Основные формы политического поведения. Формы политического поведения

Использование в политологии термина «политическое поведение» обусловлено необходимостью разграничения действий субъектов политики, основанных на рациональных началах, и элементов активности, продиктованных неосознанными или частично осознанными мотивами.

Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя. Однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный и целенаправленных характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения.

Соответственно этому в политическом поведении принято выделять:- формы рациональных политических действий;- формы бессознательного политического поведения.

Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, не контролируемое сознанием, не является подлинным политическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации.

В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения:

1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.;

2. По склонностям и психическим состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3. По ситуационному контексту поведения - ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4. По организационным формам и нормам поведения - организационные, институциональные, неформальные;



5. По характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6. По продолжительности поведения - единичный акт, явление или развивающийся процесс;

7. По остроте проявления поведения - борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8. По степени целесообразности и успешности - функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, дезинтегрирующее и т.п.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:

-реакция , когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди или институты;

- периодическое участие , связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, полит. кампаниях;

- Деятельность в политических организациях, партиях ;

- выполнение политических функций в рамках государственных органов : служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

- посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

- прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности как митинги, демонстрации, забастовки;

- воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов (оснований) как:

- роль , это та формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

- статус , или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

- принадлежность к группе , социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений;

- участие в организации - группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.


№ 43. Политический экстремизм и терроризм как формы политического поведения.

Полит-ое поведение - это мотивированные действия субъектов, направленные на защиту и реализацию полит-их интересов и ценностей; универсальная хар-ка полит-ой жизни, применимая к любым субъектам властных отношений (индивидуальным, групповым, массовым, институализированным и неинституализированным). Полит-ое поведение - это форма участия личности, соц-ой общности людей в осущ-ии полит-ой власти, защите своих полит-их интересов.

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам, мерам. Экстремизм есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экон-им, соц-ым и т. п, вплоть до бытового. Следовательно, политический экстремизм - это осущ-ие политики крайними методами.

Терроризм – разновидность полит-ого экстремизма в его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом явл-ся «угроза или исп-ие насилия в полит-их целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы».

Сам термин "терроризм" вызывает однозначно негативную реакцию и связан с повышенно эмоциональным отнош-ем к феномену, часто исп-ся как ярлык для не связанных между собой и довольно разнородных типов полит-ого поведения.

Полит-ий терроризм стал объектом научного анализа в последние десятилетия, а его становление как заметного явления в полит-ой жизни обычно датируют концом 60-х -нач 70-х гг.

Терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия.

Сущ-ют различные аспекты, связанные с наличием полит-ой направленности в деят-сти террористических групп, вне зависимости от их ориентации, этнической, соц-ой и демографической структуры или личных устремлений боевиков.

Полит-ий аспект. Осн методы полит-ой борьбы террористических организаций след:

Провоцирование вооруженного мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;

Наруш-ие системы гос-ого управления с помощью полит-их убийств, шантажа, нагнетания страха, безысходности и отчаяния;

Разрушение основ цивилизованной жизни и создание хаоса в функционировании систем связи и жизнеобеспечения, транспортных средств, работе организаций и учреждений совр-ого общ-ва.

Далеко не все акты заговорщических, повстанческих и экстремистских организаций явл-ся террористическими, и напротив, не нее террористические действия соверш-ся профессионалами-террористами. Вообще "чистых" террористических движений очень мало. Больш-во из них - организации, прибегающие не только к тактике терроризма.

Военно-технический аспект. Для терроризма характерны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с, ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища. Часто исп-ся новейшее автоматическое оружие, портативное и высокоэффективное - вплоть до противотанковых и зенитных ракет. Не испытывая недостатка в вооружении и взрывчатке, террористы умело используют достижения совр-ой техники и технологии, включая радиотелевизионную аппаратуру, комп-ую технику.

Конечно, нельзя отождествлять войну и терроризм, но они тесно связаны и иногда переходят друг в друга. Нередко пытаясь представить свою деятельность как "военные действия", террористы стремятся также присвоить себе более приемлемый в глазах общественного мнения имидж "партизан", "борцов за свободу", "повстанцев".

Морально-психолог-ий аспект. Общечеловеческие нравственные нормы не сущ-ют для совр-ого терроризма. Он отрицает основное право человека - право на жизнь. Известный английский исследователь П. Уилкинсон пишет, что "террор кардинально отлич-ся от др-х видов насилия не просто жестокостью, а высшей степенью аморальности, неразборчивости в средствах и неуправляемостью". Предельно широк круг полит-их и общественных деятелей, попадающих в орбиты террора. Одновременно к разряду "символов режима" причисляются люди самых разных профессий, занимающих разные места на ступенях общественной лестницы.

Одна из осн-ых задач террористических организаций - массовая деморализация населения. "Сценарий устрашения", как правило, продумывается и идеологически обоснов-ся. Он включает не только стрельбу, взрывы бомб, но также манеру поведения, часто необычную одежду и маски, воинственную риторику, психолог-ий прессинг. Все делается для того, чтобы вызвать ужас и замешательство у широкой публики, подорвать чувство безопасности и доверия к институтам власти. Иногда такая тактика достигает успеха.

