Самоанализ открытого урока образец в начальной школе. Самоанализ урока в начальной школе по фгос (образец)

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Самоанализ урока [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Является важнейшим элементом педагогической деятельности регламентированной ФГОС. Именно самоанализ позволяет педагогу выявить собственные ошибки и приложить максимум усилий для их преодоления.

Каждый педагог должен уделять время самоанализу урока , так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков. По причине часто смены подходов и требований к современному уроку у учителя могут возникнуть проблемы с распределение времени и структурой занятий. Зачем нужен самоанализ урока? Все очень просто. Учитель, который не умеет анализировать и выявлять недочеты в своей деятельности, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

В педагогических ВУЗах к сожалению очень мало уделяют внимания проблеме самоанализа урока . В итоге молодым педагогам трудно самостоятельно анализировать свою деятельность на уроке. Требуется много сил и самоотдачи, чтобы научиться смотреть на свою педагогическую деятельность не с субъективной, а с объективной стороны.

Молодому педагогу тяжело разобраться со всеми тонкостями и новшествами современного ФГОС. Отсюда и отсутствие стремления к самоанализу. Кроме того, обили бумажной работы и несоответствие существующего оборудования в школах рекомендуемому напрочь отбивает желание вникать в тонкости педагогической деятельности, превращая её в бездуховную рутину.

Роль самоанализа урока

В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств

Важно понимать, что именно самоанализ урока играет важную роль в выявлении недостаточно эффективных методов и приемов, которые мешают добиться поставленных учебных задач в отведенные временные сроки.

Рисунок 1. Самоанализ урока

Роль самоанализа урока в рамках ФГОС нового поколения определяется его обширными возможностями в сфере направления педагогического мастерства каждого отдельного учителя при помощи регулярных самонаблюдений и работы над ошибками. Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.

Типы урока для самоанализа

Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.

Типы урока по ФГОС

Тип урока

Целевое назначение урока

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования

первоначальных

предметных навыков,

овладения предметными

умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное

воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности

Урок повторения

Предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и

исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи.

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации

межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки

Предопределяется структурой и целью.

Предопределяется структурой и целью

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока. Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта.

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока , конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

План урока необходим педагогу для того, чтобы с максимальной эффективностью достигнуть всех поставленных целей и решить задачи урока в заданное время.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный уровень компетентности педагога . ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками. Компетентного педагога в современных условиях характеризует наличие критического мышления, а именно способность среди множества решений выбрать оптимальное. Для того, чтобы не терять высокий уровень компетенции учитель должен постоянно совершенствовать свои знания. Отсюда соответственно и вытекает важная роль критериев технологической компетентности, которые отражены во ФГОС и наглядно показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Критерии технологической компетентности

Пример самоанализа урока

Ниже представлен простейший образец самоанализа урока.

Самоанализ открытого урока английского языка в 5 м классе

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения.

Цель урока: формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, что способствует общению на иностранном языке.

В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе коллективного обсуждения приводит учащихся к осознанию необходимости изучения иностранного языка, в результате чего расширяется кругозор учащихся и развивается креативности мышления.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с учебником и метод самостоятельной работы.

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться.

Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формирование УУД

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

- влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная э

http://0204.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег

Личностно - ориентированное обучение скачать

Проектное обучение скачать

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе скачать

Системно-деятельностный подход - основа ФГОС нового поколения. (Кусова Л.А.)

Нормы отметок в начальной школе скачать

Анализ урока 1 скачать

Анализ урока 2 скачать

Самоанализ урока, вариант 1 скачать

Самоанализ урока, вариант 2 скачать

ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
НАЗНАЧЕНИЕ

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

nachalka-4.ucoz.ru/publ/urok_v_nachalnoj_shkole_v_aspekte_soderzhanija_fgos_noo/1-1-0-21

romanev.ucoz.ru/index/uchiteljam/0-48

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока:

Цели урока:

Конспект урока математики для первого класса, по ФГОС, с отображением УУД.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Числа 0-10.

(1 КЛАСС ФГОС)

(Образовательная система «Школа 2100»)

Урок подготовила:

учитель начальных классов

МОУ - СОШ № 1

Хлопова Марина Викторовна

Красный Кут, Саратовской области

декабрь, 2011 г.

УРОК 56.

Тема: Числа 0 – 10. (Обобщение и закрепление изученного материала).

Основные предметные цели:

Обобщить и закрепить:

Состав чисел 0 – 10;

Случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого;

Умение составлять выражения и сравнивать их;

Умение составлять математический рассказ к рисункам;

Умение работать в группе и самостоятельно.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Формулирование темы, цели урока.

4. Закрепление и обобщение изученного материала.

5. Исследовательская работа. Развитие наблюдательности.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

1) Работа с натуральным рядом чисел.

