Тайны пустыни наска. Пустыня наска Пустыня наска рисунки координаты

Гигантская работа, выполненная с необыкновенной легкость ю

Линии и полосы тянутся прямолинейно как лучи, независимо от рельефа и грунта и оставляют просто ошеломляющее впечатление.
В стречаются треугольники, располагающиеся цепочкой по вершинам гор.
Еще в 1947 году Поль Косок опубликовал статью "The Mysterious Markings of Nazca" ("Загадочные отпечатки Наски"), в которой поместил ряд сделанных с воздуха фотографий наземных фигур. В предисловии он заявил, что попытался "бросить вызов" научным кругам. Однако должного отклика статья не получила и до сих пор. Автор неслучайно назвал полосы и треугольники словом "markings" - отпечатки, следы, метки. Что это: образное сравнение или интуитивная догадка? Скорее всего, это попытка обратить внимание на нечто, превосходящее по технике исполнения уровень современных человеческих возможностей. Гигантская работа, но выполненная с необыкновенной легкостью!
Да, все это можно было бы сделать вручную, если рассматривать каждую фигуру в отдельности. Но по моим оценкам, сделанным на основе замеров экспедиции Дж. Хокинса, общий объем работ вручную для создания всего комплекса пустыни Наска составляет более 100 000 человеко-лет, даже если бы индейцы трудились по 12 часов в сутки. А ведь пустыня расположена между двумя долинами, которые могли прокормить всего несколько тысяч человек. Такие затраты в условиях трудоемкого орошаемого земледелия должны объясняться мощным стимулом, но его трудно выделить в хаосе линий, особенно среди бесконечных декоративных зигзагов и кнутообразных фигур. Сколько же людей могло заниматься не добыванием хлеба насущного, а уборкой камней на плато, не видя даже результатов своего труда? И сколько времени им потребовалось на это? 100 человек - 1000 лет, 1000 человек - 100 лет или 50 человек - 2000 лет? Любой набор цифр вступает в противоречие с объективной реальностью.

Рисунки пустыни Наска не были созданы людьми


Во-первых, из-за особенностей грунта и климата пустыни следы ног человека или лошади сохраняются здесь веками. Посещение плато Наска туристами за десяток лет создало угрозу сохранности рисунков. Поэтому пустыня была объявлена заповедником, и посмотреть фигуры в настоящее время можно, арендовав небольшой самолет. Как могла не оставить следов на грунте такая огромная по трудоемкости деятельность? Ведь на фотографиях, выполненных с воздуха в сороковые годы, следы человеческой активности заметны в виде широких неровных пятен только по обочинам панамериканского шоссе и грунтовой дороги, пересекающих пустыню.
Во-вторых, нет никаких свидетельств или воспоминаний о таком титаническом труде среди местного населения, которое, ни о чем не подозревая, иногда распахивает фигуры. На предполагаемых "святилищах" индейцы строят загоны для скота, не подозревая об их существовании.
Наконец, еще один очень существенный вопрос. Как можно объяснить с позиции ручного исполнения фигур тот факт, что при наложении (часто многократном) полос или площадок видимость каждого контура сохраняется? За счет чего, если просто расчищать поверхность грунта от камней? Попытки объяснить этот факт разницей во времени несостоятельны. Если внимательно проследить ход полос в комплексе на приведенном слева изображении, то оказывается, что фигуры переплетены и взаимосвязаны, а не просто наложены друг на друга!
Еще одна деталь, о которой мало кто задумывается. Совершенно не вписывается в картину ручного труда вид геоглифов, которые на своем протяжении пересекают выходы горных пород, при этом на снимках с воздуха этот переход незаметен, хотя явно меняется характер грунта. Здесь поверхность фигуры уже не расчищенный песчаный грунт как в пустыне, а мелкая щебенка из горной породы с отвалами по краям. Но и в этом случае видимость сверху идентична фигурам, выполненным на поверхности пуст ыни.

