Сочинение-описание картины Пластова «Первый снег. Картина Пластова «Первый снег» – описание и сочинение

Второй вариант сочинения:

1. Вступление. А. А. Пластов - певец природы.

2. Основная часть. Картина «Первый снег».

1) Описание детей.

2) Природа на втором плане.

3) Изображение деревни.

4) Сочетание красок и цветов

3. Заключение. Мое отношение к полотну А. А. Пластова.

А. А. Пластов - советский живописец. На его полотнах преобладают пейзажи всех четырех времен года. Суровая снежная зима в полотнах «Зима», «Снег на озимых». Радостное пробуждение природы, возвращение к жизни всего живого на картинах «Март», «Весна». Яркие краски знойного лета в произведениях «Сенокос» и «Жатва». Легкая печаль увядания природы, подготовка к зимней стуже - «Первый снег», «Ноябрь». Художник восхищается красотой родной природы. Созданная им галерея детских образов говорит о том, что дети - главный объект его наблюдений. Его радует, что ребята уже с малых лет приобщаются к повседневным делам и заботам своих родителей

Проснулись утром дети, выглянули в окошко и увидели: «Белый снег пушистый в воздухе кружится, и на землю тихо падает, ложится». Удивились они, выбежали на крыльцо и застыли. Девочка даже не оделась как следует. На ней огромный теплый платок и легкое платьице, лишь на ногах теплые валенки. Но ее не пугает холод - она заворожено смотрит на падающие снежинки. Голова поднята вверх, глазки радостно и удивленно смотрят ввысь. На лице восторг и удивление. Ее братишка оделся получше. На нем черный теплый пиджак, на голове - шапка. Мальчик вглядывается в побелевшую улицу, скользит взглядом по белым крышам. Он очень рад первому снегу, приходу настоящей зимы. Восторг и счастье написаны на лицах детей. Возле дома в палисаднике старая береза. Ее ветки украшены пушистым снегом. Это сделало белоствольную удивительно красивой. Рядом с деревом растет мелкий куст. Снег засыпал и его, прижав к земле нижние ветки.

За избой, в которой живут дети, видна часть деревенской улицы. На заднем плане человек с санями любуется снежным покровом. Лишь у забора небольшой клочок черной земли - маленькая проталина и рядом с ней серо-черная ворона, прогуливающаяся в поисках еды.

В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов подчеркивает обычность, будничность деревенского быта. Тихо и безмятежно вокруг. Но на картине есть еще и розовый цвет, и места ему отведено немало. Вот он-то и вносит в картину праздничное настроение, помогает ощутить красоту природы и неповторимость новизны первого снега.

Мне картина понравилась, мастер сумел передать радость и восторг детей, их настроение, заразить этой сказкой зрителей. Смотришь на произведение, и возникает чувство новизны, свежести, радости бытия и счастливого умиления.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Снег является фрагментом русской фольклорной картины мира и объектом эстетического освоения на протяжении XVIII - начала XXI веков . В описании времени его появления русские поэты XX века, современники Аркадия Пластова, отдавали предпочтение первому снегу: «Вот-вот повалит первый снег» (Давид Самойлов); «И если падал ранний снег» ( Павел Васильев). В большинстве случаев первый снег соотносится с процессом падения . Н. С. Морозова считает, что художественные образы, в основе которых лежит «первый снег», можно разделить на два типа:

    История создания и судьба картины

    К началу работы над полотном к художнику пришли успех и высокие награды. В 1945 году Аркадию Пластову было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР , в 1946 году он был удостоен Сталинской премии I степени за картины «Жатва» и «Сенокос» (обе они были приобретены для коллекции Государственной Третьяковской галереи) .

