Педагогическая оценка или анализ результатов детской деятельности. Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют :

Развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения ;

обогащению сюжета детских работ ;

Развитию рефлексии, самооценки , самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют :

Развитию образного мышления и творческого воображения ;

Развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует , делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект : примерную общеобразовательную программу «Детство » , с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития» . Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника » .

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами , но и одновременно даёт им оценку , как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир , но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ .

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности . Она включает в себя следующие части :

Вводная. Мотивация и замысливание.

Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа .

Оценка и анализ . Осознание результата деятельности .

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа :

В исполнительской части – промежуточный анализ ;

В 3 части занятия – итоговый анализ .

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева :

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей . Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы . Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось» , что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ :

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения .

3. Оценку нужно построить так , чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми . Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе , а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж . Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу . Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает :

А почему в твоём лесу никто не живёт?»

Какая погода в городе?

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе , в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки» ;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное» .

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через :

Предоставление возможности выбора содержания работы и материалов ;

Использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем) ;

Использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня) .

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности , которая включает в себя :

Целостное эмоциональное восприятие всех работ .

Анализ решения изобразительных задач .

Итоговая оценка . Перспектива последующего использования работ .

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков , то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда , когда готовы все детские работы . Это – проявление гуманистической позиции : каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа , готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа :

На отдельных столах

На подоконнике

На мольбертах

На специальном стенде

На специально оформленной выставке

В приёмной группы на стендах

На макете (работы по лепке )

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ . Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке , чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе .

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа : «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась» , «Как обрадуются малыши новым маскам » и т. д.

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач , способов , методов и приёмов изображения , выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности :

Композицию.

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия : вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие :

В каком рисунке выразительно изображена форма ?

В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей :

Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася : он нарисовал столько жителей подводного царства!

А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам .

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу - яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;

Алёна Кочкина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, ресницы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Имеются все части матрешки, отмечен рисунок.

3. Строение предмета: все части расположены верно, каждая часть находиться на своём месте.

4. Передача пропорций предмета в изображении точная.

5. Композиция имеет верное изображение, построение на листе точное (не вытянутое и не скученное), имеется пропорциональность всех частей построения, а также симметричность частей. Изображение увеличенное: такое как отмечено на образце, расположено по всему листу.

6. Передача движений не имеется – этого не требовалось.

7. Цвет композиции передан не совсем точный, но преобладают реальные краски предметов, в изображении преобладают насыщенные яркие цвета, имеется многоцветная раскраска частей и предметов изображения; преобладание 3 основных цвета и имеются дополнительные.

8. Характер линий сильный, энергичный; линия слитная, ясная, хорошо видна. Раскраска крупными штрихами, однако, закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9. Использованные следующие материалы для создания изображения: простой карандаш, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 4 +! Моя помощь заключалось в объяснении, советах, похвале! Алёна обращалась ко мне с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, глаза и руку. Самостоятельно дополнила к изображению ресницы, а также сделала фон на листе.

11. Алёна выполняла работу с удовольствием, желанием, интересом. Аккуратно прорисовывала части лица. Очень любит рисовать, с интересом воспринимает любой тип задания. В конце работы оценивает свой результат и результаты других ребят. Радуется своему творению и возникает желание показать свою композицию маме. Бурно обсуждает работы других ребят и старается найти минусы у них в работе.

12. Специфических средств выразительности для создания образца не использовала, так как не требовалось.

13. Девочка работу выполнила творчески, внесла в изображение ресницы, фон. Стремиться выполнить работу красиво, является лидером среди сверстников. Я была довольна выполненной работой.

Варя Хохрина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое и разнообразное.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, каждая часть на своем месте отведенном.

4. Передача пропорций в изображении соблюдена: верно, точно, правильно.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень глаз и брови), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6.

7. В изображении преобладают насыщенные яркие цвета, присутствует многоцветная раскраска; преобладают 4 основные цвета и дополнительные. Передача реальной краски предмета не совсем точна, захотела свои цвета применить для рисования одежды матрешки, а всё другое верно передано.

8. Характер линий: нажим видный, линия слитная. Раскраска крупными штрихами, регулирует силу нажима, однако выходит за линии контура. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

9.

10. Уровень самостоятельности оценен на 4. Моя помощь требовалась в советах, похвале, объяснении. Варя обратилась с просьбой помочь ей нарисовать контур лица, платок, губы.

11. Свою работу Варя выполняла с желанием и интересом. С радостью рисовала цветы на сарафане. К изобразительной деятельности проявляет глубокий интерес, потому что была увлечена работой и внимательно слушала моё объяснение, любит рисовать, лепить. Особенно предпочитает предметное и сюжетное рисование, говорит нравиться фантазировать и легче изобразить. Даёт оценку своей работы и сравнивает с другими, обсуждает с ребятами результаты деятельности.