Масштаб работ в целом, огромное множество чисто геометрических фигур на плато Наска и окружающих горах, а также на всем южноамериканском континенте - все это позволяет сделать предположение, что перуанские наземные фигуры действительно являются метками, или, точнее, следами неизвестного нам ИНОГО РАЗУМА, оставленными где случайно, а где и умышленно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСКАНСКИХ РИСУНКОВ


Трудно понять, кто и зачем создал эти фигуры, не разобравшись, как они сделаны.
В творении любого разума аккумулируется определенный ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, отражающий как уровень развития самого разума, так и уровень технологических средств, которыми он обладает. Что же примечательного можно выделить в технике построения фигур пустыни Наска?

Сходство геометрических рисунков с ходом лучей в оптических схемах


Прежде всего, посмотрим, что представляют собой геометрические фигуры, которых во много раз больше, чем рисунков .
Расчищенные от камней линии имеют ширину 15-20 см, а полосы или "дороги" - свыше 60 см. Эти геоглифы тянутся прямолинейно на расстояния в десятки километров. "Площадки" - это треугольные, трапецеидальные и прямоугольные фигуры с валиками из камней по краям. Ширина их не превышает 80 м, тогда как длина самого большого прямоугольника 780 м, а лучеобразных треугольников - свыше 2 км. Кнутообразные фигуры имеют вид небольших треугольников с выходящей из вершины линией, а зигзаги - самых разнообразных форм: синусоидальные, прямоугольные, треугольные, свирелеподобные. "Центры" - места, из которых радиально выходят в разные стороны линии - часто находятся на поверхности площадок, и иногда они выглядят как небольшая куча камней.
Геометрические фигуры встречается не только на поверхности плато, но и на его выветренных склонах, на соседних плато, на крутых отрогах гор, окружающих пустыню. Иногда фигуры тянутся цепочкой по вершинам гор. Вот их особенности:
- прямолинейность: среднее отклонение по направлению не превышает 9 минут (вернее, это предел точности метода фотометрической съемки), т. е. фигуры нанесены точнее, чем это можно проверить с помощью современным методов аэрофотосъемки;
- края треугольных площадок имеют вид валиков, размеры которых не меняются пропорционально ширине, а точность краев линий, полос составляет 5 см при многокилометровой длине;
- фигуры сохраняют идеальную прямолинейную направленность на пересеченной местности;
- многослойное наложение фигур не сказывается отрицательно на видимости всех контуров, что позволяет проследить последовательность их исполнения (чем объяснить видимость многослойных фигур - один из ключевых вопросов в решении технологических проблем);
- видимость полос сохраняется при изменении характера грунта;
- существует ограничение фигур по ширине при практически неограниченной длине; этим ограничением обуславливается лучеобразный характер треугольных фигур (нет фигуры с углом расхождения более 17 градусов);
- нет ни одного круга, квадрата, зато множество синусоид и спиралей, - фигур, образовывающихся при сложении колебательного или вращательного движения с поступательным, и это свидетельствует о динамизме в процессе создания фигур;
- расположение и конфигурация лучеобразных фигур имеют сходство со схемами геометрической оптики: треугольник в какой-то момент словно перегибается и тянется вбок, сохраняя при этом угол расхождения (так в оптике демонстрируют закон отражения света); линии "перегиба" полос или трапеций всегда прямолинейны, как границы отражения или преломления света; встречаются треугольники с изменяющимся углом расхождения, что также сходно с лучами света при изменении апертуры источника излучения;
- геометрические фигуры, выполненные на сложном рельефе, сохраняют свою правильную форму на снимках, сделанных с воздуха сверху; напротив, при боковой съемке фигуры имеют искаженную форму;
- на плато есть линии, направленность которых астрономического характера: одни указывают восход или заход солнца в дни солнцестояний или дни равноденствий, другие расположен строго по направлению север-юг. Это свидетельствует о том, что в местонахождении фигур может быть заложена информация.
Таким образом, геометрическим фигурам Наски присущи прямолинейная направленность, независимость от рельефа и динамизм техники исполнения. Схемы расположения линий, площадок вообще имеют большое сходство с ходом лучей в оптических схемах.