    Тема детства является одной из ведущих в творчестве художника. На картинах Аркадия Пластова дети - активные участники событий: они «деятельны, живы, веселы», каждый обладает неповторимой индивидуальностью . Сам он писал:

    «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе - ясность, свежесть - цвета, приближающиеся по красоте к звукам. Писать ребятишек - наслаждение. Ты счастлив, и они счастливы. Это видно: у ребёнка всё, как на тарелке. Когда взрослого пишешь, немножко мучает совесть - отнял время. Ребятишки свободны, тут этого ощущения нет. Я во все картины правдами и неправдами вписываю ребятишек»

    Картина «Первый снег» написана Аркадием Пластовым в 1946 году. Техника - масляная живопись по холсту. Размер полотна - 146 на 113 сантиметров. Оно находится в коллекции Тверскоой областной картинной галереи .

    Сюжет картины и особенности его трактовки художником

    На картине изображены крыльцо деревенского дома, белая, «с обнажённой серебристой кроной берёза в палисаднике », безлюдная деревенская улица «в белизне падающего хлопьями снега» . Дети вышли на крыльцо, чтобы посмотреть на первый снег. Художник изображает «нежную и открытую девочку» и важного мальчика, «который ведет себя маленьким мужичком». Дети одели валенки, которые взяты у старших, шаль на голове девочки - явно чужая . Писатель Василий Дедюхин в своей книге «Краски Прислонихи», посвящённой художнику, описывая сюжет картины «Первый снег», делал акцент на сиюминутности события, которое запечатлел художник: «Девочка лет восьми-девяти выбежала вместе с младшим братишкой на крыльцо. Он одет по-зимнему… А она выскочила на минутку, всунула босые ноги в великоватые валенки , набросила на голову белый платок, который и поддерживает обеими руками. А мордочку вверх подняла и смотрит завороженно, любуется снежинками, которые, поди, всю ночь падали и сейчас падают… Счастливые минуты даны каждому человеку, они подчас кратки, мимолетны. Запечатлев их на полотне, художник совершает святое дело» . Галина Леонтьева также отмечает, что девочка накинула на «лёгонькое ситцевое платьишко» только платок, а мальчик, на всякий случай, оделся совсем по-зимнему: в пальто, валенки и ушанку .

    Искусствоведение и зрители о картине

    В. И. Костин отмечает лиричность образов и эмоциональную выразительность колорита картины. По его мнению, художник хотел передать в своём полотне незабываемые ощущения свежести и новизны в день первого снегопада после серых и грязных дней осени, когда земля оказывается покрыта чистым снегом и наступает тишина. Взгляд девочки на запрокинутом навстречу падающему снегу лице «полон тихой радости и наивного удивления», в нём зритель, по мнению искусствоведа, легко прочитает переживания, которые испытывал в детские годы, ожидая зиму, а вместе с ней - катание на салазках , коньках, праздничную ёлку и уютные вечера в натопленных избах .

    Искусствовед М. С. Ситнина называла картину одним из очаровательных, тонких и лирических произведений Аркадия Пластова. Она считала, что художнику удалось передать свежесть зимнего дня и ту тишину, когда мягко и легко падают снежинки. С её точки зрения, это мог сделать только художник, постоянно живущий на природе. Дети на картине очаровательны, живы и наблюдательны. Художник запечатлел их затаённую радость и наивное удивление .

    Искусствовед Галина Леонтьева находила мотивы творчества Сергея Есенина в картине «Первый снег». По её мнению полотно соотносится со строками поэта:

    Галина Леонтьева отмечает «светлое чувство покоя и грядущего отдохновения природы», рождающее в душе «волнение и радость». Эти чувства усиливаются, так как приходят к зрителю через чистоту и непосредственность детской души. Радость и волнение детей, изображённых на картине, не затуманены грустью жизненного опыта, взрослым ощущением многократного повторения одних и тех же событий… Для них «всё внове, для них первый день зимы полон щедрых обещаний, неясных предчувствий больших радостей». Леонтьева считала, что благодаря картине «мы будто переселяемся в сказочное, волшебно-прекрасное, полное чудес царство - детство» . Без изображения детей на картине она не только не отражала бы замысел автора, но и присущую ей поэтичность . Искусствовед сопоставляла «Первый снег», где изображён первый день прихода зимы, и другую картину художника - «Весну» (ещё одно её название - «Старая деревня»), где запечатлён день неотвратимого ухода зимы. На первом полотне сыплет с неба первый снег, на втором - падают на землю крупные хлопья последнего снега .

