Средневековый город в западной и центральной европе. История китая с древнейших времен до наших дней

§1. Развитие европейских городов

Становление городов в Западной Европе в Средние века. В период Раннего Средневековья города римского происхождения, служившие центрами ремесла и торговли, пришли в упадок. Поэтому вся хозяйственная жизнь Западной Европы сосредоточилась в поместьях, где ремесло являлось составной частью общего крестьянского труда. И хотя в Европе сохранялись городские населенные пункты, однако социально-экономическое положение их жителей почти ничем не отличалось от положения сельского населения, поскольку города были поглощены феодальными поместьями. Горожане, так же как и сельские жители, трудились на пашнях, выращивали скот, выполняли повинности в пользу феодалов. Система управления в европейских городах была гораздо менее развитой, чем в богатых торговых городах Византии и стран Востока.

С конца XI века началось экономическое возрождение европейских городов, вызванное прежде всего объективным процессом общественного разделения труда. Главными причинами отделения ремесла от земледелия стали рост продуктивности сельского хозяйства, увеличение объемов производимого сырья и продовольствия, что дало возможность части населения отказаться от занятия сельским хозяйством. Кроме того, государство и церковь рассчитывали на создание в городах своих опорных пунктов, а также на денежные поступления от их жителей, поэтому они всячески поддерживали развитие городских поселений.

Издавна ремесленники, жившие в поместьях, сочетали занятия ремеслом с сельским трудом. Но, как правило, их изделия не отличались высоким качеством, да и сбыт продукции был невелик. Появление городских ремесленников привело к повышению качества продукции, а также к оживленному товарообмену между горожанами и сельскими жителями. Все чаще ремесленники уходили из поместий в города, где они были более самостоятельными и где существовал спрос на их изделия, что было также одной из форм сопротивления феодалам.

В Европе после падения Римской империи была надолго утрачена культура ремесел, которыми славились античные государства, и лишь в XI–ХIII веках началось бурное развитие ремесленного производства. Наибольшее распространение получили текстильная отрасль (выработка шерстяных, льняных, шелковых тканей), производство обуви, металлургия, кузнечное и ювелирное дело. Из-за непрерывных войн и походов особым спросом пользовалось оружие, а также металлические доспехи - латы, шлемы, кольчуги и пр.

Наряду с возрождением старых городов, основанных еще во времена Римской империи, возникали новые городские поселения, как правило на пересечении сухопутных и водных транспортных путей, у стен феодальных замков и крупных монастырей. Там начинали развиваться ремесленное производство и торговля, что заметно повышало экономический и политический статус городов. Постепенно менялась их роль: из административных и религиозных центров они превращались в центры экономического и культурного прогресса.

В XI–ХIII веках западноевропейскими феодалами и католической церковью были организованы восемь Крестовых походов на Ближний Восток, в которых участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли завоевать на Востоке больших территорий, но зато в результате этих походов укрепились торговые связи между Западной Европой и восточными странами. Это также способствовало дальнейшей урбанизации Западной Европы.

Раньше всех (в IХ–Х веках) оживились итальянские города: Венеция, Амальфи, Генуя, Неаполь, Пиза, Флоренция, а также южнофранцузские: Марсель, Тулуза, Арль и др., где сказывалось не только римское влияние, но и воздействие международной торговли с Византией и Востоком. В Х–ХI веках началась урбанизация Северной Франции, Англии, Германии, Фландрии. Города Аугсбург, Бранденбург, Ньюкасл возникли около крепостей и замков, а Брюгге, Оксфорд - около мостов или переправ через реки. На востоке Германии и в Скандинавии города стали возникать позже - в ХII–ХIII веках, поскольку хозяйственные связи развивались здесь более медленными темпами.