В 1939 году американский археолог Пол Косок , пролетая над пустыней Наска , обнаружил странные линии и фигуры. Ранее никто не догадывался о них, потому что их можно хорошо разглядеть только с достаточно большой высоты. С этого момента началось исследование странных фигур. Немецкий доктор археологии Мария Райхе посвятила этому всю жизнь. Она же добилась охраны линий от разрушения на самом высоком уровне. Теперь линии и геоглифы Наска являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря пустынному климату на протяжении столетий рисунки не исчезли, хотя они очень легко разрушимы: ведь они представляют из себя просто снятый верхний слой грунта. Но защищать линии есть от чего. Веками продержавшиеся линии легко могут быть уничтожены человеком, ведь и машины и люди оставляют на поверхности заметные следы. А проходящая прямо сквозь некоторые геоглифы трасса Панамерикана Сур создает еще большую угрозу.

Многие линии простираются в длину более чем на 8 километров, а фигуры могут достигать размера 250 метров. На фото внизу - круговая (360 градусов) фото-панорама пустыни Наска в высоком разрешении, сделанная с холма у хайвея .

Внастоящее время известно около 30 основны и сотни менее известных рисунков, окоро 700 геометрических фигур, большинство из которых - спирали , и порядка 13 000 линий различной геометрии. Также были открыты не менее интересные геоглифы к северу от Наски - близ города Пальпа . Благодаря их явному сходству опишем их вместе.

Основные геоглифы Наски

На карте ниже мы выделили самые известные геоглифы - рисунки пустыни Наска. На карте можно также увидеть многочисленные линии. Обратите внимание: фигура "Астронавт" выполнена на большом расстоянии от остальных - на карте внизу справа, к тому же на склоне холма и в другой манере, это может говорит об иной природе происхождения по сравнению с остальными геоглифами.

Типы фигур Наски и Пальпы

Условно все фигуры как пустыни Наска, так и пустыни Пальпа, по геометриии можно разделить на 6 типов:


Загадки Наски и Пальпы

  1. Странности наложения. Многократно пересекающиеся, накладывающиеся друг на друга лини, фигуры и рисунки опровергают теорию, что рисунки сделаны позже линий. Потому что где-то рисунки находятся над линиями, а где-то наоборот. Но странно другое: рисунки и линии, расположенные сверху, не разрушают рисунки и линии, которые находятся под ними.

  2. Проход сквозь рельеф. Если наблюдать вид из космоса, то все линии выглядят абсолютно ровными. Но если сделать снимки с самолета, то видно, что часто линии проходят через пересеченную местность. В этом случае не понятно, как можно было выполнить так точно линии не с высоты, а находясь на земле.

  3. Манера выполнения рисунков. Почти все рисунки выполнены одной линией, которая при этом нигде не пересекается. Манера выполнения рисунков сильно напоминает манеру выполнения зигзагов, спиралей и параллельных линий - как будто их рисовали одним лучом под управлением компьютерной программы.

  4. Расположение рисунков. Почти все рисунки расположены параллельно или под прямым углом к близлежащим линиям.

  5. Входящие и выходящие линии рисунков . Многие рисунки, такие как Колибри , Паук , Обезьяна , нарисованы не замкнутой линией, а откуда-то исходящей и куда-то возвращающейся, как будто рисунки были нарисованы "заодно" с линиями. Часто такие входы-выхлды находятся в районе половых органов изображаемых животных.

  6. Местонаходжение рисунков . Наска и Пальпа - не единственные места линий. Линии разбросаны по пустынной части почти всего Перу, за много сотен километров от Наски. Хорошо известен геоглиф "Канделябр ", расположенный в Паракасе и хорошо видный с островов Бальестас.