Назовите соседей чисел: 6, 8, 9.;

Назовите предыдущее число 5, 3, 10;

Назовите последующее число 4, 7, 8;

На сколько 5 больше 3?

На сколько 10 меньше 7?

2) Состав чисел 3, 5, 4, 10.

Рассмотрите разворот учебника на странице 34 -35.

Что нового вы заметили?

Чему сегодня на уроке будем учиться?

(Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим математический рассказ).

Составление устного математического рассказа к рисункам, выбор выражения, схемы.

Как найти целое?

Как найти часть?

Сравнение выражений.

Какие выражения записаны?

Какие ещё выражения вы знаете?

Сравните выражения, если это возможно.

Объясните свой выбор.

Почему нельзя поставить знак в некоторых выражениях?

Составление выражений к рисункам.

Оценивание работы. Подведение итога урока.

Назовите ключевые слова урока?

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Ваша самооценка совпала с моей.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Устная работа.

Работа в парах, самопроверка, работа у доски (4 ученика).

Рассмотрение разворота учебника (стр.34-35).

Составление математического рассказа.

Запись выражения в тетрадь, нахождение значения выражения.

Стр. 34 № 2

Стр. 35 № 5

Работа с учебником, у доски.

Стр. 35 № 6.

Работа в учебнике (с проверкой у доски или устно).

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Использованная литература:

Учебник «Математика», 1 класс, С.А.Козлова, Москва, 2011 г.

Полный конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система развивающего обучени...

Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика"

Урок математики в 1 классе разработан в рамках ФГОС. Показана методика формирования УУД....

Реализация ФГОС. Применение метода проекта на уроке математики.

Разработка урока по теме "Таблица умножения" с применением метода проекта и проблемно - диалогического метода. Организац...

самоанализ урока математики

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», у...

Конспект открытого урока математики в 1 классе "Число 3. Цифра 3"

Урок математики в 1 классе, учебник " Математика" , автор Б.Гейдман....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».

Тема: «Уравнение»....

Урок математики Урок математики "Угловой градус".

Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС: схема, пример и образец

С введением современных инноваций в образовательную отрасль особую актуальность обретает качественный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Школе нужны новые учителя, профессиональные и компетентные, владеющие новейшими педагогическими технологиями, готовые к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика внедрения ФГОС

По мере внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов второго поколения, среди задач, поставленных перед учителем, приоритетными считают развитие у школьников универсальных учебных навыков, подразумевающих умение анализировать полученную информацию, выполнять контроль своей работы. Для того чтобы учителю было проще работать, и разработан самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Не все педагоги в реальности способны адекватно оценивать свою деятельность, поэтому образцы, предлагаемые профессионалами, актуальны, помогают молодым специалистам справляться с задачами, поставленными перед ними.

Особенности оценки проведенного занятия

Самоанализ урока по ФГОС – важный момент деятельности любого педагога современной школы. Урок является логически завершенным, целостным, ограниченным временными рамками отрезком учебно-воспитательного процесса. Он состоит из сложного взаимодействия главных элементов учебного процесса: целей, задач, содержания, методов, средств, форм, взаимосвязанной деятельности педагога и учеников. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС основан на определенных правилах, но не исключает творческой составляющей.

При составлении поурочного планирования педагог опирается на педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, требования, выдвигаемые образовательными стандартами. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС является необходимым элементом педагогического творчества. Учитель оценивает урок «со стороны», осознает его как явление, осмысляет совокупность личных теоретических знаний, приемов, способов работы во взаимодействии с конкретными учениками и классом.

Образец самоанализа урока

Самоанализ урока по ФГОС является рефлексией, которая позволяет оценить слабые и сильные стороны деятельности педагога, выявить неиспользуемые ресурсы, некоторые особенности индивидуального стиля преподавания. В данной публикации предлагается пример самоанализа:

«Тема урока: «Приставка как отдельная часть речи».

Урок был проведен по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа. 21 век».

Тип занятия: урок ввода новых знаний.

В качестве цели занятия было определено получение информации о приставке. В ходе урока она была достигнута в полном объеме.

Удалось сформировать у ребят представление о способах нахождения приставки в словах.

Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы метапредметные задачи. Школьники работали в группах, индивидуально, совершенствовали свою речь, развивали зрительную память. Среди недостатков проведенного урока отмечу нехватку времени на проведение физминутки. Продолжительность каждого этапа урока: ввод новых знаний, закрепление полученной информации, объяснение домашнего задания - полностью соответствовала временным рамкам.

Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для этого были предложены разноуровневые задания на группы. Для самооценки каждому ученику предлагались индивидуальные упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к каждому ребенку.

Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Домашнее задание дано в достаточном объеме, учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.

Все задачи и цели достигнуты в полном объеме. Урок удался, ребята получили полную информацию по рассматриваемому вопросу.»

