В комнату вошел пожилой человек лет 30. В сорок лет жизнь только начинается! Девки, молодухи, бабы

По Интернету гуляет вот такой прогон:

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".
Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.
<<Бальзаковский возраст>> - 30 лет.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была
16-летняя дочь на выданье).
Старухе процентщице из романа Достоевского <<Преступление и наказание>>
было 42 года.
Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года,
старику мужу Анны Карениной - 48 лет (в начале описанных в романе
событий всем на 2 года меньше).
Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в <<Трех мушкетерах>>
осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Из записок 16-летнего Пушкина: <<В комнату вошел старик лет 30>> (это
был Карамзин).

Ему было тридцать четыре года - возраст угасания>>.
Поэму <<Руслан и Людмила>> Пушкин написал в 19 лет.
Великое математическое открытие гениальный Эварист Галуа сделал в 19
лет - <<группы Галуа>> (в 20 лет был убит на дуэли по политическим
мотивам). Галуа был самый молодой из великих и самый великий из
молодых.

По замыслу создателя, надёргавшего фактов в эдакий яркий пучок, прочитавший должен ужаснуться скоротекущей жизни своей, осознать, как не дорожим мы ныне годами, не то, что наши предки.
Я на эту подборку напоролся у Ксении , однако, позднее обнаружил, что бацилла уже распространилась по Тырнету, проникнув в эти ваши "Фконтакты" и "Одноглазники". Каждый перепост обрастает десятком комментов "философского" характера, вздыханиями и пр.
Собственно, меня прежде всего, смутила старуха-процентщица.

Я читал роман и сразу был уверен, что тут накосячено. Бабий век, конечно, короток, и 42 года - это не первая свежесть и, даже не вторая. Однако, называть женщину в 42 года "старухой", даже на мой циничный взгляд, несколько преждевременно.
К своему немалому удивлению, почитав комменты, я обнаружил, что оказался едва ли не первым, кто додумался открыть первоисточник. Предчуствия меня не обманули:
"Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти , с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.
-- Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, -- поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее."

"Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в «Трех мушкетерах» осады крепости Ла-Рошель было 42 года."

Дюма нигде не называет Ришелье "стариканом". Хотя бы потому, что в "Трёх мушкетёрах" Ришелье...намного моложе! Читаем:
"У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом.
Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье..."

И далее:"Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье). "
Это - чистейшей воды фантазия. Личность Сусанина вообще покрыта мраком истории, неизвестен ни возраст его, ни родители, ни социальный статус (он был не просто крестьянином, а старостой или подъячим). Однако большинство исследователей (гуглите сами, ладно?) сходятся в том, что к моменту его смерти, дочь Сусанина, Антонида уже была замужем, у Сусанина были внуки. В 32 года? Вряд ли.

Зато - маме Джульетты было не 28 лет, а МЕНЬШЕ:

Here in Verona, ladies of esteem,
Are made already mothers. By my count,
I was your mother much upon these years
That you are now a maid.

Что означает (в переводе Екатерины Савич):

Ну что ж, подумай. У веронской знати

В почете ранний брак. Я тоже, кстати,

Тебя довольно рано родила --

Моложе я, чем ты теперь, была.

А чуть раньше няня говорит, что Джульетте нет ещё 14ти. Отметим, что речь идёт о браках в среде знати, а в те неспокойные времена, даже короли, чтобы упрочить своё положение, приобрести ещё землицы или не потерять то, что уже есть, случалось, обручали потомков ещё в колыбельке. Кстати, в Вероне, "где встречают нас событья", далеко не все в восторге от моды на ранние браки. Так, старик Капулетти, отвечает Парису:

Скажу вам то, что раньше говорил!

Она ребенок. Ей в новинку свет

И нет еще четырнадцати лет.

Когда б еще два года пролетело,

Она бы для замужества созрела.

А когда Парис, всё же, наседает: "И помоложе под венец идут." - Капулетти резко его обрывает: "Зато их дети долго не живут!"

У Тынянова: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся.
Ему было тридцать четыре года - возраст угасания>>.

Загляните в повесть Тынянова "Пушкин", там автор чётко даёт понять, какое именно угасание он имеет ввиду:

"Главным лицом был, разумеется, не граф. Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года - возраст угасания.

