Истоия праздника Новый год. Празднования в древние времена. Празднования на Руси

Отмечание этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.



В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, "прадедом" Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.



Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.



Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие - сколько смогли пережить суровых зим.

В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.

А пришла традиция праздновать Новый год в день весеннего равноденствия из Древней Месопотамии. Здесь каждый год вслед за 21-м днём месяца нисану (в день весеннего равноденствия) начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели - в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния - 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры - дети земных женщин и Пана - козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда - Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь получил в честь римского бога - двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое - вперёд к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра - символы счастья и удачи. Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.

НА РУСИ В ЭТО ВРЕМЯ…

Хроники новогодней неразберихи

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца - марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Даже названия месяцев у древних славян тесно связаны с явлениями природы:

Современное русское названиеДревнеславянское названиеЗначение

Январь - Сечень - Время рубки леса

Февраль - Лютый - Лютые морозы

Март - Березозол - Начинает цвести берёза, сбор берёзового сока

Апрель - Цветень - Цветение садов

Май - Травень - Зеленеет трава

Июнь - Червень - Краснеют вишни

Июль - Липец - Цветение липы

Август - Серпень - Время жатвы

Сентябрь - Вересень - Цветение вереска

Октябрь - Листопад - Опадение листвы

Ноябрь - Грудень - От слова «груда» (мёрзлая колея на дороге)

Декабрь - Студень - Наступление холодов

Многие древние названия месяцев позже перешли в славянские языки и до сих пор используются в белорусском, украинском, польском.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Или как Новый Год перенесли на сентябрь

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.

По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта - с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.

Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев - в сентябре.

Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином - смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.

И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.

Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.

ТАК ПОВЕЛЕЛ ВЕЛИКИЙ ПЁТР

На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».

Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».

Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....

Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие - не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати - удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды - сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.

ПУТАНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ

Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.

Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.

Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир. Дело в том, что календарь, введённый Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128 лет, то есть примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю, каждый четвёртый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным, содержал 366 дней, а не 365, как обычный.

В Европе ошибка была исправлена в 1582 г., когда римский папа Григорий XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного, в григорианском календаре «сотые годы» (те, что оканчивались на 00) были сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400:

Високосные годы: 1200–1600–2000–2400–2800,

Не високосные годы: 1300–1400–1500–1700–1800–1900–2100–2200–2300–2500–2600–2700.

Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.

Так прошло ещё 200 лет и Россия до 1918 г., жила «по старому стилю».

БОЛЬШЕВИКИ: ВОЙНА С ЁЛКАМИ

Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю - получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив: им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.

В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.

Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово - поповская сказка».

Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:

Скоро будет рождество -

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придёт капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Ёлку срубит топором,

Отпустивши злую шутку…

Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты:

Таким праздникам, как Новый год или Рождество не было места в этой системе.

НЕОБЫЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Снова празднует народ Рождество и Новый год

Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.

В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати. В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».

Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».

А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые - это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.

Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.

Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро - слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.

А ЧТО В ИТОГЕ?

Как разобраться во всех русских праздниках

В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством. Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины повеселиться, как святки, сочельник, колядки… Наконец наступает наш, «настоящий», Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник… После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше, родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Мы, к месту и не к месту, вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя при этом хранителями святых традиций далёких предков. Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.

Получилось смешно, не правда ли? Но, что самое главное, здорово, весело, и очень как-то по-русски!

Как отмечали Новый Год в старину


Как отмечали Новый Год в старину?

Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.
Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.
Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.
Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке - со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.

А как же обстояло дело на Руси?
В Древней Руси в языческие времена Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в день зимнего солнцестояния - 22 декабря. В самую длинну ночь люди просили Солнце вернуться на небосвод. Славяне жгли большие костры, огонь которых символизировал солнечный свет. Наши предки словно призывали солнце светить все ярче и ярче. Круглый новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце. Самое его название связано с плодородием, оно происходит от слова "корова". В древности изготовление каравая превращалось в языческое таинство - его пекли избранные жрецы. Они проводили священные ритуалы и использовали обрядовые предметы.
В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха.
Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. Дети изображали молодой год, и тот, кто не одаривал колядующих, мог будущий год прожить в нужде и страданиях.
На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол. В Киевской Руси было еще два новых года - 1 марта и 1 сентяря - в день прихода весны и день сора урожая.
В дальнейшем и вплоть до XV века на Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. Но это еще не все - с XV века дату празднования перенесли на 1 сентября и тогда он назывался по другому - первый день во году. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года.
Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
И только в 1700 году по указу Петра I Новый год в России стал отмечаться как в Европе - с 31 на 1 января по юлианскому календарю.Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Советские годы прошлого века нынче весьма популярны. О них снимают фильмы и пишут воспоминания. Мы тоже решили перенестись в то время. и вспомнить, как встречали Новый год тогда…

