Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья. Самые таинственные древние детские захоронения Основные задачи изучения могильников

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

6.3. Уничтожение старых русских кладбищ (раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска)

В подмосковном городе Можайске находится один из древних русских монастырей - Богородице-Рождественский Луж?цкий мужской монастырь. Считается, что он «был основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского - сына великого князя Дмитрия Донского» , с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 6.43.

Рис. 6.43. Лужецкий Богородице Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Фотография 2000 года.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всём пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 6.44 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоёв земли. Толщина снятых пластов чётко отмечена тёмной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землёй, оказалась на виду, её закрасили тёмной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых здесь пойдёт речь.

Рис. 6.44. Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли. На переднем плане - надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли во время раскопок и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века. Фотография 2000 года.

Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображён трёхконечный вилообразный крест, рис. 6.45.

Рис. 6.45. Одна из старинных русских надгробных плит, извлечённых из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре. Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых. Фотография 2000 года.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 6.46, 6.47. Можно даже точнее указать время её постройки - после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI - начала XVII веков, но - в отдельных случаях - и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, - то есть в пересчёте на современное летосчисление 1651 годом н. э., - а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом н. э., рис. 6.48 и рис. 6.49. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Рис. 6.46. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это - остатки строительства 1669 года или позже. Фотография 2000 года.

Рис. 6.47. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание церкви XVII века, построенное в значительной степени из старых надгробных плит. Фотография 2001 года.

Рис. 6.48. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря, Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э. Фотография 2000 года.

Рис. 6.49. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ». Дата 7177 год означает 1669 год н. э. Фотография 2000 года.

Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 6.50-6.56. Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 6.57, 6.58.

Рис. 6.50. Старая русская надгробная плита, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фундамент обнажился после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Рис. 6.51. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.52. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.53. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.54. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом - как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.55. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчёте на наше летосчисление даёт 1683 год. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.56. Обломок надгробной каменной плиты с трёхконечным крестом необычно большого размера. Видна сохранившаяся центральная часть креста. Кроме того, на торце плиты видны остатки характерного узора, часто присутствующего и на других старых русских надгробных плитах. Из кладки церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.57. Старинные русские надгробные плиты, извлечённые из кладки XVII века, выставлены сегодня в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.58. Обломки старинных русских надгробных плит, извлечённых из кладки XVII века и выставленных в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображён трёхконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырёхконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а вилообразный, напоминающий птичий след, рис. 6.59.

Рис. 6.59. Четырёхконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трёхконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырёхконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Ещё один редкий пример креста на русских надгробиях - ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов - Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 6.60.

Рис. 6.60. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлечённая из кладки XVII века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. выше. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были ещё совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис. 6.61. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть, по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.

Рис. 6.61. Это - всё, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески были сбиты вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалены кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот. Груды кусочков штукатурки были найдены здесь после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов - типичная картина. Иногда историкам удаётся списать это на счёт «плохих польско-литовских интервентов» времён Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни. Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Якобы денег построить огромное здание хватило - а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, всё же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не даётся. С точки зрения нашей реконструкции всё понятно.

Вернёмся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению, выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис. 6.45, - либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные. Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями были просто уничтожены или же надписи были полностью зачищены. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, всё же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние . Потом сделали вид, будто «так было всегда».

Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи, по крайней мере, на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или па плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.

Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребён». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времён Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался ещё старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приёмы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.

Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 6.62-6.64. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом». Такие же приёмы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста.

Рис. 6.62. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако, уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых. Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Пётр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце. В переводе на современное летосчисление это - 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.63. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле… … …». Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это - 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.64. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне. Надпись на ней гласит: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго …ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мник постриженик сея обители». Надпись, скорее всего, подлинная. Фотография 2000 года.

Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЁ ОТВЕДЁННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счёт изгиба ветвей креста, так и за счёт размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее - какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для неё соответствующее место.