    По мнению Евгения Резепова, очарование картины «Первый снег», помимо незаурядного мастерства Пластова, состоит в тонком и глубоком понимании художником русской природы и русской души .

    С точки зрения искусствоведа Инги Филипповой, «Первый снег» - одно из самых поэтичных произведений Пластова, где «в синтезе пейзажа и жанровой картины , найдена очень тонкая обьединяющая линия». Благодаря этому хрупкому балансу двух жанров, художник достиг их абсолютной подчиненности друг другу. Бытовой жанр и пейзаж находятся в тесной связи с общей концепцией картины, которая является смысловым центром полотна. При этом она считает, что пейзаж интересен Пластову «постольку, поскольку он созвучен детскому восторженному состоянию». Картина «Первый снег» характерна для первых послевоенных работ Пластова. В ней проявились умиротворенность и «особая, завораживающая тишина». Художник, по словам Филипповой, получает удовольствие от возможности прислушаться «к замершей в ожидании волшебства природе или к тому, что подспудно зреет в собственной душе и так созвучно с происходящим вокруг». Первый снег воспринимается самим художником как чудо. Свидетелями этого чуда становятся дети с открытыми душами, искренними чувствами, чистыми и невинными устремлениями .

    Филиппова отмечала, что цветовое решение картины необычно для Пластова своей лаконичностью:

    «Оно строится на сопоставлении тёмных и светлых пятен в пределах серо-голубого, белого и черного в сочетании с охрой . Большую роль здесь приобретает пластика линии - характерные изгибы ветвей берёзы, подчеркнутая строгость рисунка стены сруба , покосившийся штакетник у крыльца. Живописная выразительность полотна по-пластовски убедительна. Художнику удалось передать ощущение влажности воздуха, рыхлости тёплого снега, густо ложащегося на мокрую землю. Фигурки детей, стоящих на крыльце, - эмоциональный центр картины, средоточие авторского постижения детской души»

    Искусствовед М. В. Удальцова отмечает «левитановское настроение» в картине, «ахроматическую гамму красок, тишину, безмятежность и гармонию, царящие в мире» .

    Картина в педагогике и методике преподавания

    Полотно Аркадия Пластова неоднократно рекомендовалось советским и современными российскими педагогами и методистами для использования на уроках в средней общеобразовательной школе. В частности, Татьяна Губернская считала возможным использование картины для работы над сочинением в 4 классе . Наталья Безденежных предлагает сочинение по этой картине в 3 классе . В учебнике, соответствующем ФГОС ООО, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации, и включённом в Федеральный перечень, картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния .

    Примечания

    1. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). Первый снег. 1946 г. Холст, масло. 146 х 113 см . Тверская областная картинная галерея. Проверено 15 сентября 2018.
    2. , с. 49-50.
    3. , с. 97.
    4. , с. 5.
    5. , с. 98.
    6. , с. 99.
    7. , с. 100.
    8. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
    9. К 120-летию со дня рождения А.А.Пластова (1893-1972). . Российская академия художеств. Проверено 15 сентября 2018.
    10. , с. 36.
    11. , с. 436.
    12. , с. 49.
    13. , с. 21.
    14. , с. 50.
    15. , с. 33.
    16. , с. 52.
    17. , с. 53.
    18. , с. 74.
    19. Удальцова М. В. . Золотисто-коричневый бархат борозд... . Русская народная линия. Проверено 15 сентября 2018.
    20. Губернская Т. В. Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. - М: Эксмо, 2011. - С. 18-20. - 48 с. - (Светлячок). - ISBN 978-5-699-52732-8 .
    21. Безденежных Н. В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - С. 253-254. - 285 с. - (Здравствуй, школа!). -

    Она позволяет зрителю самому придумывать интересные сюжеты. Глядя на действо, которое изобразил художник, хочется хотя бы мысленно перенестись в эту деревню, поговорить с детишками - главными героями картины.