Аморализм террористов подчеркивается тем, что иногда самые жестокие преступления совершаются ради достижения внешнего эффекта, которого нередко добиваются с помощью СМИ. Террористам необходима возможно большая аудитория, макс-ый отзвук, широкий резонанс. Они обычно предполагают и просчит-ют реакцию полит-их партий и правительств, широкой общественности. Эта реакция порой важнее для террористов, чем убийство намеченной жертвы.

Юридический аспект терроризма представляет немалые трудности в силу отсутствия однозначного понимания феномена и сложности его отграничения от уголовной преступности и различных форм освободительной борьбы. Несомненно, терроризм криминален по своей природе.

Сложность различения понятий "террорист" и "борец за свободу", обусловленность подхода к этому вопросу идеологическими позициями в течение ряда лет во многом блокировали антитеррористическую деятельность ООН и других международных организаций.

Сущ-ют и другие юридические проблемы. Так, бросая вызов гос-ву, обществу, международной общественности, терроризм одновременно стремится макс-но исп-ть весь комплекс гражданских и полит-их прав, предоставляемых этим же гос-ом - привлечь к себе внимание и сочувствие, интегрироваться в международно-правовое и юридическое пространство современной цивилизации, обеспечить захваченным террористам статус "военнопленных".

Сфера действий терроризма простирается не только на сухопутную территорию, но также на воздушное и морское пространство. Современные террористические организации ставят под угрозу воздухоплавание и мореходство, бизнес, коммуникации и др.

Больш-во ученых считают современный терроризм явлением, качественно и количественно отличным от экстремистских движений прошлого, что говорит о необходимости его пристального изучения на междисциплинарном уровне. В небывалой доныне активизации террористов опасна прежде всего их бескомпромиссная атака на моральные и политические ценности современной цивилизации, демократические институты, стабильность и свободу выбора.

Несмотря на то, что мнения западных политологов весьма различаются, они едины в своем выводе об опасном характере террористического вызова, как в западных, так и в развивающихся странах; подчеркиваются такие характеристики современного терроризма, как глобализация, политическая многоликость, динамизм в изменении внешнего облика, ясно обозначенная международная направленность. По мнению ученых, он является важным фактором и компонентом конфликтных ситуаций в современном мире.