Следует отметить, что население городов было немногочисленным, в среднем от 10 тыс. до 35 тыс. жителей; были и более мелкие, в которых проживало от 1 тыс. до 5 тыс. человек. Только в некоторых, самых крупных городах насчитывалось свыше 100 тыс. человек - в Париже, Венеции, Флоренции, Севилье, Кордове и др. Рождаемость была высокой, но не меньше была и детская смертность, и прежде всего из-за антисанитарных условий проживания. Мусор и грязь выбрасывали прямо на улицу, канализация и водопровод, известный в Древнем Риме, в Европе отсутствовали. По улицам бродили мелкий скот и домашняя птица. Периодически возникавшие эпидемии чумы, холеры и других тяжелых инфекционных болезней уносили большое количество горожан.

Как правило, все города имели свой центр (бург, сите, сити, град), включавший рыночную площадь, городской собор и ратушу. Вокруг него располагались предместья, где по принципу соседства селились ремесленники одной или смежных профессий (специальностей). В Средние века города окружали каменные или деревянные стены и глубокие рвы, заполненные водой. Городские ворота на ночь запирались, а мосты через рвы поднимались. Улицы были немощеными, неосвещенными, кривыми и узкими, так как крепостные стены мешали городу расти вширь - улица должна была быть «не шире длины копья». Деревянные дома возводились вплотную друг к другу, верхние этажи выдавались вперед, постепенно смыкаясь наверху, поэтому солнечный свет почти не проникал в окна домов. В городах часто случались пожары.

Наиболее богатыми горожанами были купцы, владельцы ремесленных мастерских, крупные домовладельцы, ростовщики, представители белого и черного духовенства. Все они располагали многочисленной прислугой. В городах жили крупные феодалы с дружинниками, а также представители королевской и сеньориальной администрации. Со временем, по мере развития науки и культуры, здесь появились врачи, юристы, художники, артисты, преподаватели школ и университетов. Помимо ремесленников среди горожан было много людей, связанных со сферой обслуживания: цирюльники, трактирщики, извозчики, носильщики и пр.

Коммунальные революции. Как правило, города строились на территориях, принадлежавших светским или духовным феодалам, поэтому горожане зависели от них. Первоначально феодалы покровительствовали зарождающимся городам. Но со временем горожане стали тяготиться этой зависимостью и повели долгую и упорную борьбу за выход из-под юрисдикции феодалов, которые получали немалый доход от ремесел и торговли. В XI–ХIII веках во многих городах Западной Европы развернулось коммунальное движение (коммунальные революции). Сначала это были антифеодальные восстания горожан, которые выступали против тяжелого гнета налогов и повинностей в пользу сеньора, за получение торговых привилегий и т.д. В ходе восстаний горожане изгоняли сеньора и его рыцарей, а то и убивали их.

Позже горожане стали выдвигать политические требования и в результате добились полного или частичного самоуправления, которое определяло степень независимости города. Но чтобы окончательно оформить хартии вольности, горожанам зачастую следовало заплатить сеньорам большие суммы в виде выкупа.

Коммунальное движение в разных странах имело разные формы. Наиболее спокойно оно проходило в Южной Франции, где все обошлось в основном без кровопролития, поскольку здешние графы были заинтересованы в процветании своих городов. В Северной Италии, напротив, борьба приняла ожесточенные формы. Так, например, в Милане в течение всего XI века шла по существу гражданская война. Во Франции очень долго сражался город Лан. Здесь горожане сначала выкупили хартию у сеньора, который потом ее отменил (с помощью взятки королю). Это привело к восстанию, грабежам, убийствам знати. В события вмешался король, но борьба разгорелась с новой силой, и так продолжалось на протяжении двух веков. Во многих государствах (в Византии, скандинавских странах) борьба горожан носила ограниченный характер, а множество мелких и средних европейских городов так и не смогло получить свободу (особенно у духовных сеньоров).

На волне коммунальных революций восторжествовало городское право (в противовес феодальному), дававшее гарантии купеческой и ростовщической деятельности. В соответствии с городским правом крестьянин, проживший в городе один год и день, уже не являлся крепостным, поскольку существовало правило, согласно которому «городской воздух делает человека свободным». Горожане, освободившиеся от феодальной зависимости, получали более высокий социальный статус, нежели крестьяне.