12.

13. Девочка творческая, инициативная, внимательная, но ничего нового не внесла в изображение, стремиться выполнить красиво.

Альбина Вычегжанина.

1. На рисунке изображена русская матрёшка. На ней имеется платок, сарафан; на лице прорисованы глаза, нос, щечки, брови, губы, волосы видны. Содержание работы богатое, но не достаточно разнообразное, так как верх сарафана и рубашка не имеют узор.

2. Передача формы сложная, передана точно.

3. Строение предмета: части все расположены верно, допущена неточность (щеки ниже уровня).

4. Передача пропорций в изображении соблюдена практически верно, только щеки опущены к губам.

5. Композиция имеет правильное соотношение на листе (не вытянутое и не скученное), соблюдено единство композиции, имеется пропорциональность построения, однако не значительно есть несимметричность построения (уровень щёк), изображение увеличенное, правильное, как по образцу. Изображение находится на всём почти листе, рисунок на сарафане изображен достаточно крупный.

6. Передача движений не имеется – не требовалось этого.

7. В изображении преобладают яркие, но не достаточно насыщенные цвета, преобладают 2 основных цвета и дополнительные, платок и рубашка сливаются, нарисованы одним цветом – допущена ошибка. Передача в основном реального цвета. Небольшое не соответствие колориту образца народной декоративной росписи допущено.

8. Характер линий: нажим средний, линия слитная. Раскрашивает в пределах контура, аккуратно, в одном направлении, штрихи крупные.

9. Материалы, использованные для создания изображения: карандаш простой, цветные карандаши, шаблон матрешки и образец.

10. Уровень самостоятельности выполнения работы оценен на 5! Альбина всю работу выполнила самостоятельно, только нуждалась в похвале, не значительные советы.

11. Альбина выполняла свою работу с интересом и желанием, только была тороплива. Любит рисовать, свою работу и других ребят всегда оценивает, предпочитает сюжетное рисование, очень радуется, когда всё у неё получается, любит похвалу.

12. Специфических средств выразительности не использовала, не требовалось.

13. Девочка творческая, однако, любит рисовать только то, что нравится ей и, тогда проникается работой, что успешно получается. Не было стремление более полно выразить задуманное.

Вывод: исходя,из данных работ можно подвести итог, что продуктивные умения детей соответствуют возрасту. Дети справились с данной работой хорошо, выполнили работу до конца, отметили все части изображения, соблюдали пропорциональность частей и неплохо справились с симметричностью.

Рекомендации для родителей: нужно как можно чаще заниматься с детьми продуктивными видами деятельности, потому что дети становятся инициативными, раскрепощенными, усидчивыми, любознательными. Как можно чаще хвалить ребят и находить плюсы в работе, но тактично указывать на минусы, каждую работу превращать в игру и не боятся допущенных ими ошибок, давать больше самостоятельности.

Рекомендации для воспитателя: мне как показалось, что немногие дети любят рисовать декоративно – прикладное искусство, нужно находить новые подходы для рисования декоративного искусства, использовать новые приемы, методы, находить «изюминку» в этой деятельности, чтобы вызвать огромный и глубокий интерес к данному виду деятельности.

Задание № 9

Анализ занятия по художественной обработке материалов (ручной труд) в средней группе: « Кровать для куклы Кати».

1. Ребята будут изготавливать кровать для куклы из спичечных коробков, картона, кусочков ткани.

2. Правильно составлена организация места для трудовой деятельности детей и воспитателя. Детям заранее был разложен раздаточный материал и оборудование, проведен инструктаж о правилах пользования остро – колющих предметов, беседа о правилах поведения на занятиях ручного труда, помещение проветрено.

3. У детей наблюдался положительный настрой на художественный ручной труд, был заметен интерес к предстоящей деятельности. Были созданы такие приемы для благоприятного настроя, как сюрпризный момент (появление гости – куклы Кати), предварительная работа (отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций), беседа на тему «Мебель», игра «Что из мебели есть в нашей группе» и сюжетно – ролевая игра: «Дочки – матери».

4. Отношение к ручному труду было вызвано: интересом сделать самую красивую кровать для куклы и, чтобы она выбрала её.

5. Желание детей трудиться было вызвано проблемной ситуацией: как можно быстрее построить кукле кровать.

6. Приемы обучения способам действий и методика решения задач воспитания и развития:

а) в первой части были определены задачи в соответствии с возрастом, подобрано оборудование, проведена предварительная работа, создана мотивация на предстоящую деятельность.