C 1918 по 1935 г. Новый год в нашей стране не считался официальным праздником. В семьях, где по традиции отмечали Новый год и Рождество, старались это не афишировать.


В декабре 1935 г., после опубликования статьи П. Постышева в газете "Правда", празднование Нового года было официально разрешено.

C этого времени стали производиться и появляться на прилавках и в домах горожан елочные игрушки: сначала очень простые - из ваты, ткани, картона, бумаги, затем все более яркие и нарядные, напоминающие дореволюционные.

На советской новогодней елке стали соседствовать традиционные рождественские шарики, снежинки, ватные медвежата, снегурочки, фрукты, и игрушки с новой символикой - рубиновыми звездами, дирижаблями, флажками с изображением пионеров и октябрят.

Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны - сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. - на Кремлевскую елку.


Вошли в моду открытки - фотокопии западных открыток, с ручным нанесением поздравительного текста.


Ожидание праздника.

Тогда, как и сейчас, люди начинали ждать новогодних праздников задолго до их наступления. В СССР причина заключалась в дефиците на продукты и одежду. Женщины задолго начинали наводить справки, где и что должны «выбросить» и держали ухо востро. Забудешься, растеряешься – и не купишь столь ценного зеленого горошка для «Оливье» или апельсинового сока.


Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и занимали очередь в ателье или у знакомой портнихи. В очередях выстаивали, чтобы купить искусственную елку, елочные игрушки, мишуру. Многие провинциалы ехали за этим в столицу и привозили оттуда роскошную мишуру и множество разнообразных хлопушек.

Ничто так не красит женщину, как перекись водорода. Этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого очередного новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы.


В парикмахерских накануне Нового года запись была такой плотности, что позавидовала бы даже ртуть. И если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние треники на рубашку в разводах и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки подруг.

Вот и шли в ход хна («радикальный рыжий цвет») и перекись водорода («блондинка за углом»), на полдня голова заковывалась в бигуди. Смешивалась тушь «Ленинградская» с мукой (секрет пропорций у каждой свой), красились отечественные капроновые колготки телесного цвета в черный, чтобы выделиться среди прочих гостей.


Верх ароматного шика - духи «Клима», нижний предел - духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».

В наше время к празднику тоже начинают готовиться загодя. Хотя все необходимое можно купить буквально в последние 2-3 дня. Видимо, традиция уже сложилась, и мы ее, даже не задумываясь, с удовольствием соблюдаем.

Новогодний стол.

Что готовят сейчас? Конечно, салаты: Оливье, Селедку под шубой, Мимозу какую-нибудь. То же самое мы ели и тогда, если, конечно, удавалось достать все необходимые продукты. Но в те времена мы знать не знали о сегодняшних новогодних салатах: Цезарях, Греческих, Шапках Мономаха и пр.

Праздничный стол в наши дни является гораздо более разнообразным: и креветки у нас, и лобстеры, и ветчина всякая разная, и рыба какая угодно, и фрукты разнообразные, и овощи свежие, и напитки в ассортименте.


Тогда, во времена СССР, кроме перечисленных салатов, мы ели котлеты домашние, запеченную курицу, картофельное пюре, бутерброды со шпротами, холодец, заливную рыбу, апельсины и мандарины.

У некоторых на столах была икра красная или черная, но таких везунчиков было немного. Как и тех, кому удавалось купить к новому году бананы, балычок, сервелат…


Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим. Свежие огурцы и помидоры не продавались в зимний период, а потому большие любители овощей выставляли на стол маринады.

Из напитков – Советское шампанское, водка «Столичная», лимонад «Буратино», морс и компот. В общем, ели вкусно и сытно, но без особого разнообразия. Одно и то же из Нового года в Новый год.