  7. Взаимозависимость рисунков. Тонкие линии внезапно переходят в широкие, линия может быть продолжена рисунком, а широкая линия закончиться на пересечении другой широкой.

  8. Линии представляют собой снятый слой грунта от 20 до 50 см. Но рядом нет насыпей - только совсем минимальные, и вдалеке нет куч камней. А на плавных поворотахшироких линий при расчистке бортики на внешних окружностях борта должны быть шире, чем на внутренних. К тому же стоит понимать, что для того, чтобы прорисовать некоторые крупные полосы, нужно убрать с поверхности тысячи тонн такого щебня.

  9. Зависимость от рельефа. Утолщение линий часто идет с понижением уровня грунта. Толстые линии часто прерываются у подножия гор или рек. А некоторые широкие линии расположены на горах и как бы срезают их вершины, которые почти идеально ровные.

  10. Ряды насыпей. Не понятно назначение рядов точек - насыпей. В некоторых местах они заполняют широкие полосы.

  11. Неисследованные артефакты. В районе линий расположено много странных образований - квадратных и круглых углублений, геометрически ровно расположенных скальных образований, которые ученые до сих пор не исследовали. Поэтому пока это не сделано, сложно дать окончательные версии назначения рисунков.

  12. Кроме линий, следов нет . Чтобы нарисовать подобные линии с земли, нужно применять какие-то приспособдения, нужно присутствие людей. Все это оставило бы технологические следы. Сегодня можно наблюдать отчетливые следы от машин и людей. Даже например после того, как Гринпис провел свою неудачную акцию, и оставил следы, чем сильно возмутил перуанцев. Но у древних линий никаких следов нет, кроме самих линий.

Версии ученых

Есть несколько основных версий происхождения и назначения линий и геоглифов Наска. И все они довольно спорные.

  1. Астрономическая версия. Немецкий исследователь Мария Райхе, посвятившая жизнь исследованию фигур, пришла к выводу, что рисунки были сделаны , проживавшего в этой местности примерно 2000 лет назад. За это говорят и рисунки на их керамической посуде, схожие с геоглифами. Радиоуглеродный анализ доказывает примерно такой срок возникновения геоглифов. Рисунки, по мнению Райхе, представляют большой астрономический календарь, обсерваторию под открытым небом. Календарь служил для определения времени проведения сельскохозяйственных работ. Доктор Филлипс Питлуги , к примеру, утверждает, что изображение паука и расходящихся от него линий напоминает скопление звезд в созвездии Ориона. Современные ученые (начиная с американца Джеральда Хокинса ) оспаривают эту версию, мотивируя тем, что линий настолько много, что конечно из них можно найти те, что напоминают расположение звезд. Но что делать с остальными - не понятно.
  2. Религиозная версия. Эта версия не оспаривает версию происхождения, но назначением считает релизиозные обряды. Например по этим полосам шли шаманы и взывали к душам умерших. Или жители Наски старались таким образом обратиться к богам, чтобы они дали воду в виде дождей. Ведь цивилизация Наска, предположительно, вымерла именно по причине изменения климата, постепенно высувшего плодородные ранее земли.
  3. Инопланетное сканирование. Эта версия предполагает, что линии и рисунки, кроме явно антропоморфных ("Семья", "Ламы") нарисована с большой высоты - только в этом случае они могли быть такими ровными. Также предполагается, что была использована компьютерная программа, которая могла нарисовать столь идеально выверенные фигуры. Возможно, инопланетные существа брали пробы грунта, об этом говорят зигзаги и спирали. А толстые линии могут говорить о сборе полезных ископаемых с поверхности. Например, в камнях на поверхности пустыни присутствует железная руда. Есть и другая трактовка этой версии. Допотопная цивилизация, а не инопланетяне, искали погребенные под слоями сели города, сканируя местность с высоты. О том, что в этой местности прошла сель, говорит состав почвы пустыни: округлые камни в глине, а кое-где торчат пики бывших гор. Также о потопе многое говорят разрушенные постройки города .
  4. Инопланетные корабли. Эта версия говорит, что линии являлись взлетно-посадочными полосами. Однако не понятно, зачем их такое количество, почему в таком вязком грунте, и зачем тогда рисунки и зигзаги. Да и никаких следов возможного взлета и посадки не обнаружено. Но можно предположить, что многочисленные линии на песке - сканирование с целью найти место для посадки или взлета кораблей, а поскольку почва мягкая - сканирование продолжалось дальше, пока не было найдено идеальное место - в твердых горах Пальпы. За эту версию говорит факт, что именно там полосы представляют из себя не снятие пары десятков сантиметров с поверхности грунта, а как будто вершину горы намеренно срезали и выровняли.