б) в ходе руководства деятельностью детей для выполнения программных задач был представлен образец, давались в ходе работы объяснения, советы, оказывалась помощь ребятам, которые испытывали трудности, осуществлялся показ действий и был создан алгоритм последовательности действий.

в) в конце занятия давался анализ каждой работы, похвала и введены критерии оценки для каждой работы: самая красивая кровать, самая оригинальная, яркая, высокая, замечательная, удобная и. т. д.

7. Форма организации труда: фронтальная. В процессе трудовой деятельности преобладала благоприятная, позитивная, коллективная, дружеская атмосфера. Дети оказывали друг другу помощь, подбадривали, конфликтов не возникло, были внимательны.

8. Кроватки получились разнообразные, замечательные, яркие. Для каждой работы был присвоен свой титул: самая красивая кровать, яркая и тому подобное. Присутствовали все детали мебели, атрибуты: спинки, ножки, матрац, подушка, одеяло.

Задание № 10

Тема: Подарок для мамы: « Игольница – подснежник».

Возрастная группа: подготовительная.

Место в режиме дня: вторая половина.

Форма организации: подгрупповая (3 человека).

Цель: -учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. - закреплять умения детей вырезать лепестки из геометрических фигур (прямоугольник, квадрат); - учить, правильно располагать детали на поделке; - закреплять умение подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого сочетания, развивая художественный вкус детей; - продолжать учить детей выполнять инструкцию, проговаривая её последовательность; - воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками; - прививать навыки культуры поведения и культуры общения между людьми.

Оборудование: образец игольницы, диск, бумага разной геометрической формы, размера и разного цвета, поролон (губка, тесьма, лента для петельки, ножницы, карандаш, кисти, клей, салфетки, клеёнка, шаблон круга, конверт с письмом.

Приемы мотивации детей: художественное слово, сюрпризный момент (сундучок и письмо).

Приемы обучения умениям: показ воспитателя, показ действий ребёнком, индивидуальная работа с детьми во время изготовления поделок, объяснения.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, вручение мамам подарков.

Ход работы:Я: Сегодня, когда я пришла в сад, у самых дверей нашла сундучок. Хотите посмотреть что здесь? (открываю сундучок). - О здесь интересные вещи, а сверху письмо. Посмотрим, что за письмо (рассматриваем конверт). - На конверте адрес: п. Нагорск, детский сад №4, группа "Светлячок". Обратный адрес: Волшебная страна, Фея Добрых дел. - Прочитаем, что нам Фея написала: дорогие ребята, к сожалению, не застала вас в саду. Моя карета прибыла в Нагорск только в полночь, когда вы уже спали. Я не могу вас увидеть, но оставляю вам волшебный сундучок с подарками и заданиями. Постарайтесь выполнить все задания. Если вы выполните всё, то сами будете добрее и красивее, и мир вокруг вас тоже будет добрее. Не спешите смотреть все сразу, выполняйте всё последовательно. Основное задание на самом дне сундучка. А я постараюсь к вам заехать в следующий раз… С наилучшими пожеланиями, Фея добрых дел… Я: Вернемся к нашему сундучку. Так, здесь карточка с загадками. (достаю карточку с заданиями). Надо отгадать загадки: 1. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, значит, к нам пришла. (Весна ) 2. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Воробей погоде рад – заглянул к нам месяц. (Март ) 3. Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, раньше всех весну встречает. (Подснежник ) 4. В этот светлый день весны дарят женщинам цветы. А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 марта ). (Дети отгадывают)Я: - Вот и добрались до последней вещи в сундучке. Это поделка в виде подснежника. Я: - Ребята, сможем мы порадовать наших мам подарками? Давайте сделаем такую же игольницу (дети отвечают). А для чего нужна игольница? Дети отвечают.Я: - Правильно, иголки не должны валяться, где попало. Иголка – очень опасный инструмент, она должна всегда находиться в безопасном месте. Игольница – это домик для иголки. - Работа по изготовлению игольницы большая, кропотливая… Нам повезло, что на прошлых занятиях мы учились вырезать лепестки цветов, из губки вырезали круги, сейчас они нам очень пригодятся. Нам осталось наклеить лепестки и серединку, завязать ленточку. - Для работы нам нужны диск, лепестки, серединка поролоновая, ленточка, клей. Для начала вспомним правила работы с клеем. Дети отвечают. Правила работы с клеевым карандашом: 1. Работать на салфетке. 2. Быть очень аккуратным, чтобы не испачкать стол 3. Не тереть во время работы глазки и не облизывать пальчики. Я: теперь я вам покажу, как надо делать игольницу, в какой последовательности работать:1. Возьмем диск и наклеим на него зеленые листочки. 2. Возьмем кружок из поролоновой губки и тоже наклеим на середину диска.3. Далее возьмем лепестки и приклеим их под поролоновую губку.4. Потом возьмем тесьму, обрежем кончик и два конца приклеим вверху к краю диска.Дети выполняют работу. Я наблюдаю, даю советы, помогаю, тем, кто испытывает трудности, подбадриваю их, объясняю. В конце хвалю детей за проделанную работу.

