Учет операций с бсо в учреждениях культуры. Учет операций с театральными билетами Образец входного билета в учреждение культуры

Организация, применяющая УСН, занимается предоставлением услуг по организации торжеств и различных мероприятий. Была организованна выставка. В типографии изготовлены входные билеты. Билет лишь удостоверяет право на посещение выставки. Часть билетов была реализована через кассу за наличный расчет, а часть - юридическим лицам, которые осуществили оплату в безналичном порядке. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке?

По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета входные билеты на выставку можно рассматривать как бланки строгой отчетности. Дело в том, что сами по себе они не могут принести организации экономические выгоды и поэтому не могут быть признаны товарно-материальными ценностями (товаром, материалом); они лишь служат удостоверением права их покупателя на получение услуги, оказываемой организацией. В рассматриваемом случае - билет удостоверяет право на посещение выставки.

С правовой точки зрения приобретение билета означает заключение договора на оказание организацией услуг. Ведь договор может быть заключен и посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Приобретая входной билет на выставку, покупатель соглашается на приобретение услуг, оказываемых организацией в виде проведения выставки.

Отметим, что нормативными актами не раскрывается понятие "бланк строгой отчетности". Однако исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) можно прийти к выводу, что бланками строгой отчетности являются документы:

Имеющие уникальный номер;

Подлежащие особому хранению (в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность).

Учет билетов

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности" . Бланки строгой отчетности учитываются на счете в условной оценке, например, в оценке - 1 руб.

Отметим, что существует и другая позиция, в соответствии с которой бланки строгой отчетности учета учитываются не на забалансовом счете, а принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы" по фактически затратам на приобретение с последующим списанием на счет или %%%_16_%% . Однако, как мы указали выше, сами по себе бланки билетов не обладают способностью приносить организации экономические выгоды в будущем, а потому не должны учитываться на балансе организации в качестве актива.

Затраты на типографские услуги по изготовлению билетов следует рассматривать как расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Поступившие в организацию билеты принимаются к учету по дебету счета в условной оценке. Затраты на покупку бланков отражают по дебету счетов учета производственных затрат. Так, затраты на приобретение билетов могут отражаться либо по дебету счета 20 "Основное производство" , либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой организации.

Выручка от продажи билетов является доходом от обычных видов деятельности организации исходя п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации".

Операции по оплате типографских услуг по изготовлению билетов оформляются следующими проводками:

Учтены билеты;

Признаны в расходах затраты на типографские услуги (на основании акта об оказанных услугах).

Реализация билетов отражается в следующем порядке:

Отражена оплата билетов;

Отражена выручка от реализации билетов;

Списаны реализованные билеты.

Оформление документов

Что касается документального оформления реализации билетов юридическим лицам, осуществившим оплату на организации, отметим следующее.

Действительно, поскольку, как Вы правильно заметили, билеты не являются товарно-материальными ценностями, при их реализации (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций") не должна оформляться.

Отметим, что, поскольку билеты сами по себе являются бланками строгой отчетности, при их реализации оформление каких-либо документов действующим законодательством не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации организация может составить акт передачи входных билетов, форма которого может быть разработана и утверждена организацией самостоятельно с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ - с указанием следующих обязательных реквизитов:

Наименование документа;

Дата, когда он был составлен;

Наименование организации, составившей документ;

Единицы измерения и стоимость;

Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

В данном документе могут быть также отражены серии и номера билетов, дата их передачи и иные существенные данные.

Кроме того, организация может выдавать покупателям (юридическим лицам) также и другие документы, например:

Программу выставки;

Приглашения;

Иные документы, которые могут помочь вашим контрагентам доказать, что расходы на посещение в выставке соответствуют критериям признания расходов, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ.

К сведению:

Отметим, что одной из разновидностей бланков строгой отчетности является бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (далее - БСО), порядок применения которого установлен Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Порядок).

Применение таких БСО связано с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.

То есть организация может воспользоваться указанным правом и не применять кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов с населением за предоставление им услуг в виде посещения выставки. Но для этого форма входного билета, выдаваемого покупателям - физическим лицам, и их учет должны соответствовать требованиям Порядка.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Сегодня в России насчитывается несколько сотен театров. Некоторые из них имеют более чем вековую историю, а какие-то созданы совсем недавно. Их главное предназначение - творчество. Но деятельность любой творческой организации невозможна, если в ней нет бухгалтерии и не ведется учет. Очевидная специфичность театральных организаций предопределяет ряд особенностей их бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрен вопрос об учете операций по реализации театральных билетов.