В центре внимания политологии чаще всего находится проблема законности или незаконности конкретных видов политического поведения, речь идет о законопослушании или нарушении закона. Рассматривая политическое поведение, исследователи чаще всего выделяют его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы. К законопослушным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам, регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом. Можно сказать, что это «нормальное» поведение. Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности, которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения. В их числе: правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. К экстремистским формам политического поведения можно отнести такие, как конформизм, нонконформизм, политический экстремизм, политический терроризм, популизм и др. На характеристике этих форм политического поведения следует остановиться более подробно в силу их специфики и негативных последствий воздействия на общество. Одной из форм политического поведения личности является конформизм. Его цель состоит в стремлении личности приспособиться к существующему в обществе экономическому и политическому строю, покорно выполнять требования властей, соглашаться с авторитетами, подчиняться устоявшимся взглядам и традициям, стереотипам массового сознания и т. д., и это при том, что отличные от господствующих взглядов мнения самой личности обычно не высказываются. Такое поведение становится возможным в силу, с одной стороны, отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, общественной и политической пассивности, а с другой - в результате колоссального воздействия режима. Конформистское поведение граждан присуще прежде всего тоталитарному и авторитарному типу политического режима, которые считают формирование конформизма одной из своих задач. Ее решение обеспечивается ограничением доступа граждан к информации, подавлением индивидуальности, поощрением вмешательства государственных и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха и т. д. Конформистское поведение было довольно широко распространено в нашей стране в годы сталинизма. В то время люди по различным причинам старались вести себя «как все». И дело здесь не только в устрашающих репрессиях НКВД, но и в их внутреннем состоянии. Говоря об этом, А. И. Солженицын подчеркивал, что у него тоже была вера в Сталина «до мозга костей» и некоторая доля притворства, когда это ему было выгодно. Подобную мысль высказывал в свое время и академик А. Д. Сахаров. Немало людей конформистского поведения есть и в современной России. Прямо противоположной конформизму формой политического поведения личности является нонконформизм. Он, как и конформизм, получил политическую окраску в 60 - 80-е годы нынешнего столетия, когда в ряде стран Запада среди молодежи и этнических меньшинств распространились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм общественной жизни. Это вылилось в движение молодежного протеста, хиппи, сексуальную революцию. В психолого-политическом плане носители конформизма и нонконформизма могут характеризоваться высоким и низким уровнями уверенности. В первом случае они в большей степени поддаются внушению, во втором - скорее лишь считаются с нормами социального окружения. Широко распространенной формой политического поведения личности в настоящее время является политический экстремизм. Его сторонники придерживаются крайних взглядов и методов при решении политических проблем, достижении своих политических целей. Зародившись еще в конце XVIII в., во времена Великой французской революции 1789-1794 гг., политический экстремизм получил практически повсеместное распространение в XX в., особенно во второй его половине. Его ареной стали в 60-80-е годы Италия, ФРГ, Испания, Франция, Великобритания, США, Япония, страны Латинской Америки, а также другие государства нашей планеты. Среди факторов, способствовавших появлению и развитию политического экстремизма в современном мире, обычно называют такие, как социальные и экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, деформация политических институтов и структур, их неспособность решать назревшие вопросы общественного развития, тоталитарный характер режимов, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление социальных или политических групп ускорить осуществление выдвигаемых ими задач, политические амбиции их лидеров и т. д. Характеризуя причины появления экстремизма в политической жизни современных государств, некоторые политологи в качестве решающей из них часто называют существовавшие в них еще совсем недавно фашистские политические режимы, а также относительную неразвитость демократических принципов организации общества и отсутствие демократических традиций в политической жизни. Другие же исследователи считают, что эти особенности не могут рассматриваться как основные, тем более единственные причины, порождающие такое явление, как политический экстремизм. В подтверждение своей точки зрения они обращают внимание на то, что в последние годы политический экстремизм во всем многообразии его проявлений заметно активизировался и в тех западных странах, которые не пережили фашизма и имеют давние демократические традиции. В качестве примера называют Великобританию, Францию, США. Свою задачу в политической области экстремизм видит в борьбе против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть их для достижения своих целей. Если говорить об идейных основах политического экстремизма, то прежде всего необходимо указать на следующее: он отрицает всякое инакомыслие, пытаясь утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой. От своих сторонников он требует слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. В пропаганде своих взглядов и представлений экстремизм делает ставку не на разум, а на чувства и предрассудки людей. При этом он рассчитывает не на знания, а на примитивное сознание и инстинкты. В результате утверждения таких идей сторонники данной формы политического поведения становятся склонными к самовозбуждению, теряют контроль над своим поведением, готовы на любые акции, нарушение норм, сложившихся в обществе. Методы и средства, к которым прибегает политический экстремизм, являются самыми радикальными, включая все виды насилия и террора. Различные экстремистские организации и движения используют подстрекательского содержания лозунги и призывы, откровенную демагогию, самими же спровоцированные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны и т. п. Социальная база современного политического экстремизма выглядит следующим образом: мелкобуржуазные слои, часть интеллигенции, отдельные группы военных, студенчества, националистические и религиозные движения, разочаровавшиеся в существующих порядках. Особенно это характерно для современной молодежи. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в ряде стран Западной Европы и США, многие молодые люди не верят в возможности своего влияния на политические структуры государства, обещаниям политических и государственных деятелей. Политические кризисы, материальные лишения, чувство разочарования, утраты жизненной перспективы, отчаяния, процесс вытеснения молодежи из общественной жизни - эти и многие другие явления общественной жизни толкают значительные слои молодежи к противопоставлению себя общественной политической структуре, к политическому экстремизму. Именно в нем отчаявшиеся и разочаровавшиеся молодые люди видят кратчайший путь к преодолению острых социальных и политических проблем современного общества. К экстремистским формам политического поведения склонны также различные угнетаемые национальные и социальные меньшинства. В первую очередь это относится к рабочим-иммигрантам, которые часто испытывают двойное, а то и тройное угнетение. В экстремистских формах зачастую выражают свой протест национальные религиозные меньшинства. Таким образом, политический экстремизм присущ представителям различных социальных групп и слоев современного общества. Современный политический экстремизм характеризуется многообразием разновидностей и форм проявления. Традиционно выделяют правый и левый политический экстремизм. Первый представляют прежде всего неофашистские партии и группировки. В основе их идеологии лежит воинственный антидемократизм и антимарксизм, популизм, антисемитизм, национализм, расизм и шовинизм. Они возвеличивают тоталитаризм, проповедуют необходимость сильной, даже беспощадной власти. Достижение своих целей они связывают с сильной армией. Правый экстремизм отдает предпочтение террористическим политическим режимам, стремится к ликвидации демократических свобод и институтов. Нормой жизни он считает всеобщее насилие. Действия неофашистских правоэкстремистских групп и движений представляют собой серьезную угрозу демократическим институтам в различных странах. Они способствуют возникновению политических кризисов и политической напряженности. Второй олицетворяют различные левацкие партии и движения, а также *новые левые». Последние представляют собой совокупность идейно-политических течений конца 60 - начала 70-х годов нынешнего столетия в развитых странах. Их представители выступали с критикой теории и практики «старых левых» - коммунистических и рабочих партий, обвинявшихся в недооценке роли вооруженного насилия и устаревших представлениях о движущих силах современного революционного движения. Словосочетание «новые левые» вошло в широкий обиход в первой половине 60-х годов. Наряду с ростом политической активности молодежи, сопровождавшейся появлением на Западе множества студенческих организаций «лево»-анархистского и троцкистского толка, решающим для формирования «новых левых» стал подъем национальноосвободительного движения в колониальных и зависимых странах Африки и Латинской Америки. Особый акцент «новые левые» делали на насильственные политические методы борьбы, главным образом на вооруженное насилие, критикуя за их недооценку «старых левых». Сразу же после «пика», наступившего в конце 60-х годов, движение «новые левые» резко пошло на спад. Основной причиной этого было отрицательное отношение общественности западных стран к левоэкстремистским действиям «новых левых», которые нередко выливались в акты вандализма и терроризма. Левые экстремисты обычно апеллируют к идеям марксизма-ленинизма и другим левым взглядам, объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс» и т. п. Они критикуют капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию, а социализм - за бюрократизацию, забвение принципов классовой борьбы и т. д. И для «левого», и для «правого» экстремизма характерен антикоммунизм. Часть левых экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты. Однако большинство экстремистских организаций и движений действуют легально и даже имеют своих представителей в парламентах и местных органах власти различных стран современного мира. Еще одной формой политического поведения личности является терроризм. Он представляет собой одну из форм политического насилия, крайнее проявление экстремизма. Исследователи этого политического явления относят его зарождение еще к эпохе Великой французской революции, то есть к концу XVIII в. В нынешнем столетии наибольший всплеск политического терроризма пришелся на 70-80-е годы. Однако он продолжает оставаться в арсенале различных политических сил и в настоящее время. Политический терроризм политологами характеризуется как средство достижения политических целей путем совершения актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, государственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны. Им широко используются убийства, налеты, разбойные нападения, похищения, диверсии, захват заложников, получение денег, специальных материалов, транспорта или оружия, освобождение политических заключенных, устранение «сильной личности» или ее сторонников, провоцирование репрессий со стороны государства, которые, по мнению организаторов террора, могут дать детонирующий политический эффект. Носителями политического террора могут выступать отдельные личности, политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политические группировки и организации экстремистской направленности, которые отрицают или считают недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на «вооруженное насилие» (например, «красные бригады» в Италии). Ими являются также специальные органы государственной власти или создаваемые ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы с противниками существующего политического режима. Политический терроризм, осуществляемый от лица государственных институтов и перенесенный в сферу международных отношений, обычно называют государственным терроризмом. Результатом терроризма может быть в одних случаях дестабилизация общественно-политического строя в стране, в других - создание приемлемого, безопасного для существующей власти положения, когда реально способные противостоять ей оппозиционные силы полностью ликвидируются или ослабляются настолько, что уже не представляют собой никакой угрозы этой власти. Во всех случаях последствием политического терроризма является нагнетание в обществе атмосферы неуверенности в завтрашнем дне, страха и беззакония, что отрицательно влияет на политический климат и способствует росту разрушительных настроений. . Длительное время наша страна оставалась в стороне от проявлений политического экстремизма и терроризма. Однако в последние годы эти явления вошли и в политическую жизнь России. Подтверждением тому могут служить убийства главы временной администрации в Северной Осетии и Ингушетии В. Поляничко, а также ряда депутатов российского парламента, захват российских пограничников в Таджикистане. В последнее время в России имели место проявления и международного терроризма - взрыв посольства Объединенных Арабских Эмиратов в Москве и захват рейсового самолета «Аэрофлота» иранскими гражданами с последующим угоном его в Норвегию (1993). Наряду с рассмотренными формами политического поведения существует и такая, как популизм. Он возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма чаще всего являются промежуточные слои общества. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов. Он близок к консерватизму, национализму и реформизму. Его левое крыло является составной частью демократического течения. Популизм ориентирован в основном на решение политических задач с помощью манипуляций избирателями, частичного перераспределения власти. В числе его основных признаков называют: отражение чаяний и ожиданий различных слоев общества; демагогическую апелляцию к «народу»; использование принципа приоритета «воли народа»; стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо политических институтов. Примером популизма в нашей стране может служить Либерально-демократическая партия Российской Федерации и ее лидер - В. В. Жириновский.