А вот на плитах, снабжённых якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЁННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заострённым предметом, рис. 6.65, 6.66. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 6.67. Что придаёт надписи неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему чётко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 6.68, где надпись чётко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом н. э. См. также рис. 6.69, 6.70. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздём, рис. 6.71, 6.72. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год н. э. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли на неё поддельную надпись с датировкой XVI века, якобы до-романовского времени.

Рис. 6.65. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Сама плита и узор на ней выполнены профессиональным резчиком по камню. Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись, не надо быть мастером-резчиком. Её может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.66. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Узор тщательно выполнен мастером резчиком, а надпись грубо процарапана чуть ли не простым гвоздём. Фотография 2000 года.

Рис. 6.67. Надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись, скорее всего, поддельная. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн…» или «Зп…», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старорусских дат к современному летосчислению надо вычитать 5508, что в данном случае даёт середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Несмотря на линейки, буквы получились всё равно корявыми. Узор на плите выглядит старше надписи, почти стёрт от времени. Но он, в отличие от надписи, выполнен профессионально. Фотография 2000 года.

Рис. 6.68. Надпись якобы XVI века на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена непрофессионально и явно не соответствует по длине отведённому ей месту. Дата читается однозначно: «7076 октя[б]ра 1 д[е]н[ь] преставися Орина Григориева». Таким образом, надпись датирована якобы 1568 годом (7076–5508 = 1568). Скорее всего, это подделка. Фотография 2000 года.

Рис. 6.69. Надпись якобы до-романовского времени на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена крайне грубо, непрофессионально и совершенно не соответствует размерам отведённого ей места. Дата почти стёрта, однако её вторая половина всё же читается: «..16». Таким образом, было написано либо 7016, либо 7116, что даёт либо 1508-й, либо 1608 год, то есть до-романовскую эпоху. Вся надпись состоит из 4–5 слов и занимает лишь малую часть свободного поля. В то же время, окаймляющий узор и вилообразный крест вырезаны красиво и тщательно. Скорее всего, надпись поддельная. Фотография 2000 года.

Рис. 6.70. Фрагмент предыдущего рисунка с надписью. Фотография 2000 года.

Рис. 6.71. Надпись якобы XVI века на старой плите. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.72. Увеличенное изображение надписи якобы XVI века на старой надгробной плите. На фоне прекрасно выполненного узора мы видим процарапанную вкривь и вкось, как будто ребёнком, надгробную надпись: «7088 … м[еся]ца … 12 д[е]нь напомет (т. е. на память) св[я]ще[нно]м[учени]ка… преставися раба Б[о]жия …мия». Дата 7088 означает 1580 год н. э. Скорее всего, это - образец откровенной небрежности, допущенной при изготовлении фальшивых надгробных надписей якобы XVI века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В целом, вскрывается следующая странная картина.

а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.

б) А на надгробиях, снабжённых якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза.

В резьбе «до-романовских» букв нет ни плоских граней - следов резца, ни линий разной толщины. Другими словами, при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приёмы каменной резьбы. Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздём. Некоторые из таких надписей не закончены, брошены па середине, рис. 6.68-6.70. Но по своему содержанию они не отличаются от надписей романовского времени. Текст следует тому же образцу.

Могут сказать - в XVI веке мастера ещё не научились красиво резать текст на камне. Нет, с таким «объяснением» нельзя согласиться. Ведь сложный узор и крест на надгробиях вырезали безупречно!

Могут упорно возразить, что в XVI веке якобы было в обычае использовать старые надгробия «по второму разу». Брали, дескать, со старой могилы красивую плиту, сбивали с неё прежнюю надпись, наносили новую и водружали её на свежую могилу. А в XVII веке такой обычай почему-то исчез. Однако такое «объяснение» также неубедительно. Вдумайтесь в обнаруженный нами факт. ВСЕ плиты в Лужецком монастыре, датируемые якобы XVI веком, имеют ГРУБУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. А ВСЕ плиты XVII века имеют КРАСИВУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. Получается, что до нас не дошло ни одной настоящей плиты XVI века с красивым узором и красивой надписью. Якобы уцелели лишь плиты, «использованные по второму разу». Что было бы весьма странно. Ясно, что, по крайней мере, часть плит XVI века всё-таки должна была сохраниться в своём первозданном виде. Нот ни такой плиты XVI века с неуничтоженной надписью мы в Лужецком монастыре не нашли. И в других местах - тоже.