В итоге коммунальных движений в разных европейских странах утвердилась категория городов, добившихся весьма высокого уровня самостоятельности и власти над всеми близлежащими землями. Во Франции и Фландрии появились города-коммуны: Сен-Кантен, Суассон, Лан, Амьен, Дуэ, Марсель, Брюгге, Гент, Ипр и др. Им удалось полностью освободиться от феодальных повинностей, получить право создавать органы городского самоуправления во главе с мэром (бургомистром), формировать городской суд, финансовую и налоговую систему, военное ополчение и т.д. Города-коммуны самостоятельно регулировали внешнеторговые отношения, условия мореплавания, цеховую и кредитную политику, они могли заключать мир и вступать в войну, устанавливать дипломатические отношения.

В Германии выросли так называемые вольные города - Гамбург, Бремен, Любек. Позже по уровню самоуправления с ними сравнялись имперские города - Нюрнберг, Аугсбург и др., которые лишь формально подчинялись королевской власти, а фактически были независимыми субъектами, получившими суверенитет и считавшимися «государствами в государстве».

Особое место среди европейских городов занимали города-республики Северной Италии: Венеция, Генуя, Флоренция, Сиена, Лукка, Равенна, Болонья и др., которые по праву считались экономическими центрами Западной Европы в эпоху Средневековья. Там очень ярко проявились ранние признаки рыночных отношений, служившие образцом для других стран и городов.

Так, Венеция, будучи морским портом с 200-тысячным населением, заняла в ХIV веке господствующее положение в бассейне Средиземного моря, поскольку у нее был самый мощный торговый флот. Владельцы кораблей осуществляли выгодные посреднические операции при перепродаже товаров с Ближнего Востока в европейские страны. Далеко за пределами Венеции славились ее строители, архитекторы. Венецианские мастера производили уникальные товары: стекло, зеркала, шелковые ткани, ювелирные изделия из янтаря, драгоценных металлов и камней, которые пользовались высоким спросом по всей Европе.

Венеция вела непрерывную борьбу за господство на Средиземном море с постоянным соперником - Генуей, которая также была портовым городом, имела мощный флот, что позволяло ей осуществлять колониальную экспансию в различных регионах, в частности на побережье Черного моря (в Крыму до сих пор сохранились остатки генуэзских крепостей в Феодосии и Судаке). Но во второй половине ХIV века экономическое и военное соперничество между этими городами закончилось окончательной победой Венеции.

Экономика Флоренции заметно отличалась от генуэзской и венецианской. Поскольку Флоренция находилась далеко от моря, в ней преимущественное развитие получила промышленность, особенно суконное производство. Кроме того, по всей Европе славились флорентийские банкиры, которые давали ссуды многим европейским монархам, феодалам, Папе Римскому.

На протяжении XIV–XV веков городское население переживало период быстрого социального расслоения. Из зажиточной верхушки выделилось бюргерство. И если раньше этот термин означал просто «граждан города» (от немецкого слова «бург» - город), которые имели право на жительство и приобретение недвижимости в данном городе, то теперь, чтобы стать бюргером, надо было выполнить несколько условий. Так, в число бюргеров могли войти только лично свободные люди, обладавшие к тому же определенными средствами, необходимыми для того, чтобы заплатить достаточно высокий вступительный взнос, а потом регулярно выплачивать городские и государственные налоги. Таким образом, из числа бюргеров формировалось состоятельное городское сословие, которое позже стало основой европейской буржуазии.

Цеховая система организации ремесел. История зарождения цехов относится к периоду коммунальных революций. Ремесленники как наиболее активная часть горожан сплачивались в боевые организации для борьбы против феодалов. После завоевания особого статуса городов эти организации превратились в профессиональные объединения - цехи. И хотя первые цехи зародились в Италии в IХ–Х веках, а во Франции - в ХII веке, расцвет цехового строя пришелся на ХIII–ХV века. В этот период городская власть перешла в руки цеховых объединений, которые стали управлять многими европейскими городами. Так, в Париже уже в 1268 году существовало около сотни ремесленных корпораций, представители которых входили в совет города.