Существует! И как мало людей про них знает. И это неудивительно - ведь эту тему изучают исключительно социологи и политологи. Но знания в данном случае не помешают и тем, кто желает непосредственно принимать участие в жизни страны. Так что, начинающий политолог, давай будем изучать основные формы политического поведения.

Общая информация

Политическое поведение может принимать форму участия, протеста и абсентеизма. Такое разделение существует из-за ряда особенностей. Как правило, использование определённой формы политического поведения влечёт за собой установление определённого статуса. Наиболее распространённым на данный момент является участие. Но из-за недовольства относительно сложившейся системы постепенно набирает популярность форма протеста.

Альтернативные формы

Следует отметить, что используют различные системы классификации. Одна уже была приведена, давайте ознакомимся с ещё одной, которая подразумевает деление на не/конвенциональные формы. Это нужно для того, чтобы иметь полное представление о предмете статьи. Для начала поговорим про конвенциональные формы поведения:

  1. Абсентеизм.
  2. Ознакомление с политикой посредством средств массовой информации.
  3. Обсуждение политических событий со знакомыми и друзьями.
  4. Голосование на выборах и референдумах.
  5. Агитационная работа по ознакомлению широких масс с политической партией или кандидатом.
  6. Убеждение населения в необходимости им проголосовать (причем каким-то определённым образом).
  7. Участие в собраниях и митингах.
  8. Обращение и взаимодействие с властными структурами, а также их отдельными представителями.
  9. Политическая активность деятеля (выдвижение своей собственной кандидатуры, работа в качестве члена руководящего звена общественной организации или партии, депутата, министра и так далее).