Согласно Положению о театре в Российской Федерации (далее - Положение N 329), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, театр - это организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих услуг. Театр, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых он создан.

Таким образом, деятельность театра подразделяется на основную бюджетную (некоммерческую) и предпринимательскую. В Положении N 329 определены основные виды театральной деятельности:

  • создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
  • проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
  • изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
  • прокат и реализация костюмов, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра, и другие виды деятельности, приведенные в п. 23 Положения N 329.

В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г.

Бланки билетов

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171).

Формы бланков билетов установлены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н). Однако в связи с тем, что Правительством РФ утверждено Положение N 171, требования к билету, как к бланку строгой отчетности, стали жестче с целью максимально приблизить его к кассовому чеку. В данном нормативном документе установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее действовавшими требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно новым требованиям до 1 января 2007 г.

Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость в денежном выражении;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171).

На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) (п. 7 Положения N 171).

Обратите внимание: при налоговых проверках учреждений культуры требования налоговиков к бланкам строгой отчетности вполне законны, так как Положение N 171 - действующий нормативный документ. Поэтому во избежание проблем, по мнению автора, отсутствующую информацию на театральном билете нужно указать разработанным в учреждении штампом - проштамповать существующие бланки строгой отчетности и пользоваться ими до конца года.

Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее - Методические указания).

Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале. Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителями, использующими автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, следует руководствоваться Письмом Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации".

Художественное оформление билетов, определение характера и содержания указанной в них информации, а также их техническое редактирование учреждение культуры и искусства производит самостоятельно.

Контроль над сохранностью бланков строгой отчетности

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль над сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Билетные комплекты должны храниться либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком. Ответственность за организацию хранения билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения или другие работники по его письменному указанию.

Проверка бланков строгой отчетности, хранящихся у должностных лиц, проводится одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Нереализованные билеты списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности приказом руководителя учреждения. Корешки бланков строгой отчетности хранятся пять лет.

Изъятые из обращения билеты списываются на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.

Бухгалтерский учет операций с билетами

Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли. Бухгалтерский учет билетов, в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, осуществляется следующим образом.

Изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При приемке изготовленных бланков строгой отчетности проводится полная проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением по фактической цене приобретения следующей записью:

Дебет счета 2 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 2 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности учитываются на счете 2 105 06 340 как прочие материальные запасы по фактической стоимости приобретения и одновременно как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности на складе" в условной оценке: 1 руб. за один бланк.

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" можно ввести следующие субсчета:

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности, не реализованные и подлежащие уничтожению".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0511819) по видам, сериям и номерам, по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков, их количества и стоимости, а также по материально-ответственным и подотчетным лицам. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Книги должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной (мастичной) печатью, а количество листов заверяется руководителем учреждения.

При выдаче бланков строгой отчетности со склада вносится следующая запись по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (списание материальных запасов должно быть отражено в учетной политике учреждения):

Дебет счета 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 2 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Одновременно бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе" и принимаются к учету на забалансовый счет 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки строгой отчетности по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, городским театральным кассам для реализации. Выдача билетов уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного между театром и уполномоченным, и договора о полной материальной ответственности. Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Продажная цена на бланках билетов, как правило, не печатается, так как может различаться в зависимости от спектакля, времени, когда он демонстрируется, состава актеров, поэтому цена проставляется непосредственно перед продажей билетов. При этом на билете ставится штамп театра.

При выдаче бланков строгой отчетности распространителям, с которыми заключен договор длительного характера, на сумму реализации билетов, не относящуюся к доходам текущего отчетного периода, производится бухгалтерская запись с использованием счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". По мнению автора, применять данный счет целесообразно в связи с поэтапной сдачей услуг по показу спектаклей и концертов. Бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки. Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и городская театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на его счет вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью:

Дебет счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Поступление выручки от реализации билетов отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" или

Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится следующая запись:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Возврат нереализованных бланков

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности оформляется накладной и отражается по цене реализации способом "красное сторно":

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой необходимо сделать ссылку на номер и дату исправляемого Журнала операций, а также обосновать внесение исправлений. Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Нереализованные бланки строгой отчетности указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). На его основании в срок, установленный приказом руководителя учреждения, бланки строгой отчетности уничтожаются и списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные".

