Русский язык и литература. Литература. Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»"

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей -людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.

Завязка пьесы «На дне» - появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет еще на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику - где тепло, там и родина...» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал... а барона- первый раз встречаю, да и то испорченного...» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии Среди них - острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», - определяет свое главное желание Лука. Он нагадит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше- «О-ой!», «...Я и жуликов уважаю, гю-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают... так-то», «...а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...» Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для нее слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли... эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий... странствующий...» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать... Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маленько и опричь его...»

Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны - чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя... на отца ты похож моего... на батюшку... такой же ласковый... мягкий...» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок...» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.

Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит:- «Кто дерется там?.. Чего делят?»

Личность Луки с ее сложностью и противоречиями отображается в его речевой характеристике, его речевом портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка», - что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...», «живут - все хуже, а хотят-все лучше...» и т.д.

С конца первого до развязки третьего действия Лука находится на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.

Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющие Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене, Рассказ Луки про «праведную землю»

1. Какова тема комедии «Ревизор»?
Комедия «Ревизор» - это комедия нравов. Ее тема – взяточничество и коррупция чиновников; автор сатирически изображает различные злоупотребления в чиновничьей среде, а также легкомыслие и нечестность Хлестакова.

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.
Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.

4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.
В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.
Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех.
Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим.
Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего.
Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург.
Развязка – чтение письма Хлестакова.

7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.

1 вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дать описание ночлежки.

2.Разделить всех персонажей на две группы по социальному положению.

3.Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает? Где достигает своего апогея?

4.Чем объединены одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

5.Где, по – вашему, завязка пьесы? Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

6.Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой?

7.Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

8.С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?

2 вариант

1.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

2.Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

3.Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

4.Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?

5.Странник недаром носит имя одного из апостолов Христа. Что он обещает, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

6.При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?

7.Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле:»если веришь, то есть»?

8.Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе?

9.Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода старика?

3 вариант

1.Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

3.Как утешает Лука ночлежников? Как они относятся к его словам?

4.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

5.Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

6.Меняютмя ли в пьесе Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

7.Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

8.Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

9.Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог о человеке

4 вариант

1.Какое событие опрокинуло все иллюзии, посеянные Лукой?

2.Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

3.Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

4.Так что же нужнее: истина или сострадание?

5.Определите композиционные элементы пьесы.

6.Каков итог спора о правде?

7.В чем новаторство Горького – драматурга?

8.В чем философский смысл пьесы?

9.Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

Пьеса «На дне» (1902)