Новогоднее украшение.


Эх, сейчас каких только новогодних украшений не выставляют на полки магазинов! Любой размер, любой цвет, любой стиль, любая цена! Украшения для елки, украшения для интерьера, украшения для двери. Все, что захочешь.


А елки! Елки-то какие! Стоит, красуется вся такая искусственная, а ведь не отличишь от настоящей! Не пахнет, говорите? Так есть елки с ароматизаторами. А есть и те, что пляшут, крутятся да песенки поют. А гирлянды какие! Во времена СССР мы бы о таких мечтали, если бы знали, что такие бывают.


Мы знали красивые хрупкие игрушки для елки. Что было прекрасно, так это то, что елочные игрушки эпохи СССР отличались большим разнообразием форм. Ну, что сейчас? Шары, сосульки, колокольчики…


А тогда были и огурчики, и помидорчики, и луковички (видимо, сказывалась реализация программы подъема сельского хозяйства в СССР), и животные всякие-разные (от попугаев и обезьян до рыбок и свинок), и колдуны с бабками ёжками…


Популярен был серпантин и дождь, а хорошей мишуры было мало. Зато можно было купить стеклянные бусы для елки. Но чаще продавались картонные.


Таких Дедов Морозов и Снегурочек традиционно ставили под елку

Интерьер к Новому году украшать было особо нечем, поэтому нам приходилось креативить. Вы помните елочный дождь, свисающий с потолка? Делалось это просто: брали маленький кусочек ватки, наматывали на край «дождинки», «обслюнявливали» ватку и бросали в потолок – чудесным образом ватка прилипала к беленому потолку. Получаса хватало, чтобы украсить потолок большой комнаты.


А еще вырезали разнообразные снежинки и вешали их на елку и на окна. Схем создания снежинок было столько же, сколько и людей с ножницами.

Вырезаешь кружок, складываешь в несколько раз, делаешь всякие вырезы и надрезы, разворачиваешь и вуаля – неповторимая снежинка готова! А из чего делали-то? Хорошо, если из фольги, а то из белых салфеток в основном приходилось творить.

Новогодние подарки.

Сейчас проблема – выбрать из необыкновенного многообразия, а тогда было проблемой выбрать из ничего. Советская женщина, как известно, могла сделать из ничего салатик, прическу и трагедию, а еще подарок.


Часто дарили советские духи, которых в магазинах было в избытке. Мужчинам – одеколоны. Дарить какие-нибудь запонки и галстуки производства СССР было для многих моветоном, ибо не подарочными они были, совсем не подарочными.


За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось урвать: банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шикарные конфеты.

Детские подарки, которые приносили родители с работы (профком стабильно обеспечивал подарками – по одному на каждое чадо до 14 лет), были в принципе неплохими, но некоторые компоненты его наполнения удивили бы современных детей.

Например, яблоки в новогоднем вкусном подарке – это, согласитесь, совсем не актуально в наши дни. То же относится и к грецким орехам в скорлупе и дешевым карамелькам. А нам было в радость!

Празднование.

Советские дети, так же, как и современные, праздновали Новый Год на утренниках в саду и в школе. Родители готовили карнавальные костюмы. Можно было купить и готовые в магазинах, но они были дефицитом. Впрочем, как и хорошие ткани.

Поэтому в провинциальных детских садах девочки исполняли танец снежинок в платьях из медицинской марли. Мальчики чаще всего были зайками и мишками. Костюм зайки часто шили из белого ситца и декорировали белым мехом от старой шубки. Мишку делали почти так же.

В изобилии, кстати, были всевозможные маски. Можно было купить маски многих животных, а вот карнавальные головные уборы (всякие шапочки, колпаки и т.п.) приходилось делать самим.


В журналах публиковали схемы изготовления костюмов – порой очень даже оригинальных.


На школьных елках можно было встретить роботов с мигающими лампочками (ага, приходилось жертвовать настольной лампой), жар-птиц, кощеев бессмертных. Родители, как могли, старались сделать из ничего изюминку!

Кроме утренников в саду и школе, были и так называемые «елки» в домах культуры и клубах. Дети с удовольствием ходили на них, чтобы похороводить, получить несколько конфет за участие в конкурсах, продемонстрировать свой креативный карнавальный костюм и получить подарок. Было весело! Было радостно! Было празднично!