Рассмотрим учет реализации билетов на примере.

Пример. Театр приобрел у типографии 10 000 бланков билетов. Стоимость заказа составила 15 000 руб., НДС не начисляется. 300 билетов после оформления надлежащим образом были переданы для реализации в кассу театра. Цена одного билета на спектакль - 200 руб. Реализовано было 270 билетов, непроданные билеты были возвращены в бухгалтерию театра.

Бухгалтер отразил операции следующим образом.

Дебет

Кредит

Получены бланки билетов от

типографии

Отражено поступление бланков

билетов на склад

Выданы билеты в подотчет на

штамповку

Отражено выбытие со склада

бланков билетов

Выданы билеты

распространителю на

реализацию

Отражена выдача бланков

строгой отчетности с

подотчета на реализацию

Проданы билеты

распространителем

Поступила в кассу выручка

от реализации билетов

Отчитано за реализованные

бланки строгой отчетности

Отражен возврат билетов

методом "красное сторно"

Отражен возврат бланков

строгой отчетности

Согласно акту бланки

непроданных билетов

уничтожены

С.Гулиева

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет. С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет.

С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Сегодня продажа билетов в учреждении культуры осуществляется разными способами, среди которых наибольшей популярностью пользуется реализация при помощи современных технологий.

Особенности организации продажи входных билетов через интернет

Применение инновационных технологий с целью решения вопроса реализации значительно увеличивает объем оказываемых платных услуг. Поэтому и культурные организации, и госорганы предлагают активизировать продажу в режиме онлайн.

Несколько лет назад было приняло Постановление №408-ПП, в котором акцентировано внимание на необходимости модернизации материально-технической базы и использования инновационных технологий.

Это поможет повысить объем реализации билетов. Если театр или музей до настоящего времени осуществляют их продажу через кассу, используя билетные книжки, то все равно они могут организовать эту услугу в режиме онлайн.

С этой целью можно обратиться к другим организациям, оказывающим большое количество аналогичных услуг со своих сайтов. Однако оптимальным вариантом станет создание собственного .

Электронный билет имеет такое же значение, как и бумажный вариант. Он несет в себе объем информации, которая подтверждает право обладателя на посещение культурного мероприятия в определенном учреждении культуры в указанное время. Приобрести такой билет может любой гражданин или организация. Делается это довольно просто. Для этого нужно осуществить ряд действий:

  1. посетить официальный сайт культурной организации;
  2. заказать билет, заполнив для этого специальный бланк.

Если билет покупает гражданин, то при заполнении бланка указываются фамилия, имя, отчество, а также паспортные данные. Для юрлиц обязательной является следующая информация:

Культурная организация вправе внести в бланк заказа несколько дополнительных строк, в которых могут отражаться важные для него сведения.

Некоторые из учреждений предлагают пользователям обозначить способ приобретения билета. Оплатить стоимость можно наличными или же по безналу. Если пользователь использует безналичный расчет, то деньги переводятся на счет учреждения культуры.

Иногда вместе с продажей входных билетов предлагаются дополнительные услуги, например, бронирование, доставка и другие. Они могут осуществляться как на платной, так и на безоплатной основе. Это, как правило, зависит от условий, которые закреплены в учетной политике.

В основном онлайн осуществляются самими культурными организациями. Однако некоторые из них часто прибегают к услугам других учреждений, передавая эту функцию на аутсорсинг.

Как вести учет билетов в учреждении культуры

Как же отразить учет входных билетов в бухучете? Ответ на этот вопрос рассмотрим ниже. Если говорить об учетной политике культурной организации, то она, как правило, согласовывается с учредителем. Чаще всего в ней означено требование, касающееся учета билетов по стоимости их приобретения. Для осуществления их аналитического учета используется Книга учета бланков строгой отчетности. В ней указываются такие данные, как:

Также Книга учета должны отвечать и другим требованиям. К примеру, ее в обязательном порядке нужно пронумеровать и сброшюровать, что уже само по себе исключает любые возможности исправить или изменить какие-либо данные.

Перемещение бланков строгой отчетности внутри организации отражают по забалансовому счету 03. Основанием для этого являются первичные документы, а еще изменение ответственного или места хранения. Если билеты выбывают или передаются другой организации, отвечающей за их выдачу, то в обязательном порядке стоит оформить акт приема-передачи.

