Уроки рисования штриховка. Техника правильной штриховки

Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание

Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

Правильное положение рук

Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

Составляющие рисунка

В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.

Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.

Как заштриховать фон карандашом

Урок № 1. Виды штриховки.

Штриховка

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)

Штриховка, поддерживающая форму




Штриховка, не поддерживающая форму

2. Крестовая


3. Контурная

4. Точечная


5. Случайная (зигзагообразная)




Примеры некачественной штриховки:


Урок № 2. 5 секретов красивого штриха.

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки. + Видео - Урок.


Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»
На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)

Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.

Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.

Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Урок №3. Практическая часть.

Штриховка может показаться сложной. Однако правильная штриховка сама по себе простой не бывает, её отрабатывают годами, и она может стать личным почерком мастера.

Тональная штриховка.

Нарисуйте простой прямоугольник и попробуйте его равномерно заштриховать, используя только один угол наклона. Штрихи должны быть лёгкими. Ваши штрихи должны плавно начинаться и потом также плавно сходить на нет. При этом очень хорошо должно работать запястье, выполняя взмахи, как рука дирижёра, а не пальцы.

1) Почему начинают учиться рисовать сначала карандашом? Не потому что это дешевый материал, а потому что в ч/б цвете больше всего заметны ошибки.
2) Прежде чем рисовать предмет, натюрморт или портрет проложите раскладку от самого светлого до самого темного. Можете на первом этапе пронумеровать и определить на рисунке, где какой цвет будет.


3) Штрихуем не одним движением, а несколькими, отрывайте карандаш от бумаги.
4) Штрих накладываем по форме предмета.
5) некоторые художники начинают рисовать с самых светлых мест, но они в процессе рисования затираются, даже если вы правильно держите карандаш. Я обычно начинаю штриховать с самых темных мест.
6) Вредная привычка рисовать все по отдельности. Эта проблема встречается у многих и её надо ликвидировать. Т. Е. человек рисует сначала один цветок, потом другой лепесток, а через пару дней все остальное. И в целом мы получаем разбитый рисунок. Все надо прорисовывать равномерно, не зацикливаясь на одном объекте. Рисуйте целостно, начиная от фона, пусть он будет на первом этапе светлым, затемнить Вы всегда успеете. И двигайтесь дальше.
7) Не старайтесь сразу же затемнить работу одним штрихом. Накладывайте его постепенно слой за слоем. Штрихуйте в разных направлениях, но не крест на крест.

Непрерывная штриховка:

Для лучшей практики, выполните еще непрерывное и постепенное затемнение от светлого к темному и наоборот. Штриховка в различных направлениях в этом случае поможет ровнее передать градиент. Сначала используйте один карандаш средней мягкости, посмотрите как будет получаться. если тона будет недостаточно, то подключите карандаши большей мягкости. Ни в коем случае не используйте растушёвку пальцами или другими специальными растушёвками. Вместо этого постарайтесь чтобы штриховка получилась многослойная с различным давлением на грифель.

Тренируя руки, добейтесь, чтобы штриховка была равномерной, а линии ровнее. Как можно больше тренируйтесь, свободными вечерами или на выходных.

1 рис. Что же такое штрих? Штрих это одна прерывистая линия, нанесенная на лист бумаги одним взмахом кисти. Линия может быть прямая и округлая, в зависимости от формы которую штрихуем. Штрихи накладываются тесно друг за другом. При штриховке используются разные твердости и мягкости карандаша. Если таких не имеется, то важно научиться по разному надавливать на карандаш (если сильнее - получится более темный оттенок, слабее - более светлый). Штрих наносится по форме предмета или перекрестно. Важно это помнить! Итак, у нас имеется натюрморт, с чего же начать? Для того, чтоб нам было проще понять как будет ложиться штрих мы по предметам сделаем сетку из вспомогательных линий (напоминаю, на карандаш не давить), как на рисунке. Тем самым мы покажем оббьем предметов. Линии сетки наносим по форме линий предметов.

2 рис. Прежде чем начать штриховать вы должны понять, что у каждого предмета есть теневая сторона, и есть сторона света, а есть и падающая тень от предметов! Обратите внимание на рисунок. В верхнем правом углу указан стрелкой свет. А теперь посмотрите как этот свет падает на предметы- где тень, а где свет. А также по направлению падающих лучей света вы пожжете увидеть падающую от предметов тень. Можете провести несколько экспериментов с кружкой дома. Очень хорошо! Теперь можно штриховать. Штрих мы будем накладывать сверху вниз по горизонтальной линии сетки с левой стороны от света (см.рис). Обратите внимание, тень не полностью покрывает теневую сторону, оставляя край светлым. Обязательно под руку надо подкладывать лист бумаги, т.к. карандаш имеет свойство растираться тыльной стороной руки, при наложении штриха. На светлой части кувшина и кружки у края линии легким надавливанием карандаша покажите слабую тень.

3 рис. Молодцы, идем дальше! Теперь я вам расскажу о градации между тенью и светом. Есть такое понятие полутень и полусвет, обратите внимание на рисунок. Иначе говоря, это плавное перетекание из тени в свет. Есть еще одно понятие, которое надо запомнить - «рефлекс». Рефлекс это отражение лучей света. Встречается рефлекс под самой тенью (см.рис.). Говоря о падающей тени, она имеет свойство рассеиваться, т.е. у начала предмета она темнее и чем дальше от него, тем светлее. Итак, давайте продолжим штриховать. Далее мы продолжаем накладывать штрих уже по вертикальным линиям сетки. Обратите внимание, надавливание карандаша на штрих зависит от того, что? Свет, полусвет или тень вы рисуете, если тень - сильнее; полусвет, рефлекс - слабее.

