Спаситель мира леонардо да винчи описание. Все интересное в искусстве и не только. Музы Пабло Пикассо

Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире

Картина вызвала ажиотаж уже на пресс-конференции Christie’s 10 октября 2017 г. Фото: GettyImages

Картина, которая датируется примерно 1500 годом, стала самым дорогим лотом вечернего аукциона современного и послевоенного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября. Более того, $450,3 млн — абсолютный рекорд цены для произведения искусства, проданного на публичных торгах. Суммарная выручка аукционного дома, продавшего этим вечером также произведения Энди Уорхола, Сая Твомбли, Марка Ротко и других, составила $789 млн.

Торги начались с $90 млн (накануне стало известно, что у Christie’s есть гарантированная ставка от заочного покупателя, который предложил чуть менее $100 млн) и продолжались целых 20 минут. Основными претендентами были 4 телефонных покупателя и 1 участник в зале. В конце концов работа досталась торговавшемуся по телефону клиенту Алекса Роттера, главы международного отдела современного искусства Christie’s. Когда аукционист Юсси Пилкканен подтвердил продажу картины за $400 млн третьим ударом молотка (с учетом комиссии аукционного дома цена достигла $450,3 млн), зал разразился аплодисментами.

Свое решение продавать «Спасителя мира» на аукционе современного искусства в Christie’s объяснили невероятной значимостью произведения. «Картина самого важного художника всех времен, изображающая знаковую фигуру для всего человечества. Возможность выставить подобный шедевр на торги — это огромная честь и шанс, который выпадает лишь раз в жизни. Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV-XVI веках», — отметил председатель нью-йоркского отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер.

Последнюю находящуюся в частной коллекции работу Леонардо да Винчи решил продать миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев, чье имя нынче постоянно звучит в новостях мира искусства. Во-первых, он судится со своим арт-консультантом , обвиняя его в мошенничестве и утверждая, что вдвое переплатил за коллекцию, а во-вторых, постепенно распродает эту коллекцию на аукционах и частным образом, обычно выручая за произведения значительно меньше, чем заплатил. Теперь очередь дошла и до «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, который ушел с молотка более чем втрое дороже: Рыболовлеву картина обошлась в $127,5 млн, а продал он ее за $450,3 млн.

Примечательны как история этой картины, долгое время считавшейся уничтоженной, так и научная дискуссия, посвященная ее атрибуции. Существует несколько фактов, косвенно доказывающих, что Леонардо написал Христа в образе Спасителя мира на рубеже XV-XVI веков, то есть в период пребывания в Милане, вероятнее всего, по заказу короля Франции Людовика XII, в то время контролировавшего север Италии. Во-первых, известна гравюра 1650 года, выполненная Вацлавом Холларом с оригинала Леонардо да Винчи (как указал сам гравер). Сохранились также наброски мастера — рисунок головы Христа, датируемый 1480-ми годами, из Атлантического кодекса Леонардо (хранится в Амброзианской библиотеке в Милане), а также эскизы драпировок (хранятся в королевской библиотеке Виндзорского замка), композиционно совпадающих и с теми, что изображены на выставленной на торги картине, и с теми, что на гравюре. Есть и несколько близких композиций учеников Леонардо с тем же сюжетом. Однако оригинал считался безвозвратно утраченным.

Картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи продана на торгах послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке 15 ноября 2017 г. за $450,3 млн. Фото: Christie"s

«Спаситель мира», ныне принадлежащий Рыболовлеву, впервые был документально зафиксирован в коллекции британского монарха Карла I: в XVII веке он хранился в королевском дворце в Гринвиче. Следующее свидетельство относится к 1763 году, когда картина была продана Чарльзом Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского. Тот распродавал наследие отца после того, как продал Букингемский дворец королю. Затем картина надолго исчезает из виду, и ее след вновь обнаруживается лишь в 1900 году, когда «Спасителя мира» как произведение последователя Леонардо Бернардино Луини приобретает сэр Чарльз Робинсон, арт-консультант сэра Фрэнсиса Кука. Так работа попадает в коллекцию Кука в Ричмонде. Считается, что к этому моменту произведение уже подверглось неумелой реставрации, которая понадобилась после того, как доска раскололась надвое (в частности, было переписано лицо Христа). В 1958 году Sotheby’s распродает собрание, изрядно переписанное изображение Христа уходит с молотка за £45. Столь скромная цена объясняется тем, что работа была атрибутирована в каталоге аукциона как поздняя копия с картины художника Высокого Возрождения Джованни Больтраффио.