Как понаблюдать

Наблюдать за линиями Наска и Пальпа лучше всего, конечно, с самолета . Если Вы приобрели тур в Перу, то обратите внимание, чтобы был включен полет над линиями Наска. Тогда о его организации беспокоиться не следует. Кто едет самостоятельно, тому стоит обратить внимание, что на полет нужно записываться как минимум за день. При этом можно переночевать в Наске, Ике или Паракасе - они наиболее близки к геоглифам.

Второй вариант - экономный. Когда Вы едете по Панамерикана Сур, то не пропустите двух мест для наблюдения. Если ехать с юга, то первое место - холм , рядом с которым расположена стоянка. С холма как раз сделана наша фото-панорама (в начале статьи). Плюс наблюдения с холма - в отличии от полета на самолете, линии можно разглядеть совсем близко. К тому же некоторые линии очень хорошо видны с холма.


Ну и третий вариант - чуть дальше на север по Панамерикана Сур. Это специально, еще при Марии Рейхель, сделанная вышка , с которой можно разглядеть 3 фигуры. С одной стороны руки и дерево , а с другой - издалека кончик рептилии . Рядом с вышки продаются различные сувениры, посвященные линиям и геоглифам Наски. Вход на вышку платный.

Рисунки Пальпы можно посетить, проехам еще чуть на север, но для их наблюдения лучше съехать с Панамерикана Сур.

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Плато Наска находится на юге государства Перу . Из -за сухого климата и отсутствия воды и растительности эту местность также называют пустыня Наска . Название плато связано с

Доколумбовой цивилизацией ,
существовавшей в этих местах во временном промежутке 500 г . до н .э . и 500 г . н .э . Свою известность плато Наска получило благодаря геоглифам - огромным рисункам , начерченным на земле , увидеть которые можно только с воздуха .

Открытие геоглифов Наска .
О загадочных рисунках в пустынном плато стало известно ещё в далеком 1553 году от испанского священника Педро Сьеса де Леон . Путешествуя по территории современного государства Перу он написал в своих записях о множестве начерченных на земле линий , именуемых им "дорогой Инков " и о неких знаках , также нарисованных на песке . Первым эти знаки с воздух удалось разглядеть американскому археологу Полу Косоку , пролетавшему над обширным плато в 1939 году . Большой вклад в изучение рисунков Наска был внесён немецким археологом Марией Райхе . В 1947 году она пролетела над плато на самолёте сфотографировала геоглифы с воздуха .



Описание рисунков на плато Наска
Геоглифы имеют размеры в несколько десятков метров , а линии Наска простираются на многие километры и иногда уходят даже за горизонт пересекая холмы и русла высохших рек . Изображения нанесены на поверхность путём извлечения грунта . Они образуют борозды шириной около 135 см и 30 -50 см глубиной . Рисунки сохранились до наших дней благодаря сухому полупустынному климату . Сегодня известно о 30 рисунках , изображающих геометрические фигуры , животных и только на одном изображено человекоподобное существо высотой около 30 метров , похожее на астронавта . Среди изображений животных наиболее известными являются паук , колибри , кит , кондор и обезьяна . Геоглиф , изображающий кондора является одним из самых больших в пустыне . Его длина от клюва до хвоста составляет 120 метров . Для сравнения : размер паука - 46 метром , а колибри - 50 .





