунок разделения пространства: линия горизонта, два пригорка, берег реки.


Приступаем к раскрашиванию фона. Возьмём синюю и белую краски, смешаем в крышечке, получившемся оттенком голубого цвета рисуем небо.


Также голубым цветом рисуем реку, добавляя синих оттенков.


Добавим в крышечку с белой краской немного зелёной, перемешаем. Добавим в крышечку с жёлтой краской немного зелёной.перемешаем. Получившимися оттенками зелёного цвета начинаем раскрашивать землю.


При раскрашивание пригорков цвет наносим растяжкой (от светлого оттенка к тёмному)


Берег реки выполняем охрой.


На заднем плане виднеется лес. Начинаем рисовать лиственные деревья.


Обязательно используем переходы красок: от тёмного к светлому. Лиственные деревья можно выполнить приёмом тычка.Хвойные деревья прорисовываем тонкой кистью.


Второй этап работы (как правило это задание выполняем на следующем уроке). Для выполнения задания нужен клей, спички.


Наносим клей тонким слоем на рисунок. Длина спички определяет размер клеевого пятна.


Выкладываем спички "Колодцем", чередуя серные головки поочерёдно. После выкладывания, спички подравняйте и прижмите пальчиками к рисунку, подержите несколько секунд.


Повторите выкладывание "колодца" несколько раз.


Фронтоны изб выкладываем из обрезанных спичек. Детям предлагаю (на выбор) другой вариант: закрасить фронтоны краской.


Коробки используем для окон и дверей. Вырезаем коричневые прямоугольники, приклеиваем их к срубам.


По желанию детей, можно добавить ещё изображения: тропинки, изгороди, колодцы, стога сена,и т.д.
Рисунки детей.




Жалею, что раньше не фотографировала рисунки детей, были такие интересные работы. В этом году пока как то так.
Надеюсь что вам понравиться и вы захотите сделать такую работу со своими учениками. Успехов!

Аннотация к материалу

Презентации по изо - лучший демонстрационный материал, который, благодаря использованию в школе информационных технологий, позволит учителю не только учить детей рисованию, но и даст возможность знакомить с произведениями изобразительного искусства, творчеством художников на уроках рисования в школе. Проведение урока изобразительного искусства без наличия зрительных образов сегодня невозможно. Презентации по рисованию делают урок на любую тему легким в восприятии и понятным детям. Только эти электронные пособия помогут учащимся погрузиться в мир искусства, увидеть работу мировых художников, почувствовать себя начинающим дизайнером и открыть новые техники изображения предметов с помощью красок и кисти, пластилина или нетрадиционных материалов, используемых сегодня в творчестве.

Новые подходы к современному образованию требуют использования учителем на уроках изобразительного искусства мультимедийных презентаций на тему рисование в качестве:

  • Главного источника информации по теме урока
  • Надежного помощника педагога при демонстрации процессов работы или пошагового выполнения рисунка
  • Образца для выполнения ученических проектов
  • Инструмента, позволяющего демонстрировать процесс художественной деятельности при использовании графических программ

Стоит учителю скачать бесплатно презентации по изо, как урок приобретает совершенно иные краски:

  • Он становится привлекательным
  • Его материал содержателен и убедителен
  • Его слайды мотивируют учащихся на получение достойного результата

На уроке изобразительное искусство презентация может использоваться в качестве пособия для объяснения темы или средства для проверки знаний. Учитель может скачать бесплатно презентации по рисованию для начальной и средней школы о жизни и творчестве деятелей искусства (о художниках, архитекторах), о музеях и видах изобразительной деятельности для объяснения нового материала с использованием лучшей наглядности, взятой из виртуальных музеев и картинных галерей Интернета. При обобщении знаний по теме можно скачать презентации к урокам изо с тестами, выполнение которых не занимает на уроке много времени, но позволяет педагогу быстро проверить изученный материал, вызвав живой интерес у ребенка к дальнейшему изучению предмета.

Чтобы дети научились рисовать красиво, это желание и возможности в них надо разбудить. Помогут в этом замечательные презентации по рисованию (изо, изобразительному искусству) скачать которые мы предлагаем бесплатно из разделов по классам. Каждая работа создавалась профессионалом, поэтому дети по достоинству оценят тот материал, который будет представлен на уроке. Вместе с презентациями по изобразительному искусству ко многим занятиям можно скачать и конспекты урока рисования в школе, как начальной, так и средней.

Учите детей рисовать. Возможно именно какая-то презентация по изобразительному искусству, позволит зажечься в ребенке искорке творчества и на Земле появятся картины еще одного талантливого художника, который не потерял свой дар.

ИЗО (изобразительное искусство) - 1 класс

Все маленькие дети обожают рисовать, но, пойдя в школу, у многих пропадает интерес к урокам изо. Вся беда в том, что учитель не может грамотно построить урок и убивает интерес у первоклассников к этой деятельности, требуя от маленьких школьников невозможного. На уроке ИЗО презентация в 1 классе позволяет учителю быть...

ИЗО (рисование) - 2 класс

ИЗО во 2 классе с презентацией - любимый урок многих школьников. Современные электронные пособия полностью изменили привычные занятия, когда учителю необходимо было большую часть урока тратить на объяснения материала урока. А сколько радости доставляет детям виртуальное путешествия по музеям и картинным галереям, знакомство с творчеством художников и созерцание изумительных произведений...

ИЗО (изобразительное искусство) - 3 класс

Урок изо в 3 классе с презентацией - это любимый и долгожданный предмет в школьном расписании каждого младшего школьника. Именно на этих занятиях у детей появляется возможность проявить творчество, показать свои способности, раскрыть характер, вложить душу в предлагаемую работу. Даже те ребята, которые в будущем не станут художниками, в начальной...

ИЗО (изобразительное искусство) - 4 класс

Презентация по изо в 4 классе - это надежное наглядное пособие для учителя, которое способно каждого ученика начальной школы заинтересовать рисованием или изобразительным искусством. В связи с этим каждый современный педагог должен уметь не только пользоваться компьютером, который находится у него в классе, но и уметь составлять мультимедийные разработки, виртуозно...

ИЗО (изобразительное искусство) - 5 класс

Презентации по изо для 5 класса помогут учителю поддержать у школьников интерес к изобразительному искусству и рисованию, когда дети перешли в среднее звено. Иллюстративный материал на этих уроках должен присутствовать в огромном количестве. Ведь учащиеся не только учатся рисовать, они предварительно знакомятся с историей создания вещей, с биографиями художников, с...

ИЗО (изобразительное искусство) - 6 класс

Презентации по изо в 6 классе - это незаменимый материал для проведения современного урока изобразительного искусства. Знакомство с различными видами искусства, обучение рисованию должно вестись с использованием огромного количества качественной наглядности. В век развития компьютерных технологий нет необходимости лишать школьника возможности созерцать, находясь в классном кабинете, красивые картины, всем известные...