    Автор

    Чтобы понять, почему на картине изображена деревня, в каких годах это происходит, необходимо немного узнать об авторе.

    Аркадий Александрович Пластов сам родом из деревни, он появился на свет в небольшом местечке под названием Прислониха. Произошло это еще в конце 19 века - 19.01.1983 года. Мальчик родился в крестьянской семье, поэтому совсем неудивительно, что его дальнейшее творчество посвящено простым русским людям.

    Ребенку как будто на роду было написано стать художником, ведь его дедушка - иконописец. Профильное образование Аркадий Александрович получил в городе Симбирске. Здесь он учился в духовном училище, а затем в духовной семинарии.

    Певец крестьянской деревни

    После получения специальности Пластов не остался в городе, а вернулся на свою малую родину, в любимую деревню Прислониху. Люди, природа давали ему вдохновение, которое воплощалось в удивительных картинах. Какое бы время года ни отображал автор на своих полотнах, видно, что делает он это с большой любовью.

    Глядя на «летние» полотна, чувствуешь, что они будто бы пропитаны солнечным светом, ощущается зной жаркого дня. Зимние пейзажи тоже прекрасны. На них нет ярких красок, но это не мешает восприятию. Напротив, при помощи пастельных тонов автор смог показать гармонию природы и ее величественное спокойствие, когда, например, падает первый снег. Пластова интересует не только природа, но и люди, живущие в таком живописном месте. Он запечатлел их отдых после трудов, показал, как весело отмечаются общие праздники. Интересно наблюдать за тем, как ребята купают коней, девушка наливает родниковую воду, крестьянская семья косит траву.

    Кто изображен на полотне

    Картина Пластова «Первый снег» посвящена ребятишкам, на ней изображена девочка лет восьми и мальчик, младше ее года на 2-3. Скорее всего, это брат и сестра, так как дети выбежали из одного дома, в котором жили. Что же заставило их быстро покинуть теплое помещение и выйти на улицу?

    Картина Пластова «Первый снег» дает ответ на этот вопрос. После лета наступила осень - слякотная, с дождями. Небо, земля были серыми, невзрачными. И вот, наконец, случилось маленькое чудо - пошел первый снег. Он валил густыми белоснежными хлопьями и вскоре прикрыл землю светлым пушистым покрывалом.

    Все вокруг быстро преобразилось и стало походить на сказку. Вот на это чудо и выбежали посмотреть ребятишки. Девочка помогла одеться маленькому братишке, а сама успела надеть только валенки и накинуть пуховой платок. Ведь ей не терпелось поскорее выбежать на улицу и увидеть это чудо своими глазами.

    Пластова «Первый снег»

    Девочка подняла голову и наблюдает, как красиво падают, кружась, снежинки. Она согревает руки под платком, одновременно придерживая его. Если бы этого не нужно было делать, девчушка наверняка подняла бы ладони кверху и ловила в них снежинки, похожие на легкие пуховые перья.

    Мальчик в своей жизни видел меньше зим, чем его сестра. Поэтому он смотрит на все происходящее широко раскрытыми глазами, он замер, не в силах шевельнуться и оторваться от завораживающего зрелища.

    А снег тем временем преображал все на своем пути. Он накрыл белым шатром крыши домов, те вмиг принарядились, стали выглядеть празднично. Даже ветхую крышу дома, где жили дети, он украсил по-особому. Картина Пластова «Первый снег» передает это, как и то, что строение уже не новое, так как бревна от времени успели сильно потемнеть. Эти и понятно. Полотно было написано в 1946 году, только-только закончилась Великая Отечественная война. Неизвестно, вернулись ли в эту семью с фронта мужчины или остались только в памяти. Если у детей есть отец, дед, со временем они подлатают старый дом или построят новый. Они починят и забор, которым окружена одинокая береза.