Вначале пьеса имела название «На дне
жизни», потом уже Горький оставил название
«На дне». Второе название имеет более емкое
значение, заставляет работать воображение читателя и зрителя.
В пьесе Горьким решаются очень серьезные вопросы нашего бытия.
Что человеку нужно? Какой он должен делать выбор? И вообще,
кто такой человек?
Конфликт. Каждое драматическое произведение имеет два уровня
конфликта: один лежит на поверхности, он выражается в противостоянии
конкретных персонажей, а другой - внутренний, чаще всего
философский, звучащий как вопрос: «Кто виноват в том, что люди
так несчастны?» Пьеса Горького тоже имеет два уровня конфликта:
1) социальный решается конкретно: общество виновато в том, что
люди, живущие в ночлежке, несчастны;
2) философский, решаемый на уровне вопроса: «Что важнее для
человека-ложь или правда?»
Горький не был религиозен, поэтому вопрос о человеке он решает
вне сферы Бога, и речь пойдёт только о человеке. Но на него в
пьесе имеются три точки зрения: Луки, Сатина и Бубнова.
Посмотрим, что это за точки зрения.
Лука верит в человека, любого, для него все хороши, и «черненькие,
и беленькие». Он верит в свои собственные силы, берет на себя
задачу изменить судьбу людей и, естественно, терпит неудачу. Актер
расплачивается за то, что поверил в силу слов Луки. Но помочь
может только Провидение, высшая сила. Уместно здесь вспомнить
слова М. Цветаевой: «Дать можно только богатому, а помочь можно
только сильному». На первый взгляд, это парадоксальное утверждение,
но если вспомнить, что Лука хотел помочь слабым людям и
потерпел фиаско, то это действительно так.
Сатин верует в человека, но не в человека обычного, слабого
и маленького, как Лука, он верит в человечество («Человек - это звучит
гордо, все - для человека»), но при этом груб и равнодушен к жизни
людей. Правда, он никого не обижает, но и... не помогает. Своей
репликой на самоубийство Актера: «Эх испортил песню... Дурак»
он подтверждает свое равнодушие к человеку.
Третью точку зрения на человека выражает Бубнов. Но у него,
пожалуй, нет никакой позиции, потому что он циничен, а цинизм не
не имеет ни убеждений, ни аргументации.
Спор о человеке в пьесе идет, в основном, между Лукой и Сатиным,
хотя они и не вступают в прямую полемику. Как разрешается спор? -
Да никак. Верного ответа нет и быть не может.
Особенности построения пьесы. Пьеса Горького в своем построении
не следует законам драматического произведения, где должны
быть экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Где завязка в пьесе? - Может быть, приход Луки, ведь именно с его
появлением происходят главные события в пьесе. Однако он, главный
персонаж, отсутствует в споре с Сатиным о человеке, «спор»
происходит без него. Да и исчезает Лука в самый острый кульминационный
момент - в сцене убийства хозяина ночлежки Костылева.
А где развязка? Смерть Актера? А может быть, острожная песня,
которая «вырывается из надорванной груди Сатина и летит на простор»?
В общем, сложное построение, серьезные вопросы, решаемые на
уровне сознания ночлежников, бывших баронов, телеграфистов,
слесарей, проституток...
I акт
Перед началом действия автором дается обширная ремарка, в которой
подробно описывается ночлежка, место пребывания «бывших».
Первые же реплики персонажей вводят читателей и зрителей в атмосферу
больную, раздраженную, страшную по своей сути. Кто населяет
«дно»? - Бывшие. Все они когда-то в недалеком прошлом
кем-то были, а теперь вынуждены жить в подвале. Реплики ночлежников
выдают людей усталых, замученных жизнью. Анна, жена Клеща,
тяжело больна, она умирает, но это не может повлиять на ее мужа
(Клеща), человека злобного и неприятного. Бубнов роняет свою равнодушную
реплику в ответ на слова Анны: «Шум - смерти не помеха
». Просыпается Сатин со словами: «Кто бил меня вчера?» Эти реплики
можно множить, и вся сцена - это картина жизни «бывших», людей
«дна».
Люди устали от всего. Прежде всего от своего состояния. Они
живут вместе, но никто из них не хочет так жить, однако не знает, как
изменить свою судьбу. А самое главное - ни у кого не возникает мысли
о том, почему им так плохо. Ссоры и оскорбления, грубые реплики
в сторону больной Анны слушать очень тяжело. «Но ко всему-то подлец-
человек привыкает!»
Лука появляется в тот момент, когда Бубнов, Пепел и Клещ ведут
разговор о совести, совесть - категория высокая, духовная. У Луки
совсем другой взгляд на мир. Он странник, он пришел из другого
мира, и по своей воле хочет помочь всем. Надо сказать, что к нему
потянулись все, кто хотел изменить свою жизнь. Философия Луки
угадывалась уже в первых репликах: «Мне все равно! Я и жуликов