Кроме этого, есть ещё не конвенциональные формы поведения, которые направлены на опротестование сложившегося положения дел. К ним относится:

  1. Подписание петиций.
  2. Физическое присутствие на демонстрациях, которые не были разрешены.
  3. Участие в бойкоте.
  4. Отказ уплачивать налоги в государственную казну.
  5. Захват зданий государственных органов, предприятий, сидячие забастовки.
  6. Блокирование дорожного движения.
  7. Активное участие в стихийных движениях.

А сейчас давайте поговорим более конкретно о том, как различаются формы политического поведения. Будут рассмотрены различные аспекты и особенности.

Политическое участие

Так, под этим понимают активность граждан, которая направлена на то, чтобы сформировать и поддерживать деятельность государственных и общественных институтов. Оно может принимать следующие формы:

  1. Поддержка партий и отдельных кандидатов во время
  2. Голосование за людей и организации на выборах.
  3. Создание и активная деятельность в общественных объединениях, партиях, движениях, группах интересов.
  4. Также сюда относится участие в политических акциях.

Кроме этого, оно может принимать открытую и опосредствованную форму. В первом случае оно выражается в участии в референдумах, работе различных собраний, комитетов и так далее, где человек может участвовать в любой стадии, где необходимо принимать решения. Вторая форма предусматривает конкретному лицу выступать представителем группы граждан в каком-то органе (например, Госдуме). Что можно о них сказать? Считается, что открытые формы политического поведения - это и есть проявление настоящей демократии в государстве. Противники этого тезиса часто указывают на апатию граждан, а также относительно невысокий уровень образованности. Так, негативной стороной открытых форм принято считать, что мнением большинства довольно легко можно манипулировать, создавая необходимую в стране ситуацию.

Активность граждан

Наиболее распространённым в современном мире является так называемое электоральное поведение. Под этим понимают активность граждан, что связана с на представительство отдельным гражданам. На характере и активности электорального поведения могут сказаться такие факторы, как общественное положение человека, образование, религиозность, уровень его доходов, место жительства и прочие подобные факторы. Также в отдельных странах свой отпечаток накладывает система регистрации избирателей, особенности и кроме этого - численность населения страны. Если говорить о массовости, то тут тенденция такова, что наиболее активными считаются жители Европы, а наименее - США. Это связано с тем, что в первой избиратели имеют больше влияния. Кроме вышеперечисленного, следует знать, что участие может быть разделено на автономное и мобилизованное. В первом случае подразумевается, что граждане действуют по собственной инициативе. Мобилизованное политическое участие базируется на манипуляции и принуждении.

Протест

В данном случае понимают активное выражение своего негативного отношения к сложившейся политической системе. Критике может поддаваться или она вся, или отдельные её структуры. В реальной жизни протест выражается как митинг, шествие, демонстрация, забастовка, акция гражданского неповиновения и пикетирование. При обострении противостояния могут произойти групповые, и даже массовые насильственные действия.

Абсентеизм

Так называется ситуация, когда избиратели уклоняются от участия в политической жизни. Как результат - разрушаются связи между и властью. Это ведёт к ослаблению легитимности действующей политической системы. В качестве причины абсентеизма называют апатию, безразличие к происходящим в стране процессам, разочарование во властных структурах, недоверие к институтам. Также он может быть формой пассивной поддержки протестных движений.

Деятельность

Когда кто-то говорит, что демократия - это традиционная форма политического поведения, пример подобран неудачно. Это в немалой степени из-за того, что она используется относительно недавно и ещё не смогла пустить глубокие корни. Но если отдельный индивид может выстроить из своих потребностей, интересов и мотивов стратегию рациональных действий, то он сможет её и осуществить. В современном обществе человек может проявлять своё участие, голосуя на выборах, ходя на митинги и манифестации. При этом, если есть желание, то для него возможным является также и проявление политической пассивности, когда основной массив информации к нему просто не доходит. А те данные, с которыми человек смог ознакомиться, им воспринимаются с определённой долей флегматизма.

Каким бывает политическое поведение?

С точки зрения преемственности выделяют такие формы:

  1. Традиционные. Соответствует устоявшимся политическим представлениям или является типичным для данной территории.
  2. Инновационные. Подразумевается в тех случаях, когда осуществляется создание новых образцов политического поведения или создаются новые черты уже существующих отношений.

С точки зрения целевой направленности выделяют следующие формы:

  1. Конструктивные. Это значит, что проявляемое поведение способствует поддержанию нормального функционирования политической системы, что действует на данной территории.
  2. Деструктивные. Это значит, что политическое поведение человека подрывает установленный на данной территории порядок.

Кроме этого, можно ещё сделать акцент на численности:

  1. Индивидуальное политическое поведение. Сюда относят поступки, которые может совершить одна личность. Они обязательно должны иметь определённое общественно-политическое значение. В качестве примера можно привести публичное высказывание или практическое действие.
  2. Групповое политическое поведение. Сюда относят деятельность стихийно сложившихся групп людей или организаций.
  3. Массовое политическое поведение. Самые численные формы. К ним относят выборы, референдумы, демонстрации и митинги.