    Тишь, безмолвье вокруг

    Картина «Первый снег» не может похвастаться яркими красками. Она выполнена в бело-серых, иногда зеленоватых тонах. Такие пастельные краски не раздражают взгляд, а позволяют зрителю пребывать в обстановке спокойствия и умиротворения.

    Глядя за тем, как медленно и тихо падают снежинки, все замирает. Дети стоят недвижимы, наблюдают за завораживающим природным явлением. Старая береза распушила свои ветви, которые тоже не шевелятся.

    На заднем плане можно разглядеть человека. Он шел по своим делам, но тоже остановился, чтоб зрительно запечатлеть, как падает первый снег.

    Сочинение для школьников по картине

    Пластов А. А. написал картину «Первый снег» в 1946 году. Глядя на полотно, зритель видит, что из дома на крылечко выбежали двое детей - старшая сестренка и младший брат. Они завороженно и радостно смотрят, как падают снежинки и прикрывают землю легким белым пухом.

    Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
    Цели урока:

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;

    Развивать навыки анализа картины;

    Способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;

    Воспитывать эстетический вкус;

    Развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;

    Развивать образное мышление;

    Обогатить словарный запас учащихся;

    Развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.

    Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.

    Межпредметные связи : литература, ИЗО

    Ход урока

    I. Орг. момент

    II. Актуализация

    Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

    Поль Гоген говорил, что картины - настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

    Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

    Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

    Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

    III. Работа с картиной

    1) Знакомство с художником

    На доске - репродукция картины А. Пластова "Первый снег".

    Учитель : Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?

    Учитель : Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.

    Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).

    Демонстрация презентации.

    Учитель : (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 - 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.

    Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.

    До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.

    С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)

    А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".

    В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)

    Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).

    2) Подготовка к восприятию картины

    Учитель : Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".

    (Учащиеся рассматривают картину под музыку)

    Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?

    Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.

    3) Анализ личных наблюдений учащихся

    Учитель : Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?

    Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)

    Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)

    Учитель : Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?

    Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.

    Рекомендации : Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)

    4) Словарная работа

    На доске - таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)

    Учитель : Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.

    Заполняется первая строка таблицы.

    5) Беседа по содержанию картины

    Какое время года изображено на картине?

    Как вы определили, что это начало зимы?

    Какое время суток изображено на картине?

    Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.

    Составление кластера (см. Приложение).

    Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?

    6) Словарная подготовка к сочинению

    Учитель : Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.

    Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)

    Попробуйте к каждому слову подбирать описания.

    Например, снег - пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.

    Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине - дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.

    (По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)

    Учитель : Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.

    Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.

    Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.

    (Заполняется третья графа таблицы)

    Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).

    7) Анализ художественных приемов

    Учитель : А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).

    Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).

    Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)

    Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)

    Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)

    А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)

    Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)

    IV. Работа по развитию речи

    Учитель : Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.

    Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.

    V. Составление плана

    Учитель : Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:

    1. Знакомство с художником.

    2. Первый день зимы.

    3. Первый снег глазами художника.

    4. Дети - главные герои картины.

    5. Изобразительные средства картины.

    6. Мое отношение.

    Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.

    Учитель : Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?

    VI. Составление устного рассказа по картине

    Учащиеся составляют рассказ по картине устно.

    VII. Написание сочинений

    Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.

    VIII. Чтение и анализ сочинений

    Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»

    Кисти Александра Аркадьевича Пластова - вы­дающегося русского живописца конца XIX - начала XX века, лауреата нескольких премий - принадле­жат многие жанровые картины, пейзажи и портреты: «Колхозный праздник», «Жатва», «Сенокос», «Витя - подпасок», «Ужин трактористов», «Летом» и другие. Каждая из его картин проникнута любовью к родному краю, природе, людям и родине в целом. Александр Аркадьевич любил изображать в своих картинах де­ревенских детей. Именно они стали героями боль­шинства его живописных полотен, в которых сюжет неразрывно связан с пейзажем, придающим картинам лиричность и поэтичность.