Если дело касается казенных, бюджетных и автономных культурных организаций, то при осуществлении их учета получение билетных книжек отражается по дебету забалансового счета 03-1. Передача билетов в подотчет отражается по дебету забалансового счета 03-2 и кредиту забалансового счета 03-1.

В таблице ниже представлено, как отразить в учете продажу входных билетов через кассу:

Сегодня многие учреждения культуры организовывают продажу билетов через Интернет или , используя для этого банковские карточки. Однако при этом они подвергают себя определенному риску.

Два года назад было принято решение о том, чтобы организации, реализующие билеты только по безналу, отнести к категории продавцов, не предоставляющих пользователям право выбора. Ведь в данном случае покупателям предлагается единственный способ расчета, что является нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Получив ответ на вопрос, как вести учет билетов в учреждении культуры, организации остается только выполнять все необходимы требования. И тогда никакие штрафы ей не придется платить.

Налогообложение НДС реализации входных билетов

Если форма входных билетов и абонементов утверждена законодательством как бланк строгой отчетности, то их реализация не облагается НДС.

Чтобы подтвердить законность льгот по налогообложению реализации билетов и абонементов, организация должна представить документы, подтверждающие факт ее принадлежности к учреждениям культуры и искусства. Таким подтверждением может стать присвоение кода в ОКВЭД.

Таким образом, основаниями для освобождения реализации входных билетов и абонементов от обложения НДС являются:

  1. соответствие формы данных документов бланкам строгой отчетности;
  2. принадлежность организаций, реализующих билеты, к учреждениям культуры и искусства, которым присвоен код ОКВЭД.

Поскольку многие учреждения культуры реализуют входные билеты на мероприятия с помощью современных технологий, то возникает вопрос – возможно ли применение освобождения от НДС электронных билетов.

В Положении №359 указано, что бланки строгой отчетности можно изготавливать как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. А значит их реализация через Интернет-ресурсы осуществляется на законных основаниях, что подтверждено нормативными актами об использовании контрольно-кассовой техники.

Культурная организация, осуществляющая онлайн продажи билетов, имеет полное право на освобождение от . Главным условием при этом является соответствие электронных билетов требованиям, которые устанавливаются для бланков строгой отчетности.

Однако учреждение культуры в обязательном порядке должно учитывать, что покупателю должна быть предоставлена возможность вместо электронного билета получить билет в виде БСО. Оптимальным вариантом в этом случае является печать бланков при входе на территорию учреждения или же в самом учреждении.

"Бюджетный учет", 2009, N 8

Об особенностях бюджетного учета билетов, абонементов, экскурсионных путевок театрально-зрелищными учреждениями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха расскажет Т.Е. Володина, заслуженный экономист Российской Федерации, член методологического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций.

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, в соответствии со ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 359) осуществляют расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденным порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

Формы бланков и их реквизиты

Формы бланков билета, абонемента и экскурсионной путевки утверждены Приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257).

Абонемент Билет Экскурсионная путевка

К бланкам строгой отчетности, применяемым при оказании услуг организациями культуры, относятся:

  • билет;
  • абонемент;
  • экскурсионная путевка.

Каждый из этих документов должен содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму учреждения (организации);

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица по доверенности;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный учреждению (организации) культуры, выдавшему документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) иные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги, которыми вправе дополнить документ учреждение (организация) культуры.

Изготовление бланков

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности учреждения могут напечатать в типографии с обозначением серии и порядкового номера, а также изготовить самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.) с соблюдением нумерации с помощью нумератора и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.

В соответствии с п. 12 Положения N 359 учреждения по требованию налоговых органов обязаны представить информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Способы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем зависят от конкретной системы, используемой в данном учреждении.

Так как в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту от несанкционированного доступа, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, обычный компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. Таково мнение Минфина России, которое изложено в Письмах от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43 и от 7 ноября 2008 г. N 03-01-15/11-353.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся учреждением культуры и искусства самостоятельно.