С помощью такой оценки педагогического мастерства учителя можно выявить основные затруднения, своевременно оказывать педагогу поддержку и помощь, наблюдать за профессиональным ростом.

Критерии оценивания современного урока

Часто у экспертов возникает проблема адекватной оценки профессионализма аттестуемого педагога. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике проводится по определенному алгоритму. Данная процедура предполагает мысленное деление урока на отдельные компоненты. Учитель сравнивает собственную деятельность с теми задачами, которые были им предварительно поставлены на урок.

Кроме того, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике подразумевает и оценку самостоятельной работы школьников, поиск реальной ценности урока. Анализ любого занятия подразумевает сравнение собственной профессиональной деятельности отдельного учителя с теми критериями, которые утверждены Министерством образования РФ.

Алгоритм анализа

Схема самоанализа урока по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного занятия определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время занятия.

В процессе оценки учебного процесса выявляется уровень решения воспитательных, образовательных, развивающих задач подрастающим поколением. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по русскому языку направлен на сопоставление развивающих, учебных, воспитательных задач с полученными результатами.

Разновидности анализа

Существует несколько вариантов оценки своей педагогической деятельности современными педагогами. Первый вид связан с кратким (оценочным) анализом, предполагающим проведение оценки учебно-воспитательного направления учебного занятия, анализом достижения основных целей и задач. Например, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру составляется педагогом с учетом программного содержания, направленности предмета.

Поэтапный анализ

Структурный анализ представляет собой оценку и выявление доминирующих элементов занятия, их целенаправленность, которая обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся.

Системный анализ в современной школе рассматривает урок в виде единой системы с позиций осуществления основной дидактической цели. Он предполагает решение всех развивающих задач на уроке, создание педагогом условий для формирования умений и навыков школьников, формирования знаний, отработки практических умений.

Полный анализ

Полный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру рассматривается в виде системы, включающей в себя оценку полной реализации задач учебного занятия. Данный анализ необходим для изучения и полноценного разбора всех структурных элементов урока.

Структурный и психологический анализ

Структурно-временной вид анализа рассматривается в педагогике как вариант оценки рациональности применения на отдельных промежутках урока временных рамок. Комбинированный вариант проверки результативности работы педагога подразумевает оценку главной дидактической цели урока и анализа основных структурных элементов занятия. Психологический анализ направлен на проверку соблюдения учителем психологических требований к учебному занятию. Аспектный и комплексный анализ состоят во взаимосвязи содержания, целей, методик и форм организации урока. Среди самых распространенных типов анализа лидируют:

    краткий;

    комплексный;

    полный;

    аспектный.

Как составить полноценный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС? Пример схемы анализа, приведенный ниже, можно использовать на любом учебном предмете.

    Указывается общая информация: календарная дата, наименование школы, фамилия, имя, отчество педагога, тематика урока.

    Анализируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и выполнение требований техники безопасности.

    Рассматриваются основные моменты урока, продолжительность и предназначение каждого структурного элемента занятия. Анализируется сочетание управления и самоуправления в классе, групповая, парная, индивидуальная, совместная работа. Оценивается этап закрепления и повторения учебного материала.

    Сравниваются цели, поставленные педагогом на урок, со степенью их усвоения.

Кроме того, во время самоанализа осуществляется оценка содержания учебного занятия с позиций решения общих дидактических принципов:

    научность предполагает учет инновационных педагогических методик;

    наглядность состоит в использовании графической информации, записи материала;

    последовательность предполагает логическое построение излагаемого материала, отсутствие цикличности, акцент на сложные понятия и термины;

    связь с практикой, ориентация содержания учебной дисциплины на требования современного общества.

Заключение

Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Образец структуры, предложенный выше, в полной мере отвечает на данный вопрос. Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты. Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала. Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.

Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине. Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты. Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии). После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.


Сортировать по: · · · · ·

Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе: образец

Самоанализ урока стал неотъемлемой частью совершенствования мастерства учителя. Именно самоанализ позволяет выявить возможные проблемы в организации урока, выборе формы, методов и приемов, реализации ЗУН, целеполагании и формировании УУД. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС предполагает полномасштабный анализ урока, включающий самые разные аспекты.

Предлагаем варианты самоанализа уроков, который может использоваться для уроков по разным предметам: математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и др. предметам начальной школы.

Образец №1 самоанализа урока по ФГОС в начальной школе

Тема урока:

Тип урока:

Форма проведения:

Количество учащихся:

Местоположение урока в теме (как связан с предыдущими, как работает на следующие уроки).

Цели урока:

Анализ хода урока:

Использованные методы обучения:

Использованные ИКТ, дидактические и наглядные материалы:

Удалось ли достичь целей урока:

Как реализовалось соблюдение на уроке:

Образец № 2 самоанализа урока по ФГОС в начальной школе

Этот вариант предполагает более общий самоанализ с упором на целеполагание и достижение поставленных целей.