Самоанализ.

1. Подготовка к проведению НОД заключалась в определение цели, поиска материала (текст), изготовление образца (игольница), письма, подготовке оборудования и материала, предварительной работе (изготовление листочков и лепесточков).

2. Всё запланированное удалось успешно провести.

3. Получилось всё. Дети были увлечены работой, присутствовал интерес к работе, удалось заинтересовать, ребятам очень понравилось делать подарки своими руками, было стремление сделать игольницу аккуратно и красиво. Были рады тому, что подарят мамам подарки.

4. Моя помощь требовалось в подсказке последовательности действий.

5. На будущее взяла на заметку, что нужно чаще заниматься художественной обработкой материалов, так как детям это приносит массу удовольствия и положительных эмоций, а главное у них сверкают глаза от радости то, что они сами изготовили подарок для самой любимой мамы.

Отзыв

Докучаева Е. В. выбрала интересное занятие для подготовительной группы. Содержание занятия определено с учетом возраста и сезона, есть соответствие сделанного подарка с праздником весенним и темой работы. Цели и задачи сформулированы четко и последовательно на основе требований ФГОС ДО и программы. Оборудование подобрано в соответствии с имеющими реальными условиями группы. Приемы мотивации детей, методы и приемы обучения умениям использованы грамотно и с учетом поставленных задач, возраста детей и формы организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

8Найти две разные работы.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.


Анализ занятия по рисованию

    Название мероприятия : занятие «Разноцветные шары» по художественному творчеству (рисование)

    Дата и место проведения : 12 ноября 2015 во второй младшей группе детского сада.

    Количество детей, возрастная группа : 8 детей младшей группы.

    Цели мероприятия : Познакомить детей с техникой кулачного рисования, упражнять в различении цветов, геометрических фигур.

    Задачи :

    Образовательные: учить анализировать, выделяя признаки и особенности; развивать у детей видение художественного образа и замысла, через цветовую гаммуразноцветные шары; закрепить названия жёлтого, зелёного, красного цвета.

    Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность при работе с красками.

    Развивающие: развивать творческую индивидуальность, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка : выражает положительные эмоции (радость, удивление, интерес, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками, участвует в художественной деятельности.

    Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности : занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей.

    Виды детской деятельности : коммуникативная, художественная.

    Условия и средства реализации :

    Материально-технические: вырезанные из альбомного листа воздушные шары, фланелеграф, гуашь жёлтого, зелёного и красного цвета в мисочках, альбомные листы, стаканчики с водой, влажные салфетки, корзинка с красками, игрушка ёжика, музыкальный проигрыватель с мелодией «От улыбки», надутые воздушные шары на каждого ребёнка.

    Дидактические: методы – словесный, наглядный, игровой; приёмы – показ способа действия.

    Общая оценка и анализ мероприятия : Эмоциональный настрой мероприятию был задан появлением ёжика, у которого лопнул шарик (сюрпризный момент). Воспитателем Мхитарян Р.Г. были определены тема и цели деятельности, использована дыхательная гимнастика. Видна заинтересованность детей в дальнейшей деятельности, внимание к происходящему.

Образовательный компонент заключался в повторении форм предметов (дети искали предметы круглой формы), цветов. Использовано недостаточно наглядного материала, который находится в неудобном для рассматривания месте. Цветовая гамма кругов жёлто-зелёно-синяя (по плану закрепление жёлтого, зелёного, красного) не позволяет повторить весь цветовой спектр, что очень важно для возраста второй младшей группы. К тому же хотелось услышать отличия предметов по форме, величине, цвету. По плану-конспекту воспитателя основной образовательной задачей стояло учить анализировать, выделяя признаки и особенности. Эта задача не была выполнена.

Воспитателем выбрана нетрадиционная кулачковая техника рисования, что очень понравилось детям. Порядок действий продемонстрирован на доске. К сожалению, пальчиковая гимнастика, которую провёл воспитатель, сделана после рисования, а не перед ним.

Очень важна в этом возрасте коммуникативная составляющая занятия и правильная, грамотная речь педагога. В этом отношении воспитатель часто допускает речевые ошибки («у всех получилось красивые шары», «шарик у ёжика сломался», а не лопнул и т.д.), не хватает и чёткого проговаривания каждого действия (воспитателю легче показать, чем проговорить). Хочется более эмоционального контакта с детьми.

Рефлексия: подведён итог занятия, понравился детям и сюрпризный момент – надувные шары.