Скорее всего, причина отмеченного несоответствия между красивым узором и примитивными надписями якобы XVI века на старых русских надгробных плитах - в другом. По-видимому, во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах были просто уничтожены. Но чтобы это не слишком явно бросалось в глаза, изготовили некое количество новоделов. Некоторые старые плиты были небрежно покрыты новыми надписями с подложными датами якобы до-романовской эпохи. Новые надписи делались уже по образцу, который был принят в эпоху Романовых. Целью фальсификации было «доказать», что никакой смены погребальных обычаев на Руси не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и при Романовых. Примерно то же содержание, буквы, которыми пользовались, язык и т. д. На самом деле, по-видимому, многое было не так.

Поддельные надписи якобы XVI века фальсификаторы XVII века делали крайне небрежно. И это понятно. Если надпись изготавливается на настоящем надгробии, то родственники покойного, оплачивающие работу резчика, тщательно следят за качеством. А вот если надпись делалась не для определённого покойника, а по приказу из далёкой Москвы или Петербурга, то главное было - изобразить «правильный» текст. Высокого качества никто не требовал. Плиту для простоты брали старую, до-романовскую. На ней уже был тщательно выполнен красивый узор и вилообразный крест. Исполнители приказа уничтожали старую надпись и наспех вписывали требуемый текст. Вряд ли они были хорошими мастерами каменной резьбы. По-видимому, отдав приказ изготовить фальшивые надписи, власти поскупились выделить деньги на наём профессиональных резчиков.

Потом поступил новый приказ - вообще все надгробия с кладбищ убрать. Впредь делать надгробия только по новому образцу, причём делать вид, что «так всегда и было». А существующие надгробия - как с подлинными надписями романовской эпохи, так и с фальшивыми «до-романовскими», - пустить на строительный камень. Так будет надёжнее. Теперь уж точно ни один старый подлинник не избежит уничтожения.

Сегодня, после раскопок в Лужецком монастыре, эта поразительная картина искажения старой русской истории и надругательства над могилами предков выступает наружу.

Возникает ряд исключительно интересных вопросов. Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, ещё на каких-то других, возможно уже забытых языках? Здесь уместно напомнить, что на русском оружии, например, в XVI и даже в XVII веке писали преимущественно по-арабски, см. . , , . Может быть и на русских могилах - тоже? Не исключено, что до Романовых арабский язык, наряду с церковно-славянским и греческим, был одним из священных языков Русской церкви.

Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования. Без их решения трудно понять, какой была подлинная картина русской жизни до-романовского времени. Здесь открывается широкое поле деятельности для отечественных археологов.

В мае 2001 года мы ещё раз съездили в Лужецкий монастырь. С момента первого нашего посещения прошло около года. И что же мы увидели? Оказывается, раскопанный фундамент старинной церкви, о котором рассказано выше, изменил свой вид. Части некоторых старинных плит XVI–XVII веков, выступавшие из фундамента, сейчас обколоты. Другие - залиты цементом. В результате остатки старинных узоров и надписей частично утрачены. Нам кажется, было бы лучше законсервировать их как ценный исторический памятник. Водить сюда школьников и туристов. Ведь это - подлинные следы древней русской истории. Они достаточно неожиданны, плохо вписываются в заученную версию истории. Обломки некоторых плит, выставленные в Лужецком монастыре в стороне от упомянутого фундамента, пока что уцелели. Хотя и не все. Мы не увидели некоторых обломков, лежавших тут в 2000 году.