уважаю, по-моему, ни одна блоха- не плоха: все - черненькие, все -
прыгают, так-то». От Луки исходила энергия тепла и доброты, не удивительно,
что все к нему потянулись.
II акт
Во втором акте Лука всех утешает. Анне он говорит о терпении, о
том, что после смерти наступит другая жизнь, а в этой надо терпеть.
На фоне карточной игры Актер говорит о своей душе: «Пропил я душу».
От всех ночлежников Актер отличается тонкой душевной организацией,
он постоянно вспоминает о прекрасноЛука сообщает ему о том,
что есть бесплатные лечебницы, где лечат алкоголиков.
Пеплу он рассказывает о Сибири. Пепел, хоть и вор, но обладает
внутренней силой. Он мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти
Василисы, жены Костылева, подбивающей его на убийство мужа.
Лука невольно заставляет Пепла поверить в лучшую жизнь. Насте
Лука советует верить в настоящую любовь. Словом, для каждого
у Луки нашлось что сказать.
III акт
Раскрытие жизненной философии Луки. Он говорит: «...жалеть
людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел...». Ночлежники,
задыхающиеся в атмосфере бездушия и жестокости, безусловно,
нуждались в утешении. Заходит важный разговор о лжи и правде.-
Что для человека важнее?
Лука рассказывает притчу о праведной земле. Человек верил
в существование праведной земли, но ученый знал о том, что на карте
ее не существует. Ученый разрушил веру человека в праведную землю,
тот не выдержал этой правды и повесился.
В самый разгар потасовки, когда происходит убийство Костылева,
Лука исчезает.
Это кульминационный момент, при котором главный герой не
присутствует.
IV акт
В предыдущих актах Лука постоянно пытался передать ночлежникам
иное представление о жизни, пытался изменить их отношение
к себе. И что же? В конце пьесы, после убийства Костылева, выясняется
страшная вещь: Пепел попадет в Сибирь, но только на каторгу,
Настя так и останется проституткой, у Барона жизнь будет такой же,
а Актер - повесился. Виноват ли Лука?
Сатин в этом акте выполняет двойную роль. Он выступает и защитником,
и оппонентом Луки: «Старик - не шарлатан! Что такое
правда? Человек - вот правда! Это он понимал... вы - нет! Вы - тупы,
как кирпичи... Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости
к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости
к ближнему...»
Но лгал ли Лука, как утверждает Сатин? Кого он обманул? - Актера,
который потом повесился? Но Лука говорил правду, в то время
действительно существовали лечебницы для лечения алкоголиков.
Настю? - Кто возразит, что нет настоящей любви? - Надо только
верить и стремиться к ней.
Пепла? - Он тоже не обманывал, когда советовал ему уезжать
с Наташей в Сибирь.
Анну? Но ведь ее страдания действительно прекратятся после ее
смерти. Лука не врал, просто люди, которым он все это говорил, были
слишком слабыми и не могли реализовать свою мечту. Слова Луки
упали не на плодородную почву.
Сатин произносит свой знаменитый монолог о гордом человеке.
Но почему Горький отдал эти слова Сатину, пьянице и карточному
шулеру?-Больше некому...
«Я знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками,-тем
ложь нужна... одних она поддерживает, другие прикрываются ею...
Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»
А дальше он выступает оппонентом Луки: «Все - в человеке, все -
для человека! Существует только человек, все же остальное - дело
его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека. Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо!»
Горький называл себя «человекопоклонником», он был гуманистом,
то есть, верующим не в Бога, а в идеального человека.
В статье Иннокентия Анненского «Драма "На дне" есть строки,
которые объясняют, почему именно так оканчивается пьеса: «Слушаю
я Горького-Сатина и говорю себе: да, все это и в самом деле
звучит великолепно. Идея одного человека, вместившего в себя всех,
человека-бога... очень красива. Но отчего же, скажите, сейчас из этих
самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется
куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная
песня? Ох, гляди, Сатин-Горький, не страшно ли будет человеку-то,
а, главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все,
и что все для него и только для него?»
{По И. Грачевой)

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".

а) Беседа по вопросам:

Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка - событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.

II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")

Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."

Как вы понимаете эти строки?

IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.