4 рис. Это последний этап, вы почти справились! Здесь наша задача состоит в том, чтобы наш натюрморт не был прозрачным и грубым! Важно добавить предметам плотности и реалистичности. Как мы это сделаем? До этого мы использовали штрих по сетке (форме), теперь для уплотнения мы можем пестами добавлять диагональный плавный штрих, а также по сетке (если где-то не хватает). Рефлекс штрихуем как полусвет. Добавляем тень от ручки кружки и штрихуем поверхность стола. Для реалистичности можете ярче обвести контуры видимого эллипса на посуде и др. линий (см. рис.). Вот натюрморт и готов!

Нам понадобятся 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши, ластик и бумага для рисования. Данная статья рекомендуется для художников всех возрастов и различной подготовки.

Основы плавной штриховки(градиентной штриховки).
В этом разделе вы будете использовать карандаш 2В, чтобы нарисовать очень простой градиент, рисуя при этом штрихи разной длины либо далеко друг от друга, либо близко. Градиентное создание тени — это переход от темного к светлому или от светлого к темному. Штриховка означает линии, которые рисуются тесно к друг другу, чтоб создать иллюзию тени. Затенение означает различные оттенки, с помощью которых рисунку придается трехмерный вид.
1. Перед тем, как начать рисовать, уделите несколько минут чтобы найти естественные движения рук. Сделать несколько параллельных линий. В процессе рисования, обратите внимание, как сделать эти линии. Попробуйте разные варианты перемещения вашего карандаша, поворачивайте бумагу или изменяйте угол ваших линий, делайте это, пока не найдете положение и движения, которое будут удобны для вас.
2. Нарисуйте первый набор линий, при котором штриховка занимает чуть больше половины вашего листа по горизонтали. На левой стороне бумаги, слегка нажимайте на ваш карандаш 2В, чтобы нарисовать светлые линии далеко друг от друга и в малом количестве. Ближе к середине становиться меньше мелких линий, больше длинных и они немного ближе друг к другу. Используя линии при штриховки разной длины, вы можете сделать незаметный переход от тени с одной интенсивности к тени с другой интенсивностью.

3. Нарисуйте больше линий темнее и ближе к друг к другу, пока вы не дойдете до конца бумаги(по горизонтали). Добавьте еще несколько коротких линий между отдельными вашими линиями, если переход между тонами не очень гладкий.


4. Нарисуйте еще линии ближе друг к другу, вплоть до конца, пока конечный результат не станет темным. Начинайте делать ваши линии ближе к друг другу с 2/3 части листа. Обратите внимание, что линии, из которых состоят темные участки, очень близко друг к другу и бумагу видно очень плохо, но все еще видно.

Градиентная штриховка.
Прежде, чем начать эту часть урока, нарисуйте линии каждым карандашом и посмотрите, чем они отличаются. 2Н является самым светлым(твердым), а 6В карандаш — самым темным(мягким). 2Н идеально подходит для создания светлых тонов, НВ и 2В хорошо подходит для средних тонов, 4В и 6В — для создания темных оттенков. Вы будете их использовать для плавного перехода, также нажим на карандаш тоже изменяет цвет.

5. На левой стороне бумаги, слегка нажимая на карандаш 2Н, нарисуйте светлые линии. Как будете продвигаться ближе к середине, делайте ваши линии ближе к друг другу и нажмите чуть больше на карандаш. Возьмите НВ и/или 2В карандаш, чтобы достичь средний тон штриховки в вашей работе. Продолжайте, чтоб сделать ваш тон более темнее по мере перемещения вправо.


6. С помощью карандаша(ей) НВ и/или 2В делайте темную штриховку почти до конца вашего листа.


7. С помощью карандашей 4В и 6В нарисуйте самые темные тона. Убедитесь, что карандаши ваши поточены. Рисуйте линии близко друг к другу. 6В создаст очень темный оттенок. Если вы заметили, что переход между вашими тонами резкий, вы можете сделать его плавней, для этого добавьте еще несколько коротких линий между вашими линиями.


Посмотрите на плавный переход между тонами на рисунке ниже. Отдельные линии едва заметны, потому что они очень близко находятся друг к другу. Здесь не использовалось размазывание, хотя оно выглядит почти как непрерывный градиент. Терпение и много практики и вы сможете сделать так в последствии. Попробуйте!

8. Используйте кривые линии, чтобы нарисовать переход 10 разных тонов от светлого к темному, рисунок показывает текстуру волос. Автор разделила лист по ширине на 10 частей, чтоб вы поняли, как меняется тон, при котором каждый следующий темнее предыдущего. Кривые рисуются буквами С и U. При рисовании волос у человека и шерсти у животных изогнутые линии штриховки должны повторять контур формы головы, тела.


9. В практике используйте больше разных тонов, рисуя от светлого к темному. Ваши карандаши играют важную роль в создании штриховки. Начинающие могут использовать три или четыре карандаша. Чаще всего автор использует 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши. С полным набором карандашей от 6Н-8В, потенциальный диапазон тонов, которые можно сделать бесконечен.