Хлопали хлопушками, из которых вылетали конфетти, ленты серпантина, бумажные маски обезьянок и мишек на жгутиках и т.п. Очень популярны были бенгальские огни. Бенгальские свечи брали с собой на все праздники, на утренники, на дискотеки.


Когда включали романтическую мелодию, все зажигали свои бенгальские огни и, подняв руку, плавно покачивали ею. Было красиво и немного грустно оттого, что праздники такие короткие! А что касается петард и фейерверков… Ну, не знали мы, что это такое – нам и без них было хорошо!


Большое значение на праздниках имела телевизионная программа. И она, стоит сказать, не подводила, хотя работало всего два канала. В новогодние дни показывали много комедий (тогда еще свежих и новых), мультфильмов, концертов.


А так как интернета, само собой, не было, как и видиков с ДВД, то все с удовольствием смотрели телевизор. В будни фильмов показывали немного, поэтому новогодняя ТВ-программа так ценилась народом. Непосредственно перед боем курантов нас поздравлял генсек. Начал эту традицию Брежнев, продолжил Горбачев.

Под бой курантов мы поднимали бокалы с шампанским «Советское», говорили тосты и шли гулять. Или смотрели телевизор, сидя в уютной квартире возле нарядной елочки. Стол с оливье, зарубежная эстрада после двух ночи, мигающие гирлянды. Тогда было почти все так же, как сейчас. Но как все изменилось!


Как сказала одна девушка, главное отличие в том, что тогда мы хотели как можно дольше не спать, чтобы ничего не пропустить, а теперь стараемся быстрее напиться и лечь в постель, потому что знаем, что ничего необычного не случится.

Просто мы выросли – вот в чем разница. Ах, да – еще и в том, что тогда напивались водкой и портвейном, а теперь мохито, абсентом и дайкири…)))


Вспоминают наши читатели: Римма Вагизовна Лох, Александра Сергеевна Калинина и Людмила Ильинична Сатрутдинова:

Наряды

Я была большая модница, - говорит Римма Вагизовна. - В магазинах с нарядами было туго, поэтому мы старались найти свою портниху. У меня была незабвенная Тамара Николаевна, с которой мы выбирали модели из зарубежных журналов мод.


Где она их брала, швея помалкивала. Вообще-то я одевалась на стороне, то есть не в Казани. Была у нас с мужем старая машина, на которой мы ездили в Витебск, Москву, Прибалтику, где и покупали одежду.

На Новый год всегда старалась чем-нибудь блеснуть. Помню, в 70-е в моду вошли брючные костюмы из кримплена. Ну я и отличилась!

Семья наша простая, рабочая, - вспоминает Александра Сергеевна. - Вся в делах, заботах. Шиковать денег не было. Специально к празднику я обновку не покупала. Выбирала платье из тех, что были в шкафу, понаряднее, в том и в гости ходила.

В начале 70-х мне только исполнилось 16 лет, - рассказывает Людмила Ильинична. - Жила я в то время в райцентре, в магазинах модных платьев конечно не найти. Когда была помладше, встречать Новый год было проще.

Мама шила мне костюм снежинки: юбку-пачку из марли, крахмалила ее. Я мастерила из картона, ваты и битых стеклянных игрушек корону. Мне очень нравился этот наряд. В старших классах в школах проводили новогодние огоньки.

Конечно, мы старались выглядеть красиво, модно. Мне в этом повезло больше, чем подругам. Папа был военный. К нам в городок раз в месяц приезжала автолавка, где можно было купить хорошие, добротные вещи. Помню, мне купили там белые резиновые сапожки. Как же я их любила! Щеголяла и весной, и осенью, и даже зимой. Не поверите, они до сих пор живы.

Праздничный стол

Накрывали стол по своим возможностям, - вспоминает Римма Вагизовна. - Разносолов было не достать. Но те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньячок за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины...

Некоторые специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше. Традиционные праздничные блюда - салаты «Оливье», сельдь под шубой, пельмени, беляши.


У нас было все просто, - делится Александра Сергеевна. - Доставали из подпола в гараже соленые огурцы, помидоры, грибочки, квашеную капусту. Пекли пироги с капустой и яйцами. Отваривали картошечку, нарезали «ржавую» (другой не достать!) копченую селедку. Позволяли немного водочки, женщины пили сладкую шипучку - подобие сухого вина.