В 2005 году «Спаситель мира» был приобретен группой арт-дилеров (включая нью-йоркского специалиста по старым мастерам Роберта Саймона) как произведение леонардеска всего за $10 тыс. на мелком американском аукционе. В 2013 году консорциум дилеров продал картину Иву Бувье за $80 млн, который почти сразу перепродал ее Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн.

Предполагается, что именно галерист и искусствовед Роберт Саймон первым увидел в безымянной работе руку Леонардо. По его инициативе были проведены необходимые исследования и консультации с экспертами. В это же время работа была отреставрирована. Спустя шесть лет — сенсационное появление «Спасителя мира» как подлинной картины самого Леонардо да Винчи на выставке, да еще и в одном из самых авторитетных музеев мира, Национальной галерее в Лондоне.

Куратор экспозиции «Леонардо да Винчи. Художник при миланском дворе» (ноябрь 2011 года — февраль 2012 года) Люк Сайсон, в то время хранитель итальянской живописи до 1500 года и глава научного отдела, горячо поддержал авторство Леонардо. Работа была включена в каталог выставки под редакцией того же Сайсона как произведение Леонардо из частной коллекции. В каталоге подчеркивается, что самая сохранная часть изображения — пальцы Христа, сложенные в благословляющем жесте. Здесь и заметны наиболее характерные приемы итальянского гения, в частности многочисленные изменения, которые вносил художник уже в процессе работы. Кроме того, на Леонардо указывают и другие детали: сложные драпировки туники, мельчайшие пузырьки воздуха в сфере из прозрачного кварца, а также то, как написаны вьющиеся волосы Христа.

По сообщению интернет-издания ARTnews, тогдашний директор Национальной галереи Николас Пенни и Люк Сайсон, прежде чем принять решение о включении работы в выставку, пригласили четырех экспертов посмотреть картину: куратора отдела живописи и графики Метрополитен-музея Кармен Бамбах, ведущего реставратора фрески «Тайная вечеря» в Милане Пьетро Марани, автора книг по истории Ренессанса, в том числе биографии Больтраффио, Марию Терезу Фьорио, а также почетного профессора Оксфордского университета Мартина Кемпа, более 40 лет посвятившего изучению наследия Леонардо да Винчи. Вроде бы работу приняли, однако публично в пользу атрибуции «Спасителя мира» Леонардо высказался лишь Кемп в интервью 2011 года изданию Artinfo. Отвечая на вопросы журналиста, он отмечает особое чувство «присутствия Леонардо», которое испытываешь, глядя на его произведения, — его ощущаешь перед «Моной Лизой» и перед «Спасителем мира». Кроме того, профессор говорил о стилистических особенностях, характерных для манеры мастера.

Справедливости ради надо отметить, что искусствоведческим анализом дело не ограничилось — были также проведены скрупулезные технико-технологические исследования. Реставрацией и изучением «Спасителя мира» занималась профессор Дайанн Модестини, которая возглавляет Программу Сэмюэла Генри Кресса по реставрации живописи в Институте изящных искусств Университета Нью-Йорка. Результаты ее исследований были представлены на конференции «Леонардо да Винчи: последние технологические открытия» в феврале 2012 года в Нью-Йорке. Впрочем, Модестини фактически единственная, кто имел доступ к данным технологических исследований, а без них высказываться об авторстве не вполне корректно.

Против атрибуции «Спасителя мира» Леонардо публично высказался итальянский специалист по леонардескам Карло Педретти, который в 1982 году курировал выставку художника в его родном городе Винчи и тогда включил в экспозицию другого «Спасителя мира», из коллекции маркиза де Гане, считая ту картину работой самого мастера. Кроме того, Guardian цитирует ряд тезисов вышедшей в октябре этого года биографии Леонардо да Винчи, написанной Уолтером Айзеком. Он обращает внимание на неверное с точки зрения законов физики изображение шара в руке Христа. Издание также ссылается на мнение профессора Университета Лейпцига Франка Цельнера (автора монографии о Леонардо 2009 года), который в статье 2013 года назвал «Спасителя мира» высококлассным произведением мастерской Леонардо или его последователя. Впрочем, эта статья в Guardian уже стала предметом судебного иска со стороны Christie’s International.