В заключение отметим яркое, поразительное на наш взгляд, обстоятельство. Однажды в разговоре с профессиональным археологом мы задали ему вопрос о старых русских надгробиях с вилообразным крестом. Что думают археологи по поводу таких надгробий? - спросили мы. Ответ был буквально следующим. Да - сказал наш собеседник, - подобные надгробия археологам хорошо известны. Их выкапывают из земли довольно часто. Особого интереса для археологической науки их изучение не представляет. МЕЖДУ СОБОЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИХ «МОГИЛАМИ ГРЕШНИКОВ».

Поразительно, как уже на уровне первоначальных слов и понятий прививается археологам глубокая неприязнь и даже пренебрежение к подлинной старой русской истории. ОБЪЯВИТЬ ГРЕШНИКАМИ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ живших до XVII века, - кощунство.

Вновь рассказываю об экспедиции. Кто помнит мой предыдущий пост, тот знает, зачем и куда мы приехали, какие в этих местах происходили события, и что основных направлений работы у нас было два - раскопки братских могил и восстановление воинского кладбища. Кто вообще ничего не помнит, может посмотреть все посты на эту тему - , .
Ну а я продолжу рассказ о работе, в ходе которого поведаю вам о нашей методике.

Работа с кладбищем


Крест на кладбище у Великого Двора. Прекрасно виден с дороги на деревню.

На кладбище около деревни Великий Двор работы была целая прорва. Разумеется, все на себя мы взять просто не могли - это дело местной администрации. Зато, как смогли, восстановили могилы, сделали песочные насыпи и обложили их дерном. Ну и про крест я уже упомянул.


Сбор дерна для облагораживания могил. Лес на заднем плане как раз скрывает воинское кладбище.

Для чего и когда мы ставим кресты? Тут даже не столько в вере дело. Прежде всего, крест - это памятный знак, который должен бросаться в глаза каждому случайному прохожему. Это как крестик на карте, который отмечает важное место. Так же и мы отмечаем место человеческой трагедии крестом. При чем среди нас есть и некрещенные, агностики и даже настоящие мусульмане - но все соглашаются, что крест ставить надо. Наши кресты стоят во многих местах - от финнских и карельских лесов до ленинградских болот. Еще три креста теперь стоят в подпорожском районе.


Укладка дерна на песочный холм. Дерн не даст холму рассыпаться, могила сохранит форму долго.

Конечно, верующие поисковики - а таких большинство, включая Верховного Главнокомандующего - придают этому процессу особый ритуальный оттенок. Крест на кладбище мы ставили 27 апреля - четко в день Воскресения, на Пасху - не пройти крестным ходом мы просто не могли. Заранее к крестному ходу никто не готовился, особенно девушки - им-то в брюках на крестных ход нельзя! Но чего уж поделаешь, ради правильного поступка стоит пренебречь ритуальной чистотой.


Советские каски у подножия креста. Эти каски носили красноармейцы, которые освобождали Великий Двор много позднее битвы за Архангельский тракт.

Вобщем, наш крестный ход по деревне Великий Двор прогремел на весь район - местные прониклись к нам таким уважением, что чуть ли не посчитали нас спасителями Отечества. Мы разубеждать их не стали...надо будет - спасем и Отечество и всю планету заодно.
Вобщем, кладбище будет восстановлено. Винницкая сельская администрация побожилась, что все сделает как надо.

Методика эксгумации

В прошлом я рассказал, как и где мы нашли эти могилы, сейчас же я расскажу, как мы на них работали.
Всего мы отработали две могилы. Сами ямки чисто внешне почти не выделяются из лесной почвы, а ненаметанный взгляд их вообще не увидит. Только многолетний поисковый опыт, помноженный на знания, логику и опробированную методику, позволил нам найти эти могилы.


Лужа на первом плане - это вторая братская могила. Такая неприметная ямка скрывает от нас 40 бойцов. На заднем плане виден процесс рытья водоотводного канала.