На школьных вечерах нам позволялся лишь чай со сладостями, - рассказывает Людмила Ильинична. - Да и дома кулинарными изысками не занимались. Все было свое, приготовленное заботливыми руками мамы: соленья-варенья, пироги и гвоздь праздничного стола - холодец. Но кое-что все-таки перепадало по случаю.


Если папа ехал в командировку в Москву, он обязательно привозил что-нибудь сладкое. Вот так на Новый 1970 год я впервые попробовала конфеты «Птичье молоко», бисквитное печенье и мармелад в жестяной коробке - апельсиновые и лимонные дольки. На ее крышке была нарисована новогодняя картинка - елочка и Дед Мороз.

Я много лет хранила эту коробку у себя. Недавно только подарила внучке, чтобы она держала в ней карандаши и ручки.

Развлечения

В то время на Новый год мы отдыхали мало, - замечает Римма Вагизовна. - 31 декабря был короткий рабочий день. Около десяти вечера собирались с родственниками, друзьями провожать старый год, а после боя курантов шли на улицу к елке. Моя подруга, заведующая домом культуры, наряжалась Снегурочкой, муж - Дедом Морозом. Навещали знакомых, друзей, поздравляли, угощались - очень весело, душевно гуляли.


Обычно мы Новый год встречали дома, - вспоминает Александра Сергеевна. - Очень любили смотреть праздничную программу по телевизору. Правда, до 1970 года у нас телевизора не было - он имелся только у одной соседки по бараку. Помнится, она открывала дверь в коридор. Мы устраивались, как в зрительном зале: кто на полу, кто на табуретках - и смотрели передачи.

В 70-м мы жили уже в отдельной квартире, купили телевизор «Рекорд-64». На Новый год с удовольствием смотрели «Голубой огонек», концерты с участием любимых певцов и артистов - Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Аркадия Райкина, комического эстрадного дуэта Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, знаменитого танцевального коллектива «Березка».


Мы были юными, веселыми, нам хотелось много музыки, - улыбается Людмила Ильинична. - Но танцевать доводилось в основном только на школьных новогодних огоньках. Кружились под песни Ободзинского, Муслима Магомаева, Бюль-Бюль оглы и других. Обожали «Эти глаза напротив», «Черного кота». Волновались, когда объявляли белый танец.

Порой он был единственной возможностью дать понять молодому человеку, что тот не безразличен.

Как сгорел новогодний гусь

Вот говорят, при советской власти не работал никто. Ещё как работали! Я трудилась инженером-программистом.

Помню, надо было под Новый год выдать проект - мы всё в последний день доделывали без ума, всё срочно, всё бегом. Ну вот, закончили, сделали, приползла я домой вечером 31 декабря еле живая. Все мои разъехались куда-то, гостей не жду, но был у меня гусь. И я думаю: запеку гуся и съем его.

Поставила в духовку и прилегла. Да рухнула просто на кровать. И проснулась я в чёрном дыму! Даже не поняла, где нахожусь. Светло, десятый час утра. Телефонов не было, тем более сотовых, никто меня не разбудил. Ночь прошла, гусь мой обуглился, но я была так счастлива, что выспалась!


А вообще, вы знаете, какая же голодуха была! Помню, перед Новым годом заходишь в магазин - полки с афганскими оливками, болгарская фасоль и рокфор. И всё! Мы как-то с подругой торт затеяли печь. Так масла сливочного не нашли! Не купишь заранее к столу - не будет никакого стола. Не хочу я туда возвращаться, в СССР.

Любовь Никитина, Челябинск

Место в ресторане - 10 рублей

После Воронежского строительного техникума в 1954 году я приехала в Челябинск по распределению в мясомолочную промышленность. Строили нашу кондитерскую фабрику, мясокомбинат, работала я в проектном институте и в тресте «Гражданстрой», и работы было очень много!

У нас в Челябинске работало столько предприятий: завод оргстекла, завод по изготовлению станков с программным управлением, единственный в Союзе, который продали за 25 млн рублей вместе со зданием, трубный завод, работали четыре мартеновские печи и т. д. - и где всё это, созданное в советское время?