Для двух последних характерным является эмоциональное «заражение».

Выборы

Как видите, существуют различные формы и виды политического поведения. Но наиболее массовыми являются выборы. Во время их проведения наибольший интерес для исследователей этого процесса представляет электоральное поведение граждан. Они ищут ответы на такие вопросы: кто за кого; почему; каковы причины отказа от участия? Иными словами, они занимаются выявлением факторов, которые позволили сложиться существующей ситуации. Следует отметить, что электоральное поведение в значительной мере зависит от целого ряда особенностей. Так, в странах, где существует уже давняя партийная система, связи избирателей со своими представительскими группами и отдельными людьми являются довольно устойчивыми. Каждые выборы они голосуют за «своих». Как правило, ориентируются на реальные результаты и то, что партии хотят реализовать. Причем подбираются они таким образом, чтобы их интересы наибольшим образом соответствовали потребностям индивида. Хотя также довольно широка групповая и индивидуальная приверженность. В таких случаях свой голос отдают не столько за идею и программу, сколько за личность. Приведённое может взаимодействовать, противоречить и иногда накладываться одно на второе. Это ведёт к тому, что в странах даже с одинаковыми режимами сложились разные формы политического поведения. Примеры в данном случае - это известные державы вроде США и Великобритании. Так, недавно на "Брексит" пришло 72% жителей Соединённого королевства. Тогда как в США на выборы ходит около трети населения.

Особенности

Довольно популярным среди масс является абсентеизм. Чтобы не допустить попустительства со стороны граждан, многие государства идут на различные меры. Так, в Греции голосование является обязательным, и если кто-то проигнорирует это своё «право», то его ждёт удар по карману. Другие вводят определённую норму (например, 50% или 30% от всего количества избирателей) людей, что должны прийти на волеизъявление для того, чтобы оно считалось состоявшимся. Также для этих целей широко используется механизм средств массовой информации. Благодаря СМИ можно получать сведения об определённом политике (или партии). Кроме этого, занимаются тем, что агитируют граждан преодолеть равнодушие и апатию и пойти на избирательные участки.

Заключение

Вот нами и были рассмотрены формы политического поведения и их характеристика. Предоставленной информации мало, чтобы полноценно разбираться в политической жизни, но вместе с тем, она позволяет создать фундамент формирования будущего успешного государства. Будет очень хорошо, если каждый сможет понять важность голоса для достижения счастливого процветания страны. Учитывая, что у нас приближаются выборы, необходимо воспользоваться хотя бы такой возможностью влиять на избираемую власть. При этом необходимо взвешено подойти к своему выбору и уделить внимание окружным кандидатам. Ведь, по сути, они будут представлять определённую территорию, и защищать её интересы.

Участие в политической жизни, охарактеризованное в учебнике для 10 класса, может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Представим себе политическое собрание, все участники которого заняты одной и той же деятельностью, но при этом ведут себя по-разному. Одни внимательно слушают выступающих, мысленно соглашаются или не соглашают172 ся с ними. Другие перебивают говорящего выкриками, ть» или «затопать» неугодного оратора.

Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики , характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Сосредоточим внимание на одном из субъектов политической деятельности - на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями , государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие .

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение. А главное - строить свое собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества.

2 Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль. Между тем политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь , рассчитывая на ее неопытность, присущую ей высокую активность и подвижность. Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит вам стать орудиемв руках деятелей и организаций, добивающихся своих целей незаконными методами.

З В политике нельзя поддаваться эмоциям. Необходим серьезный анализ политической обстановки, осознанное целеполагание и рациональный выбор средст в достижения цели. Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами. Не следует забывать и о нормах морали.

ДОКУМЕНТ

Из книги американского политолога М. Паренти «Демократия для немногих» .

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе - ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, - даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где бнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1.Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия в них?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.
2 . Каковы мотивы политического поведения?
3. В каких случаях имеет место протестное поведение ?
4 . Чем характеризуется электоральное поведение?
5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.
6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

ЗАДАНИЯ

1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001-200 3 гг. сопровождались столкновениями с полицией;
он и оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

301.73kb.

  • Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения , 442.15kb.
  • Рекомендации к изучению дисциплины и выполнению , 513.35kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для , 359.71kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент» , 874.05kb.
  • Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов 1 курса аиси , 299.55kb.
  • Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов , 391.34kb.
  • Тема3.13. Многообразие форм политического поведения. Политическая социализация и культура. Итоговое обобщение.

    Сущность политической культуры. Гражданская политическая культура. Многообразие форм политического поведения.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    Политическое сознание это особый вид общественного сознания. Общественное со­знание - это духовное отражение общественного бытия людей. Само общественное бытие многообразно, поэтому и об­щественное сознание существует в различных видах и фор­мах: политическое, правовое, религиозное, художественное, нравственное, научное, философское, экономическое оозна нпе. В различных видах сознания отражаются разные грани бытия.