Время нравиться прошло,
А пленяться, не пленяя,
И пылать, не воспаляя,
Есть дурное ремесло.

Морщин еще не было, но на лице, удлиненном, белом, появился у него холод.Несмотря на шутливость, несмотря на ласковость к щекотуньям, как называл он молоденьких, - видно было, что он многое изведал."

Весьма точно замечено. В 34 года действительно, на каждую бабу не кидаешься. В этом возрасте мужчина начинает ценить в женщине шарм, класс, если угодно. И понимает, что дама с шармом - явление весьма редкое, а другие ему просто не нужны. И влечение потихоньку угасает...

"Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года"
Очевидно, я должен подпрыгнуть на стуле от радости узнавания и понимающе закивать головой... "Каренину" читал кто-нибудь? На всякий случай, напоминаю сюжет: Сравнительно молодая московская фифа, живущая на полном мужнином обеспечении, сбагрившая единственного ребёнка хорошей няне, измучена фитнесом, соляриями, клубами и бутиками. Чтобы как-то развеять смертельную скуку, она заводит интрижку с молодым, продвинутым курсантом из культурной столицы. Курсант, в свою очередь, сыт по горло от 17-летних дурищ, которые гроздьями вешаются на него на дискотеках и которых, как бы незаметно, подсовывают ему знакомые мамашки. Курсанту хочется чего-то с перчиком и солью, пусть даже и бэушного. Бабах! Всё у них закрутилось и привело к неизбежному финалу: он подлец, ему нужно было только одно, для неё жизнь утратила смысл и она умирает, наглотавшись таблеток, бросившись под поезд...
Где тут сенсация? Да, конечно - когда нас, 17-18 летних дрищей заставляли это читать, Каренина и Вронский казались нам страшно взрослыми и серьёзными дядькой и тётькой. Но сейчас-то - неужели мы не понимаем, что таких историй по Москве и области - в месяц до сотни?
Я никоим образом не намерен преуменьшить значение "Анны Карениной" для русской литературы. В поступках толстовских героев есть нерв и характер, но, вот чего в них нет - так это дешёвой сенсации.

Ну и, на десерт - совсем лёгкое: Пушкин написал, Галуа открыл. Да, написал. Ага, открыл. Есть и более яркие примеры: Моцарт в 10 лет зашибал деньгу концертами, что твоя Леди Гага. Это, кстати, по поводу "самый молодой из великих и самый великий из молодых."
Нужно понять простую вещь: эти парни - гении. У них свой век, они живут иной природой. Переживаете, что в 19 лет ничего не сделали "на века"? Вспомните о том, что мало кто из ярких звёзд сиял до 40ка лет. То есть, если вы считаете, что к 20ти годам должны войти в историю - готовьтесь после 30ти выйти из жизни и лечь в уютный гробик. Готовы? То-то...
Что же из этого следует? Следует жить. 19ть вам или 69ть. Во все времена возраст воспринимался одинаково: всегда 20летние были ещё мальчиками, а 60летние - стариками. Так пребудет и впредь.

Признаюсь сразу, -не мои розыски.
Прочитала сама-прослезилась... Или поржала?
Как жить то дальше будем, старушки?

В общем, жалко народ:

Возраст - дело относительное...

Л. Стивенсон:"Еле шаркая ногами и покашливая, в комнату вошел дряхлый 50 летний старик"...

Наткнувшись на эту фразу, стал копать в литературе 19 века и еще ранее...

Но вначале обнаружил у защитника детей Астахова (в наши дни) "женщина в 25 лет уже покрыта глубокими морщинами"

Матери Джульетты было 28.

16-летний Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30".

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".

Тынянов: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года, возраст угасания".

Старухе процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42
года.
Здесь, как подсказывают в комментариях, автор данного текста фальшивит. Уточняют, что сей дамочке было 60 лет.

Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, старику мужу
Анны Карениной - 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на 2 года
меньше). Вронскому было 28 лет ("начинающий плешиветь" - так Толстой описывал его).

Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трех мушкетерах" осады
крепости Ла-Рошель было 42 года.

У Толстого про "княгиню Мариванну, старуху 36 лет".