В коллективе работали как одна семья. И праздники проводили семьями. Откупали на Новый год столики в ресторане или на производстве: место в ресторане стоило 10 рублей. Не было драк, ходили ночью по улицам, пели песни. А правительство ежегодно с апреля делало снижение цен на продукты народного потребления. Да о чём говорить, тогда всем хватало и работы, и зарплаты были не мизерные.


Мой зять работал на трубном заводе слесарем, занимался резкой труб, которые отправляли во все страны мира. И получал 600 рублей. А теперь у него пенсия меньше 8 тысяч. Вот можно ли прожить на эти деньги? Мне не нравится это время, где богатые преобладают за счёт восстановления советского государства после войны.

Людмила Шурунова, Челябинск

Сталину - за барыню

Ой, весело мы встречали Новый год! Главное - старались, чтобы стол богатым был. Если угощение богатое -
значит, весь год сытым будет. Холодец - обязательно. И мясо доставали специально.

Я доставала через знакомых, ездила на мясокомбинат, там работникам выдавали мясо, и у них можно было купить. Выкручивались - знаете как старались! Приберегали продукты, готовились.

Пельмени лепили, чебуреки жарили. Пусть весь год жили туговато, бывало, впроголодь (чего уж, помню, в магазинах на полках - один порошок стиральный). Но в Новый год обязательно должен быть пир. А веселились как! Вы знаете, как после войны веселились. Ставили бражонку. Дрожжи, сахар и вода, ну, может, ягоды какие-то. И стаканами её пили, вместо воды.


И пели частушки. Помню, мама моя пела: «Вот спасибо Сталину! Сделал меня барыней! Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик!» Когда я стала постарше и поняла смысл этой частушки, я маме сказала: «Ты, мам, не пой её, ты что! Тебя посадят, мы одни останемся». Правда ведь - даже за одно случайное словечко сажали у нас женщин на 10 лет. И мама больше не пела. Так и жили...

Галина Кобзева, Челябинск

Мы дрались из-за свиных хвостов

Детство моё прошло в Бурятии, на Байкале, в посёлке Клюевка. Родители работали в леспромхозе. Примерно за полмесяца до Нового года и родители мои, и соседи забивали одну-две свиньи. По очереди. Называлось это действо «жарёха». Мы, дети, очень любили и ждали эту жарёху и Новый год.

Взрослые накрывали праздничный стол, включали патефон. Для нас, детей, накрывался обед: стол с конфетами, пирожками с брусникой, клюквой, омулёвой икрой. Но самым деликатесом считались поросячьи хвосты и уши. Взрослые под баньку начинали пить водочку, закусывая парной свининой.


Телевизора тогда ещё не было. Мы его ходили смотреть к соседям. Мужчины - все фронтовики - надевали награды. Всё было торжественно и весело. При детях никто не ругался матом. Жён своих мужики гоняли по улицам уже после, когда сильно напивались.

На каждой жарёхе дети ужасно дрались, в основном из-за конфет, поросячьих хвостов и ушей, потому что, как их ни делили, ни нарезали на всех, нам всё равно было мало. На соседней улице при отмостке дороги бульдозер каждый год делал огромную снежную гору, родители её лопатами увеличивали ещё больше. Разбиваясь на две команды, мы «брали Берлин», скидывая друг друга с вершины. На вершине команда должна была продержаться минуты три.


Помню, однажды на жарёху к нам в Новый год зашли подвыпившие директор леспромхоза и его главбух. Сели выпили по стаканчику. А директор был большой, толстый, мордастый - настоящий сибиряк. Пил водку, грыз огромную поросячью кость. Бухгалтер сидел рядом на табуретке - и всё говорил директору, что в леспромхозе развал, все бегут, пьянствуют и т. д. Все за столом молчат. Директор молчал, молчал, грыз кость.

Потом этой костью ка-а-к звезданёт бухгалтера по башке. Тот улетел метра за три под кровать. Все молча налили водки. Выпили, бухгалтер отряхнулся и тоже сел на табуретку, но рядом с другими. Все выпили, закусили и разошлись по домам.

В общем, в СССР мы жили весело, но, как потом оказалось, в несвободе.

Николай Быков, врач-иглотерапевт, Миасс

Новый год 1936-1989



1936. Сын летчика Бабушкина по радио поздравляет свою семью и всех родителей страны с Новым годом.