Для самоанализа можно заполнить следующую анкету:

  1. Класс:
  2. Тема урока:
  3. Как тема связана с предыдущими уроками и как влияет на последующие?
  4. Какие особенности учащихся были учтены в ходе подготовки к уроку (количество сильных, слабых учеников, активных/пассивных).
  5. Какие методы выбраны для данного урока. Как они работают? Почему именно эти методы?
  6. Какие предполагается сформировать в ходе урока?
  • Личностные:
  • Коммуникативные:
  • Познавательные:
  • Регулятивные:
  1. Какие приемы использованы для мотивации учащихся?
  2. Как реализована метапредметность урока и межпредметные связи?
  3. Какой этап урока считается главным?
  4. Как другие этапы урока "работают" на главный этап?
  5. Рациональность использованного времени: сколько времени отведено на каждый этап, получилось ли уложиться в срок? Если нет, то в чем возникло затруднение?
  6. Какие дидактические материалы, ИКТ выбраны для данного урока? Насколько они соответствуют целям урока и как работают?

Образец плана самоанализа №3

2. Тема урока:

3. Анализ целей урока

  • Обоснование постановки целей
  • Достигнуты ли цели?

4. Анализ организации урока

  • Тип урока:
  • Форма его проведения:
  • Структура:
  • Целесообразность использования времени:
  • Оборудование:
  • Рациональность труда учащихся, учителя:
  • Соответствие ФГОС:
  • Научность урока:
  • Полнота, доступность изложения материала:
  • Основная идея урока:

6. Анализ работы учащихся

  • Формы организации самостоятельной работы учащихся:
  • Выбранные методы и приемы:
  • Степень сложности работы, вариативность:
  • Результативность:

7. Анализ эмоциональной атмосферы, культура общения.

8. Анализ рефлексии: формы, приемы проведения, результативность.

9. Анализ домашнего задания: характер задания, его взаимосвязь с темой урока.

10. Недостатки урока.

Образец № 4 самоанализа (системный)

1. Общая характеристика класса

  • Умение учеников работать в парах/группах.
  • Умение учеников работать самостоятельно.
  • Умение самооценивать себя и оценивать других.

2. Характеристика общения в классе

  • Что преобладает: сотрудничество или соперничество? (Лидеры и аутсайдеры в классе).
  • Включенность учеников в учебную деятельность.
  • Общий уровень подготовки к восприятию сегодняшней темы урока.

3. Анализ эффективности урока

  • Реальность поставленных целей.
  • Роль материала урока в предмете.
  • Какие понятия прогнозировалось ввести в ходе урока? Опирались ли новые знания на уже полученные?
  • Какие формы урока выбраны для введения нового материала?
  • Как организована структура урока? Почему для того или иного этапа выбран именно этот метод, прием работы?

4. Анализ целей урока

  • Какие цели были поставлены?
  • Насколько цели соответствуют теме урока?
  • Соответствие целей ФГОС.
  • Были ли понятны цели учащимся? Как, на каком этапе это осуществлялось?

5. Анализ структуры урока

  • Сколько этапов содержит урок? Какие? Какой этап считается главным? Как он взаимодействует с другими этапам урока?
  • Как организована самостоятельная работа учащихся (формы, методы, результативность)?
  • Как организован контроль деятельности учащихся (на каком этапе, в какой форме, результативность)?
  • Как организована рефлексивная деятельность учеников (формы и методы проведения этапа рефлексии, их целесообразность и результативность)?

Образец № 4

2. Тема урока:

3. Тип урока по ФГОС:

4. Цели урока:

5. Формирование УУД:

  • Личностных
  • Регулятивных
  • Познавательных
  • Коммуникативных

6. Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • Личностные:

7. Оборудование к уроку (характер оборудования, соответствие поставленным целям и УУД, доступность):

8. Место урока в рамках изучаемого раздела по предмету:

9. Какие возрастные и психологические особенности учащихся учтены:

10. Выбранный метод обучения:

11. Способ реализации выбранного метода:

12. Взаимосвязь этапов урока:

13. Деятельность учащихся на уроке (виды деятельности, чередование разных видов, соответствие вида работы поставленным целям, успешность проведения).

14. Создание ситуации успеха (способ, прием, результативность)

15. Соответствие материала принципам ФГОС начальной школы:

16. Использованные формы работы:

17. Итоговая оценка урока:

18. Замечания и недостатки по уроку:

На нашем сайте вы сможете скачать образцы самоанализов, составленные учителями-практиками и использовать в своей работе, внеся правки.

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие "придираются", выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти "ляп" или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий - самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный - анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной . Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный - это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический - анализ , использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ - полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ . Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический - оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный - объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок - достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите : сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?