В поисках ям мы руководствовались нехитрыми рассуждениями. Во-первых, поле боя чистили в промежутке с 19 апреля по начало мая, значит низины были промерзлые и еще сырые, следовательно ямы для погибших копать было удобнее на сопочках. Копали, разумеется, не сами финны, а пленные, тем не менее, гробить силы и время на напрасном труде никто не хотел. Во-вторых, масштабы потерь и "загрязненности" поля боя были значительными, следовательно, чтобы сэкономить время, ямы копали недалеко от рубежа советских позиций - так быстрее тащить тела. В-третьих, на месте погребения не должно было быть старых (читай: больших) деревьев, чьи корни бы мешали копать, а стволы мешали бы фотографировать и архивировать захоронение. В-четвертых, финны всегда маркировали погребения - сигнальными столбиками или касками.
Следуя этой логике мы и исследовали лес. Как выяснилось, рассуждали мы правильно - все формальные признаки привели нас к могилам уже на второй день поисков.


Маркировочный столбик, установленный финнами на первой могиле. На поверхности сгнил полностью, а подземную часть мы отктопали.

Раскопки могил, глубина которых примерно равна 2 метрам, требуют особой технологии и титанического напряжения моральных и физических сил. Когда ты работаешь с "верховичками" (бойцами, погибшими прямо в поле и оставшимися прямо на поверхности - работая с такими, достаточно снимать дерн), ты тратишь на одно залегание от силы три часа, можешь достоверно восстановить ситуацию гибели и практически не чувствуешь какого-либо дискомфорта при раскопках.


Так выглядит первая могила. Работы по эксгумации только начались. На первом плане ваш покорный слуга надевает перчатки.

Когда же ты работаешь с братской могилой - будь готов к тому, что 90% времени тебе придется тупо копать, потом мерзнуть, работая в глине и сырости, и морщиться от неприятного запаха глубинного гниения. Разумеется, ни о какой реконструкции момента гибели бойца не может быть и речи. Более того, в могилах подобного рода останки покоятся хаотично - бойцы были свалены в яму несколькими слоями, и возможности определить как кто лежит нету в принципе.


Комичная фотография. Ваш покорный слуга роет опережающую траншею малой саперной лопатой.

Раскопки братских могил начинаются с выкапывания опережающих каналов по периметру могилы. Каналы называются опережающими, потому что "опережают" ход раскопок основной части могилы - так называемой "пробки". В опережающие траншеи сливается вода из могилы и отводится подальше от работы через водоотводный канал, в них находятся сами поисковики при снятии пробки. Стоя в траншее пробку очень удобно срывать, и все ее содержимое лежит перед поисковиком будто на столе.


Так выглядит раскоп первой могилы. Глубина примерно 1,8 метра. Видно опережающую траншею и пробку.

После начинается срыв пробки - постепенно, внимательно, слой за слоем саперными лопатами и ножами. Специальные люди перебирают каждую горсть земли, идущей в отвал. Такая методика, фактически, пришла из классической археологии и отличается от нее лишь отсутствием фиксации слоев и ориентирования раскопа по сторонам света. Таким образом и происходит эксгумация.


Раскоп второй могилы. Не смотря на то, что яма кажется меньше, глубина раскопа в финале превысила 2 метра, и из могилы было поднятно 40 человек. В дальней грани раскопа виден водоотводный канал.


Рекультивированная первая могила - закопанная то есть. Фотография позволяет оценить масштаб раскопок.

Находки

Или точнее их почти полное отсутствие было нами предположено с самого начала. Бойцов раздели чуть ли не до гола - не было даже пуговиц от кольсон. С другой стороны, если бы бойцов хоронили в гимнастерках, то мы бы имели не просто запах, а даже плоть - сохранка останков оказалась на редкость хорошей. Опять же в прошлом были случаи, когда погибший боец лежал в шинели на глубине полутора метров в глине - шинель и глина сыграли своеобразную консервирующую роль, а поисковики получили почти неразложившееся тело. Не мумию. Мумии не пахнут.