1937. Дед Мороз держит в руке «Курс истории ВКП(б)». Ученики 5-го класса школы №15 Октябрьского района Москвы радуются празднику


1938. Кремлевская елка - главная елка всего глобуса, поэтому никого вроде бы не должно удивлять появление на ней маленького негритенка



1941. Колонный зал Дома союзов



1942. Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год. В самоваре, скорее всего, спирт



1943. Украинские партизаны встречают праздник в лесу: командир зачитывает поздравление



1945. Сталинград возрождается. Ученики младших классов городской школы №65 веселятся в актовом зале


1946. Главная елка на Манежной площади. Снега выпало так много, что приходится увозить его грузовиками



1948. Леонид Утесов на новогоднем празднике в Центральном доме работников искусств



1949. Григорий Флегонтович Сивков - один из самых знаменитых пилотов «летающего танка», штурмовика Ил-2



1950. Спасибо великому… за наше счастливое детство. Елка в Колонном зале Дома союзов



1952. Советский цирк умеет делать чудеса. Акробаты на велосипедах цепью едут вокруг главной елки страны



1952. Дед Мороз выезжает на каток парка Горького



1953. Мечте о красивой жизни все возрасты покорны: новогодняя елка в Георгиевском зале Кремля


1956. Маша, дочь А.Шайхета, среди своих друзей в скромной московской квартире. Шарики – обязательны



1957. Сталина уже разоблачили, но детям от этого ни жарко и ни холодно. Дед Мороз остался прежним



1958. Аполитичный медведь всегда был героем официального Нового года



1959. В детском саду, конечно, не нальют шампанского, зато елка самая что ни на есть образцово-показательная



1959. Певец Поль Робсон в Центральном доме работников искусств с летчиком Кожедубом


1961. Дед Мороз как ворота. У входа в Кремль во время детского праздника. Январь, а снега нет ни на земле, ни на деревьях



1962. Вавилонская башня в Тайнинском саду Кремля. Сзади - огромная статуя Деда Мороза



1963. Москва, Кремль. Маршал Тимошенко поздравляет Никиту Хрущева. Справо от Хрущева Леонид Брежнев и Анастас Микоян



1964. Маленькие москвички начинают позировать фотографу, едва научившись ходить


1965. Конферансье Борис Брунов и пионер - Новый год на молодежном балу в Кремле



1967. Девушки в трико изображают русскую тройку перед школьниками. Георгиевский зал Кремля



1968. Москвичи Николай и Лилия Маркины отмечают Новый год в якутском общежитии среди друзей



1969. Шарьинский район, Костромская область



1971. Строители Усть-Илимской ГЭС, Иркутская область



1971. Елка в Кремлевском дворце съездов



1972. Кремль. Главная елка страны



1973. Домашний новогодний спектакль. Женя Зуенко (ныне шеф-редактор журнала ProSport) с сестрой Леной. Место действия - город Никополь, Украина



1974. Елка в Колонном зале Дома союзов


1975. Бригадир плотников М.Фистик поздравляет рабочих центральной базы СМП-391 управления Ангарстроя, расположенной в поселке Магистральном


1978. Экипаж Ту-144 перед рейсом Москва-Алма-Ата. После катастрофы 23 мая 1978 года Ту-144 сняли с пассажирских рейсов



1979. Сталевары Невского завода успешно завершили задания третьего года 10-й пятилетки и работают уже в счет нового года



1980. Третий - олимпийский мишка. Участники представления в новом олимпийском комплексе рядом со стройплощадкой



1981. Киргизия. Олимпийский чемпион по стрельбе из пистолета А.Мелентьев учит Деда Мороза бить в десятку


1982. Вслед за Брежневым все полюбили иконостасы на груди


1982. Москва. Новый год в студенческом общежитии на проспекте Мира


1983. Дед Мороз в киевском «Динамо». Он пытается защитить корзину от броска чемпиона мира Белостенного


1984. Ленинградские Деды Морозы из объединения бытовых услуг «Невские зори»



1985. Новые поколения москвичей хранят новогодние традиции своих родителей - непременно отметить Новый год дома


1988. Омская область. Дед Мороз спешит на праздник


1989. Бабушки на Новый год ждут чудес не меньше любого ребенка

С Новым годом Вас!!!

компиляция по материалам рунета – Fox