Тема любви в мастер и маргарита. История любви мастера и маргариты

Сочинение Мастер и Маргарита тема любви

План

Вступление

2.История любви

3.Вмешательство черной силы

4.Заключение

Произведение « » включает в себя широкий круг философских проблем. Не обошел писатель стороной и тему любви, которая напрямую отражена в названии романа. Любовь Мастера и Маргариты - одна из центральных нитей произведения, вокруг которой разворачиваются основные события.

Впервые читатель узнает о трагической любви в 13-й главе романа. О ней рассказывает Ивану Бездомному сам Мастер, посещая поэта в палате сумасшедшего дома. История Мастера очень фантастична, учитывая время, в которое происходят события. Он выигрывает огромную сумму денег, благодаря чему имеет возможность отдавать все свободное время написанию своего романа. Такой человек совершенно не вписывается в советский быт 20-х гг.

Встреча главного героя с Маргаритой также необычна. Среди тысяч людей они просто встретились глазами, и это изменило все в их жизни. В глазах Маргариты Мастера поразило «никем не виданное одиночество». Случайная встреча двух абсолютно одиноких людей среди безликой толпы стала началом великого чувства. Мастер уже жил «с этой, как ее…», которую он тотчас же забыл. У Маргариты был муж и обеспеченная жизнь, которая также потеряла в ее глазах весь смысл. Отныне они принадлежали только друг другу и роману, который создавал Мастер. Маргарита стала настоящей музой писателя, придававшей ему небывалую творческую силу. Она переживала за роман, как за собственного ребенка. Он и стал их ребенком, рожденным под влиянием огромной любви.

Процесс написания романа был самым счастливым временем в жизни Мастера и Маргариты. Булгаков ничего не говорит о каких-то интимных моментах любви. Для великого чувства этого не нужно. Становится понятно, что Мастер и Маргарита просто не могли жить друг без друга. Они проводили дни в небольшом подвальчике, топили печку, пекли картофель и были самыми счастливыми людьми на свете. После завершения романа и первой попытки его напечатать наступает трагическая развязка.

Неприятие романа советской критикой постепенно сводит Мастера с ума. Маргарита в ярости, она всеми силами утешает своего возлюбленного. В очередном болезненном припадке Мастер уничтожает свой роман, и в этот момент появляется Маргарита. Она понимает, что спасение возлюбленного зависит только от нее. Она решает порвать с мужем и обещает Мастеру навсегда переехать к нему. Сила любви такова, что Маргарита согласна погибнуть вместе с Мастером. Однако, Мастер не выдержал ночи и в припадке страха убежал из дома, оказавшись, в конце концов, в сумасшедшем доме. Он с той же силой любит Маргариту, но не хочет разрушать и ее жизни, поэтому даже не пытается написать ей.

В 19 главе читатель знакомится с Маргаритой. Ее любовь также не ослабла, она не может забыть Мастера, не может простить себе, что покинула его в ту роковую ночь. Она бессмысленно проводит дни в роскошной обстановке, постоянно думая о своем возлюбленном. Попытки разыскать Мастера ни к чему не приводят. Но вот наступает день, когда Маргарита просыпается с твердым убеждением в том, что должно что-то произойти.

Последующая встреча с Азазелло, бал у Сатаны - все это проносится вихрем перед Маргаритой. Она получает возможность исполнить свое главное заветное желание. Возвращение возлюбленного - вот просьба измученной женщины у Сатаны. Мастер и Маргарита вновь вместе. Они многое испытали, Мастер психически нездоров. Влюбленные возвращаются в свой подвальчик. Подручные Воланда обеспечивают им незаметную жизнь. Казалось бы, счастье достигнуто. Однако в 30 главе вновь появляется Азазелло. Он забирает души влюбленных из подвальчика, чтобы они смогли обрести «вечный приют». Воланд делает Мастеру и Маргарите последний подарок - тихую счастливую жизнь в «вечном доме» с «венецианским окном».

История Мастера и Маргариты фантастична и уникальна. Но она служит идеалом, к которому должны стремиться люди. Если отбросить Сатану, волшебные приключения и т. д., то главным останется огромное настоящее чувство, которое невозможно победить или сломать. В середине романа Булгаков утверждает, обращаясь к читателю: «я покажу тебе такую любовь!». И ему это по-настоящему удается.

Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь»? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо - они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих», - говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом... она была счастлива? - задается вопросом писатель. - Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. «Я буду беречь твой сон», - говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя - за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий - со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение - плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» - вот главная сущность, отстаиваемая романом.

Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все. Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман, роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности.
Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.
Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и
Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется,
Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранная.
В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.
Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»+Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.
Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет
Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева - Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи - Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий
Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», - говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
Любовь - именно она придает книге загадочность и неповторимость. Любовь поэтичная, любовь земная, плотская и романтическая- это та сила, которая движет всеми событиями романа. Ради нее все меняется и все происходит.
Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

­Вечная любовь

Произведение «Мастер и Маргарита» - это роман о настоящей любви, ради которой человек готов пожертвовать всем. М. А. Булгаков так изобразил это вечное и возвышенное чувство, как еще никому до него не удавалось. У него было особое, своеобразное восприятие любви, но по всем параметрам, верное. Главных героев романа настолько охватывает это чувство, что все остальное для них перестает быть важным. В частности, Маргарита - это гордая женщина, готовая отказаться от обустроенной жизни, материальных благ, спокойствия и благополучия только ради того, чтобы быть рядом с бедным, не имеющим за душой ничего, кроме таланта писательства Мастера .

В свое произведение Булгаков внес много крылатых фраз. Одна из них гласит: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? … я покажу тебе такую любовь!» И ему это удается. На фоне интригующих сюжетов, происходящих в двух разных временных пространствах, развивается любовь Мастера и Маргариты. Однако она неразрывно связана с событиями тысячелетней давности, когда при римском префекте Иудей был казнен лучший и самый достойный из людей. Об этом повествует роман Мастера, который получает отказ от издательства. И именно эту ситуацию появился, чтобы исправить загадочный профессор, он же «князь тьмы».

Воланд живет на земле много тысячелетий подряд и ему известно, что работа Мастера правдива. Он был свидетелем дружбы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри , а также казни последнего, поэтому решил помочь талантливому писателю в век несправедливости. Противоречиво автор рисует общество Москвы 1930-х годов. В Доме Литераторов работает много абсолютно нерадивых писателей, в то время как достойную работу Мастера отвергают и не берут в печать. В результате он попадает в психиатрическую клинику, а Маргарита остается одна. Готовая продать душу «дьяволу», она идет на все, чтобы спасти любимого.

Тогда Воланд приглашает ее на бал нечисти, где она должна быть королевой и принимать самых страшных убийц и преступников всех времен. Даже это не пугает героиню. Она охотно соглашается присутствовать на таком мероприятии и вести себя как хозяйка бала. Когда речь заходила о настоящей, вечной и всепоглощающей любви, М. А. Булгаков не относил ее ни к категории света, ни к категории тьмы. Он ее сравнивал только с жизнью и смертью. Поэтому все средства были хороши ради достижения этого прекрасного чувства. В своем романе он превращал главную героиню и в ведьму, и в королеву бала сатаны, а все ради того, чтобы спасти любимого и быть с ним рядом.

Любовь в таком проявлении вызывала уважение даже у видавшего виды Воланда. Поэтому, несмотря на то, что свое право единственной просьбы героиня использовала, чтобы спасти незнакомую ей, но нуждающуюся в помощи женщину, он подарил ей еще одно такое право, воспользовавшись которым, Маргарита вернула своего Мастера. В качестве последнего испытания он подарил им вечный покой. Маргарита и там не покинула своего любимого. Она смело переступила смертную черту, чтобы остаться с любимым навсегда. Была еще одна причина, по которой Воланд забрал этих двоих с собой. Он понял, что им не место в обществе, где нет высоких духовных идеалов.

Свою главную книгу - роман "Мастер и Маргарита", которая называлась сначала и "Копыто инженера", и "Черный маг", Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Он диктовал последние вставки в произведение своей жене в 1940 году, в феврале, за три недели до смерти. В этой статье мы рассмотрим последний роман Булгакова, проведем его анализ.

"Мастер и Маргарита" - итог творчества Булгакова

Своего рода синтезом, итогом всего предыдущего опыта писателя и драматурга явился этот роман. В нем был отражен московский быт, который возник еще в очерках из произведения "Накануне"; сатирическая мистика и фантастика, опробованная Булгаковым в повестях 1920 годов; мотивы неспокойной совести и рыцарской чести - в романе "Белая гвардия"; а также драматическая тема злой судьбы одного гонимого художника, которая была развернута в "Театральном романе" и "Мольере". Описание Ершалаима подготовила картина жизни восточного города, о котором сказано в "Беге". А перенесение повествования во времени в период раннего христианства напоминало о пьесах "Иван Васильевич" и "Блаженство", в которых также было совершено путешествие по эпохам.

Многослойность произведения

Стоит прежде всего отметить, что это произведение является многослойным, как показывает проведенный нами анализ. "Мастер и Маргарита" имеет несколько планов, включая временные. Автор, с одной стороны, описывает действительность 1930 годов, современную ему, но с другой Михаил Афанасьевич выходит на иную эпоху: древняя Иудея, первые два века христианства, правление Понтия Пилата. На сравнении этих двух времен, установлений между ними косвенных и прямых аналогий выстраивается пространство романа, идейное содержание его этим обогащается. В произведении, кроме того, ярко выписан авантюрно-фантастический пласт. К нему в первую очередь относятся сцены, в которых участвуют Коровьев, Бегемот и другие представители "шайки" черного мага.