Потребность городских ремесленников в объединении обусловливалась прежде всего стремлением защитить свои хозяйственные интересы от вмешательства феодалов. Кроме того, ремесленники, которые одновременно были и продавцами своих изделий, нуждались в особых торговых помещениях, общих правилах поведения в условиях неразвитого рынка. Горожане хотели защитить себя и свою продукцию от конкуренции со стороны сельских производителей, чей товар был более низкого качества, а его продавцы сознательно сбивали цены на рынке. Все это заставляло городских ремесленников объединяться в цехи и работать по определенным правилам.

Окончательное оформление цехов осуществлялось путем получения специальных грамот от короля и сеньора, а также составления и записи цеховых уставов. В этих документах фиксировалась главная цель цехового объединения - монополия на производство и реализацию определенного вида продукции.

Цех (гильдия, братство) - это типичная сословная корпорация, созданная по иерархическому признаку. Во главе цеха стояли выборные старшины, магистры и т.п. Основой цеха являлась мастерская, принадлежавшая мастеру, который был полноправным членом цеха. В каждой мастерской работали члены семьи, а также от одного до трех подмастерьев и три-четыре ученика. Подмастерья получали плату за работу, а ученики трудились бесплатно, за еду. Профессия, как правило, передавалась по наследству.

Цеховой организации была присуща замкнутость. В целях борьбы с конкуренцией мастера препятствовали увеличению количества однородных мастерских, чтобы держать под контролем объем продукции, поставляемой на местный рынок. Для этого в городах существовал принцип цунфтцванга (цехового принуждения), т.е. обязательной принадлежности к цеху для занятия определенным ремесленным производством. Не вступивших в цех «свободных» мастеров ограничивали чаще всего в процессе реализации их изделий. Так, крестьяне-ремесленники могли привозить только продукцию, не производившуюся в данном городе, и лишь в ярмарочные дни.

Вся производственная и сбытовая деятельность мастерских четко регламентировалась уставами, принимаемыми на общих собраниях членов цеха. В них для каждого мастера, которому могла принадлежать только одна мастерская, определялось максимальное число подмастерьев и учеников, объем закупаемого сырья, а также количество инструментов и оборудования. Мастерам запрещалось выпускать продукции больше и продавать ее дешевле, чем было регламентировано, работать в ночное время и по праздникам, чтобы не разорять остальных. Городские ремесленники не могли продавать свои изделия за пределами города, т.е. они не должны были искать новые рынки сбыта, не имели права зазывать покупателей в свои лавки, выставлять товар в окнах мастерских и витринах. Была установлена определенная ширина прилавка, с которого шла торговля, и т.д. Специальные надсмотрщики следили за соблюдением данных правил, а в случае их нарушения мастер подвергался наказанию вплоть до запрета работать и заниматься продажей своих изделий в этом городе.

Первоначально такая строгая регламентация имела положительный эффект, так как способствовала расширению ассортимента выпускаемой продукции, выравниванию условий производства и реализации, что позволяло выжить в конкурентной борьбе, заставляла повышать качество изделий до уровня определенных эталонов, поскольку товары, не отвечавшие установленным стандартам, не допускались на рынок.

Тем же целям служила и система подготовки новых мастеров. Прежде чем получить право на открытие своей мастерской, ремесленник должен был обязательно пройти все низшие ступени: проработать пять–семь лет учеником, а потом три–четыре года подмастерьем. Нужно было сдать экзамен на звание мастера, а на суд строгой комиссии представить шедевр - новое изделие особенно высокого качества. Такая иерархия соблюдалась очень строго, механизм продвижения по этой лестнице был отлажен, и ему, как правило, ничто не мешало. Цеховая система стимулировала рост самосознания и самоуважения городских мастеров.

Цеховая верхушка, стремясь не допустить социально-экономической дифференциации среди мастеров, строго следила за соблюдением монопольных цен на однородную продукцию и тем самым служила препятствием для накопления капиталов, мешала развитию рыночных отношений. Недаром наиболее быстро рыночные отношения развивались в тех отраслях, которые были меньше всего монополизированы цехами (горной, хлопчатобумажной). Не случайно и буржуазия формировалась чаще всего не из цеховых мастеров, а из купечества, не связанного с цеховыми организациями.