Рукавица. Найдена в глине на глубине 1,5 метров. Сохранность феноменальная - отряхай от глины и носи.

В нашем случае были очень хорошо сохранившиеся костные скелеты. Некоторые особо впечатлительные поднимать их не смогли - трудно смотреть на черепа, на которых можно различить волосы. Запах, конечно, был, но это был скорее запах глины с примесью органики, нежели запах разложения. Но трупный яд в глине наверняка был - мы тщательно следили за чистотой рук и всячески избегали мелких царапин и ранок.


Вот в таком виде перед нами предстали останки бойцов 114 СД.

Совершенно неожиданно во второй ямке мы нашли деревянный медальон. Это лишний раз косвенно доказало, что мы работаем именно с красноармейцами 114 СД. Эту дивизию формировали в 1939 году, потому снаряжение - хассанки (каски с гребешком против удара сабель), деревянные медальоны - были образца 1939. Медальон оказался пуст, с сожалению. Это был уже второй пустой медальон, который мы нашли в этом лесу... Больше медальонов не было.


Вот он, деревянный медальон красноармейца. К несчатью, пустой, бесполезный. Просто хороший музейный экспонат.


Еще несколько находок - ложка (не подписанная), карандаш и зеркало. Все это было просто поскидано в могилу.

Итак, работы на обоих могилах завершены. В первой оказалось ровно 32 бойца. Во второй - 40. На раскопку каждой мы затратили в среднем около 250 человеко/часов работы - это колоссально много. Опознание будет идти по числу захороненных бойцов в каждой могиле с привязкой к месту - в архиве Хельсинки должна быть информация об этом.


Укладка останков в мешки. Как видите, определить одного человека в этой груде невозможно. Останки уложены в мешки, промаркированы и отправлены в местный морг - ждать торжественного погребения.

В результате архивных изысканий мы планируем опознать всех 72 погибших красноармейцев. Согласно Объединенной базе данных, большая часть бойцов - сибиряки. 114 СД формировалась в Иркутске, особых миграций из Сибири в послевоенное время не наблюдалось, значит, вероятность удачного поиска родственников высока. Надежда есть.


Протокол эксгумации - документальное освидетельствование наших работ. Такие протоколы отправляются в центральный штаб поискового движения.


На обоих могилах мы поставили кресты. Не такие красивые, как у кладбища, но настоящие и надежные.

На этом, пожалуй, пока все. В следующих постах расскажу про состав отряда и наш лесной досуг.

8 июля на бывшей площадке завода «Волгакабель» начались археологические раскопки. Это первые научные исследования Всесвятского кладбища за восемь с лишним десятилетий, прошедших с того момента, как самый большой дореволюционный городской некрополь начали беспрерывно варварски разрушать. Впервые же останки самарцев, умерших около столетия назад и погребённых на Всесвятском, будут перезахоронены, а не смешаны с горами строительного мусора. Как это делалось предыдущие десятилетия при разных политических режимах и правителях.


На совмещении плана инжинера Зимина 1996 года с Google Maps с camapka.ru видно, что территория "Волгакабеля", где сейчас работают археологи, занимает старейшую часть некрополя, обозначенную как "Старое кладбище православное".

Та территория, где сейчас забит раскоп, представляет из себя хоть и сильно потревоженную, но уцелевшую часть Старого кладбища, которое непрерывно разрушалось с 1930-х. Нужно заметить, что во время прерванных для археологических исследований строительных работ по возведению ТЦ "Гудок" на территории бывшего завода, сохранившаяся часть кладбища практически не пострадала.

Это единственное найденное на данный момент надгробье. Камень лежал в слое строительного мусора, поэтому отношение его к той иной могиле установить невозможно.

Не исключено, что кости супругов Чижовых уже не найдут никогда.

Кстати говоря, чёрный мраморный памятник заказывали в Москве.