Отражение особенностей эпохи

Гонения, репрессии, страх, которые буквально пропитали атмосферу 30 годов, отобразились наиболее ярко в судьбе Мастера. Докажем это на примере одного эпизода, проведя его анализ. "Мастер и Маргарита" содержит интересную сцену - описание возвращения главного героя домой после того, как он стал жертвой осуществленного Алоизием Могарычем доноса. Три месяца отсутствовавший в своем жилище, он приходит к окнам подвальчика, в котором играет патефон. Мастер вернулся в том же пальто, только с оборванными пуговицами (их при аресте срезали) с нежеланием жить и писать.

Напоминают об атмосфере 1930 годов также обстоятельства убийства наемниками Афрания Иуды, смерть Майгеля, которого погубил Азазелло на балу у сатаны. Эти смерти демонстрируют лишний раз закон, не раз подтверждавшийся уже во времена Ежова и Ягоды: самим злом будут уничтожены его слуги.

Роль мистики в произведении Булгакова

Булгаков именовал себя писателем мистическим, но в романе мистика совсем не является апологией всего таинственного, что можно доказать, проведя анализ. "Мастер и Маргарита" - произведение, в котором свита Воланда совершает чудеса лишь с единственной целью: в роман через них входит сатира. Потешается Воланд с подручными над людскими пороками, наказывает сластолюбие, вранье, жадность всех этих Лиходеевых, Семплеяровых, Варенух. Представители зла у Булгакова действуют в соответствии с гетевской максимой о том, что они являются силой, которая творит добро, желая зла.

Анализ произведения "Мастер и Маргарита" показывает, что одной из основных мишеней является самодовольство рассудка, прежде всего, атеистического, который с пути сметает вместе с целиком всю область таинственного и загадочного. Описывая все "мистификации", "шутки" и "приключения" Бегемота, Коровьева и Азазелло, писатель смеется над уверенностью людей в том, что все формы существующей жизни можно спланировать и расчислить, а счастье и процветание людей устроить совсем не сложно - достаточно лишь захотеть.

Критика рационализма Булгаковым

Булгаков, оставаясь приверженцем Великой эволюции, выказывает сомнение, что однонаправленный и равномерный прогресс обеспечить можно "кавалеристским наскоком". Мистика его направлена прежде всего против рационализма. Анализ произведения "Мастер и Маргарита" с этой стороны можно провести следующий. Булгаков осмеивает, развивая намеченную еще в различных повестях 1920 годов тему, самодовольство рассудка, который убежден в том, что он создаст, освободившись от суеверий, точный чертеж будущего, устройство отношений между людьми и гармонию в душе человека. Здесь может служить характернейшим примером образ Берлиоза. Он, перестав верить в Бога, не верит даже, что случай может помешать ему, в самый неожиданный момент подставив подножку. А ведь именно это в конце концов и происходит. Таким образом, анализ романа "Мастер и Маргарита" доказывает, что автор выступает против рационализма.

Мистика исторического процесса

Но мистика быта для писателя - только отблеск того, что можно считать мистикой исторического процесса (непредсказуемость хода истории и полученных результатов, неожиданность их). В истории важнейшие события, как считает Булгаков, незаметно созревают. Осуществляются они вне воли людей, хотя многие убеждены, что могут самовольно всем распорядиться. Несчастный Берлиоз в результате, знавший точно, что будет вечером делать на заседании МАССОЛИТа, гибнет через несколько минут под колесами трамвая.

Понтий Пилат - "жертва истории"

Подобно Берлиозу, становится еще одной "жертвой истории". Анализ романа "Мастер и Маргарита" выявляет следующие особенности этой личности. На людей и на себя герой производит впечатление могущественного человека. Однако проницательность Иешуа не меньше поражает прокуратора, чем необычные речи Берлиоза и Воланда. Самодовольство Понтия Пилата, его право распоряжаться по своему усмотрению жизнями других поставлены тем самым под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но, несмотря на это, последний свободен, а Пилат является несчастным заложником собственной совести. Двухтысячелетний плен этот - наказание мнимому и временному могуществу.

Любовь Мастера и Маргариты

Роман "Мастер и Маргарита" посвящен судьбе одного мастера - творческой личности, которая противостоит всему окружающему миру. Неразрывно связана его история с историей Маргариты. Автор во второй части своего романа обещает показать читателям "вечную", "верную", "настоящую" любовь. Именно такими были в произведении чувства главных героев. Проведем их анализ. произведения вы, надеемся, помните) - роман, в котором любовь является одной из главных тем.