В ХIV–ХV веках в странах Западной Европы началось повсеместное разложение цехового строя, о чем можно судить по такому признаку, как усиление имущественного и социального неравенства среди мастеров. Некоторые мастерские, несмотря на строгие ограничения, стали расширять производство, вводить технические усовершенствования. Все труднее было поддерживать уравнительный принцип в деятельности цеховых организаций. Владельцы крупных мастерских все чаще стали давать работу бедным мастерам, снабжая их сырьем и инструментами и получая от них готовую продукцию.

Широкое распространение получила деятельность цеховых судов, на которые возлагались функции контроля за частной жизнью ремесленников. Так, цеховые судьи следили за тем, на что тратят деньги мастера и подмастерья, с кем встречаются в свободное время и т.п. Такой контроль вызывал недовольство большинства ремесленников, которые требовали неприкосновенности их частной жизни и заявляли о неподчинении решениям судов.

Усложнилась система перехода подмастерьев в мастера. Звание подмастерья становилось наследственным, появились «вечные подмастерья», которым так и не удавалось стать мастерами. Зачастую получить звание мастера можно было лишь после смерти одного из членов цеха. Кроме того, для вступления в цех кандидат в мастера должен был заплатить огромный вступительный взнос, создать шедевр (как правило, из дорогого материала), устроить богатое застолье. Необходимые для этого средства приходилось брать у ростовщиков в долг под большие проценты, а потом в течение многих лет расплачиваться с ними. Многим подмастерьям такое было не под силу, что делало переход учеников и подмастерьев в мастера почти недостижимой мечтой. Это приводило к так называемому замыканию цехов, когда они все больше превращались в закрытые корпорации, всеми силами препятствовавшие возникновению новых экономических отношений.

