Репродукция картины в бакшеева голубая весна. Подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна»

Известным пейзажистом является Василий Бакшеев. Художник влюблен в русский лес и его красоты. Он любил писать природу в разные времена года.

Простая концепция

Лиственный лес без берез будет неполным. Картина «голубая весна» показывает середину апреля. Листва еще не распустилась, но воздух вокруг пропитан теплом. Природа постепенно оживает. Можно буквально почувствовать запах прошлогоднего осеннего листья, которые остались на земле. Но вместе с тем врывается аромат молодой листвы и травы.

Никаких особенностей в пейзаже не наблюдается. Автор профессионально передал красоту березовой рощи. Лес запечатлен в погожий весенний денек. О тепле свидетельствуют тени деревьев, которые возникают благодаря солнцу. По земле струится вода. Это остатки снега тают и уходят в землю. Изюминка полотна кроется в небе. Только весной горизонт имеет такой насыщенный голубой цвет. Эта палитра говорит о том, что жизнь продолжается, все вокруг оживает. Тепло способствует озеленению деревьев. Пока рано для полноценной листы, но уже появились первые почки. Можно заметить на картине легкую зеленую дымку, которая и говорит о скором распускании листьев.

Краски картины

Василий Бакшеев отдал предпочтение светлой палитре в своем произведении. Художник практически не использовал темных тонов. Именно это позволило передать наступление весны, создать праздничную атмосферу. Небо окрашено мягкой лазурью, трава приятно зелениться и на этом фоне белеют стволы берез. Все переходы максимально плавные, нет контраста. Автор удачно подобрал цвета, чтобы передать правильную атмосферу.

На заднем плане деревья слились в единое бежевое пятно. На переднем плане насаждения не такие густые. Позади березок можно увидеть несколько зеленых елей. Они удачно дополняют русских красавиц. Концепция полотна не имеет никаких сложностей. Вглубь леса направляется тропа. Она создает перспективу картины.

Непросто передать зарождающуюся жизнь с помощью красок. Но картина Бакшеева сумела показать зрителю весеннюю пору, ее радость и трепет. Картина простая и понятная, без сложных контрастов и тайного смысла. Она вызывает спокойствие, мотивирует на добро. Возможно, между березок художник заключил собственное жизнелюбие и нестареющий пыл.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Тема урока: подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна». (2 часа)

Цель урока: подготовиться к написанию сочинению.

Ход урока.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ф. Тютчев.

I . Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня мы поговорим о весне.

Какие первые признаки весны мы отмечаем в природе?

Как называют весну поэты, художники, музыканты? Какими поэтическими эпитетами награждает её народ? (Утро года, голубая весна, весна- красна).

Задача: сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине, посвященной этой теме.

II . Прослушивание фрагмента пьесы Э. Грига «Утро».

Почему я взяла в качестве музыкального эпиграфа к уроку именно эту пьесу Грига? (Светлый, нежный характер мелодии, чувство пробуждения счастья, природа постепенно оживает, наполняется жизненными соками).

III . Работа по картине.

Рассмотрим репродукции картин Герасимова «Лёд прошел» и Бакшеева «Голубая весна».

Тема их общая, но картины весны показаны на них по-разному.

Определите, какова тональность этих картин.

(У Герасимова – ранняя весна: еще лежит кое-где снег, голые деревья, холмы, земля. Небо мутное, сероватого цвета. Общий тон картины – серый. Эта картина ассоциируется с начальным фрагментом пьесы Грига).

(У Бакшеева – пробудившаяся весна. Общий тон картины – голубой: голубое небо, голубоватые стволы берез, голубоватые тени на траве. Белые стволы берёз, как струи на фоне неба. Это расцвет весны, но еще не полная весна).

Вот как описывает весну этой поры М. Пришвин:

«У нас весна начинается прибавкой света.

Январь, февраль, начало марта – это всё весна света...Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света, травы, леса, весны человека.

Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встаёт вопрос, как в этом году пойдёт весна, - и каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Почему Пришвин ставит в один ряд весну света, травы, леса и весну человека?

Почему ни одна весна не похожа на другую, не бывает точно такой, как другая? (человек растёт, меняется и его восприятие природы).

Мы видим, как по – разному увидели весну Герасимов и Бакшеев.

Какую же из двух картин мы выберем для работы по ней?

Картина Василия Николаевича Бакшеева. Вот что сам художник говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нём замысел картины «Голубая весна». Обратите внимание, какие детали подмечает художник:

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам просёлочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах…Кругом раздавалось пение птиц.

Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные - с распустившимися почками – верхушки берёз, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато- лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Всё наполнено тёплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

А вот что пишет о картине друг художника, написавший о нём книгу:

«Самое основное – это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Оно подобно симфонической поэме и создаёт особое звучание пейзажа.

Смотришь на эту картину, и перед тобой встаёт голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех её необъятных просторов. И глаз невольно, сам собой, охватывает и все безмерное море неба, и всю эту прелую землю с весенними тенями, и всё кружево тянущихся вверх березок. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.

Бакшеевская «Голубая весна» и воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

На какие детали в их высказываниях вы обратили внимание? (Тон, стройные берёзки, простор)

IV . Подготовка к сочинению. Сочинение по картине Бакшеева «Голубая весна». Заголовок: «Здравствуй, утро года», «На тропинках весеннего леса».

Тема: «Голубая весна». Главная мысль: Прекрасна весна, весна – это утро года. Она наполняет сердце радостью и ожиданием счастья.

Объекты описания: весна, берёзовая роща, тонкие белые стволы, небесная лазурь, свет, прозрачные тени, воздух, мелодия, кружево теней, радость пробуждения.

Давайте составим план сочинения и подберем рабочие материалы.

План.

    Голубая весна пришла после долгого ожидания тепла и света.

    Давай пройдём по ещё не просохшим тропинкам берёзовой рощи.

    Вся картина пронизана очарованием неба.

    Ароматный, свежий воздух переполняет грудь.

    Кажется, что пение птиц, движение воздуха сливаются в симфонию весны.

    Вместе с природой ощущается радость пробуждения.

Рабочие материалы.

Тонкие белые стволы; устремлённые вверх, к свету, растут на глазах, кружево теней на траве.

Создаёт основное звучание пейзажа, тончайшие переходы от тёмно-синего, фиолетового до светло-бирюзового, почти белого.

Запах прелой листвы, медовый запах, воздух струится, омывая тонкие стволы деревьев.

Упоительная музыка, очаровательная мелодия переполняет души.

Пробуждение новой силы, хочется жить.

V . Выполнение работы в музыкальном сопровождении.

VI . Проверка паписанного.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

В.Н. Бакшеев

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.