    Политическое сознание отражает многообразные отноше­ния партий, классов и государств в их борьбе за власть, ее ис­пользование и удержание. Поскольку в обществе существу­ют различные субъекты, включенные в политические процес­сы, в политику, постольку можно различать специфические носители политического сознания: политическое сознание индивида, социальной группы, партии, класса, этноса и об­щества в целом. Они различны по объему, но включают в себя общие элементы: политические чувства, настроения, мнения, убеждения, идеи, учения, доктрины, ориентации, интересы и т.д.

    Можно говорить о двух уровнях политического сознания: обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом. Обы­денно-психологический уровень политического сознания включает в себя эмпирические, чувственно-эмоциональные, понятийно выраженные духовные элементы: чувства, эмо­ции, аффекты, настроения, мнения, стремления, интересы. ценностные ориентации, убеждения. Эти явления духовного мира личности и общества (т.е. общественную психологию) изучает специальная наука - социальная психология. Яркий пример - это изучение социальной психологией обществен­ного мнения, мнения различных социальных групп по тем или иным вопросам политической жизни общества. При этом ученые не требуют четкого определения понятий "реформа" или "лидер", "приватизация" или "рынок" и т.д., а просят только высказать свое мнение, дать свою оценку, выразить свое отношение к этим явлениям.

    Теоретико-идеологический уровень политического созна­ния общественного бытия людей представлен абстрактными, теоретическими, концептуальными понятиями: политичес­кая теория, доктрина, учение, концепция, программа. Понят­но, что не все люди поднимаются до такого теоретического уровня отражения политической жизни. Здесь нужны осно­вательные научные знания в области истории и теории поли­тической ни и политической мысли. Такую функцию теоретического осмысления политики и выполняют профессионалы Если политик практически реализует политические программы, доктрины, концепции, то идеолог занят их разработкой и формулированием. Политическая идеология через систему СМИ, учреждения образования ста­новится достоянием и обыденного, массового политического сознания.

    С другой стороны, политическая психология, политические чувства, интересы, настроения отражаются, обобщаются, тео­ретически осмысливаются идеологами и оформляются в соот­ветствующие учения, теории, программы, доктрины. Все эти процессы взаимодействия двух уровней политического созна­ния можно хорошо увидеть в ходе предвыборной борьбы, в из­бирательных кампаниях. Электорат (избиратели) является тем объектом, на котором проверяются и социально-психологичес­кие и идеологические механизмы манипулирования сознани­ем: убеждение и заражение, внушение и подражание. Огром­ное значение при этом имеют средства массовой информации, поскольку люди склонны больше верить газетам и телевидению, чем самой реальной жизни.

    Политическое сознание наиболее активно взаимодействует с нравственным, правовым и религиозным сознанием личнос­ти или общества.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступ­ки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политичес­кое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли гово­рить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - сло­ва - дела".

    Если знания и убеждения относятся к духовному миру че­ловека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания отно­сятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы по­литические знания человека превра г. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные завере­ния, декларации - в его политические дела, в поступки, в дей­ствия. У политически зрелого человека существует это необ­ходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеж­дения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.

    Поступок - центральное понятие поведения вообще и поли­тического поведения в частности. В поступке практически ре­ализуется позиция личности. Устное или письменное заявле­ние, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или вы­борах).

    Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безраз­личие, пассивность может быть и следствием политической без­грамотности и следствием такой политической осведомленнос­ти, которая отторгает человека от политики ("политика - гряз­ное дело").

    Политическая активность тоже имеет два основания в уста­новках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгля­ды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я высту­паю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я высту­паю. У каждого человека, как правило, существует система про­позиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная систе­ма. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:

    - "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я ска­жу кто ты";

    - "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".

    Политическое поведение населения может приобретать ха­отические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значе­ние имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец тол­пы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушива­ется масса: лидер может управлять движением людей, пресе­кать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА о культуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для че­ловека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.

    Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: полити­ческое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее созна­ние, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.

    Политическая культура - это адекватное, правильное отра­жение личностью политической жизни и эффективное, адекват­ное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политичес­кого образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности вклю­чает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.

    Формирование политической культуры личности осуществ­ляется в двух основных формах: педагогической и практичес­кой. Педагогическая система общества со всеми ее учрежде­ниями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история оте­чества, граждановедение, история и теория мировой и отече­ственной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Поли­тической культурой может овладеть личность и в ходе прак­тической деятельности, связанной с общественными органи­зациями, движениями, партиями, политическими кампани­ями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, сред­ней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию обществен­ной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создают­ся политические партии, функционирует огромная политичес­кая система государства и т.д. И во все это объективно вклю­чен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого граж­данина принять участие, например, в такой политической кам­пании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать полити­чески, надо обладать политической культурой. Человек не мо­жет быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консерва­тивные, честные или демагогические, прогрессивные или ре­акционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, полити­канов, олигархов или новых фюреров

    4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

    По дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Контрольная работа дает возможность осуществлять текущий контроль за самостоятельной работой учащихся и координировать их работу над учебным материалом в межсессионный период.

    Данная контрольная работа состоит из трех заданий по трем разделам.

    Варианты заданий определяются по приведенной ниже таблице согласно номеру книжки успеваемости учащегося. Номер книжки успеваемости указывается в работе в обязательном порядке.