Скорее всего, в результате раскопок никого не удастся идентифицировать лично. Благодаря девелоперам 1930-х.

В 1930 году Горсовет издал указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты». Его итогом стало практически полное исчезновение опознавательных признаков могил Всесвятского кладбища. Мародёры за несколько лет растащили надгробные камни и ограды, превратив территорию некрополя в гигантский пустырь, и сделав могилы безымянными. Именно с этого момента можно считать безвозвратно потерянными места погребения матерей Алексея Николаевича Толстого и Фёдора Ивановича Шаляпина, известного мецената и краеведа Константина Павловича Головкина и великого историка академика Сергея Фёдоровича Платонова.

После этого даже тот небольшой участок Старого православного кладбища, который уцелел после строительства цехов завода, был значительно повреждён.

В 1950-е на участке прокладывались керамические трубы, а кости выбрасывались в отвал.

Коллектор, оборудованный прямо в кирпичном склепе. Вероятно, одновременно с прокладкой труб.

Шахта колодца, установленная прямо на погребение.

Археологические исследования на сохранившихся участках начались в прошлый понедельник.

Областной минкульт отчитывается о ходе работ практически в ежедневном режиме . Но объёмы даже сохранившегося участка огромны. И археологи, судя по всему, здесь задержатся надолго.

Всё делается по науке. Это научное исследование некрополя, а не простое перезахоронение останков. Всё фиксируется, зарисовывается...

Костные останки анализирует доктор исторических наук Александр Александрович Хохлов.

Определяется пол умерших, паталогии и заболевания.

Земляными работами занимаются люди с немалым стажем археологических исследований и студенты самарских ВУЗов.

Многие захоронения разрушено строительными работами в 1940-1980-е. Скелеты встречаются не всегда целиком. Порой, кости попадаются не в анатомическом порядке.

Тем не менее, расчистка сохранившегося участка ведётся достаточно педантично.

Одно из немногих хорошо сохранившихся нетронутых погребений.

В гробах на Всесвятском часто попадаются сосуды.

По одной из версий, это сосуды от масла. По традиции масло, оставшееся от таинства соборования, выливалось в гроб усопшего. Не исключено, что сосуд от этого масла клался туда же.

Могила странного происхождения, с которой учёным придётся разобраться в будущем. В неё хаотично были свалены несколько ещё неокоченевших трупов.

И немного о находках, сделанных на прошлой неделе...

Находки складываются, обрабатываются, а затем будут переданы в музейную коллекцию.

Крест из могилы священника. Кроме того, в ней был обнаружен истлевший Псалтырь.

Крестик из полудрагоценного камня.

Чаще встречаются нательные кресты более привычного нашим современникам вида.

Крест и истлевший образок.

Ткань в погребениях истлела, но было найдено два плетёных чёрных платка.

Металлическая деталь украшения. Вероятно, от венка.

За территорией раскопа можно видеть новостройки, построенные на территории того же кладбища. Без проведения каких-либо археологических исследований. О судьбе останков самарцев, находящихся под ними, можно только гадать.

Спасательные археологические раскопки селища Петелино-1 проводил летом в Подмосковье Институт археологии РАН. Археологи под руководством Алексея Викторовича Алексеева раскопали одно из древнейших поселений Московской области. В XIV веке здесь располагалось принадлежавшее великому московскому князю Дмитрию Донскому село Дмитриева Слободка - административный и экономический центр большой и богатой волости. Дмитриева Слободка не раз была упомянута в завещаниях московских князей и главных государственных актах как важный пункт. Раскопки захватили и часть древнего средневекового некрополя XIV-XVI веков с большим количеством погребений. Найдено большое количество редких и интересных находок: белокаменные надгробия, каменный крест, нательные кресты, серебряные монеты, образки, прикладная печать, серебряные поясные накладки, много керамики XIV-XVI веков и другое.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 06-07.2016г.