Как известно, города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. В Королевстве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было. В Киевской Руси города были. Правда, не каждый «граж», упоминаемый в летописи, был центром ремесла и торговли: источники того времени называли «градами» укрепленные поселения вообще. Важно другое: ремесло здесь было самостоятельной отраслью производства, причем развивалось оно в городах. А один из византийских писателей X в. даже утверждал, что по развитию ремесла первые места среди известных ему стран занимают Греция и Русь.
В лесной стране особенно многочисленными были мастера по дереву. Дома, крепостные стены, церкви, мостовые - все это делалось из дерева. Киевляне дразнили новгородцев «плотниками». Особое место занимали городники (строители городских стен и башен) и мостники (укладчики деревянных мостовых). В «Русской правде» (сборнике законов Киевской Руси) мостникам был посвя щен специальный раздел, который так и назывался - «Устав о мостниках». Массовым промыслом был гончарный. Одна из час тей Новгорода называлась Гончарным концом. Очевидно, она была заселена преимущественно гончарами. Один из районов Киева назывался Кожемяки - очевидно, здесь жили кожевники. На ряд специальностей делилась металлообработка. Большого мастерства достигли оружейники.
О развитии ремесла в Киевской Руси свидетельствуют не только византийские авторы, но и «Русская правда», древнерусский сборник законов, где ремесленники выделены в особую группу городского населения, и материалы археологических раскопок.
В XI-XJI вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб: на севере не хватало своего хлеба.
Из раскопок в Новгороде выясняется, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии. Сырье для янтарных украшений доставлялись из Прибалтики. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Его привозили купцы.
Рождаются на Руси и новые формы производства, которые стали характерны для России - артели и подряды. Для некоторых работ требовалось объединение значительных коллективов людей. Так, большими коллективами работали городники - строители городских стен и башен, мостники - укладчики деревянных мос-
товых, порочные мастера, которые изготовляли стеиоби і НІ.К* «»|>\ дия. Эти работы выполнялись артелями, во главе коюрмч, а іг ственно, оказывались предприимчивые люди, «сіареииїиш.і» Старейшина выступал в качестве подрядчика, а для иного ему шл)ч было обладать значительным капиталом.
Объединять значительные группы работников требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специ альных «пренах». Это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал «соляные куны» - доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
Центром древнерусского города был детинец, или кремль, - резиденция князя или его представителя с дружиной («детские» - члены дружины, рядовые воины, отсюда «детинец»). Снаружи у стен детинца располагался посад - торгово-ремесленное поселение. На посаде находился торг - торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением.
Киев, столица государства, по свидетельствам иностранцев, был одним из крупнейших городов Европы. Здесь насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город, Новгород, занимал особое положение. Через этот город, от которого вел озерно-речной путь в Балтийское море, шла торговля Руси с Западной Европой.
Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. Но если торговая площадь была центром общественной жизни, это свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.
О степени развития торговли свидетельствовало и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги. До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги частью сохраняли их названия (куны, веверицы, т.е. куницы и белки). Но несмотря на то, что деньги уже чеканились, в обращении преобладали слитки серебра. Целый слиток назывался гривной. Это была самая крупная денежная единица (1 гривна равнялась 50 кунам или 150 ти веверицам), но иногда слиток резали на части и получались резаны.
Особое значение для Руси имела внешняя торговля, так что некоторые наши историки, втом числе крупнейший историк России Ключевский, даже рождение русской государственности выводит из внешней торговли.
Дело и том, что Русь находилась на транзитных торговых путях между Европой и Азией - по Волге и Днепру. Мы знаем, что Венеция разбогатела в средние века, потому что держала в своих руках транзитную торговлю по средиземному морю. Но был и второй путь - между Азией и Северной Европой, который вел реками к Балтийскому морю.
О значении этой транзитной торговли для Киевской Руси свидетельствуют следующие обстоятельства:
Восточные славяне, исконные земледельцы, двигались из южных степей на север, в леса и болота, туда, где условия для земледелия были гораздо хуже. Почему? Потому что туда, к Балтийскому морю, уходили транзитные речные пути. И славяне строят Новгород, торговый город, перевалочную базу на подступах к Бал-тике. Вспомним, что именно в Новгороде заканчивался торговый путь Ганзы на востоке.
Чтобы участвовать в этой транзитной торговле, надо было иметь свой товар. Какой? Хлеб? Но в то время хлеб не был товаром международного обмена. А вот продукты лесных промыслов - меха, мед, воск - высоко ценились и на Западе. Как известно, и дань киевские князья собирали не хлебом, а мехами, медом, воском - товарами на экспорт.
Конечно, на этих торговых путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги. Они приходили с моря армадами в сотни дракаров (кораблей). Это были морские разбойники. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках. На речных путях, с волоками на водоразделах, норманны со своими дракарами были беззащитны. Поэтому сюда они приходили не как морские разбойники, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь на богатую Византию. Они вливаются в состав русской правящей верхушки, становятся дружинниками и участвуют в защите русских земель.
А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости. Но одновременно на берегах « Русского моря» рождались и русские военно-торговые форпосты: Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак).
Учитывая вышесказанное, мы должны по-новому оценить знаменитые договора киевских князей с византийскими императорами. Известно, что все князья совершали походы на Византию. Для чего? Для грабежа? Нет, результатом этих походов были договора Руси с Византией, и не просто мирные, а торговые. Тексты этих договоров сохранились в византийском варианте, на греческом языке. Оказывается, походы совершались ради получения торговых привилегий. Русские гости получили в Византии право бес-
пошлинной торговли, обеспечивались там за счет Ми ишшккши императора даровым кормом идаровой баней. Л ло значило, чн> к ним относились не как к обычным купцам, а как к предании к- лям иностранного государства. Но зато пускали их в Консммш нополь партиями более 50 человек, т.е. видели в них людей воєн ных, которые могут захватить город.
Дело в том, что торговал с Византией и через нее с восюч ными странами - князь со своей дружиной, «военно-торговая аристократия», по выражению историка Павлова-Сильванского. Но главе государства стояли купцы-дружинники, а Русь была торгтым государством.
Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговые походы русских купцов-дружинников. С наступлением весны в Киеве снаряжался целый флот, который затем двигался вниз по Днепру, отбивая нападения кочевников-пе- ченегов. Таким же порядком этот флот осенью возвращался в Киев.

В X -- XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово - ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати возводились в два-три этажа. Крупные города имели хорошо налаженное городское хозяйство: цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу.

В столицах Кайфыне и Ханчжоу жило по нескольку сот тысяч человек. Деление горожан на сословия отсутствовало. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить чины и тем самым социально уравняться с чиновниками, купить землю.

С развитием городов расширилось ремесленное производство, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Увеличилась добыча и обработка металлов. В XI в. добыча меди возросла в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды -- в 12 раз. Расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов: стали применять каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди. Широко распространилось кузнечное дело и изготовление металлических изделий: оружия, ножей, гвоздей, котлов, обручей, посуды.

Десятки видов шелковых тканей изготовлялись на юге; изобрели способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана завезли хлопок, а изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало возможность уже в XII -- XIII вв. выпускать ткани из хлопковой нити без примеси льна или конопли.

Усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды (селадоны) и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин (кракле).

На улицах города располагалось бесчисленное множество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-- XIII вв. труд в городских ремесленных мастерских не был дифференцирован. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам сбывал товары. В XII--XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о мастерских, где работали по 10 и даже 40 человек.

Объединение ремесленников в цехи (ханы и туани) стало обязательным. Государственные власти использовали этот институт в своих целях, вынуждали объединяться в цехи даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п. В Ханчжоу в XIII в. насчитывалось 414 цехов. Существовала иерархия цехов. Как правило, ханы были смешанного типа -- торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как оптовая торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, *обладавшие большим влиянием. Членом хана обычно был глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров, условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов,

В отличие от Западной Европы в Китае в торгово-ремесленных кварталах более интенсивно шла торговля, имелись даже ночные рынки. Цех имел праздники и культы, защищал интересы мастеров, помогал своим членам в случае болезни или похорон. Старшины и казначеи взимали штрафы, отвечали за уплату властям налогов, выполнение заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели никакого политического влияния, испытывая сильный гнет феодального государства.

Наем рабочей силы в XII--XIII вв. был феодальным по своей сути, он, как правило, не касался основных отраслей ремесла, был не свободным, а происходил через посредство главы цеха. В крупных городах были специально выделены места для найма рабочей силы.

Развитию ремесла и расширению рынка препятствовала монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские сосредоточивались в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых, а также в обеих столицах -- Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы. Ремесленники, обслуживающие эти мастерские, работал» на основе выполнения повинностей или принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, оснащение армии, уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла оживилась и торговля. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались рынки, специализирующиеся на продаже лекарств, угля, риса, лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирали ярмарки, чаще всего на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа. Там на рынках и ярмарках шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. Важную роль в сбыте изделий ремесленников и продуктов земледелия играли бродячие купцы. Однако межобластные связи были еще слабыми, а движение товарных масс из области в область -- небольшим.

Рост ремесла и торговли увеличил денежную массу в стране. Кроме железных и медных монет вошли в обращение золото и серебро. Несмотря на суровые законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты, на рынках сопредельных стран были в ходу главным образом китайские монеты. Наряду с металлическими монетами в Китае применялись, бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры посредничали при найме рабочей силы, а также при торговых сделках оптовых продавцов с лавочниками.

Внутренняя торговля -- источник доходов казны -- строго ею контролировалась. Первым среди китайских рынков был кайфынский: от приносил казне 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара. Кроме налогов с дохода ремесленники и торговцы были обязаны платить казне за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть товаров по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Вьетнам. Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер. Морская торговля велась через приморские портовые города -- Цюаньчжоу, Нинбо и Ханчжоу. Крупнейшим портом стал Гуанчжоу, там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Иногда их численность доходила до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, золото и серебро. В Китай же доставляли пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни на юго-восток удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600--700 человек и большой груз.

Экономическое возвышение города не сопровождалось формированием его самостоятельного облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их зависимая роль, политическое бесправие ставили горожан в положение, почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.