    Выполненная, согласно заданиям, домашняя контрольная работа высылается учащимся в учреждение на рецензирование.

    Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком, в определенной последовательности, в ученической тетради согласно развернутому плану. Развернутый план пишется на первой странице.

    Для замечаний и поправок преподавателя оставляются поля в 3…4 см и не менее одной чистой страницы для рецензирования. В конце контрольной работы приводится перечень использованной литературы, дата, подпись. На обложку контрольной работы наклеивается бланк установленного образца.

    Домашняя контрольная работа, представленная после установленного графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения директора колледжа.

    Доработанный вариант не зачтенной контрольной работы представляется на рецензирование вместе с прежним вариантом, при этом правильно выполненная часть задания не переписывается.

    Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. В случае выполнения работы по неправильно выбранному варианту, учащийся должен выполнить работу согласно своему варианту задания.

    Работа, оформленная небрежно, рецензированию не подлежит и возвращается учащемуся для правильного оформления.

    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

    1. Основные концепции антропосоциогенеза.
    2. Проблема возникновения языка, сознания и социальной жизни.
    3. Познание и творчество.
    4. Формирование философского понимания материи.
    5. Человек как предмет философского анализа.
    6. Культура как предмет философского анализа.
    7. Категория материи и ее эволюция.
    8. Традиционное и современное индустриальное общество.
    9. Постиндустриальное общество. Проблемы и перспективы развития.
    10. Духовность и проблема смысла жизни.
    11. Нравственное сознание как форма общественного сознания.
    12. Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности.
    13. Маргинализация и люмпенизация общества. Специфика стратификации переходных обществ.
    14. Социальные нормы и ценности.
    15. Девиация и девиантное поведение.
    16. Роль семьи в процессе социализации детей.
    17. Типы политического поведения. Формы политического поведения
    18. Политическая культура.
    19. Различие понятий власть и авторитет.
    20. Права человека как основа демократии. Взаимосвязь прав и обязанностей.
    21. Молодежные неправительственные организации и движения РБ.
    22. Политика как общественное движение.
    23. Государственная идеология РБ, ее функции и значение.
    24. Система органов государственной власти в РБ.
    25. СМИ и коммуникации в политическом процессе, их роль и значение.
    26. Политические конфликты и способы их разрешения.
    27. Политические партии.
    28. Понятие политической идеологии, ее сущность и функции.
    29. Понятие и типы избирательных систем.
    30. Сущность и функции политического лидерства.
    53. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    54. Государство как основной институт политической системы.

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по вариантам

    Вариант № 1

    1. Политические партии.
    2. Философия Нового времени (15-18 вв.).
    3. Классический период развития древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

    Вариант № 2

    1. Политические элиты. Основные каналы формирования элит.
    2. Социальные статусы и роли.
    3. Мировоззрение как феномен духовно-практической жизни человека

    Вариант № 3

    1. Философия средневековья.
    2. Понятие социальной группы. Классификация групп.
    3. Типы политического поведения. Формы политического поведения.

    Вариант № 4

    1. Философия эпохи Возрождения.
    2. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    Вариант № 5

    1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
    2. Человек индивид, личность. Теории личности.
    3. Понятие и типы избирательных систем

    Вариант № 6

    1. Классическая немецкая философия.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 7

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтов.
    3. Государство как основной институт политической системы.

    Вариант №8

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Ролевой набор.
    3. Теории происхождения государства. Государство и общество.
    1. Античная философия
    2. Понятие социального института и его элементы, виды и функции.
    3. Политическая модель Д. Истона.

    Вариант № 11

    1. Основные концепции антропосоциогенеза
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Типология общественных движений.

    Варианты № 11

    1. Общество как предмет философского анализа.
    2. Миграция: понятие, причины, виды, механизм осуществления. Последствия избыточной миграции.
    3. Президент как глава государства. Его конституционные права, обязанности и полномочия.

    Вариант № 12

    1. Специфика философского знания и его функции.
    2. Бедность и неравенство. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата. Измерение бедности.
    3. Демократия как форма организации политической жизни.

    Вариант № 13

    1. Историческая динамика предмета философии.
    2. Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации.
    3. Формы территориально-политического устройства.

    Вариант № 14

    1. Проблема сознания в философии и науке.
    2. Аномия. Проявление аномии в переходном обществе.
    3. Понятие легитимности власти, источники легитимности.

    Вариант № 15

    1. Философия экзистенциализма
    2. Исторические типы социальной стратификации.
    3. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением

    Вариант № 16

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением
    3. Основные элементы политической системы. Субъекты политики, политические отношения и нормы.

    Вариант № 17

    1. История возникновения философии и метафизики.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Правовое государство, его основные признаки.

    Вариант № 18

    1. Проблема человека в философии и науке.
    2. Понятие стратификации и ее показатели.
    3. Типология общественных движений.

    Вариант № 19

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Специфика стратификации переходных обществ.
    3. Политическая культура.

    Вариант № 20

    1. Познание и творчество.
    2. Функции социологии и ее место в системе других общественных наук.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 21

    1. Основные направления в философии (20 вв.).
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Происхождение и типология политических партий.