У Лермонтова в повести "Княгиня Лиговская": "Главным ее недостатком была бледность, как у всех петербуржских красавиц, и старость, девушке уж исполнилось 25. На радость нашим местным джентльменам."

В 19 веке брачный возраст был для женщин 15-17 лет.

Чехов: "На свадьбе младшей сестры Манюси 18 лет у старшей ее сестры Вари случилась истерика. Потому что этой старшей было уже 23, и время ее уходило, а может быть, уже ушло..."

Гоголь: "дверь нам открыла старуха лет сорока".

В те времена в русской литературе сплошь и рядом можно было прочесть, как женщина лет 30-35 надевала чепец, аки старушка, и вывозила на бал 15-летнюю дочь-невесту.

Не случайно Татьяна Ларина в свои 18 лет уже считалась почти старой девой, и потому тетушки-нянюшки-кумушки сетовали: "Пора, пора бы замуж ей, ведь Оленька ее моложе".

У Ги Бретона, который описывает французскую историю на любовных примерах, не только женщины считались пожилыми в 25 лет, но и мужчины в 30. Рожали тогда лет в 13-14, иногда в 12. Поэтому у 15-летней матери любовники менялись как перчатки и она смотрела свысока на 20-25-летнюю старуху. С тех пор времена изменились в истерично-целомудренную сторону (разительная разница в возрасте, когда теряют девственность).
Еще, например, в другой литературе тех лет можно встретить выражения: "в комнату вошел глубокий старик с клюкой 40-ка лет отроду, его поддерживали под руки молодые мужчины 18 лет" или " она жила так долго, что придворные уже и не знали сколько этой фройлине лет. На самом же деле эта дряхлая женщина умерла в 50 лет от старости, а не от болезни".

Или: "Король объявил своей королеве, что ссылает ее до смерти в монастырь ввиду старости. Он нашел себе молодую жену 13 лет, которую хочет сделать своей королевой. Обливаясь слезами, жена бросилась в ноги к своему повелителю, но старый король (ему было 30 лет) был непреклонен, он объявил ей о беременности своей новой возлюбленной"

Зюскинд "Парфюмер":
"... мать Гренуя, которая была еще молодой женщиной (ей как раз
исполнилось двадцать пять), и еще довольно миловидной, и еще
сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове,
и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем
серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть,
пять или десять лет..."