"Настоящая любовь" у Булгакова

Что же означает "настоящая любовь" с точки зрения Михаила Афанасьевича? Анализ глав ("Мастер и Маргарита") показывает, что встреча героев была случайной, однако этого нельзя сказать о чувстве, которое до конца дней связало их. Мастер и Маргарита узнают друг друга по взгляду, в котором отразилось "глубокое одиночество". Это означает, что, даже не зная еще друг друга, герои испытывали огромную потребность в любви, что отмечает в своем романе Булгаков. "Мастер и Маргарита", анализ которого мы проводим, - произведение, демонстрирующее, что свершившееся чудо (встреча возлюбленных) - это также воля случая, таинственного фатума, всячески отрицаемого сторонниками рационализма.

Мастер говорит, что это чувство сразу поразило их обоих. Настоящая любовь вторгается в жизнь властно и преображает ее. Встреча Мастера и Маргариты, анализ которой мы проводим, все обыденное и будничное превратила в значительное и яркое. Когда в подвальчике Мастера появилась главная героиня, как будто бы стали светиться изнутри все детали его скудного быта. И это можно легко заметить, проводя анализ. Любовь Маргариты и Мастера была настолько яркой, что когда героиня уходила, все меркло для влюбленного писателя.

Прежде всего настоящие чувства должны быть бескорыстными. У Маргариты до встречи с Мастером было все, что необходимо для счастья женщине: добрый, красивый, обожавший свою супругу муж, деньги, роскошный особняк. Однако она не была довольна своей жизнью. Булгаков пишет, что Маргарите нужен был Мастер, а не отдельный сад, готический особняк и деньги. Когда у героини не было любви, она хотела даже покончить с собой. Своему мужу при этом она не могла причинить зла и поступила честно, приняв решение оставить прощальную записку, в которой объяснила все.

Следовательно, истинная любовь не может никому причинить зла. Свое счастье она не будет строить за счет несчастья других. Это чувство также самоотверженно. Героиня Булгакова способна принимать устремления и интересы своего возлюбленного как собственные. Она помогает Мастеру во всем, живет его заботами. Герой же пишет роман, который становится содержанием всей жизни девушки. Она набело переписывает готовые главы, старается, чтобы Мастер был счастлив и спокоен. И в этом видит смысл собственной жизни.

"Верная любовь"

Что же означает "верная любовь"? Определение ее можно найти во второй части произведения, когда героиня остается одна, при этом не имея никаких известий о своем возлюбленном. Она ждет, не находя себе места. Маргарита при этом не теряет надежды встретиться с ним вновь, она верна своему чувству. Совершенно безразлично для нее, на каком свете произойдет эта встреча.

"Вечная любовь"

Любовь становится "вечной" тогда, когда Маргарита выдерживает испытание встречей с таинственными потусторонними силами, как показывает анализ эпизода ("Мастер и Маргарита"). Девушка в сцене, где описывается ее встреча с потусторонними силами, борется за своего возлюбленного. Посещая бал полнолуния, героиня возвращает Мастера с помощью Воланда. Она не боится смерти рядом со своим возлюбленным и остается с ним за смертной чертой. Маргарита говорит, что будет беречь его сон.

Однако, как ни переполнена девушка тревогой за Мастера и любовью к нему, когда наступает время просить, она это делает не за себя, а за Фриду. Она решает так не только из-за Воланда, который советует у власть имущих ничего не требовать. Органично соединена любовь к Мастеру в героине с любовью к людям. Собственные страдания вызывают желание избавить от них других.

Любовь и творчество

Также с творчеством связана настоящая любовь. С судьбой романа Мастера переплетена судьба Маргариты. По мере того как любовь крепнет, роман создается. Произведение поэтому является плодом любви. Одинаково дорог роман и Мастеру, и Маргарите. И если создатель его отказывается от борьбы, героиня устраивает в квартире Латунского разгром. Однако она отвергает предложение уничтожить его, исходящее от Воланда. По Булгакову, первая ступень истины - справедливость, однако высшая - это милосердие.

Творчество и любовь существуют среди людей, которые не ведают ни того, ни другого. Из-за этого они просто обречены на трагедию. Мастер и Маргарита в конце романа уходят из этого общества, где высоким духовным побуждениям не находится места. Им дается смерть как отдых и покой, как свобода от мучений, горя и земных мытарств. Ее можно воспринимать также как награду. В этом отражается боль жизни, времени, самого писателя.

Покой для Михаила Афанасьевича - отсутствие угрызений совести. Удела Понтия Пилата никогда не будут знать главные герои, которые прожили достойную, хотя и трудную жизнь.

Пережив десятилетия несправедливого забвения, роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова обращен сегодня к нам, в наше время. Главная сущность, которая отстаивается в произведении - это "настоящая, верная и вечная любовь".