Бюджетный учет

С 1 января 2009 г. вступили в силу Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 145н. В соответствии с ними расходы на оплату договоров на изготовление и приобретение бланочной продукции (в том числе бланков строгой отчетности, первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и отчетности и пр.) следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Следовательно, расходы по изготовлению бланков строгой отчетности учреждений (организаций) культуры, утвержденных Приказом, также относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Расходы по оплате договоров на изготовление плакатов, афиш, программ спектаклей, договоров на создание эскизов костюмов и сценографии тоже следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несут руководитель учреждения, а также другие его работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя учреждения. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет <1>.

<1> О сроках хранения документов см. статью "Уничтожение документов" N 3/2009, с. 60.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Бухгалтерский учет билетов, абонементов и экскурсионных путевок в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н), осуществляется следующим образом.

Первичными документами по учету доходов от показа спектаклей, концертной и иной культурно-просветительской деятельности (в том числе сборов от продажи билетов и абонементов) служат бланки строгой отчетности, на основании которых осуществляется расчет с посетителями учреждений сферы культуры и искусства без применения контрольно-кассовой техники.

Прием изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету в типографии представителем заказчика по доверенности.

При приеме изготовленных бланков строгой отчетности производится полная проверка, сличаются фактическое количество и серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением культуры по цене изготовления записью:

Дебет 2 401 01 226

"Расходы на прочие работы, услуги"

Кредит 2 302 09 730

"Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг",

с одновременным отражением на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".

Оплата за бланки отражается записью:

Дебет 2 302 09 830

"Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг"

Кредит 2 201 01 610

"Выбытия денежных средств учреждения со счетов".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) по видам, сериям и номерам, а также по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, количества и стоимости. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. В соответствии с Инструкцией N 148н БСО учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке: один бланк - 1 руб.

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности отражаются по стоимости изготовления на забалансовом счете 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе".

Выданные со склада для регистрации в установленном порядке бланки строгой отчетности по средней фактической стоимости списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе". Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Выдача комплектов билетов, абонементов со склада оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), подписанным руководителем организации или его заместителем и главным бухгалтером, и производится под расписку на этом требовании лица, получающего бланки строгой отчетности.

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, театральным кассам для регистрации.

Требование выписывается в двух экземплярах: один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются по цене изготовления с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на счет учреждения деньги, вырученные за реализованные бланки.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки.

Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Начисление дохода от реализации услуг, оказываемых учреждением культуры, отражается следующей записью:

Дебет 2 205 03 560

Кредит 2 401 01 130

Поступление выручки от реализации билетов и других бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

"Поступление денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

Одновременно производится списание бланков строгой отчетности с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Возврат нереализованных билетов оформляется накладной и отражается по цене реализации записью способом "красное сторно":

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит счета 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению".

Нереализованные бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные и подлежащие уничтожению" на основании Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) и в срок, установленный приказом руководителя учреждения, уничтожаются.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с установленным порядком.

Кроме обязательной согласно действующему законодательству инвентаризации бланков строгой отчетности необходимо в сроки, установленные руководством учреждения, проводить внезапные контрольные проверки их наличия, а также правильности заполнения и использования.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить в письменном виде руководителю учреждения для принятия мер.

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится запись:

Дебет 2 205 03 560

"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг"

Кредит 2 401 01 130

"Доходы от оказания платных услуг".

Поступление выручки от реализации бланков строгой отчетности отражается записью:

Дебет 2 201 01 51 0, 2 201 04 510

"Поступления денежных средств учреждения на счета", "Поступления в кассу"

Кредит 2 205 03 660

"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг".

Налоговый учет

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса не облагается НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. К ним относится в том числе и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, а также реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Однако освобождение от обязанностей плательщика НДС не дает учреждению культуры права не составлять счета-фактуры и не вести книги покупок и продаж. Согласно п. 3 ст. 169 Налогового кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, а также в иных ситуациях, определенных в установленном порядке.

Если реализация товаров (работ, услуг) не подлежит обложению НДС, а также если плательщик освобожден от уплаты этого налога в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). При этом на указанных документах делается соответствующая запись или ставится штамп "Без налога НДС".

Особенностью операций по реализации театральных билетов (абонементов, экскурсионных путевок) может являться размещение на них рекламной информации, которая является самостоятельным объектом налогообложения.

В других социальных отраслях бланки строгой отчетности учитываются так же, как и в учреждениях культуры.

Т.Е.Володина

Заслуженный экономист

Российской Федерации,

член методологического совета

при Министерстве культуры

и массовых коммуникаций