Основную идею создателей «Москва слезам не верит» высказала главная героиня фильма Катерина. А я хочу напомнить о Пушкине и его «Евгении Онегине».
А кстати: Ларина проста, но очень милая старушка;(Гл. третья.ст.четвертый).
Кто-нибудь когда-нибудь задумывался почему Ларина пусть и простая, и милая, но старушка-то?
А вот меня это всегда смущало.
(Гл.вторая. всеобщее знакомство) О будущей «старушке»:… в то время был еще жених ее супруг, но по неволе, она вздыхала по другом.
…. (который) был важный франт, игрок и гвардии сержант.
Как он, она была одета всегда по моде и к лицу:
Но, не спросясь ее совета, девицу повели к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе, разумный муж уехал вскоре в свою деревню…..
Предполагаю, если Пушкин ни о какой-либо деятельности супруга(кроме деревенской сытой жизни)после женитьбы не сообщает, значит воинское звание он уже имел(для достижения требуется достаточно большой промежуток времени) и поэтому делаю вывод, что ему могло быть около сорока (м.б. и больше) на тот момент.
Смиренный грешник Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир(!)…(эпитафия).
Ну а жена, явно была моложе и даже возможно на много. Потому и скорее, «не спросясь» девицу повели к венцу, как бы чего не натворила от придуманной любви, начитавшись романов и наслушавшись глупостей от московской кузины; сержант-то, не спроста, крутится поблизости. Думаю, что девице не было и двадцати(а м.б.и того меньше) лет.
Жизнь в провинции, тем более, в деревне стирает многие условности, упрощается мышление(чего ради выставляться в одежде, манерах и словах на показ, кроме нас-то никого, все свои и такие же, так чего выделяться), вся жизнедеятельность человека сводится к оптимальному минимуму самого необходимого(причем в спокойствии: обилии пищи и сна нет никаких ограничителей, куда и для чего спешить, торопиться) круга(набора) операций(все происходит сегодня – как и вчера, и завтра как сегодня; для кого-то замкнутый, в своей обыденности круг, но это и есть реальная жизнь). Чисто из своих наблюдений сделала такой вывод:, что бы женщина очень сильно постарела, да так, что окружающие видели в ней старуху, нужно, чтобы или жизнь в целом была непосильно тяжелой, суровой, причем беспросветная безысходность/безнадега (надежда она все равно смягчает морщинки тихой улыбкой) или сиюминутный страшной силы удар по ЦНС – как-то вдруг жестокая болезнь или страшное известие/сообщение(осознание безысходности ситуации). Но Пушкин описывает нам быт и жизнь семьи Лариных, просто на зависть, благополучными.
…. и обновила наконец на вате шлафор и чепец… супруга всего лишь раздобрела от сытой и размеренной деревенской жизни, она сменила узкий корсет на теплое нижнее белье, а прозрачный пеньюар на ватный ночной халат. Нормальное решение, очень правильное для жизни, где хвастаются иными успехами, возможностями, приобретениями. Тем более, что ….муж любил ее сердечно, в ее затеи не входил. Во всем ей веровал беспечно, а сам в халате ел и пил.
Не знаю откуда, но почему-то знаю, что Татьяне на момент знакомства с (читателем) Онегиным было примерно девятнадцать лет, а Ольге - чуть больше шестнадцати. Не сложные арифметические вычисления, пусть даже и приблизительные, и получается, что Лариной (их матери, кстати об имени: Pachett - Прасковья???) было около сорока (а м.б.и меньше). Почему же на момент знакомства с (читателем) Онегиным Пушкину она представляется старухой? В романе он признается, что ему самому около тридцати (гл.шестая, описание сцен дуэли) и неужели же тридцатилетнему мужчине, любителю женщин, сорокалетняя Ларина видится такой уж древней? Предполагаю, что сработал фактор отсутствия лоска, блеска, гордости и надменности, ну и, естественно, вне моды и времени наряды «провинциальной простоты». Возможно столичная ее ровесница, этакая светская «Грандекобра», произвела бы на гостя совершенно иное впечатление???

В наши дни бабками обычно называют пожилых женщин старше 70 лет, и это является не слишком уважительным по звучанию синонимом слова «старуха». Но в старину на Руси возрастные критерии были несколько иными.

Девки, молодухи, бабы

В XIX столетии девушки выходили замуж рано, в 15-17 лет. В 20 лет они считались уже «перестарками». В 35 у женщин были уже взрослые дети, и порой они становились бабушками. Кстати, это нашло отражение и в русской классике. К примеру, у Гоголя мы читаем: «Дверь нам открыла старуха лет сорока». Лев Толстой упоминает в одном из произведений про «княгиню Мариванну, старуху 36 лет».

Ничего удивительного тут нет. Продолжительность жизни в те времена была куда короче, чем теперь, и далеко не каждый доживал хотя бы до сорока лет. Кстати, по одной из версий, слово «сорок» означает «срок». Примерно столько изначально было отпущено человеку. А дальше уже зависело от состояния здоровья и различных обстоятельств.

На Руси статус женщины всегда четко связывался с её возрастом. Так, юных незамужних девушек звали девками или девицами. Молодых замужних женщин звали молодухами. После рождения ребенка женщина становилась бабой. Конечно, это касалось только женщин низшего сословия, крестьянок или крепостных.

Происхождение слова «бабка»

Само слово «баба» известно ещё с языческих времён. Оно присутствует во многих славянских, а также тюркских языках, и всегда имело множество значений. Например, «бабами» называли языческих каменных идолов.

Есть версия, что термин «баба» пришёл из санскрита. Слог «ба» означает «жить», «существовать», «быть», «всегда», «сейчас». Со старославянского «баба» переводится как «врата жизни».

Однако, согласно другой, гораздо более популярной гипотезе, происхождение у русских слова «баба» такое же, как у слов «мама», «няня», «тятя»: маленьким детям просто свойственно удваивать слоги, и «ба» превратилась в «бабу».

Возможно, так малыши называли женщин в семье, старших по возрасту, в отличие от матерей. «Мама» кормила их грудью, а «баба» - нет.