Историческая справка, схема раскопок, начало спасательных раскопок селища Петелино-1, а также небольшой ликбез по археологии здесь:
Раскопки Петелино-1, средневековой некрополь, 1 часть
Раскопки селища Петелино-1, видео-экскурсия

1. Всё, что сохранилось от человека - наиболее крепкие кости и рыхлый череп. Обратите внимание, как неглубоко он был похоронен, всего около 60 см от тогдашнего уровня земли

2. Еще одна могила с сохранившимися останками человека и гробовины (начало - фото 37,38 предыдущей части). В последствии оказалось, что это наиболее сохранившееся захоронение из всех найденых. Гробы тогда представляли собой выдолбленные из цельного дерева антропоморфные колоды

3. Бумажную работу никто не отменял

4. Средневековой нательный крест

5. Хорошая находка - серебрянная монета Золотой Орды, дирхем хана Бердибека (758-760/1357-1359)

6. Оборот дирхема Бердибека

7. Нательный крест и дирхем

8. Панорама раскопок, видны могилы

9. Уже выкопанные могилы, средневековые могильные плиты и могильные пятна (выделяющиеся на фоне материка прямоугольники)

11. Видны две начатые могилы. Извлекается сначала одна половина, затем другая

13. Очистка захоронения со 2 фото. Работа идет ножем и щеткой, наверное самая медленная и нудная часть раскопок

15. Весь извлеченный грунт посеивается через сито в поисках артефактов

16. После очистки стали видны кости рук и фаланги пальцев (сравни с фото 13)

17. А это могила в могиле. Более позднее захоронение частично расположено на более раннем. Человеческие останки растворились, частично сохранился лишь череп

18. Здесь также одна могила находит на другую. Видны следы истлевшей колоды, человеческие останки не сохранились

19. Наконец-то полностью ичистили останки из могилы со 2-го фото. На зачистку ушло пару дней

23. Следы групповой могилы, мы предполагали там захоронение семьи и возлагали ра раскоп этой могилы большие надежды

24. Перекур, справа начало раскопа групповой могилы с предыдущего фото

25. К сожалению, надежды на оправдались, человеческие останки в этой могиле не сохранились. Удалось обнаружить лишь след от черепа - полость в земле в форме черепа (сразу вспоминаются Помпеи). Однако его расположение подтвердило нашу догатку о групповом захоронении

26. Всё, что осталось от человека - полось в земле в форме черепа

27. Начали копать дальше и обнаружили еще одну полость от черепа. А между ними след еще одного маленького захоронения. Скорее всего это была семья с ребенком

28. А это захоронение с сохранившемся черепом, предположительно ребенка. Маленькие глазницы при большом черепе наводят на мысль о болезни (рахит?). Кстати, по окончанию раскопок все кости были отправлены антропологам для анализа и исследований

29. Начало расчистки захоронения с фото 18, видны остатки черепа и следы колоды

30. В ходе раскопок было найдено много фрагментов керамики XIV-XVII веков. При этом в самих могила практически ничего не найдено (почему это происходило я объясняю в видео и предыдущей части)

31. Захоронение с фото 18, 29 после расчистки

32. А это главный специалист по расчисткам погребений. Не всякий способен длительное время ножом, иголкой и щеточкой расчищать кости - это достаточно трудоемкое занятие, требующее усидчивости и терпения

33. Найденая керамика, XIV-XV век

34. Венчик фрагмента средневекового керамического сосуда

36. Профиль венчика с предыдущего фото

37. Обратите внимание на волнистый узор, это XIV-XV век

43. Средневековая керамика

44. Необычная находка - осколок черноморской амфоры XIV века (справа)

46. Венчики керамических сосудов XIV-XV веков, видны волнистые линии.

48. Во время раскопок к нам приезжали репортеры с канала Россия-24 снимать документальный фильм о археологических раскопках. Руководитель экспедиции Алексеев А.В. дает им интервью. Позже выложу ссылку на фильм

49. Снимают самые примечательные и ценные находки