    На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вы­зывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей - это необыкновенное сча­стье, восторг, радость и удовольствие. Снег - это долгожданные после дождливой осени зимние забавы: игра в снежки, лепка снеговика, катание с горки на санках или лыжах, по льду на коньках. Да и просто можно упасть в снег и растянуться в нем как на мягкой перине, пока мама не побранит и не велит быстро встать чтобы не простудиться. А. А. Пластов написал картину Первый снег в 1946 году. Перед нами — дети войны, на долю которых выпало много тяжелых испытаний. Но к счастью, они не перестали радоваться и смеяться. Первый снег приводит детей в восторг, они рады наступающей зиме и грядущим зимним забавам.

    Художник запечатлел в своей картине момент дет­ского восхищения, счастья и радости от первого снега. Девочка и мальчик, увидев снег в окошко, быстро выбежали на улицу полюбоваться происходящим. Они остановились на крыльце бревенчатого дома и застыли от восторга, глядя на первый снег. Девочка так торопи­лась на улицу, что забыла одеть пальто. Она накинула на голову большой светлый платок, надела валенки не по размеру и быстро выбежала на улицу. Девочка стоит в одном белом платье или ночной рубашке, но ей не холодно - она увлечена белоснежными снежинка­ми, падающими с серого небосклона. Её лицо поднято вверх, озорные радостные глаза смотрят на белый пух, кружащий повсюду. Девочка улыбается. Рядом с ней стоит мальчик, вероятно, младший братишка. Он одет в чёрное пальто, на голове - тёмная шапка- ушанка, на ногах - валенки с калошами. Руки маль­чик спрятал в карманы. Он следит за происходящим с серьёзным выражением лица и спокойно наблюдает за падающими снежинками.

    Белый снег укрыл всё вокруг: крыльцо, на которое выбежали деревенские дети, землю, крыши домов, ветви деревьев и кустарников. Но сильного мороза не чувствуется. Около палисадника в небольшой луже снег подтаивает, и чёрное пятно хорошо виднеется на белоснежном зимнем ковре.

    Слева от детей у дома расположен палисадник, в котором растёт берёза и небольшой кустарник. Ствол русской красавицы вырос выше крыши дома, ветви с остатками коричневых листьев и серёжек качаются под порывами зимнего ветра. На ветках,

    расположенных слева, сидит сорока. Она подняла хвост вверх и крутит головой, наблюдая за снегопадом. Небольшой кустарник, расположенный у берёзы, уже запорошили белые хлопья.

    За палисадником виднеется серая ворона. Она де­ловито расхаживает по белоснежному ковру. Кажется, что птица тоже радуется первому снегу и с интересом наблюдает за происходящим.

    На заднем плане картины располагается широкая деревенская улица с домами и дворами, укрытыми новым белым покрывалом. Дети не одиноки в своём любопытстве. Вдали виднеется мальчик с санками, ко­торый с не меньшим интересом наблюдает за снежным вальсом белых хлопьев.

    Для изображения нового периода в жизни природы А. А. Пластов в картине «Первый снег» создаёт свет­лый фон и использует тёплые тона и светлые оттенки: светло-розовый, лиловый, светло-коричневый, серый, бледно-голубой.

    При просмотре картины А. А. Пластова «Первый снег» создаётся впечатление единства природы - жи­вой и неживой, и человека. Всё вокруг восхищается, ликует, радуется обновлению, забыв про былые невзго­ды. Тёмные улицы и старые дома преображаются, становятся белыми, празднично-нарядными, торже­ственными. Картина пробуждает искренние чувства радости и восторга от первого снега, вызывает у зрите­ля собственные воспоминания о восхищении первым снегом. Ведь такой обычный и вместе с тем яркий и радостный момент был не раз в жизни каждого человека. Хочется восхищаться и веселиться вместе с героями картины А. А. Пластова «Первый снег» - яркой, запоминающейся, близкой и понятной всем.