Какие же еще тайны зашифровал в своих работах легендарный мастер?

сайт предлагает открыть для себя удивительный мир великого художника.

1. Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)


Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна . А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.

2. Удивительный факт о «Тайной вечере»




Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.

Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.

3. Еще один удивительный факт о «Тайной вечере»




Еще один интересный нюанс данной фрески. Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка . Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.

4. Эта картина работы Леонардо да Винчи?


Найдена картина «Портрет Изабеллы д’Эсте», которая, по мнению ученых, принадлежит кисти гениального художника . На это указывает пигмент и грунтовка, идентичная другим картинам Леонардо, а также само изображение женщины, невероятно схожее с Моной Лизой (в частности улыбка).

5. Дама с горностаем ли?



«Дама с горностаем» прошла через новую технику сканирования и удивила ученых тем, что, оказывается, не всегда была с горностаем. Как минимум 2 варианта картины были нарисованы на одном и том же полотне, до того как оно приняло известный нам сейчас вид. Первый вариант без горностая, а второй - с совершенно другим зверьком.

Фото на превью wikipedia

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл - только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... - вспоминал Михаил Нестеров. - То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни - хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.








Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

Масло/Доска (1499)

Описание

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу...

«Спаситель мира» - картина Леонардо да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской.

На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII.
В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписываетсяФранческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.

Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевыГенриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся.

В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монферрат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта.
«Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов.

В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах».
Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, по предварительным оценкам, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» уже может достигать $200 млн.

Его уже прозвали Мужская Мона Лиза, и он то, что Christie"s объявляет «самым большим открытием 21-го века».
Аукционный дом в Нью-Йорке сегодня утром обнародовал свое ранее секретное и «самое захватывающее приобретение на сегодняшний день»: Сальватор Мунди («Спаситель мира»), ранее потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который считается последней картиной художника. «Salvator Mundi» это святой Грааль художественных открытий», - сказал Алекс Роттер, сопредседатель Кристи.

Картина из немногих - их всего около 15 картин Да Винчи, которые, как известно, существуют. (Чтобы понять важность этого события в мире искусства, представьте, что последний раз, когда был обнаружен Да Винчи, шел 1909 год.)

Она была скрыта за непрозрачными раздвижными стеклянными дверями Christie, пока не было объявлено - приглашение на пресс-конференцию "Вы приглашены на первое в истории открытие беспрецедентного шедевра " (“You are invited to a first-ever unveiling of AN UNPRECEDENTED MASTERPIECE”) писалось под гигантским знаком вопроса в позолоченной рамке. Картина первоначально висела в коллекции короля Карла I и изображала блаженного Иисуса Христа, одетого в лазурные одежды и держащего сферу, одна рука вытянута ввысь; Мона Лиза была написана примерно в то же время.

Сальватор Мунди впервые появился в 2005 году (он был продан на Sotheby"s за 45 фунтов стерлингов в 1958 году) и представлен в Национальной галерее Лондона в 2011 году, директор Национальной галереи назвал ее прибытие «это событие больше, чем открытие новой планеты».

Сразу после сегодняшней пресс-конференции картина будет гастролировать по миру, появляясь в Гонконге, Сан-Франциско и Лондоне, а затем вернется в Нью-Йорк, где она будет выставлена ​​на аукцион .

Из 15 картин Да Винчи, известных в настоящее время, Сальватор Мунди является единственным в частных руках. Он будет продаваться на аукционе Christie"s, а оценочная цена составляет 100 миллионов долларов. «Кто его купит?» - сказал Гузер. "Кто знает. Но Лувра не было бы без Моны Лизы, и, вероятно, не было бы Парижа без Лувра, тот, кто купит его, увековечит свое имя, свою коллекцию, скорее всего, и, вероятно, свой город».