От слова «баба» родилось и слово «бабка». В этимологическом словаре Крылова говорится: «Это общеславянское слово образовано от существительного баба (в значении “мать отца или матери”) с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, но со временем стало восприниматься как самостоятельное слово, обозначающее родство». «Старая женщина, старуха», - так трактует значения слова автор другого этимологического словаря - Шанский.

Кого называли «бабками» на Руси?

Итак, первоначально, видимо, так звали бабушек, то есть слово обозначало степень родства. Но позднее так стали называть и других пожилых женщин. Причём вряд ли бабками их начинали называть с конкретного возраста. Скорее, тут имел значение статус женщины. Скажем, если у неё уже были взрослые дети, внуки, если закончился детородный период, то она имела полное «право» называться «бабкой».

Существует также теория, что «бабкой» могли называть мудрую, знающую женщину. Традиционно на Руси звали «бабами» и «бабками» знахарок, ворожей, повитух. Некоторые даже умудрялись совмещать все эти «обязанности».

Как сообщает этнограф Листова в работе «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX - 20-е годы XX века)», в соответствии с традициями роль повивальной бабки могли исполнять только женщины рожавшие, но уже пережившие менопаузу, не живущие половой жизнью, желательно вдовые. Считалось, что в таком случае не будет проблем с «повитыми» детьми.

Вы думаете, Пушкин тут не осознавал, что писал?))) Думаю, что он мог не задумываться о точном возрасте матери героини.И откуда мы можем точно знать ее возраст? Может, эта женщина вышла замуж в 28 лет, как Евпраксия Вульф, с которой дружил Пушкин? Может, на ней женился 50-летний вдовец, за которого уже не пошла бы молоденькая. Или другой вариант. В жизни была велика детская смертность. Может, выйдя замуж в 23 года эта женщина родили сперва трех сыновей за 6 лет - и все умерли в младенчестве... И вот в 30 она и родила дочь, а та выжила. ( Я хочу сказать, Пушкин мог писать, просто вспоминая знакомых девушек и их матерей (и не определяя точный возраст) - а в жизни... Мало ли как в жизни бывало?)))
Когда мы сейчас употребляем выражение "бальзаковский возраст", мы постоянно забываем, что речь идет о женщине за тридцать, а не пятидесятилетней Я всегда так и понимала "бальзаковский возраст", как у Бальзака.))) А еще слово "нимфетка" понимают неправильно, называя так, например, 15-летних и старше.
klavir На днях специально проверила, про то, что Смердяков - брат Карамазовым, в начале книги ни слова Когда же я с этим спорила?
Но там, кстати, можно догадаться.))) Я сама догадалась, помнится.))) "У плетня, в
крапиве и в лопушнике, усмотрела наша компания спящую Лизавету. Подгулявшие
господа остановились над нею с хохотом и начали острить со всею возможною
бесцензурностью. Одному барченку пришел вдруг в голову совершенно
эксцентрический вопрос на невозможную тему: "можно ли дескать, хотя кому бы
то ни было, счесть такого зверя за женщину, вот хоть бы теперь, и пр.". Все
с гордым омерзением решили, что нельзя. Но в этой кучке случился Федор
Павлович, и он мигом выскочил и решил, что можно счесть за женщину, даже
очень, и что тут даже нечто особого рода пикантное, и пр. и пр.... еще с чрезмерною веселостью, и наконец пошли все прочь своею
дорогой. Впоследствии Федор Павлович клятвенно уверял, что тогда и он вместе
со всеми ушел; может быть так именно и было, никто этого не знает наверно и
никогда не знал, но месяцев через пять или шесть все в городе заговорили с
искренним и чрезвычайным негодованием о том, что Лизавета ходит беременная,
спрашивали и доискивались: чей грех, кто обидчик? Вот тут-то вдруг и
разнеслась по всему городу странная молва, что обидчик есть самый этот Федор
Павлович.... молва
прямешенько указывала на Федора Павловича и продолжала указывать. ... Окрестили и назвали Павлом, а по отчеству
все его и сами, без указу, стали звать Федоровичем. Федор Павлович не
противоречил ничему и даже нашел все это забавным, хотя изо всех сил
продолжал от всего отрекаться."