Загадки геоглифов пустыни Наска
Таинственные рисунки оставили археологам и историкам много вопросов . Кто их создал ? Каким образом и с какой целью ? С земли геоглифы разглядеть не возможно . Они видны только с воздуха , причём поблизости нет ни каких гор откуда эти линии и рисунки можно было бы увидеть . Ещё возникает вопрос о том , что рядом с рисунками и линиями нет следов древних художников , хотя если по поверхности проедет машина , останутся следы . Примечательно , что изображённые на геоглифах обезьяна и кит не живут в данной местности .



Изучения плато Наска
Некоторые учёные считают , что геоглифы имели ритуальное значение для древних жителей долины . Поскольку их можно было разглядеть только с воздуха , то увидеть их могли только боги , к которым люди обращались с помощью рисунков . Многие исследователи придерживаются гипотезы о том , что изображения Наска были созданы одноимённой цивилизацией , жившей в этих местах во 2 веке до нашей эры . Исследовательница геоглифов Мария Райхе считает , рисунки сперва были сделаны на маленьких эскизах , а уже потом наносились на поверхность в натуральную величину . В качестве доказательства она предоставила найденный в этих местах эскиз . Кроме того , на концах линий , изображающих рисунки , обнаружены деревянные столбики , вбитые в землю . Они могли служить координатами точек при нанесении геоглифов . Результаты исследований показали , что изображения создавались в разное время . Пересекающиеся и находящие одна на другую линии , говорят о том , что древняя живопись покрывала землю долины в несколько этапов .


Различные версии происхождения геглифов
Многие историки и археологи придерживаются астрономической версии рисунков . Древние жители пустыни Наска могли хорошо разбираться в астрономии . Созданная галерея является своеобразной картой звёздного неба . Такой версии придерживалась немецкий археолог Мария Райхе . Американский астроном Филлис Питлуги в пользу данной версии приводит тот факт , что геоглиф , изображающий паука , является чертежом , показывающим скопление звёзд в созвездии Ориона . Однако британский исследователь Джеральд Хокинс уверен , что только небольшая часть линий и рисунков пустыни Наска связаны с астрономией . Некоторые уфологи предполагают , рисунки являлись ориентиром для посадки инопланетных кораблей пришельцев , а линии плато Наска выполняли роль взлётно -посадочных полос . Скептики не соглашаются с этой версией хотя бы потому , что космическим кораблям инопланетян , способным преодолевать десятки световых лет не требуется разгон для взлёта . Они могут подняться в воздух вертикально . Изучавший в 70 -х годах прошлого века плато Наска Джим Вудман пришёл к выводу , что древние жители , создавшие эти рисунки , могли летать на воздушном шаре . Он объясняет это изображением данного летательного объекта на глиняных статуэтках , сохранившихся с древних времён . Для доказательства Вудман изготовил воздушный шар из побочных материалов , которые можно было достать только в ближайшей округе . В шар подавался горячий воздух и он смог пролететь достаточно большое расстояние . Упомянутая выше немецкий археолог Мария Райхе называла геометрические фигуры и линии плато Наска зашифрованным текстом , похожим на набор букв и знаков .
До сих пор нет единого мнения о происхождении и назначении таинственных геоглифов . Плато Наска остаётся одной из величайших тайн на нашей планете ...

Культура Наска считается преемницей культуры Паракас. Здесь используется похожий «дизайн» для изготовления тканей, предметов быта и украшений. Детишкам, как это было принято и в Паракасе, продолжали деформировать черепа, путём сдавливания лба и затылка. Некоторым взрослым иногда трепанировали черепа – но уже не в таком массовом порядке, как это происходило у их предшественников.

Любопытно, что отношение общества к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все «трепанированные» состояли на особом учёте. И когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой! Опасные (или особо ценные?), по всей видимости, головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках.

Этот, казалось бы, странный факт может служить доказательством гипотезы Л.П. Гирмака о попытках древних американцев достичь с помощью нейрохирургического вмешательства изменённого состояния сознания. Люди, перенёсшие трепанацию, становились «колдунами» или ясновидящими и неизбежно занимали особое положение в обществе. Совершенно очевидно, что в Паракасе были и великолепные хирурги, и множество ясновидящих. В Наска по неизвестной нам причине эта традиция постепенно утрачивается. Очень может быть, что новая власть решила разделаться с колдовскими практиками, для чего головы умерших (возможно, убитых) колдунов стали отделяться от тел. Как известно, нарушение целостности тела при захоронении, согласно поверьям многих народов, предопределяет невозможность возрождения умершего...

Однако мы не будем останавливаться на описании этой культуры, а перейдём к одной из самых больших загадок археологии, истории, антропологии и многих других смежных . Речь пойдёт о таинственных рисунках плато Наска .

Эти рисунки были обнаружены случайно, благодаря авиации, поскольку их можно видеть только с самолёта или с большой возвышенности. Первым увидел гигантские геометрические фигуры с самолёта в 1920 году американский исследователь Поль Косок . Учёный с изумлением всматривался в этот невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших плоскогорье на огромной территории. Кроме того, там были изображения свыше 100 известных растений и животных, а также россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий.

Эти линии особенно поразили учёного. Они рассекали пустыню по всем направлениям без всякого видимого порядка, были абсолютно прямыми и убегали за горизонт, совершенно игнорируя неровности местности – через возвышенности и долины.

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима, между городами Наска и Пальпа. В этих местах земля годами не видит влаги. Капли редкого дождя, падая на раскалённую каменистую поверхность, тут же испаряются. Это безжизненное пространство является идеальным местом для устройства захоронений с обеспечением нетленности. Позже, изучая все рисунки на месте, Поль Косок увидел, что технология их исполнения удивительно проста. Нужно было лишь сдвинуть камни и дёрн под ними, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могли сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями!

Темы рисунков, как уже говорилось, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и ). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э.

Давайте рассмотрим поподробнее некоторые теории относительно рисунков Наска.

Самая первая – астрономическая , она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе . Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс , автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа». С помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория.

Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва , которая нигде не пересекается.

Следующая версия загадочных рисунков Наска – инопланетная, она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.

Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле» , прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна . Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов », инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации . В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».

Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр» . Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира.

Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия . Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно , поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.

Время идёт, а рисунки Наска становятся только загадочнее. Недалеко от пустыни, в горах, обнаружены аналогичные изображения, о которых ранее не было известно. И в данном случае рисунки не указывают на местонахождение подземных водных каналов.

А в 1400 км от плато Наска, у подножия горы Солитари, обнаружена гигантская статуя человека. Ее назвали Гигант Атакамы. Она достигает высоты 120 метров, и её окружают линии и знаки, аналогичные рисункам Наска. Таких загадочных находок с каждым годом становится всё больше, что запутывает исследователей и стимулирует фантазёров, выдвигающих всё новые версии назначения рисунков Наска.

Вопросы, вопросы… Пока ещё ни на один из них об этих загадочных объектах не найдено удовлетворительного ответа (http://www.inca.nm.ru/Nasca.htm).

Новые рисунки в пустыне Наска

Андрей Жуков, кандидат исторических наук

Про рисунки пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней истории человечества. Учёные уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же названием – Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, учёные практически не приблизились к разрешению этой величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.

Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, учёные называют геоглифами . Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей.

А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем немного – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км!

Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская «чертёжная доска».

Современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков.

Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять своё направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяжённые, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остаётся по-прежнему недоступной современным учёным.

При всём обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня учёные ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объём работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.

Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется ещё и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты…